» »

Способы очистки сажевого фильтра народными средствами. Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя своими руками

20.11.2019

В странах Европы считаются одними из самых популярных. Но в дизельных ДВС, как и в бензиновых, горючее не сгорает полностью. Вследствие этого в отработанных газах образуются различные ядовитые и Кроме того, в них есть также и сажа, ведь углеводороды сгорают не полностью. В Европе в 2000-х годах борцами за экологию был разработан стандарт по уровню вредных выбросов в окружающую среду. Автопроизводители, для того чтобы их продукция этим нормам соответствовала, стали устанавливать сажевый фильтр на дизеле. Что это и как работает, необходимо знать тем, кто ездит на дизелях. Сегодня мы постараемся ответить на все эти вопросы.

Главные функции

Для того чтобы лучше понимать назначение этих устройств, необходимо коснуться темы отработанных газов. В составе автомобильного выхлопа содержится масса особо токсичных и канцерогенных веществ.

Так, окись углерода, несгоревшие углеводороды, альдегиды, окислы серы, тетраэтилсвинец оказывают очень вредное воздействие на окружающую среду. Кроме того, в составе отработанных газов дизельного автомобиля, в частности, большегрузных фур, в большом количестве содержится сажа.

Для того чтобы снизить концентрацию этого компонента, в конструкцию современного автомобиля введен сажевый фильтр на дизеле. Что это за деталь? Это нечто похожее на катализатор в бензиновом двигателе.

Как выглядит элемент

Итак, это устройство предназначено для того, чтобы нейтрализовать сажу - продукт, образующийся в процессе сгорания дизельного топлива. Различают два вида - это закрытые (DPF) и закрытые с возможностью регенерации (FAP).

При всей своей простоте на самом деле эти автозапчасти для иномарок имеют довольно сложное устройство. Независимо от исполнения, фильтр представляет собой металлический цилиндр. На нем находятся патрубки - входной и выходной. Выходной подключается к системе очистки отработанных газов.

Основной элемент фильтра - специальная матрица, которую изготавливают из карбида кремния.

Она заключена в цилиндр из металла. Структура этой матрицы - ячеистая. Что касается сечения ячеек, то зачастую это сечение квадратное. Но более эффективны ячейки, имеющие восьмиугольную форму.

Кроме этого фильтр для дизеля имеет в конструкции несколько датчиков. Это датчик, фиксирующий разность давления, и датчик входной и выходной температуры.

Принцип работы

Размер одной частицы сажи примерно равен 0,05 мкм. По химическому составу этот продукт представляет собой не что иное, как обыкновенный углерод. Задерживать эти частицы при помощи обычных средств очень сложно вследствие размеров элемента. Чтобы улавливать сажу, необходимо использовать принцип диффузии. Чтобы понять, что собой представляет типичный сажевый фильтр на дизеле, что это за устройство, необходимо заглянуть внутрь его.

Итак, фильтр внутри представляет собой керамическую матрицу. Это целая серия трубок, при этом у соседних закрыты торцы. Внутрь этой матрицы отработанные газы приходят со стороны мотора, однако, когда газы попадают в трубки, дальше двигаться просто не могут. Тогда через стенки трубок они попадают в соседние открытые полости и затем могут выйти из матрицы. В процессе диффузии даже самые маленькие частицы остаются внутри фильтра, а значит, он свою задачу выполняет.

Где находится сажевый фильтр

Найти эту деталь не составит труда. Фильтр зачастую устанавливается в выпускной системе автомобиля.

Из-за особенностей конструкции деталь можно найти между глушителем и катализатором. В некоторых случаях устройство может быть объединено с катализатором и располагается прямо за выпускным коллектором. Там максимальная температура газов, а такой фильтр имеет каталитическое покрытие.

Приемы эксплуатации

Чтобы эффективно использовать на дизеле, цена которого достаточно высокая (порядка 900 евро), необходимо правильно эксплуатировать автомобиль. Все дело в том, что в процессе очистки отработанных газов ячейки и трубки забиваются сажей. Это приводит к снижению эффективности работы дизельного двигателя.

