» »

Семь городов, где запрещены машины. Посмотри, как прекрасен город без автомобилей! В Нидерландах есть город, где нет машин

11.08.2020

Слишком зависите от своего автомобиля и желаете побороть свою зависимость? Или вам надоело слышать постоянный рев моторов и дышать бензином в огромном мегаполисе? Предлагаем список городов, в которых вообще нет автомобилей!

Такие города обладают целым рядом преимуществ: чистый воздух, спокойная обстановка на улице, люди идут по своим делам пешком, а не на общественном транспорте.

Города, в которых нет автомобилей:

Венеция, Италия

Гондолы и водные такси – здесь основной вид транспорта. Благодаря такому методу передвижения город считается самым уникальным в Европе.

Илья-Гранди, Бразилия

Современная цивилизация практически не затронула этот тропический остров, ставший домом для многих исчезающих видов растений и животных. Население острова – всего около 2000 жителей, основное занятие – экотуризм.

Таймс-Сквер, Нью-Йорк

Площадь Таймс-сквер несколько лет назад стала пешеходной зоной. Ежегодно ее посещают около 250 тыс. туристов.

Медина в Фесе, Марокко

В самой старинной части Феса проживает более 150 тыс. человек. Это крупнейшая городская территория в мире, где отсутствует движения транспортных средств. Правда, на для этого есть веская причина – городские улицы настолько узкие, что автомобиль просто не сможет проехать.

Бхактапур, Непал

Бхактапур в пятнадцатом веке был столицей Непала, а теперь находится под защитой ЮНЕСКО. В этом городе запрещено движение автомобилей по улицам, его жители берегут традиции и старинные обычаи. Так что можно справедливо считать этот город действительно историческим.

Представьте себе детей, играющих в футбол на улицах города. Представьте туристов, беспечно фотографирующихся посреди дороги. Рестораны, которые расставляют свои столики прямо на улице. И вокруг - ни машин, ни мотоциклов, ни автобусов. Примерно такой мне запомнилась Венеция, единственный город без автомобилей, который я видел. Мы были там с друзьями во время летних каникул в университете. Мы тогда передвигались по Италии на попутках. Венеция, конечно, уникальна тем, что построена на маленьких островах.

Но все равно это было очень приятно - оказаться в городе, по которому можно бродить, не уворачиваясь от автомобилей.

За последние 100 лет автомашины превратились в доминирующую силу в городском пейзаже. Улицы специально расширяют, чтобы по ним можно было свободней и быстрее проехать, чтобы было больше места для парковки. Частные автомобили совершили революцию в том, как мы передвигаемся, но в то же время принесли с собой много проблем - от загрязненного воздуха до дорожных происшествий. И сегодня пока небольшое, но растущее количество городов пытается избавиться от автомашин. В последние несколько лет Осло и Мадрид не раз попадали в заголовки СМИ по поводу планов их властей запретить автомобильное движение в центре этих столиц. Планы, правда, пока не осуществились до конца.

Как спасти задыхающийся город?

Однако эти намерения представляют собой более широкую тенденцию: как можно более затруднить движение по крупным городам. Тут и Лондон со своей оплатой въезда в центральные районы города, и Мехико с инициативой «pico y placa» (когда ваше право ездить по определенным городским маршрутам зависит от того, четным или нечетным числом заканчивается номер вашего автомобиля), и несколько небольших городов, решивших совсем запретить автомобильное движение (например, Понтеведра в Испании).

«Наша главная цель - вернуть улицы людям, - говорит Ханна Маркуссен, заместитель мэра Осло по вопросам городского развития. - Тут важно понимать, как мы хотим пользоваться нашими улицами, и для чего они вообще. Мы считаем, что улицы - это то место, где вы встречаетесь с людьми, где вы едите в ресторанах на открытом воздухе, где играют дети, где показывают свои работы художники».

Чтобы достичь такого, в Осло совсем закрыли для машин часть улиц в центре города, убрали почти все парковочные места, заменив их велодорожками, скамейками и миниатюрными парками.

