» »

Обгон - это просто, если следовать правилам. Правила ПДД: обгон

03.07.2020

До изменений, принятых в ПДД в 2010 году, для водителей не существовало такое понятие, как опережение. Однако, на данный момент существует серьезная разница между такими маневрами, как обгон и опережение. Незнание данного разграничения понятий может губительно сказаться как на самом водителе и его ТС, так и на прочих участниках движения. Поэтому стоит подробнее остановиться на рассмотрении данного вопроса.

Обгон или опережение

Обгон, по новым правилам — опережение ТС с выездом на полосу встречного движения, с последующим возвращением на нее.


Опережение, по новым правилам — это езда, при которой ТС обгоняет другое ТС без выезда на полосу встречного движения.


Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.


В отличие от обгона, имеющего большое количество ограничений к исполнению, опережение можно выполнять практически в любой момент.

Опережение транспортного средства запрещено на участках дорог:

  • пешеходного перехода;
  • ж/д переезды;
  • перекрестки;
  • эстакады и тоннели;
  • участки с ухудшенной видимостью, концы участков подъема.

Вопросы читателей:

  1. «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
  2. «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
  3. «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
  • Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.

C 12 июля 2017 года вступили новые правила обгона ТС . При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.

На дороге это выглядит следующим образом. Если ТС осуществляет обгон второе ТС, выезжая на полосу встречного движения (маневр разрешен), где полосы разделяет прерывистая линия, но не успевает вернуться на свою полосу (завершить маневр обгона), в результате чего справа атомобиля уже находится разметка 1.1, 1.3, 1.11, трамвайные пути или разделительная полоса — в данном случае водитель будет виноват, с возможностью лишения ВУ.

Различать определения обгона и опережения зачастую требуется не только новичкам, но и более опытным водителям. Особенно, если те не привыкли пользоваться многополосными дорогами. Неправильное понимание или путаница понятий приводит к созданию большого количества ДТП, вызванного именно попыткой совершить обгон.

Видео: ПДД обгон и опережение ТС

Обгон автомобиля является одним из самых опасных маневров, а потому требует знания и четкого понимания всех элементов и этапов, из которых он состоит.

Маневр обгона можно условно разделить на 3 этапа: выезд на встречную полосу движения, опережение обгоняемого автомобиля и возвращение на свою полосу движения.

Выезд на встречную полосу

Убедитесь в том, что сзади нет машин и вас никто не собирается в данный момент обгонять.

Одновременно «просчитайте» обстановку впереди, чтобы убедиться, что во время выполнения маневра обгона вы не будете находится на участке дороги, где обгон запрещен правилами дорожного движения.

В отсутствие встречных машин включите , выезжайте на встречную полосу и оцените обстановку впереди на предмет безопасности выполнения маневра.

Если по встречной полосе в непосредственной близости навстречу движется транспортное средство или автомобиль, который вы собирались обогнать, включил левый поворот и сам собирается выполнить обгон впереди идущего автомобиля либо объехать препятствие, выключите правый поворот и возвратитесь на свою полосу движения.

Дожидавшись благоприятной дорожной обстановки, снова включайте левый поворот, а дальше – по тексту, изложенному выше. Если обстановка впереди позволяет безопасно выполнить маневр обгона, приступайте ко второй части «марлезонского балета».

Опережение обгоняемого автомобиля

Если до этого момента вы двигались со включенной пятой передачей, следует переключиться на четвертую, если на четвертой – переключитесь на третью. Другими словами, перед обгоном необходимо .

Зачем? Для обеспечения необходимой динамики разгона, чтобы ваш железный конь быстро и резво набрал нужную скорость.

Придавливая на газ, догоните впереди идущий автомобиль, доли секунды двигайтесь с ним рядом, а затем стремительно опережайте его и вырывайтесь вперед.

Этот этап обгона – самый быстрый, но в то же время и самый опасный, поскольку времени и места для отмены маневра практически нет.

Возвращение на свою полосу

Включив правый фонарь поворота и, не сбавляя скорости, возвращайтесь на свою полосу проезжей части. Включите повышенную передачу и продолжайте движение к цели своей поездки.

Все этапы обгона автомобиля старайтесь выполнять четко и быстро. Но и не увлекайтесь, ведь дорога – не гоночная трасса.

Без необходимости не задерживайтесь на встречной полосе.

Перед тем, как решиться на обгон, подумайте, действительно ли он необходим в сложившейся дорожной ситуации.

Выезжайте на дорогу отдохнувшим, без признаков .

Помните: обстановка на дороге меняется в доли секунды, поэтому не подвергайте свою жизнь, жизнь своих пассажиров и жизни других участников движения опасности небрежными и рискованными маневрами.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!


