» »

Как правильно мыть радиатор. Средство для чистки радиатора - как спастись от накипи? Почему нужно промывать радиатор автомобиля

29.10.2019

Загрязнения в системе охлаждения автомобиля могут стать причиной проблем с двигателем. В данной статье разберемся, как промыть радиатор (внутри и снаружи) самостоятельно.

Радиатор машины первым страдает из-за попадания грязи с дороги. Он особенно нуждается в своевременной промывке внутри и снаружи для нормальной работы. Грязь, ржавчина, накипь, трупы насекомых – все это скапливается в нём. Если вовремя его не почистить и довести до критического состояния, то это вызовет перегрев двигателя даже при не интенсивном движении.

Когда автомобиль стал перегреваться, что система охлаждения дает сбои - радиатор забит. Для автолюбителей существуют 2 пути решения данной проблемы:

  • купить новый радиатор. Если состояние старого ужасное, он подтекает или обнаружены трещины, забиты почти все соты;
  • Прочистить систему охлаждения двигателя самостоятельно

Как очистить внутри?

Для проверки загрязнения охлаждающей жидкости нужно осмотреть её в расширительном бачке под капотом. Но можно ничего не понять, ведь все загрязнения случаются внутри - в шлангах и соединениях. Поэтому рекомендуется сделать промывку. Делать рекомендуется раз в 5-7 лет при смене антифриза. Расскажем чем промыть и как сделать самостоятельно.

Для начала нужно слить весь антифриз из машины. Если жидкость чистая, то в промывке нет смысла – в нем нет накипи или ржавчины. Если есть легкие загрязнения, то используем дистиллированную воду . Она не даёт сильный эффект промывки, но от старых отложений внутри поможет. Для этого заливаем её в систему охлаждения, даём поработать двигатель от 10 до 30 минут, потом сливаем её и заливаем новый антифриз.

Если в старой охлаждающей жидкости видны загрязнения, куски ржавчины или цвет мутный, то можно использовать 2 способа.

Первый - народный способ очистки системы охлаждения от загрязнений в домашних условиях. Понадобиться пакетики с лимонной кислотой , которую можно купить в продуктовом магазине. Делаем раствор с дистиллированной водой и лимонной кислоты. Подойдет 1-2 пакетика. Слишком сильный раствор делать не рекомендуется - могут пострадать резиновые детали.

Заливаем данный раствор в мотор, даем поработать машине 15-20 минут. После глушим двигатель, ждём 2-3 часа. Сливаем жидкость и смотрим на её состояние. Если грязь осталась - делаем ещё раз. Эта операция проводится несколько раз, пока сливаемая жидкость не будет чистой.


Второй способ - использование специальной автохимии. Например, существуют специальные пятиминутные промывки. Быстро и легко. Для этого в дистиллированную воду добавляют специальное средство. Старайтесь не злоупотреблять с его количеством и соблюдать указания на упаковке - при неправильной дозировке можно навредить.
Промывка системы охлаждения
Удаляет ржавчину, продукты разложения антифриза, накипь, шлам. Восстанавливает проходимость трубок радиатора и циркуляцию антифриза. Уменьшает вероятность перегрева двигателя при попадании в «пробку». Безопасна для алюминиевых, стальных, пластмассовых, резиновых деталей.
Какую химию лучше выбрать? Когда загрязнения большие, то выбираем самое эффективное средство, которое быстро справиться со своей работой. Но это встречается редко. Как правило, старый антифриз имеет лишь мутный цвет и небольшие загрязнения. Тогда поможет «мягкая промывка». Она имеет нейтральный pH, а также совместима со многими антифризами или тосолами. Поэтому заливаем её в бачок под капотом, ездим примерно 1500 км. За это время она отмоет почти 99 всех отложений в двигателе. Это самый надежный и лучший способ промывки.

После того как промывка закончена, следует слить охлаждающую жидкость с чистящим средством и промыть всё чистой дистиллированной водой не менее 1-2 раз. В целях профилактики образования накипи, в антифриз добавляют различные присадки, которые благодаря своим антикоррозийным и смазывающим элементам препятствуют образованию ржавчины и различных отложений.

Как очистить снаружи?

Следствием перегрева двигателя авто становится забитый снаружи радиатор (пылью или тополиным пухом). Для решения этой проблемы его обычно продувают. Нужно его снять с автомобиля и промыть при помощи стандартных минимоек (препараты типа керхер) или струей воды под давлением. Старайтесь не переусердствовать с давлением, т.к. это чревато повреждением сот радиатора.

Просто водой полить снаружи не получится, т.к. вся основная грязь находится между сотами. Чтобы её «сшибить» нужна мойка под давлением. Нежелательно при промывке использовать химические жидкости на основе агрессивных кислотных составляющих. Это может нанести значительный урон всей системе охлаждения, уплотнителям или шлангам.

