» »

Серебряный век русской поэзии. Поэзия начала XX века

08.05.2024

Данный конспект можно использовать как для обзорного урока по теме "Поэзия Серебряного века", так и в качестве повторительно -обобщающего урока с применением групповых технологий. Этот урок позволяет повторить и обобщить знания по теме, развивает творческие способности и эстетический вкус учащихся, их исследовательске навыки и умение работать в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе
(с применением проектных технологий)

Подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы Жагрова В.В.

Цели:

  • повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века»: рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма - символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма; определить их общие художественные принципы;
  • развивать творческие способности и вкус учащихся, их исследовательские навыки, умение работать в группе;
  • способствовать повышению общей эрудиции детей .

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Поэзия этого периода по своей сути является как бы мелодией слов, своеобразным звукопорядком.

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне в сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Иннокентий Анненский… Обратите внимание, насколько глубоко, образно, философично!

Однако Серебряный век, в отличие от пушкинской эпохи, названной в русской литературе «золотым веком», не может быть назван чьим-то одним – пусть даже великим – именем; его поэтику решительно невозможно свести к творчеству одного, двух или даже нескольких выдающихся мастеров слова. В том-то и особенность данного периода, что в нем жили и творили поэты, представляющие многие литературные течения, исповедующие разные поэтические принципы. Каждый из них отличался необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.

Сегодня на уроке речь пойдет о таком явлении в русской литературе, как модернизм. Мы говорили о нем много и подробно и сегодня как бы подводим итог. Результатом наших исследований стала книга о русском модернизме конца 19 - начала 20 века, составленная нами с опорой на материалы литературоведения, наши знания, вкусы, пристрастия.

Сегодня мы пригласили вас в наш Литературный салон для презентации этой книги. Хозяйка салона - Валиева Елена. Ей слово.

Ведущая:

  • Задача, которую мы перед собой ставили, создавая эту книгу, - рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма – символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма; определить их общие художественные принципы; постараться воссоздать общую картину поэтической эпохи, названной Серебряным веком, без которой достаточно сложно разобраться в отдельных ее проявлениях.
  • Книга создавалась совместными усилиями. Работали группы «символистов», «акмеистов», «футуристов» и «имажинистов», которые, изучив литературоведческие источники, постарались составить краткую справку о выбранном литературном направлении, назвать имена наиболее значимых, на их взгляд, представителей данного течения, сделать подборку стихов этих поэтов, отражающих их поэтическую манеру. Параллельно работала группа искусствоведов, подбиравших для оформления произведения художников и композиторов Серебряного века.
  • Открывает книгу общая характеристика понятия «модернизм»

Страница 1

Модернизм.

Термин «модернизм» в переводе с французского означает новейший, современный и в широком смысле представляет собой общее обозначение явлений искусства и литературы 20 века, отошедших от традиций внешнего подобия.

Термин «модернизм» достаточно точно передавал заложенную в литературе Серебряного века идею создания новой литературы и воплотился «в систему относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим восприятием, преобладанием мотива утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций. Сущностью модернизма было то, что модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками».

Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм – основные течения модернизма.

Страница 2

Символизм

Ведущая. Следующая страница книги посвящена наиболее крупному литературному направлению конца 19 - начала 20 века - символизму. Символизм (от греч. Symbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870-1910 годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже 19-20 веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

Само слово «символ» в традиционной поэтике означает «многозначное иносказание», то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передает индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.

Для поэтики символизма характерны:

  • передача тончайших движений души;
  • максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии;
  • изысканная образность, музыкальность и легкость слога;
  • поэтика намека и иносказания;
  • знаковое наполнение обыденных слов;
  • отношение к слову как к шифру некой духовной тайнописи;
  • недосказанность, утаенность смысла;
  • стремление создать картину идеального мира;
  • эстетизация смерти как бытийного начала;
  • элитарность, ориентация, на читателя-соавтора, творца

Символизм был явлением неоднородным, пестрым и достаточно противоречивым. Он объединил в своих рядах поэтов, придерживавшихся порой самых разных взглядов. В литературоведении принято различать «старших» и «младших» символистов.

«Старшие символисты»

«Младосимволисты»

Петербургская группа

Московская группа

Представители

Д. Мережковский

З. Гиппиус

Ф. Сологуб

И. Анненский

В. Брюсов

К. Бальмонт

А. Блок

А. Белый

В.Иванов

Эллис

Теоретики

Д. Мережковский

В. Брюсов

В.Соловьев

Статьи

Д.Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы »

В. Брюсов «Ключи тайн»;

К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии»

А. Белый « О религиозных переживаниях»

Журналы

«Северный вестник»

«Весы» «Аполлон»

Размежевание на «старших» и «младших» символистов происходило не столько в силу возраста, сколько из-за разницы мироощущения и направленности творчества.

«Старшие символисты» не ставили целью создание системы символов; они в большей степени эпатажные декаденты, импрессионисты, которые стремились передать тончайшие оттенки настроений, движения души. Постепенно слово как носитель смысла для символистов утратило цену. Оно приобрело ценность только как звук, музыкальная нота, как звено в общем мелодическом построении стихотворения.

«Младосимволисты» опирались на учение философа- идеалиста и поэта Вл. Соловьева, углубившего идею Платона о «двоемирии». Соловьев пророчил конец мира, когда погрязшее в грехах человечество будет спасено и возрождено к новой жизни неким божественным началом – «Мировой Душой»(она же «Вечная Женственность»), что приведет к созданию «Царства Божьего на земле».

  • Одним из зачинателей русского символизма был Дмитрий Сергеевич Мережковский

Д.С.Мережковский был одним из зачинателей русского символизма. Вышедший в 1892 году в Петербурге его поэтический сборник «Символы» дал имя нарождающемуся направлению русской поэзии. Но, развивая основные для символистов мотивы безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности личности и проповедуя красоту, «спасающую мир», Мережковский не сумел преодолеть в стихах рассудочности и декларативности. Революции он не принял, с 1920 года жил в эмиграции.

