» »

В чем своеобразие речи героя бородинской битвы. Анализ стихотворения лермонтова бородино

11.04.2024

В 1837 году в России отмечалась 25-я годовщина Бородинского сражения. И в этом году по решению самого Лермонтова в «Современнике» было опубликовано стихотворение «Бородино», поводом к написанию которого послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Столыпина и других ветеранов Отечественной войны 1812 года.

Общеизвестно, что к теме войны с Наполеоном Михаил Юрьевич обратился не впервые: несколько лет назад (1830-1831) Лермонтов написал стихотворение «Поле Бородина», которое и было положено в основу «Бородина».

Сравнительный анализ позволит учащимся осознать, что с 1831 года поэт многое переосмыслил, и потому композиция, строфика, стилистика, образ рассказчика, подача рассказа ветерана Отечественной войны в сказовой манере, описание батальных сцен и, что весьма важно, проблематика стихотворения «Бородина» заметно отличаются от стихотворения «Поле Бородина».

Как показывает опыт, учащиеся довольно успешно находят общее: оба стихотворения — это воспоминания солдата-артиллериста, участника Бородинского сражения (прошедшая форма глаголов, прямое отнесение к Бородинскому бою, строки:

«Всю ночь у пушек пролежали … »; «Забил заряд я в пушку туго …): повествование ведётся от первого лица, некоторые стихотворные строки остались неизменными («Ребята, не Москва ль за нами! / Умрёмте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!.. »; Носились знамена, как тени … / В дыму огонь блестел … / Рука бойцов колоть устала, / И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел»), способ передачи напряжения боя (смена глаголов: «сомкнули- грянул-завизжали-пал-лилася-тряслася-понеслася-уступали-брали-носились-блестел-летала-колоть устала»; «двинулись-промелькнули-побывали-носились-блестел-звучал-визжала»: «живые с мёртвыми сравнялись … »; «смешались в кучу кони, люди … -) и т. д.

Выводы, которые будут сделаны по окончании сравнительного анализа, напрямую
зависят от того, как будет организована учителем дальнейшая работа. Результаты проделанного в группах позволяют акцентировать внимание на имеющихся в стихотворениях различиях.

Учащиеся отмечают, что в стихотворении «Бородино» появляется диалоговая форма повествования, а в воспоминаниях старого солдата содержится рассказ не только о последнем дне сражения на Бородинском поле, но и о предшествующем ему длительном отступлении, двухдневной перестрелке.

Кроме того, через прямую речь передаётся недовольство участников сражения длительным отступлением («… Ворчали старики: / «Что ж мы? На зимние квартиры? / Не смеют, что ли, командиры / Чужие изорвать мундиры / О русские штыки?») и готовность их вступить в ближний бой с «басурманами» («Повсюду стали слышны речи: / «Пора добраться до картечи!.. »).

Когда старый артиллерист говорит о погибшем командире: «Полковник наш рождён был хватом: / Слуга царю, отец солдатам … / Да, жаль его: сражён булатом, / Он спит в земле сырой», — он восхищается храбростью полковника (« … рождён … хватом»), выражает искренние тёплые чувства к нему («… отец
солдатам … ») и искреннюю боль, вызванную его гибелью.

В словах «Да, жаль его: сражён булатом … » — не просто отражение чувств рассказчика, это выражение чувств солдатского братства, и свидетельством этого является употребление местоимения «наш», а также постановка многоточия в конце строки «… отец солдатам … ».

При сопоставлении образов рассказчика в стихотворениях «Поле Бородина» и -Бородино» (его можно организовать, предложив устное рисование портрета) учащиеся отмечают, что более детально этот образ представлен в стихотворении «Бородино». Неспешный рассказ, использование инверсированных предложений, устойчивых выражений и постоянных эпитетов русского фольклора, просторечных выражений. Язык солдата, «не переставая быть груб простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии», — писал В.Г.Белиский.

Количество местоимений «мы» в стихотворении «Бородино» окажется значительным. Такая кропотливая работа способствует пониманию того, что главным героем стихотворения является народ, герой Отечественной войны 1812 года, собирательный образ которого был реалистично создан Лермонтовым.

В звучащих рефреном строках стихотворения «Бородино» «люди в наше время» называются богатырями. Понять это сравнение поможет работа с лексикой.

Учащиеся выстраивают лексическую цепочку «богатыри»: «доля», «боя ждали», «поле», «разгуляться на воле», «постоим головою / За родину свою», «клятву верности сдержали», «русский бой удалый», «могучее племя».

Работая над лексикой стихотворения, остановимся на батальных сценах, на приёмах цветописи (блеск огня в дыму, кровавые тела, неоднократное появление теней — солнце только угадывается) и звукописи; определим лексическое значение военных терминов, обратим внимание на факт называния французов басурманами.