Столица Норвегии Осло приложила согласованные усилия к тому, чтобы убрать автомобили со своих центральных улиц. / Getty Images

Есть и аспект окружающей среды. Осло был построен в геологической котловине, из-за чего город (особенно зимой) страдает от сильного загрязнения воздуха. По данным местных властей, за прошедшие десять лет степень загрязнения значительно уменьшилась. Жители Осло стали реже пользоваться автомобилем для поездок по городу (с 35% поездок в 2009-м до 27% в 2018-м), а число людей, пользующихся для этого велосипедом, общественным транспортом или просто передвигающихся пешком, выросло.Дж. Х. Кроуфорд - возможно, самый известный в мире представитель тех, кто выступает за города без машин, он автор двух книг на эту тему.

«Кроме давно доказанных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды и миллионами смертей в автокатастрофах, самыми неприятными последствиями влияния автомобилей на общество следует признать невероятный ущерб, который они наносят социальному пространству», - подчеркивает он.

Суть в том, что автомобили значительно сокращают социальное взаимодействие. «Самые популярные у жителей места в городах - места без автомобилей», - говорит Кроуфорд. Это парки, скверы или улицы, отданные пешеходам. По его словам, в таких американских городах, как Хьюстон и Даллас, до 70% городских земель отдано под парковки. «Нынешний жилищный кризис - из-за нехватки земли. Избавьтесь от машин, и проблема тут же решится».

Совсем без машин?

Город, в котором нет автомобилей? Звучит привлекательно. Но возможно ли такое? И все ли этого хотят? Как насчет аварийно-спасательных служб? А что будут делать люди, которым трудно передвигаться пешком? И что будет с разрастающимися пригородами мегаполисов, с так называемыми спальными районами? Не пытаемся ли мы навязать всем горожанам идею, популярную в основном только у представителей молодого поколения, стремящихся жить и работать в центре города?

«Самый быстрый способ убить городской центр - не дать людям туда приезжать», - заявляет Хью Блейден из Ассоциации британских водителей.

Угасающей торговле, бизнесу на центральных улицах многих британских городов никак не помогут ограничения в автомобильном движении, подчеркивает он, и центры городов быстро превратятся в прибежище наркоманов и пьянчуг. Он согласен с тем, что многие города слишком переполнены автомобилями, но, по его мнению, это из-за плохой планировки. Нужно просто больше парковок в правильных местах.

Центр города умрет, если не позволить людям туда приезжать, но если обеспечить правильную альтернативу в виде общественного транспорта, то все будет в порядке. / Getty Images

Рэнсфорд Ачимпонг, исследователь проблем городской планировки из Манчестерского университета, говорит, что запрет автомашин поможет сделать воздух чище и улучшить здоровье людей, но если вы отнимаете автомобиль, предоставьте альтернативу. Даже в Европе, где общественный транспорт работает довольно неплохо, для многих жизнь совсем без машины невозможна. Есть такая концепция «последней мили», «пешеходного плеча» от остановки транспорта до дома. Это заключительная часть нашего ежедневного маршрута, и если общественный транспорт не сделает эту часть минимальной, мы все равно будем ездить на машинах.И хотя вице-мэр Осло Маркуссен отдает должное аргументу о вторжении в права человека, когда у него отбирают возможность путешествовать на автомобиле, она подчеркивает: «Во многих случаях не ограничивать автомобильное движение означает ограничивать свободы других людей. Машины мешают детям играть на улицах, а пожилым людям - переходить дорогу».

«У Осло еще и проблема с загрязнением воздуха. Можно сказать, что автомобили нарушают права жителей с астмой, заставляя их сидеть дома и никуда не выходить, когда степень загрязненности особенно высока», - говорит она.

Что нужно, чтобы освободить город от машин?

В генеральном плане Большого города (пригорода Чэнду, Китай) до любого места можно дойти пешком. Нет тупиков, много перекрестков, так что здесь приятно гулять или ездить на велосипеде. Предусмотрена также «вертикальная связь»: небоскребы соединены воздушными мостами. Большой город, спланированный для жизни 100 тыс. человек, занимает площадь всего в один квадратный километр. Максимальное количество времени, которое надо потратить при передвижении от одной его точки до другой - 10 минут. Чем болеют города-гиганты Каким не должно быть общество будущего - девять советов Переселимся ли мы под землю?