Завершающий этап – замена охлаждающей жидкости с откачкой лишнего воздуха из системы, который мог образоваться при заливе антифриза. Для этого открывается крышка радиатора и на несколько минут запускается двигатель. После старта работы охладительной системы воздушные пробки выйдут сами, останется только долить антифриз и закрыть крышку.

Радиатор автомобиля предназначен для одной, предельно важной функции – снижение рабочей температуры двигателя до необходимой для нормального функционирования отметки. Его работа напрямую влияет на работу мотора, поэтому следует уделять должное внимание данной детали. В связи с тем, что радиаторам свойственно загрязняться во время длительной эксплуатации, многие автомобилисты сталкиваются с необходимостью проведения такой процедуры, как чистка радиатора автомобиля . Причем чистить радиатор приходится не только снаружи, но также и изнутри.

Стоит отметить, что данный процесс не является столь сложным, поэтому справиться с возникшей проблемой, будь то очистка или промывка радиатора, сможет каждый автовладелец, который пожелает улучшить техническое состояние своего авто. Другое дело, если чистка уже не поможет решить проблему – в таком случае необходимо прибегать к ремонту (пайка, холодная сварка, аргон и так далее), но делать это нужно предельно осторожно. Помните: если есть хоть какие-либо сомнения по поводу ремонта – обращайтесь к специалисту, ведь это сможет уберечь ваше авто от фатальных ошибок, сделанных вами при самостоятельных попытках починки. Ремонт радиатора автомобиля – это крайность, прибегать к которой неопытным водителям не рекомендуется. Но сначала о промывке и чистке .

Специалисты рекомендуют периодически проводить чистку радиатора. Дело в том, что малейшие неисправности в работе радиатора приведут к перегреву двигателя автомобиля, что чревато фатальным последствиям. К примеру, все трущиеся детали силового агрегата при повышенной температуре повреждаются. Это грозит проведением капитального ремонта двигателя и, как последствие, значительным финансовым расходам.

Рано или поздно с этим сталкивается каждый водитель

Чтобы обезопасить себя от дополнительных материальных затрат, необходимо систематически чистить и промывать радиатор.

Важно! Выполнять очистку следует не только внутренней, но и наружной части радиатора.

На все про все у вас уйдет не так уж и много времени, но зато вы сможете полностью устранить проблему недостаточного охлаждения двигателя.

Инструменты и материалы

Для чистки этой детали собственными руками первое, что от вас потребуется, это свободное время и, конечно же, большое желание проделать данную часть работы самому, без сторонней помощи. Забегая наперед, хочется отметить, что на все у вас уйдет не более часа. И это с учетом того, что вы будете выполнять данную процедуру по очистке впервые.

Одного желания будет недостаточно, вам также потребуются определенные материалы с инструментами, без которых произвести качественную чистку вам не удастся.

Что для этого потребуется:

  • от 6 до 8 литров антифриза (в зависимости от особенностей вашей модели);
  • немного дистиллированной воды;
  • специальное средство для промывки;
  • емкий сосуд;
  • резиновый или пластиковый шланг для полива;
  • кисть (старайтесь выбирать не жесткую, а наоборот, очень мягкую);
  • разбавленная вода с мылом;
  • пустое ведро;
  • специальная емкость для отходов;
  • несколько старых тряпок;
  • набор инструментов (отвертки, ключи и т.д.).
Безопасность – прежде всего!

Средства для личной безопасности:

  • пара перчаток для работы;
  • защитные очки;
  • влагоустойчивая форма (если такая имеется).

Средства для чистки радиатора

Стремительное развитие автомобильного рынка благополучно сказалось и на появлении на прилавках автомагазинов специальных средств, предназначенных для наружной чистки радиаторов охлаждения. Их количество стремительно растет, поэтому мы рассмотрим лишь несколько производителей, которые являются весьма популярными на современном рынке.