Понижается пропускная способность фильтра и повышается сопротивление выходу отработанных газов. Многие производители, чтобы увеличить срок службы этой запасти без необходимости частой замены, применили специальный алгоритм работы фильтра, когда контролируется уровень заполнения. Если фильтр заполнен так, что теряется мощность двигателя, запускается регенерация фильтра.

Причины снижения эффективности

Существует несколько причин, почему фильтры забиваются. Основная причина - качество При заправке автомобиля некачественным топливом образуется большое количество сажи - фильтр быстро забивается, что снижает срок его службы.

Еще одна причина - недостаточная температура. Так, сажа сгорает не полностью.

Все дело в том, что представляет собой сажевый фильтр на дизеле. Что это? Он не только задерживает частицы, но еще и поддерживает температуру для сжигания их. Однако следует сказать, что это случается, когда нагрев отработанных газов высокий и составляет не меньше, чем 600 градусов Цельсия. При меньших показателях сажа не будет сгорать.

Среди причин снижения температуры газов также выделяют несколько. Это режимы движения, пробки на дорогах, нарушение процесса сгорания горючего. Так, температура в системе не поднимется, если скорость движения низкая, а движение сопровождается частыми остановками.

Контроль состояния

Для того чтобы можно было контролировать состояние тракт дизельного двигателя оснащен контрольно-измерительной аппаратурой. В нее входят датчики температуры и давления. Эти элементы формируют сигналы для электронного блока управления, и тот определяет, заполнен фильтр или еще нет. Когда элемент сильно заполнен, начинается процесс очистки.

Как очистить

Для того чтобы восстановить эффективность двигателя при заполненном сажевом фильтре, достаточно использовать нескольких простых методов, которые помогут запустить самоочистку. Регенерация может быть как пассивного, так и активного типа.

В любом случае процесс происходит посредством сгорания сажи и освобождения трубок и каналов.

Для процесса регенерации может использоваться повышение уровня нагрева отработанных газов, присадки или же промывка сажевого фильтра. Присадки помогут снизить температуру, при которой будет сгорать сажа. А промывка с помощью специальных веществ поможет очистить фильтр.

Метод пассивной регенерации

Такую очистку может провести непосредственно автолюбитель. О необходимости регенерации сообщит соответствующий индикатор. Также запустить этот процесс необходимо, если снижается динамика или мощность двигателя.

Самое главное - обеспечить повышение температуры для отработанных газов. Это делается посредством движения на автомобиле с полной нагрузкой. Достаточно проехать 30-40 км, чтобы фильтр полностью очистился и вся сажа выгорела. Второй вариант - использование специальных топливных присадок.

Активная регенерация

Этот режим может быть запущен автоматически контроллером ЭБУ. Для этого электроника анализирует информацию от датчика температуры и датчика давлений. Он информирует электронный блок управления о том, что фильтр забит, а датчик сообщает температуру. Если ее не хватает для того, чтобы сажа полностью сгорела, то ЭБУ может дополнительно впрыскивать топливо в процессе выпуска отработанных газов. Это позволит сжечь сажу в выхлопе. Также это позволяет поднять температуру до нужного уровня.

Если в выпускном тракте имеется и другое оборудование, которое также повышает нагрев то ЭБУ может использовать и их.

Промывка

Для этой процедуры необходимы специальные жидкости.

Сама же процедура в целом зависит только от типа средства.

Так, фильтр снимают и закрывают его отверстия. Затем внутрь заливают очистительную жидкость таким образом, чтобы заполнить весь объем фильтра. Далее изделие необходимо оставить в покое на десять часов, при этом время от времени встряхивать фильтр. После этого деталь промывают теплой водой и устанавливают обратно на автомобиль. Существует несколько видов жидкостей, и для каждой - свой способ промывки. Это следует помнить перед выполнением данных процедур.

Промывка и очистка помогут продлить работу элемента, ведь замена сажевого фильтра - это весьма дороге удовольствие.

Но рано или поздно срок все-таки придет. Рекомендуется менять фильтры после 180 тысяч километров.

На износ этой конструкции влияют в первую очередь условия движения, качество горючего, а также стиль вождения. Если машина испытывает значительные нагрузки, то замена данного элемента может потребоваться раньше.

Итак, мы выяснили, для чего служит данная деталь в автомобиле. Сажевый фильтр, как и прочие автозапчасти для иномарок, - важная деталь современного авто. Данный элемент улучшает экологическую ситуацию в мире, а это здоровье людей. Качественная экология - здоровое общество и счастливые дети.

