» »

Симонов информационная теория эмоций. Симонов, П

14.04.2024

Часть I
ЭМОЦИИ И ВОЛЯ

П.В. Симонов. Информационная теория эмоций

Наш подход к проблеме эмоций целиком принадлежит павловскому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга.

Информационная теория эмоций... не является ни только «физиологической», ни только «психологической», ни тем более «кибернетической». Она неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности. Это означает, что теория, если она верна, должна быть в равной мере продуктивна и для анализа явлений, относимых к психологии эмоции , и при изучении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и животных.

В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. «Кто отделил бы, - писал Павлов , - в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое соматическое от психического, т.е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т.д.?» Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важных) безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.

Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание , что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует необходимость сравнения, обмена, т.е. необходимость сопоставления ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к простому сигнализированию воздействий, полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмоций». Воспользуемся примером, который приводит П.К. Анохин . При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигательную активность конечности, способствуя репаратнвным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П.К. Анохин видел приспособительное значение боли. Однако аналогичную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного органа. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (например, при угрозе самому существованию субъекта), движение осуществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга» - универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего но принципу: вредно - неприятно, полезно - приятно.

ПЕРЕКЛЮЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИИ

С физиологической точки зрения эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Этот гедонистический принцип максимизации - минимизации, равно применимый к человеку и животным, позволит преодолеть кажущуюся недоступность эмоций животных для непосредственного экспериментального изучения.

Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Надо лишь помнить, что сценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция, где оценка приближения к цели или удаления от нее первоначально реализуется в виде эмоционального «предчувствия решения», побуждающего к логическому анализу ситуации, породившей эту эмоцию (Тихомиров).

Переключающая функция эмоции особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Так, в боевой обстановке борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, между страхом и стыдом. Зависимость эмоций не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель: «синица в руках» побеждает «журавля в небе».

ПОДКРЕПЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИИ

Феномен подкрепления занимает центральное положение в системе понятий науки о высшей нервной деятельности, поскольку именно от факта подкрепления зависят образование, существование, угашение и особенности любого условного рефлекса. Под подкреплением «Павлов подразумевал действие биологически значимого раздражителя (пищи, вредоносного раздражителя и т.п.), которое придает сигнальное значение другому, сочетанному с ним несущественному в биологическом отношении раздражителю» (Асратяй).

Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса становится особенно демонстративной в случае инструментальных условных рефлексов, где подкрепление зависит от реакции субъекта на условный сигнал. В зависимости от их интенсивности, функционального состояния организма и характеристик внешней среды приятными могут оказаться самые разнообразные «индифферентные» раздражители - световые, звуковые, тактильные, проприоцептивные, запаховые и т.п. С другой стороны, животные нередко отказываются от жизненно необходимых инградпентов пищи, если она невкусная. У крыс не удалось выработать инструментальный условный рефлекс при введении пищи через канюлю в желудок (т.е. минуя вкусовые рецепторы), хотя такой рефлекс вырабатывается при введении в желудок морфина, который очень быстро вызывает у животного положительное эмоциональное состояние. Тот же морфии благодаря его горькому вкусу перестает быть подкреплением, если его вводить через рот.

Мы полагаем, что результаты этих опытов хорошо согласуются с данными Т.Н. Ониани, который использовал прямое электрическое раздражение лимбических структур мозга в качестве подкрепления для выработки условного рефлекса. При сочетании внешнего стимула с раздражением структур мозга, вызывавшем у сытой кошки еду, питье, агрессию, ярость и страх, после 5-50 сочетаний удалось выработать только условную реакцию избегания, сопровождавшуюся страхом. Условных рефлексов еды и питья получить не удалось.

С нашей точки зрения, результаты этих опытов еще раз свидетельствуют о решающей роли эмоций при выработке условных рефлексов. Страх имеет выраженную аверсивность для животного и активно минимизируется им путем реакции избегания. Раздражение пищевых и питьевых систем мозга у накормленных и не испытывающих жажды животных вызывает стереотипные акты еды и питья без вовлечения нервных механизмов эмоций, что исключает выработку условных рефлексов.

