» »

Тактико - техническая характеристика пожарных автомобилей. Конструкция пожарной машины зил Насос пожарной машине зил 131

06.11.2019

Пожарные автоцистерны выходят на основе самых различных серийных автомобилей. На их платформу на конвейере спецпредприятий устанавливается спецоборудование и необходимые инструменты. Однако самое широкое распространение в России получили шасси героя нашего рассказа - грузовика ЗИЛ.

Преимущества пожарного ЗИЛа

Итак, почему же на обеспечении в пожарных расчетах стоит именно ЗИЛ:

  • Автомобиль очень неприхотлив как в эксплуатации, так и в обслуживании.
  • Машину можно использовать в самых разных погодных и климатических условиях.
  • Пожарный ЗИЛ - весьма маневренный транспорт, что помогает поставить его в удобном для тушения месте.
  • Если сравнивать с другими автомобилями подобного класса, то сходу можно отметить компактность ЗИЛа. Отчего машина может заезжать даже в относительно узкие пространства.
  • Неприхотливость к типу и качеству заливаемого топлива. Доступны как бензиновые, так и дизельные вариации, которые возможно заменить на газобаллонное оборудование. Последнее предполагает большую экономию на обслуживании этого служебного транспорта.
  • Запчасти, как и ремонт этого авто - сравнительно незначительные растраты. Более того, починка ЗИЛа не требует обращения в специализированные сервисные центры - в большинстве случаев с ней справляется и штатная бригада автомехаников.
  • Разумное сочетание стоимости и качества, что не получается сказать о многих остальных пожарных машинах.
  • Продуманная конструкция шасси, адаптированная к работе в реальных условиях.

Средние технические характеристики

Самыми востребованными пожарными машинами ЗИЛ считаются модели:

  • 2,5/40;
  • 3/40;
  • 3,5/40;
  • 4/40.

Познакомимся поближе с техническими характеристиками спецтранспорта в таблице. Для примера будем использовать классику модельного ряда ЗИЛ-130 (пожарный) - А-40 (131).

Общие данные
Тип платформы ЗИЛ-131
Длина/ширина/высота 7,64/2,5/2,95 м
Масса 11 т
Наивысшая скорость 80 км/ч
Экипаж 7 человек
Колесная формула 6х6
Распределение общей массы
Передний мост/задняя тележка 2,98/8,17 т
Лафетный ствол
Наименование модели ПЛС-П20
Растрата воды 19 л в секунду
Кратность пены на выходе из лафетного ствола 6
Вместимость
Бака с пенообразователем 170 л
Цистерны с водой 2,4 т
Сигнал тревоги
Сирена Электрическая либо газовая
Пеносмеситель
Разновидность Эжектор водоструйный
Уровень производительности по пене по кратности десяти 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5 м 3 /мин.
Всасывающее устройство
Тип Воздушный или газоструйный эжектор
Наибольшая высота всасывания 7 м
Временной промежуток заполнения насоса водой (при условии: высота всасывания - 7 м, длина/диаметр всасывающего рукава - 8 м/125 мм)

55 секунд - для эжектора,

30 секунд -для вакуумного струйного насоса

Пожарный насос
Вариация модели ПН-40УВ
Тип Одноступенчатый центробежный
Напор 100 м
Подача 40 л/сек.
Частота вращения 2700 оборотов/мин.
Максимальная/контрольная высота всасывания 7/3,5 м

Теперь поговорим конкретно о модельных рядах пожарных ЗИЛов.

Модель 130

Самая распространенная модель этой пожарной техники - ЗИЛ 130. Было выпущено более 10 вариантов автомобиля, самым популярным из которых стал ЗИЛ 130 АЦ 40 - 63Б.

Посмотрим на отличительные черты этого модельного ряда:


Модель 131

Разработанная в 1968 г., эта серия тоже была довольно популярной - выпускалась в 1970-1984 гг. Имелось два исполнения - 137 и 137А.

Пройдемся по особенностям:

  • Объем цистерны для воды - 2,4 т.
  • Бак для пены - 150 л.
  • Двигатель - 150 л.с.
  • Расход топлива - 40 л/100 км.
  • Уникальная система подогрева воды за счет выхлопных газов.
  • Управление лафетным стволом в ручном режиме. Дальность водной струи - 60 м, пены - 50 м.
  • Поворот лафетного ствола - +90... -20 градусов по вертикали.

Красно-белого цвета пожарный ЗИЛ, мчащийся на вызов или возвращающийся в гараж, наверное, видел каждый из нас. Как мы убедились по техническим характеристикам и выявленному ряду преимуществ данной машины, она еще долго будет состоять на службе у российских пожарных частей - из-за своей универсальности, неприхотливости и полного соответствия условиям выполняемой работы.

К средствам технической службы относится пожарная техника, в состав которой входят пожарные машины, пожарно-техническое вооружение (ПТВ), а также средства связи, освещения и другое пожарное оборудование . Основным видом пожарной техники являются пожарные автомобили (ПА).

В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные

Основные пожарные автомобили предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения и подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения: аэродромные, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобили первой помощи.

Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре. Перечень специальных работ приводится в Боевом уставе пожарной охраны.

К вспомогательным пожарным автомобилям относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства.

1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ

АКП - 30 /камаз/

Пожарные коленчатые подъемники предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.


Подразделения, вооруженные коленчатыми подъемниками во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества, работу лафетного ствола закрепленного в корзине автоподъемника, управление которым осуществляется с земли, а также для подачи пены средней кратности на высоту.

АКП - 30

Тип шасси - КамАЗ

Габаритные размеры, мм:

Длина – 14300

Ширина - 2500

Высота – 3600

Максимальная скорость – 100 км/ч

Угол подъема – 90 град.

Высота подъема – 30 м

Грузоподъемность люльки – 350 кг

Ширина между крайними точками опоры –5,5 м

АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 53/мерседес/

Поворотная лестница ДЛ 53 К/Ф представляет собой спасательное транспортное средство с подъемной платформой, которое используется в первую очередь для спасания людей, тушению пожаров и обеспечения технической поддержки.

Достигаемая высота спасания составляет приблизительно 53 метра.

Конфигурация лестница ДЛ 53

1.Лестница;

2.крепление;

3.Ходовой механизм;

В качестве шасси используется шасси с передним рулевым управлением типа Мерседес Бенц. Двигатель обеспечивает передвижение автомобиля и перемещение специальных приспособлений.

Кабина водителя и отделения команды обеспечивает место для водителя, помощника водителя и команды до 4 человек имеется две двери.

Рабочая платформа состоит из нержавеющего, нескользящего жесткого алюминиевого покрытия, а внешний кожух выполнен из стального листа. Складывающаяся лестница – стремянка установлена в задней части платформы слева. Рабочие органы пожарного насоса расположены на платформе слева. Доступ в левый и правый отсеки для хранения осуществляется через встроенные жалюзи.

Ходовой механизм соединен с основанием ходового механизма и шасси автомобиля посредством зубчатого колеса. Оно обеспечивает вращение на 360 градусов соединения шасси и крепления узла лестницы. Привод осуществляется посредством ходового механизма с гидравлическим управлением.

Пульт управления расположен с внешней левой стороны ходового механизма и состоит из панели управления и сиденья оператора.

Лестница состоит из 6 секций, 5 из которых могут телескопически выдвигаться и убираться. Нижняя секция лестницы вращается на оси крепления лестницы. Секции лестницы выполнены из замкнутых стальных полых профилей квадратного сечения, а нижние пояса выполнены из специальных гнутых профилей.

Работа поворотной лестницы в целом состоит из следующих функций:

Подъем /наклон;


Вращение;

Выдвижение / уборка;

Выравнивание на местности

От уровня земли лестницы может быть поднята максимально на 75 градусов.

Лестница может быть опушена максимально на минус 12 градусов ниже уровня пола

Поворотная лестница может непрерывно вращаться на 360 градусов, м если она поднята приблизительно на 30 см под углом 7 градусов от положения покоя.

Лестница выдвигается и убирается при помощи 4 гидравлических цилиндров.


Обеспечение оптимальной работы лестницы при вызовах необходимо соблюдать следующие инструкции:

1. Температура окружающей среды в гараже лестницы должна быть минимум + 5 0С;

2. Проводить обслуживание и ремонт через интервалы определяемые заводом – изготовителем;

3. проверять приспособления и запасные части на их комплектность и правильность хранения;

4. Соблюдать инструкции завода – изготовителя;

5. Каждый раз перед выездом необходимо убедится, что лестница полностью убрана, надежно закреплена на опоре и замок лестницы закрыт.

Выбор площадки для установки лестницы:

1. Установить автомобиль на выбранной площадке как можно ближе к объекту на котором будет использована лестница / расстояние не должно быть менее 9 метров;

2. Проверить твердость грунта и неровности площадки, обращая внимание на:

Задние колеса автомобиля или гидравлические цилиндры опорной системы не должны располагаться на мягком грунте, закрытых люках или крышках гидрантов.

Боковой наклон поворотной лестницы на неровном грунте не должен превышать 7 градусов.

Подъем по лестнице

При подъеме по лестнице следует соблюдать следующие меры предосторожности:

Перед завершением маневров лестницей установите секции, чтобы секции были выровнены по оси;

Командир лестницы должен убедиться в том, что лестница находиться в правильном вертикальном положении, на наклоненную лестницу, поднятую чем на 40 градусов нельзя подыматься, если лестница находится без нагрузки.;

По лестнице нельзя подниматься до тех пор, пока не будут завершены маневры;

На пульте управления лестницей всегда должен находиться оператор во время подъема по лестнице, необходимо постоянно следить за индикатором нагрузок и опорной системой.;

в ночное время площадка должна быть освещена

Каждый поднимающийся по лестнице должен быть хорошо знаком с рабочими и предохранительными устройствами лестницы и должен иметь страховочный пояс;

По лестнице нужно взбираться равномерными шагами и не слишком быстро;

При спасательных операциях, человек, которого спасают должен быть либо привязан веревкой к верху лестницы или же спасатель спускается по лестнице впереди спасаемого человека;

При маневрах лестницы, на лестнице не должно находиться люди.