Журнал «КУЗОВ » совместно с компанией LIQUI MOLY протестировал новый продукт по очистке и защите сажевых фильтров.

С оснащением современных дизельных автомобилей дополнительными устройствами доочистки отработавших газов (сажевыми фильтрами DPF) появились и проблемы в их работе. Чем меньше разница давления отработавших газов на входе и выходе сажевого фильтра, тем эффективнее работает двигатель, экономичнее расходуется топливо и минимально загрязняется окружающая среда.

Однако за все время эксплуатации твердые частицы сажи, представляющие собой несгоревшие частички углеводородов, попадают в поры стенок сажевого фильтра, ограничивая поток выхлопных газов. Мелкодисперсный сажевый порошок вроде бы должен сгореть, однако по мере забивания фильтра он все больше перемешивается с несгораемыми материалами и формирует смолы. Эта клейкая смесь вкупе с сульфатами металлов, которые образуются при сгорании некачественного моторного масла, закупоривает сажевый фильтр, создавая внутри увеличенное противодавление отработавшим газам.

Сажевый фильтр может практически полностью забиться всего через несколько сотен километров пробега, поэтому разработчики предусмотрели хитрую систему его «регенерации» - процесса, который окисляет смолы внутри фильтра, после чего происходит их выгорание. Когда давление газов на входе и выходе DPF превышает допустимую норму, блок управления двигателем включает режим прожога.

Компьютер обогащает топливную смесь, вследствие чего резко повышается температура отработавших газов. Нагрузка на катализатор возрастает, и он, в свою очередь, разогревается до нескольких сотен градусов, окисляя пары несгоревшего топлива. После этого на сажевый фильтр поступает раскаленная смесь, которая выжигает отложения и очищает фильтр. Этот же процесс может быть инициирован химическим путем - добавлением специальной присадки, активирующей прожог. В свое время концерн Volkswagen применял эту технологию, а сегодня подобными разработками увлечены конструкторы Peugeot и Citroen.

У автомобилей различных марок режим прожога включается при вполне стандартных условиях. Для этого автомобиль должен находиться в движении, а двигатель работать на средних или высоких оборотах. В плотном городском трафике подходящих условий достичь удается не всегда, поэтому фильтр продолжает задерживать сажу без самоочистки, что приводит к его полному закупориванию.

В идеале срок эксплуатации сажевого фильтра составляет 150 000-200 000 километров, а саморегенерация происходит лишь раз в 500-700 километров. Однако в городском потоке эта деталь приходит в негодность гораздо раньше. Длительное движение по пробкам, некачественное топливо, повышенная температура окружающей среды и агрессивный стиль вождения приводят к тому, что процесс прожога в фильтре запускается через каждые 50-100 километров, что сокращает жизнь агрегата до 50 000-60000 километров. Это объясняется тем, что при каждой регенерации вместе с нефтепродуктами выгорает часть платины с катализатора, что существенно влияет на его остаточный ресурс.

Кроме того, чтобы эффективно выжечь все смолы из полостей, необходимо разогреть катализатор до 600-650 °С, что практически нереально сделать во время поездки. По мере накопления сажи внутри системы разница в давлении газов на входе в фильтр и на выходе из него однажды превысит допустимые показатели. В результате, когда сажевый фильтр загрязнится более чем на 90 %, двигатель попросту потеряет мощность и заглохнет.

При появлении на приборной панели автомобиля соответствующего сигнала о неполадке необходимо срочно обратиться на СТО. Опытный диагност проверит систему и выдаст заключение. Зачастую производители не регламентируют ремонт загрязненных сажевых фильтров, предлагая лишь полную замену детали. Таким образом, систематически заливая в свой автомобиль некачественную российскую солярку, автовладелец заведомо «подписывается» на постоянные и дорогостоящие ремонты. Одна только стоимость самих сажевых фильтров топовых брендов превышает 100 000 рублей.

Конечно, на качество топлива автовладелец не в силах воздействовать, но он может позаботиться о сохранности фильтра. Для этого компания LIQUI MOLY разработала программу очистки и защиты сажевых фильтров, которая включает две принципиально разные технологии очистки и специальную присадку для облегчения регенерации фильтра.