В финале стихотворения, говоря о необходимости оставить Москву, артиллерист
употребляет выражения «Господня воля» и «Божья воля». Они наглядно свидетельствуют о том, что автор вместе со своим героем переосмыслил значение Бородинской битвы и необходимость оставления Москвы. Во второй строфе солдаты, долго отступавшие, уставшие от «безделки» перестрелки, страстно жаждущие боя, готовые стоять до победного конца, не вполне понимают стратегический ход Кутузова, причины отступления.

Время всё ставит на свои места. И спустя 25 лет становится очевидной правильность решения главнокомандующего, приходит осознание, что оставление Москвы — это не поражение в войне, это воля Божья, приведшая к победе.

Сравниваем последние строфы стихотворений «Поле Бородина» и «Бородино»:
и крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь,
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.
«Поле Бородина»
Немногие вернулись с поля,
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы.
«Бородино»

Во 2-й и 14-й строфах стихотворения -Бородино» возникает тема, отсутствующая в стихотворении «Поле Бородина», но важная и волнующая поэта — тема нынешнего поколения, дремлющего в бездействии, зависти великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» (В.Г.Белинский).

Та же тема будет звучать и в стихотворении «Дума», и в романе «Герой нашего времени»; жаждой «великих дел» пронизаны обязательные для изучения в
школе стихотворение «Парус», поэма «Мцыри».

В многочисленных методических разработках указывается на необходимость обратить внимание на использование антитезы во 2-й и 14-й строфах:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

Однако противопоставление в стихотворении неоднократно: «богатыри» — «бусурмане», «Мы боя ждали … — Не смеют командиры / Чужие изорвать мундиры … », « ликовал француз … — Но тих был наш бивак открытый … ».

Даже использование синекдохи (употребление меньшего вместо большего) служит противопоставлению: в словах «Рука бойцов колоть устала … » ощутимо единение русских войск, общность желания победить, сила духа; в то время как французская армия для участника сражения — это не отдельно взятый солдат, а
общий враг: «Москва … французу отдана … »

Поставь оценку статье

Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году.

Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора

К современному ему поколению.

Вместе с тем стихотворение «Бородино» стало новым этапом в развитии поэзии Лермонтова, связанным с появлением в нем реалистических тенденций. С этой точки зрения очень показательно сравнение его со стихотворением «Поле Бородина», написанным шестнадцатилетним поэтом-романтиком. Там еще чувствовались отголоски классической оды, но в целом стиль его был приподнято-романтическим.

Так, явно под влиянием стилистики торжественной оды дается общая оценка исторического значения Бородинской битвы:

Однако же в преданьях славы

Все громче Рымника, Полтавы

Бородино.

Скорей обманет глас пророчий,

Скорей небес погаснут очи,

Чем в памяти сынов полночи

Изгладится оно.

В этом юношеском стихотворении чувствуется склонность к эффектным положениям, столь характерным для романтических поэм. Ночь перед битвой представляется в шуме бури, которая «дика, как песнь свободы»; после страшного сражения герой склоняет голову «на труп застывший, как на ложе». Один из эпизодов битвы передается рассказчиком в таких ярко романтических красках:

Мой пал товарищ, кровь лилася,

Душа от мщения тряслася,

И пуля смерти понеслася

Из моего ружья.

Ничего подобного уже не будет в стихотворении 1837 года, где точность описания каждой детали боя создает подлинно реалистическую картину. Более того, вместо неопределенно-романтического образа «вождя» из раннего стихотворения в «Бородине» мы видит конкретный и достоверный образ «полковника», который получает емкое определение «слуга царю, отец солдатам», показывающее основные черты этого характера. Также вместо неопределенного «противника» в позднем стихотворении появляется вполне реальный противник – «француз».

Но самое главное изменение касается центрального образа героя-рассказчика. В раннем стихотворении это романтический персонаж, вполне соотносимый с романтическим лирическим героем ранней лирики Лермонтова. Достаточно привести в качестве примера характерной для него приподнято-возвышенной, эмоциональной речи следующие строки:

«Брат, слушай песню непогоды:

Она дика, как песнь свободы».

Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии. Именно с ним связана в стихотворении патриотическая тема и проблема национального характера.

Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.

Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Как справедливо отмечал Белинский, «вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата… Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие. Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни. Как потом покажет в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, Бородинское сражение стало такой «звездной минутой» для всей русской нации в целом. Недаром писатель, создавший огромное полотно романа-эпопеи, утверждал, что именно небольшое стихотворение Лермонтова явилось ее зерном.

Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций. С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.). С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).

Эту стилистическую особенность очень хорошо уловил Белинский: «Стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

Такому звучанию способствует и стихотворная форма, использованная Лермонтовым: четырехстопный ямб чередуется с трехстопным, который с безупречной точностью появляется в каждой третьей и седьмой строках. Это позволяет выделить важные в смысловом отношении строки и в то же время сообщает всему стихотворению характер живой, непринужденной разговорной речи.

Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя»-рассказчик: «мы долго молча отступали»; «и вот нашли большое поле»; «тогда считать мы стали раны» и т.д.

Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под. Но и в этих немногочисленных случаях его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой потом будет писать Толстой.

Как и все русские люди, этот солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле». Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!». Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи».

Эта последняя особенность очень важна, поскольку позволяет Лермонтову, который сам участвовал во многих сражениях русской армии на Кавказе, передать не абстрактное представление, а реальное ощущение участника боя. Именно ему, солдату, защищающему свой редут, представляется, что вся мощь противника устремлена на него:

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Но это отнюдь не узость взгляда, а точность оценки и видения поля сражения. Всю его грандиозную мощь и грозную силу прекрасно осознает этот рядовой участник сражения, как и всякий другой русский солдат:

Вам не видать таких сражений!..

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел. …

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» – все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника. Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри».

Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей», одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова – так не похожих на этих стойких и мужественных солдат. Стихотворение получает четкое обрамление, а его главная мысль логическое завершение.

«Бородино» Лермонтова стало подлинным шедевром русской поэзии и не только отразило патриотические чувства поэта, но и явилось настоящим гимном русской нации и русскому народу.

Урок первый знакомит с личностью поэта, с исторической основой стихотворения “Бородино” и его содержанием.

Вступительное слово учителя создаст определенную настроенность для слушания лермонтовских стихов. В нем учитель расскажет, что М.Ю. Лермонтов проявил свою исключительность еще в раннем возрасте. Он обладал пылким поэтическим воображением, любил мечтать и фантазировать. Беседу желательно сопровождать демонстрацией презентации “Детство М.Ю. Лермонтова”.

“Бородино” - первое печатное произведение М.Ю. Лермонтова, появилось к 25 годовщине Бородинского сражения, в котором русская армия своим героизмом спасла независимость родины.

Рассказ учителя об Отечественной войне 1812 г. должен быть краток, опираться на знания учащихся по истории об этом событии, быть эмоциональным и ярким. Можно его сопровождать отдельными кадрами учебного фильма “Памятники Бородина” или репродукциями картин, отражающих эту тему (П.Е. Заболоцкий “Бородинский бой”; В. В. Верещагин “Конец Бородинского боя”; Ф. Рубо “Панорама Бородинской битвы”).

В беседу желательно ввести такие слова, как редут, картечь, лафет, бивак, уланы и объяснить их значение. Центральное место в беседе должно занять сообщение о Бородинском сражении, решившем исход войны (Кутузов в донесении Александру I писал: “Баталия, 24 числа бывшая, была самая кровопролитная из всех тех, которые в новейшее время известны”). Лермонтовское стихотворение можно назвать поэтической летописью сражения.

Чтение учителем “Бородина” можно сопровождать синхронной демонстрацией цветного одноименного диафильма.

Второй вариант урока - прослушивание записи стихотворения в исполнении Д.Н. Журавлева; после чего учащимся предлагаются вопросы: почему артист выбрал такой темп чтения? Каков общий тон стихотворения? Чем достигается его эмоциональность?

Ответы на вопросы помогут учащимся в работе над выразительным чтением.

Если позволит время, можно для усвоения содержания стихотворения составить к нему план.

Домашнее задание включает составление плана к стихотворению (если это не сделано на уроке), чтение статьи учебника. Дети также учат наизусть отрывок стихотворения (до слов: “и только небо засветилось”).

Урок второй включает работу над композицией стихотворения, над идейно-художественным содержанием и глубоким патриотическим смыслом его, знакомит в доступной форме с понятием народности и исторической достоверности лермонтовского произведения, раскрывает его актуальность.

Беседа об особенностях композиции стихотворения “Бородино” начинается с вопроса:

1. В чем своеобразие лермонтовского произведения? (Бородинское сражение дано через восприятие его участника - обыкновенного солдата).

2. О чем рассказывает ветеран?

3. Почему рассказ о Бородине поэт вложил в уста рядового солдата? (Лермонтов первый в литературе вспомнил об истинном герое Отечественной войны - простом солдате, вершителе судеб России. Поэт доказал, что подлинным героем 1812 г. был русский народ).

4. Каким вы представляете себе рассказчика, что можно сказать о нем как о человеке?

Учащиеся отметят, что рассказчик - ветеран, бывалый солдат, участник Бородинского сражения. Обобщая ответы, учитель дополнит, что рассказчик- простой человек, понимает значение Бородинской битвы как одной из величайших в истории своего народа, в историй европейских войн (“Вам не видать таких сражений!”, “Недаром помнит вся Россия про день Бородина”) .

Он горд, вспоминая своих боевых товарищей (“Да, были люди в наше время...”). Рядовой солдат рассказал о том, что

сам видел, делал и слышал. В солдате Лермонтов показал высокие качества русского народа: беззаветную любовь к родине, готовность отдать жизнь свою для ее блага, готовность к подвигу.

5. Как М.Ю. Лермонтов показал причастность рассказчика к справедливому делу?