Популярные средства для чистки РО
  1. ХАДО – компания, созданная в 1991 году совместно голландскими и украинскими специалистами. За 25 лет работы на рынке компания сумела успешно себя зарекомендовать практически на всех странах СНГ. Компания производит не только средства для очистки, но и различные присадки для двигателей, улучшающих их работу. Среди пользователей продукции ХАДО можно встретить как положительные отзывы, так и отрицательные (это происходит абсолютно со всеми продаваемыми товарами, что пользуются неплохим спросом). Основным преимуществом данной компании считается идеальное соотношение цены и качества, что делает продукцию доступной для каждого автомобилиста.
  2. Verylube – не менее известный бренд , который, кстати, принадлежит вышеупомянутой компании ХАДО. Стоит отметить, что специальное средство для очистки системы охлаждения двигателя способно справиться со своей задачей буквально за несколько минут (подробнее вы можете узнать в инструкции к продукту). Стоимость одной единицы – 250 рублей, этого хватит для полноценной очистки радиатора и других элементов системы охлаждения.
  3. ЛАВР – известное на территории РФ средство, выполняющее две основные задачи . Первая – избавление от накипи и образовавшейся коррозии. Вторая – нейтрализация продуктов разложения антифризов. Это делает процесс промывки абсолютно безопасным для всех элементов автомобиля. Продукция этого производителя также успешно применяется при
  4. Liqui Moly – замечательный очиститель для внешней очистки поверхности радиатора. Считается «королем» среди подобных аналогов, так как он весьма эффективен. Стоимость данного средства на порядок выше от предыдущих вариантов (от 800 рублей), но потраченные деньги того стоят. Об этом говорят многочисленные положительные отзывы пользователей продукции Liqui Moly.

Как очистить радиатор изнутри

Перед тем, как приступить к работе, обязательно убедитесь, что двигатель автомобиля полностью остыл. Это предусматривается целями вашей безопасности. Дело в том, что высокая температура двигателя повышает давление жидкости. Это может привести к неприятным моментам во время работы – речь идет об ожогах. К тому же температура заливаемой жидкости, как правило, гораздо ниже от температуры двигателя, что может также привести к его повреждению.

Во избежание механических повреждений сот радиатора при чистке необходимо соблюдать все правила техники безопасности . Придерживайтесь инструкции, и все будет отлично.

Приступая к работе

Приподняв капот двигателя, его необходимо закрепить, чтобы он не свалился на вашу голову при работе. Все автомобили оснащены специальными креплениями или пневматическими фиксаторами, так что с этим не возникнет проблем.

Важно! Использованная жидкость-охладитель – очень токсичное вещество, поэтому при ее удалении из системы охлаждения нужно быть предельно осторожным. Ни в коем случае не сливайте отходы в грунт.

Специальная тара, подготовленная для слива переработанного охладителя, не должна повторно использоваться на кухне, соприкасаясь с продуктами питания. Это очень опасно для здоровья. При выборе данной емкости следует брать во внимание некоторые моменты. Например, она должна свободно помещаться между днищем машины и землей. Также ее ширина должна быть достаточно большой для того чтобы вам было удобно проводить промывку.

Подобрав подходящую по размеру тару, установите ее под радиатором охлаждения, как раз под вентилем.

Откручиваем крышку


Откручиваем крышку РО

Как уже упоминалось ранее, температура двигателя, так же как и его тип, влияет на уровень давления охлаждающей жидкости. Необходимую информацию вы сможете прочесть на крышке радиатора охлаждения (РО). Для сохранения необходимого давления в радиаторе крышка оснащена специальной пружиной. Если вы заметили, что она (пружина) потеряла в жесткости, то ее необходимо заменить. Также замена требуется в том случае, если на местах крепления образовалась ржавчина.

Стоит отметить, что существуют разные типы крышек, каждый из которых предназначен для определенного уровня давления.

Диагностика зажимов и шлангов

К радиатору крепится два шланга: первый, присоединен к крышке, играет роль вывода скопившейся горячей жидкости из двигателя автомобиля. Второй шланг крепится внизу, он служит для подачи охлажденной жидкости к двигателю. Для замены шлангов необходимо будет сначала высушить радиатор, после чего провести диагностику на наличие неисправностей. При обнаружении даже незначительных трещин или протечек на шлангах, их нужно заменить. То же касается и металлических зажимов, заменить которые также необходимо при наличии следов ржавчины.


Проверьте качество всех шлангов и зажимов

Замену шлангов также нужно проводить, если они потеряли свою прежнюю прочность и стали мягкими. Желательно проводить замену сразу обоих шлангов – так надежнее.

Избавление от охлаждающей жидкости

В связи с токсичностью охладителя, обязательно одевайте рабочие перчатки перед тем, как открутить вентиль. Предварительно поставьте емкий сосуд под машину, в который должна стечь вся жидкость. Когда все остатки охлаждающей жидкости оказались в емкости, вентиль можно закрутить обратно. Отходы поместите в специально подготовленную емкость.


Охлаждающую жидкость обязательно нужно сливать в специальный сосуд

Промывка радиатора подразумевает под собой еще одну емкость для жидкости, установленную под вентилем. На протяжении выполнения всех операций не рекомендуется снимать защитные перчатки.

Промывка радиатора

Этот этап чистки радиатора можно назвать самым простым в исполнении. Используя обычный садовый шланг, наполните радиатор чистой водой. Затем воду нужно слить в специальный контейнер для утилизации отходов. Обратите внимание на цвет воды, вытекающей из радиатора: если она все еще грязная, то данную процедуру необходимо повторить снова.