Первая технология позволяет работать буквально «на коленке» и не пользоваться дефицитными и дорогими диагностическими приборами. Однако она трудоемка, требует достаточно времени и предполагает снятие сажевого фильтра. Вторая технология более быстрая, но требует применения сложного электронного оборудования. Что касается результатов, то есть эффективности работы составов продуктов, то они идентичны. По словам специалистов LIQUI MOLY, стоимость этой сервисной услуги не превысит 10 000-15 000 рублей, что существенно дешевле полной замены фильтра.

Редакция журнала «КУЗОВ» решила самостоятельно проверить новую систему и продемонстрировать читателям ее работу. Для этого корреспонденты издания выбрали независимую СТО, специализирующуюся на автомобилях Mercedes-Benz, где Дмитрию Рудакову, специалисту компании LIQUI MOLY , предложили показать и доказать эффективность системы на модели Mercedes ML третьего поколения.

Сложность работы с моделями Mercedes обуславливается как труднодоступностью самого сажевого фильтра, так и особенностями диагностики. Например, при проверке автомобилей концерна Volkswagen на экране диагностического сканера высвечивается состояние фильтра в процентном соотношении, что существенно упрощает процесс принятия решений. Mercedes же, наоборот, лишь указывает на неисправность, обозначая разночтения в идеальных и реальных значениях. Таким образом, мастер должен сам определить характер предстоящего ремонта.

Для проведения работ специалисту Дмитрию Рудакову в первую очередь понадобится очиститель LIQUI MOLY Pro-Line Diesel Partikel filter Reiniger и смывка/нейтрализатор Pro-Line Diesel Partikel filter Spulung.

Чистящий раствор нужно залить в специальный бачок, на который крепится пистолет с одним из приложенных зондов. Прямой и изогнутый манипуляторы позволяют работать практически со всеми выпускаемыми автомобилями.

Необходимо удостовериться, что температура сажевого фильтра около 40 °С, так как именно в таких условиях воздействует максимально эффективно. Температуру можно увидеть на экране диагностического оборудования, однако если его не окажется под рукой, достаточно измерить нагрев фильтра оптическим бытовым пирометром.

Следом можно снять датчик кислорода, расположенный спереди сажевого фильтра, через который порционно будет подаваться чистящая жидкость. Однако в нашем случае специалист этого делать не стал, поскольку на Mercedes удобно пользоваться другим отверстием. Представитель LIQUI MOLY снял датчик температуры катализатора, который расположен посередине фильтра, между катализатором и активным элементом DPF. Доступ чистящей жидкости через это отверстие гарантирует правильное распределение жидкости во всех полостях.

После тестового распыления чистящий состав подается через вышеуказанное отверстие внутрь фильтра за несколько приемов. Во время этого процесса зонд необходимо медленно вращать, тем самым обеспечивая равномерное распределение средства.

Теперь нужно выждать 15 минут и таким же образом залить внутрь смывку/нейтрализатор. После окончания чистки поставить на место датчик температуры.

Чтобы выпарить остатки состава из фильтра, нужно запустить двигатель и прогреть фильтр до рабочей температуры в 300°С. После этого с помощью диагностического сканера необходимо запустить режим принудительной регенерации. Далее в течение 10-20 минут следует проехать на машине 10 километров.

Если нет возможности выехать со СТО, придется на протяжении того же временного интервала просто жать педаль газа, однако делать это нужно либо на улице, либо с подключенной системой отвода отработавших газов. Буквально через пару минут работы двигателя под нагрузкой из выхлопной трубы повалит густой белый дым. Это говорит о том, что процедура проведена правильно.

Диагностический сканер также поможет определить, насколько хорошо очистился фильтр. Для этого достаточно проверить показания датчиков давления отработавших газов на входе и выходе из сажевого фильтра в процентном соотношении до и после процедуры. Также об эффективности раствора можно судить по температурным значениям.

В нашем случае проверка достоверности показала, что температура катализатора в 190°С практически равна температуре внутри сажевого фильтра - 180°С. По нормативам эти показания не должны различаться более чем на 60°С.