АВАРИЙНО _ СПАСАТЕЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Техническая характеристика АСА

Шасси УАЗ 452

Число мест 3 ;

Скорость,км/ч 95 ;

1.Комплект гидравлического инструмента

« ЛУКАС»:

Электростанция «Bosh» - 1 ;

Гидронасос с электроприводом - 1;

Гидронасос ручной - 1 ;

Цилиндр гидравлический LSR - 1 ;

Ранорасширитель LSР – 1 ;

Режущее устройство LS – 1 ;

Гидравлические шланги - 2 ;

Галагеновые прожектора – 2 ;

2.Комплект гидравлического инструмента «Эконт»:

Насосная станция НС «ХОНДА» - 1 ;

Ручной гидравлический насос Н – 80 ;

Расширитель – ножницы с насадкой для открывания стальных дверей - 1 ;

Гидроцилиндр ЦС –2 - 1 ;

Комплект приспособлений к гидроцилиндру

А) ось – 2 ;

Б) струбина – 1 ;

В) крюк - 2 ;

Г) серьга – 2 ;

Д)цепи –2 ;

Е) завхат - 1 ;

Гидравлические шланги - - 4 ;

3.Радиостанция «MOTOROLA»

4. Сигнально – громкоговорящая установка СГУ – 80 , Элект – 1 ;

5.Катушка кабельная – 1 ;

6.Резак – 1 .

АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 30 / ЗИЛ 131/

Пожарная автолестница предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.

Подразделения, вооруженные автолестницами во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества.

АЛ –модель Л22)

Тип шасси - ЗИЛ – 131

Габаритные размеры, мм:

Длина – 9800

Ширина - 2500

Высота – 3160

Масса с полной нагрузкой, кг – 10500

Наименьший радиус поворота, м – 10,2

Максимальная скорость. км/ч – 80

Мощность двигателя. кВт (л. с.) –

Расход топлива на 100 км. л – 40

Запас хода по топливу, км – 400

Емкость топливного бака, л – 170

Длина полностью выдвинутой лестницы, м: без дополнительного колена – 30,2

с дополнительным коленом – 32,2

Максимальный угол поворота колен – неограничен

Время выполнения маневров лестницы, с:

Подъем колен на 75 – 30

Выдвигание колен на полную длину - 30

Поворот колен в право на 90 – 15

Грузоподъемность лифта, кг - 180

АВТОМОБИЛЬ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ / АСО – 8/

Пожарные автомобили связи и освещения предназначены для освещения места работы пожарных подразделений на пожарах и обеспечения связи управления и информации. Они доставляют к месту пожара боевой расчет и комплект специального оборудования для обеспечения связи и освещения на месте пожара.

Подразделения вооруженные автомобилем связи и освещения может обеспечить связь управления с помощью переносных радиостанций, громкоговорящей установки, телефонной связи, связь информации с помощью автомобильных радиостанций и телефона, подключаемого к АТС, а также освещение четырех – шести боевых позиций при работе подразделений по тушению пожара. Данный автомобиль может использоваться в качестве электростанции, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструменты. Подача электроэнергии осуществляется от генератора, установленного непосредственно на автомобиле, либо от городской электросети. Вблизи от автомобиля связи и освещения, как правило располагается штаб пожаротушения.

АСО – 8 (66)

Шасси - ГАЗ – 66- 01

Число мест боевого расчета – 5

Габаритные размеры, мм:

Длина – 5655

Ширина – 2322

Высота –2880

Масса, кг 5780

Максимальная скорость, км/ч – 85

Контрольный расход топлива, л – 24

Запас хода по топливу, км – 870

Генератор:

Марка – ЕСС5 – 62 – 42 – М - 101

Напряжение,В – 230

Мощность, кВТ – 8

Прожектор стационарный:

Тип – ПКН – 1500

Напряжение, В – 220

Мощность,В - 1500

Лампа накаливания - КН – 220 – 1500

Прожектор переносной:

Марка ПКН – 1500

Напряжение, В – 220

Мощность,В - 1500

Число, шт - 4

Кабель магистральный

Средства связи:

Стационарные радиостанции

Радиус – 40 км

Переносные –6 шт.

Установка громкоговорящая.

АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 30 / ПМ 512/

Пожарная автолестница предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.

Подразделения, вооруженные автолестницами во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества.

АЛ – 30 ПМ 512

Тип шасси - Камаз

Высота полностью выдвинутой лестнице при угле 75 - не менее 30 м;

Рабочая нагрузка на вершину не прислоненной лестницы:18 м – 350 кгс; 24м - 100 кгс;

Грузоподъемность автолестницы/ кран / - угол 30 – 75 0 – 2000 кг;

Рабочий диапазон от –7 до + 75 ;

Угол поворота не менее 360 0;

Ширина в ТС - 2500 мм;

Высота в ТС – 3800 мм;

Длина в ТС – 11000 мм;

Тип шасси – полноприводное;

Число мест для боевого расчета – 3 ч;

Максимальная скорость – 70 км/ч;

Средний срок службы - 11 лет

АР – автомобиль рукавный, АШ – автомобиль штабной, АТСО – автомобиль техники и связи.

