» »

Главное о питбайках. Не думай о пит-байках свысока: выбираем пит-байки Лучшие модели известных брендов

24.11.2019

Что такое Питбайк? Pitbike - Питбайк это мотоцикл, внешне похожий чаще на кроссовый внедорожный мотоцикл, но с меньшим размером и весом. Питбайк - четырехтактный двигатель, колеса 10, 12, 14 и 17 дюймов.

Кто производитель? PITSTER PRO USA MOTORTOYS LLC 25 North 1400 West Unit A Lindon, Utah , мировой лидер, предлагающий наиболее качественные и конкурентоспособные Питбайки на рынках США и Европы. За последние 5 лет Pitster Pro активно расширяет дилерскую сеть во всем мире. Сегодня Pitster Pro - это более десяти международных дилеров, во многих странах по всему миру. Сборка мототехники в Китае. Качество очень высокое. Компания Питмото - эксклюзивный дилер Pitster Pro USA в России.

Для кого? Если Ваш вес до 100кг, при ровной посадке на мотоцикле Ваши обе ноги достают до земли - Значит для Вас! Для более удобного управления увеличена колесная база, усиленна рама, сделана более надежная подвеска, высокий руль и многое другое. Но при этом, Питбайк остается небольшим мотоциклом, что делает езду на нем бесконечным удовольствием!

Чем заправлять? Бензин АИ-92-93. Топливо заливается непосредственно в бензобак, и все. Доливать или смешивать масло или присадки в топливо - не требуется.

Где и как кататься?

Питбайк Кантри передвижения по любой пересеченной местности, в любое время года. Это самая популярная и массовая дисциплина. Колеса размером от 10 до 17 дюймов, с внедорожным протектором. Внимание к защите райдера.

Питбайк Мотокросc Мотокроссовые трассы и трамплины любых уровней, все для активной езды и прыжков. Желательно использовать колеса размером 14/12 или 17/14 дю ймов, с внедорожными покрышками. Внимание к защите райдера.

Питбайк Супермото катание на любом ровном покрытии. Идеально подходит Картодром, или трассы для Супермото. Наиболее распространенный размер колес 12/12 и 14/14 дю ймов, а для лучшего сцепления с дорогой на треке, покрышки типа - Слик (Slick).

Питбайк Стант Stunt тоже, является одной из самых популярных дисциплин. Подходит любая территория с хороши м и ровным покрытием. Предполагаться выполнять трюки и основные фигуры высшего мотопилотажа. Рекомендуется использовать пеги и бугель.

Питбайк Парк возможно, является новейшей дисциплиной. Катание в подготовленных Скейт и BMX парках. Выполняются различные фигуры и трюки. В этой дисциплине вес Питбайка
максимально снижается. Основной размер колес 12/12 дю ймов, с дорожной резиной. Для защиты мотоцикла рекомендуется использовать пеги и слайдеры.

Питбайк Мотофристайл Еще одна новейшая дисциплина. Это невероятные прыжки со специальных трамплинов, и выполнение в полете различных трюков c акробатическими элементами. Внимание - максимально опасная дисциплина!

Питбайк Улица Street езда без каких либо правил и ограничений в городе! Предполагается езда и выполнение трюков по любым препятствиям на Вашем пути. Препятствия могут включать в себя лестницы, выступы, бордюры, стены, подземные переходы, автомобили..., да и вообще все что угодно в городских джунглях. Также, для защиты Питбайка рекомендуются - пеги, бугель слайдеры. Внимание - дисциплина нелегальна! Такой стиль езды чрезвычайно опасен для райдера и окружающих.

Питбайк - это безопасно? Да, это безопасно, если Вы руководствуетесь здравым смыслом, и не пренебрегаете защитой. Но, если очень-очень страшно то, всегда есть старые-добрые шахматы и шашки: Подробней о безопасности читайте здесь.

Насколько надежен? Питбай к это простая и надежная конструкция, не требующая от вас специальных знаний и навыков. Для длительной эксплуатации Вашего Питбайка важно правильно пройти обкатку и в дальнейшем регулярно следить за техническим состоянием мотоцикла.

Обкатка Питбайка Правильная обкатка Питбайка это залог его продолжительной работы в будущем, поэтому следует уделять особое внимание правильной эксплуатации Питбайка с первого дня, до прохождения первых 35 мото-часов.