По подсчетам компании LIQUI MOLY, стоимость процедуры по очистке сажевого фильтра может варьироваться в пределах 10 000-15 000 рублей. В эту сумму входит оплата труда, расходные материалы и самоокупаемость оборудования, цена которого составляет 15 000 рублей. Однако это существенно дешевле, чем полный демонтаж испорченного сажевого фильтра, покупка нового фильтра и его последующая установка.

По словам Дмитрия, на автомобилях бизнес-класса процедуру очистки сажевого фильтра целесообразно проводить вместе с заменой масла и чисткой инжектора, желательно включать ее в список регламентных работ каждые 10 000-20 000 километров. На бюджетных автомобилях это стоит делать лишь по мере необходимости при появлении соответствующей ошибки.

Как мы уже говорили, срок службы сажевого фильтра определяется частотой его прожогов. Чем чаще происходит эта процедура, тем больше катализатора (платины) выгорает безвозвратно. Сегодня стало возможным увеличить пробеги между прожогами и снизить температуру процесса. Для этого LIQUI MOLY разработала присадку для защиты сажевого фильтра Diesel Partikel filter Schutz, о которой мы подробно расскажем в отдельном материале.

Автомобиль потерял мощность, плохо заводится, и вы подозреваете, что всему виной сажевый фильтр? Промывка сажевого фильтра - один из способов решить вашу проблему, а также замечательная профилактическая процедура, позволяющая продлить срок службы дорогостоящей детали.

С каждым днем к автомобилям предъявляются более жесткие требования по уровню выбросов вредных веществ в атмосферу. Чтобы соответствовать установленным экологическим стандартам (Евро 4, Евро 5), автомобили оснащаются специальными фильтрами, улавливающими сажу и сжигающими ее в безопасном режиме.

Как заявляют производители, ресурса сажевого фильтра хватает на весь срок службы машины. Вам не нужно проводить специально обслуживание или замену деталей. Но зачем тогда нужна промывка сажевого фильтра дизельного двигателя?

Причины, по которым сажевый фильтр забивается?

К сожалению, не все так радужно. Российское топливо «прославилось» низким качеством. Помимо серы оно может содержать грязь, различные смолы. Если же заправляться еще и на сомнительных АЗС, можно получить низкокачественный суррогат, разбавленный октаноповышающими присадками. При сгорании такого топлива образуются смолы, которые не только оседают на стенках камеры сгорания, но и попадают в сажевый фильтр, где склеивают порошкообразную сажу. В результате фильтр постепенно забивается и не может пропускать выхлопные газы, что приводит к падению мощности двигателя.

Производителями предусмотрено, что когда разница в давлении на входе и выходе сажевого фильтра достигнет определенного порога, запускается режим прожога. Но и тут есть нюансы. Режим активируется только во время движения и только при высоких (или средних) оборотах. Передвигаясь по городу, машина больше простаивает, а значит, фильтр не может своевременно очиститься. Постепенно загрязнение выходит за контролируемые пределы и в один прекрасный момент машина просто не заводится. Даже, если удастся запустить двигатель и разогнаться до требуемой скорости, прожиг ничем не поможет. Слишком поздно…

Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя

Можно заменить сажевый фильтр на новый. Но деталь придется заказывать напрямую у производителя, а это время. Цена замены доходит до 100 тысяч рублей и более. Второй вариант - удалить фильтр и перепрошить ЭБУ. Но никто не дает гарантии, что новая прошивка будет работать. Рано или поздно придется заплатить еще и штраф за загрязнение окружающей среды.

Мы предлагаем лучшее решение - промыть фильтр . Специальная промывка от компании Liqui Moly растворяет накопившиеся смолы. После очистки сажевый фильтр полностью очищается, восстанавливаются все его характеристики на 100%.

Сразу предупредим, доверяйте промывку сажевого фильтра только профессионалам. Процедура проводится при помощи специализированного и достаточно дорогостоящего оборудования. При отклонении от технологии есть риск еще больше забить фильтр, тогда придется его менять. К тому же чистящее средство весьма агрессивно и при попадании на кожу провоцирует сильные ожоги, или может лишить зрения, попав в глаза.

Промывка сажевого фильтра цена

Как продлить срок службы сажевого фильтра?