Наиболее ярким стихотворением, отражающим мироощущение поэта, считаю стихотворение «Да не будет».

  • Одним из представителей московской группы старших символистов был Константин Дмитриевич Бальмонт

В конце XIX – начале XX веков К.Д. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов. В его ранних стихах слышны мотивы гражданской скорби и самоотречения, возникшие под влиянием народной поэзии. Вслед за этим он выступил как один из ранних представителей символизма. Кроме того Бальмонт известен как видный переводчик и страстный путешественник: он побывал на всех континентах.

В 1920 году, преследуемый голодом и болезнями, поэт уехал во Францию. Всеми забытый и полубезумный, он умер в предместье Парижа.

«Колокольный звон»

  • И, конечно же, разговор о символизме был бы неполным без Александра Александровича Блока.

Александр Александрович Блок – единственный из символистов признанный ещё при жизни поэтом общенационального значения. В русской поэзии он занял своё место как яркий представитель символизма, но в дальнейшем значительно перешагнул рамки и каноны этого литературного направления, значительно расширяя его, однако при этом не разрушая.

Романтизм зрелого Блока не имеет уже ничего общего с субъективизмом его юношеской лирики, ярко обозначенном как в «Стихах о Прекрасной Даме», так и в более позднем демоническом образе Незнакомки.

Вклад Блока в русскую поэзию необычайно велик. В его творчестве завершились все важнейшие течения русской лирики дооктябрьского периода.

«Предчувствую тебя…»

Страница 3

Акмеизм

Ведущая. Далее в нашей книге следует статья о направлении, сформировавшемся как реакция на крайности символизма, - акмеизме. Акмеизм (от греч. Acme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, острие) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Основные принципы акмеизма:

**освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

**отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

**стремление придать слову определенное, точное значение;

предметность и четкость образов, отточенность деталей;

**обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

  • Одним из основателей акмеизма был Николай Степанович Гумилев

Н.С. Гумилев – поэт, прозаик, драматург, критик, один из основателей акмеизма, руководитель «Цеха поэтов». Для его поэзии характерна тяга к экзотике, поэтизация истории, пристрастие к ярким краскам, стремление к композиционной четкости.

В юности Гумилев много путешествовал. Муж Анны Ахматовой, в 1914 году добровольцем ушел на фронт; награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1921 году арестован по ложному обвинению и расстрелян как участник контрреволюционного заговора. «В пути»

  • Наравне с мужчинами в поэзии русского модернизма зазвучал женский голос . Анна Андреевна Ахматова , начинавшая свой творческий путь в рамках акмеизма, стала по-настоящему большим национальным поэтом.

Лирика А.А.Ахматовой вошла в русскую поэзию свежей струей искреннего чувства. Четкость языка, уравновешенность поэтического тона, простые, но чрезвычайно выразительные образы, наполняют ее лирические стихи большим психологическим содержанием. Стиль поэтессы как бы сплавил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии, а ощущение эпохи, сопереживание ее событий, поиски своего места в них сделали Ахматову по-настоящему большим национальным поэтом.

«Сжала руки под темной вуалью»

  • Следующая страничка нашей книги посвящена Осипу Эмильевичу Мандельштаму .

О.Э.Мандельштам – поэт, прозаик, эссеист; примыкал к акмеизму с первых шагов этого литературного течения. Для его поэзии характерны философская глубина. обостренный интерес к истории. Мандельштам – блестящий мастер поэтического слова. Его стихи предельно кратки, насыщены историко-литературными ассоциациями, музыкально выразительны и ритмически разнообразны.

После революции поэт постепенно вытеснялся из печати. В 1934 году был арестован и отправлен в ссылку. В 1938 году арестован вторично и погиб в лагере под Владивостоком.

«За гремучую доблесть грядущих веков»

Ведущая. Любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако крайне экстремистской направленностью в этом плане отличался футуризм.

Страница 4

Футуризм.

Футуризм (от лат. Futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов 20 века прежде всего в Италии и России.

Основные признаки футуризма:

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
  • поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
  • культ техники, индустриальных городов;
  • пафос эпатажа.

Кубофутуризм

«Гилея»

Эгофутуризм

«Мезонин поэзии»

«Центрифуга»

Представители

Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский

Игорь Северянин, Василиск Гнедов, Иван Игнатьев

Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков, Константин Большаков

Николай Асеев, Борис Пастернак, Семен Кирсанов

Статьи

«Пощечина общественному вкусу»

«Скрижали эгопоэзии»

С. Бобров

« Русский пуризм»

Журналы

Поэтический сборник «Садок судей»

Альманахи «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия»

Сборник «Рукогон»

  • «Гилея» - первая футуристическая группа. Они называли себя также «кубофутуристы» или «будетляне» (это название предложил Хлебников). Годом ее основания принято считать 1908 , хотя основной состав сложился в 1909- 1910 г.г. Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский стали представителями наиболее радикального фланга русского литературного футуризма, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений.

Владимир Маяковский

В.В.Маяковский – один из лидеров кубофутуризма и русского авангардного искусства. В русской поэзии 20 века ему принадлежит исключительная роль. Поэт вторгся в традиционную систему стихосложения, сильно преобразив ее. Стих Маяковского опирался не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило в его стихах решающее значение, возросла и качественно изменилась роль рифмы, резко проявился разговорный характер стиха. Это был принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.

Революция во многом изменила взгляды Маяковского на общественную роль искусства. В поздний период творчества он отошел от футуризма. Судьба поэта сложилась трагично: неудачные обстоятельства в борьбе литературных групп и в личной жизни привели его к самоубийству.

«Послушайте»

  • В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Он не имел конкретной творческой программы, а лозунгами своего эгофутуризма были:

1. душа – единственная истина;

2. самоутверждение личности;

3. поиски нового без отвергания старого;

4. осмысленные неологизмы;

5. смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы;

6. борьба со стереотипами и заставками.

Как видно, никаких теоретических новшеств данная «программа» не содержит. В ней Северянин фактически провозглашает себя единственной и неповторимой поэтической личностью.

Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи отличались напевностью, звучностью и легкостью. Он виртуозно владел словом. Рифмы его были необычайно свежи, смелы, и удивительно гармоничны.

Игорь Северянин

Игорь Северянин – псевдоним Игоря Васильевича Лотарева. Уже первые его книги закрепили за Северяниным славу исключительно салонного поэта. Многие его стихи отличались манерностью; чрезмерное пристрастие к неологизмам и иностранной лексике приводило поэта на грань безвкусицы. В то же время Северянину принадлежит целый ряд произведений, для которых характерны красочность, выразительность и мелодичность поэтической речи, сложная рифмовка, наличие оригинальных стихотворных форм.

Летом 1918 года поэт находился в Эстонии и после создания там буржуазной республики оказался в эмиграции. В поздних его стихах явственно ощущается драма разлуки с родиной . «Когда ночами»

  • В «Мезонине поэтов» не имелось крупных величин, сопоставимых с Маяковским или Хлебниковым, поэтому его участникам было достаточно сложно выработать какую-то самостоятельную теоретическую базу своей группы. Это движение было построено не на общей идеологической платформе, а скорее, на деловых, издательских интересах его участников. Объединение распалось в конце 1913 года.
  • Московская футуристическая группа «Центрифуга» образовалась в январе 1914 года. Основной особенностью в теории и художественной практике участников «Центрифуги» было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединилось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции, стремление связать свою деятельность с художественным творчеством предшествовавших поколений.

Борис Пастернак

Одним из самых ярких представителей «Центрифуги» является Б.Л.Пастернак. Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе 20-ого века, в эстетике импрессионизма.

Ранние его стихотворения сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется свежесть восприятия, искренность и глубина. С годами Пастернак освобождается от излишней субъективности образов и ассоциаций. Оставаясь философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность.

«Февраль»

«Свеча горела» (романс)

Ведущая. Последней нашумевшей школой в русской поэзии 20 века был имажинизм.

Страница 5

Имажинизм

Имажинизм (от фр. и англ. Image – образ) – литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.

Основные признаки имажинизма:

  • главенство «образа как такового»; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
  • поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
  • эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
  • поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
  • текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала до конца.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии 20 века. Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был В.Шершеневич, который начинал как футурист, отсюда зависимость поэтических и теоретических экспериментов Шершеневича от идей Ф.Маринетти и творческих исканий других футуристов – В. Маяковского, В. Хлебникова. Имажинисты подражали футуристическому эпатажу публики, но их давно уже не новые «дерзости» носили театрально-наивный, если не откровенно вторичный, характер.

  • Во многом повлияло на развитие течения поэтическое творчество Сергея Есенина , который входил в костяк объединения.

С.А.Есенин главными в своем творчестве считал «лирическое чувство» и «образность». Источник образного мышления он видел в фольклоре, народном языке. Вся метафорика Есенина построена на взаимоотношениях человека и природы. Лучшие его стихотворения ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, Есенин был удивительно чутким к земным краскам, звукам и запахам.

После революции в трогательной и нежной есенинской лирике появляются новые «разбойно-разгульные» черты, сблизившие его с имажинистами.

Судьба поэта сложилась трагически. В состоянии депрессии он покончил жизнь самоубийством.

«Мы теперь уходим понемногу…»

Учитель: Мы закрыли последнюю страничку книги, но разговор о поэзии модернизма на этом не закончен. Мы уже сказали, что особенность данного периода в том, что в нем жили и творили поэты, часто диаметрально противоположные в своих художественных пристрастиях и творческих исканиях. Иногда они затевали яростную полемику, предлагая различные способы постижения бытия. Собираясь в кафе с колоритными названиями «Бродячая собака», «Розовый фонарь», «Стойло Пегаса», представители разных течений обрушивались друг на друга с критикой, доказывая состоятельность лишь своего направления, свою избранность в создании нового искусства. Я предлагаю вам организовать такую дискуссию.

Дискуссия.

Акмеисты:

Я согласна с тем, что поколение символистов состояло из блестяще образованных людей, свободно чувствовавших себя в океане мировой культуры, стремившихся возродить культурное наследие собственной страны, однако требование обязательной мистики, раскрытия тайны привело к утрате подлинности поэзии. А увлечение музыкальной основой стиха привело к созданию поэзии, лишенной всякого логического смысла.

Символисты:

- Мы считаем, что поэтика ассоциаций, намеков, требующих расшифровки, восприятия и осмысления художественной детали дает толчок работе воображения читателя. А максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии, музыкальность и легкость слога помогают о самых обыденных или даже трагических вещах писать с изысканной образностью.

Примером этому может служить стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре», написанное в августе 1905 года, когда заканчивалась русско-японская война. Пение девушки и хора – это молитва об отторгнутых от родимого крова, о заброшенных на чужбину. И вопреки молитве и духовному единению – грустный, неожиданный, трагический итог, данный в намеке на трагический для России исход войны летом 1905 года: «причастный тайнам», т.е. знающий наперед, вещий; «высоко, у царских врат… плакал ребенок» - Спаситель-ребенок на руках у Богоматери. Да, порой бывает трудно «расшифровать» символы стихотворения, но как это красиво звучит!

У футуристов так вообще ничего не поймешь! Сплошной «дыр бул щыл…»!

Футуристы:

Неправда, я прочитаю лишь одну строфу из Маяковского, и вы убедитесь, насколько талантливым он был:

Я хочу быть понят моей страной,

А не буду понят, что ж,

По родной стране пройду стороной,

Как проходит косой дождь.

А я считаю, что поэзия Есенина не интеллектуальная, в его стихах нет философских размышлений: ни философии любви, ни философии природы!

Имажинисты:

- Зато есть само чувство любви, глубокое, искреннее! Само дыхание природы. Он рассказывает нам о нас самих, о наших простых, естественных чувствах, и потому является одним из всенародно любимых поэтов и сейчас, спустя более полувека.

Отрывок «Есенина поют»

(звучит песня «Над окошком месяц»)

Чтобы закончить этот спор, давайте послушаем Кузнецову Марину. Она провела небольшую исследовательскую работу: сравнивала творчество символиста Блока и имажиниста Есенина. К каким же выводам она пришла?