К сожалению, этот пригород пока остается в планах. Его разработку власти Чэнду заказали еще в 2012 году американской архитектурной фирме SmithGill, но он так и не построен. Тем не менее понятно, что этот городской район вполне готов обойтись без машин.

«Мы хотели, чтобы детям там можно было ходить в школу пешком, а взрослым не нужно было преодолевать до места работы огромные расстояния», - говорит представитель фирмы Крис Дрю.

С остальными районами города этот пригород соединяли бы две железнодорожные линии, так что и тут в машине не было бы необходимости.

Масдар-сити в Абу-Даби поначалу не предусматривал использования автомобилей. / Getty Images

Есть еще пара примеров новых городов, которые собирались стать более или менее свободными от автомобилей. Еще ранее Дрю работал над проектом Масдар-сити (Объединенные Арабские Эмираты), который поначалу планировали полностью избавить от машин, но сейчас автомобили порой встречаются на его улицах. SmithGill также помогала работе над генпланом Всемирной ярмарки в Дубае (2020 г.), территорию которой намерены сделать полностью пешеходной и заселить после окончания World Expo.Передвижению по ней будет помогать множество взаимосвязанных пересадочных узлов, в каждом из которых будет остановка трамвая или легкой железной дороги, окруженная магазинами, офисами и жилой застройкой. Жителям понадобится не более пяти минут, чтобы дойти до остановки общественного транспорта.

В теории, для того чтобы пересечь этот новый город, понадобится чуть больше получаса.

Это все планы, но как переделать уже существующие города, в которых сегодня живет большинство людей? Ханна Маркуссен так объясняет подход властей Осло: «Мы начали с пробных проектов, чтобы люди сами увидели, как все будет, мы вводили изменения очень постепенно».

«Например, одна из самых красивых площадей Осло рядом с городским советом раньше была полностью заставлена машинами, - говорит она. - Год назад мы запретили там парковаться, закрыли туда въезд, и поначалу людям это казалось странным. Но сейчас они уже считают, что странным было то, что мы позволяли ездить там автомобилям».

Будущее - без автомобилей?

«Если смотреть в будущее с оптимизмом, то эта тенденция будет только укрепляться, - говорит Ачимпонг. - Взгляните на статистику - по-видимому, мы прошли пик популярности обладания собственным авто и ездим сейчас меньше. Существует и большая разница в привычках между миллениалами и бебибумерами, между разными поколениями».

Он считает, что молодежь все чаще отказывается от владения автомобилем. Все это указывает на то, что доминирование автомашин в наших городах постепенно будет сходить на нет естественным образом.

Далеко не все города могут быть такими свободными от автомобилей, как Венеция, но если отдавать приоритет интересам пешеходов и велосипедистов, то кое-что получится. / Getty ImagesС другой стороны, указывает он, есть растущий запрос на новые транспортные услуги - такие как Uber или Lyft, или беспилотные такси. «А ведь это тоже автомобили», - подчеркивает он.

Ачимпонг отмечает, что в большинстве развивающихся стран популярность владения автомобилем как раз переживает бум, и их правительства учитывают это, развивая инфраструктуру с учетом интересов автовладельцев. Именно на автомобилях совершается большинство поездок в муниципальных районах, далеких от центра мегаполиса - возьмите, к примеру, лондонскую трассу M25 или Пекин, где целых семь кольцевых дорог.

Отказаться от автомобилей было бы относительно легко для старых европейских городов, которые на протяжении веков существовали без них.

А вот мегаполисам, выросшим одновременно с автотрассами и большими парковками, сделать это будет гораздо сложнее. Пока трудно сказать, насколько далеко нас заведет эта тенденция. Во всяком случае, я не забываю, что единственным способом уехать из свободной от машин Венеции было стоять на обочине дороги, голосовать и ждать, пока остановится какой-нибудь автомобиль…


https://auto.mail.ru/article/75086-chto_sluchitsya_esli_v_gorodah_zapretyat_avtomobili/

Это копия статьи, находящейся по адресу

Не так давно власти Осло объявили, что к 2019 году закроют центр для машин. Норвежская столица пополнила длинный список городов, которые пытаются бороться с всевластием машин. Стремление избавиться от автомобильной зависимости легко понять: каждый год из-за загрязнения окружающей среды транспортом в мире умирает 7 млн. человек. Еще больше гибнет в дорожных авариях. Давайте посмотрим, как подходят к решению этой проблемы в разных частях света.