Обкатка Двигателя Особое внимание стоит обратить к двигателю! Важно внимательно относиться к двигателю в момент обкатки нового Питбайка. Очень скоро Вы сможете насладиться всем ресурсом и возможностью двигателя, будьте терпеливы. Внимательно следите за уровнем масла в двигателе с помощью контрольного щупа. Для проверки уровня масла Питбайк должен находиться в ровном положении! Вывинтите контрольный щуп, протрите щуп чистой тканью, затем вставьте обратно но не завинчивайте щуп, снова выньте его и проверьте уровень. Для проверки уровня на "горячем моторе" - заглушите двигатель, и подожжете 2 минуты. В первые 35 моточасов эксплуатации не допускайте перегрева двигателя! После пуска холодного двигателя, подождите, двигатель должен нагреться (2-3 минуты).

1 Избегайте резких и максимальных нагрузок на двигатель и сцепления в режиме обкатки.

2 Избегайте длительной езды на низких оборотах.

3 Набор скорости производите плавно.

4 Будьте внимательны к переключению скоростей, не допускайте рывков и толчков. изменяйте режимы передач плавными движениями.

5 С каждой новой поездкой, при правильной обкатке, коробка передач будет работать четче и переключение передач будет более внятным и уверенным.

Для длительного срока службы двигателя мы рекомендуем замену масло дважды во время обкатки: После 18 и 35 моточасов эксплуатации Питбайка.

Доставка Доставка мотоциклов по Москве и Московской Области осуществляется собственной службой доставки. Мотоциклы доставляются, по Москве и Московской Области, в собранном виде и рабочем состоянии (без заводской упаковки). По России мотоциклы отправляются в защитной металлической раме, и оригинальной заводской упаковки. Доставку по России мы организовываем совместно с крупными Российскими транспортными компаниями. Стоимость доставки Питбайков по России в разделе Доставка.

Запчасти Вы можете купить в нашем магазине см. Контакты. Также возможна доставка курьером. Доставка в регионы с EMS почта России. Вы получаете и оплачиваете заказанную запчасть в ближайшем к Вам почтовом отделении.

На данный момент тема питбайков является очень популярной среди всех слоев населения России и многие хотят знать как выбрать питбайк, чтобы покупкой остаться довольным. Выбор каждого индивидуален, поэтому разным людям подойдут разные модели, как по характеристикам, так и по соотношению цена/качество.

99,9% всех питбайков производится в Китае, потому что эта идея зародилась и набрала популярность именно там, а главное позволило снизить стоимость полноценного мотоцикла до 50-70 тысяч рублей за хорошую качественную технику.

В России на питбайки не требуются права категории «А», ПТС не предусмотрен и ставить на учет в ГИБДД его не нужно. Фактически данная техника является спортинвентарем и ей могут пользоваться люди любого возраста. Право собственности на технику подтверждается договором купли/продажи с указанием в нем VIN номера и паспортных данных владельца.

С ростом популярности компании из Европы обратили внимание на это явление и стали заказывать качественные модели под собственными брендами для продажи на мировых рынках.

На данный момент выбор качественных питбайков насчитывает более 100 моделей. Разница между всеми моделями заключается только в дизайне наклеек и в качестве комплектующих, из которых собрана техника. Какой выбрать питбайк?

Выбор питбайка по росту

  • При росте до 120 см подходят модели с колесами 10/10 и 12/10;
  • От 120 до 150 см рекомендуется брать питбайки с колесами 12/10 и 14/12;
  • От 150 до 180 рекомендуется 14/12 и 17/14;
  • От 180 см подойдут колеса 17/14, 19/16 или 21/18.

Измерьте свой рост и разделите на 2. Полученное число — это средняя высота по седлу, удобная именно Вам.

Если есть возможность посидеть на технике перед покупкой, то проверьте не задеваете ли вы коленями руль при посадке. Посадка должна быть комфортной и руль не должен никак мешать при маневрировании.

Выбор питбайка по мощности двигателя

  • Объем 50 — 110 см3 — минибайки для детей. Скорости до 60 км/ч. На всех моделях стоят элетростартеры, коробки — вариатор и полуавтомат. Для самых маленьких есть возможность установки дополнительных боковых колес на заднее колесо.
  • Объем 125 — 140 см3 – питбайки для начинающих и подростков. Скорости до 90 км/ч. Увезет любого человека массой до 130 кг.
  • Объем 150 — 160 см3 – уже разогретые питбайки для опытных пилотов, которые готовы отжигать, т.к. аппаратура будет постоянно провоцировать на это! Для примера, есть стоковый мотор 160 см3 с 4х-клапанной головкой, облегченным коленвалом и шатуном, отрегулированной системой подачи топлива, который выдает 22 л.с.!
  • Объем 200 — 250 см3 – питбайки и мотоциклы, более подходящие для бездорожья и эндуро. Расчитаны на людей с опытом управления мототехникой.