При совершении обгона с выездом на встречный поток движения, во избежание столкновений со встречной машиной необходимо учитывать и выполнять все рекомендации и требования, которые прописаны в .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это касается также и перемещения и по своей полосе. Кроме того, водитель обязан обращать внимание на дорожные знаки, указатели (таблички) и сигналы светофора, когда намеревается перегнать впереди едущий автомобиль.

Если неправильно совершать обгон, то это чревато тяжелыми последствиями в виде серьезных .

В каком законе прописаны

Российское автомобильное законодательство представлено в виде ПДД – Правил дорожного движения, где описываются все нормы, которым обязаны следовать участники. За то, в каком порядке следует совершать такой маневр, как обгон, отвечает Глава №11 Правил.

Если водитель нарушает их, тогда в действие вступает КоАП РФ – Кодекс административно-правовой, регулирующий меры ответственности по правонарушениям административного порядка. В этом случае за детали мер наказания отвечает .

В законе даётся разграничительное пояснение о том, что считать «обгоном», а что не относить к такому действию.

– это маневр, который водителем начинает совершаться в пределах своей полосы движения, затем машина выходит на короткое время на встречную полосу с пересечением разделительной черты, а потом возвращается на участок своего потока по ходу езды, только обогнув впереди ехавший автомобиль.

Опережение – это такой же самый маневр, что и обгон, но осуществляется он исключительно в рамках полосы дороги своего потока.

Чтобы без помех обогнать машину с выездом на встречную полосу, автомобилисту требуется обратить внимание на следующие факторы касательно ситуации на дороге:

  1. Оценить ширину проезжей части.
  2. Визуально определить расстояние от своей машины до обгоняемой.
  3. Посмотреть, каково расстояние между своим авто и ближайшим, едущим по встречной полосе.
  4. Присмотреться к скорости той машины, которую обгоняют.
  5. Учесть скорость встречного автотранспорта.
  6. Отметить скорость приближения к обгоняемому ТС.
  7. Четко знать особенности своего автомобиля – насколько быстро она «умеет» разгоняться, разовьёт ли достаточную скорость, чтобы получилось обогнать другое авто.

Кроме этого, водителю требуется:

  1. Знать и замечать дорожные знаки.
  2. Обращать внимание на сигналы светофоров и следовать их значениям.
  3. Оценить, не пересекаются ли траектории обгоняемого автомобиля и обгоняющего.
  4. Присмотреться к конструкции дороги, вспомнить правила, где именно категорически запрещено разгоняться с целью совершит обгон.
  5. Отметить особенности погоды и видимости. При ограниченной видимости и скользкой дороге лучше всего воздержаться от совершения данного действия.

Кроме сигналов светофоров на регулируемых перекрёстках может оказаться полицейский-регулировщик. Его сигнальные движения каждый водитель обязан уметь правильно расшифровать, чтобы следовать указаниям.

Где запрещено

Пункт 11 Правил «Обгон, опережение, встречный разъезд», начиная с части 11.1-11.2 (и далее) отражает все детали запретных зон и участков дорог, где совершать обгоны ни в коем случае нельзя.

К таковым относятся следующие ситуации на дороге или зоны автодорожной инфраструктуры:

Ситуация Участок дороги
1. Занятая полоса встречного движения, либо своего потока.
2. Большая вероятность создания помех другим участникам.
3. Когда впереди движущаяся машина подала сигнал огнями, что собирается поворачивать влево.
4. Передний автотранспорт делает объезд препятствия или тоже совершает обгон.
5. Следующее за обгоняемой машиной авто начало совершать маневр.
регулируемый перекрёсток;
нерегулируемый перекрёсток при движении по второстепенной трассе;
пешеходный переход;
ближе чем 100 метров от ж/д переезда;
мосты, эстакады, путепроводы, а также под ними, тоннели, некоторые набережные (трасса на дамбе реки) и др.;
крутые подъемы – ближе, чем за 300-600 м (зависит от мощности транспорта и градуса уклона) от конца подъема;
опасные повороты;
иные зоны, где очевидно сильное ограничение видимости для водителей.

Правила выполнения обгона

Перед тем, как рассмотреть подетально разные случаи, когда обычно допустимо обгонять другие автомобили, следует отметить общие правила, как именно грамотно делается такой маневр.