Осло

К 2019 году зона внутри центральной окружной дороги станет запретной для машин. Администрация также пообещала построить 60 км велодорожек, убрать часть парковок и ввести денежный сбор для тех, кто ездит на машине в часы пик (вдобавок к уже действующему налогу на пробки). Норвежские пенсионные фонды больше не будут вкладывать деньги в компании, которые заняты добычей нефти, газа и каменного угля. Благодаря этим мерам к 2025 году город сможет вообще отказаться от использования ископаемого топлива.

Хельсинки
Администрация города развивает концепцию “мобильности на заказ”. Систему общественного транспорта собираются довести до совершенства, подключив к ней мобильное приложение, которое не только будет прокладывать маршруты в режиме реального времени, но и позволит оплачивать транспортные услуги. Ожидается, что “мобильность на заказ” будет настолько эффективна, что к 2025 владение личным автомобилем в Хельсинки просто потеряет всякий смысл.

Париж


Когда этой весной французскую столицу накрыл смог, мэр Анн Идальго вполовину сократила число машин, работающих на дизельном топливе, и ограничила их скорость до 20 км/ч. Всего за сутки уровень загрязнения воздуха вернулся в пределы нормы, а пробки уменьшились на 40%. Франция - лидер среди европейских стран по числу дизельных машин (дизельное топливо стоит дешевле бензина), однако Идальго намерена полностью их запретить уже к 2020 году. Параллельно идет развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Планируется, пример, удвоить общую протяженность велодорожек и довести ее до 1400 км. А чтобы парижане почувствовали вкус к переменам, в сентябре в городе устроили день без машин, когда улицы города, включая Елисейские поля, временно отдали в безраздельную власть пешеходов и велосипедистов.

Гамбург


Второй по величине город Германии намерен закрыть часть улиц для автомобилей и одновременно развивает “зеленую сеть” - велодорожки, связывающие парки и рекреационные зоны и охватывающие 40% его территории. Власти города надеются, что к 2050 году они сократят выбросы парниковых газов на 80%.

Мадрид


В начале года администрация города выделила в центре зону площадью 3,5 кв.км, куда въезд машин (кроме резидентских) запрещен. Постепенно эта зона будет расширяться и к 2020 году должна охватить весь центр. В качестве альтернативы горожанам предложат новые пешеходные зоны и обновленную автобусную сеть. Мадрид также стал первым европейским городом, запустившим полноценную систему проката электровелосипедов. А еще, по примеру Парижа, в дни, когда уровень выбросов превышает нормы, здесь будут принудительно ограничивать число дизельных машин на дорогах. Общественный транспорт в такие дни будет работать бесплатно. О запрете на дизельные автомобили подумывают также в Дублине, Лондоне и Брюсселе.

Милан
Здесь придумали систему, поощряющую отказ от машины: оставил автомобиль дома - получи бесплатный билет на метро.

Копенгаген


Город рассчитывает стать климатически-нейтральным к 2025 году. Важную роль в этом играет велосипедная сеть. В пригородах датской столицы имеется 26 так называемых велосипедных хайвеев, где велосипед имеет приоритет над автомобилем. Однако машины далеки от полного исчезновения. Напротив, их популярность растет, а лорд-мэр Франк Йенсен недавно заявил, что в его понимании справедливая транспортная система выглядит так: треть копенгагенцев должна ездить на велосипеде, треть на общественном транспорте и еще треть на машине. А задача городской администрации - обеспечить “бесшовную связь” между разными типами транспорта. Не всем это нравится: некоторые жители протестуют против появления в городе новых парковочных мест.