В российских условиях есть возможность продлить срок службы сажевого фильтра. Достаточно раз на 2000 километров добавлять специальную присадку к топливу - Disel Partikelfilter Schutz, и заправляться только на проверенных заправках.

Не забывайте регулярно заезжать в автосервис Движок на Варшавке - это гарантия того, что с вашей машиной всегда все в порядке.

В конце прошлого века экологи начали яро бороться с владельцами автомобильных компаний и нефтяных вышек, обвиняя их в чрезмерном загрязнении окружающей среды. Чтобы хоть как-то ненадолго утихомирить негодование борцов за чистую атмосферу, конструкторы разработали такую деталь, как сажевый фильтр. С началом её применения в автомобилестроении мы перестали дышать сажей, которая выделяется во время сгорания .

Что это за агрегат, какое у него назначение

Сажевый фильтр используется в конструкции дизельных моторов. Он позволяет тщательно очищать выхлоп от различных нежелательных примесей, так как обладает мелкой структурой ячейки. Эта деталь делает окружающую среду чуточку лучше.

Несмотря на всю свою полезность, сажевый фильтр имеет один существенный недостаток - необходимость . Дело в том, что он самопроизвольно очищается только при езде на высоких оборотах, что не всегда возможно для автолюбителя. Специалисты рекомендуют после каждых пройденных 150 км прогазовывать автомашину на трассе.

Однако даже при выполнении этого совета замена сажевого фильтра неизбежна. Он не очищается полностью, а его высокая степень загрязнённости может привести к следующим нежелательным последствиям:

  • уменьшение мощности дизельного мотора и увеличенный расход горючего;
  • перегрев мотора в жаркое время года;
  • уменьшение ресурса мотора, которое приводит к его поломке.

Очищаем фильтрующий элемент

Если сажевый фильтр загрязнён не сильно, то есть вы своевременно определили начальную стадию загрязнения фильтрующего элемента, то его можно почистить. Этот процесс позволит улучшить , а значит, и решить проблемы с недостаточной мощностью мотора.

На видео - очистка сажевого фильтра:

Очистка сажевого фильтра проводится автослесарями на каждой уважающей себя СТО. Здесь загрязнения на ранних стадиях уберут быстро и недорого. При желании сэкономить на услугах профессионалов вы всегда можете очистить устройство собственноручно.

Эта деталь, подобно пчелиному улью, состоит из большого количества маленьких отверстий, которые со временем засоряются копотью, сажею и другими продуктами сгорания дизельного горючего. Для её очистки используют специальную добавку, которую добавляют и смешивают с соляркой. Во время поездок на таком топливе фильтрующий элемент очищается.

Существует и второй вариант. В нём для очистки фильтра предполагается его снятие. После этого деталь замачивается в специальном химическом средстве и продувается под действием высокого давления. После подобной промывки деталь устанавливают на её прежнее место.

Как вы сами видите, добавление присадок в топливо позволяет избежать простоя автомашины и поэтому является более сажевого фильтра дизельного двигателя.

Очистка не помогла - переходим к замене

Если сажевый фильтр вашей автомашины находится в плачевном состоянии, то единственный выход сохранить экологию и не потерять в мощности мотора - это заменить его новым. В этом случае вы не столько заплатите за работу, сколько за новую деталь.

Новый фильтрующий элемент стоит немалых денег, в особенности если речь идёт об оригинальных деталях. Сама замена сажевого фильтра заключается в снятии старого и . Автолюбители проводят подобные манипуляции достаточно редко, опять же, из-за высокой стоимости самой детали.

Долой из двигателя!

Ещё одним решением загрязнившегося сажевого фильтра является его удаление. Оно позволит снизить расход горючего, не ездить время от времени на больших оборотах для регенерации этой детали, повысить мощность автомашины и навсегда избавиться от риска поломки мотора вследствие засорения .

Самостоятельное отключение сажевого фильтра состоит из двух этапов. На первом вы совершаете его физическое удаление, а на втором - программное.

На первом этапе вам потребуется вырезать отсек с этим элементом и катализатором. На их место можно установить пламегаситель или просто приварить кусок трубы. Установка пламегасителя увеличит долговечность глушителя и выхлопной системы, мощность двигателя и изменит звук выхлопа на более низкий.

На видео - удаление сажевого фильтра:

На втором этапе, для того чтобы не произошло ошибки в электронном блоке управления мотором, в приваренный кусок трубы необходимо вварить датчики температуры и лямбда-зонд. После избавления от сажевого фильтра вам потребуется провести . Эта процедура в первую очередь позволит вам избавиться от выбросов серо-чёрного дыма.

После удаления фильтрующей детали ваш двигатель станет не таким капризным в обслуживании. Стоит также отметить, что вы сразу же потеряете.

Сажевый фильтр позволяет избавить окружающую среду от вредных примесей топлива, сажи и дымовых выхлопов. В случае его загрязнения вы будете находиться перед выбором из трёх вариантов: его замены, очистки или отключения. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Приняв решение, вспомните, что в будущем на этой планете будут жить ваши дети и внуки.

Сажа в двигателе возникает как побочный продукт сгорания топлива. Хотя ее объем зависит от соотношения воздуха и топлива, она все же формируется в том или ином количестве. Препятствовать загрязнению окружающей среды ею помогает сажевый фильтр, который задерживает в себе около 97% всех частиц. Он не дает ей выйти наружу, а в будущем попросту сжигает при работе двигателя. Такой эффект сжигания и называется регенерацией.

Устройство сажевого фильтра и принцип его действия

Сажевый фильтр имеет простое устройство, в основе которого лежит ячеистая мембрана. Она изготавливается из карбида кремния и представляет собой множество малых каналов, соединенных перемычками. Использование подобной конструкции и материала обеспечивает фильтру следующие характеристики:

Благодаря этому, он способен длительно выполнять свою задачу, перехватывая миниатюрные частицы сажи на пути выхлопа.

Принцип действия такого устройства ничем не отличается от обычного фильтра. Частицы сажи попросту остаются в мембранной системе, не выходя наружу. Так как все отработавшие газы пропускаются через данный фильтр, система способна блокировать существенную часть сажи в процессе выхлопа.

Но важно помнить, что фильтр постоянно заполняется частицами сажи, что приводит к снижению пропускной способности. Для их устранения проводится регенерация, которая предусмотрена самой структурой элемента.

Признаки засорения сажевого фильтра

При работе автомобиля важно сохранять пропускную способность фильтрационной системы. Поэтому зачастую в систему встроены датчики, определяющие этот параметр и, по возможности, прожигающие сажу в элементе. Проблема в том, что прожигание возможно лишь при длительной езде на высоких оборотах, поэтому не включается при езде на короткие и извилистые дистанции.

По этой причине езда в пределах города не дает шанса на регенерацию. Прожиг происходит в минимальной степени, сохраняя большую часть засора в системе.

Совет! Плохое качество топлива также способствует увеличению количества сажи. Если автомобилист экономит на нем, то стоит провести диагностику на засор фильтра.

Поэтому важно контролировать состояние системы и следить за возможными симптомами засора сажевого фильтра:

  • повышение потребления топлива;
  • снижение тяги;
  • стабильно высокий уровень масла;
  • неритмичная работа системы;
  • дымный выхлоп;
  • возможно шипение при езде.

И основной признак, на который стоит обращать внимание - иконка фильтра на приборной панели. Если она загорелась, то необходимо срочно ехать на диагностику.

Езда с забитым фильтром противопоказана для любого автомобиля. При обильном количестве сажевых осадков в системе возможна поломка различных элементов. Засоряется масло, что приводит к снижению эффективности работы двигателя. Со временем разрушается система рециркуляции газов, а в дальнейшем - ломается и сам двигатель.

Регенерация сажевого фильтра

Принцип регенерации прост: микрочастицы, забивающие мембрану, сгорают при температуре более 500°C. Поэтому процесс очистки заключается в том, чтобы поднять температуру в системе до такой отметки, чтобы отработанные газы смогли выжечь загрязнение. Это возможно лишь при полной нагрузке двигателя.

Существуют два типа мембран, отличающихся по расположению: FAP и DPF. Первый тип расположен на удалении от двигателя, и выхлопные газы не могут достаточно разогреть частицы. Поэтому для такой задачи используют топливную присадку.

Так как выхлопные газы проходят большой путь от двигателя к элементу очистки, они попросту не могут сжечь засор. Температуры недостаточно для такой задачи, поэтому необходимо ее повысить. Для этого применяются специальные цериесодержащие присадки. Микрогранулы церия позволяют разогреть газы до необходимой планки, тем самым разрушая засор.