КОМПЕНСАТОРНАЯ (ЗАМЕЩАЮЩАЯ) ФУНКЦИЯ ЭМОЦИИ

Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.

Дело в том, что при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т.д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности - борьбы или бегства - остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим «сырьем».

Но компенсаторная функция эмоций отнюдь не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реагирования на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных условных реакции к реагированию по принципу доминанты А.А. Ухтомского. В.П. Осипов не случайно назвал «эмоциональной» именно первую стадию выработки условного рефлекса - стадию генерализации.

Наиболее важная черта доминанты заключается в способности отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов, в том числе на раздражители, впервые встретившиеся в жизни субъекта. Интересно, что онтогенез как бы повторяет динамику перехода от доминанты к условному рефлексу. Только что вылупившиеся цыплята начинают клевать любые контрастирующие с фоном предметы, соизмеримые с величиной их, клюва. Постепенно они обучаются клевать только те, которые могут служить кормом.

Если процесс упрочения условного рефлекса сопровождается уменьшением эмоционального напряжения и одновременно переходом от доминантного (генерализованного) реагирования к строго избирательным реакциям на условный сигнал, то возникновение эмоций ведет к вторичной генерализации. «Чем сильнее становится потребность, - пишет Ж. Нюттен , - тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию». Нарастание эмоционального напряжения, с одной стороны, расширяет диапазон извлекаемых из памяти эпграмм, а с другой стороны, снижает критерии «принятия решения» при сопоставлении этих энграмм с наличными стимулами. Так, голодный человек начинает воспринимать определенные стимулы в качестве ассоциирующихся с пищей.

Совершенно очевидно, что предположительное доминантное реагирование целесообразно только в условиях прагматической неопределенности. При устранении этой неопределенности субъект может превратиться в «пуганую ворону, которая и куста боится». Вот почему эволюция сформировала механизм зависимости эмоционального напряжения и характерного для него типа реагирования от размеров дефицита прагматической информации, механизм элиминирования отрицательных эмоций по мере ликвидации информационного дефицита. Подчеркиваем, что эмоция сама по себе не несет информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации хранящихся в памяти знграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

Что касается положительных эмоций, то их компенсаторная функция реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели согласно правилу
П -Э/(И Н - И с) , вытекающему из формулы эмоций.

В иных ситуациях положительные эмоции побуждают живые существа нарушать достигнутое «уравновешивание с окружающей средой». Стремясь к повторному переживанию положительных эмоций, живые системы вынуждены активно искать неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности, где полученная информация могла бы превысить ранее имевшийся прогноз. Тем самым положительные эмоции компенсируют недостаток неудовлетворенных потребностей и прагматической неопределенности, способных привести к застою, к деградации, к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М, 1981, с.4, 8, 13-14, 19-23, 27-39

Относится к

Теория эмоций П. В. Симонова


Из информационной "теор ии" (на самом деле гипотез ы) П. В. Симонова:
"Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения."
"мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. "
"В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:
Э = f [П, (Ин - Ис), …. ],
где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис -информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
"
"положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности."

Другими словами получется: интенсивность эмоции тем больше, чем больше сила потребности и чем больше вероятность ее удовлетворения.