Богота


Об отказе от машин здесь заговорили куда раньше, чем в Европе, - в 1974 году, когда в городе впервые прошло мероприятие под названием Цикловия, превратившая его в рай для велосипедистов. С тех пор раз в неделю 120 км дорог в колумбийской столице закрывают для машин и отдают пешеходам и велосипедистам. Во время первого мэрства Энрике Паньялосы в Боготе построили больше 300 км велодорожек. Мэр говорил, что “человек на велосипеде за 30 долларов также важен, как и водитель машины за 30 тысяч долларов”. Недавно Пеньялосу снова избрали мэром.

Портленд
Среднестатистический американец проводит в автомобильных пробках 42 часа в год (в Лос-Анджелесе в два раза больше), но в Портленде собираются изменить эту ситуацию. Местная администрация рассчитывает, что к 2030 году четверть всех поездок будет приходиться на велосипеды. Символом грядущих перемен стал открывшийся в этом году вело-пешеходный мост Тиликум.

Хадарабад
Каждый четверг трассу, ведущую в местный аналог кремниевой долины, закрывают для машин. Впервые безавтомобильный день прошел этим летом, а местные власти уже подумывают о том, чтобы проводить акцию не один, а три дня в неделю. Впрочем, местные айтишники проявляют сознательность и безо всяких запретов - многие из них предпочитают личному автомобилю систему карпулинга.

Дэвис


Небольшой город в Калифорнии знаменит любовью к велосипедам - на них приходится 20% всех поездок, при том что в целом по стране - только 2%. Так повелось еще с середины ХХ века, во многом благодаря наличию в городе университета. Но ездят на велосипеде не только студенты, благо в том или ином виде велосипедная инфраструктура есть на большинстве улиц города, а недавно здесь стали строить защищенные велосипедные развязки по датскому образцу.

Чэнду
Неподалеку от этого китайского города строится новый пригород, рассчитанный на 80 тысяч жителей. Проектировщики изначально задумали его как город без автомобилей. Их заменит продуманная система общественного транспорта.

Масдар
Еще один город будущего, строящийся с нуля, но на этот раз - неподалеку от Абу-Даби. Ожидается, что город станет климатически-нейтральным, а его 100 тысяч жители будут перемещаться пешком, на велосипеде или на электромобилях. Остальным машинам проезд в этот оазис будет закрыт.

Сегодня существуют города, где езда на автомобиле запрещена. Какая альтернатива? Где-то это гольф-кары, где-то лодки, а еще где-то ослы.

Самым приемлемым средством передвижения в деревушке Гитхорн являются плавсредства – электроботы, работающие исключительно на электричестве. Они спокойно проплывают под горбатыми мостиками, соединяющими домики на разных берегах канала. Такой образ жизни обусловлен географическими условиями поселка. Местные жители, узнав, что их земли богаты торфом, выкапывали его везде, где только возможно. Так образовывались ямы, которые заполнялись водой. Постепенно озера соединялись, образовав цепочку каналов.

В деревушке, расположенной в альпийской долине, отсутствуют личные автомобили. Их запретили, опасаясь загрязнения воздуха. Даже полицейские по улицам передвигаются на велосипедах, лошадях или же пешком. Экстренные и коммунальные службы все же имеют автотранспорт, однако он только электрический.

Идра, или Гидра, – это греческий остров. Он имеет статус заповедника, поэтому любой вид транспорта здесь под запретом: никаких выхлопных газов, загрязняющих воздух. Единственный автомобиль – это мусоровоз.

Все машины, включая такси, останавливаются при въезде в город Свияжск. Этот музей достопримечательностей занимает по периметру всего 1,5 на 0,5 км. Его можно исследовать за час. Учитывая такие небольшие расстояния, все архитектурные постройки лучше осматривать пешим путем, чем выглядывая из окна автобуса.

Пожалуй, Венеция относится к наиболее известным городам, где кроме водного транспорта иной неуместен. Пару лет назад власти запретили даже велосипеды. Нарушители порядка должны будут выплатить штраф в размере 50 евро. В Венеции, сплошь окруженной водой, автомобили, даже если бы захотели, не смогли бы проехать по узким старинным улицам и многочисленным мостикам. Основное средство передвижения – гондолы, лодки, малолитражные катера.

