» »

Полезные советы начинающему дальнобойщику. Дальнобойщик: плюсы и минусы самой дорожной профессии Как стать водителем фуры

04.08.2021

Профессия «truck driver» (водитель грузовика) - это не только работа, но и образ жизни. Как и в любой другой работе, здесь есть свои плюсы и минусы. Не буду их сейчас перечислять, скажу только, что когда я пять лет назад делал свой выбор, перевесили плюсы, и я решил освоить это нелегкое ремесло.

Сегодня я уверен, что нет ничего сложного ни в самой работе тракдрайвера, ни в том, как им стать. Однако вспоминая начало пути, должен согласиться со старой водительской шуткой: из ворот автошколы на «Скании» еще ни один человек не выехал.

Итак, Вы решили стать водителем международных грузоперевозок - именно так правильно называется наша профессия. С чего начать?

Я начну с самого начала, с получения права управлять транспортными средствами категории «Е». Чтобы пройти курсы на категорию «Е», необходимо иметь открытую категорию «С» и подтвержденный стаж вождения любого транспортного средства (категории «В» или «С») сроком не менее одного года. То есть, если у Вас открыта категория «С», необходимо либо иметь справку с места работы о том, что Вы последний год работаете водителем, либо иметь собственный автомобиль, либо управлять автомобилем по доверенности.

Таким образом, отучившись месяц на курсах в автошколе, мы, сдав экзамен, открываем категорию «Е».

И, конечно же, тут у любого человека возникает привычная проблема. Отсутствие практики. Читая объявления о работе, сразу натыкаемся на замкнутый круг. Работу, как правило, предлагают только опытным водителям со стажем в международных перевозках от 3-5 лет, да только где же этот стаж взять? Скажу честно, стаж нужен. Вот только не думаю, что 5 лет необходимо.

Чтобы понять, как управлять фурой, какой радиус необходим в поворотах, что такое инерция сорокатонной машины, как сдавать задним ходом и разворачиваться в большом городе, мне понадобилось всего несколько недель. А вопрос, куда устроиться на работу, чтобы получить первый опыт, решился очень просто. Я выбрал объявление с предложением работы по Украине с минимальной зарплатой, сказав на собеседовании, что согласен на любые условия. Через два дня я уже сидел за рулем под руководством опытного напарника. Там и с материальной частью грузовика познакомился. Мне, как новичку, дали автомобиль, который надо было списать еще лет 10 назад.

Итак, отработав месяц и уволившись по собственному желанию, я был уверен, что никакие дороги мне не страшны. Хочу только добавить, что реальность жизни украинского водителя с её трудностями, недосыпами, морозом и снегом немного остудила моё желание стать тракдрайвером. Однако я понимал, что хорошие машины, нормальные дороги и человеческие условия труда существуют, до них просто надо добраться.

Дальше все по накатанной дорожке. Я устроился в более солидную украинскую компанию, машину получил поновее. Но это вовсе не главное. Важным было то, что в каждом рейсе я узнавал много полезного от своих бывалых коллег. И о правилах труда-отдыха, и о нагрузках на оси, и о том, как правильно расставлять паллеты и крепить их ремнями. Сказать по правде, всех подряд слушать не стоит, у каждого свои взгляды, однако большинство водителей-дальнобойщиков - народ мудрый. Не знаете чего-то - спрашивайте, нормальный коллега всегда подскажет и поможет.

Проработав около 2 месяцев, я понял, что справляюсь с большинством новых и сложных ситуаций. Ведь каким бы опытом работы водитель не обладал, часто он попадает в ситуацию, в которой еще не бывал. Важно ничего не бояться и спокойно, а главное обдуманно делать свое дело.

Вот тут и наступает самое время развиваться профессионально. Идем на курсы для получения разрешения на перевозку опасных грузов. Это, во-первых, многому научит, а во вторых, большинство крупных западных компаний постоянно занимаются ADR-перевозками, не говоря уже о тех, которые перевозят цистерны. Обычно такие курсы длятся около одной недели.

Одновременно делаем электронную карту тахографа. Без нее на сегодняшний день никак.

Также не лишним будет сказать о знании иностранного языка. Водитель-международник просто обязан владеть базовым запасом иностранных слов и заготовленных фраз , которыми он постоянно пользуется. И, конечно, уметь составлять простые предложения.

Если вы раздумываете о том, какую для себя выбрать профессию, попробуйте прислушаться к себе и к своим чувствам. Возможно, вы любите путешествовать, цените свободу и вас привлекает романтика дороги? Может быть вам нравятся огромные мощные автомобили, а ремонт машин вам не кажется чем-то сверхъестественным, попробуйте обратить свое внимание на профессию водителя-дальнобойщика. Эта работа считается одной из наиболее трудных и опасных, но вместе с тем высокооплачиваемой и престижной. К тому же, многие считают ее не лишенной определенной романтики.