Правила выполнения обгона:

  1. Убедиться в том, что свой автомобиль не будет создавать помех для других участников движения.
  2. Оценить расстояние от обгоняемого авто до своего, достаточность пространства для того, чтобы вернуться в свой строй, от своей машины до встречной, если она есть.
  3. Удостовериться в том, что и задние авто не собираются совершать обгон в тот же момент, что и вы.
  4. При отсутствии препятствий или вероятности помех, следует проделать следующее – изменить ступень передачи на одно уменьшение, переключение основной оптики с дальнего света на ближний режим, включить поворотные сигнальные огни перед тем, как выезжать из своей полосы.
  5. После выезда из строя, огни выключаются, передняя машина обгоняется с выездом на встречную полосу там, где нет сплошной разметочной черты.
  6. Последним штрихом данного действия является встать в свой поток движения там, где есть свободное пространство при условии движущих объектов других ТС.
  7. Но делать это без включенного правого поворотника не следует. Другие участники должны знать, что вы хотите вернуться в свой поток движения, а не делать разворот или поворот влево.
  8. Также возвращаться в свой строй следует начинать тогда, когда обгоняемый автомобиль покажется в вашем зеркале заднего вида.

Скорость при обгоне должна превышаться только в пределах нормы, которая «продиктована» дорожными знаками, либо допущениями Правил относительно конкретного участка автодороги.

Если огни не выключить сразу же после начала обгона, то другие автомобилисты могут ошибочно принять ваши сигналы за намерение совершить поворот влево, развернуться, либо делать еще один обгон следующей машины, едущей впереди.

Поворотными огнями следует предупреждать не только впереди следующего водителя, но также и того, кто едет сзади, если там замечена едущая машина.

Причем это касается как сигналов перед обгоном, так и другим сигналов после обгона, при возвращении в свой поток движения.

Дальний свет фар включать следует после того, как при маневре вы поравнялись с обгоняемой машиной, а встречных машин нет.

На перекрестке по главной дороге

Чаще всего обгоны на перекрестках совершаются с включенными сигнальными огнями, предупреждающими о том, что шофер намеревается сворачивать налево для обгона.

Это связано с тем, что в Российской Федерации движение автотранспортных средств на улицах правостороннее.

Очень важно в этом случае не создать помех другим, а также учесть разметку сплошных линий, на которые нельзя заезжать, задевать или пересекать.

Поэтому опережение с выездом на встречную полосу на перекрестке следует совершать аккуратно и с предельной внимательностью, ориентируясь по знакам и сигналам светофора. Это касается водителей, едущих по главной.

С выездом на полосу встречного движения

Когда автомобилист хочет перегнать машину с заездом на встречную полосу, то нужно внимательно отследить сразу, насколько близко едет и с какой скоростью встречный автотранспорт.

В случае если возникнет трудность с разъездом, то Правила в части 11.7 пункта 11 гласят, что уступить дрогу обязан тот, на чьей стороне создано препятствие.

Также в отношении уклонов на дорогах, оборудованными знаками – «1.13» или «1.14», дорогу в ситуации сложности разъезда уступает тот водитель, который перемещается в сторону спуска.

Один из знаков обозначает, что впереди шофера ожидает крутой спуск, а другой знак говорит о крутом подъеме.

Порядок совершения обгона с выездом на полосу встречного потока движения машин:

  1. При приближении к идущему впереди автомобилю следует соблюсти дистанцию – 30-50 метров сбоку.
  2. В зеркале задней видимости не должно отражаться других машин, чтобы убедиться в отсутствии иных желающих обогнать того, кто уже обгоняет.
  3. Оценивается обстановка впереди. Важно понять, что вы не окажетесь в запрещенной для обгонов зоне в процессе маневра, либо его завершения.
  4. Кроме того, следует сразу определить место, куда машина будет заезжать в свой поток движения после завершения действия.
  5. Если встречных машин нет поблизости, нужно сначала включить сигнальный поворотник, а уж затем, начинать движение в сторону.
  6. Снижаем на одну ступень передачу, затем при разгоне повышаем на одну.
  7. Оптика переключается с дальнего на ближний.
  8. Как только начался обгон, сигнальные огни выключаются.
  9. Машина сначала должна поравняться с обгоняемой.
  10. Совершается выезд на встречную полосу.
  11. Затем водитель включает правый сигнал поворота.
  12. Возвращаться в свой ряд следует начинать только тогда, когда обгоняемый автомобиль уже отражается в зеркале заднего просмотра.

Большой и частой ошибкой водителей является тот фактор, когда они слишком сильно сближаются с обгоняемым автомобилем, мотивируя это тем, что максимально быстро съехать, либо недолго находиться на встречной полосе.

С одной стороны, это покажется оправданным, но с другой стороны, нарушение дистанции приведет к столкновению, если не со встречной машиной, так с той, которая обгоняется.