Выбор питбайка по соотношению цена/качество.

Питбайки до 40 000 рублей.

Хорошо подходят для спокойной езды, дачных прогулок, поездок на рыбалку, а также новичкам, приобщающихся к теме питбайков и желающих проверить себя на совместимость с мототехникой. Делать на таких питбайках прыжки, дрифт, стант, хард-эндуро опасно.

Общие недостатки:

  • Моторы практически не поддаются регулировкам, клапаны могут иметь меньший диаметр, быстро разбиваются места крепления кикстартера;
  • Полая стальная рама с тонкими стенками, не пригодная к перегрузкам;
  • Слабые штоки амортизаторов;
  • Покрышки, обода и спицы минимального качества;
  • Поведение вилки плохо предсказуемо;
  • Чехол сидения истирается быстрее, чем ваши джинсы.

Чтобы довести такую технику до ума, то в нее потребуется вложить не менее 10-15 тысяч рублей. Проще сразу же рассмотреть питбайк более высокого класса.

Детские питбайки от 42 000 до 50 000 рублей. Моторы от 50 до 110 кубов.

Подходят для детей ростом до 120 см. Уровень катания от минимального до опытного молодого спортсмена. Есть возможность устанавливать дополнительные боковые колеса для обучения начальным навыкам. Все питбайки комплектуются электростартером. По коробкам переключения передач только вариаторы и полуавтоматы.

Питбайки от 50 000 до 100 000 рублей. Моторы от 125 до 250 кубов.

Все представители данного класса достаточно хорошие аппараты, если от них не требовать невозможного:

  • Полая толстостенная стальная рама;
  • Большой выбор моделей с алюминиевыми маятниками и фурнитурой;
  • Сверхнадежные и износоустойчивые двигатели YX, Zongshen. Могут возникать проблемы с шестернями кикстартера, но есть большой выбор моделей с электростартером;
  • Колеса надежностью не отличаются, но ходят до 50 моточасов на грунте и асфальте при должной эксплуатации;
  • Подвески работают предсказуемо хорошо. Доступны регулируемые задние подвески;
  • Гнущийся пластик с памятью формы;
  • Рули могут деформироваться при падениях. Меняются на толстостенные и разноразмерные при необходимости;
  • Цепи и звезды стандартно снашиваются в пределах 35 моточасов.

Питбайки от 100 000 рублей.

Для них производители начинают предлагать:

  • Легкие алюминиемые маятники, радиаторы, рамы;
  • Регулируемые передние и задние подвески;
  • Специализированную резину и колеса в стоке;
  • Усиленную и облегченную фурнитуру.

Если вы хотите для себя или близких, то обращайтесь в мотосалон Pitbiker. Будем рады помочь вам сделать правильный выбор, поможем в оформлении кредита или рассрочки. Доставляем технику бесплатно по всей территории РФ.

Интернет-магазин питбайков Pitbiker

В гоночном спорте огромную роль играет транспортное средство. Оно должно быть надежным, легким в управлении, быстрым и соответствовать вкусу хозяина. Любители высокой скорости и острых ощущений по достоинству оценят питбайк. Что такое и как выбрать - в этих вопросах мы попробуем разобраться.

Эволюция велосипеда

Редкому современному человеку незнакомо слово «питбайк». Что такое транспортное средство используется для участия в соревнованиях по мотокроссу и супермото, знают даже дети. Однако как и когда было создано оно?

В своем создании питбайк прошел немалый путь от обычного велосипеда до профессионального мини-мотоцикла. Само понятие зародилось в США и буквально означает «велосипед для технического бокса». Дело в том, что питбайками изначально называли специальные велосипеды, которые в начале 20 века использовались в качестве подручного транспорта для персонала, механиков и собственно гонщиков, перемещавшихся по пит-лэйну. Однако они не развивали нужную скорость. Позже у маленьких байков появился мотор. Несмотря на такую трансформацию, название транспорта сохранилось. И мало кто тогда вообще возлагал надежды на питбайк, что такое устройство может стать более совершенным и использоваться в профессиональных мотокроссах. Однако в 50-60-е годы в Японии, а затем в США появился мини-мотоцикл, который также обладал скромными габаритами, как его предшественники, но при этом был более быстрым маневренным. К первым, классическим моделям относят Honda Super Cub 50, Honda Z50 Mini Trail и Honda XR-50F/CRF-50F. Они были выпущены с интервалом в десяток лет и являются ярким примером развития мототехники.