Возьмем простейшую ситуацию. Нападения хищника на некую, достаточно беззащитную особь. Ясно, что реагировать нужно молниеносно, иначе не выживешь, не дашь потомство и запаздывающий тип реакции не передастся в последующие поколения. Можно, конечно, говорить о возникшей потребности сохранить жизнь, но в данном случае, вероятность ее удовлетворения может быть удручающе малой, что уже противоречит формуле Симонова, в примере у которого приводится случай удовлетворения голода, когда и сила потребности велика и вероятность ее удовлетворения в ходе поглощения еды так же велика.
Есть и конкретная работа , приводящая противоположную формулу: "Между силой эмоции, определяемой по частоте сердечного ритма, и величиной потребности, субъективно ощущаемой человеком, имеется прямая корреляционная зависимость, а между интенсивностью эмоционального напряжения и вероятностью удовлетворения потребности установлена отрицательная корреляционная связь.". (что так же спорно в виду отсутствия определенной такой зависимости вообще, что будет показано ниже).
В рассмотренной выше ситуации, в случае малоутешительного прогноза, на первый план выходит эмоция пассивного оцепенения - как единственно возможная защитная реакция, а в случае оптимист ического прогноза - реакция яростного сопротивления.
По Симонову в первом случае аргумент Ин (информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности) большой, а аргумент Ис (информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент) - гораздо меньше, получается, что эмоция должна получиться тем более положительной, чем меньше располагаемых возможностей у особи:) Кто-то и ловит кайф от состояния оцепенения?
В приме так же очевидна и физиологическое назначение эмоций, как быстрого переключателя типа реагирования, без которого невозможно выживание, а вовсе не просто "эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности ". В плане же жизненного опыта особи, задачу быстрого нахождения нужного типа реакции (выюора подходящей эмоции) играют детект орны новизны ситуации. Если новизна максимальна, т.е. опыта ни фига нет (а значит вообще говорить о составляющих формулы Ин и Ис не приходится), то выбор будет преимущественно пассивного поведения или одной из заготовок устрашающего поведения, но никак не "информационная оценка вероятности удовлетворения потребности".

Еще 20 лет назад я предложил другую формулу: сила эмоции тем больше, чем больше произведение новизны воспринимаемого на его значим ость для данной особи. Нетрудно видеть, что эта формула - более общая и более адекватн а для описания механизмов формирования ответной реакции, чем формула Симонова. Мало того, она непосредственно отражает основополагающий принцип переключения внимания и образования долговременных связей и непосредственно вытекает из модулирующего влияния детект оров нового на отклик системы значим ости. Формула же Симонова вообще не учитывает влияние детект оров нового, как бы не замечая совершенно неотъемлемого, хорошо изученного механизма восприятия.

В работе читаем:
" П.В.Симонов полагает, что “потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности” . В своих работах П.В.Симонов ставит себе задачу “сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивн ого поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге” . Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. "
" Согласно теор ии П.В.Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознанния этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого. Эмо
"Интересно, что в этом вопросе наблюдается коренное расхождение между позициями рассматриваемых теор етиков и воззрениями физиологов павловской школы, которые чаще всего трактуют высшие эмоции как результат усложнения простых биологических эмоций."
Однако, это интуитивное представление Павловцев вполне оправдано и трудно оспоримо. Ведь довольно легко проследить существование двух самых общих эмоций: состояния Хорошо и Плохо, которые могут и не иметь четкого отнесения к одной из традиционно различаемой эмоции. Это не просто субъективные состояния, а вполне конкретно локализованные центры мозга, ответственные за эти состояния.
" В отличие от павловской школы, для которой характерно рассмотрение человеческой психи ки как упорядоченного внешними событиями потока рефлексов, в рамках направления, базирующегося на идеях П.К.Анохина, сознание рассматривается скорее как совокупность мотиваций. Так, П.В.Симонов полагает, что “личность человека определяется прежде всего совокупностью и иерархией его потребностей (мотивов). "

Но потребности постоянно меняются на протяженности развития и жизни человека, и даже в течение одного дня могут быть противоположными и личность ну никак не может быть просто совокупностью мотиваций.
" Удалось вызывать различные степени агрессивности и страха при помощи модуляции силы раздражителя или области применения раздражения. В экспериментах при отсутствии реальной угрозы вызывались реакции легкой тревожности, сильного беспокойства, панического страха или агрессивности. В тех же исследованиях животное приводили в состояние полного спокойствия, когда никакие внешние угрозы не вызывали оборонительного поведения. Таким образом, при помощи воздействий на эмоционально-мотивационные структуры высшего млекопитающего удалось добиться искусственного управления его настроением и поведением."
Таким образом, есть структуры, возбуждение которых, наподобие центров Хорошо и Плохо, вызывают появление более сложны эмоциональных состояний, которые УПРАВЛЯЮТ ТИПОМ поведения особи, что и является главным физиологическим назначением эмоций.