Герой стихотворения не отделяет себя от народа, он органическая частица целого. Скромный, он только три раза употребляет местоимение я, там, где рассказывает о своих действиях. Во всех остальных случаях - “наше время”, “полковник наш”, “мы были в перестрелке”. От имени народа он говорит: “Уж постоим мы головою за родину свою”, вместе с ним сдержал “клятву верности... в бородинский бой”.

В процессе работы повторяется и расширяется понятие о диалоге. Диалог - форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами. Диалогом называется также особый вид литературного произведения, написанного в форме разговора между людьми. В отличие от диалога, монолог - речь действующего лица, обращенная к собеседнику или к себе самому.

Работу по изучению стихотворения М. Ю. Лермонтова начинаем с сообщения, что в “Бородине” точно переданы главные моменты наиболее важного в Отечественной войне 1812 года сражения. Это решившее судьбу русского-народа событие освещено поэтом с народной точки зрения.

1. Лермонтов точен в употреблении слов, относящихся к важнейшим событиям Отечественной войны. Как ее участник отвечает на вопрос молодого солдата? Прочитайте эти строчки. Сколько раз они повторяются? (Дважды). Обращаем внимание на то, что Лермонтов пишет: “Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы”. Поэт исторически точно показал, что русские отдали, но не сдали Москву.

Лермонтов точен в изображении всей войны: он указал, что русская армия с начала вторжения неприятеля и до Бородинского боя имела немало серьезных сражений: (“Ведь были ж схватки боевые...”).

Отражен в стихотворении и первый этап войны и отношение к нему армии: (“Мы долго молча отступали... О русские штыки?”).

Можно прочитать воспоминания участников кампании, передающие это же настроение. Устами рассказчика поэт подчеркнул боевые традиции суворовских походов. “Богатырями” называл Суворов своих солдат, так он обращался к ним. Это обращение звучит и в лермонтовских стихах.

2. Лермонтов точен и в описании Бородинского боя. Зачитайте Описание кануна боя и ответьте на вопросы:

а) Почему поэт так обстоятельно описывает канун битвы?

б) Как это описание передает боевое настроение русской армии, нравственное превосходство ее над врагом? В каких словах выражен патриотический дух солдат?

Обобщая ответы, следует сказать, что в полном соответствии с исторической действительностью Лермонтов описал не только знаменитое сражение 26 августа, но и 24 и 25 августа, когда армии Наполеона и Кутузова готовились к решающему бою.

Герой лермонтовского стихотворения участвовал в самых ожесточенных боях, которые происходили у Семеновских флешей и на батарее Раевского.

в) Прочитайте строчки, рисующие полковника. С какими словами обратился он к солдатам? Как эти слова характеризуют его?

Учитель помогает учащимся увидеть в полковнике верность долгу, отеческое внимание к своим солдатам, их нуждам, храбрость и “лихость”. Его призыв загородить дорогу к столице родины отвечал, народным думам и чувствам, поэтому и полковник, и рядовой солдат думают на Бородинском поле о Москве.

3. Какую клятву дали русские солдаты и как они сдержали ее?

Учащиеся читают описание Бородинского сражения и отвечают на вопросы:

а) Какое сравнение помогает представить битву и силы врага? Прочесть глаголы, передающие напряженность боя.

б) Какие слова и выражения дают представление о храбрости и мужестве воинов?

в) Какое чувство объединяло всех участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиги?

Обращаем внимание учащихся на то, что бой изображен Лермонтовым как общее, трудное дело. Рассказчик скуп на подробности, он выбирает лишь необходимое, точно обозначает явления (“утро осветило пушки и леса синие верхушки”). Его сравнения просты (“французы двинулись, как тучи”), речь его безыскусна, солдатская речь, рисующая подвиг русского народа.

Важно, чтобы учащиеся поняли: поэта больше всего интересует не само сражение, не события, не факты (этим стихотворение “Бородино” отличается от исторического произведения), а люди, их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа.

В лермонтовском стихотворении показан поэтический образ русского человека в тот момент, когда решается судьбаегородины.

4. Повторное прослушивание стихотворения “Бородино” закрепит эмоциональный накал учащихся и поможет учителю перейти к заключительному этапу урока - выяснению значения лермонтовского произведения.

Учитель расскажет учащимся, что в двадцать пятую годовщину Бородинского сражения в журналах стало появляться много статей, рассказов, посвященных этому памятному дню. В них отмечались подвиги героев, воспевались полководцы, царь, а о рядовом солдате забыли. Первый, кто вспомнил о нем, был М.Ю. Лермонтов.

Стихотворение “Бородино” получило второе рождение во время Великой Отечественной войны, оно стало одним из популярнейших произведений. Зимой 1941 г. в один из боев на подступах к Москве наш знаменосец упал в снег и, истекая кровью, крикнул:

Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой.

Лермонтовские строки использовались в окопных газетах. В решающие бои за Москву зимой 1941 г. в газете “Уничтожим врага” на одной странице было написано: “Ребята, не Москва ль за нами?” - подпись М.Ю. Лермонтов. Рядом: “Так победим же под Москвой!” - красноармеец Е. Седулов.