Когда автомобилист уже оценил обстановку, определил, что опасности для осуществления маневра нет, встречных машин не предвидится, то и слишком сближаться с обгоняемым авто нет смысла.

Еще не следует забывать, что обгоняемая машина может неожиданно изменить свою скорость движения. Например, неожиданно затормозить потому, что впереди неё обнаружено препятствие, которое следует объехать.

А для водителя, совершающего обгон, видимость далее впереди движущейся машины ограничена.

Если сильно сблизиться с обгоняемым авто, тогда при внезапном его торможении и объезде препятствия, может произойти боковое столкновение.

Без выезда на встречную полосу

Если совершается обгон в пределах только своей полосы движения и при этом территория встречного потока движения не затрагивается вообще, тогда такое действие называют – «опережение», а не обгон.

Это возможно в случае, если ширина полосы достаточна для того, чтобы осуществить данный вид маневра. Либо же дорога является четырех сторонней, когда каждая сторона разделена на две полосы.

В этом случае ширины дороги достаточно, чтобы можно было перегонять тихоходные автомобили. Порядок здесь такой же, как в случае обгона с заездом на «встречку».

Более одного ТС

Такой способ называют – «обгон паровозиком», который делается двумя ТС сразу.

Но еще под маневром двумя транспортными средствами может подразумеваться также и действие, совершаемое одной машиной, но объезжать ей приходится два или более автомобиля. Не на всех участках автотрасс разрешен обгон паровозиком.

Для запрета существуют стандартные дорожные знаки или указатели в форме белых табличек, так как в Правилах о таком запрете ничего не говорится.

Но зато в правилах говорится, что нельзя начинать обгон, если впереди едущий транспорт сигналит левыми поворотниками о своем намерении первым начать действие.

Паровозиком маневр осуществляется следующим образом:

  1. Сначала включает левый поворот машина передняя, которая хочет выехать влево для опережения.
  2. После нее следует включить свои огни только тогда, когда передняя машина уже поравнялась с тихоходной обгоняемой.
  3. При этом крайне важно, чтобы сигнальные огни обгонщика уже были выключены – тогда не будет нарушения ч. 11.2 п. 11 ПДД.
  4. Вставать в свой строй следует лишь при наличии свободного места и после того, как завершить свой маневр машина, едущая впереди.

Теоретически и без помех можно обогнать обгоняющего водителя, но для этого требуется удостовериться, что встречных авто нет, и места на дороге достаточно.

Когда речь заходит об обгоне затора, либо нескольких авто сразу, то следует учесть, что тогда водитель уже не просто заедет на встречную полосу движения, а будет перемещаться по ней.

А это считается нарушением по п. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, и грозит денежным взысканием – 1500 рублей .

В городе

Обгонам в городе могут препятствовать естественные причины:

  • многочисленные светофоры;
  • частые пробки;
  • пешеходные переходы;
  • трамвайное полотно;
  • регулируемые перекрёстки;
  • скоростное ограничение и другие факторы.

В среднем скорость машин в городской черте составляет не более 20 или 30-40 км/ч по показателям бортового компьютера.

Такие участки дороги, как пешеходный переход или трамвайные пути встречного движения являются запрещенными для того, чтобы на них обгонять автотранспорт.

Самый безопасный способ обогнуть медленно перемещающийся автотранспорт – это совершить опережение в пределах своей полосы движения и то в случае, если впереди не предвидится никаких препятствий в виде сплошной полосы, светофора и иного.

Без разметки

Если на дорожном полотне не прорисовано никакой разметки, это значит, что можно делать обгон, когда вздумается.

Чаще всего на тех участках пути, где это делать запрещено, будет устанавливаться автодорожный знак, под маркировкой – «3.20.1», «3.20.2».

Первый прорисован на белом поле и значит, что он постоянный, а второй – на желтом, значит – временный.

В зависимости от того, какой впереди едет транспорт следует решать, делать обгон или нет. Если это крупногабаритное ТС, тогда следует делать некоторые проверки в пути, нет ли преград впереди.

Как только во время обгона была замечена впереди опасность, препятствие, либо другая машина, следует незамедлительно снизить скорость. После этого желательно вернуться в прежнюю позицию, если место там еще не занято другим авто.

Если дорога чистая, тогда можно совершать маневр точно по такому же принципу, как было описано выше.

Двумя автомобилями

Случается так, что обгон может совершаться двумя автомобилями одновременно. Такой ситуацией является случай, когда обгоняемый автомобиль решил опередить другой водитель.

Но для этих целей крайне важно, чтобы проезжая часть по ширине позволяла проделать данный маневр.