2.ОСНОВНЫЕ.

АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ /АА/

Пожарные аэродромные автомобили пред предназначены для обеспечения пожарно-спасательной службы на стартовой полосе аэродрома, тушение пожаров в самолетах и вертолетах , работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолетов, потерпевших аварию, а также для тушения пожаров на объектах в районе аэропортов. Автомобили служат для доставки к месту аварии самолета или вертолета боевого расчета, пожарного оборудования и подачи в очаг пожара воды, ВМП, высокоэффективных огнетушащих порошков, хладонов и жидких бромэтиловых составов. Аэродромные автомобили, укомплектованы бензиномоторными дисковыми пилами ПДС – 400 , предназначенными для вскрытия фюзеляжей самолетов. Для тушения пожаров в закрытых помещениях, отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространствах, а также на электроустановках, находящихся под напряжением, автомобили оборудованы огнетушащими установками СЖБ и порошковыми огнетушителями.

Тактико – техническая характеристика АА – 60

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 2,5 – 40 /ЗИЛ –131/

В настоящее время подразделения пожарной охраны оснащены современными средствами спасания людей и тушение пожаров, которые позволяют им выполнять задачи в самых сложных условиях обстановки на пожарах.

Отделение, вооруженное автоцистерной, автонасосом или насосно-рукавным автомобилем, является первичным тактическим подразделением пожарной охраны,способно самостоятельно выполнять отдельные задачи по тушению пожара, спасанию людей, защите и эвакуации материальных ценностей.

Основным тактическим подразделением пожарной охраны является караул, состоящий из двух и более отделений на основных пожарных автомобилях. В зависимости от специфики охраняемого района или объекта караулы могут быть усилены одним или несколькими отделениями на специальных или вспомогательных пожарных машинах.

Автоцистерна пожарная АЦ – 2,5 –ПМ – 548 А.

Полная масса – 10280 кг;

Тип кабины – сдвоенная;

Тип шасси – полноприводное;

Мощность двигателя – 110(150) кВТ (л. с);

Число мест – 6 ;

Производительность насоса – 40л/с;

Базовое шасси – ЗИЛ – 433440 ;

Наибольшая высота всасывания – 7,5 м;

Максимальная скорость – 80 км/ч;

Длина – 7000 мм;

Ширина 2500 мм;

Высота 2800 мм;

Вместимость емкости – 2500 л;

Вместимость пенобака – 200 л;

Полный срок службы – 10 лет

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 5– 40/КАМаЗ/

Автоцистерна пожарная АЦ – 5 – 40 ПМ 524

Масса – 15600 кг;

Число мест - 7 ;

Высота всасывания – 7,5 м.;

Длина – 8500 ; Ширина – 2500 ; высота 3100 мм;

Вместимость емкости 5000 л;

Вместимость пенобака 400 л;

Срок службы – 10 лет.

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 7– 40/КАМаЗ/

Автоцистерна пожарная АЦ – 7 – 40 ПМ 524

Масса – 18255 кг;

Число мест - 7 ;

Напор ПН – 100 м; производительность – 40л/с;

Высота всасывания – 7,5 м.;

Максимальная скорость движения – 80 км/ч;

Длина – 8500 ; Ширина – 2500 ; высота 3400 мм;

Вместимость емкости 7000 л;

Вместимость пенобака 700 л;

Срок службы – 10 лет.

АНР – автомобиль насосно – рукавный. ПНС – пено-насосная станция, АГВТ – автомобиль газоводяного тушения, АВ – пенного тушения,

Пожарный ЗИЛ считается самым распространенным и эффективным автомобилем в отечественных автопарках МЧС. Он быстро передвигается, перевозит специализированные приспособления, необходимые для ликвидации пожаров. По сравнению с другими марками грузовиков быстрого реагирования машина на шасси ЗИЛ неприхотлива в обслуживании, удобна в эксплуатации, адаптирована к разным условиям, отличается хорошей проходимостью и маневренностью на сложных участках при относительном минимуме пространства.

Конструкция

В устройство пожарной машины входят шасси ЗИЛ и пожарные надстройки с таким оборудованием:


  • салон для боевого расчета;
  • насосы;
  • автомобильные лестницы;
  • резервуары для огнетушительных материалов;
  • отделения для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

На платформе в ложементах прикрепляется цистерна для жидкости, на консолях кронштейна — кузов. В цельной металлической кабине предусмотрено 7 мест для бойцов и водителя. Позади цистерны на надрамнике встроен пожарный насос. Механизм приводится в действие карданными валами от КОМ на коробке передач.

Пожарная установка состоит из насоса, коллектора, пеносмесителя и напорных задвижек. В отсеке имеется бак для пенообразования. Автоцистерна укомплектована дополнительным электрическим оборудованием для освещения и сигнализации.