Промывку обычной водой из-под крана можно делать лишь в том случае, если внутренняя часть радиатора загрязнена не слишком сильно. В противном случае есть смысл воспользоваться специальным средством для чистки. Какое именно средство выбрать – это ваше дело, главное, чтобы оно хорошо справлялось со своей задачей.


Для промывки РО подойдет обычная вода из шланга

Залив очищающую жидкость в радиатор, заведите автомобиль примерно на 15 минут . Времени должно быть достаточно для распределения средства по всем «закоулкам» системы охлаждения вашего авто. После 15-минутной работы систему охлаждения необходимо прочистить. Для этой цели используйте воду (обратно возвращаемся к садовому шлангу).

Выполнять очистку необходимо при работающем двигателе. Также не забудьте открыть специальные краны для слива жидкости.

Выполнение замены охлаждающей жидкости

Качественная охлаждающая жидкость (ОЖ) состоит всего лишь из двух элементов – это вода и антифриз. Причем обычная вода из-под крана уже не прокатит, нужно использовать дистиллированную. Связано это с тем, что в состав дистиллированной воды не входят различные минеральные вещества, из-за которых химические свойства ОЖ могут измениться. В таком случае жидкость перестанет выполнять свою изначальную задачу, и двигатель будет очень быстро перегреваться.

Для приготовления ОЖ своими руками необходимо смешать эти два компонента в чистой емкости. Разумеется, вы можете и купить готовую жидкость в любом магазине автозапчастей. Неплохой вариант – это AUTOMAX (автомакс) или «Эльф», хотя вы можете подобрать для себя любой другой вариант.


Теперь производим замену охлаждающей жидкости

Среднестатистический радиатор охлаждения способен вмещать в себя примерно 6-8 литров, что нужно учитывать заранее, когда вы приобретаете ОЖ или мешаете ее самостоятельно. Согласитесь, будет неприятно, когда вам придется снова ехать в магазин за жидкостью, в то время как процесс чистки радиатора практически завершился. Изначально продумайте все детали вашего плана.

Удаляем воздух из системы

Воздушные пробки, образовавшиеся в патрубках и магистралях системы охлаждения, необходимо удалить. Перед тем, как приступить к удалению воздуха, двигатель необходимо хорошенько прогреть. Открыв радиатор, запустите двигатель и дайте ему поработать на минимальных оборотах около 15-ти минут. Открытый РО позволит немного снизить уровень давления.


Как нужно удалять воздух из СО

Спустя 15 минут работы включите обогреватель в машине (печку) на полную мощность. Благодаря включенной печке охлаждающая жидкость сможет беспрепятственно циркулировать по системе, а скопившийся в ней воздух постепенно уйдет через его горловину. После того, как весь воздух покинет систему, нужно заполнить освободившееся место охладителем.

Важно! Добавляя охладитель, нужно быть осторожным, так как из горловины может все еще выходить очень горячий воздух – вы можете обжечься.

Долив необходимое количество охладителя, плотно закрутите крышку и вытрите горлышко РО сухой тряпкой.

Финальная уборка

Произведя промывку, убедитесь в отсутствии возможных утечек на радиаторе. Также уделите внимание вентилю: не брызгает ли там жидкость. Если вы используете сильные химические вещества для очистки РО, постарайтесь удалить их остатки с корпуса по завершению процедуры. В противном случае возможно образование коррозии, что пагубным образом влияет на детали. Но это не касается антифриза, о чьих антикоррозийных свойствах знают все автомобилисты. Находящийся в нем этиленгликоль препятствует появлению накипи и коррозии.

Наружная очистка радиатора

Скопления грязи на наружной части РО зачастую может стать причиной частого перегрева двигателя. Вполне возможно, что после открытия капота вы увидите слой из пыли или пуха толщиной в несколько сантиметров. Многие водители решают эту проблему при помощи продувки радиатора сжатым воздухом. Метод действенный, но при этом нужно быть предельно аккуратным. Вы же не хотите переусердствовать с давлением и погнуть радиаторные соты.

Многие специалисты рекомендуют надежный дедовский способ – промывка радиатора водой с мылом . Используя нейлоновую кисть, постарайтесь соскрести как можно больше грязи с поверхности детали. Направления движений кисти должны совпадать с расположением сот. В противном случае возникает риск повреждения хрупкого металлического изделия.

Пример старого доброго дедовского способа

Остатки грязи смойте мощной струйкой чистой воды – это поможет очистить РО быстро и качественно. Повторять такую процедуру рекомендуется регулярно, каждые 18-20 тысяч пройденных километров.

Совет! Старайтесь избегать разного рода агрессивных кислот, поскольку использование химических составов на их основе могут нанести серьезный вред деталям системы охлаждения вашего авто.