Сама присадка представляет собой микрогранулы церия в специальном веществе. Такая форма позволяет сохранять свою структуру до попадания на фильтр. Изначально газы лишь испаряют оболочку гранул, освобождая цезий. Когда же тот попадает на уже разогретую мембрану, то резко воспламеняется, поднимая температуру окружающих газов до 1000°C. Такая планка безопасна для системы, ведь разогрев происходит локально.

Интересно! Хотя такая температура может разрушить керамическую решетку, длительность нагрева минимальна. Это делает такой метод безопасным для системы.

Второй тип фильтров располагается около двигателя, поэтому необходимый уровень температуры достигается без дополнительных инструментов. Отработавшие газы практически сразу попадают в фильтр, тем самым выжигая засор и продолжая свой путь.

Такая процедура очистки происходит лишь на полном ходу, поэтому важно периодически выжимать двигатель на полную мощность. Но стоит помнить, что регенерацию не нужно проводить ежедневно, периодичность зависит лишь от интенсивности формирования сажи.

Принудительная регенерация и очистка вручную

Если фильтр использовался в неблагоприятных условиях, тем самым забившись, то использовать его запрещено. Он попросту уничтожит систему и двигатель, что выльется в капитальный ремонт. Поэтому при полном засоре необходимо пройти процедуру принудительной регенерации.

Принудительная регенерация может быть запущена специальным оборудованием, зачастую присутствующим в сервисных центрах. Она позволяет быстро устранить засор, подключив систему очистки. Однако включить ее не всегда удается. В случаях, когда фильтр наполнен сверх нормы, включить систему очистки не выйдет.

Если такое произошло, то здесь поможет промывка с помощью специальных средств. Зачастую она позволяет устранить большую часть сажи, после чего возможно подключение регенерации.

Промывка осуществляется двумя методами:

  • без снятия элемента;
  • полная промывка со снятием.

В первом случае необходимо взять пистолет-распылитель и гибкую трубку, а также средство для очистки фильтра. Для подобных задач подойдет жидкость TUNAP MP 131. Также необходим источник давления - компрессор. Доступ к фильтру осуществляется через предварительно снятый датчик температуры или давления. Необходимо тщательно прочистить данный элемент, приблизительный расход на одну чистку - до литра жидкости.

Далее необходимо устранить жидкость концентратом TUNAP MP 132. После этого процедура очистки завершена, нужно вернуть датчик на место и провести регенерацию фильтра штатными методами. Если процедура не помогла, то необходимо проводить полную промывку со снятием элемента.

Второй метод заключается в полном снятии фильтра и его промывке. Для начала необходимо снять фильтр с системы и открыть его. Далее его необходимо промыть посредством специальных средств вроде DPF Cleaner. Они устраняют остатки сажи и масла, в результате чего те легко устраняются под напором воды. Подобные очищающие средства смываются водой. Очистку можно дополнить специальными чистящими средствами вроде PRO-TEC DPFCatalyst Cleaner. Однако это зависит от ситуации.

Совет! Использование компрессора может повысить эффективность очистки фильтра. Достаточно лишь протолкнуть чистящее вещество напором сжатого воздуха.

После завершения процедуры нужно просушить фильтр и установить в автомобиль. Далее стоит проверить его состояние и запустить штатную регенерацию. Но стоит учитывать, что далеко не всегда промывка способна помочь против засоров. Если доступные методы не помогли, то придется приобретать замену.

Важно! При использовании средств промывки нужно одевать перчатки. Важно помнить, что это агрессивные вещества, способные навредить коже.

Заменять фильтр рекомендуется по прохождении 180 тысяч километров. Эту точку можно оттянуть посредством очистки и регенерации, но вечно данный элемент служить не может, а использование забитого или плохого фильтра приведет к попаданию сажи в систему, что обязательно выльется в большие затраты на ремонт.

А для лучшего понимания эффективности промывки сажевых фильтров рекомендуется посмотреть это видео. Здесь проведена очистка сегмента забитого фильтра с помощью средства Luffe. Наглядно показаны этапы процедуры и эффективность такой промывки: