» »

Лёгкий артиллерийский тягач "Комсомолец". Лёгкий артиллерийский тягач "Комсомолец" Трактор транспортер т 20 комсомолец

03.05.2020

Это конечно не танк, а танкетка, служившая в роли артиллерийского тягача. Во многом несовершенная на момент поступления в армию, но между тем.

Советский гусеничный бронированный артиллерийский тягач межвоенного периода - Т-20 "Комсомолец"

Исторические сведения.

Трак-то-р-транс-пор-тёр Т-20 «Ком-со-мо-лец» был раз-ра-бо-тан в кон-це 1936 го-да в Мо-ск-ве в кон-ст-рук-тор-ском бю-ро за-во-да №37 под ру-ко-во-дством H.A. Ас-т-ро-ва с ис-поль-зо-ва-ни-ем уз-лов и аг-ре-га-тов ма-ло-го пла-ваю-ще-го тан-ка Т-38. Опыт-ный об-ра-зец бы-ст-ро-ход-но-го трак-то-ра-транс-пор-те-ра, по-лу-чив-ше-го за-во-дское обо-зна-че-ние "0-20", был из-го-тов-лен в НА-ТИ в 1937 го-ду. Он пред-на-зна-чал-ся для об-слу-жи-ва-ния раз-ных час-тей и под-раз-де-ле-ний про-ти-во-тан-ко-вой, а так-же пол-ко-вой ар-тил-ле-рии.

В ав-гу-сте-сен-тяб-ре 1937 го-да бы-ли про-ве-де-ны вой-ско-вые ис-пы-та-ния трак-то-ров, ко-то-рые пред-на-зна-ча-лись к ис-поль-зо-ва-нию в РККА в ка-че-ст-ве ме-ха-ни-че-ской тя-ги ар-тил-ле-рии для бук-си-ро-ва-ния ар-тил-ле-рий-ских ору-дий раз-лич-ной мас-сы. Ис-пы-та-ния вы-яви-ли ряд су-ще-ст-вен-ных не-дос-тат-ков и по-ка-за-ли, что при-ня-тые на снаб-же-ние ар-мии сред-ст-ва ме-ха-ни-че-ской тя-ги не от-ве-ча-ли тре-бо-ва-ни-ям ар-тил-ле-рии, а не-ко-то-рые из них не мог-ли быть ис-поль-зо-ва-ны без су-ще-ст-вен-ных пе-ре-де-лок. Ис-пы-та-ни-ям бы-ли под-верг-ну-ты гу-се-нич-ные тя-га-чи "Ко-мин-терн" и "Ком-со-мо-лец", сель-ско-хо-зяй-ст-вен-ные трак-то-ры С-60 и СТЗ-3.

Трак-то-р-транс-пор-тер "Ком-со-мо-лец" ока-зал-ся при-год-ным для бук-си-ров-ки 45-мм про-ти-во-тан-ко-вой пуш-ки об-раз-ца 1932 го-да и 76,2-мм пол-ко-вой пуш-ки об-раз-ца 1927 го-да, од-на-ко у не-го бы-ли об-на-ру-же-ны та-кие не-дос-тат-ки, без уст-ра-не-ния ко-то-рых его нель-зя бы-ло при-ни-мать на снаб-же-ние ар-тил-ле-рии. Так, на-при-мер, во вре-мя дви-же-ния грязь из-под гу-се-ниц трак-то-ра от-бра-сы-ва-лась на ору-дие, ко-то-рое за-гряз-ня-лось до та-кой сте-пе-ни, что для при-ве-де-ния его в бое-вое со-стоя-ние тре-бо-ва-лось до 2 ча-сов вре-ме-ни и на-ли-чие во-ды. Кон-ст-рук-ция бук-сир-но-го при-спо-соб-ле-ния ока-за-лась не-при-год-ной, то-п-лив-ный бак да-вал течь, дол-го-веч-ность гу-се-ниц Т-20 бы-ла не-дос-та-точ-ной, ино-гда про-ис-хо-ди-ло са-мо-вы-клю-че-ние треть-ей пе-ре-да-чи и де-муль-ти-п-ли-ка-то-ра, име-лись не-по-лад-ки в ра-бо-те дви-га-те-ля (про-би-ва-ние про-кла-док го-лов-ки бло-ка, течь мас-ла че-рез саль-ни-ки ко-лен-ча-то-го ва-ла и др.).

На ос-но-ва-нии всех ре-зуль-та-тов ис-пы-та-ний бы-ла со-став-ле-на таб-ли-ца тя-го-во-ско-ро-ст-ных ха-рак-те-ри-стик трак-то-ров, бук-си-ро-вав-ших ору-дия. Со-об-щая на-чаль-ни-ку Ге-не-раль-но-го шта-ба о ре-зуль-та-тах ис-пы-та-ния ука-зан-ных ма-шин, ко-ман-дую-щий ар-тил-ле-рии РККА пи-сал: "Ско-ро-сти дви-же-ния ар-тил-ле-рии на ме-ха-ни-че-ской тя-ге, по-лу-чен-ные при ука-зан-ных вы-ше кон-ст-рук-ци-ях ору-дий и трак-то-ров, со-вер-шен-но не-удов-ле-тво-ри-тель-ны (за ис-клю-че-ни-ем пол-ко-вых и про-ти-во-тан-ко-вых на трак-то-рах ти-па "Ком-со-мо-лец"). Их не-об-хо-ди-мо уве-ли-чить в 2-3 раза, для че-го все-мер-но фор-си-ро-вать ра-бо-ты по усо-вер-шен-ст-во-ва-нию ма-те-ри-аль-ной час-ти ору-дий и трак-то-ров со-от-вет-ст-вен-но ут-вер-жден-ным так-ти-ко-тех-ни-че-ским тре-бо-ва-ни-ям. Кро-ме от-ме-чен-ных не-дос-тат-ков трак-то-ров, име-ет-ся еще мно-го, хо-тя и мел-ких, по так-же су-ще-ст-вен-но сни-жаю-щих бое-вую го-тов-ность ар-тил-ле-рии на ме-ха-ни-че-ской тя-ге".

По ре-зуль-та-там раз-ных вой-ско-вых ис-пы-та-ний кон-ст-рук-ция трак-то-ро-в-транс-пор-те-ров Т-20 "Ком-со-мо-лец" бы-ла усо-вер-шен-ст-во-ва-на в по-сле-дую-щих двух се-ри-ях. По-сле ор-га-ни-за-ции и на-ча-ла се-рий-но-го про-из-вод-ст-ва по-лу-бро-ни-ро-ван-ный трак-то-р-транс-пор-тер "Ком-со-мо-лец" стал по-сту-пать на ос-на-ще-ние РККА.

Се-рий-ное про-из-вод-ст-во трак-то-ра-транс-пор-те-ра "Ком-со-мо-лец" бы-ло ор-га-ни-зо-ва-но на за-во-дах №37 и ГАЗ в 1937-1941 го-дах. В хо-де се-рий-но-го про-из-вод-ст-ва трак-то-ра Т-20 в его кон-ст-рук-цию вно-си-лись су-ще-ст-вен-ные из-ме-не-ния, в свя-зи с чем ма-ши-на бы-ла вы-пу-ще-на в трех се-ри-ях, от-ли-чав-ших-ся ме-ж-ду со-бой уст-рой-ст-вом гру-зо-вой плат-фор-мы, си-де-ний, смот-ро-вых при-бо-ров и при-спо-соб-ле-ний, свя-зан-ных с обес-пе-че-ни-ем нор-маль-но-го тем-пе-ра-тур-но-го ре-жи-ма ра-бо-ты дви-га-те-ля и улуч-ше-ни-ем хо-до-вой час-ти.

Про-из-вод-ст-во ма-ши-ны бы-ло пре-кра-ще-но в кон-це ию-ля 1941 го-да в свя-зи с рас-ши-ре-ни-ем про-грам-мы за-во-да №37 по вы-пус-ку лег-ких тан-ков. Все-го за го-ды се-рий-но-го про-из-вод-ст-ва бы-ло вы-пу-ще-но 7780 бро-ни-ро-ван-ных трак-то-ров.

По-лу-бро-ни-ро-ван-ные трак-то-ры-транс-пор-те-ры Т-20 "Ком-со-мо-лец" по-лу-чи-ли ши-ро-кое при-ме-не-ние в Крас-ной Ар-мии и сыг-ра-ли за-мет-ную роль в ее мо-то-ри-за-ции.

Впо-след-ст-вии по-лу-бро-ни-ро-ван-ные трак-то-ры-транс-пор-те-ры мо-де-ли Т-20 "Ком-со-мо-лец" ак-тив-но при-ме-ня-лись со-вет-ским ко-ман-до-ва-ни-ем в бо-ях на ре-ке Хал-хи-н-Гол, в со-вет-ско-фин-лянд-ской, а так-же в Ве-ли-кой Оте-че-ст-вен-ной вой-нах.

На 1 сентября 1942 года в армии осталось 1662 машины. При отсутствии других тягачей они применялись и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, работая с перегрузкой. Кроме того, летом 1941 года при обороне и нанесении контрударов, тягачи «Комсомолец» иногда использовались, как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Использовали «Комсомольцев» и партизаны — они оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченными автомобильными запчастями.

Технические характеристики.

Классификация.................Бронирован ный артиллерийский тягач
Боевая масса, т.................3,5
Экипаж, чел......................2
Десант, чел.......................6
Годы разработки..........................1936 — 1937
Годы производства......................1937 — 1941
Годы эксплуатации......................1937 — 1945
Количество выпущенных, шт.......7780
Длина корпуса, мм.................3450
Ширина корпуса, мм...............1860
Высота, мм..............................1580 (по кабине)
Тип брони................................... .......Стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.........................10
Борт корпуса, мм/град........................7
Корма корпуса, мм/град......................7
Пулемёты................................ ............1 × 7,62-мм ДТ
Тип двигателя.........................ГАЗ-М, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с........50
Скорость по шоссе, км/ч..........50
Запас хода по шоссе, км..........250
Удельная мощность, л. с./т......14

Достаточно много говорят о том, что в РККА не уделялось внимания механизации войск, уповали на лошадей. Но уже с 1936 года идет сокращение кавалерийских частей и формирование на их основе бронетанковых войск. Повышалась и механизация армии, а именно артиллерии.

Одно из средств повышения мобильности создание специальных тягачей поля боя, которые могли бы сразу перевезти экипаж и боекомплект к огневой позиции, возможно и под огнем противника, а в последующем сопровождать наступающие войска. Предполагалось иметь в составе каждой стрелковой дивизии как минимум 60 тягачей этого типа. Один из них артиллерийский бронированный тягач Т-20 «Комсомолец».

Разработчик: КБ Астрова. Год начала работ: 1936. Год выпуска первого прототипа: 1937.

Боевая масса - 3,5 т. Экипаж - 2 чел. Десант - 6 чел.

Бронирование: Лоб - 10 мм, борт и корма - 7 мм.

Двигатель: ГАЗ-М, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя - 50 л. с. Скорость по шоссе - 50 км/ч Запас хода по шоссе - 250 км.

Преодоление препятствий: подъём - 32 градуса без прицепа стенка - 0,47 м ров - 1,4 м брод - 0,6 м

Тягачи Т-20 использовались до конца Второй мировой войны в том числе и в качестве легких танков/танкеток и даже орудийных платформ РККА и как трофеи армиями Германии, Финляндии и Румынии.

Созданию Т-20 предшествовала целая череда экспериментов. В качестве временного решения как тягачи использовали танкетки Т-27, снятые с эксплуатации строевых частей. Более удачной попыткой стало создание в 1935 году тягача-транспортера “Пионер”, на основе британского «Виккерса», от которого позаимствовали схему ходовой части. Машина получилась неплохой, но слишком тесной и с минимальным бронированием корпуса. Армию машина не устроила и сразу после начала серийного производства “Пионеру” стали искать замену. Проектированием нового артиллерийского тягача теперь занялось КБ НАТИ под руководством Н. А. Астрова. Используя опыт, накопленный при создании плавающих танков Т-37А и Т-38, “астровцы” предложили проект на качественно новом уровне, предусмотрев полное бронирование кабины механика-водителя и командира-стрелка.

Корпус тягача, конструктивно делился на три части. Спереди размещалась трансмиссия заимствованная у грузового автомобиля ГАЗ-АА. Далее располагалось отделение управления, защищенное бронированной надстройкой. Место водителя находилось с левого борта. С правого борта находилось место командира машины, который также выполнял обязанности пулеметчика. Единственный пулемет ДТ калибра 7,62-мм размещался в шаровой установке справа и имел небольшой сектор обстрела, являясь скорее курсовым. Патронные ящики, рассчитанные на 1008 патронов, размещались на двух стеллажах.

Моторное отделение располагалось в средней части корпуса. Здесь устанавливался 4-цилинровый бензиновый двигатель ММ-6002 (доработанный ГАЗ-М) мощностью 50 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения, с карбюратором "Зенит", экономайзером и обогатителем. Максимальная емкость двух топливных баков составляла 121,7 литра, причем на основной приходилось 115 литров, а дополнительный вмещал до 6,7 литра горючего. Моторный отсек закрывался броневым капотом с откидными крышками. Грузовое отделение размещалось над двигателем за броневой перегородкой. Как и на “Пионере” его разделили на две секции с трехместными сидениями, каждая из которых закрывалась бронированными крышками. Инженерами был предусмотрен следующий вариант их использования. Будучи повернутыми наружу, сидения образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.

Бронирование корпуса было дифференцированным. Лобовые бронелисты, защищавшие трансмиссионный отсек и отделение управления, имели толщину по 10 мм. Борта и корма закрывались 7 мм бронёй. Практически все броневые листы соединялись на металлическом каркасе при помощи заклепок и болтов. От попадания снарядов 10-мм броня не спасала, но надежно защищала от пуль и осколков.

При движении по шоссе максимальная скорость Т-20 доходила до 50 км/ч. С буксируемым 2-тонным прицепом и полной массе 4100 кг скорость снижалась до 40 км/ч, а среднетехническая составляла 15-20 км/ч, в зависимости от типа покрытия дороги. На бездорожье скорость снижалась до 8-10 км/ч, но при этом Т-20 мог двигаться с креном 40° и валить деревья диаметром до 18 см. Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°. Неприятным моментом был большой выброс грязи из-под гусениц тягача, «благодаря» чему буксируемое орудие приходилось приводить в порядок после марша.

Производство тягачей Т-20 развернули с декабря 1937 года на заводе №37, где также изготовлялись плавающие такни Т-38 и комплектующие к ним, а также на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. Благодаря простой конструкции и унификации отдельных её элементов выпуск готовой продукции проходил высокими темпами. В результате получилась очень интересная ситуация - на 1 января 1941 года заказчик в лице РККА принял 4401 машину трех серий (20,5% парка специальных тягачей), при по положенных по штату 2810. К 22 июня 1941 года общее количество тягачей составляло уже 6700 единиц. Машина оказалась простой в эксплуатации и надежной в техническом плане. До августа было собрано 7780 машин, абсолютно большая часть из которых попала на фронт.


После всех доработок и внесенных изменений, можно сделать вывод, что Т-20 оказался вполне годной машиной. Небольшой, быстрый (по меркам того времени), маневренный, он использовался не только как тягач, но и заменял собой танкетки и бронеавтомобили при проведении разведки. В начале войны конструкторским бюро В. Г. Грабина на базе тягача была разработана противотанковая артиллерийская самоходная установка, вооруженная 57-мм пушкой. Под обозначением ЗИС-30 около ста этих установок использовались в артиллерийских противотанковых батареях танковых бригад. Использовали «Комсомольцев» и партизаны - они оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченными автомобильными запчастями. Наши противники тоже по достоинству оценили «Комсомольца», и трофейные машины использовались как Вермахтом, так и союзниками Германии. В целом же - очень неплохая и полезная машинка получилась. Всю войну Т-20 протаскал "сорокапятки" и "полковушки", а после войны фактически стал прообразом МТ-ЛБ.

Полоса 1

  • Заголовок в газете: Когда Мамаев - Павел-спаситель

    В пятницу, 19 октября, состоялось судебное заседание по делу Александра Кокорина и Павла Мамаева - в итоге суд не изменил меру пресечения футболистам. Игроки на время следствия остаются в СИЗО до 8 декабря. Тем временем мы узнали об истории из жизни Павла Мамаева, о которой он сам никому не рассказывал. Встретиться с нами согласилась Ирина Малышева, для которой футболист и его жена Алана стали ангелами-хранителями.

  • Заголовок в газете: Директор Добрынина: «Вячеслав жив. Абсолютно точно»

    Любимый многими эстрадный певец и замечательный композитор, народный артист России Вячеслав Добрынин, по некоторым данным, был срочно госпитализирован в Москве. В СМИ появилась информация о том, что у Добрынина инсульт. За комментариями мы обратились к директору артиста Сергею Карпову.

  • Заголовок в газете: Россия - страна ракет и миллиардеров

    Зато мы делаем ракеты, и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей. Cловами из песни Визбора советские граждане гордо отвечали на вызовы общества потребления. C тех пор Енисейская ГРЭС и балет утратили актуальность. Из прежних предметов гордости на сегодняшний день у нас остались ракеты (некоторые, правда, падают). Но, к счастью, не только ими мы можем гордиться. К ракетам прибавилось и кое-что новое. Это «кое что новое» - наши российские миллиардеры.

  • Заголовок в газете: Крым оплакал и похоронил

    На площади Ленина в Керчи прошла церемония прощания с погибшими во время трагедии в политехническом колледже. Среди огромной массы людей были раненые во время атаки керченского стрелка студенты с забинтованными руками и ногами, на каталках - они отпросились из больницы, чтобы проводить товарищей и учителей в последний путь. После церемонии траурный кортеж направился на городское кладбище. Большинство жертв массового расстрела похоронят на центральной аллее.

  • Заголовок в газете: Мария Максакова: «Я - как лошадь, в которую впились гиены»

    Квартира в Киеве, где проживает певица Мария Максакова, подверглась нападению девяти воинственных людей, намеревавшихся выселить певицу с малолетним ребенком и его няней из жилища. Максакова рассказала нам о подоплеке случившегося и об истории со своим неожиданным замужеством. Накануне в Киеве прибывшая полиция арестовала налетчиков, а медийное пространство бурно обсуждает теперь скандал, в котором оказался замешан Денис Панаитов.

  • Заголовок в газете: Боровск признали временно несносным

    В городе Боровске Калужской области приостановлен снос ряда исторических зданий в центре города. За историческую застройку вступилась местная интеллигенция и градозащитный «десант» из Москвы - они убедили мэра Боровска повременить со сносом. Логика краеведов простая: если планомерный снос старой застройки удастся в Боровске - рядовая дореволюционная застройка пойдет под снос по всей стране.

Полоса 2

  • Заголовок в газете: Крепкие узбекские объятия

    Владимира Путина Ташкент встретил неласковой погодой (на днях здесь даже шёл снег), зато традиционным восточным горячим гостеприимством. По всему городу развесили узбекские и российские флаги. «Вы слегка преувеличиваете мой вклад в историю, но мы будем исполнять то, о чем мы договорились», - дипломатично заверил Путин своего коллегу, президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, назвавшего его политику «мудрой и решительной».

  • Заголовок в газете: Предпенсионер - всем рабочим пример

    Не успевшие выйти на пенсию в связи с поднятием пенсионного возраста граждане предотвратят дефицит рабочей силы, который образовался бы через несколько лет. А произошел бы он из-за уменьшения общей численности россиян: по демографическому прогнозу Росстата до 2035 года жителей нашей страны станет на 2,9 млн человек меньше. К такому выводу пришел Центробанк в очередном выпуске информационного бюллетеня «О чем говорят тренды».

  • Заголовок в газете: Премьер-министр возмездия

    Глава ДНР Денис Пушилин снял с себе полномочия премьер-министра самопровозглашенной республики и назначил на этот пост экс-сотрудника «Внешторгсервиса» Александра Ананченко, только месяц назад ставшего вице-премьером.

    ,

Полоса 3

  • Заголовок в газете: Такие дети и без охраны

    Многие вещи в нашей стране делаются по принципу: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». После трагедии в «Зимней вишне» вдруг заговорили о безопасности в торговых центрах и проводили пресс-конференции, обсуждая, не перенести ли все кинотеатры на первые этажи. Кажется, что теперь, после убийства в Керчи, все учебные заведения в стране должны охраняться как зеница ока. Так мы и думали, когда отправлялись в подмосковное Одинцово, чтобы проверить местные школы, колледжи и вузы.

  • Заголовок в газете: Психопат звонит трижды

    Можно ли было предвидеть, что 18-летний студент-тихоня пойдет на массовое убийство? Кто мог (или был обязан) это заметить? Возможно ли было избежать трагедии, если вовремя сообщить о «звоночках», о которых сегодня вспоминает окружение керченского стрелка? «МК» расспросил специалистов, стоило ли бить тревогу раньше?

    ,
  • Заголовок в газете: Убийца с богатой практикой

    В пятницу в Керчи весь день продолжались следственные действия после трагедии. Сотрудники СКР изучали здание колледжа, общались с теми, кто может пролить свет на обстоятельства трагедии. Нам стали известны детали показаний сотрудников судоремонтного завода в Керчи, где летом этого года убийца Владислав Росляков проходил производственную практику.

  • Заголовок в газете: Двуликий вождь острова свободы

    В последние дни кубинский лидер Мигель Диас-Канель устроил по крайней мере две презентации нового политического стиля. Он выступил с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, а потом пообщался с большой группой кубинских иммигрантов, проживающих в США. В результате, как решили местные СМИ, новый вождь продемонстрировал два различных лица. Во время выступления в зале ООН Диас-Канель категорически опроверг слухи о том, что он является реформатором.

Полоса 4

    Как вам перспектива: оказаться (и пребывать!) в обществе сплошных воров, убийц и проституток? Скажете: невозможно! Ибо среди кромешного кошмара непременно сыщется кто-то не желающий жить по преступным канонам. У вас может недостать смелости примкнуть к такой уж очень невыигрышной позиции, но достаточно и того, что будете знать: незамаранный отщепенец наличествует и осознанно держится в сторонке от грязи.

  • Основателя и главу сообщества стритрейсеров под названием Smotra Эрика Китуашвили Дорогомиловский суд Москвы приговорил к 4 годам 8 месяцам лишения свободы за многомиллионные махинации со страховыми выплатами. Сам видеоблогер, который, кстати, вырос в семье сотрудников МВД, до последнего вину категорически отрицал, по его словам, дело на него сфабриковали правоохранители, чтобы он перестал рассказывать о коррупции в ГИБДД.

  • Заголовок в газете: Гоша Куценко не спас «Давидыча»

    Приговор Эрику Китуашвили, известному блогеру, обвинявшемуся в мошенничестве со страховыми полисами, защита предпринимателя встретила с воодушевлением. Сегодня по решению Дорогомиловского суда общественный деятель получил 4 года 8 месяцев колонии общего режима.

  • Заголовок в газете: Виртуальный друг стал реальным убийцей

    Ученицу московского лицея, которая с конца августа этого года числилась без вести пропавшей, убил ее приятель-ровесник из Хабаровска. Тело девушки до сих пор не нашли, так как парень расчленил и разбросал части по мусорным бакам и канализациям.

    Станислав Юрьев

Полоса 5

Полоса 6

  • Заголовок в газете: Мальчика-с-пальчик - в добрые руки!

    В городе Щелково, за домом номер 7 на улице Комарова есть уютная детская площадка. Сейчас на ней шумно: куча малышей весело носится по лестницам домиков и горкам под пристальным взглядом мам и бабушек. Именно на этой площадке несколько дней назад непонятным никому образом оказался маленький мальчик Саша. Тот самый, родителей, родственников или людей, хоть что-то знающих о ребенке, сейчас разыскивают через соцсети и объявления о розыске.

«Комсомолец» — легкий полубронированный тягач переднего края, предназначенный для противотанковой артиллерии.

Предшественником «Комсомольца» был легкий тягач «Пионер», спроектированный в 1935 году в Научном автотракторном институте (НАТИ) под руководством А. С. Щеглова по образцу быстроходного американского трактора «Мармон-Херингтон» с автомобильным двигателем «Форд» V-8.

НЕДОРАБОТКИ ПРЕДШЕСТВЕННИКА

Машина была очень короткой и узкой. Масса ее составляла всего 1500 кг, скорость до 50 км/ч. Водитель сидел посередине, прямо над коробкой передач, и был прикрыт спереди защитным кожухом. За ним по бортам имелось шесть сидений, по три в ряд, установленных спинками внутрь, на которых боком, тесно, размещались бойцы орудийного расчета.

Первую партию «Пионеров» (50 единиц, по другим данным — 25) выпустили на московском заводе № 37 им. Орджоникидзе в 1936 году. А 7 ноября того же года тягачи уже приняли участие в параде на Красной площади. Производство их продолжалось по 1937 год. В войсках они не прижились из-за неустойчивости при езде и на поворотах, низких тяговых свойств и малой вместимости.

ИСПЫТАНИЯ

Проектированием нового легкого тягача занималось КБ НАТИ под руководством Н. А. Астрова. Армейские испытания «Комсомольца», проведенные в августе — ноябре 1937 года, показали, что он при условии устранения отдельных недоработок может быть принят на снабжение Красной армии. При движении по шоссе максимальная скорость доходила до 50 км/ч. С буксируемым 2-тонным прицепом и полной массе 4100 кг скорость снижалась до 40 км/ч, а среднетехническая составляла 15-20 км/ч в зависимости от типа покрытия дороги. На бездорожье скорость снижалась до 8-10 км/ч, но при этом тягач мог двигаться с креном 40° и валить деревья диаметром 18 см. Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°. При полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг — до 18°. Радиус разворота на месте составлял всего 2,4 м, что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. Тягач А-20 мог буксировать за собой прицеп грузоподъемностью 2 т, но при включении понижающей передачи демультипликатора этот показатель возрастал до 3 т. Такие показатели вполне подходили под армейские требования.

К сожалению, автомобильный двигатель, не рассчитанный для длительной напряженной работы на гусеничном тягаче, был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя. Однако других подходящих моторов тогда в СССР просто не было.

ПРОИЗВОДСТВО

Производство «Комсомольцев» развернули с декабря 1937 года на заводе № 37, где также изготавливали плавающие танки Т-38 и комплектующие к ним, а также на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ.

Благодаря простой конструкции и унификации отдельных ее элементов выпуск проходил высокими темпами. В результате на 1 января 1941 года заказчик в лице РККА принял 4401 машину трех серий (20,5 % парка специальных тягачей), при положенных по штату 2810. Далее, к 22 июня 1941 года общее количество тягачей составило уже 6700 единиц. Машина оказалась простой в эксплуатации и надежной в техническом плане. Выпуск ее мог продолжаться значительно дольше, если бы не начавшаяся война с Германией. Уже в июле завод № 37 получил заказы на легкие танки Т-40, а затем на Т-30 и Т-60. С августа «Комсомольцы» больше не выпускались. До этого времени удалось собрать 7780 машин, большинство из которых попало на фронт.

В ходе оборонительного сражения июня — августа 1941 года Западный фронт безвозвратно потерял 46 артиллерийских полков, которым не удалось выйти из окружения. Вся материальная часть, включая тягачи и трактора, была оставлена на территории, занятой противником. Одних только тягачей Т-20 было потеряно около 1 тыс. единиц. К концу Великой Отечественной войны тягачи Т-20 продолжали широко эксплуатировать лишь в составе Дальневосточного и Забайкальского военных округов, где их насчитывалось не менее 800 машин.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Используя опыт, накопленный при создании плавающих танков Т-37А и Т-38, проект КБ Н. А. Астрова предусматривал полное бронирование кабины механика-водителя и командира-стрелка.

Входе короткой эксплуатации «Пионеров» выявилась необходимость в броневой защите водителя, двигателя, радиатора и бензобака от огня стрелкового оружия, так как тягач должен работать в непосредственной близости от противника — в зоне вероятного обстрела.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Корпус тягача конструктивно делился на три части. Впереди размещалась трансмиссия. Она состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения четырехступенчатой коробки передач, одноходового демультипликатора (от автомобиля ГАЗ-AAA) для получения прямой или замедленной передач, конической главной передачи, двух многодисковых сухих бортовых фрикционов с ленточными тормозами с накладками из ферродо и двух бортовых одноступенчатых редукторов. Главный фрикцион, коробка передач и коническая главная передача были заимствованы у грузового автомобиля ГАЗ-АА. Коробка передач обеспечивала четыре передачи вперед и одну назад.

За трансмиссией находилось отделение управления, защищенное бронированной кабиной. Место водителя располагалось слева, а командира машины, одновременно выполнявшего обязанности пулеметчика, — справа. Пулемет ДТ калибра 7,62 мм размещался в шаровой установке справа и имел относительно небольшой сектор обстрела. Боекомплект, состоявший из 1008 патронов, размещался на двух стеллажах. Один стеллаж на шесть дисков находился сзади сиденья водителя. Второй, на три диска — справа от командира. Еще шесть дисков укладывались в специальных станках, а последний 16-й сразу устанавливали на пулемет. Боекомплект тягачей 3-й серии увеличили на один диск, он состоял из 1071 патрона.

Для обзора использовали люки в лобовом и бортовых бронелистах кабины, в крышках которых имелись смотровые щели, а начиная с машин 2-й серии — стеклоблоки «триплекс». В крыше кабины были выполнены два прямоугольных люка для посадки и высадки экипажа. В открытом положении они удерживались фиксаторами-крючками, а в закрытом запирались «задрайками».

Моторное отделение располагалось в средней части корпуса. Здесь устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель М-1 мощностью 50 л. с. (37кВт), оснащенный жидкостной системой охлаждения, с карбюратором «Зенит», экономайзером и обогатителем. Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. Отдельный люк под выход охлаждающего воздуха, сделанный в кормовом бронелисте, на прототипе и машинах 1-й серии прикрывался бронированными жалюзи. Максимальная емкость двух топливных баков составляла 121,7 л, причем на основной приходилось 115 л, а дополнительный вмещал до 6,7 л горючего. Моторный отсек закрывался броневым капотом с откидными крышками. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8-0,9 л. с. (0,6-0,7 кВт) или от заводной рукоятки. В системе зажигания применялась бобина ИГ-4085 и прерыватель-распределитель ИГФ-4003.

Грузовое отделение размещалось над двигателем за броневой перегородкой. В грузовом отделении вдоль продольной оси машины устанавливали два сиденья для перевозки орудийного расчета, состоявшего из шести человек. Будучи повернутыми наружу, они образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. В ненастную погоду при длительных маршах устанавливали закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м. В днище корпуса было сделано шесть круглых люков, закрываемых лючками с прорезиненными прослойками. Люки располагались под спускными пробками картера двигателя, коробки передач, демультипликатора, главной передачи, топливного бака и радиатора.

Бронирование корпуса было дифференцированным и имело рациональную форму. Лобовые бронелисты, защищавшие трансмиссионный отсек и отделение управления, имели толщину по 10 мм. Борта и корма закрывались 7-мм броней. Практически все броневые листы соединялись на металлическом каркасе при помощи заклепок и болтов. От попадания снарядов 10-мм броня не спасала, но надежно защищала от пуль и осколков.

Элементы ходовой части — опорные и поддерживающие катки, ведущие колеса и мелкозвенчатые гусеницы — заимствовали у плавающего танка Т-38. Тележки с блокированными попарно опорными катками, в отличие от танковых, имели более компактную рессорную подвеску, что позволило снизить высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчета. Первоначально задний опорный каток выполнял роль и направляющего колеса, но из-за частых случаев опрокидывания тележки, которые не удалось предотвратить установкой ограничителя, пришлось ввести отдельное направляющее колесо. К сожалению, не оправдало себя и применение в опытном порядке бесшумной резинотросовой гусеницы с металлическими плицами — она часто соскакивала.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А-ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В мощностью 60-80 Вт. Средства внешней и внутренней связи на машине не устанавливали. Наружное освещение обеспечивалось двумя фарами, закрепленными на лобовом листе корпуса, и одним габаритным фонарем на кормовом бронелисте. В боевых условиях фары снимали и укладывали внутрь корпуса.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧЕЙ Т-20 «КОМСОМОЛЕЦ»

  • Масса в снаряженном состоянии без груза, кг: 3460
  • Грузоподъемность платформы, кг: 500
  • Масса буксируемого прицепа, кг: 2000
  • Число мест в кабине: 2
  • Число мест в кузове: 6
  • Габаритные размеры, мм:
    — длина:3450
    — ширина: 1859
    — высота по кабине: 1580
    — клиренс: 300
  • Макс, скорость, км/ч: 50
  • Запас хода, км: 250

Что же, недавно вышло обновление Девятаев и в нем, наконец-то, добавили долгожданный “Отряд 2.0”, немецкие противотанковые гранаты, но для меня, пожалуй, самым важным был новенький Т-20 Комсомолец. Исторически, Т-20- это советский гусеничный бронированный артиллерийский тягач, однако, ввиду отсутствия в игре артиллерии (или по каким другим причинам) данный вид транспорта стал заменой старому-доброму ГАЗику. Статью задумывал как гайд-обзор, потому постараюсь рассмотреть его главные плюсы-минусы, объяснить тактику действия и сделать вывод стоит ли его покупать вообще.

Комсомолец открывается на 5 уровне нашивки “За вождение” и стоит 79к кредитов или же 950 голды. В принципе, не дорого, да и открывать не так-то долго. Это, пожалуй плюс. Что кидается в глаза при первом же взгляде на него? Конечно же, плохо бронированные борта, вернее вообще полное их отсутствие-это огромнейший минус. Зато отлично закрыты стрелок и водитель и это хорошо). Т-20 ездит медленнее чем ГАЗ, но, по идее, он более проходим. Из всего этого можно сказать, что он не очень-то подходит для перевозки пассажиров, разве что с респы на первую точку, но все равно не советую. Честно говоря, я даже не знаю что из пехотного транспорта является ему аналогом, т.к. Каттенкард и Виззл и близко не стоят рядом с ним. А у рожалок нет такой прекрасной защиты стрелка(что уж говорить о джипах) Лично мне он больше напомнил машину разведки, а потому и функции у него схожи. Это настоящая передвижная крепость. Он отлично подходит для обороны и поддержки атаки. То бишь, приехал, спрятался в кустах, переключился на пулеметчика, отстреливаешь врагов пока тиммейты захватывают точку, поехал дальше и опять сначала. Главное, почаще выглядывать, ведь в лоб пулеметчика снять невозможно, а вот с флангов могут и объехать. В принципе, по тактике больше и сказать-то нечего, но вот вопрос, который, наверняка терзает многих фанатов: “А стоит ли его вообще покупать?”. Что же, мой ответ неоднозначен. Я его купил так как у моего советского пеха есть вся техника, кроме зенитки ГАЗ ААА, а потому мне есть на чем ездить. Но он не будет заменой ГАЗу, он не подходит для перевозки штурмовиков и вообще для активного передвижения по карте, потому если у вас уже есть мотоцикл и рожалка, то можете смело покупать, но если качаете нового пеха, то я бы посоветовал сначала купить ГАЗ, на нем уже открыть мотоцикл и только тогда покупать Т-20.