Исследование Кузнецовой М.

Выводы, подведение итогов.

Известный литературовед М.Л.Гаспаров в своей работе «Поэтика «серебряного века» справедливо замечает, что «модернизм никоим образом не исчерпывает русскую поэзию начала 20 века. Стихи модернистов количественно составляли ничтожно малую часть, экзотический уголок тогдашней нашей словесности». Тем не менее, когда речь заходит о явлении, именуемом «Поэзия Серебряного века», то имеется в виду в первую очередь поэзия русского модернизма, состоящая главным образом из крупнейших поэтических направлений – символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма.

Несмотря на значительные внешние и внутренние противоречия, каждое из них дало миру немало великих имен и превосходных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и найдут своих почитателей среди последующих поколений.

Заключительное слово.

Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают – в них живут и умирают». Поэтам Серебряного века пришлось до дна испить чашу страданий: хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожил духовную основу их существования.

Вскоре после революции ушли из жизни Блок, Хлебников, Брюсов.

Многие эмигрировали, не в силах вынести жизни на неприветливой родине, в одночасье ставшей им мачехой: Мережковский, Гиппиус, Бунин, Вяч. Иванов, Бальмонт, Адамович, Бурлюк, Ходасевич, Саша Черный, Северянин, Цветаева и многие другие. Большинство из них прожили остаток жизни за границей, мечтая вернуться в Россию.

Хотя, вероятно, это стало бы для них событием не менее горестным, что подтверждает судьба Цветаевой, покончившей с собой после возвращения на родину. Кроме нее счеты с жизнью свели Есенин и Маяковский.

Те, кто остался в России, были уничтожены тоталитарным режимом: Расстрелян по ложному обвинению Гумилев; сгинули в сталинских лагерях Клюев, Мандельштам, Нарбут, Лившиц, Клычков, Введенский, Хармс.

Те же, кто уцелел в этой мясорубке, были обречены на безмолвие. А поэтов, решивших сотрудничать с новой властью, тоже ждала незавидная литературная судьба: для Маяковского, Каменского, Городецкого она обернулась утратой таланта и потерей творческой индивидуальности.

Некоторые сознательно приговорили себя к молчанию, уйдя от стихотворчества в иные области литературы, занявшись журналистикой, прозой, драматургией, переводами. Многие из имен на долгие годы были преданы забвению. Но «ничто на земле не проходит бесследно». Явление культуры под названием «Серебряный век» вернулось к нам в стихах его создателей, для того чтобы еще раз напомнить, что только красота может спасти мир.

Звучит песня «Ностальгия»

в исполнении И. Талькова


Ощущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое и надежда на великий перелом витала в воздухе. Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама система духовных ценностей требует радикальных изменений.
В России возникает социально-политическая напряженность: всеобщий конфликт, в котором сплелись затянувшийся феодализм, неспособность дворянства выполнить роль организатора общества и выработать общенациональную идею, натиск новой буржуазии, неповоротливость монархии, не желавшей уступок, вековая ненависть мужика к барину - все это рождало у интеллигенции чувство приближающихся потрясений. И одновременно резкий всплеск, расцвет культурной жизни. Издаются новые журналы, открываются театры, невиданные возможности появляются у художников, актеров, писателей. Их влияние на общество огромно. Одновременно формируется массовая культура, рассчитанная на неподготовленного потребителя, и элитная культура, ориентирующаяся на знатоков. Искусство раскалывается. Одновременно русская культура усиливает контакты с мировой культурой. Безусловный авторитет в Европе Толстого и Чехова, Чайковского и Глинки. «Русские сезоны» в Париже пользовались мировой известностью. В живописи блещут имена Перова, Нестерова, Коровина, Шагала, Малевича; в театре: Мейерхольда, Неждановой, Станиславского, Собинова, Шаляпина; в балете: Нежинского и Павловой, в науке: Менделеева, Циолковского, Сеченова, Вернадского. Марина Цветаева утверждала, что «после такого обилия талантов природа должна успокоиться».
В литературе необыкновенно возросло внимание к индивидуальности, личности: «Война и мир» («Война и человечество») Л. Толстого, «Человек» Горького, «Я» и трагедия «Владимир Маяковский» В. Маяковского. Возникает отказ от традиционного морализаторства, проповеднических, поучающих тем: «Как жить?», «Что делать?», «Как быть?». Все это - и экономические скачки, и развитие науки, достижения техники и идейные поиски на рубеже веков приводит к переосмыслению ценностей, к осознанию времени, требующего иных идей, чувств, новых способов их выражения. Отсюда и поиски новых форм.
В литературе развивается новое течение - модернизм. В свою очередь, оно делится на следующие направления: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты-символисты - Брюсов, Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Иванов, Андрей Белый, Балтрушайтис - отражали в стихах мир идей, свое мировоззрение. Акмеисты - Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузмин, Городецкий - в стихах выражали мироощущение, мир вещей и чувств, осмысленный поэтически. Футуристы вообще отрицали прежний мир во имя создания будущего; к этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский. На рубеже эпохи бушевали страсти, выливающиеся в великолепные стихи, ставшие сегодня классикой, а тогда воспринимаемые почти вызовом, но каким мелодичным и красивым!
Это было у моря, где ажурная пена.
Где встречается редко городской экипаж-
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Необыкновенное время рождало такие же необычные стихи на стыке жанров и тем. Появились новые формы общения с читателями - творческие вечера, на которых чтение стихов сопровождалось музыкой.
Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть Незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути...
Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Русский символизм резко отличался от западного всем своим обликом - духовностью, разнообразием творческих единиц, высотой и богатством своих свершений.
Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце - надежды нездешние,
Волны бегут на песок.
Отзвуки, песня далекая,
Но различить - не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.
Огромное влияние на русских символистов оказал философ Владимир Соловьев. Идея о двух мирах - «двуемирие» - была глубоко усвоена символистами.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Акмеисты отпочковались от символистов. Они отрицали мистические устремления символистов. Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали «возлюбить землю» и как можно меньше говорить о вечности. Они хотели воспеть земной мир во всей его множественности и силе, во всей плотской, весомой определенности.
Прозрачная ложится пелена
На свежий дерн и незаметно тает.
Жестокая, студеная весна
Налившиеся почки убивает.
И ранней смерти так ужасен вид,
Что не могу на Божий мир глядеть я.
Во мне печаль, которой царь Давид
По-царски одарил тысячелетья.
Футуристы вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Они объявили классику и всю старую литературу как нечто мертвое. «Только мы - лицо нашего времени»,- утверждали они. Русские футуристы - явление самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожидание грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых формах. «Нельзя,- утверждали они,- ритмы современного города передать онегинской строфой».
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана,
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы.
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Поэзия «серебряного века», понимая ее широко, забрасывала свои семена в будущее.