Характеристики

Разработки прошлого столетия во многом опередили время и явились основой для современных питбайков. К таковым относится, в первую очередь, четырехтактный двигатель и горизонтальное расположение цилиндра. Только модели торговой марки Yamaha PW имеют иные конфигурации (двухтактный двигатель, объем 79 кубов).

Колеса питбайков делятся по диаметру на 10, 12, 14, 17-дюймовые. Мини-мотоциклы рассчитаны на вес и рост взрослого человека, поэтому колесная база у них удлиненная.

Современные питбайки имеют три вида системы передач: ручную, автоматическую и полуавтоматическую. Для новичков, только осваивающих подобный транспорт, приемлемы две последние системы.

Объем двигателя современных мини-мотоциклов также делится в зависимости от качества его использования. Для новичков приемлемы модели с объемом двигателя в 50-80 кубических сантиметров. Питбайк 125 и более кубов можно назвать довольно мощной моделью, подходящих для соревнований.

Преимущества


Минусы

К недостаткам мини-мотоциклов относится их неспособность перемещать более одного человека. Как и его предок велосипед, он позволяет перевозить только небольшую ручную кладь.

К минусам можно причислить и сезонность данного транспорта. В суровый зимний период с гололедицей и холодными ветрами использование питбайка просто невозможно.

Дисциплины

В конце прошлого столетия питбайки доказали свою состоятельность участвовать в гоночных соревнованиях. Поэтому довольно быстро получили разрешение от Американской Мотоциклетной Ассоциации и были включены в регламент состязаний по мотокроссу на территории США.

Мини-мотокрос как отдельная спортивная дисциплина пока еще не включен во Всероссийский реестр. Поэтому в стране проводятся только любительские гонки с использованием питбайков.

Популярные модели

Важно знать, выбирая питбайк, что такое средство передвижения отличается по характеристикам в зависимости от его назначения. Для любителей производят стандартные модели с определенным набором параметров и функций. Примерами их являются Yamaha TT-R50E, Honda CRF70F, Suzuki DR-Z70, Kawasaki KLX110 и др.

Профессиональные гоночные модели, как правило, собираются на заказ, либо по требованиям хозяина техники улучшаются имеющиеся характеристики. В качестве такой строительной базы используются Honda CRF110F, Kawasaki KLX110 либо Suzuki DRZ110. Отличными спортивными параметрами обладает (серий Classic. Basic, Pro). Продукция азиатской торговой марки может одинаково использоваться профессиональными гонщиками и просто ценителями качественной техники.

Среди отечественных продуктов симпатией потребителей пользуется питбайк Ирбис На нем удобно гонять по пересеченной местности и на мототрассах, совершать трюки и виртуозные маневры. Классический четырехтактный двигатель помогает развивать скорость до 80 км/ч, а хорошая тормозная система исключает случайные столкновения.

Немаловажную роль играет внешний вид (цвет, посадка), который имеет питбайк. Фото интернет-магазинов мототехники помогают сориентироваться в выборе не только торговой марки, но и конкретной модели.

  • Самые первые питбайки являлись довольно примитивными конструкциями, лишенными подвесок и импровизированных тормозов. Они работали на фирменном двигателе «Бриггс & Стрэттон» мощностью в пять лошадиных сил.
  • Один из первых питбайков Honda Z50 Mini Trail получил определение в кругу любителей мотоспорта Monkey Bike. Из-за низкой посадки водитель принимал забавную позу, со стороны напоминающую обезьянью. Модели так же не имели заднего амортизатора. Сегодня они являются раритетом и приобретаются в личные коллекции.
  • Питбайк не имеет необходимости в получении водительских прав и номерного знака. Официально он считается спортивным инвентарем.

История первых питбайков началась еще в середине 50-х – начале 60-х годов ХХ века. Тогда небольшие моторизированные байки пришли на смену не слишком быстрым и комфортным велосипедам.


Питбайки использовались механиками и прочим персоналом различных гоночных команд по мотокроссу для перемещения по пит-лайну (технической «линии» - площадке для ремонта техники) и трассам, чтобы оказать помощь гонщикам во время заездов или в подготовке и настройке техники перед гонкой. Отсюда и возникло сокращенное название «питбайк», что буквально означало «байк для технического бокса».