Подводя итоги

Проводя регулярную промывку и чистку РО, вы сможете не только улучшить общее состояние вашего транспортного средства, но и продлить срок эксплуатации радиатора. Процедура несложная, но если у вас все-таки возникли проблемы, тогда лучше сразу обратиться за помощью к специалистам. Стоимость их услуг не очень большая, чтобы подвергать риску ваш любимый автомобиль. Ни гвоздя, ни жезла, дорогие автомобилисты!

Видео – Как чистить радиатор своими руками

Система охлаждения должна обеспечивать автоматическое поддержание оптимального теплового режима двигателя на всех скоростных и нагрузочных режимах его работы при температуре окружающего воздуха -45…+45 °С, быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры, минимальный расход мощности на приведение в действие агрегатов системы и эксплуатационную надежность, определяемую сроком службы.

Но для обеспечения оптимального температурного режима система охлаждения также нуждается в периодической промывке. Это такая же необходимая процедура как, например, замена масла и фильтров.

Если систему охлаждения двигателя во время замены охлаждающей жидкости не промывать, то накипь и грязь, скопившаяся внутри, забьют тонкие каналы радиатора, патрубки, помпу, что, в конце концов, приведет к плачевным последствиям.

Содержание статьи:

Когда радиатор охлаждения нуждается в промывке?

Явные признаки того, что система охлаждения нуждается в очистке:

  • вентилятор охлаждения включается чаще, и не только на холостых оборотах, но и на ходу;
  • двигатель быстро нагревается;
  • из расширительного бачка при нагревании выкидывается тосол;
  • низ радиатора и нижний патрубок холодные, верхние шланги системы охлаждения при этом горячие;
  • в салоне автомобиля плохо греет печка;

Со временем в системе охлаждения оседает накипь. Сливая из радиатора охлаждающую жидкость, обращаем внимание на содержания в ней осадков, частичек и изменение цвета.

Мутная, имеющая частички непонятного вещества жидкость, указывает на то, что в системе на стенках, вероятно есть накипь. Хотя не всегда, даже чистая жидкость свидетельствует о хорошем состоянии радиатора изнутри.

В охлаждающую жидкость также может попасть герметик, при помощи которого заклеиваются небольшие трещины и отверстия. Может сюда также попасть и масло.

Виды очистки системы охлаждения

Очистка системы охлаждения автомобиля делятся на внутренние и наружные работы.

Внутренние работы . Внутренняя очистка заключается в ликвидации следов коррозии, остатков моторного масла, охлаждающей жидкости (тосол или антифриз), а также образовавшейся накипи.

Наружные работы . Заключаются во внешней мойке всех компонентов системы охлаждения. То есть с нее смываем пыль, грязь, песок и т.д. Также тщательно с сот радиатора необходимо отмыть налипающих на него насекомых.

Как и чем промыть радиатор внутри?

Для промывки радиатора изнутри можно использовать один из следующих средств:

  • Лимонную кислоту;
  • Пепси или Колу;
  • Электролит;
  • Дистиллированную воду;
  • Готовые препараты;

Давайте о каждом из этих способов поговорим более подробней.

Промывка радиатора охлаждения лимонной кислотой

1) . Как в общем и почти при любых манипуляциях с системой охлаждения нужно дождаться полного остывания силового агрегата, в противном случаи можно получить неприятные, а в некоторых случаях и опасные ожоги от вырывающегося через радиаторную крышку пара.

2) . Раствор готовим следующим образом: 100 грамм лимонной кислоты разводим с тем объемом воды, которого хватит для заполнения системы охлаждения двигателя.

3) . Далее нам необходимо слить отработанную жидкость, а вместо нее залить подготовленный состав. Катаемся на автомобиле примерно неделю. За это время, при взаимодействии с кислотой растворяться все загрязнения внутри охлаждающей системы и теплообменника.

4) . Через неделю жидкость с кислотой необходимо слить, а всю систему изнутри промыть дистиллированной водой, после чего заливаем в систему охлаждения тосол или антифриз.

Промывка радиатора охлаждения колой (или пепси)

1) . Из системы охлаждения сливаем всю жидкость, и заливаем сюда Кока – Колу, перед этим прогретую, чтобы из нее не выходил углекислый газ.

2) . Если характер отложений не критичен, до будет достаточно, если двигатель поработает в течение 5-10 минут. Но а в случаи, если загрязнения весьма сильно отягощают систему, то необходимо покататься в течение дня.

3) . Затем Колу сливаем, дистиллированной водой промываем, после чего заливаем свежую охлаждающую жидкость.

Промывка радиатора охлаждения электролитом

Для промывки радиатора можно также использовать и аккумуляторный электролит, с плотностью 1,27.

1) . В большом 10-литровом ведре смешиваем чистую воду с литром этого вещества, затем полученный раствор заливаем в систему охлаждения.

2) . Все поездки в этот день необходимо совершать с заполненным радиатором, что позволит максимально его очистить.

3) . Вечером раствор сливаем и промываем радиатор чистой водой, после чего заливаем охлаждающую жидкость.

Внимание! Данным способом лично не пользовался, но согласно отзывам в интернете, электролит также является эффективным средством для очистки радиатора.

Промывка радиатора дистиллированной водой

Если при замене охлаждающей жидкости вы не заметили никаких особенных загрязнений, то вполне возможно обойтись дистиллированной водой. Использовать водопроводную воду с большим количеством солей и примесей не рекомендуется. В качестве примера можно взять чайник, на которой после использования водопроводной воды появляется накипь.

1) . Чистую воду заливаем в радиатор и запускаем автомобиль на холостом ходу.

2) . Через 20 минут после работы в таком режиме воду сливаем и заливаем охлаждающую жидкость.

Готовые препараты

На сегодняшний день в продаже можно встретить множество вариантов специальных промывочных жидкостей. Они могут быть как щелочными, так и кислотными. Их лучше всего использовать в соответствии с инструкцией.

Видео

Как и чем промыть радиатор снаружи?

Причиной загрязнения радиатора снаружи могут стать пыль и мусор. Эта деталь грязнится значительно быстрее, если транспортное средство передвигается по проселочным дорогам или же по местности, где наблюдается серьезное запыление.

Причиной загрязнения также могут стать и насекомые, попадающие сюда при эксплуатации транспортного средства. В дальнейшем они здесь превращаются в довольного твердую массу.

Для промывки радиатора снаружи не снимая его, можно использовать обычную воду, при помощи мойки высокого давления. Такой метод чистки очень эффективный, но есть негативные отзывы, которые говорят о том, что мойка высокого давления загибает соты радиатора. На самом деле нужно лишь правильно научиться пользоваться мойкой.

К примеру, чтобы безопасно помыть радиатор, достаточно в качестве насадки использовать «варио», а не «фрезу». Обороты можно использовать максимальные, но мыть не в упор, а на расстоянии 30-50см от радиатора. Кроме этого угол должен быть прямым или близок к этому.

Хотелось бы также отметить и то, что добраться до некоторых участков радиатора, не так уж и просто, в связи с чем при достаточно сильных загрязнениях все же рекомендуется его снять.

Бывает и такое, что грязь на радиаторе заседает настолько прочно, что обычной водой промыть его качественно очень сложно. В этом случаи придется использовать специальное средство для очистки радиатора снаружи.

На сегодняшний день у многих автолюбителей большой популярностью пользуются химические средства от следующих производителей:

  • Хадо;
  • VERYLUBE;
  • Liqui Moly;

Видео

1) . Промывку радиатора охлаждения рекомендуется производить не реже 1-го раз в 2 года. И это даже в том случаи, если система охлаждения работает нормально.

2) . Если внутренняя и наружная очистка не помогла решить проблему, то лучше все же приобрести новый радиатор, так как он вам обойдется значительно дешевле, чем ремонт двигателя.

Заключение

Как видите, в промывке радиатора нет ничего сложного. С этим может справиться любой человек. Но зато благодаря периодической промывке можно не только продлить срок его службы, но а также обеспечить нормальную работу двигателя.

Как известно, при работе двигателя выделяется много тепла. Часть энергии преобразуется в крутящий момент, а часть идет на стенки цилиндров и блок. Чтобы двигатель работал в нормальном режиме, в нем предусмотрены каналы для охлаждения. Внутри используется специальная охлаждающая жидкость. Это может быть тосол либо антифриз. Жидкость, двигаясь по каналам двигателя, разогревается. Поток антифриза попадает в радиатор. Там жидкость охлаждается и циркулирует обратно в блок. Но что делать, если система не справляется со своей задачей? Поможет чистка радиатора охлаждения. Об этом мы и поговорим в нашей сегодняшней статье.

Виды операций

Различают несколько типов промывки:

  • внешняя;
  • внутренняя.

Специалисты рекомендуют производить промывку «в комплексе». Только так можно обеспечить идеальную чистоту радиатора охлаждения. Ведь теплообменник принимает на себя весь пылевой удар, поскольку находится сразу за решеткой радиатора. Также в его соты попадают насекомые, тополиный пух и прочие предметы. Все это негативно сказывается на отведении тепла. Не менее важна и внутренняя чистка радиатора. Ведь жидкость со временем теряет свои свойства и выпадает в осадок. Если то на стенках она образует накипь. Ниже мы рассмотрим, как производится чистка радиатора внутри и снаружи.

Внутренняя промывка: нужна ли она?

Зачастую автовладельцы не уделяют внимания данной процедуре, а зря. Ведь данная операция может понадобиться даже таким современным авто, как «Форд Фокус». Чистка радиатора внутри позволяет удалить накипь и способствует лучшему теплообмену.

Но прежде, чем приступать к процедуре, нужно слить старую жидкость. Если она не имеет ржавого цвета, значит, вам не нужна чистка радиатора. «Форд Фокус» в таком случае будет работать и дальше без перебоев. Но если антифриз имеет коричневатый оттенок, дела плохи. Это значит, что жидкость потеряла антикоррозийные свойства (на этапе производства в состав добавляются присадки) и больше не выполняет свою главную функцию - теплоотвод.

Чистка радиатора внутри своими руками

Итак, мы слили грязный антифриз. Что нужно делать далее? Суть промывки достаточно проста - нужно дать поработать двигателю на сторонней жидкости несколько минут. И так до тех пор, пока накипь и ржавчина полностью не удалятся в системе. В качестве жидкости можно использовать обычную дистиллированную воду.

Обратите внимание! Использовать для внутренней промывки воду из-под крана категорически запрещается. Она может выделять накипь и провоцировать внутреннюю коррозию.

В последнее время автомобилисты покупают специализированные средства для чистки радиатора автомобиля. Эти препараты смешиваются с дистиллированной водой в определенной пропорции и агрессивно действуют на накипь. В итоге после непродолжительной работы двигателя из радиатора вымывается вся накопившаяся внутри грязь.

Будьте внимательны! Не стоит злоупотреблять количеством очистительного средства. Это может навредить системе охлаждения двигателя. Лучше повторить одну и ту же процедуру несколько раз, с разрешенным количеством кислотного вещества.

После окончания процедуры смесь удаляют и заливают чистую дистиллированную воду. Она окончательно смоет остатки кислотного вещества. На заключительном этапе в бачок заливается новый концентрированный антифриз.

Внешняя чистка радиатора своими руками

Ежегодно автомобилисты сталкиваются с такой проблемой, как тополиный пух. Он нещадно забивает соты радиатора. В результате жидкость внутри не охлаждается в полной мере. Двигатель работает в режиме перерыва, что нехорошо для блока и ГБЦ. Кроме этого, на соты попадают насекомые. Особенно часто с этим сталкиваются те, кто ездит на дальние расстояния. Насекомые буквально впиваются внутрь сот, достать их оттуда очень тяжело. Но какие бы загрязнения у радиатора ни были, исправить ситуацию поможет промывка. Лучше всего это делать при помощи мини-мойки, под давлением.

Обратите внимание! Соты радиатора (причем как алюминиевого, так и медного) имеют малую толщину, ввиду чего являются очень хрупкими. Чтобы не повредить их, выбирайте оптимальное давление на мини-мойке.

Специалисты не рекомендуют использовать для этого химические вещества на основе агрессивных составляющих. Это может навредить как самой мини-мойке, так и шлангам на радиаторе. Промывать внешнюю часть теплообменника нужно под небольшим напором воды, без химических добавок.

Альтернативный способ внешней чистки радиатора

В качестве альтернативы можно использовать продувку теплообменника. В данном случае роль очистителя играет не вода, а сжатый воздух. Способ достаточно эффективный и не вредит радиатору. Единственный недостаток - это необходимость в мощном компрессоре. Такой имеется далеко не у каждого автомобилиста. Продувается теплообменник с задней части. Таким образом можно выдуть всю пыль и насекомых, которые попали на лицевую сторону элемента.

О добавках в антифриз

Недобросовестные производители усердно пытаются «впарить» автовладельцу любой ненужный товар. Чего только не встретишь на полках автомобильных магазинов… Например, добавки в антифриз.

Почему не стоит их покупать? Любой нормальный производитель охлаждающей жидкости уже на этапе изготовления добавляет в состав все необходимые смазывающие и антикоррозионные присадки. Не стоит идти на чужом поводу - просто вовремя меняйте ОЖ и иногда производите промывку радиатора.

Заключение

Итак, мы выяснили, как самостоятельно очистить радиатор. Промывка теплообменника - очень важная профилактическая мера, которая позволит избежать несанкционированного перегрева силового агрегата.

Эксплуатационные параметры авто зависят не только от состояния его силового агрегата и ходовой части, но и работоспособности системы охлаждения. В определенной мере это обеспечивается применением качественных охлаждающих жидкостей. В противном случае на внутренних стенках теплообменника быстро появляются отложения, что влечет к потере его теплопроводных свойств.

Когда нужно делать промывку?

Перед тем, как почистить радиатор автомобиля, следует провести простой осмотр, который позволит оценить степень его загрязнения:

  • Оценка эффективной работы системы охлаждения.
  • Проверка состояния охлаждающей жидкости (ОЖ).
  • Осмотр внутренней части теплообменника.