Лермонтовское стихотворение крепило и развивало чувство патриотизма не только в грозные дни Великой Отечественной войны. И сейчас оно наполняет наши сердца гордостью за славное героическое прошлое нашей Родины, учит горячей любви к ней, беззаветной преданности.

Дома учащиеся готовят ответы на вопросы учебника.

Литература

1. Аксенова Е.К. Воспитание чувств художественным словом. М., Учпедгиз, 1962.

2. Горчак Н.Л. Картина как средство развития речи. М. – Л., Просвещение, 1965.

3. Уроки литературы в 4 классе. М., Просвещение, 1970.

4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. русская литература в 4–5 классах. Киев., Радянська школа, 1981.

5. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение. 2012.

Стихотворение Лермонтова «Бородино» — одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы. Это первое в русской поэзии стихотворение, в котором изображён главный герой Отечественной войны 1812 года — народ. Это первое появившееся в печати произведение поэта, изданное по его воле.

Если бы Лермонтов был автором только одного этого стихотворения, — отмечает Бродский, — то и в этом случае он был бы назван народным поэтом, его стихотворение было бы признано одним из самых примечательных поэтических произведений по силе выражения идеи патриотизма, темы родины и её обороны народом в освободительной, справедливой войне с врагом».

Откликнувшись на события Отечественной войны 1812 года, в стихотворении «Бородино» Лермонтов запечатлел великое сражение, которое произошло недалеко от Москвы на Бородинском поле. Поэт исторически точно рассказал в стихотворении не только о генеральном сражении, которое состоялось 7 сентября 1812 года, но и о тех днях, которые предшествовали Бородинской битве и были подготовкой к сражению (5 и 6 сентября).

В тексте стихотворения Лермонтов проходит мимо точных хронологических рамок Бородинского боя, но он в полном согласии с исторической действительностью передаёт беспримерные проявления легендарной воинской доблести безымянных русских солдат, которые привели к крушению великой армии Наполеона.

Участник сражения Сергей Глинка отмечал в своих записках 1836 года: «Бой Бородинский — бой, небывалый на лице земли со времени изобретения пороха», Ему вторит Фёдор Глинка, называя сражение «беспримерным»: «Ничего подобного в жизнь мою не видел, ни о чём подобном не слыхал и едва ли читывал».

Одним из этапов анализа стихотворения станут наблюдения над его композицией.

После чтения стихотворения в классе внимание школьников сосредоточится на 1-й строфе стихотворения, которая воспроизводит слова молодого солдата, обращённые к «дяде», старому солдату, участнику Бородинского сражения.

Строфа, предваряющая основную часть стихотворения, состоит из трёх предложений: одного вопросительного и двух восклицательных. По сути дела, все стихотворение и представляет собой ответ ветерана на вопрос молодого солдата.

Но строфа, предваряющая основную часть стихотворения, помимо вопроса, включает в себя и невольные восклицания, обращённые к героическому прошлому и несущие утверждающее начало: «Ведь были ж схватки боевые, / Да, говорят, ещё какие! / Недаром помнит вся Россия / Про день Бородина».

Эти слова, вложенные в уста молодого солдата, свидетельствуют о том, что он проникнут гордостью за деяния отцов. Именно патриотическая идея, которой воодушевлён солдат «нынешнего» поколения, побуждает его
обратиться к ветерану.

Во 2-й строфе содержится ответ на вопрос, поставленный молодым солдатом. В ответе ветерана отмечена не только трудная доля людей того времени, не вернувшихся поля битвы, но и обозначена судьба Москвы.

И в словах молодого солдата, и в ответе старого солдата исторически точно подчёркивается, что Москва была «французу отдана». В свидетельствах современников отмечалось коренное различие между словами «отдали Москву» и «сдали Москву».

И Пушкин, и Белинский, и участник Отечественной войны Глинка выделяют то обстоятельство, что Москва была «отдана» неприятелю во имя сохранения русской армии («Москва не сдана была, а отдана в добычу нашествия», — свидетельствует Глинка).

Ученики без труда замечают, что вторая строфа с некоторыми изменениями повторяется в заключительной, 14-й строфе. Эти две строфы, начинающиеся строкой «Да, были люди в наше время … », обрамляют рассказ старого солдата, участника Бородинского боя.

Таким образом, большая часть стихотворения представляет собой рассказ простого русского человека, рядового участника сражения. Школьники перечитают 2-14-ю строфы и примут участие в составлении плана рассказа старого солдата. В классной беседе последовательность его рассказа получит отражение в следующем плане:

1. «Да, были люди в наше время … » (2-я строфа).
2. «Мы долго молча отступали … э (3-я строфа).
3. «И вот нашли большое поле … » (4-5-я строфы).
4. «Два дня мы были в перестрелке … » Ночь перед сражением (6-7-я строфы).
5. «Ну ж был денёк». Описание сражения (8-12-я строфы).
6. «Вот затрещали барабаны — / И отступили басурманы» (13-я строфа).
7. «Да, были люди в наше время … » (14-я строфа).

К этому плану, представляющему собой цитатный план и сжато передающему рассказ «дяди», школьники будут обращаться в ходе разбора стихотворения, который целесообразно выстроить по пути «вслед за автором».

В 3-й строфе излагаются события, предшествовавшие Бородинскому бою, в ней говорится о длительном отступлении. Строфа начинается местоимением «мы», которое говорит о том, что рассказчик не отделяет себя от всего войска.

Поэт исторически точен в описании настроения русской армии, которая ожидала боя. Слова «ворчали старики» подчёркивают недовольство опытных воинов тактикой отступления: они были готовы «чужие изорвать мундиры о русские штыки».

Эти слова, которые потребуют комментария на уроке, заставляют вспомнить суворовские заветы, жившие в русской армии, особенно в устах ветеранов: «Пуля — дура, штык — молодец»: «Штык, быстрота, внезапность суть вожди россиян». Офицер Лермонтов не мог не помнить заветов гениального полководца и вложил их в уста опытных воинов, «стариков».

Весь рассказ старого солдата (и анализ стихотворения должен это убедительно показать!) включает в себя высказывания разных людей: и ворчание стариков, и размышления артиллериста, и речь солдат, и страстный призыв полковника.

В строфах 4-й и 5-й повествуется о событиях, которые произошли за два дня до генерального сражения, состоявшегося 7 сентября (26 августа) 1812 года. На смену разочарованию воинов, вызванному отступлением, приходит надежда встретиться с неприятелем в бою: «И вот нашли большое поле: / Есть разгуляться где на воле!», В восклицательном предложении находит выражение и готовность воинов постоять за отчизну, и стремление проявить воинскую отвагу, и широта души.

В комментарии к этим строфам необходимо отметить, что «большое поле» в стихотворении — это и есть Бородинское поле у деревни Бородино, находящейся неподалёку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Пояснения потребует и слово «редут»: это полевое земляное укрепление с наружным рвом и валом.

Выбор героя, который вспоминает себя молодым во время войны, явился большим художественным открытием Лермонтова.

Поэт предпочёл рассказать о сражении устами артиллериста. Нельзя не вспомнить, что дед поэта Д.А.Столыпин, прославившийся теоретическими статьями о роли артиллерии в войне, был артиллеристом. Да и другой дед, А.А.Столыпин, тоже был офицером-артиллеристом. Русская артиллерия в Бородинском бою сыграла решающую роль. О её превосходстве над французской артиллерией свидетельствуют статистические данные: у Кутузова было 642 орудия, а у Наполеона- 587. Кроме того, русские стреляли более тяжёлыми ядрами: вес каждого составлял от 6 до 12 фунтов против 3-4-фунтовых ядер у французов.

Речевая организация стихотворения органически сочетает в себе рассказ старого солдата с авторским повествованием. Ираклий Андроников подчёркивает: «Искусство Лермонтова так велико, что мы и не замечаем, что сквозь речь солдата то и дело слышится голос поэта. «Леса синие верхушки» … Солдат не сказал бы так: это — Лермонтов. Но строчка: «Французы тут как тут»» — это солдат. «Звучал булат», «Носились знамена, как тени» — это опять речь поэта.

Но без возвышенной лексики Лермонтов не мог бы передать величие этого дня. А «изведал враг» — опять «дядя». Обе языковые струи сплавлены так органически, что мы и не замечаем, что «дядя», оставаясь всё время самим собой, говорит как поэт».

Суждения литературоведа дадут ключ для самостоятельного поиска учеников, которые, присматриваясь к художественному тексту, начинают отличать обычный разговорный язык ветерана с присущими ему житейскими нотками от авторской речи. Так, в 4-й и 5-й строфах они выделят прибаутку «У наших ушки на макушке!», которая имеет значение «внимательно прислушиваться», и насмешливое обращение к французу: «Постой-ка, брат мусью!», которые вложены в уста артиллериста.

Учащиеся поймут, что эти слова передают уверенность русских солдат в своих силах, готовность к предстоящему бою, который покажет, кто чего стоит. В речи солдата-артиллериста, который ведёт свой рассказ во множественном числе и который понимает величие события, ученики заметят и фразеологизмы: «Уж мы пойдём ломить стеною, / Уж постоим мы головою / За Родину свою!», которые выражают мужественную решительность воинов, их готовность защищать Родину не щадя своей жизни.

В 6-й и 7 -й строфах, которые необходимо перечитать в классе, исторически достоверно передаются события второго дня, предшествовавшего генеральному сражению («мы ждали третий день»). Слышны голоса солдат,
которые называют перестрелку «безделкой».

Учащиеся присмотрятся и к прямой речи, призывающей к действию: «Пора добраться до картечи» Далеко не случайно поэт обращается к изображению ночи накануне сражения, которая нашла отражение в многочисленных свидетельствах очевидцев.