Первые мини-мотоциклы появились в США к 60-м годам, что позволило заменить велосипеды на более скоростную технику. В подавляющем большинстве первых питбайков использовался двигатель производства концерна «Briggs & Stratton» с небольшой мощностью в 5 лошадиных сил. Но уже в середине 60-х годов в США были завезены японские питбайки «Honda Super Cub 50», которые и стали родоначальниками эпохи всеобщего распространения японской мототехники и, в том числе, питбайков. Даже конструкция двигателей современных питбайков основывается на концепции 4-х тактного горизонтального двигателя от Honda Super Cub 50.



Honda Super Cub 50

Еще одной причиной быстрой популяризации 4-х тактных питбайков из Японии стало техническое превосходство новых «резвых малышей» над 2-х тактными скутерами старого образца – Honda NQ50 Spree, которые вплоть до 80-х годов являлись стандартным транспортным средством в мотоциклетных и автомобильных пит-боксах многих профессиональных гоночных команд.

Наиболее популярной моделью питбайка для обслуживания трасс в те годы стала Honda Z50 Mini Trail, которая вышла на конвейер в 68 году в США, а в Японии активно выпускалась уже с 1961 года. Этот байк получил прозвище «Monkey Bike», т.к. из-за невероятно малых габаритов посадка спортсмена любого роста выглядела по-обезьяньи. Действительно, габариты Monkey стали основной причиной высокой популярности этой модели, т.к. такой байк помещался в любую машину, был крайне прост в эксплуатации и обслуживании, а также имел достаточно впечатляющие характеристики мощности и проходимости при минимальной розничной стоимости.




Honda Z50 Mini Trail

Впоследствии модель Z50 Mini Trail многократно обновлялась и на рынке до сих пор можно встретить байки данного образца. Однако чаще всего в продаже встречаются «реплики» – в основном китайские копии от сторонних брендов, т.к. оригинальные Z50 от Honda оцениваются достаточно высоко. Особенно ценятся модели, выпущенные до 70-х годов, которые не оснащались задним амортизатором – такие раритеты являются предметом вожделения многих коллекционеров мототехники.


В конце 1960-х годов питбайки обрели массовую популярность и начали свободно продаваться в рознице. Помимо взрослых, большой интерес к новым моделям возник и у детей, которым хотелось получить в подарок настоящий мотоцикл маленьких размеров.





Первый питбайк для мотокросса и супермото - Honda CRF-50F (обновленная модель 2016 года)


Наконец к началу 2000-х годов Honda всерьез задумалась об адаптации своих питбайков для езды по бездорожью.



В 1999 году это привело к выпуску первого питбайка, подходящего для езды в условиях кроссового трека – модели Honda XR-50F/CRF-50F, которая являлась доработанной версией Honda Z50, адаптированной для оффроада. Данный байк также оснащался 4-х тактным двигателем с рабочим объемом в 50 куб. см. Стоит отметить, что данная модель выпускается до сих пор и постоянно совершенствуется инженерами концерна Honda.

Поэтому в наше время термин «питбайк» обрел новое значение, теперь питбайки – это мини-мотоциклы, отлично адаптированные для спортивных дисциплин (мотокросс, эндуро, супермото и даже фристайл) и подходящие для весьма серьезных соревнований среди гонщиков любых возрастов.

В настоящее время питбайки официально включены АМА (Американская Мотоциклетная Ассоциация) в регламент соревнований по мотокроссу в США. В России питбайк-движение набирает обороты с каждым годом, благодаря усилиям различных клубов, поэтому в рамках многих отечественных соревнований проводятся гоночные заезды в отдельной категории для питбайков, а также организуются неофициальные чемпионаты в дисциплине «мини-мотокросс», на которых выступают достаточно сильные спортсмены со всей страны.




Современные питбайки для мини-кросса от популярного французского бренда YCF (производство - Китай)

Технические особенности современных питбайков

В наши дни выпускается огромное количество различных моделей питбайков, причем число производителей не сильно отстает, благодаря тому, что большая часть компаний – это китайские бренды, как достаточно крупные, так и малоизвестные. Многие европейские и отечественные производители также изготавливают основные компоненты и производят сборку своих питбайков в Китае.

Особняком в этой ситуации держатся лишь крупные японские концерны, производящие «большие байки» для мотокросса. Однако, из-за небольшого ассортимента моделей в линейках известных брендов, наибольшей популярностью среди покупателей пользуется именно китайская техника, в том числе в силу своей высокой доступности и относительно низкой розничной стоимости.

Безусловно, качество данной продукции не всегда «вызывает восторг» во время целевой эксплуатации и во многом зависит от конкретного производителя. Наиболее же качественными питбайками, бесспорно, являются японские модели, а также продукция некоторых европейских и американских брендов, например Bucci и Pitster Pro. Но розничная стоимость таких питбайков зачастую не сильно отстает от цены полноразмерных кроссовых мотоциклов, что делает их менее привлекательными и доступными для широких масс.





Наиболее качественные питбайки – Bucci (Италия) и Pitster Pro (США)


Но, несмотря на все разнообразие моделей, большинство питбайков обладает схожей конструкцией, среди особенностей которой можно выделить:
  • Горизонтально расположенный двигатель, разработанный на основе концепции Honda Cub, с горизонтальным расположением цилиндра.
  • Наиболее популярные рабочие объемы двигателей для питбайков – это 50, 125, 150 и 190 куб. см. Но также встречаются модели с промежуточными значениями кубатуры, например 110, 160 и т.д.
  • Увеличенная длина колесной базы для комфортной посадки взрослого человека и повышения управляемости питбайка спортсменом любого роста.
  • Механическая коробка передач с особым расположением нейтральной передачи в самом низу по схеме «N-1-2-3-4», в отличие от полноразмерных кроссовых мотоциклов, где нейтральная передача располагается между 1-й и 2-й.
  • Питбайки для начинающих спортсменов иногда оснащаются автоматической или полуавтоматической коробкой передач, что в свою очередь упраздняет необходимость в работе сцеплением.
  • Наиболее популярные сочетания диаметров колес (в дюймах) у питбайков – это 10/10, 14/12 и 17/14 (переднее/заднее). Однако «классикой» считают питбайки с колесами 14/12 дюймов.
  • Чаще всего питбайки оснащаются передней «вилкой» перевернутого типа, наподобие полноразмерных кроссовых мотоциклов, и задней подвеской с моноамортизатором без прогрессии (хотя встречаются исключения с прогрессивной системой задней подвески).
  • Тормоза, также как и на «больших» байках для кросса, представляют собой гидравлическую систему с тормозными дисками, однако на самых маленьких питбайках с колесами 10/10 чаще всего используются барабанные тормозные системы старого образца.
  • Выбор резины зависит от целевого назначения конкретной модели питбайка – это может быть внедорожная резина с агрессивным протектором для мотокросса или же наоборот – резина типа «слик» или «полуслик», полностью или частично лишенная протектора для комфортной езды по асфальту.
  • На более мощных моделях питбайков (обычно с кубатурой от 150 куб. см. и выше) используется масляный радиатор для охлаждения двигателя, остальные модели оснащаются воздушной системой охлаждения.
  • Профессиональные модели для различных соревнований чаще всего изготавливаются на заказ в соответствии с требованиями конкретного спортсмена, но и серийные заводские модели также в большинстве случаев подлежат улучшению при необходимости внесения доработок.
  • Питбайки, как и кроссовые мотоциклы, не являются транспортным средством и не сертифицированы для передвижения по дорогам общего пользования. В связи с чем не могут быть зарегистрированы в органах ГИБДД, не получают ПТС и номерной знак.
  • Наличие водительского удостоверения для управления питбайком – не требуется, однако ездить на такой технике официально разрешено лишь в пределах специализированных трасс и спортивных площадок, как и в случае с полноразмерными кроссовыми мотоциклами.
Безусловно, бывают исключения из правил. Например, некоторые китайские бренды выпускают питбайки с вертикально расположенным двигателем или колесами 19/17 дюймов и т.д. Но такие модели встречаются достаточно редко, из-за чего «классической концепцией» питбайка считается приведенный выше список технических характеристик и конструктивных особенностей.



Китайский питбайк с вертикальным двигателем – ABM Raptor


Спортивные питбайк-дисциплины


Мини-мотокросс

Наиболее популярной во всем мире, среди прочих питбайк-дисциплин, является мини-кросс (или мини-мотокросс, а также mini-MX – сокращение на англ.). Данная дисциплина является фактически точной копией «классического» мотокросса, за небольшими исключениями:

  • Во-первых - гонки, разумеется, проводятся на питбайках в различных классах со строгим соответствием рабочих объемов двигателей каждой конкретной категории.
  • Во-вторых - трассы обычно имеют меньшую длину круга, нежели большие кроссовые треки с целью обеспечения безопасности для спортсменов и максимальной зрелищности для болельщиков.
  • В-третьих - фигуры на трассах для мини-кросса уменьшены в размерах и адаптированы под особенности техники для безопасного прохождения трека на больших скоростях.
Помимо соревнований на специализированных треках, гонки на питбайках также проводятся в рамках крупных соревнований и чемпионатов по мотокроссу на тех же трассах, которые используются для гонок на полноразмерных кроссовых мотоциклах. В таких случаях заезд идет по «малому кругу» большой трассы, но бывают случаи, когда весь трек задействуется для питбайк-гонки – такие соревнования являются наиболее сложными как для гонщиков, так и для техники.