Серебряный век русской поэзии -- это обозначение русской поэзии конца XIX - начала XX века. Оно дано было по аналогии с золотым веком.

О русской поэзии серебряного века существует обширная литература -- о ней очень много писали и отечественные, и зарубежные исследователи, в т. ч. такие крупные ученые, как В.М. Жирмунский, В. Орлов, Л.К. Долгополов, продолжают писать М.Л. Гаспаров, Р.Д. Тименчик, Н.А. Богомолов и многие другие. Об этой эпохе изданы многочисленные воспоминания -- например, В. Маяковского «На Парнасе серебряного века», И Одоевцевой «На берегах Невы» .

Русская поэзия серебряного века создавалась в атмосфере общего культурного подъема как значительнейшая его часть. Характерно, что в одно и то же время в одной стране могли творить такие ярчайшие таланты, как А.Блок и В.Маяковский, А.Белый и В.Ходасевич. Этот список можно продолжать и продолжать. В истории мировой литературы это явление было уникальным.

Конец XIX -- начало XX в. в России -- это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии. Именно с этим связано возникновение символизма.

Символизм был явлением неоднородным, объединившим в своих рядах поэтов, придерживавшихся самых разноречивых взглядов. Одни из символистов, такие, как Н.Минский, Д.Мережковский, начинали свой творческий путь как представители гражданской поэзии, а затем стали ориентироваться на идеи «богостроительства» и « религиозной общественности».

Реальная жизнь изображается как безобразная, злая, скучная и бессмысленная. Особое внимание проявляли символисты к художественному новаторству -- преобразованию значений поэтического слова, развитию ритмики, рифмы и т.д. «старшие символисты» еще не создают систему символов; Они -- импрессионисты, которые стремятся передать тончайшие оттенки настроений, впечатлений. Слово как таковое для символистов утратило цену.

Оно стало ценным только как звук, музыкальная нота, как звено в общем мелодическом построении стихотворения.

Новый период в истории русского символизма (1901 - 1904) совпал с началом нового революционного подъема в России. Пессимистические настроения, навеянные эпохой реакции 1880-х -- начала 1890-х гг. и философией А.Шопенгауэра, уступают место предчувствиям «неслыханных перемен». На литературную арену выходят «младшие символисты» -- последователи философа-идеалиста и поэта В.Соловьева, представлявшего, что старый мир на грани полной погибели, что в мир входит божественная Красота (Вечная Женственность, Душа Мира) , которая должна «спасти мир», соединив небесное (божественное) начало жизни с земным, материальным, создать «царство божие на земле»:

Знайте же: Вечная Женственность ныне

В теле нетленном на землю идет.

В свете немеркнущем новой богини

Небо слилося с пучиною вод.

Годы первой русской революции (1905-1907) вновь существенно изменяют лицо русского символизма. Большинство поэтов откликаются на революционные события. Блок создает образы людей нового, народного мира. В.Я. Брюсов пишет знаменитое стихотворение “Грядущие гунны”, где прославляет неизбежный конец старого мира, к которому, однако, причисляет и себя, и всех людей старой, умирающей культуры. Ф.К.Сологуб создает в годы революции книгу стихотворений «Родине» (1906), К.Д. Бальмонт -- сборник «Песни мстителя»(1907), изданные в Париже и запрещенные в России, и т.д.

Еще важнее то, что годы революции перестроили символическое художественное миропонимание. Если раньше Красота понималась как гармония, то теперь она связывается с хаосом борьбы, с народными стихиями.

Индивидуализм сменяется поисками новой личности, в которой расцвет “я” связан с жизнью народа. Изменяется и символика: ранее связанная в основном с христианской, античной, средневековой и романтической традицией, теперь она обращается к наследию древнего «общенародного» мифа (В.И. Иванов), к русскому фольклору и славянской мифологии (А.Блок, М.М.Городецкий) Другим становится и настроение символа. Все большую роль в нем играют его земные значения: социальные, политические, исторические.

К концу первого десятилетия XX века символизм,как школа, приходит в упадок. Появляются отдельные произведения поэтов-символистов, но влияние его, как школы, утрачено. Все молодое, жизнеспособное, бодрое уже вне его.

Символизм не дает уже новых имен.

Символизм изжил себя самого и изживание это пошло по двум направлениям. С одной стороны, требование обязательной «мистики», «раскрытия тайны», «постижения» бесконечного в конечном привело к утрате подлинности поэзии; “религиозный и мистический пафос “корифеев символизма оказался подмененным своего рода мистическим трафаретом, шаблоном. С другой -- увлечением “музыкальной основой” стиха привело к созданию поэзии, лишенной всякого логического смысла, в которой слово низведено до роли уже не музыкального звука, а жестяной, звенящей побрякушки.

Соответственно с этим и реакция против символизма, а в последствии борьба с ним, шли по тем же двум основным линиям.

С одной стороны, против идеологии символизма выступили акмеисты. С другой - в защиту слова, как такового, выступили так же враждебные символизму по идеологии футуристы.