ЗИЛ-130

Чаще всего встречается автоцистерна АЦ-40-63Б на базе ЗИЛ-130 — модернизированная версия АЦ-30(130)-63А. По сравнению с предыдущей моделью емкости цистерны и пенобака увеличились, кузов стал более широким, не устанавливались декоративные накладки на колесных арках, напорные патрубки спрятаны внутрь и закрыты лючками.


В процессе серийного производства цистерн постоянно вводились конструкционные изменения. Так, сначала в машинах имелась «низкая юбка», которая формировала колесную арку. С конца 80-х на дверь насосного отсека не устанавливалось окно, затем задняя стенка была выпрямлена и более не изгибалась.

Конструкционные особенности современной пожарной машины АЦ-40-63Б следующие:

  • 2-рядная 4-дверная кабина с панорамным ветровым стеклом;
  • цистерна для воды — 2360 л и бак для пены на 170 л;
  • стальной кузов с отделениями для ПТВ и пеналами для всасывающих рукавов;
  • одноуровневый центробежный насос ПН-40УА заднего положения или одноступенчатый нормального давления насос НЦПН-40/100;
  • крепление для катушки рукавов РК-4А.

Для увеличения проходимости на ведущий мост машины устанавливаются арочные шины, на бампер — лебедка.

ЗИЛ-131

АЦ-40(131)-137 имеет такую конструкцию:


  • улучшенная 2-рядная 4-дверная кабина с большими прямоугольными окнами в дверях;
  • наличие установки подогрева воды в цистерне выхлопными газами;
  • бензиновый карбюраторный двигатель А-76;
  • центробежный одноступенчатый пожарный насос ПН-40УВ;
  • водоструйный эжекторного типа пеносмеситель ПС-5;
  • газоструйный или воздушный всасывающий механизм;
  • защитные решетки на окнах в случае массовых беспорядков для разгона толпы.

Технические характеристики пожарной машины АЦ-40-63Б:


  • Мощность мотора — 110 л. с.
  • Максимальная скорость езды — 90 км/ч.
  • Длина напорных рукавов — 348 м.
  • Площадь тушения пеной средней кратности — 83 м².
  • Производительность насоса — 40 л/с.
  • Напор — 100 м.
  • Число ручных стволов — 6 шт.
  • Запас напорных рукавов — 18 шт.
  • Топливный бак — 150 л.
  • Расход топлива на 100 км — 41,5 л.

Габариты:

  • длина — 7680 мм;
  • ширина — 2500 мм;
  • высота — 2780 мм.

Тактико-технические характеристики ( :


Учебные вопросы:

Классификация пожарных автомобилей по полной массе, проходимости и назначению.

Назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения.

Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарным автомобилям.

Различают основные транспортные средства:

Основное отличие заключается в следующем:

  • машины общего назначения используют для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах.
  • машины целевого назначения используют для тушения пожаров на промышленных и специальных объектах и предприятиях (нефтебазы, аэродромы, склады).

общего назначения:

автоцистерны

автонасосы

пожарные насосные станции

– все автомобили первой помощи, используемые для ликвидации и локализации пожара на начальной стадии и проведения аварийно-спасательных работ.

Эти машины используются для доставки расчета, огнетушащих веществ, аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения к месту возгорания, ведения основных действий по пожаротушению, спасанию людей и материальных ценностей.

Основные транспортные средства пожаротушения целевого назначения:

– аэродромные пожарные машины

– Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения

Для осуществления руководства всем пожаротушением используют штабные автомобили:

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от величины допустимой полной массы:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс)

средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);

тяжелые с полной массой свыше 14000 кг

Пожарные аэродромные автомобили S- класса

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от проходимости:

  • категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

2. Назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения.

АЦ предназначены:

    Для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования, запаса огнетушащих веществ;

    Подачи воды, воздушно-механической пены или раствора смачивателя (как с установкой на водоисточник так и без установки на водоисточник) к месту пожара;

  • -использования как промежуточной емкости при перекачке;
  • -подвоза воды.

Общее устройство автоцистерн

  1. Двигатель с измененной системой выпуска выхлопных газов.
  2. Шасси.
  3. Кабина водителя и боевого расчета.
  4. Специальный кузов с отсеками.
  5. Емкости для воды и пенообразователя.
  6. Пожарный насос с пеносмесителем.
  7. Вакуумная система (изменение в системе выхлопа базового автомобиля).
  8. Дополнительная трансмиссия на пожарный насос (изменения в силовой передаче базового автомобиля)
  9. Система дополнительного охлаждения.
  10. Система дополнительного обогрева (изменение в системе выхлопа базового автомобиля).
  11. Сдвоенное управление сцеплением и газом из насосного отсека.
  12. Дополнительное электрооборудование.

Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают:

  • цистерны для воды
  • баки для пенообразователя
  • пожарные насосы с трансмиссиями к ним
  • водопенные коммуникации
  • приводы управления механизмами

Цистерна для воды

Бак для пенообразователя в основном располагается в заднем отсеке

Пенобак снабжён люком, позволяющим вести обслуживание

Доступ к нему осуществляется через заливную горловину

Пожарные насосы

– Устанавливаются в закрытых отсеках пожарных автомобилей, в которых во время работы обеспечивается положительная температура.