В России наиболее популярными являются соревнования, проводимые клубом «Pitbike Russia» на трассе возле деревни Горки в Московской области, которые обладают статусом неофициального чемпионата России по «мини-мотокроссу». Хотелось бы отметить, что популяризация питбайк-движения в России – это в наибольшей степени заслуга организаторов и участников клуба PBR.

Мини-эндуро, хард-эндуро

Помимо мини-кросса, питбайки используются для катания в стиле эндуро и хард-эндуро, но официальных соревнований в России по данным направлениям не проводилось. Т.к. питбайки являются внедорожной техникой – они отлично подходят не только для езды по специализированным кроссовым трекам, но также позволяют с относительным комфортом проходить участки пересеченной местности с весьма сложным рельефом, например, леса, поля, устья рек, песчаные карьеры, горные серпантины и т.д.

Скоростное прохождение сложного поворота по песчаной трассе на питбайке BSE PH-10 17/14.
Единственное, чего «боятся» питбайки в силу конструктивных особенностей – это болот и прочих грязевых участков на эндуро-трассах, т.к. система охлаждения, забившись грязью, не справляется со своей задачей и двигатель вполне может перегреться. Также сложность заключается в небольшом диаметре колес и соответственно меньшей проходимости питбайков по сравнению с большими мотоциклами для эндуро. Наиболее оптимальными питбайками для эндуро являются «самые большие» модели с диаметрами колес в 17/14 дюймов.

Мини-фристайл


В связи с популяризацией «большого» фристайла, достаточно быстро появились желающие попробовать свои силы в прыжках и выполнении схожих трюков на питбайках. Чаще всего для питбайк-фристайла используются наиболее качественные мотоциклы от известных производителей с небольшими диаметрами колес – 10/10 и 14/12, но встречаются исключения, когда спортсмены используют питбайки с колесами 17/14. Здесь работает правило «чем качественнее и прочнее питбайк – тем безопаснее прыжки».

Для питбайк-фристайла, как и в случае с мини-кроссом, изготавливаются специальные трамплины – рампы и приземления, уменьшенные в размерах и адаптированные под особенности техники. Дистанции для прыжков также существенно меньше, чем в классическом FMX, и редко превышают 10-12 метров в длину.

Питбайки, как и большие кроссовые мотоциклы, подвергаются специальному тюнингу для повышения прочности конструкции при выполнении затяжных амплитудных прыжков, а также для комфортного выполнения различных трюков. Благодаря низкому весу и компактным размерам, питбайки позволяют выполнять большинство «классических» трюков из ассортимента «большого фристайла» даже при относительно короткой дистанции прыжка.

В последнее время мини-фристайл бурно развивается по всему миру и многие международные соревнования по фристайл-дисциплинам (включающие классический FMX) не обходятся без выступления питбайкеров, демонстрирующих высокий уровень мастерства при выполнении сложных трюков на своих «резвых малышах».

Мини-супермото


Заезд на питбайках типа «мотард» по треку для кольцевых гонок – супермото

Дисциплина супермото, в случае питбайков, идентична «старшему собрату». Более того, соревнования по мини-СМ чаще всего проводятся на тех же полноразмерных треках для кольцевых гонок. Экипировка спортсменов отличается от кроссовой. Здесь используются такая же защита, как и в дисциплине «большого» СМ – в большей степени адаптированная для езды по дорогам общего пользования и кольцевым трекам для супермото.

Во многих странах, в дисциплине мини-супермото, питбайки пришли на смену скутерам, которые использовались ранее в качестве гоночных болидов, но имели больший вес, меньшую мощность и характерные конструктивные особенности, не соответствующие стандартам спортивной техники. В связи с чем появление и массовое распространение питбайков сильно выручило любителей СМ.

Для гонок в данной дисциплине используются модифицированные питбайки типа «мотард», чаще всего имеющие одинаковый диаметр переднего и заднего колес, а также «сликовую» резину, лишенную протектора – для лучшего зацепа на асфальтированном покрытии гоночного трека. Помимо специальной резины, зачастую байки подвергаются дополнительному тюнингу с целью повышения мощности двигателя и управляемости на высоких скоростях.