Предмет исследования: Поэзия русской литературы конца XIX –начала XX века Тема: Серебряный век-период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Цель: С помощью сопоставления различных течений и анализа стихотворений, принадлежащим к разным литературным направлениям, выявить сходства и различия в идеях, взглядах и целях их представителей. Актуальность темы: актуальность темы «Серебряный век русской литературы» обусловлена большим интересом к данной теме, а также ее недостаточной разработанностью. Проблема: Восприятие художественных открытий XIX столетия деятелями искусства последующих эпох. Русская поэзия серебряного века


Важным духовным явлением "серебряного века" стал русский модернизм. Модернизм (от лат. modernus «современный, недавний») направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью, отвлечённостью стиля. В русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ в. получило распространение ДЕКАДЕНСТВО (от франц. decadence- упадок)- течение в литературе и искусстве конца, характерными чертами которого обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, отрыв от реальности, поэтика искусства для искусства, падение ценности содержания, преобладание формы. Серебряный век период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Это явление рубежа 80-х 90-х годов XIX века, а конец может быть отнесён и к 1917, и 1921 году.




Символизм первое и самое значительное из модернистских течений в России. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции: отечественная поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского. французский символизм поэзия Поля Верлена, Шарля Бодлера. Признаки символизма: -Символ как главное средство передать тайный смысл -Многозначность символов -Особая музыкальность стиха -Эгоцентризм поэтического «Я» («Я»-в центре всего) -«Двоемирие» -Поэзия символизма- выражение движений души поэта


Два основных этапа символизма - Петербургские символисты: Д.С. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Н. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским. - Московские символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт. - А. Блок, А. Белый, в. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Высшая задача искусства – создание вселенского духовного организма, изображения предмета и явления в свете будущего мира. Старшие символистыМладшие символисты «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. Поэт прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.


Художественным и публицистическим органом символистов был журнал Весы (1904 – 1909). Основан Валерием Брюсовым, главой московской группы символистов. Выходил ежемесячно в московском издательстве «Скорпион». В начале 1909 Брюсов отошел от редактирования «Весов», переживавших кризис. Основную часть работы взял на себя Андрей Белый В конце 1909 журнал «Весы» перестал выходить. В. Брюсов А. Белый «Весы»


Бальмонт- один из самых знаменитых поэтов России начала XX века Творчество К. Бальмонта Особенности поэзии Бальмонта 1. Культ мгновения 2. Важность чувств в определенный момент 3. Тема вечного движения к истине 4. Тема света, победа света над тьмой 5. Космический мотив: поэт-избранник бога 6. Философский смысл: каждый человек стремится возвыситься над реальностью 7. Контраст- стержень композиции 8. Звуковые, лексические, морфологические повторы 10. Использование символов 9. Обилие глаголов


Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Земля (Реальный мир) Тьма, тени Ночь-забвение, смерть «внизу уснувшая земля» Небо (ирреальный мир) Мечта, звуки вдали Свет, сиянье Поэт-избранник бога Лирический герой покидает привычный земной мир, ищет новые ощущения. К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени»


Футуризм общее название художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х гг. XX в., зародившихся в Италии и России. Период расцвета а России: Поэты-футуристы: Сергей Бобров, Василий Каменский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский. Сергей Третьяков, Идея футуристов: «Ежегодно плевать на алтарь искусства.», т.е они выступали за построение нового искусства. Основные признаки футуризма: - бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; - отрицание культурных традиций; - бунт против привычных норм стихотворной речи, ритмики, рифмы; - эксперименты по созданию «заумного языка» ; - пафос эпатажа.


Поэтические объединения «Мезонин поэзии»«Центрифуга»«ЛЕФ» Год создания: 1914 ; Представители: С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Зданевич; Деятельность группы началась с создания издательства «Лирика», в котором вышли первые книги центрифуги; Теории участников «Центрифуги»: при построении лирического стихотворения центром внимания являлось не слово, а интонационные и синтаксические структуры. Год создания: 1913 ; Представители: В. Шершеневич, Р.Ивнев, С. Третьяков; Самостоятельной теоретической базы не имели, публиковались в петербургских изданиях.; Свое отношение к родоначальникам футуризма выражали через критические выступления. Год создания: 1918 ; Представители: Б. Арватов, Ою. Брик, В. Каменский, Б. Кушнер, С. Третьяков, Н. Чужак; Деятельность группы началась с создания в 1918 году газеты «Искусство коммуны», а в начале 1923 года группа преобразовывается в объединение ЛЕФ; Теория участников: искусство как «жизнестроение», а также теорию «революции формы».


1. «Это течение было какой-то смесью эпигонства раннего петербургского декаденства, доведения до безграничных пределов «песенности» и «музыкальности» стиха Бальмонта.» С.Авдеев. 2. Эгофутуризм- это разновидность русского футуризма, выросшая не из творческого содружеством единомышленников, а индивидуального изобретения Игоря Северянина. 3. История эгофутуризма была слишком коротка(с 1911 до начала 1914 года) год- в Петербурге основывается кружок «Ego», в переводе с латыни означающее «Я- будущее». 5. Лозунги эгофутуризма: a)Душа- единственная истина; b)Самоутверждение личности; c)Поиск нового без отвергания старого; d)Осмысленные неологизмы; e)Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы; f) Борьба со «стереотипами».


Основоположником эгофутуризма является Игорь Северянин. «Всероссийская пресса подняла вой и, чем и сделала меня сразу известным на всю страну!» Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Особенность поэзии Северянина: Особый стиль; Переплетение мищюрного блеска светской жизни с экзотическими атрибутами; Ложная красивость, манерная вычурность стихотворений; Смелые образы; Сочетание книжного и разговорного стилей; Напевность, звучность. Легкость стиха; Свежесть, смелость и гармоничность рифм.


«Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое, свободно плавить славянские слова вот мое отношение к слову». Одним из основоположников кубофутуризма является Велимир Хлебников. Особенности поэзии Хлебникова: использует образы и темы из различных сфер жизни; отказывается от сюжета; экспериментирует в создании нового языка(звук несет определенный смысл); Создал «грядущий мировой язык»; Отказ от знаков препинания.


Увертюра Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем - то норвежском! Весь я в чем - то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто - то здесь зацелован! Там кого - то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью - Йорка - на Марс! И. Северянин (1915)Содержание Реальный мир «Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Там кого-то побили! Я трагедию жизни…» Лирический герой «Я трагедию жизни претворю в грезофарс! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! » Мир мечты «Я трагедию жизни претворю в грезофарс…. Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! » Форма Лексика Авторские неологизмы. Стрекот, беги, ветропросвист… Синтаксис Восклицательные предложения. Назывные предложения. «Весь я в чем-то норвежском! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! » «Стрекот аэропланов! Ананасы в шампанском! »


Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! «Заклятье смехом» Смехачи, усмеяльно, смехами Авторские неологизмы:смехачи, иссмейся… «Смейево, Смейево! Интонационная техника стиха. Создание от одного словесного корня «смех» множества однокоренных неологизмов.


«Пощечина общественному вкусу.» 1. Кубофутуризм- направление в искусстве, стремившееся соединить принципы кубизма и футуризма; 2. Основано в 1908 году; 3. Первый совместный сборник- «Гилея»; 4. Манифест: отказ от искусства; прошлого. 5. Особое значение придавали слову. В статье «Слово как таковое» были приведены строки: Дыр бул щыл убешшур скум вы со бу р л эз «В этом пятистишии более русского, чем во всей поэзии Пушкина»,- утверждал А. Крученых. 6. Результатом деятельности кубофутуристов было создание теории «заумного языка».


Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина,) одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира Поэты-акмеисты Ахматова Анна Гумилев НиколайГумилев Николай, Городецкий СергейГородецкий Сергей Зенкевич МихаилЗенкевич Михаил Иванов ГеоргийИванов Георгий Кривич ВалентинКривич Валентин Лозинский МихаилЛозинский Михаил Мандельштам ОсипМандельштам Осип Нарбут ВладимирНарбут Владимир Шилейко Владимир


«Цех поэтов» был основан в октябре 1911 года в Петербурге. Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий. В состав группы входили также А. Ахматова, Г. Адамович, К. Вагинов, М. Зенкевич, Г. Иванов, В. Лозинский, О. Мандельштам, В. Нарбут, И. Одоевцева, О. Оцуп, В. Рождественский. «Цех» издавал журнал «Гиперборей». Название кружка, образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений, указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. Из широкого круга участников «Цеха» в начале 1910-х годов (около 1911–1912) выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. В состав группы входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий.


Африканская тема у Гумилева Судьба поэта и писателя Николая Гумилева оказалась тесно связана с Африкой. Несколько посещений этого материка оставили неизгладимый след в его мироощущении. Первая книга «Путь конквистадоров» (африканских стихов нет совсем) Вторая книга «Романтические цветы» Третья книга «Жемчуга» (ощущение Африки) нейтральная зона Африка, африканские религии- часть вселенского равновесия. Вновь срастутся былые части И опять изведают счастье. («Дамара») Различные стороны Африки Гумилёва Завтра мы встретимся и узнаем, Кому быть властителем этих мест; Им помогает чёрный камень, Нам золотой нательный крест.


Африка-райАфрика-ад «Земной рай» Серость, банальность («Вероятно, в жизни предыдущей...») Африка-Бог О тебе, моя Африка, шёпотом В небесах говорят серафимы. («Вступление») Райский сад, райские создания, рай Садовод всемогущего Бога В серебрящейся мантии крыльев Сотворил отражение рая… («Судан») Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор. («Жираф») гибельная Сахара это земные небеса пожар на земле...эта вечная слава песка Только горнего отсвет пожара, С небесами, где лёгкие спят облака, Бродят радуги, схожа Сахара. Адские явления, Дьявол Этот день оглушительный праздник, Что приветливый Дьявол устроил («Судан») Словно там, под сводом ада, Дьявол щёлкает бичом, Чтобы грешников громада Вышла бешеным смерчом. («Лесной пожар») Слава нашему хозяину-европейцу! Он храбр, но он недогадлив. Его сладко будет пронзить ножом. («Абиссинские песни») Адские животные...не знает и не спросит, Чем душа моя горда, Только душу эту бросит, Сам не ведая куда. («Леопард») Её стенанья яростны и грубы, Её глаза зловещи и унылы, И страшны угрожающие зубы На розоватом мраморе могилы. («Гиена»)


Африка и герои рая Африканские подвиги у Николая Гумилёва совершаются обычно по религиозным соображениям. Воин-зулус («Замбези») ищет слона С ним борьба для меня бесполезна, Сердце знает, что буду убит, И Динган, мой отец, закричит: Да, ты не был трусливой собакой, Львом ты был между яростных львов. (Герой идёт на эту битву, чтобы попасть в рай за уже совершённые подвиги) Две смерти у героев Гумилёва Первая смерть во время подвига «Носорог», «Замбези» Вторая смерть-от старости и болезней «У камина», «Я и Вы» В целом, гумилевская Африка огромное поле войны между раем и адом во всех их проявлениях, войны, которой не суждено завершиться, войны вселенских масштабов, в которой участвуют боги и нечеловеческие силы разных масштабов, в том числе и звери, герои и рядовые воины.


1. Имажинизм- литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма января 1919 года была опубликована первая декларация, в которой провозглашались творческие принципы нового движения. 3. Цель: «преодоление футуризма». 4. Идея: «Нам смешно, когда говорят о содержании искусства.» Имажинисты проповедовали идею «точного языка», т.е назначение поэта- имажиниста сводится к точности изображения, ясности языка. 5. Основные признаки имажинизма: главенство «образа как такового»; поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета; поэтическое творчество есть эволюция образа и эпитета; стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца. 6. Представители: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Б. Эрдман, Е. Якулов.


1. Первым журналом имажинистов считается сборник под названием «Лошадь как лошадь». 2. Период существования: гг; 3. Книга получила отрицательные отзывы: «Может быть, здесь многое вам не понравится, но это потому, что я ищу в поэзии прежде всего подлинной поэтичности.» В. Шершеневич; 4.Стихотворения, входившие в этот сборник носили наукобразные названия, с целью обнажить конструктивный принцип построения стиха. 5.Важное место уделялось категории «формы» и «содержания», а также таким выразительным средствам как сравнение и метафора; 6. Организатор: В. Шершеневич.


«Рассказ про глаз Люси Кусиковой» Аквариум глаза. Зрачок рыбешкой золотой. На белом Эльбрусе глетчерная круть. На небосклон белков зрачок луною, Стосвечной лампочкой ввернуть. Огромный снегом занесенный площадь, И пешеход зрачка весь набекрень и ниц В лохани глаз белье полощет. Паркеты щек подместь бы щеткою ресниц. Маяк зрачка на бельмах волн качайся! Мол носа расшибет прибой высоких щек! Два глаза - пара темных вальса. Синдетиконом томности склеен зрачек. Раскрылся портсигар сквозь ширь ресницы, Где две упругих незажженных папирос. Глаза - стаканы молока. В них распуститься Зрачку как сахару под ураган волос. Глаза страницей белой, где две кляксы Иль паровоз в поля белков орет. Зрачки блестят, начищенные ваксой Зрачки - вокзал в веселое перед. 1. Для поэзии Шершеневича характерно метафорическое сравнение, что и показано в данном стихотворении. 3. Человеческий глаз последовательно сравнивается с: Аквариумом Луной Лампочкой Площадью Щеткой Портсигаром Стаканом молока Белой страницей Паровозом 2. Тема- это только предлог, чтобы показать свое мастерство в сопоставлении несопоставимых объектов. 5. Образ в названии, на самом деле, только абстракция(чистая форма). 6. Контраст части и целого(тема незначительна, а образы серьезны и изысканны).


1. Вторым журналом имажинистов стал журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном.» 2. Редактором журнала был Н. Савин, но материалы для редакции принадлежали А. Мариенгофу. 3. Время существования журнала: Цель: доносить до читателей последние изыскания имажинистов в области философии искусства. 5. В журнале представлялись проблемные статьи о роли поэзии и искусства в современном литературном и общественном процессе. 6.Первый выпуск назывался «Не передовица», а второй- «Почти Декларация».


Поэзия Мариенгофа: -особое внимание уделяет сфере содержания; -сочетает прекрасное и безобразное; -умение и любовь к экспериментам; -агрессия в сторону традиций; -кощунство и цинизм в творчестве; -борьба с основанной на христианстве традиционной системой ценностей; -фрагментарность; Прими меня, почившего в бозе, Дай- мир Твой хваленый! Я- как капусты качан, Оставивший вдруг огород, На котором взрос. Я- как пугливый зверь, Покинувший сень дубравы, Я- как овечий хвост. Но все же… Требую я награды: Дай мне хваленый мир Твой! 3. Стихотворения построено на сравнениях. Но не они производят впечатление, а тематический ракурс стихотворения. 2. Сравнения помогают раскрыть характер лирического героя. 1. Эстетическим центром стихотворения является дерзкое обращение к богу(почти лишенное метафорической образности).


Явление, которое обозначает термин «серебряный век», представляло собой небывалый культурный подъем. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, всеобщей переоценки ценностей, выдвинувший творцов-художников мирового масштаба. Слово-символ Со множеством значений Слово-название предмета Слово-звук Слово-метафора с определенным значением СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМАКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ ИМАЖИНИЗМИМАЖИНИЗМ Модернизм Серебряный век

Серебряный век русской поэзии относят в начало 20-ого столетия, хотя его началом является 19 век, и все его истоки в "веке золотом ”.
По сути это даже не век, это грандиозный пласт, по количественному и качественному составу поэтов, сравниться с которым не сможет никакой другой век.
Сам термин "серебряный век” является образным и весьма условным. Предложил его (возможно даже в шутку) философ Н. Бердяев,
но подхватили его и прочно вошло в литературное сообщество в 60-е годы ХХ века.Главный признак - мистицизм, кризис веры, внутренней духовности, совести.
Поэзия являлась сублимациейвнутренних противоречий, психической дисгармонии, душевного недуга.
Вся поэзия "серебряного века”, с головой воплотив в себе наследие Библии, опыт мировой литературы, античную мифологию,сердцем и душой, оказалась тесно связана с русским фольклором, местными, народными сказаниями и частушками, песнями и плачами.Впрочем есть мнение, что "серебряный век" – явление западническое. Возможно, он воплотил пессимизм Шопенгауэра, эстетизм Оскара Уайлда, что-то от Альфреда де Виньи, сверхчеловека Ницше. Также есть предположение что это "качественное" название. Есть золотой век с А.С.Пушкиным, а есть серебряный, недотянувший по качеству до золотого.

Творчество поэтов серебряного века.

Это был полный солнечного сияния созидательный мир, жаждущий красоты и самоутверждения. И хотя название этого времени "серебряный", несомненно, именно оно было самой яркой и творческой вехой в российской истории.
Имена поэтов, составивших духовную основу Серебряного века, всем известны:Сергей Есенин, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова,Николай Гумилев, Марина Цветаева, Игорь Северянин Борис Пастернак и многие другие.
В наиболее насыщенном виде суть Серебряного века совершила выплеск в начале двадцатого века. Это был взлет поэзии в многообразии красок и теней - художественных, философских, религиозных.Поэты боролись с попытками увязать поведение человека с соц.средой и продолжали тенденцию русской поэзии, для которой человек был важен такой какой он есть, важен в своем отношении к Творцу, в своих мыслях и чувствах, его личное отношение к вечности, к Любви и Смерти во всех проявлениях и смыслах. Особенно в этом преуспели шесть поэтов серебряного века - В.Маяковский, Н.Гумилев, С.Есенин, А.Блок, А.Ахматова, И.Северянин.

Они свято верили в искусство, в силу слова. Поэтому их творчество это глубокое погружение в стихию слова и озадачено поиском новых средств слововыражения. Они чтили не только смысл, но и о стиль - для них был важен звук, словоформа и полное погружение в стихию.
Дорого это обходилось. Почти все поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили. Хотя, по большому счету, почти все поэты не очень счастливы в личной жизни, да и в жизни вообще.
"Серебряный век русской поэзии” – удивительно сложное, но и вместе с тем изумительное полотно, истоками из 90-х годов XIX века.