Перевозка грузов всегда пользовалась спросом, а в настоящее время, в связи с ростом темпов экономики вообще и малого и среднего бизнеса в частности, потребность в услугах дальнобойщиков очень как никогда. Это объясняется тем, что грузы небольших габаритов выгоднее транспортировать при помощи автотранспорта. Кроме того, заказчикам удобно то, что доставка их груза осуществляется по их собственному графику.

Дальнобойщиками называют водителей большегрузных машин, доставляющих грузы на огромные расстояния. Для того, чтобы начать работать по профессии, можно наняться на работу в какую-нибудь компанию, занимающуюся автомобильными перевозками. В этом случае вам не понадобится думать о том, где взять машину, заниматься поисками заказов и беспокоиться об убытках и рисках. У вас будет только одна задача - довезти груз и точки А в точку Б.

Так же можно стать частным перевозчиком. Такая работа будет намного сложнее, однако в случае успеха вы можете рассчитывать на более крупную прибыль.

С трудоустройством на фирму все просто и понятно, поэтому рассмотрим вопрос о том, как стать дальнобойщиком и начать частный бизнес.

Первым делом вам будет необходимо изучить всю законодательную базу, связанную с грузоперевозками и выбранной профессией. Вы должны разобраться с тем, как зарегистрировать свое предприятие, а также изучить все тонкости налогообложения, связанные с грузоперевозками.

Следующее, что вы должны сделать - пройти обучение и получить водительское удостоверение, подтверждающее ваше право на управление транспортом категории Е. В некоторых случаях можно ограничиться и категорией С, но если вас интересует по-настоящему хорошая прибыль, без категории Е не обойтись. Даже не пытайтесь купить права и не ходить на курсы. Вы должны осознавать, что ваша собственная жизнь, а также жизнь других участников дорожного движения будет находиться буквально в ваших руках.

Для того, чтобы получить необходимый начальный опыт, многие дальнобойщики со стажем советуют не торопиться с выездом на междугородние или даже международные рейсы, а поездить годик другой по городу, например на грузовой ГАЗели. За это время вы окончательно поймете насколько вам подходит выбранная вами специальность.

Машина дальнобойщика не обязательно должна быть самым современным и комфортабельным тягачом, нашпигованным умной электроникой. Начинать свою карьеру можно и на подержанных старых машинах, а когда бизнес будет уже налажен, и вы убедитесь в том, что профессия дальнобойщика выбрана вами правильно - можно будет задуматься о приобретении нового и более мощного автомобиля.

Приобретая прицеп лучше отдать предпочтение тентовому варианту. Тенты являются более универсальными и могут использоваться для перевозки самых разных грузов. Кроме того, укладывать груз в тентовый прицеп вы сможете как сзади, так и сверху.

Основные советы, которые можно дать тому, кто задается вопросом: "Как стать дальнобойщиком ?" можно сформулировать так:
- научитесь по-настоящему хорошо управлять автомобилем и доведите свои водительские навыки до автоматизма;
- изучите особенности маневрирования, движения по дорогом с плохим покрытием, езды в плотном потоке машин;
- изучите противоаварийные приемы управления, которые вам могут понадобиться в экстренных условиях;
- воспитайте в себе способность прогнозировать ситуацию на дороге.

Самое главное качество, которое вы должны развить в себе - усидчивость, ведь любой дальнобойщик проводит сидя за рулем большую часть своей жизни.

Вовсе не спроста дальнобойщик — это профессия для настоящих мужчин. Как говорится «с природой не поспоришь». Исторически так сложилось, что мужчина охотился, а женщина охраняла домашний очаг. Именно поэтому у мужчин развито туннельное зрение, что дает им возможность лучше оценить расстояние до цели. Кроме этого, благодаря тому, что у мужчин лучше развито левое полушарие, они лучше запоминают маршрут и ориентируются в пространстве. Эти качества, закрепленные генетической памятью, значительно облегчают мужчинам процессы парковки и управления транспортным средством разного уровня сложностей.

Но для того, чтобы справиться с возложенными на водителя задачами и непредвиденными трудностями на дороге, одних природных качеств мало. Водителю дальнобойщику в обязательном порядке нужно быть внимательным и ответственным. Важным фактором является умение мгновенно оценить ситуацию на дороге и принять верное решение, чтобы успеть среагировать. Кроме того, нервная система регулярно проверяется на прочность нестандартными и непредвиденными ситуациями.

И все это время водителю приходится проводить в условиях, которые далеки от комфортных.

Как всегда, у каждой медали есть и другая сторона. Есть и положительные моменты в этой профессии.

Во-первых, профессия водителя международных перевозок очень востребована на рынке труда Европы, с соответствующими достойными европейскими зарплатами. Что дает возможность уверенности в завтрашнем дне и финансовой стабильности.

Во-вторых, возможность путешествовать, увидеть много нового и интересного.

В-третьих, такого рода профессия воспитает и добавит полезные для жизни качества, как коммуникабельность, умение принимать решения и т.п.

ИТАК, С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

  1. С желания покорить железного коня и веры в себя!
  2. Дальше движемся к цели – получение прав управления на выбранную категорию С или С+Е.
  3. И тут всем понятно, что наличие категории, это конечно хорошо, но нужен опыт. А опыт и навыки приходят с каждым прокатанным километром. Этот пункт оставляем на самостоятельное размышление и креативность. Можно поискать кума, брата, свата, соседа, кто мог бы поучить и дать покататься. Можно взять дополнительные уроки езды в автошколе или устроиться на работу, на определенный короткий срок, ради получения первого опыта и основных навыков, как управлять грузовым автомобилем, как входить в повороты и припарковаться задним ходом.
  4. Параллельно пока шлифуете навыки, делаете необходимые документы – загранпаспорт и карту тахографа. Желающие могут пройти дополнительное обучение по перевозке опасных грузов – . Подготовка этого пункта занимает от 1 до 2 месяцев, в зависимости от наличия/отсутствия загранпаспорта.
  5. Когда документы готовы, можно записываться на – для получения профессиональной квалификации водителя, позволяющей работать в сфере грузовых и пассажирских перевозок. КОД 95 – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ сертификат, необходимый для работы водителем в транспортной фирме в Европейском Союзе. Требуется при управлении транспортным средством свыше 3,5 тонн.
  6. Во время учебы проходите психотест и медицинское обследование. Психотест состоит из тестирования, задания на логику и реакцию (больше напоминает игровые занятия). Медицинское обследование – окулист и терапевт. Справки выдаются сроком на 5 лет.
  7. И все это время, от пункта 1 до пункта 7, начинаете учить польский язык. Значительная часть слов будет легко понятна украинцам и белорусам, еще какую-то часть можно догадаться по смыслу. Для тех, кто уже знает украинский язык или белорусский язык, есть большее преимущество, для них выучить польский язык будет не так сложно и процесс обучения проходит быстрее.
  8. После получения сертификата о профессиональной квалификации и медицинских справок, Вы готовы приступить к работе, водителем международником, в европейской фирме с соответствующей достойной европейской зарплатой.

Немало водителей мечтает устроиться работать дальнобойщиком . Но, иногда, эта задача оказывается для них очень непростой. Они без конца просматривают вакансии «водитель-дальнобойщик», ходят на собеседования, но так и не могут добиться желаемого результата. Тем не менее, данная проблема вполне решаема. Главное, водитель должен доказать будущему работодателю, что он обладает всеми необходимыми профессиональными качествами.

Требования к водителям дальнобойщикам

Работа дальнобойщиком подразумевает наличие водительских категорий C, E . Для некоторых работодателей необходимо, чтобы их будущий работник имел категории B, C, D, E. В любом случае, категория E должна быть открыта обязательно. Но, если у водителя открыто несколько категорий, это безусловно выделит его на фоне других претендентов.

Чтобы устроиться на работу дальнобойщиком, нужно минимум полгода водительского стажа . Хотя, конечно, крупные компании с большой заработной платой предпочитают кандидатов, опыт работы которых составляет не менее трех лет. Только такие специалисты допускаются к международным перевозкам.

Еще одним преимуществом соискателя станет наличие у него опыта работы на грузовиках европейского класса.

Помимо водительского удостоверения с открытыми категориями при устройстве в крупную транспортную компанию придется предъявить медицинскую справку и страховое свидетельство .

Заработная плата и отличительные черты работы дальнобойщика

Работодатель может предложить работу как на собственном автомобиле соискателя, так и на транспортном средстве фирмы . Обычно, работающие на личном автомобиле водители получают более высокую заработную плату. В некоторых случаях, им могут предложить ремонт и техобслуживание транспорта за счет фирмы или со скидкой.

К вопросу возмещения трат за топливо различные компании подходят по-разному.

Некоторые фирмы не содержат собственный автопарк, поэтому, им необходимы водители-дальнобойщики, имеющие личный грузовой автомобиль.

В московском регионе заработная плата водителя-дальнобойщика с личным грузовиком составляет минимум 100 тысяч рублей . Но, в большинстве случаев, она складывается из количества выполненных заказов, «пройденных» километров и затраченного на поездки времени.

Если водитель дальнобойщик будет работать на автомобиле, принадлежащем транспортной компании, то его заработная плата будет несколько ниже. Кроме того, ему необходимо сразу же поинтересоваться, кто будет отвечать за состояние транспорта, ремонтировать его или проходить техосмотр .

Вакансия «водитель-дальнобойщик» является довольно распространенной на многочисленных сайтах в интернет е, которые занимаются помощью в поиске работы. Кроме того, ее можно отыскать на электронных досках объявлений или в газетах. При желании, соискатель может созвониться с заинтересовавшей его компанией и поинтересоваться о наличие свободных мест.

Видео: Аварии фур 2014.

P.S. Берегите себя!

Как стать дальнобойщиком

Вы хотите стать дальнобойщиком?

Я - дальнобойщик

Со стороны кажется, что профессия водителя-дальнобойщика — довольно неплохое место: сиди весь день в кресле и смотри в окно, путешествуй по стране и миру, да и зарплата вроде бы выше, чем в среднем по больнице. На деле же все устроено не совсем просто, и сидение в кресле у окна на поверку оказывается вовсе не таким беззаботным.

Путь от новичка до водителя фуры можно разделить на четыре основных этапа:

1. Обучение в автошколе

Или проще — открытие категорий. Сначала это переподготовка с категории В на категорию С. Теория и практика занимают от полутора до двух месяцев в зависимости от удачи. На занятиях по теории заново изучаются ПДД и разбираются важные особенности вождения грузовиков. Например, то, что на дорогах с тремя и более полосами нельзя двигаться дальше второй полосы, как правильно рассчитывать радиус поворота и в каких случаях можно отступать от ПДД (иначе, например, просто не повернете куда нужно). Ученики узнают про максимально допустимую скорость, процедуру буксировки, юридические опасности, подстерегающие обладателей ГАЗелей и пикапов с записью «грузовой бортовой» и так далее.

С теорией разобрались, пора к практике. На площадке будет ждать ЗИЛ-130 или полноприводный «КАМАЗ» — как повезет. Лучше, конечно, «КАМАЗ», потому что это настоящий грузовик в современном понимании, с приличествующими ему габаритами и устройством. После «КАМАЗа» ЗИЛ грузовиком уже не кажется.

Стандартная автошкольная машина — полноприводный «КАМАЗ»

Упражнения стандартные: параллельная парковка, разворот в три приема, трогание на подъеме. Но здесь сразу проявляется много отличий от легкового автомобиля. Узнаем, что руль крутить на месте нельзя; что все нужно делать плавно и без резких движений (а то передачу не включите); что давить на газ нужно смелее; что пневматическая тормозная система имеет свои особенности и что обзор в зеркалах отличается от легковушки в лучшую сторону.

Площадку откатали, пора в город! И вот здесь уже испытываем в реальных условиях, что чувствует водитель грузовика: перед кабиной снуют легковушки, перестроиться уже не так просто, как на условном Солярисе — тут не пускают; там ограничение, в другом месте не развернуться… Но не так страшен черт, как его малюют, нужно всего лишь привыкнуть.

2. Работаем на опыт

Сдача экзамена в ГИБДД позади, осталось найти работу. Вроде бы задача не из сложных: вон сколько грузовиков по городу ездит, значит, казалось бы, и водители нужны. Реальность заставляет крепко задуматься, поскольку вакансий для водителя с категорией С не так уж много и, поверьте, те, что есть, не слишком привлекательны.

В первую очередь это развозка товаров по магазинам в черте города. Машина тут, например, малотоннажник Hyundai HD78 или его одноклассники. Встаем рано, груз пересчитываем, крутимся весь день как белка в колесе. К концу рабочей смены раздражает все: неправильно или криво припаркованная машина, монотонность работы, спешка (адресов может быть много), постоянные прыжки из кабины на улицу и обратно. Весь набор удовольствий, одним словом.

Для новичка, открывшего категорию С и не имеющего опыта, рабочей машиной, скорее всего, станет Hyundai или его одноклассники

Другой вариант — «дальнобой» на этом же Hyundai. Если барин (хозяин машины) не жаден, то у нас есть накрышный спальник, в простонародии «скворечник». Вещи есть куда закинуть, поспать тоже можно, не самый плохой вариант. Хуже, если машина без спальника и ночевать приходится на сиденьях. Про то, куда деть вещи, умолчу, самому бы разместиться.

Поскольку это городские машины, хоть и почти грузовики, то комфортная скорость будет 70-75 км/ч, не так шумно и расход приемлемый. Машину практически всегда будут загружать сверх нормы или грузить в обрез — до максимальной грузоподъемности. Тормоза в этом классе машин, как правило, барабанные по кругу и гидравлические. Пневматика — редкий гость, поэтому о торможении придется думать сильно загодя. Еще один бич, который будет подстерегать, — сроки и количество погрузок/разгрузок. Например, проделали мы путь из Казани в Москву и начинаем крутиться по всей столице со своими разгрузками и погрузками. Пробки, недосып… Последняя точка окучена, ворота захлопнуты, и оказывается, что все это дело должно быть доставлено обратно в Казань чуть ли не завтра…

Значительно повезет, если возьмут на работу на полноценную «одиночку» (то есть фура, но не прицеп, а на шасси грузовика) на межгород: комфорта больше, а беготни по сравнению с вышеупомянутыми вариантами значительно меньше. В перспективе к «одиночке» можно зацепить прицеп и будет уже совсем другое дело, но до прицепа еще надо дожить: открыть категорию Е можно только после года стажа по категории С.

Я сознательно не говорю о работе на эвакуаторе и самосвале, т. к. там требуется опыт и знание специфики.

3. Снова в школу

Год отработали, познакомились с основными нюансами, пора снова в школу, на этот раз за категорией Е.

Снова месяца два учимся, и вот здесь уже наверняка может быть предложена только одна учебная машина — ЗИЛ с прицепом. Учимся сдавать задним ходом под погрузку — ломать сцепку с левой руки на 90 градусов с застопоренным дышлом; ездим задом по прямой. Звучит просто, на деле же на освоение этой науки уйдет все время обучения. Попутно узнаем о поведении полного прицепа и полуприцепа, чем отличается тандем («паровоз»), зачем стопорить дышло и так далее.

Снова в школу. Теперь учиться придется на ЗИЛе

На поворотах «берем радиус», втихую поругиваем тех, кто нам мешает это делать и лезет под прицеп, оцениваем расстояние до конца прицепа и учимся ориентироваться по габаритному рожку.

4. Поехали!

Экзамен позади, снова начинаем искать работу. Сталкиваемся с тем, что без опыта мы никому не нужны. Почти. Путем перебирания вакансий устраиваемся, но вряд ли это место придется по душе. Сотрудников без опыта берут крупные компании, но там много ограничений и штрафов, да и техника подубита. Поверьте, для того, чтобы набрать опыт, этой техники достаточно. «Шрамы» неизбежно будут, но их всегда можно выдать за старые.

Из-за того, что машина не в лучшем состоянии, можно в ходе ремонта получше узнать о ее устройстве, пообщавшись со слесарями. Эти азы лишними не будут. Даже если из ремзоны выгоняют, всегда можно договориться с мастером — чтобы тот разрешил вам стоять рядом со слесарем и помогать ему. Много полезного вынесете.

Если только начинаешь работать по категории Е, первым тягачом будет Iveco или другая «пожилая» машина в подобном состоянии

Начав ездить с прицепом, узнаем, что такое радиус, начинаем заранее готовиться к маневрам, иногда «перекрывая кислород» любителям влезть под прицеп. Банальный поворот направо требует не такого уж простого алгоритма действий: смещаемся чуть ближе к сплошной слева, оставляя справа столько места, чтобы туда не сунулась машина. Перестраиваемся плавно, не резко, учимся «читать» дорогу.

Из-за возросшей массы начинаем пользоваться горным тормозом или ретардером, оцениваем свой центр тяжести, фактически учимся ездить заново.

Типичная ситуация. Увы, таких много

И вот здесь уже начинаются нюансы. Как правильно закрепить груз и надо ли его вообще крепить? Как разместить паллеты так, чтобы не пробило ось на весах? Можно ли с этим грузом побыстрее войти в поворот? Почему на Volvo FM в поворот можно войти бодрее, чем на Volvo FH? У кого лучше горный тормоз, чем лучше ретардер, нужна ли коробка-«автомат» и что такое круиз, когда им пользоваться и когда нельзя? Все это придет с опытом, как и нормальная фирма, главное — не стесняться интересоваться вопросом у коллег, совет дадут. Обмен опытом в этой профессии — неотъемлемая часть, без которой никуда.

Крепление — целая наука, пренебрегать не стоит: крепить груз придется практически всегда

Итак, стандартный путь к дальним рейсам: ГАЗель — малотоннажник — фура. Этой дорогой прошло много водителей, и кто знает, может быть, следующим станете вы, если все вышеизложенное не напугало.