Первое, что должно насторожить автовладельца, это частое включение вентилятора принудительного охлаждения. Причиной является уменьшение охлаждающей площади, поток жидкости снижается из-за того, что радиаторные трубки забиты посторонними отложениями. Также возможно засорение внешних пластин пылью или насекомыми.

Во время слива ОЖ обязательно обратить внимание на наличие в ней посторонних включений, а также на изменение ее цвета. О накипи на стенках радиаторного узла свидетельствует осадок или мелкие частички.

Визуальный осмотр внутренней части теплообменника также позволяет определить наличие накипи. Выполняется он с использованием электрического фонаря при снятой пробке горловины. Однако этот способ вряд ли можно назвать эффективным, потому что осадок в большей степени скапливается внизу. Поэтому любой автомобилист, интересующийся вопросом, как и когда почистить радиатор автомобиля, должен понимать, что осмотр верхней части не раскроет истинного состояния агрегата.

Опытные автовладельцы промывают теплообменник даже при отсутствии перечисленных признаков. Процедуру они проводят в среднем с периодичностью каждые 20 тыс. км пробега, но интервал может быть сдвинут в зависимости от качества ОЖ. Если вам уже приходилось несколько раз чистить радиаторный узел, то составить график проведения работ не составит труда.

Делаем сами: как почистить загрязненный радиатор автомобиля изнутри?

Если выполнить внешнюю чистку теплообменника можно непосредственно на машине, не прибегая к его демонтажу, то для внутренней промывки он необходим. Процесс снятия сопровождается исполнением следующих пунктов:

  • Под радиаторный вентиль установить подходящую емкость.
  • Отвинтить крышку горловины.
  • Отвернуть вентиль на блоке цилиндров и слить ОЖ.

Чтобы очистить внутренности теплообменника, нужно направить плотную струю воды в его горловину. Все посторонние частицы и осадок будут выходить через нижние патрубки. Процедуру следует повторить несколько раз. В случае сильного загрязнения допустимо применение специальных чистящих жидкостей.

После осуществления промывки и установки радиатора нужно избавиться от воздушных пробок в системе. Для этого следует завести мотор и дать ему поработать около 15 минут с открытой горловиной теплообменника, после чего включить отопитель на максимум. Более простой способ подразумевает установку передних колес авто на возвышенность с последующим запуском двигателя на 2-3 минуты.

Какие средства используются для очистки?

Производители автохимии освоили достаточно широкий спектр препаратов для ухода за машиной. Многие фирмы предлагают специальные средства для чистки радиаторного узла охлаждающей системы. Качеством отличаются продукты под марками:

  1. Liqui Moly.
  2. Hi-Gear.
  3. Kuhler-reiniger.

Цена этих продуктов довольно высока, но эффект от их применения покроет все растраты. Для тех, кто еще не знает, как правильно почистить радиатор своего автомобиля, нужно отметить, что недорогие препараты не только плохо справляются с поставленной задачей, но и способны нанести вред теплообменнику. Как альтернативу некоторые используют отечественный продукт Антинакипин.

Народные средства

Народные умельцы утверждают, что им удалось достичь положительного результата без особых затрат с помощью доступных средств:

  1. Пепси-колы.
  2. Молочной сыворотки.
  3. Раствора едкого натра.
  4. Слабого раствора электролита.

Использование сыворотки практикуется водителями еще со времен отсутствия автохимии. Ее заливают в радиатор и проезжают порядка 20-30 км, после чего раствор сливается, а внутренности промываются водой. С появлением Кока-Колы умельцы задействовали в процессе и этот продукт. Его заливают и дают проработать двигателю 15 минут.

Целесообразность применения каустической соды вызывает некоторые сомнения, поскольку ее элементы способны не только удалить налет, но и разрушить металлические детали. Такое же отношение у специалистов вызывает и применение электролита, природа которого чересчур агрессивна и способна нанести вред резиновым изделиям.

Лимонная кислота в качестве средства подойдет в большей степени, на ведро воды ее необходимо 60-100 г. Эти альтернативные вещества избавляют от необходимости проведения демонтажных работ, но продукты их деятельности в виде отдельных частиц могут помешать функционированию термостата.

Выводы

Главная сложность чистки заключается в характере отложений на внутренней поверхности теплообменника. Все, кто интересуется, как почистить радиатор личного автомобиля, обязаны знать тот факт, что коррозия и накипь эффективно удаляются растворами с кислой средой, а продукты разложения антифризов масляно-жировой природы – щелочными составами.

Увеличить интервал между процедурами можно только в том случае, если использовать качественную жидкость, которая содержит присадки, препятствующие образованию вредного осадка. Приобретать сомнительный продукт крайне нежелательно – это может привести к дорогостоящему ремонту всего двигателя.