Наиболее популярные питбайки в России


В связи с высокой стоимостью и различными трудностями в приобретении питбайков от крупных концернов, в России наибольшей популярностью пользуются мотоциклы от таких производителей, как YCF (Франция, сборка - Китай), BSE (Россия, сборка - Китай), KAYO (Китай), JMC (Россия, сборка - Китай) и Apollo (Китай).



Питбайк Apollo RFZ Elite 150 14/12



Питбайк Kayo KRZ 125 17/14

Мотоциклы этих марок, можно охарактеризовать, как «наиболее качественные среди бюджетных решений», и такая техника вполне подходит как для любительской езды и базовых тренировок, так и для участия в различных соревнованиях.


…и сами кулачки. Не путаем детали (чтобы сохранить регулировки)! Распредвал вращается в двух подшипниках, плотно посаженных в головку.


Подложив под головку цилиндра со стороны клапанов брусок из дерева или мягкого металла (чтобы он упирался в клапан), надавливаем на тарелку пружины клапана отверткой или рожковым ключом и тонкой отверткой (или магнитом) подцепляем сухари клапана и вынимаем их.


Вынимаем тарелку пружины, две пружины и клапан. Обратите внимание: клапаны и пружины – разные. Впускной – больше, а его наружная пружина на ZS150 маркирована желтым. При снятии и установке будьте осторожны – не повредите сальники клапанов (при сборке обильно смажьте детали маслом).


Собираем мотор в обратной последовательности. Главное – не спешить, а после сборки убедиться, что все детали нашли свое место. Вот почему чистота и порядок – это половина успеха.

О чем стоит помнить при сборке:

  • Не перетянуть крепеж. «Поплывшая» резьба в картере – приговор детали.

Моменты затяжки ответственных соединений:
Гайка крепления головки цилиндра – 10-12 Нм
Болт крепления головки цилиндра – 9 Нм
Гайка крепления ротора генератора – 41 Нм
Гайка крепления корзины сцепления – 42 Нм

  • Не потерять направляющие втулки. Они есть почти на всех сопрягаемых поверхностях отливок.
  • Не забыть загнуть стопорные пластины, закернить буртики, нанести фиксатор резьбы (там, где это требуется, конечно).
  • Правильно установить натяжитель цепи:

Вначале нужно выкрутить и вынуть центральный болт с пружиной, полностью утопить шток, установить и притянуть болтами натяжитель…


…затем вставить пружинную часть (не потерять маленький упор на конце!) – раздастся щелчок – и только после этого притянуть центральный болт.

  • Наконец, залить масло, прокрутив вал киком, проверить все метки ГРМ, попереключать передачи, убедиться, что сцепление работает и… можно заводить!
    • Часть операций можно провести не снимая двигатель с мотоцикла. К ним относятся регулировка зазоров ГРМ, снятие генератора и сцепления, головки цилиндра и самого цилиндра, замена поршня, цепи ГРМ, ее натяжителя. Это удобно тем, что мотоцикл остается на боковой подставке, которую при демонтаже двигателя также придется снять.
    • При сборке, как правило, понадобится новый комплект прокладок, а также медных (алюминиевых) шайб.
    • Удобнее перебирать двигатель вдвоем, но, в принципе, можно обойтись и одному, но в таком случае его придется закрепить на станине (ее нетрудно сделать из стальных профилей), лучше поворотной. Для полной переборки двигателя (что практически никогда не требуется) понадобится 4-5 часов.
    • Для полной разборки требуется специнструмент. Однако мы показали, чем можно заменить большинство приспособлений без вреда для дела. Единственное, что точно стоит приобрести - это съемник ротора генератора (маховика), причем следует обратить внимание на направление резьбы на роторе - встречается как правая, так и левая.
    • Крепеж желательно складывать в отдельные, прочно закрывающиеся (!) баночки в соответствии с теми узлами, которые разбираем. Для фиксации винтов в крышках или шайб и шестерен на валах пригодятся резиновые колечки, которые легко нарезать из автомобильных или мотоциклетных камер.
    • Выставляя метки ГРМ при сборке мотора, вначале сориентируйте распредвал так, чтобы оба клапана были закрыты, и не сдвигайте его, пока точно не наденете цепь на обе шестерни, поставив поршень в ВМТ (по метке на маховике). Положение ВМТ можно проверить отверткой и через отверстие для свечи, слегка поворачивая коленвал за маховик.