Иначе последствиями может оказаться аварийное столкновение, причем с цепной реакцией, если на трассе находятся поблизости и другие участники.

Это действие следует совершать в таком порядке:

  1. Сначала нужно переключиться на нижнюю передачу – на 1 ступень. Например, если вы двигались на 5-й, то следует переключиться на 4-тую до совершения объезда.
  2. Несильно придавливая педаль газа, машина, находящаяся на обгоне, настигается вторым обгонщиком.
  3. Всего несколько секунд нужно совершить движение параллельно с обгоняемым авто.
  4. После чего стремительно вырываясь вперед при помощи газа, опережаем его.

Переключаться с высоты на низ функционала коробки передач необходимо для того, чтобы максимально оптимизировать динамику разгона, который нужен будет для опережения уже обгоняющего автотранспорта.

Это обозначает, что здесь важно сразу оценить скорость движущейся на обгоне машины так, чтобы скорость вторичного обгонщика была повышенной до разумных пределов (не опасной и соответствующей дорожным знакам).

Такой обгон признается самым опасным из-за повышения скоростей и недостаточности места на дороге для безопасного разъезда.

Обгоны двумя машинам не запрещены Правилами. Но если в строю мало места для возврата машин в поток, а также тогда, когда обгоняющий первичный автотранспорт уже включил левые (либо по окончании маневра — правые) предупредительные огни, то лучше от них воздержаться.

Что такое обгон броском

Речь идет о резком повышении скоростей, когда водитель-лихач, не дает достаточного времени для динамики разгона своей машины и сразу резко повышает газ.

Такие маневры придорожные камеры службы ГИБДД сразу могут зафиксировать как нарушение скоростных режимов. Но и это даже не главное.

Важно, что при резком совершении опережения или обгона повышается риск заноса автомобиля и столкновения с другими участниками движения.

Либо могут случиться аварии с одним участником – столкновение со столбом, вылет в кювет при заносе и т.д. Чаще всего замечен такой маневр за лицами, желающими объехать побыстрее колонну машин.

Правила манёвра грузовыми автомобилями

Для некоторых участков автодорог устанавливается специальный знак, где запрещается обгонять тихоходный транспорт грузовикам. Дорожный знак Обгон грузовым автомобилям запрещен, имеет свою цифровую маркировку – «3.22».

Водитель грузового автотранспорта должен учесть:

  • массу груза;
  • габариты своей машины;
  • её массу без снаряжения грузом;
  • скорость и способность разгона своей машины;
  • скорость тихоходного транспорта, который следует обогнать.

Могут также обозначиться и другие факторы, имеющие свою специфику в отношении своей категории автотранспортного средства. Например, высоту своей машины и угол обзора заднего видения.

Но алгоритм действий остается для таких водителей таким же, как и в случае, если обгон совершается автомобилист на легковом ТС.

Правилами также запрещено, чтобы водитель, которого обгоняют, сам начал ускоряться в момент маневра (ч. 11.3 п. 11 ПДД).

Такая неоправданная реакция служит не только водительской неучтивостью, но также и провокацией крупной аварии. Ведь уравнивание скоростей заставит обгоняющего автомобилиста дольше пребывать на встречной полосе.

Правила диктуют этикет поведения обгоняемому также и в отношении того, чтобы он слегка посторонился и взял в право (ч. 11.6 п. 11 ПДД – в отношении тихоходных ТС вне зоны населенного пункта).

А после того, как его обогнали, немного уменьшить скорость, чтобы дать возможность вернуться водителю в свой поток.

Основываясь на статистических данных из практики автомобилистов, затрачиваемое на обгон время обычно составляет по времени не более 6-10 секунд, в зависимости от длины обгоняемого автотранспортного средства и его скорости движения.

Согласно статистике до 25% водителей систематически неправильно выполняют обгон. Порядка 30% процентов всех аварий случается при нарушении правил обгона. Причиной каждой 5 гибели человека на дороге является неправильно выполненный обгон.

Зачастую во время учёбы в автомобильных школах поверхностно касаются обучению курсантов правилам обгона других движущихся транспортных средств.

Особенно это касается движения на трассах, где очень часто высокие скорости просто не дают много времени на принятие решений.

Не каждый водитель знает, как правильно совершить обгон другого автомобиля и, совершая неправильные действия, стремительно приближается к роковой черте. Рано или поздно это приведёт к трагическим последствиям.

Что такое обгон?

Согласно правилам дорожного движения обгоном считается манёвр автомобиля, при котором он временно покидает свою полосу движения с выездом на встречную полосу дороги для обгона транспортного средства, движущегося в попутном направлении.