Водопенные коммуникации пожарных автомобилей особенно на старых машинах, как правило, изнашиваются в один момент, поэтому чаще всего требует полного ремонта с заменой. Водопенное оборудование – это сложная система, делать её нужно в совокупности, но возможна и подетальная замена отдельных частей.

Приводы управления механизмами

Для осмотра и технического обслуживания цистерны должны иметь:

  • -люки диаметром более 450 мм;
  • Внутри цистерн для гашения колебаний жидкости должны устанавливаться волноломы;

    цистерны должны быть приспособлены для заполнения водой насосом АЦ или другим насосом;

  • цистернах необходимы устройства, предотвращающие создание избыточного давления при их заполнении.

1 – шасси автомобиля Урал; 2 – ствол лафетный;

3 – цистерна; 4 – отсек размещения ПТВ;

5 – насосный отсек; 6 – насосная установка

Наряду с АЦ, насосно-рукавные автомобили являлись наиболее распространенным типом пожарных автомобилей, однако, в последние десятилетия по различным причинам, их популярность в пожарной охране, и как следствие распространенность заметно снизились. На сегодняшний день даже в крупных городах сложно встретить пожарные автомобили такого типа стоящие на вооружении подразделений.

АНР предназначены:

    для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования, запаса пенообразователя и пожарных рукавов

  • подачи воды и ВМП к месту пожара с установкой на водоисточник.

Общее устройство АНР (особенности устройства АНР в отличие от АЦ):

  1. Отсутствие цистерны для воды.
  2. Более широкий комплект ПТВ.
  3. Больше мест боевого расчета.
  4. Увеличенный объем бака для пенообразователя.

Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ.

Пожарные насосные станции

ПНС предназначены:

  • забора воды из открытых водоисточников
  • подачи воды или раствора пенообразователя к лафетным стволам или к месту пожара для создания резервного запаса воды

Общее устройство

  1. Базовое шасси автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131. Шасси удлинено на 500 мм. Регулируется давление воздуха в колесах шин.
  2. Кузов ПНС-110(131)-131 состоит из деталей оперения и собственно кузова, расположенного за кабиной водителя – цельнометаллический.
  3. Под капотом кузова на специальной подмотороной раме закрепленной к раме шасси – установлен двигатель 2Д12Б с муфтой сцепления для отключения насоса. Сцепление с пневмоуправлением от тормозной системы ЗиЛ-131 (дублирующее – механическое® рычаг). Двигатель с насосом соединен карданным валом.
  4. Пожарный насос ПН-110 (монтируется на задней части рамы).
  5. Вакуумная система.
  6. Для облегчения подъема и опускания всасывающей линии в водоем имеется приспособление, состоящее из:- ручной лебедки;- трубы;- растяжек.

7.Дополнительное электрооборудовани

8 Пожарное оборудование:

ПНС (130) ПМ-2Д12Б
МАРКА ШАССИ ЗИЛ-130 (6х6)
3
МАКСИМАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ВЫСОТА., М 30
МАКСИМАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ВЫЛЕТ, М 16
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ НЕ ПРИСЛОНЁННОЙ ЛЕСТНИЦЫ, КГ 160
ПОЛНАЯ МАССА, КГ 1000080
ГАБАРРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ 10100х2500х3200
СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ 11

Автомобили первой помощи

АПП предназначены:

  • для доставки к месту пожара боевого расчёта
  • пожарно-технического вооружения
  • аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования
  • проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств

Устройство Автомобилей первой помощи:

  1. шасси;
  2. кузова с отсеками для ПТВ;
  3. выдвижной кассеты;
  4. бака для воды;
  5. отопительной установки;
  6. мачты телескопической;
  7. дополнительного электрооборудования
  8. .комплекта аварийно-спасательного пожарно-технического вооружения.
ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ
МАРКА ШАССИ ГАЗ-33023 (4×2)
ЧИСЛО МЕСТ ДЛЯ БОЕВОГО РАСЧЁТА, ШТ 5
ВМЕСТИМОСТЬ ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ВОДЫ, м3 0,5
МАРКА МОТОПОМПЫ НЕТ ДАННЫХ
НАПОР, М 400
ПОЛНАЯ МАССА, КГМАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ 3500100
ГАБАРРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ 5550x2000x2700
СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ НЕТ ДАННЫХ

Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарным автомобилям.

Требования к конструкции, техническим характеристикам и иным параметрам пожарных автомобилей устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Виды шасси пожарных автомобилей:

  • Колесная
  • Гусеничная

Устройство пожарных машин (размещение агрегатов, систем управления, пожарно-технического вооружения, боевого расчета и др.) должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при тушении пожара, а также безопасность во время движения, при техническом обслуживании и ремонте.

Схема размещения и узлы крепления пожарно-технического вооружения должны обеспечивать надежность его фиксации, оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и установке.

Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В.

Специальный звуковой сигнал имеет изменяющиеся основную частоту звучания. Продолжительность цикла ее изменения составляет от 0, 5 до 6 секунд.

оздается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был введен на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости, проходящей через цент источника излучения света. Для ПА, созданных на шасси грузовых автомобилей допускается уменьшения угла видимости сигнального маяка до 180 градусов, но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА. При необходимости допускается установка на ПА двух проблесковых маяков. Если при размещения маяка на крыше автомобиля элементы крепления находятся с внутренней стороны кабины, то должна быть исключена возможность травмирования личного состава по детали крепления.

Конструкция кабины водителя и салона боевого расчета должна обеспечивать поддержание температуры воздуха внутри кабины и в салоне на уровне требований нормативно-технической документации на конкретные типы пожарных машин.

Выхлоп отработанных газов не должен быть направлен в сторону расположения органов управления насосом, автолестницей.

Конкретные числовые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот на рабочем месте водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или уровней звуковой мощности в октавных полосах частот, создаваемых другой пожарной техникой, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

Конкретные числовые значения вибрационных характеристик в виде ВХ-1 – для водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или в виде ВХ-2 – для другой пожарной техники, не имеющей встроенных рабочих мест, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

Стандарт, распространяющийся на машины конкретного вида может представлять собой испытательный код по вибрации и, кроме того, включать в себя следующие разделы(пункты):

  1. методы снижения вибраций машины (использования оптимальной конструкции машины или применение защитных устройств) с указанием эффективности метода и процедуры подтверждения этой эффективности;
  2. средства индивидуальной защиты от вибрации, которые могут быть использованы при работе с машиной;
  3. требования к предоставлению информации, связанной с вибрационной безопасностью машины, в эксплуатационных документах.

Температура поверхностей работающих агрегатов (механизмов) внутри кабины водителя и салона боевого расчета, подверженных нагреву и доступных для прикасания, не должна превышать 45 °С.

Двери кабины водителя и салона, а также дверцы отсеков кузова пожарных машин должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным на крышах кузовов или платформах пожарных машин, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких машин должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

Пожарные машины должны быть оборудованы лестницами или подножками, если высота пола кабины или платформы более 400 мм от земли. В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм. На гусеничных машинах наличие лестниц или подножек не обязательно. Ступени лестниц и подножка должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни. Ширина ступени должна быть не менее 150, глубина – не менее 125 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 400 мм. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы. Пожарные машины, монтируемые на гусеничном шасси, должны иметь на всю ширину дверных проемов кабины рифленую площадку, закрывающую гусеницу на всю ее ширину.

Органы управления на рабочем месте необходимо устанавливать так, чтобы их рукоятки при любом положении рычага находились в пределах зоны досягаемости оператора с учетом обеспечения его безопасности. После прекращения воздействия на органы управления, которые не фиксируются в рабочем положении, они должны автоматически возвращаться в нейтральное положение. Органы управления должны быть скомпонованы с учетом установленного для пожарных машин конкретного типа порядка ручных операций, исключать лишние движения оператора. Размеры и форма органов управления, допускаемые усилия воздействия и размещение их в зоне работы оператора должны удовлетворять эргономическим требованиям.

Конструкция пневмо- и гидросистем, а также рабочих органов пожарных машин в случае их повреждения должна быть безопасной при обслуживании.

Система пневмопривода

1,2 – цилиндр управления лафетным стволом; 3 – цилиндр управления сцеплением; 4 – клапан Ду-32; 5 – клапан Ду-90; 6 – клапан Ду-125; 7 – клапан Ду-150; 8 – клапан Ду-50; 9 – распределитель с электроуправлением; 10 – клапан ограничитель;

11 – воздушный баллон; 12 – компрессор; 13 – фильтр; 14 – регулятор давления; 15 – манометр; 16 , 17 – пневмораспределители с электроуправлением; 18 – дроссель с обратным клапаном; 19 – ниевмоглушитель

Пожарные автомобили должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности в соответствии с «Правилами дорожного движения», а также средствами индивидуальной защиты от поражения электрическим током.

Правила содержания и обслуживания пожарной техники.

  • 1. Пожарные автомобили следует содержать в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, которые должны иметь отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны.
  • 2. Не разрешается снимать с пожарных автомобилей пожарно-техническое вооружение и использовать пожарную технику не по назначению.
  • 3. Пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарнотехническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.
  • 4.За каждой , приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. На предприятии должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.
  • 5.Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения.
  • 6.Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

АЦ - 4 - 131

Автоцистерна вместимостью 4 куб.м. на шасси автомобиля ЗИЛ-131.
Цистерна принята на снабжение в 1971 году.

НАЗНАЧЕНИЕ:
Предназначена для транспортирования и временного хранения жидкости.

ПРОИЗВОДСТВО:
Производилась Реутовским заводом строительного оборудования

МОДИФИКАЦИИ:
АЦ-4-131М

ОПИСАНИЕ:

Автоцистерна АЦ-4,0-131 выполнена на шасси автомобиля ЗИЛ-131.
Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает: цистерну, кабину управления, пеналы, агрегаты и узлы гидравлической системы, систему контроля налива жидкости, электрооборудование, запасной инструмент и принадлежности.
Цистерна стальная, калиброванная и является мерой полной вместимости. Оборудование цистерны включает: горловину, отстойник и отсек, расположенный сзади цистерны и закрываемый двумя дверками. Отличительной особенностью цистерны является низкая горловина, в связи с чем для компенсации температурного расширения перевозимых жидкостей предусмотрен компенсационный бачок.
Крепление цистерны к раме шасси автомобиля ЗИЛ-131 выполнено болтами. Кабина управления установлена между кабиной водителя и цистерной и прикреплена к кронштейнам рамы шасси и к цистерне. На передней стенке кабины управления установлен кронштейн, к которому прикреплен держатель запасного колеса автомобиля. Кабина управления представляет собой цельносварной каркас из стандартного проката, обшитый листами из стали Ст. 3. Из поддона кабины управления предусмотрен слив жидкости. Слева, справа и сверху кабина управления имеет по одной двери для доступа к технологическому оборудованию гидравлической системы автомобиля-цистерны. В закрытом положении двери запирают замками. Боковые двери в открытом положении фиксируются упорами. Все двери обшиты листами из алюминиевого сплава и уплотнены резиновой прокладкой. В пеналах, установленных по бокам цистерны, размещается по три рукава Ду-75 мм длиной 3 м каждый. Кроме этого, в заднем отсеке уложены два рукава Ду-38 мм длиной 9 м каждый.
Для контроля количества находящейся в цистерне жидкости имеется механический указатель уровня.
Система электрооборудования, устанавливаемая на автомобиле-цистерне, позволяет контролировать предельный уровень налива жидкости с получением светового и звукового сигналов, дублирование ламп аварийного перегрева охлаждающей жидкости и аварийного падения давления масла, подсветку колеи автомобиля и освещение кабины управления.
Автомобиль-цистерна оборудован комплектом запасных частей, инструментом, принадлежностями и противопожарным оборудованием.
Гидравлическая система АЦ-4,0-131 включает: насос СВН-80; перепускной клапан; всасывающий, напорный, сливной и откачивающий трубопроводы; фильтр предварительной очистки; задвижки и вентили. Управляют ею вручную с помощью механической передачи.
Насос прикрепляют к поддону кабины управления. Режим работы насоса изменяют ручным приводом газа, устанавливаемым в ящике с левой стороны автомобиля-цистерны. Для контроля частоты вращения, определения суммарной наработки насоса в часах и дистанционного управления сливом жидкости насос дорабатывают.
Арматура включает стандартные задвижки Ду-65 мм, Ду-50 мм и вентили Ду-20 мм. Трубопроводы технологической обвязки на АЦ-4,0-131 выполнены из стальных труб ø 75х2 мм и 56х2 мм с антикоррозийным покрытием их внутренней поверхности.
Трубопроводы всасывающий и напорный служат для заполнения цистерны и выдачи из нее жидкости как своим насосом, так и посторонними перекачивающими средствами. Приемо-выдающие патрубки этих трубопроводов выведены на левую сторону автомобиля-цистерны. Фильтр предварительной очистки устанавливают в отстойнике цистерны и прикрепляют к напорно-всасывающей трубе. Сливной трубопровод предназначен для слива жидкости из цистерны самотеком.
На АЦ-4,0-131 можно выполнять следующие сливо-наливные операции:
- заполнение цистерны и слив из нее жидкости своим насосом;
- заполнение цистерны и слив из нее жидкости посторонними перекачивающими средствами;
- перекачку жидкости, минуя цистерну;
- слив жидкости из рукавов в цистерну и выдачу жидкости из цистерны через раздаточные краны.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Шасси: ЗИЛ-131
Габаритные размеры, мм: 6856х2455х2480
Вес, кг:
- без загрузки: 7060
- с загрузкой: 10365
Эксплуатационная емкость цистерны, л: 4100
Производительность раздаточной системы, л/мин: 500
Насос, тип: СВН-80
Привод насоса: от двигателя автомобиля
Рукава:
- приемные (диаметр, длина, количество): 75х3х3
- раздаточные (- « -): 38х9х2
Раздаточный кран, тип: АК-38
Время заполнения цистерны своим насосом, мин: 12
Время слива жидкости самотеком, мин: 10
Обслуживающий персонал, чел.: 1

Автомобиль-цистерна АЦ-4,0-131:

1 — подготовленное шасси; 2 —кабина управления; 3 — цистерна; 4 — крышка горловины; 5 — пенал; 6 — электрооборудование; 7 — задний буфер; 8 — цепь заземления; 9 — заднее крыло; 10 — ящик рычага управления газом; 11 — ящик ЗИП; 12 — запасное колесо; 13 — огнетушитель; 14 — глушитель.

Цистерна изготовлена из стали Ст. 3 с последующим нанесением антикорозионного покрытия на внутреннюю поверхность.