Интересна и познавательна статья из журнала Вестник биологической психи атрии № 5, 2004
"П.В. Симонов также подчеркивал информационную природу эмоций. В определении Кабанака информационная сторона эмоций
полностью игнорируется. Важно отметить, что эмоция - это психи ческий механизм, выполняющий определенные функции. В процессе функционирования этого механизма возникают различные психи ческие состояния, которые тоже называются эмоциями. Можно сказать, что эмоция это психи ческое состояние, возникающее в результате когнитивной обработки информации, которая может быть получена извне, извлечена из памяти, или даже выдумана, нафантазирована. Эмоция регулирует количество энерги и, выделенное организмом на решение задачи, связанной с полученной информацией.
Количество энерги и (активность) определяется уровнем физиологического возбуждения. Эмоция определяет также, в самых общих чертах, последовательность действий (поведенческую программу), которая вызывается полученной информацией. Например, страх заставляет убегать или затаиться, гнев - нападать, интерес - исследовать, надежда - выжидать и т.д"

Вот еще аргументы в пользу того, что эмоции - контекст определенного стиля поведения, а не просто "информационная оценка вероятности удовлетворения потребности".
" Согласно определению М.Кабанака , боль будет отрицательной эмоцией. В доказывается, что боль это ощущение (результат действия рецептор ов). Эмоциональный фон боли – страдание. Эмоция, которую может вызвать боль, это, например, страх (при нормальном, так сказать, положениивещей). Однако есть люди (мазохисты), у которых боль вызывает приятные ощущения и даже наслаждение. Это означает, что боль не имеет однозначного гедонического тона. Есть эмоции, которые тоже не имеют однозначного гедонического тона, но они появляются в результате восприятия некоторой информации. Боль же есть простая реакция рецептор ов на определенные воздействия и непосредственно не связана с восприятием и переработкой информации.
Любая эмоция может возникать не только в результате восприятия внешней информации, но и как реакция на воспоминания или собственные фантазии, которые можно представлять как определенный источник информации. "

По Симонову трудно объяснить мазохизм. Формула опять же здесь сильно проскальзывает.
По Симонову "удивление будет эмоцией только когда оно приятное или неприятное. Но удивление может быть и нейтральным. Перестает ли оно от этого быть эмоцией? И чем оно становится? В отечественной психологии широко используется понятие интеллектуальных эмоций.
Они не имеют специфического знака и могут быть положительными, отрицательными или безразличными. Удивление как реакция на неожиданную информацию является интеллектуальной эмоцией при любом гедоническом тоне. "
Далее идет описание специфики интеллектуальных эмоций.
Действительно, требования определенного знака для эмоций - просчет Симонова, вытекающий из того, что он не учитывает детект оры нового (основу ориентировочного рефлекса и состояния удивления). А интеллектуальные эмоции, описанные в статье - еще более усложненное явление из иерархии эмоций, подтверждающее, что эмоции - контекст ы поведения, а не "информационная оценка вероятности удовлетворения потребности".
"В работе Шевалье и Бельзунг описано явление вариативности эмоций в одной и той же ситуации. У одного и того же человека в одной и той же ситуации могут возникать разные эмоции."
При одном и том же уровне потребности или же вообще с состоянии удовлетворенности и индифферентности, у человека могут возникать самые различные эмоции, вне зависимости от прогнозов и возможностей. Человек вообще одним лишь усилием воображения может переключать свои эмоциональные состояния, что говорит именно о переключаемой функции эмоциональных состояний, а не информационно прогностической.

Предлагаю так же прочитать справедливые замечания в
"П. В. Симонов выдвинул «информационную» теор ию эмоций. Он предполагает, что эмоции восполняют недостаток информации.
Именно они позволяют человеку действовать правильно даже в условиях острого дефицита информации. Но что значит - восполнить? Недостаток пищи я могу восполнить только чем-то съедобным. Недостаток знания можно возместить только знанием - пусть и «особого рода».
"
и т.д.