После завершения манёвра машина обязана, возвратится в свою полосу движения. Использовать этот термин можно только для дорог с двумя полосами движения.

В ином случае манёвр будет трактоваться как опережение. Многие особенно неопытные водители путают оба термина и не всегда правильно ориентируются в них.

Когда запрещено совершать обгон?

Нужно помнить, что бездумное и безответственное совершение манёвра на высокой скорости зачастую приводит к трагическим последствиям.

Сотни унесённых жизней тому яркий и печальный пример.

Можно выделить следующие ситуации, когда обгон запрещён:

  1. Действие знака «обгон запрещён»;
  2. Водитель впереди едущего транспортного средства включил левый поворотник;
  3. Небольшое расстояние до едущего навстречу транспорта;
  4. Низкая скорость движения;
  5. Ваш автомобиль начали обгонять;
  6. Недостаточная видимость;
  7. На крутом повороте, ограничивающем видимость.

На первый взгляд выполнение манёвра для водителя не представляет особого труда и не требует специальных умений. Но жестокие цифры статистики и количества погибших на дорогах неумолимо свидетельствуют обратное.

Пренебрежение элементарными правилами дорожного движения в совокупности с неправильными действиями при выполнении манёвра расхолаживают водителя и заставляют его забыть о чувстве самосохранения.

Многие пренебрегают следующими правилами правильного обгона:

  1. Сократить дистанцию до впереди едущего транспорта;
  2. Убедиться, что встречная полоса свободна или расстояние до ближайшей машины достаточно для выполнения манёвра;
  3. Убедиться, что не обгоняет спереди или сзади едущее транспортное средство;
  4. Заблаговременно включить поворотник перед совершением манёвра;
  5. Увеличить непосредственно перед обгоном скорость движения автомобиля. Она должна быть выше минимум на 10-20 км/час, чем обгоняемого транспортного средства.
  6. Время обгона не должно занимать больше 5 секунд.

Как нельзя выполнять обгон?

Многие водители и особенно, которые недавно получили права, очень часто совершают рискованные обгоны, доказывая всем окружающим, как они считают, свою смелость и молодецкую удаль.

Как итог они, в последующем размазывая сопли и слёзы по лицу, убеждают следователя, что смерть невинных людей в результате ДТП не их вина, а роковое стечение обстоятельств.

Для того чтобы не оказаться на месте этих горе-водителей нужно чётко запомнить следующие ошибки, часто допускаемые при совершении обгона:

  1. Обгон нескольких транспортных средств;
  2. Совершение обгона по правой стороне;
  3. Обгон в условиях недостаточной видимости;
  4. Обгон на поворотах;
  5. Обгон на неисправном транспортном средстве;
  6. Обгон при буксировке другого автомобиля.

Систематическое нарушение правил обгона для многих водителей, к сожалению, становиться страшным уроком на всю его жизнь. Человеческие жертвы не стоят выигранной минуты времени и об этом должен помнить каждый водитель, садящийся за руль машины.

Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах. Читайте, комментируйте и задавайте вопросы. Подписывайтесь на свежие и интересные статьи сайта.

Главная особенность обгона на трассе состоит в том, что он возможен лишь на двух- или трехполосной дороге при выезде на чужую (или среднюю) полосу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если полос на дороге больше, обгонять нельзя, если нет выезда на чужую (или среднюю) полосу, нет и обгона.

Важная информация

Обгон представляет собой маневр транспортного средства по опережению нескольких транспортных средств, которые движутся в одну с ним сторону, при этом обязателен заезд либо на другую сторону дороги, либо на среднюю полосу.

Любой иной случай, при котором автомобиль, двигаясь быстрее другого, переходит из положения за ним в положение перед ним, считается опережением.

Законодательство относится ко всем видам опережения лояльнее, чем к его варианту, классифицированному как обгон.

Первоначальные данные

Опережение Это любое перемещение одного автомобиля по отношению к другому таким образом, что до начала этого маневра первый автомобиль следовал за вторым, а после его завершения первый автомобиль движется перед вторым
Обгон Это маневр, который не следует путать с опережением, так как он представляет собой лишь один из его видов. Обгон допустим, однако при его совершении требуется соблюсти ряд условий. Сначала автомобилю требуется совершить перестроение влево, при этом сместившись либо на чужую полосу двухполосной дороги, либо на среднюю - трехполосной. Далее необходимо опередить транспортное средство. И затем вернуться на линию, занимаемую перед началом маневра.

В чем он заключается

Обгон заключается в выполнении сложного маневра. Водитель, перед которым по той же полосе движется транспортное средство (или несколько), которое он обгоняет, должен сначала сместиться на полосу, расположенную влево, в том числе на встречную полосу.

Таким образом, обгон возможен в следующих ситуациях:

При этом обгон допустим, только если нет разметки в виде сплошной полосы. При этом в ситуации, когда на дороге имеется свыше трех полос, обгон осуществлять запрещено.

Фото: что ожидает водителя за пересечение сплошной линии

Нельзя выезжать ни на полосу, по которой осуществляется встречной движение, ни на центральную.

Не является, таким образом, в строгом смысле обгоном опережение автомобиля другим, если они движутся рядом по разным полосам и та, которая идет быстрее, выходит вперед на своей полосе.

Не рассматривается как обгон и ситуация, когда автомобиль при опережении сначала перестраивается в более левый ряд, затем обходит другое авто и следом возвращается в свой ряд, однако происходит это в пределах этой же стороны дороги без заезда на среднюю полосу.

Также считается опережением, но не обгоном случай, когда более быстрый автомобиль перестроился на среднюю полосу, вышел вперед по отношению к более медленному, но следом остался на средней полосе, не вернувшись в тот же ряд.

Законодательная база

Законодательная база для обгона на трассе включает:

Как правильно совершать обгон на трассе

Основной принцип при проведении обгона таков — самым безопасным маневром такого рода является выполненный за минимальный промежуток времени.

Поэтому для обгона крайне желательно, чтобы различие между скоростью, с которой движутся два транспортных средства, было ощутимым.

Если же такая разница есть, однако она не слишком велика, то и сам обгон окажется не слишком разумным решением.

Основные правила

Наряду с вышеупомянутым основным правилом существует и ряд других, которые приводятся далее:

Не уверен - не обгоняй Водитель, который планирует обгон, обязан быть полностью уверен в его успешном завершении. Он должен знать, что его скорость достаточно велика, чтобы опередить движущуюся перед ним машину. Также он должен видеть, что на встречке существует достаточная дистанция до ближайшего авто. Обгон в большинстве случаев связан с риском, и со стороны его инициатора требуется уверенность, что он не приведет к неблагоприятному результату. Необходимо помнить, что при ДТП ответственность всегда падает именно на инициатора обгона
Требуется дать водителю автомобиля Едущего спереди, знать, что его собираются опередить. Подобравшись к нему на расстояние примерно 15–20 метров, следует включить поворотный сигнал. В таком случае водитель, идущий уже за самим обгоняющим, теряет право приступить к обгону его самого
Уже после начала обгона желательно ускориться Когда водитель обгоняющего ТС вышел на встречную полосу, ему можно и нужно нажать на газ как можно сильнее. Необходимо, чтобы разрыв в скорости между его авто и обгоняемым как можно сильнее увеличился
Когда машина находится на встречной полосе Требуется обращать как можно больше внимания на то, что происходит на этой полосе дальше впереди. При возникновении опасений, что обгон может не получиться, имеет смысл возвратиться на прежнюю полосу без запланированного опережения другого авто
Если водитель успешно провел обгон и завершает его То ему нужно избежать подрезания обгоняемого авто. Требуется занять прежнюю полосу плавно. При наличии на встречке впереди движущегося в противоположном направлении автомобиля сигнализируют левый поворотник, чтобы он понял, что этот маневр уже завершается. Одновременно таким сигналом можно предупредить водителя, который решил провести опережение обгоняемого сразу за данным, что по встречной относительно близко движется другой водитель, поэтому у второго обгоняющего, скорее всего, нет возможности тут же опередить обгоняемого
Отдельно стоит оговорить, что такие паровозы В принципе представляют собой опасное поведение на дороге. Это относится прежде всего к ситуациям, когда из двух или нескольких машин, опережающих определенное транспортное средство совместно, первой идет либо транспортное средство с крупными габаритами, это может быть джип, а также вовсе не легковое авто, а автобус или грузовик, либо же любое транспортное средство с тонировкой. Для всех последующих авто такой ведущий создает скорее помеху, из-за него они могут не заметить, что по встречной полосе кто-то движется таким образом, что само это ведущее ТС успеет проехать без риска, а следующие окажутся в опасности пострадать в ДТП
Оптимальный выход при возникновении затруднений При неправильной оценке дистанции от авто на встречке или при внезапном препятствовании со стороны обгоняемого авто) при маневре двоякий. Если еще есть такая возможность, поскольку маневр в самом начале, следует экстренно вернуться на свою полосу. Если же ее нет, то требуется перейти на пониженную передачу (как на автомате, так и на механике) и достичь максимальной скорости

Как рассчитать время, которое обеспечивает безопасность маневра

При расчете времени, обеспечивающего безопасность обгона, автовладельцу, готовящемуся к этому маневру, нужно ориентироваться на темп перемещения сразу трех машин.

Ему нужно держать в уме свою собственную скорость, а также обгоняемого авто и первого авто, которое идет в противоположном направлении по другой стороне или по встречке.

При этом собственную скорость и скорость автомобиля, движущегося в противоположном направлении, нужно складывать, лишь так можно установить, безопасен ли маневр.

Причина в том, что расстояние между этими автомобилями, которое автовладелец, планирующий обгон, может считать достаточным, две машины пройдут лишь отчасти, каждая со своей стороны, и встретятся на середине, если они идут с примерно равной скоростью.

В то же время то, на какой скорости едет обгоняемое транспортное средство (ее различие со скоростью опережающей) определяет, какое время займет обгон.

Так, если две машины движутся одна со скоростью 110 км/ч, а другая -100 км/ч, то различие в темпе движения между ними составляет всего 10 км/ч. Эту скорость можно приблизительно представить как 3 м/с.

Если представить обгоняемый автомобиль как неподвижный, то обгоняющий, идущий по отношению к нему с той же скоростью 3м/с, обязан проехать приблизительно 30 метров, чтобы его обогнать (это расстояние включает габариты обеих машин и обе дистанции между ними, до обгона и после обгона).

Таким образом, опережение займет у него 10 секунд. На реальной дороге транспортное средство за те же 10 секунд продвинется на 300 метров при скорости в 110 км/ч (при том, что по отношению к обгоняемой машине оно продвинется вперед лишь на 30 метров).

Если на расстоянии в 700 метров в начале маневра будет авто, движущееся с той же скоростью, то к моменту его окончания оно окажется в неспосредственной близости от обгоняющего ТС.

Поэтому при наличии машины на упомянутой дистанции в 700 метров такой опасный обгон на трассе уже недопустим.

При опережении фуры, которое представляет особые затруднения вследствие габаритов данного транспортного средства, рекомендуется начать ускорение на некоторой дистанции от нее.

Если обгоняющий автомобиль выскочит на встречную полосу непосредственно из-за этого транспортного средства, то ему придется разгоняться на встречке, что займет время.

С другой стороны при заезде на встречную полосу и при опережении некоторой части габаритов фуры в длину рекомендуется продолжать ехать вперед, даже если на встречной полосе на опасном расстоянии обнаружилось авто, едущее навстречу. Фура слишком длинная и быстро вернуться свою полосу не получится.

С другой же стороны велика вероятность, что водитель фуры сам начнет тормозить, чтобы дать обгоняющему ТС возможность избежать столкновения.

Разумеется, если в такой ситуации обгоняющий водитель сам решит вернуться за фуру, то из-за непонимания он существенно увеличит свои шансы на попадание в .

Видео: объезд на данной территории

Чем чревато опережение нескольких транспортных средств на перекрестке

Опережение нескольких транспортных средств за один прием в принципе разрешено при условии, что оно не создает помех движению.

В частности и опережение на перекрестке допускается в отличие от обгона, так как в этом случае водитель просто движется по линии слева с большей скоростью, нежели авто справа от него.

Однако опережение ряда транспортных средств на перекрестке со значительной вероятностью может привести к аварии, поэтому в данной зоне его следует по возможности избегать, двигаясь с осторожностью.

Предусмотрен ли штраф

В Кодексе об административных правонарушениях существует единая норма на случай неправильного обгона.

Там указывается, что при выезде на полосу встречного движения, совершенную против правил либо при , предназначенную для движения во встречном направлении, автовладелец обязан будет заплатить 5000 рублей либо же у него изымут права на срок от четырех месяцев до полугода.

Если же он совершит такое нарушение повторно, то его ждет лишение прав уже на год, но только в том случае, если он был остановлен инспектором.

Если же повторное нарушение запечатлела камера или спецтехника, способная осуществлять фиксацию подобных происшествий, то наказанием в этом случае станет штраф величиной в 5000 рублей, однако изъятия водительских прав не произойдет.

Вышеупомянутая норма не содержит уточнения относительно различных видов нарушений при обгоне, поскольку во всех случаях санкция одинакова.

В частности, выполнение такого маневра под знак «Обгон запрещен» не влечет более строгой санкции, в этом случае водителя так же ждет выплата 5000 рублей или изъятие прав на 4– месяцев. То же относится и к обгону на трассе на пешеходном переходе.

Фото: дорожный знак 3.20 Обгон запрещен