Город Макино-Айленд занимает одноименный остров на озере Гурон. Существует два способа, чтобы до него добраться: самолет и катер. На земле острова следует забыть о моторном транспорте. Запрет на моторизированные ТС жители приняли еще в 1898 году. Возможно, стоявшие у власти люди были дальновидными политиками: понимали, что мир заполнят автомобили и «отравят» окружающую среду. Передвижение по острову возможно только на велосипеде, на лошади или же пешком.

Мдину называют городом тишины. Чтобы не нарушать местное благоденствие, пользоваться автомобилями здесь разрешено только тем, кто проживает в городе. Ни туристам из других стран, ни даже из соседних поселений нельзя въезжать на машине в Мдину.

К слову, в Валетте – столицу Мальты – тоже нельзя ездить на авто. Но там и понятно: по улочкам, построенным в XVI веке, сложно проехать современному транспорту, так как городские дороги изначально предназначалась для передвижения всадников и карет.

Автомобили заполонили весь мир. Везде на улицах оживленное движение и повышенный уровень вредных выбросов. В некоторых городах, таких как Лондон, Рим и Сеул, пытаются решить эту проблему. В этих городах есть районы (в основном, это исторический центр), куда въезд автомобилям запрещен. А в Венеции, например, для автомобилей вообще нет места. По великолепным каналам можно прокатиться на катере, на лодке или традиционной местной гондоле. Если вы мечтаете в отпуске попасть в города без машин – предлагаем вам список из 9 мест, где вообще нет автомобилей.

1. Гент, Бельгия.

Это второй по величине район Бельгии, где нет машин. В 1996 году было принято решение не пускать автомобили в центр города. Это помогло решить проблему вечных дорожных заторов и загрязненного воздуха. Передвигаться здесь можно пешком, на велосипеде или общественным транспортом.

2. Ламу, Кения.

Остров Ламу в Кении полностью свободен от транспортных средств. Передвигаться по нему можно пешком, на велосипеде, и на ослах. Воздух здесь настолько чист, что старый город, основанный в 1370 году прекрасно сохранился и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

3. Файер Айленд, Нью-Йорк.

Одно из немногих мест в США, где нет автомобилей. Остров имеет 41 км береговой линии и является настоящим пешеходным раем. Ознакомиться с островом можно пешком, на велосипеде или на борту электрического кэдди.

4. Остров Идра, Греция.

В этом прекрасном месте нет автотранспортных средств. Единственное исключение составляют мусоровозы. Чтобы лучше рассмотреть красоту острова, нужно ходить пешком или взять водное такси.

5. Фес эль-Бали, Марокко.

Старая медина – одна из крупнейших пешеходных зон в мире. Её средневековые улицы включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя все дороги, прилегающие к медине, недоступны для автомобилей, в старом городе кипит жизнь.

6. Венеция, Италия.

Вероятно, это самый популярный город в мире. В его состав входят 118 островов. Город построен в лагуне, глубина которой 15 метров. Венецию можно обойти пешком, объехать на лодке или на средневековой гондоле. Туристам предстоит посетить четыреста шестнадцать мостов и сто семьдесят семь каналов. А полюбоваться там есть чем!

7. Гитхорн, Нидерланды.

Эта небольшая деревня в Нидерландах, в которой около 2600 жителей, известна как Северная Венеция. Деревней можно полюбоваться с лодки или пешком. В ней сто семьдесят небольших деревянных мостов. Здесь находится соломенная ферма, которая работает с 1700 года, а теперь украшена красивыми цветами.

8. Дубровник, Хорватия.

Он также называется Рагуза. Старой стеной город делится на две зоны. С одной стороны стены – интенсивное движение и шум. Зато с другой стороны вы откроете для себя старый город, которые внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из-за своей красоты это место получило прозвище «Жемчужина Адриатики».

9. Остров Сарк, Франция.

Единственный двигатель, шум которого слышат местные жители – это трактор. С островом можно ознакомиться пешком или верхом на лошади. Даже скорая помощь здесь является прицепом, который крепится к трактору. Если вы хотите тишины и покоя вдали от смога - этот остров для вас!