В "...согласно теор ии функциональных систем П. К. Анохина, принятие решений представляет собой выбор из альтернатив и реализуется на основе обратных связей; развивает эту теор ию «квантовая» модель психи ческой деятельности К. В. Судакова; а П. В. Симонов предлагал дискретный механизм объяснения творческого мышлени я на основе рекомбинации памятных следов (энграмм) и т. д. "
"Противоположную позицию занимал наш выдающийся психолог Андрей Брушлинский, директор Института психологии РАН, зверски убитый в подъезде собственного дома в конце января 2002 года. Он рассматривал психи ку не как процесс переработки информации, а как непрерывное, недизъюнктивное взаимодействие человека с объективным миром. "
"...именно самостоятельное, произвольное формирование первоначально отсутствующих критериев принципиально отличает человеческое мышлени е от дискретных процессов в компьютере. "

В
" Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название - информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).
Психоорганическая теор ия эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса-Ланге и Кеннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теор ия Линдсея-Хебба. Согласно этой теор ии эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы."

В используются некоторые идеи Симонова для создания более общей картины. При этом очень верно рассматривается физиологическое назначение эмоций.
"Согласно этой теор ии (Симонова) если существует избыток информации о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция, если недостаток информации, то отрицательная эмоция. Считается, что многообразие эмоций определяется многообразием потребностей.
Однако, даже не вдаваясь пока в подробный анализ, очевидно, что при удовлетворении любой от самой примитивной до самой сложной потребности можно испытать радость, а при неудовлетворении любой потребности можно испытать горе. В то же время, одна потребность, например, пищевая, может вызывать страх, если есть большая вероятность ее неудовлетворения (т.е. возможность голода), может вызывать надежду на ее удовлетворение, может вызывать благодарность за ее удовлетворение и т.д. Т.е. одна потребность может вызывать разные эмоции и одна эмоция может вызываться разными потребностями."
"Эмоции выполняют много различных функций в психи ческой деятельности человека. Опишем сейчас только одну, играющую важную роль для целей классификации. Эту функцию можно назвать упрощающей в процессе принятия решения о дальнейшем поведении человека в каждой конкретной ситуации. В реальных жизненных ситуациях действует множество факторов имеющих для человека значение. Если начать взвешивать все факторы логически, то это потребует много времени, в то время, как промедление в некоторых случаях может оказаться роковым. Эмоция же возникнув, заставляет человека действовать не рассуждая. В критических ситуациях это может спасти жизнь, в ситуациях же обыденных эмоции часто оказываются вредны именно потому, что мешают взвесить все обстоятельства и принять оптимальное решение."

В
"К сожалению, многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называется многообещающим словом «теор ия», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к такой идеально исчерпывающей теор ии. Умение не видеть сразу много проблем иногда является условием продвижения в одной из них, поэтому отдельные работы могут быть интересными, проницательными, тонкими, могут знакомить нас с очень важными особенностями эмоциональной жизни, но в то же время оставлять нерешенными и даже необозначенными многие не менее интересные и важные вопросы."

Отечественным физиологом П. В. Симоновым (1926-2002) был предложен оригинальный вариант теории эмоций, которую можно назвать информационно-потребностной. Согласно теории Симонова, эмоции определяются актуальной потребностью и оценкой вероятности ее удовлетворения, причем процесс оценки разворачивается непроизвольно, неосознанно и автоматически (в этом отличие эмоциональной реакции от сознательного решения). Другими словами, эмоция – это результат автоматической оценки изменения вероятности достижения цели в связи с получением новой информации. При этом происходит анализ информации, полученной из трех источников. Во-первых, оцениваются сила и качество актуальной потребности (насколько сильно мое желание?). Эту оценку потребностного состояния субъекта можно назвать требованиями цели. Во-вторых, оцениваются свойства действующего стимула, которые можно назвать требованиями ситуации (например, насколько высокзабор, через который нужно перепрыгнуть, чтобы сорвать яблоко?). И в-третьих, объектом оценки становятся наличные ресурсы субъекта, доступные для реализации цели (такие, как знания, умения, функциональное состояние организма, лимит времени). В том случае, если требования полностью соответствуют наличным ресурсам, эмоции не возникают. Если же ресурсов недостаточно для ответа на требования цели и требования ситуации (например, я очень хочу разглядеть витрину магазина па другой стороне улицы, но автомобили мчатся слишком быстро), то оценка вероятности удовлетворения потребности будет снижаться и соответственно возникнет отрицательная эмоция.

Основная функция отрицательных эмоций, по Симонову, – переключение поведения, т.е. смена объекта, на который направлена активность, на более адекватный. При этом отрицательная эмоция действует "хитро": она субъективно снижает ценность недостижимой вещи (после того как я посмотрела на проносящиеся мимо автомобили, ассортимент магазина кажется мне уже нс таким интересным). Совсем по-иному разворачиваются события в том случае, если психика "решает", что ресурсы превосходят требования. Тогда оценка вероятности удовлетворения потребности будет превышать первоначальный прогноз, а человек испытает положительные эмоции. Функция положительных эмоций заключается в поддержании направления активности вплоть до полного удовлетворения потребности. Информационно-потребностная теория эмоций П. В. Симонова добавляет когнитивным теориям динамический аспект и поэтому содержит большой объяснительный потенциал.

Сходную модель предложил американский психолог А. Розман (Roseman, 1984). По его представлениям, конкретная эмоция становится результатом оценки пяти компонентов потенциально эмоциогенной ситуации:

  • мотивационная оценка заключается в атрибуции объекта как желательного или нежелательного. Причем наличие в объекте желаемого может быть связано с негативной эмоцией (например, печаль – желательное не удалось получить), а наличие в объекте отталкивающего может быть связано с позитивной эмоцией (например, облегчение – нежелательное удалось избежать);
  • ситуационная оценка связана с присутствием или отсутствием значимого аспекта, который может быть как желательным, так и нежелательным (например, удовольствие констатирует присутствие желательного значимого аспекта, а облегчение – отсутствие нежелательного);
  • компонент вероятности фиксирует предвосхищение определенного исхода события (точно произойдет, возможно произойдет, вероятность неясна). Яркой эмоцией, связанной с неопределенной вероятностью наступления события, является, например, удивление;
  • компонент силы относится к самооценке потенциала действия в данной ситуации (например, эмоция гнева свидетельствует о том, что субъект высоко оценил свою силу, а эмоция стыда – о том, что он счел себя слабым);
  • компонент оценки источника отражает оценку события как исходящего от самого человека, от других людей или от стечения обстоятельств. Данный компонент определяет направленность эмоции. Например, представим человека получившего подарок. В том случае, если он усмотрит причину произошедшего в себе самом ("я заслужил подарок"), его охватит эмоция гордости. А в том случае, если он припишет причину этого события дарящему ("он захотел доставить мне удовольствие") – возникнет эмоция симпатии.

Потребностно-информационная теория П. В. Симонова

1964 - вновь предложенная Симоновым теория эмоций, в которой говорится о том, что эмоция - производная мозга и связана с удовлетворением потребности. То есть, эмоции рассматриваются как реакция организма на информационный дефицит. Эмоции, согласно этой теории, подразделяются на отрицательные и положительные. Положительные способствуют уменьшению информационного дефицита. Отрицательные напротив - этот дефицит не ликвидируют, а усугубляют, увеличивают. Впервые именно в теории Симонова эмоции приобретают позитивный характер.

Данную теорию можно представить следующим образом:

Э = fП(Ин - Ис)

Где Э - эмоция, П - качество актуальной потребности, Ин - информация о средствах, необходимых для удовлетворения эмоций, Ис - информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Из данной формулы следует вывод о том, средства удовлетворения в совокупности с потребностью ведут к возникновению эмоции.

Влияние стереотипов поведения на потребностно-мотивационную сферу потребителей

Потребительское поведение - это поведение конечного потребителя (физическое лицо или домохозяйство) покупающего товар или услугу для личного потребления. Это социальная активность, непосредственно увлеченная в обретение...

Влияние эмоций на жизнь человека

Информационная теория эмоций основана на Павловском направлении в изучении высшей нервной деятельности мозга. Павлов открыл ключевой механизм...

Информационные войны НАТО на восточноевропейском театре военных действий

Российско-грузинская война включала в себя жёсткое информационное противоборство на международной арене. По оценке абсолютного большинства обозревателей и экспертов, Россия, имея полную поддержку населения внутри страны...

Проблема мышления в различных теоретических подходах

В середине XX века на базе успехов в разработке идей кибернетики, информатики, алгоритмических языков высокого уровня в математическом программировании появилась возможность построения новой, информационной теории мышления...

Психологическая готовность беременной женщины к материнству

Филиппова Г.Г. Филиппова Г. Г. Психология материнства. Концептуальная модель М., 1999; Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез М., 1999...

Психологические сопровождения воспитания патриотизма и интернационализма у детей подросткового возраста

Для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно не только знать их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств...

Психологическое воздействие компьютера на человека

Психология творчества

Человека нельзя рассматривать в определенном контексте, полностью отрывая его от остального. Индивид одновременно и личность, и организм, и представитель определенной народности, и носитель психических функций. Выготский отмечает...

Современные теории личности

Теории деятельности человека

Потребность - это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-то. Актуализация потребности свидетельствует о том, что равновесие, гомеостаз между организмом и окружающим миром нарушен. Энергия...

Теории эмоций

Согласно теории Симонова недостаток сведений или их переизбыток ведет к неудовлетворению потребностей и, как следствие, появлению эмоций...

Теории эмоций

Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу: Э = f [П, (Ин -- Ис), …. ], где Э -- эмоция...

Чувства и эмоции

Отечественный физиолог П.В. Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу: Э=F (П (ИнИс, …)), где Э эмоция...

Эмоции

По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность, и тем, что на самом деле известно...

Эмоции человека и основные подходы к их изучению в психологии

К подобному типу подходов можно отнести и информационную концепцию эмоций психофизиолога П.В.Симонова. Согласно его теории, эмоциональные состояния определяются имеющимися у человека желанием или, как говорит Симонов...

Информационная теория эмоций П. В. Симонова, является уточнением биологической теории эмоций П. К. Анохина. Основной смысл информационной теории эмоций П. В. Симонова, в отличие от биологической теории эмоций П.

К. Анохина в том, что необходимо знать не только достижимость или не достижимость результата, но еще и его вероятность.П. В. Симонов считает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется, по П. В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Это представлено им в виде «формулы эмоций»: Э = f [П, (Ин – Ис), ...], где Э - эмоция; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) - оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин - информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис - информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.Из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности. Нет потребности, нет и эмоции.В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий. Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций. Однако в неясных ситуациях, когда человек не располагает точными сведениями для того, чтобы организовать свое поведение по удовлетворению потребности, нужна другая тактика реагирования на сигналы. Отрицательные эмоции, как пишет Симонов, и возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, что в жизни бывает чаще всего. Например, эмоция страха и тревога развиваются при недостатке сведений, необходимых для защиты. Достоинством своей теории и основанной на ней «формулы эмоций» Симонов считает то, что она «категорически противоречит взгляду на положительные эмоции, как на удовлетворенную потребность», потому что в равенстве Э = - П (Ин - Ис) эмоция окажется равной нулю при исчезновении потребности. Положительная эмоция возникнет только в том случае, если поступившая информация превысит имевшийся ранее прогноз относительно вероятности достижения цели - удовлетворения потребности.

В рамках Биологической теории эмоций П. К. Анохина эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных.Возникновение потребностей приводит, по П. К. Анохину, к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т. е. что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели.Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.