В «Письмах русского офицера» Ф.Глинка вспоминает: «Всё безмолвствует! .. Русские с чистою безупречною совестью тихо дремлют, облегши дымящиеся огни. Сторожевые цепи пересылают одна другой протяжные отголоски. Эхо вторит им. На облачном небе изредка искрятся звёзды. Так всё спокойно на нашей стороне … Напротив того: ярко блещут утренние огни в таборах неприятельских; музыка, пение, трубные гласы и крики по всему стану их разносятся. Вот! слышны восклицания! Вот ещё другие! .. ».

Обращаясь к 7-й строфе стихотворения, учащиеся найдут в ней немало общего с воспоминаниями Ф.Глинки. Не вызывает сомнений, что Лермонтов был очень внимателен к разным источникам.

Не случайно поэт отмечает, как «ликовал француз» и как «тих был» русский лагерь. Значимы и некоторые совпадения в пейзажных деталях, которые заставят учеников обратиться к запоминающимся стихам: «И вот на поле грозной сечи / Ночная пала тень». Их лаконизм и художественная выразительность достигается искусным использованием эпитетов (слово «поле» поясняется определительным сочетанием «грозной сечи») и емкой метафоры («ночная пала тень»).

В стихотворении «Бородино» мало пейзажных описаний. Правомерно было бы говорить не об описаниях, а о пейзажных деталях, которые скупо сопровождают описание военных действий. Так, описание Бородинского боя открывается картиной: «И только небо засветилось … » и завершается короткой пейзажной ремаркой: «Вот смерклось». Пейзаж композиционно выделяет само описание генерального сражения, которое состоялось на третий день и последовательно развёрнуто в пяти центральных строфах стихотворения (8-12-я строфы).

Кульминацией стихотворения является изображение Бородинской битвы. В динамично развивающееся действие включены несколько картин: это и движение русских войск, и призыв полковника, и наступление французов, и огонь пушек, и рукопашный бой, и отступление неприятеля. Панорама битвы создаётся разнообразными художественными средствами. Учащиеся поймут, что стремительно развивающееся действие передаётся с помощью искусно подобранных глаголов, сопровождаемых повторами, звукописью.

В стихах «И только небо засветилось,/ Всё шумно вдруг зашевелилось, / Сверкнул за строем строй» ученики отметят не только выразительные глаголы с приставкой «за», обозначающей начало действия, но и созвучный приставкам предлог «за», подчёркивающий звуковую выразительность стихов. Художественная образность стихов подчёркнута и глаголом «сверкнул», который в сочетании с последующими существительными образует запоминающуюся метафору.

Школьники способны самостоятельно выделить в начале 8-й строфы повторяющиеся звуки и сочетания «с», «св», «стр», «ш», которые усиливают выразительность звучания стиха.

В стихотворении «Бородино» Лермонтов не упоминает ни одного имени. Среди героев стихотворения наиболее полно охарактеризован полковник. Учащиеся должны почувствовать, что в создании образа безымянного героя битвы слышится и голос рассказчика, и голос автора.

В рассказе артиллериста полковник предстаёт как «хват» (бойкий, удалой человек), «слуга царю, отец солдатам».

Речь героя-рассказчика порой близка устной поэзии: «сражён булатом, / Он спит в земле сырой». « … В каждом слове, — утверждал В.Г.Белинский, касаясь простоты и безыскусственности языка стихотворения, — слышите солдата, язык которого, не переставая быть простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии».

Голос поэта слышится в словах: «И молвил он, сверкнув очами … », где сочетается устаревшее «молвил» С традиционно-поэтическим «очи». В призыве полковника постоять за Москву повторяются слова, которые не раз звучали в обращениях командиров к солдатам.

В описании Бородинского боя велика роль восклицаний, которые без труда найдут школьники: «Ну ж был денёк» (1 О-я строфа); «Вам не видать таких сражений» (11-я строфа); «Изведал враг в тот день немало, / Что значит русский бой удалый, / Наш рукопашный бой!» (12-я строфа).

От строфы к строфе восклицательные предложения становятся всё более ёмкими: от полустишия в 10-й строфе — к восклицанию, обнимающему три стиха в 12-й строфе. Нельзя не отметить, что восклицательные предложения как бы «открывают» каждую строфу и задают тон поэтическому рассказу о сражении.

Какое же значение имеют эти восклицательные предложения в художественном тексте? В них содержится побуждающее, внушающее начало, открыто выражено эмоциональное отношение рассказчика к событиям Бородинского боя. «Поэт, — отмечает исследователь, — вложил в уста героя то чувство, которое было присуще рядовым участникам Бородинского сражения».

В 10-й строфе, начинающейся словами: «Ну ж был денёк!», исторически верно рассказано о штурме французами редута. «Вчитываясь в описания Бородинского сражения, — подчёркивает Ираклий Андроников, — мы понимаем, что Лермонтов изобразил в своём стихотворении самое важное место сражения — центральную батарею, или, как её называли ещё, «редут Раевского», — укрепление, которым французы пытались овладеть в течение целого дня («Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи, / И всё на наш редут»»).

Редут Раевского несколько раз переходил из рук в руки. Драгуны и уланы (офицеры и солдаты лёгкой кавалерии в русской и ряде европейских армий), побывавшие в схватке за редут, могли представлять как русскую, так и
французскую армию.

Учащиеся обратят внимание на средства создания картины битвы за редут: они выделят глаголы движения («двинулись», «промелькнули», «побывали»).

В завершающих строфу стихах, повторение предлога «с» в назывании воинской атрибутики, ёмкое сравнение «как тучи», которые в совокупности создают яркое впечатление масштабности сражения.

Эмоциональным зачином 11-й строфы являются слова: «Вам не видать таких сражений!», которые сменяются сложным повествовательным предложением, занимающим остальное пространство 11-й строфы.

Что стремился подчеркнуть поэт синтаксическим и интонационным строем этого развёрнутого предложения? Ученики обычно говорят о насыщенности предложения картинами битвы, которые быстро следуют друг за другом и
создают целостную картину развернувшегося сражения.

Безостановочное движение битвы подчёркнуто и рифмующимися глаголами, поставленными в конце стихов («блестел», «визжала», «устала», «мешала»), И сочетанием глаголов («колоть устала», «пролетать мешала»), и короткими предложениями («звучал булат, картечь визжала»).

Эта строфа заставляет вспомнить, какую роль сыграла артиллерия в Бородинском сражении.

В многочисленных свидетельствах участников сражения, кроме роли артиллерии, отмечалась и доблесть русских солдат в штыковом бою, в котором русские превосходил и французов. Рукопашный бой запечатлён и в
11-й, и в 12-й строфе:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!

1837 год – юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.

Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».

До Лермонтова многие поэты обращались к теме Отечественной войны. И сам Лермонтов в юном возрасте сочинил стихотворение «Поле Бородина». При всем разнообразии жанров эти произведений объединяет общий настрой. Будь то басня, солдатская или партизанская песня, ода или философское размышление, все они воплощали значимую тему, прославляя героев.

Лермонтов впервые в литературе прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведется от имени старого солдата , простого человека – участника бородинского сражения. Смысловой акцент делается не на героических победах, а скорее на сожалении: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!» .

Ираклий Луарсабович Андроников в критической статье «Образ Лермонтова» пишет: «Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи».

Может быть, потому и структура «Бородино» напоминает трехчастную музыкальную форму. Первая строфа – вступление, вопрос молодого собеседника участнику сражения. Вторая строфа – первая часть, выражающая главную мысль произведения.

3 – 13 строфы – развернутая вторая часть, включающая основное содержание, описание битвы.

Последняя, четырнадцатая строфа – динамическая реприза, почти точно повторяющая первую.

Строфа стихотворения имеет сложное семистрочное строение: первые две и четвертая – шестая строки с построчной рифмой. Третья строка рифмуется с седьмой. В целом в каждой строфе повторяется сплетенная рифма по схеме AABCCCB. И здесь можно усмотреть связь с музыкальным семидольным размером, характерным для русских народных песен.

Музыкальность , пронизывающая стихотворение, вдохновила неизвестного автора на создание марша на стихи Лермонтова. Народная песня «Бородино» вошла в репертуар военных ансамблей.

Стихотворный размер произведения, разносложный ямб, вместе с другими конструктивными особенностями сочинения вызывает ощущение свободной разговорной речи ветерана.

Стилистически стихотворение неоднородно:

  • Просторечные высказывания: «Ушки на макушке» , «Полковник наш рожден был хватом» , «Что толку в этакой безделке?» сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «И молвил он, сверкнув очами» , «Носились знамена, как тени» , «…сражен булатом» .
  • Образные выражения («Не смеют, что ли, командиры /Чужие изорвать мундиры /О русские штыки?» ) сменяются гиперболой («И ядрам пролетать мешала /Гора кровавых тел. » ).
  • Приглушенные эпитеты стиха приближают повествование к народному говору: «…шумно… зашевелилось…» , «…кивер… избитый…» , «…конскими хвостами…» .

Некоторые строчки стали крылатыми выражениями . И наши современники нередко вздыхают: «Да, были люди в наше время» . Словосочетание «Ломить стеною» сохранилось в измененном виде («стенка») того же смысла.

Лермонтовское «Ребята! не Москва ль за нами?» приобрело особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну.

Таджикский поэт Мухитдин Фархат вспоминал: «Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк… будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших».

Стихотворение «Бородино» – важная веха в творчестве поэта. Впервые он опубликовал свое сочинение по собственной воле. Журнал «Современник», редактором которого был Александр Сергеевич Пушкин , принял к публикации произведение молодого автора, и его труд не остался незамеченным критикой того времени. Наиболее известны слова Белинского в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «...в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова