» »

Кочнев Евгений. Военные автомобили Союзников

03.10.2020

1/4 тонные автомобили повышеной проходимости с колесной формулой 4х4 выпускались заводами Willys-Overland Motors Inc. и Ford Motor Company с 1941 по 1945 года (модель производства Americam Bantam Car Company не рассматривается в этой статье из за ее чрезвычайной редкости).

Джипы сходившие с конвейера Willys-Overland Motors Inc обозначались как модель Willys MA, Willys MB.

Джипы сходившие с конвейера Ford Motor Company обозначались как модель Ford GP, Ford GPW.

Willys-Overland Motors Inc изготовил около 370000 джипов, а Ford Motor Company примерно 280000 джипов.

В данной статье рассматриваются отличия джипов Willys MB (Виллис МБ) и Ford GPW (Форд ГПВ), как наиболее массовых моделей производившихся в то время. Соответственно они и составляют основной автопарк джипов сегодня.

С первого взгляда джипы Willys MB и Ford GPW выглядят как совершенно одинаковые автомобили. Видимо поэтому в СССР их называли общим именем - Виллис. На самом же деле эти джипы значительно отличаются друг от друга в деталях и технологии изготовления. Для реставрации это имеет очень важное значение.

В настоящее время на пространстве бывшего СССР осталось некоторое количество Виллисов и Фордов полученных по Американскому Ленд-Лизу, в период Второй Мировой Войны. Вероятно, и к сожалению, не один из них не сохранился до наших дней в первозданном виде. Большинство джипов, за прошедшие 60 лет, перенесло громадное количество ремонтов, переделок, замен узлов и агрегатов. При таких ремонтах на Виллисы попадали запчасти от Фордов, а на Форды от Виллисов, часто применялись самодельные детали или Советские аналоги. Поэтому в современном виде джипы могут предствлять из себя симбиоз рамы, двигателя и кузова от Виллиса и Форда, не говоря уже о путанице в более мелких деталях или просто в их отсутствии.

При идентификации джипа Виллис-Форд и поиске отличительных черт приходится сталкиваться с еще одной сложностью. Частому отсутствию точной информации о датах внесения тех или иных конструктивных изменений. С 1941 по 1945 г.г. джипы постоянно модернизировались, а в их индекс изменения не вносились. Willys-Overland Motors Inc. делал Виллис МБ а Ford Motor Company - Форд ГПВ. Складывается впечатление что мы имеем дело всего с двумя типами джипов и их можно легко сравнить. На самом деле все гораздо сложнее, типов джипов 6! Современными исследователями данной темы линейка классификации составлена так:

Виллис МБ ранний, ноябрь 1941 - март 1942
Виллис МБ стандартный, март 1942 - декабрь 1943
Виллис МБ композинтый, декабрь 1943 - сентябрь 1945

Форд ГПВ стандартный, апрель 1942 - декабрь 1943
Форд ГПВ переходный, декабрь 1943 - январь 1944
Форд ГПВ композитный, январь 1944 - июнь 1945

За основу классификации взяты типы кузовов поскольку рамы у всех Виллисов МБ почти одинаковые так же как и у всех Фордов ГПВ.

Отличить раму Виллис МБ от Фрод ГПВ достаточно просто. И эта простота идентификации может ошибочно привести к заключению о модели всего джипа. Однако необходимо разобраться и в том, какой из 6 типов кузовов стоит на этой раме! Например на раме Форда ГПВ может оказаться не только любой из трех типов кузовов Форда, но и любой кузов из линейки Виллиса, как результат ремонтов за прошедшие десятилетия.

Начнем с рамы. С самых наглядных и удобных для обнаружения отличий.


Рис 1. Картинка взята из книги All American Wonder I
1. Виллис МБ рама
а. Передняя поперечная балка трубчатой формы.
2. Форд ГПВ рама
а. Передняя поперечная балка прямоугольной формы в виде перевернутой буквы U
б. Кронштейны амортизаторов на раме прямоугольно-коробчатой формы

б. Кронштейны амортизаторов в форме наплыва на раме

в. Подставка под аккумулятор типа Виллис МБ

в. Подставка под аккумулятор типа Форд

г. Фаркоп имеет на нижней своей части литой вензель F

На рисунке 1 стрелками показано расположение серийного номра на раме. Номер рамы у Виллиса МБ выштампован на шильде которая приклепана с внутренней стороны левой балки рамы, сразу за передним бампером. Варианты шильд смотрите в таблице чуть ниже по тексту. Формат номера: MB123456. Размещение шильды очень неудачное в плане сохранности. Если у Вас Виллис, то в 99% случаев это место бито-перебито, варенно-переваренно, а от шильды и след простыл. Однако на некоторых джипах прошедших капитальный ремонт на рембазах Союза и утративших родную шильду с номером, этот номер можно найти перебитым на правом переднем кронштейне крепления амортизатора (Фото 3в).

Номер рамы у Форда ГПВ штамповался прямо на верхней стороне левой балки рамы, сразу перед подушкой двигателя или иногда позади косынки бампера (Рис 1.) Формат номера: GPW123456.

3. Номера рамы на Виллисе МБ 4. Номера рамы на Форде ГПВ
а. Шильда с номером рамы до серйного номера МБ338ххх, весна 1944


(добавлено 27.04.2014)


(добавлено 29.10.2013)

б. Шильда с номером рамы после серийного номера МБ338ххх


(добавлено 5.06.2013)

Фото ожидается
в. Набитый на ремзаводе номер рамы

Рассматривая различия джипов Виллис МБ и Форд ГПВ не лишним будет упомянуть и о двигателе. Обе модели джипов комплектовались одини и тем же двигателем Go-Devil тип L-134. Различить какой двигатель был установлен на Виллисе МБ, а какой на Форде ГПВ можно по его номеру. Номер двигателя выбит на овальной пластине расположенной на блоке под канистрой масляного фильтра. Для Виллисов формат номера MB123456 (фото 5а). Для Фордов - GPW123456 (фото 5б). Если на двигателе выбит номер в другом формате или его совсем нет, то это скорее всего новый двигатель установленный после ремонта джипа. Такие двигатели поствалялись с завода без номерными, а номера получали уже на ремонтных предприятиях.

Перед разговором об отличительных особенностях кузовов, немного истории. Кузова для джипов производились на America Central Manufacturing company (ACM). В 1941-1943 годах производились кузова типа ACM I которые шли на Виллис МБ ранний и Виллис МБ стандартный. Примерно в это же время Форд сам производил кузова на Форд ГПВ стандартный. С 1944 года производство кузовов было унифицировано и целиком перешло к ACM. Унифицированный кузов получил индекс ACM II. Кузов ACM II еще называют композитным так как он сочетает в себе особенности кузовов ACM I и Форда.


Рис 2. Стрелками показано нахождение серийного номера кузова. Основное отличие кузовов - форма переднего опорного кронштейна.

6. Отличительные особенности кузовов Виллиса МБ.

6.2. Виллис МБ стандартный март 1942 - декабрь 1943

Фото 2
a. Кузов ACM I (Рис 2)

в. Плоская крышка отделения для инструментов.
г. Прямоугольный кронштейн заднего сиденья.
Примечание. На фото 2 виден трехугольный кронштейн на колесной арке до задней панели кузова. Такие усилительные кронштейны появились на кузовах ACM I с октября 1942г.

Фото 3
д. Есть бардачёк, дно имеет два усилительных ребра

Фото 4
е. Опора ног для задних пассажиров типа Виллис.

7. Отличительные особенности кузовов Форда ГПВ.

7.1. Форд ГПВ стандартный, апрель 1942 - декабрь 1943

Фото 5
а. Кузов производства Ford , передний опорный кронштейн типа ACM II (рис 2), номера кузова нет.
б. Прямоугольная выштамповка в колёсной арке под замок отделения для инструментов.
в. Две вертикальные усилительные выштамповки в боковине колесной арки, по обеим сторонам от кронштейна заднего сиденья
г. Трёхугольный кронштейн заднего сиденья.

Фото 6
е. Штампованое лого Ford на задней панели кузова (до августа 1942г.)

Фото 7
ж. Вертикально установленные кронштейны задних фонарей.

Фото 12
з. Рельефная выштамповка в крышке отделения для инструментов.

Фото 8
и. Есть бардачёк, дно имеет два усилительных ребра (до сентября 1942 г. дно без таких рёбер).

Фото 9 (обновлено 21.04.2013)
к. Опора ног для задних пассажиров типа Форд.
7.2. Форд ГПВ переходный, декабрь 1943 - январь 1944

Фото 10 (обновлено 21.04.2013)
а. Кузов типа ACM I (рис 2)
б. Круглая выштамповка в колёсной арке под замок отделения для инструментов.
в. Прямоугольный кронштейн заднего сиденья
г. Трехугольный усилитель задней панели кузова, на боковине колесной арки.
д. Нет двух вертикальных усилительных выштамповок в боковине колесной арки, по обеим сторонам от кронштейна заднего сиденья
Так же присутствуют особенности по пунктам з,и,к из описания кузова Форд ГПВ стандартный

Фото 11
ж. Горизонтально установленные кронштейны задних фонарей.

В качестве заключения приведу еще несколько различий между деталями производства Форда и Виллиса. Такая дополнительная информация бывает весьма полезна для опознания модели джипа.


Кронштейны передних фар


Одной из основополагающих разработок, которая стала стартом развития современного мира джипов, можно смело называть американский Виллис. Точнее, второе поколение модернизированного на скорую руку в 1941 году Willys MB. Это автомобиль, который принимал участие во всей Второй мировой войне и был на вооружении красной армии на протяжении всего периода сражений. Несмотря на скорую разработку, Willys MB показал себя очень хорошо на испытаниях и в боях, чем заслужил легендарную славу. Путь Виллис к военному тендеру в США не был столь прост и честен, но победителей не судят, и это делает машине честь.

Привлекательные фото и даже многочисленные видео с сохранившимися Виллисами сегодня можно наблюдать в России. Легендарные Willys Jeep сегодня все еще присутствуют на дорогах нашей страны, но большинство экземпляров изменены современным тюнингом. Военная выносливость делает джип неподвластным времени. Даже в музее обзор Jeep Willys вызывает желание сесть за руль этого удивительного американского вояки и отправиться покорять сложнейшие трассы и грязевые плены полевых дорог.

Особенности и технические характеристики давнего Willys MB

Военные требования стали основой надежности Willys MB. Это поколение является вторым, а первое с названием MA также служило на вооружении нашей армии, но гораздо хуже. Из первой партии сложно найти хоть один сохранившийся джип. Автомобили Willys MB обладали незаурядными для своего времени техническими характеристиками. Они смогли покорить не только американские испытательные полигоны, но и пройти через все годы войны, прослужив в качестве командирских автомобилей и джипов-тягачей для 45-миллиметровых пушек. Главные технические характеристики джипа Виллис следующие:

  • машина обладала 60-сильным двигателем с низким крутящим моментом;
  • функции внедорожника были реализованы достаточно скромно, но конструкция помогала проходимости;
  • на фото автомобилей Виллис прекрасно видна короткая колесная база, повышающая эффективность;
  • большие колеса с широкой резиной способствовали сравнительно комфортной поездке по полевым кочкам;
  • выносливость двигателя поражала - преодоление бродов и перегрев для него не страшны;
  • подвеска не ломалась вообще, автомобиль Виллис зарекомендовал себя как один из самых надежных джипов.

Сегодня Willys MB можно отыскать фактически только в России и США, так как 50 000 произведенных авто в полной мере были переданы советской армии на вооружение по ленд-лизу. Как вы можете убедиться сами, Willys Jeep до сих пор можно купить на вторичном рынке. Есть даже варианты автомобилей, которые сохранились в оригинальном исполнении. Но такие Виллисы все больше становятся редкостью, ведь джип невероятно старый.

Невоенные варианты - гражданские джипы



После войны Willys MB превратили в довольно прибыльный проект, американская компания выпустила порядка миллиона моделей в различных модификациях. Сегодня при желании купить Willys Jeep в хорошем состоянии коллекционеры обращаются на европейские аукционы. Есть много причин, по которым следовало бы приобрести данный автомобиль, но он уже сегодня является раритетным и достаточно дорогим. Джип обладает следующими интересными особенностями:

  • гражданские модели проходят технический осмотр в любой стране и по современным меркам;
  • автомобиль порой оказывается более производительным, чем современные джипы;
  • в конструкции все настолько просто, что его обслуживание может происходить в гараже;
  • многие автомобилисты, которые сталкивались с Виллис, желают, чтобы все джипы производились по такой же системе;
  • Willys Jeep обладает большим количеством технических преимуществ, поэтому и остается ценным среди любителей раритета.

Сложно сказать, чтобы эта машина стала слишком редкой. Высочайшее качество производства в послевоенные годы позволяет некоторым экземплярам Виллисов доживать до сегодняшнего дня в полностью рабочем состоянии. Willys MB вполне может при нормальном уходе прослужить дольше современных внедорожников.

Подводим итоги

Одна из вех развития современной сферы машин с повышенной проходимостью - это, безусловно, Willys MB. Авто, которое стало историей не только автомобилестроения, но и нашей Отечественной войны, производилось в Америке с 1941 года, а его некоторые первые экземпляры и до сегодняшнего дня колесят по миру. Правда, приобрести такое авто становится все сложнее из-за постоянного повышения цены на него.

Сегодня Willys Jeep является одним из самых известных авто военной истории и распространенным представителем той эпохи технологического прогресса. Но покупать транспорт для обычной эксплуатации нерезонно. Машина должна удостоиться почетного места в гараже коллекционеров.

Джип «Виллис» - машина-легенда, прошедшая путь от Волги и до Берлина, пересекавшая пустыни Африки, пробиравшаяся сквозь азиатские джунгли. Его концепция до сих пор служит основой для создания современных внедорожников. «Виллис» стал основателем класса машин, которые сегодня носят название «джип».

Джип "Виллис": история создания

Еще годов американское военное ведомство начало проявлять повышенный интерес к легковым автомобилям высокой проходимости, которые смогли бы заменить существующий устаревающий парк легких армейских машин. Начало войны в Европе заставило американцев ускорить этот процесс. В связи с чем был разработан ряд необходимых технических требований к будущему автомобилю, которые следовало воплотить в реальность.

Автомобилестроители прекрасно понимали, что получение такого заказа в условиях сложившейся политической обстановки сулило хорошую прибыль. Поэтому в борьбу за тендер на производство внедорожников, объявленный американским военным ведомством, вступило 135 компаний. Но до финальной стадии смогли дойти только три: «Американ Бантам», «Форд Мотор Компани» и «Виллис Оверленд», которые смогли создать реальные прототипы, удовлетворяющие запросы военных. В результате каждая из этих компаний получила заказ на выпуск 1500 штук своих внедорожников.

Определяющий выбор

Когда стало ясно, что американцам не удастся остаться в стороне от войны, в июле 1941 года было решено выпустить еще одну, уже большую партию внедорожников, состоящую из 16000 машин. Но опять встал вопрос выбора между тремя производителями.

Сначала чаша весов склонилась в сторону «Форда» как самого крупного автопроизводителя в мире. Но тут встал вопрос себестоимости машины. Оказалось, что внедорожник, предложенный «Фордом», стоит дороже всех - его производство обходилось в 788 долларов. Немного дешевле стоил «Бантам» - 782 доллара. Самая низкая цена была предложена «Виллис Оверленд», который оценивал стоимость одной своей машины в 738,74 доллара, и это при том, что военный джип «Виллис» обладал лучшими характеристиками, нежели внедорожники конкурентов.

Вроде бы вывод был очевиден, однако военные сомневались, что компания сможет уложиться в заданные временные рамки, так как дела ее шли не очень хорошо. Точку в этом вопросе поставил Бил Нутсон - американский эксперт в области массового производства автомобилей, поддержавший кандидатуру «Виллис Оверленд».

23 июля 1941 года с «Виллис Оверленд» был подписан контракт на выпуск 16000 машин. А в августе джип «Виллис» (фото ниже) после ряда доработок был полностью готов к серийному выпуску, а к его названию - Willys добавился индекс МВ.

Правительственная подстраховка

Концерн «Виллис Оверленд», стоящий на грани банкротства, мог и не осилить серийный заказ военных, поэтому правительство страны решило подстраховаться и выдать дополнительный чек на производство внедорожников-копий более надежной компании - «Форд Мотор».

Владелец фирмы согласился на крупный государственный заказ, несмотря на то, что «Форд» должен был использовать при производстве своих машин оригинальные двигатели, закупленные у «Виллис Оверленд». Копия документации на Willys MB была передана инженерам «Форд», и в начале 1942 года концерн выпустил первые двойники внедорожника, получившие название Ford GPW.

За годы войны «Виллис Оверленд» произвел около 363000 внедорожников. «Форд Мотор» выполнил военный заказ на 280000 машин. Практически сразу же после начала серийного выпуска джипов машины отправлялись союзникам - сначала британцам, а потом и советской стороне.

Работа трансмиссии военного внедорожника

На дороге, несмотря на полный привод, джип «Виллис» вел себя очень прилично. Разгонялся быстро, ехал хорошо, плавно преодолевал бездорожье. Такое поведение обеспечивала удачно «скроенная» трансмиссия внедорожника.

Несущим элементом «Виллиса» являлась лонжеронная рама, связанная через рессоры и дополнительные амортизаторы одностороннего действия с мостами, оборудованными блокирующимися дифференциалами. Двигатель машины сблокирован с механической 3-ступенчатой КПП.

Управление передним мостом и пониженной передачей осуществлялась посредством раздаточной коробки.

Джип «Виллис» имел большой плюс в виде гидравлических тормозов всех 4-х колес, что при его параметрах и динамических характеристиках было немаловажным аспектом.

Кузов автомобиля

Из-за компактности комфортабельность американского внедорожника, конечно, оставляет желать лучшего, но в те времена не приходилось думать об удобствах, на первом месте стояли параметры функциональности.

В простом с виду кузове «Виллиса» есть свои конструктивные особенности в виде отсутствия дверей и складывающегося на капот лобового стекла. Отсутствие дверей позволяло беспрепятственно покинуть машину в случае опасности. Для защиты от осадков был предусмотрен непромокаемый тент.

С наружной стороны кузова в задней части располагались «запаска» и канистра, а по бортам - походный инструмент (лопата, топор и прочее). В угоду военному предназначению автомобиля топливный бак устанавливался под водительское сиденье, которое нужно было откидывать для заправки автомобиля. В нише за задними колесными арками находились полости, предназначенные для хранения инструментов.

Так как кузов имел коробчатую конструкцию, то для удаления возможного скопления влаги в днище машины было предусмотрено отверстие, закрывающееся пробкой.

Особенности оптики

Фары «Виллиса» несколько углублены относительно плоскости решетки радиатора. Это связано с их конструктивными особенностями. При необходимости световую оптику можно было повернуть рассеивателями вниз, благодаря чему их можно было использовать как источник света при обслуживании двигателя в ночное время. Кроме того, такая особенность конструкции фар позволяла двигаться в темноте без светомаскировки.

Джип "Виллис": характеристики автомобиля

Привод на 4 колеса.

Масса внедорожника - 1055 кг.

Высота по тенту - 1830 мм.

Ширина автомобиля - 1585 мм.

Длина джипа - 3335 мм.

Дорожный просвет (клиренс) - 220 мм.

С 4 цилиндрами, нижнеклапанный (Willys L-134) мощностью - 60 л/с.

Объем силового агрегата - 2,2л.

Система питания карбюраторного типа (карбюратор - WO-539-S от фирмы Carter).

Джип «Виллис» способен развить скорость в 105 км/ч, в случае буксировки 45-мм пушки - 86 км/ч.

Вместимость бензобака - 56,8 л.

Расход бензина (усредненная величина) - 12 л/100 км.

Вместимость - 4 человека.

Внедорожник «Виллис» был способен преодолеть полуметровый брод без предварительной подготовки. Со спецоборудованием в 1,5 метра.

Из приведенных технических данных видно, что джип «Виллис» обладал очень компактной и легкой конструкцией, а также имел очень хорошие для своего времени динамические характеристики.

В Советской армии «Виллисы» появились с лета 1942 года. Многие из машин, поставляемых в Советский Союз, приходили в виде машино-комплектов, которые в рабочее состояние приводились уже на отечественных автозаводах.

К сожалению, специфика службы в Советской армии накладывала свой негативный отпечаток на работоспособность «Виллисов». Машины заправлялись низкосортным бензином, который был смертелен для «американцев». Частенько не соблюдались сроки замены масла. Много поломок возникало из-за отсутствия своевременного обслуживания и смазки деталей внедорожника. Все это вкупе приводило к тому, что «Виллис» выходил из строя уже через 15000 км пробега. Тем не менее считается, что в Советской армии американские внедорожники оценивались выше, чем отечественные аналоги ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б, которые красноармейцы прозвали «Иван-Виллисами».

Свою военную карьеру мини-джип «Виллис» продолжил на своей родине (где на его базе выпускались различные модификации), которая окончательно завершилась только в 80-х годах, когда ему на смену пришел более отвечающий требованиям времени «Хаммер».

Без преувеличения можно утверждать, что самым легендарным автомобилем Второй мировой войны был американский легковой вездеход «Виллис». Эта машина использовалась на всех без исключения театрах военных действий и заслужила безграничное уважение и любовь у солдат всех армий антигитлеровской коалиции.

Все началось 19 июня 1940 года, когда американское военное ведомство сформулировало требования к легкому командирско-разведывательному автомобилю. Его проектированием занялись конструкторы сразу трех компаний: «Америкен Бантам», «Форд Мотор Ко.» и маленькой фирмы «Виллис Оверленд» из г. Толедо (штат Огайо).

ПОЯВЛЕНИЕ НА СВЕТ

По условиям контракта, общую компоновку нового автомобиля с основными его характеристиками нужно было предоставить уже через 5 дней, а опытные образцы изготовить через 49 дней.

Уложилась в отведенные сроки только фирма «Бантам». Первый образец компании «Виллис Оверленд» поступил на испытания только 11 ноября 1940 года. Эта машина получила название «Виллис-Квад» (quad — четверка). В его облике чувствовалось влияние прототипа фирмы «Бантам», который по праву можно считать первым джипом, проложившим дорогу этому направлению в автомобилестроении. Несмотря на то что обе машины оказались тяжелее, чем планировалось, они понравились военным. В ноябре 1940 года подоспел и «Пигмей» — прототип фирмы «Форд».

Предварительные испытания всех трех моделей, проходившие в ноябре — декабре 1940 года, показали явные преимущества «Виллиса» по динамике, проходимости, надежности и прочности. Этому способствовало использование хорошо отработанного и более мощного, чем у конкурентов, двигателя модели «441», правильный выбор агрегатов и элементов трансмиссии, ходовой части, размерных параметров шасси и кузова.

В начале 1941 года фирма «Виллис» существенно переработала свой вариант вездехода. Армейский многоцелевой полноприводный автомобиль «Виллис» МА представлял собой уже базовую серийную модель, выпущенную в 1941 году небольшой партией в 1500 экземпляров. Машина имела колесную формулу 4×4, открытый цельнометаллический кузов с брезентовыми тентом и боковинами вместо дверей, четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 2199 м3, однодисковое сухое сцепление, трехступенчатую коробку передач, двухступенчатый демультипликатор, гипоидную главную передачу, подвеску на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами и гидравлические тормоза. Помимо многоцелевого варианта предполагался его выпуск в санитарном исполнении и в качестве зенитной установки Т54 со спаренным 12,7-мм пулеметом.

Тем временем обстановка в мире заставила военное ведомство США дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей. Фирма «Виллис», выпустив к тому времени модернизированный вариант «Виллис» MB, имевший несколько увеличенные габариты и массу, еще больше упрочила свое лидерство. Внешне от модели МА он отличался фарами, перенесенными с крыльев в облицовку радиатора, и деталями кузова. С середины 1942 года все джипы MB обрели свою классическую внешность, получив штампованную решетку радиатора. Однако производственных мощностей фирмы было недостаточно для удовлетворения нужд армии, поэтому к выпуску машины подключилась фирма «Форд Мотор». Вариант «Форд» GPW отличался от «Виллис» MB формой и расположением ряда второстепенных деталей кузова. Всего до июля 1945 года фирма «Форд» изготовила 277 896 автомобилей GPW, а «Виллис» — 361 349 автомобилей. До конца Второй мировой войны обе фирмы выпустили 659 031 машину.

«ВИЛЛИС» В СТРОЮ

Автомобили «Виллис» начали поступать в войска союзников начиная с 1942 года и быстро завоевали невероятную популярность. Эти машины с одинаковым успехом могли служить артиллерийскими тягачами, передвижными командными пунктами, возить радиостанцию и офицеров связи, быть санитарным транспортом и вполне мощной боевой машиной, вооруженной несколькими пулеметами. Он проходил там, где до него не проходил ни один автомобиль, причем вытащить машину практически из любой грязи, используя специальные поручни на кузове, можно было усилиями экипажа. У немцев не было ничего подобного, что вызывало зависть у солдат весьма неплохо моторизованного вермахта. Итальянское командование, например, обещало за захват «Виллиса» 2 тыс. лир, в то время как за танк — вдвое меньше.

В Красную армию «Виллисы» поступали с лета 1942 года. Они сразу нашли широкое применение в первую очередь в качестве командирских машин и тягачей 45-мм противотанковых пушек В СССР «Виллисы» чаще всего прибывали в полуразобранном состоянии в ящиках. Сборкой их в основном занимался один из заводов в Коломне. Всего до конца войны Советскому Союзу поставили 50 501 машину. К преимуществам автомобиля «Виллис» относились большая скорость движения и хорошая приемистость, малые габариты, обеспечивавшие легкую маскировку, и хорошая маневренность, благодаря малому радиусу поворота и удовлетворительной проходимости. Применение автомобиля «Виллис» в боевых условиях показало, что как командирская и разведывательная машина он вполне отвечал своему назначению, но для работы в качестве артиллерийского тягача вследствие недостаточной мощности не подходил.

КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ «Виллис» МВ

Рама — штампованная, закрытая, с пятью поперечинами, шириной 743 мм. Сзади — стандартный буксирный прибор армейского типа. На переднем бампере могла устанавливаться специальная лебедка с приводом от раздаточной коробки.

Кузов — цельнометаллический, открытый, бездверный, четырехместный, с легким съемным брезентовым верхом. Переднее стекло — с подъемной рамкой. Для снижения высоты машины оно могло откидываться на капот. Капот — «аллигаторного» типа.

Сцепление — однодисковоесухое типа «Атвуд-Трилендер» фирмы «Борг энд Бэк».

Коробка передач — трехступенчатая фирмы «Уорнер» с синхронизаторами на 2-й и 3-й передачах. Раздаточная коробка фирмы «Спайсер», объединенная с двухступенчатым демультипликатором, крепилась непосредственно к коробке передач без промежуточного вала. Привод переднего моста мог отключаться.

Карданных валов два. Оба открытые, с шарнирами на игольчатых подшипниках, с телескопическими соединениями.

Задний мост — фирмы «Спайсер», с гипоидной главной передачей и неразъемной балкой, с разгруженными полуосями колес, ступицы и шестерни которых были установлены на конических подшипниках.

Передний мост — ведущий и управляемый, также фирмы «Спайсер», в основе своей был аналогичен заднему. В поворотных кулаках (шкворни их тоже имели конические подшипники) были установлены шарниры равных угловых скоростей. Оба моста отличались исключительной прочностью, работоспособностью и долговечностью.

Подвеска на четырех полуэллиптических рессорах. Амортизаторы — телескопические, двойного действия.

Рулевое управление — механизм фирмы «Росс» типа «цилиндрический червяк — кривошип с двумя пальцами». Поперечная рулевая тяга — разрезная с промежуточным двуплечим рычагом.

Тормоза — барабанные, на все колеса, фирмы «Бендикс», с гидравлическим приводом. Ручной тормоз — центральный, ленточный, с механическим приводом. Его тормозной барабан был установлен на вторичном валу раздаточной коробки.

Шины с крупными грунтозацепами, фирмы «Гудьир», рисунок протектора — «реверсивный вездеход», принятый в армии США.

Возможно вам будет интересно:



Willys MB (Виллис) - американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны. Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors иFord (под маркой Ford GPW).

История

В мае 1940 года армия США сформулировала основные требования к лёгкому командирскому разведывательному автомобилю. Эти требования были настолько жёсткими по срокам, что в конкурсе приняли участие только фирмы Willys-Overland Motors и American Bantam, которая в начале сентября 1940 года показала первый прототип своего внедорожника.

Получившаяся машина оказалась тяжелее заданных величин. Фирма Willys, объявив указанные технические требования и сроки их выполнения нереальными, попросила для осуществления своего проекта более тяжёлого автомобиля 75 дней. Willys, имея полную информацию об автомобиле конкурента, скопировал черты внешнего облика прототипа Bantam. Через несколько лет это было зафиксировано юридически, но к тому времени American Bantam прекратила свое существование. С опозданием в конкурс включилась фирма Ford с автомобилем «Пигмей», который и победил в первоначальном этапе конкурса. В начале 1941 года комиссия под председательством президента Рузвельта сформировала окончательные требования и приняла решение выдать каждой из трёх фирм заказ на пробную партию из 1500 автомобилей. Выпуск Willys MA начался в июне 1941 года. Вступление США во Вторую мировую войнузаставило военное ведомство США дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей.

Вопреки надеждам компании Ford 1 июля 1941 года за основу был принят модернизированный Willys MB. Willys-Overland Motors выпустила последний автомобиль Willys MA 18 ноября 1941 года, построив с нарушением сроков оговорённые 1500 шт., и приступила к серийному производству модели Willys MB на заводе в Толидо, штат Огайо. Завод Ford приступил к выпуску Willys MB (под индексом Ford GPW) только в начале 1942 года. С учётом фордовских копий всего был выпущен 659 031 автомобиль Willys MB.

Поступив в войска союзников, Willys быстро приобрел огромную популярность. В Красную армию«Виллисы» массово поступали по ленд-лизу с лета 1942 года (наряду с Willys MB в СССР через Англию была поставлена практически вся партия Willys MA - 1553 экз.) и сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек. Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 тысяч машин. С 20 мая по 10 июля 1943 года три автомобиля Willys MB проходили испытания под Кубинкой и показали себя очень хорошо.

«Гражданский джип»

В 1944 году на базе «Willys MB» был разработан гражданский внедорожник CJ1A (СJ - Civilian Jeep), а в 1945 году его улучшенная модификация CJ2A . Модель CJ3A послужила базой для создания в 1950 году армейского внедорожника М38. Военные серии «Willys MD» послужили основой гражданским внедорожникам CJ5 /CJ6 , производившимся с середины 1950-х до начала 1980-х годов, а также более поздним моделям конца 70-80-х годов CJ7 , CJ8 Scrambler и CJ10 , производство которых завершилось в 1986 году. По лицензии Willys модели CJ3B и CJ5 /CJ6 еще с начала 1950-х годов начали производить в Японии (Toyota, Nissan и Mitsubishi), а также в Индии (Mahindra & Mahindra), Южной Корее (SsangYong и Kia) и ряде других стран.

Послевоенные армейские модификации

M606 в Колумбии

  • «Willys MC», обозначение М38 (1950-1953 гг.) - армейская модификация гражданской модели CJ3A. Получил лебедку, усиленную ходовую часть, шины размером 7.00-16, цельное лобовое стекло, 24-вольтовое электрооборудование. До 1953 года изготовили 61423 таких машин, в выпуске также участвовал канадский завод компании «Ford».
  • «Willys MD», обозначение М38А1 (1952-1957 гг.) - более солидный вариант «Виллиса-MС» Отличался верхнеклапанным двигателем «Харрикэйн» (Hurricane), развивал мощность 67 л.с. Внешне отличался более высоким расположением капота, удлиненной колесной базой - 2057 мм, широкими шинами размером 7.50-16 и увеличенными размерами. «Виллис» выпускал этот джип до последних дней своего существования. Выпущено 101488 экземпляра. Параллельно в 1955-1982 гг. выпускалась гражданская модель CJ5 и её модернизированный вариант CJ7 выпускался в 1976-1986 гг.
  • М38А1С - усиленное шасси, использовалось для установки безоткатных орудий, зенитных пушек и противотанковых ракет.
  • «Willys MDA» (1954 г) - длиннобазный 6-местный джип (база 2565 мм). Гражданская длиннобазная модель CJ6 производилась в 1955-1978 гг.
  • М606 (1953 г.) - армейская модификация гражданской модели СJ3В с верхнеклапанным 62-сильным мотором, предназначен для экспорта и сборки по лицензии.

Willys 2.2 MT (55 л.с.), бензин, полный привод,

Продам ретро авто Willys MB. Участник Великой Отечественной войны! Машина в удовлетворительном техническом состояний, на ходу. Рама и кузов без гнили, мотор и КПП от газ – 69. Мосты родные. Так же вместе с автомобилем отдам оригинальные запчасти. С документами все в порядке.