» »

О грехе пьянства, или Водка – кровь дьявола? Пьянство – это грех или нет в православии Святые отцы о пьянстве в семье.

13.04.2024

Проблема злоупотребления спиртным не является исключительно русской проблемой. Пьянство как явление греховного порядка существует во всем мире и с давних пор. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, «убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние» . Но в России проблема пьянства всегда стояла особенно остро, а в последнее время приобрела и вовсе размах, угрожающий национальной безопасности. Можно перечислять множество причин подобной симпатии русского человека к «зеленому змию», но одно можно сказать с уверенностью: «зеленый змий» сыграл в судьбах наших соотечественников ту же роль, что и «древний змий» в судьбе первых людей Адама и Евы в том смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды.

Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о нравственном здоровье человека. Это явление было отцами тщательно проанализировано и получило точную оценку в их многочисленных творениях. Квинтэссенцию всех святоотеческих высказываний о пьянстве можно выразить лаконичной и точной формулировкой святителя Василия Великого, сказавшего, что «пьянство – вражда на Бога» .

О причинах пьянства

Преподобный авва Дорофей говорил о том, что корневыми страстями, из которых происходят все остальные страсти, являются следующие три: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Однако возможно и эти три свести к единому началу, а именно к сластолюбию. Желающий прославления или обогащения желает этого не почему иному, как по стремлению жить наиболее комфортно и обеспеченно, то есть, в конечном счете, наиболее приятно для его самоощущения.

Само по себе желание жить счастливо непредосудительно, поскольку человек создан Богом для вечной блаженной жизни, и это желание и стремление к блаженству заложено в нем изначально. Но человек был создан таким образом, что блаженство вечной жизни обусловлено сокровенной связью с Богом и имеет Бога своим источником. В отрыве от Бога и связи с Ним истинного счастья быть не может, но может быть некая подмена, «суррогатное довольство», которое опирается на исконную потребность в счастье и которое находит человек, не в Боге ищущий пути к радости. Одним из таких суррогатов и стало увлечение вином, которое в силу своих природных свойств доставляет человеку временное веселие.

В силу повреждения человеческой природы путь к Богу для человека стал тернистым. «Отдай кровь и прими дух», – такими словами определяют святые отцы положенный нам путь борьбы с грехом и научения добродетели, посредством которых человек может найти радость в Боге. И потому далеко не каждый желает следовать пути, содержащим в себе такие трудности, и предпочитает более легкими путями находить радость. Но душа, которая, по словам Тертуллиана, по природе христианка, не принимает радости вне Христа, и вскоре наступает духовное опустошение, которое по необходимости надо чем-то заполнять. В итоге человек, не ведущий пути к Богу, вынужден заполнять пустоту души все тем же бесплодным поиском утешений, одним из которых выбирает винопитие. Однако суррогатный источник радости не может принести счастья и становится для человека, в конечном счете, тем «райским плодом», который приносит ему одни беды.

Святые отцы, рассуждая о винопитии, основную причину видят в неверном использовании человеком исконной потребности в радости, которая принимает качественно иную форму сластолюбия. Сластолюбивый не хочет знать меры веселия, происходящего от вина, и безмерность производит во всем его существе чрезвычайное расстройство и порабощает диаволу. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу» . Наряду со сластолюбием, причиной пьянства становится сопутствующее сластолюбию невоздержание, способствующее образованию худого навыка к винопитию. «Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай» .

О дозволенной мере

Употребление вина в меру не возбранено человеку, как это видно из Священного Писания. Господь Иисус Христос посетил брак в Кане Галилейской и сотворил чудо претворения воды в вино, умножив таким образом веселие на браке (Ин. 2: 1–11). Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею употреблять в пищу немного вина ради болезни желудка (см.: 1 Тим. 5: 23). Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что вино «дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа» .

Однако, учитывая очень низкое качество современных алкогольных напитков, особенно пива, водки и алкогольных коктейлей, производство которых ориентировано на огромный объем потребления, употребление таких напитков даже в целях поддержания здоровья желательно сократить до самых редких случаев. Некоторые святые отцы из соображений духовно-нравственного преуспеяния рекомендуют и вовсе исключить употребление спиртного. «“Не упивайтеся вином”, – говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан » .

Объясняя те крайние случаи, в которых употребление вина дозволено, святитель Феофан Затворник ссылается на мнение святителя Иоанна Златоуста, который видит благотворность употребления вина, исходя из его целебного воздействия на душевно-телесные силы человека. «Святой Иоанн Златоуст хотя разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни. “Хочешь ли, говорит, знать, что вино хорошо? Послушай слов Писания: ‘дайте сикера сущим в печалех, и вино питии сущим в болезнех’ (Притч. 31: 6)”. И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль: “Вино веселит сердце человека” (Пс. 103: 15). Другое разумное употребление вина есть питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение. “Вино, – говорит он, – дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного (апостола Павла), который пишет и говорит Тимофею: ‘Мало вина приемли стомаха (желудка) ради твоего и частых твоих недугов’ (1 Тим. 5: 23)”» . Но и этот совет более подходит для немощных телом людей, ибо «для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом» .

Исключение составляет детский и юношеский возраст. По мнению исследователей, «алкоголь чрезвычайно опасен для детей и подростков. Прием алкоголя нарушает процессы созревания нейронов (нервных клеток). Отсюда у подростков будет страдать интеллект, память, мышление, поведение. Явления опьянения развиваются быстро и могут заканчиваться оглушенностью и комой. Организм подростка еще не окрепший, и под воздействием алкоголя быстро развивается целый “букет” заболеваний» . Протоиерей Илия Шугаев в своей книге «Свобода и зависимость» рассказывает о подобном случае воздействия алкоголя на детский организм: «Один научный сотрудник, человек, казалось бы, вполне неглупый, однажды отправился на зимнюю рыбалку со своим девятилетним сыном. Приехали на машине на озеро, сделали лунку, ловят рыбу. Проходит некоторое время, собралось несколько рыбаков, решили “для согрева” выпить по 100 грамм. Показывают отцу на сына: мол, он тоже мерзнет. Ребенок сначала не хотел пить и отговаривался. Но его с аргументом: “Ты что, не мужик, что ли?” – все же уговаривают. Через десять минут парень побледнел, отец насторожился, еще через пять минут ребенок падает в обморок. Отец схватил ребенка и быстро понесся на машине в городскую больницу. Но спасти ребенка так и не удалось» . Поскольку в молодом организме все процессы проходят быстрее, то разрушительное действие алкоголя происходит более интенсивно. По статистике, более половины смертей людей в возрасте от 20 до 40 лет так или иначе связаны с неумеренным употреблением алкоголя.

Святые отцы обращают внимание на разрушительное действие вина на нравственность именно молодых людей, более склонных к худому навыку. «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращенными» . Преподобный Ефрем Сирин говорит о возбуждающем действии вина на плоть юноши. «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания» .

Отеческое обличение

Святоотеческая аргументация против винопития исходит из представления о человеке как образе Божием. Человек, будучи сотворен по образу Божию, имеет на земле цель уподобиться Богу и для достижения этой цели должен использовать все силы души и тела, данные ему Богом от рождения. Увлечение вином не только разрушает здоровье, но приводит в крайнее расстройство весь душевно-телесный состав человека, всю совокупность сил, которые по замыслу Божию должны быть направлены на достижение главной цели – единение с Богом. Поэтому пьянство становится деятельным богоборческим началом в человеке и представляет для него крайнюю опасность.

Ум по преимуществу служит в человеке начальному Богопознанию, поэтому неумеренное употребление вина, помрачающее в человеке ум, становится орудием, удаляющим человека от Бога. «Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог» . Помраченный ум уже не способен контролировать и управлять ощущениями, исходящими из сердца человека, и человек становится жертвой разнообразных страстей. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы. Если в трезвом сияет хоть малая искра разума, то в пьяном она совсем угашается. Трезвого хотя и влечет похоть к беззаконию, но совесть вооружается и противостоит, и так отводит от беззакония, а в пьяном похоть преобладает, а совесть ослабевает» .

Пьянство, как никакой другой грех, рождает множество других смертных грехов. В «Цветнике духовном» описывается следующий случай. «Однажды бес сказал египетскому пустынножителю: “Соверши один из грехов: убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя”. Пустынник подумал: “Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз – небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно”. Взявши рукоделие, пошел в город, продал все и упился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог умилостивить Бога, возвращающего кающимся прежние заслуги» . Святитель Тихон Задонский подтверждает достоверность этого случая из «Цветника», говоря о том, что «пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: “Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница”» .

Любопытен тот факт, что апостол Павел, призывая христиан не упиваться вином, указует лишь на одно из греховных последствий винопития, а именно на блуд. Святитель Феофан трактует это понятие в более широком смысле, чем мы сейчас его понимаем. «Блуд – распутство, разгульная жизнь, всесторонняя распущенность и развратность. Упивание – матерь и питательница всех пороков; и раздражительную часть оно разжигает. Святой Златоуст говорит: “Оно делает нас вспыльчивыми и дерзкими, и стремительными, раздражительными и несносными”. Но прямее всего оно размножает блудные дела. Ибо “чрево, крайне разгоряченное, пенится похотию”, как выражается блаженный Иероним» .

Нетрезвый образ жизни не только умножает грехи человека, не только расстраивает его здоровье, но приносит множество других бедствий, делая несчастными членов семьи недугующего, отнимая у него доброе имя и делая его бесполезным для общества. «Пьянство бывает причиной не только душевных, но и временных телесных зол, расслабляет тело и приводит к немощи. Поэтому написано: “Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино” (Сир. 31: 29). Пьянство приводит к убожеству и нищете. “Работник, склонный к пьянству, не обогатится”, – говорит Сирах (Сир. 19: 1). Оно отнимает славу и доброе имя; напротив, к бесславию, презрению и омерзению приводит, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку. Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу. В каком бы звании ни был пьяница, он больше принесет бед и напастей, чем пользы обществу» . «Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех» . Святитель Иоанн Златоуст добавляет, что предавшийся пьянству не только на земле лишается уважения и здоровья, но и на небе теряет все. «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание» .

Наконец, такое бедственное положение пьющего человека, поверженного в бездну греха и претерпевающего разнообразные несчастья, свидетельствует о его крайнем отчуждении от Бога и пленении в рабство диаволу. «Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием… Кто проводит время в пьянстве… тот подпал жестокой власти диавола» .

Путь к исцелению

Итак, резюмируя все вышесказанное, можно безошибочно сказать, что «пьянство – корень всех зол» и для своего исцеления требует особенных усилий со стороны самого недугующего и особенной помощи Божией. Однако проблема усложняется тем обстоятельством, что большая часть зависимых не признают себя больными и не видят нужды в лечении. Такое самосознание больного пьянством было замечено и раньше, и об этом писал еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст, замечая, что «особенно тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной» . Но особенно заметно это стало в современной России. Больным алкоголизмом в современном обществе считается лишь тот, кто периодически «уходит» в более или менее затяжные запои и с трудом выходит из них. Поэтому ежедневный рацион в несколько банок (или бутылок) пива или алкогольного коктейля, не приводящий к тяжелой форме опьянения, стал устойчивой привычкой для многих и даже похвальным элементом имиджа современного человека. Напротив, человек, не употребляющий алкогольных напитков, рискует прослыть ригористом, не умеющим расслабляться и жить в свое удовольствие.

Ошибочность такой точки зрения заключается в слишком поверхностном взгляде на проблему зависимости от алкоголя и объясняется вполне понятным нежеланием глубже вникать в суть проблемы. Форма алкоголизма, включающая такой элемент, как запой, являет в человеке уже крайнюю стадию развития страсти, тогда как начальные стадии могут оставаться незаметны невнимательному взору.

Святые отцы учат судить о присутствии той или иной страсти в человеке исходя из наличия зависимости. Если, скажем, человек не может длительное время обходиться без своего любимого мороженого, значит, он подвержен страсти чревоугодия. Если не может пару дней не раздражаться при наличии всех к тому условий, следовательно, он подвержен страстям раздражительности и гнева. То же самое рассуждение применимо к употреблению алкогольных напитков. Если человек не может долгое время обходиться без своего любимого пива, не испытывая при этом хотя бы малейшего дискомфорта, значит, он в определенной степени уже алкоголик. А если алкоголик, то необходимо пересмотреть отношение к алкоголю, так как алкоголизм – это страсть, и, как и любая другая страсть, без борьбы будет интенсивно развиваться.

Думается, приведенных рассуждений достаточно, чтобы каждый из читающих эти строки определил в себе наличие (или отсутствие) зависимости от алкоголя.

Так как же бороться с этой страстью? Во-первых, как уже было отмечено, невозможно преодолеть в себе какую-либо страсть, не признав себя больным ею. Человек, не понимающий и не признающий себя алкоголиком, не сможет вылечиться, потому что не захочет этого. Поэтому, первый шаг – это увидеть, признать и захотеть. Во-вторых, так же, как и в отношении других страстей, здесь уместно святоотеческое правило, приведенное выше: «Отдай кровь и приими Дух». То есть для преодоления зависимости необходимо потрудиться и потерпеть.

Святитель Тихон Задонский предлагает следующие средства к преодолению пьянства: «От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния» . Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает на необходимое постоянство для успеха в борьбе. «Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает… увлекающегося ею» .

Период борьбы всегда сопровождается обострениями. При воздержании телесном обостряются страсти душевные. Это происходит и при воздержании зависимого от алкоголя. Страсть требует удовлетворения и, не получая желаемого, возбуждает в душе различные иные страсти, такие как раздражительность, гнев и др. В таком случае святые отцы советуют в усиленной молитве обращаться к Богу за помощью. «Ужасна буря страстей: ужаснее она всех наружных бедствий… помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов. Во время бури сердечной единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу» .

Горячая и слезная молитва близкого человека за недугующего пьянством также может привести его к спасительному исходу. Жена одного служащего, некая Мария Гордеева, рассказала на Троицком подворье архимандриту Крониду следующую повесть о себе. «Мой муж, – говорила она, – после брака не переставал вести нетрезвую жизнь. Все свободное время он проводил в пьяных безумных оргиях. Однажды, находясь в неописуемой скорби, доходящей до отчаяния, я сидела одиноко в своей комнате и решила призвать на помощь преподобного Сергия Радонежского. Я так горячо молилась ему, что слезы лились потоком. Вдруг вижу: вся комната моя осветилась неземным светом. В этом свете идет ко мне дивный старец неописуемой духовной красоты и доброты… Подойдя, он отечески приветливо сказал мне: “Успокойся, раба Божия Мария! Молитва твоя услышана, и твой муж больше нетрезвым к тебе не придет”. Я поклонилась ему в ноги. Он меня благословил и стал невидим. Через несколько минут после этого видения раздался в нашей квартире резкий звонок. Я отворила дверь и увидела мужа. Но он совсем не был таким буйным, каким являлся прежде. Войдя в переднюю, он опустился передо мною на колени, зарыдал и стал просить у меня прощения за свою безумную жизнь и мучения, причиненные мне. После этого он сделался неузнаваемым, совершенно трезвым и достойным. И 35 лет нашей дальнейшей супружеской жизни я прожила с ним в мире и согласии» .

Человеку, желающему исцелиться от пристрастия к «зелью», необходимо помнить, что одними медикаментозными средствами, даже совместно с серьезными личными усилиями, но без помощи Божией, невозможно исцелить его болезнь. «Единый Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом» . И эта сила Святого Духа подается в святой Церкви Христовой посредством святых таинств. По это причине успешная борьба с недугом пьянства возможна лишь при условии регулярного участия больного в церковных богослужениях и периодического причащения святых Христовых таин.

Итак, вино, как и все сотворенное Создателем для нашей пользы, есть добро, «ибо всякое творение Божие хорошо, – говорит апостол, – ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим. 4: 4). «Виноградная лоза называется растением не диким, потому что вино, принятое вовремя и в меру, делает нас кроткими, служит людям залогом верности и дружбы, бывает причиною веселия, противоядием плачу, средством к истреблению лености. Для больных оно простое пособие и врачующее от разных немощей, для здоровых – подкрепление и средство к соблюдению здоровья» .

Как творение Божие вино достойно особого отношения и еще по одной причине, о которой говорит преподобный Исидор Пелусиот: «Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою» посредством участия вина в таинстве Евхаристии.

Но, если кто не уважает этого дара Божия и относится к нему с потребительским небрежением, того постигает справедливое возмездие. «Кто не уважает правил: “ничего слишком, и всего лучше – мера”, предается излишеству в вине, то оно отомстит ему за оскорбление, разломит и голову, и виски, отымет у человека силу, расслабит все тело, свяжет руки и ноги (о другом чем, более неприличном, нехорошо и сказать), и врагам и друзьям предаст на посмеяние» .

Тысячи разрушенных семей, миллионы опустошенных душ - разве стоит так дорого платить за грех пьянства? Православная Церковь неоднократно предупреждает: алкоголизм вредит вашему физическому и духовному здоровью! Но как от него избавиться?

Проблема не в винопитии, а в зависимости

Церковь не запрещает верующим вкушать вино. Более того, кагор используют во время причащения. Сам Христос на Тайной вечере взял чашу и сказал ученикам пить из нее, так как это есть Его «Кровь Нового Завета», которая прольется за грехи людей. Первым в Библии, кто попробовал вино, был Ной - тот самый праведник, семья которого спаслась после потопа. Ной только насадил виноград, потом приготовил из него напиток, выпил и… охмелел. До этого он не мог знать, как действует виноградный сок на организм человека.

Уже в Новом Завете сама Пресвятая Богородица просит Своего Сына на браке в Канне Галилейской совершить чудо. На празднике не хватало вина, и Христос претворил воду в этот напиток. Брак - это светлая дата, радостная, а вино также помогает увеселять сердце человека.

Для увеселения человеческого сердца и подкрепления физических сил в разбавленном виде вино употребляли еще до Рождества Христова, а также во все последующие века христианства.

Даже в православном календаре отдельно указываются дни, когда во время поста разрешается вкушать вино. Вот только обратите внимание: вкушать, а не упиваться. Речь идет не о грехе алкоголизма, а о поддержании физических сил человека.

Как богатство само по себе не является грехом, так и вино. Все меняется тогда, когда человек не знает меры: скапливает деньги, объедается, упивается. То есть тогда он использует ресурсы не так, как они предназначены. Вместо подкрепления физических сил после большой дозы алкоголя человек становится вялым, заторможенным, не в состоянии отвечать за свои поступки.

Справедливо о свойствах и предназначении вина говорит святитель Иоанн Златоуст: дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа.

Если говорить прямо, к нему подступает бес зависимости и тащит его в пропасть греха пьянства. Страдает сам человек, а также его близкие и друзья. Существуют разные стадии алкоголизма, самые тяжелые те, на которых человек полностью деградирует как личность и уже фактически ничем не интересуется, кроме того, как и где достать бутылку.

Все эти последствия алкозависимости указывают на то, что неслучайно водку называют кровью дьявола. Если человек имеет склонность и выпивает, то он подпитывает лукавого.

Что толкает человека на грех алкоголизма?

Чтобы подпустить к себе беса пьянства, надо отдалиться от Христа. Когда человек отдаляется, в его душе может появиться некая пустота. Кажется, что все плохо, жена не понимает, дети не радуют, начальник на работе пилит… Надо-бы расслабиться хоть как-то. Почему бы не выпить? Тем более, если это пятница после работы и компания друзей…

Повеселились, выпили, закурили, поделились проблемами, пошутили, разошлись. В следующий раз человек думает: а почему бы не повторить сценарий пятницы? Все по новому кругу, потом вновь так… Он уже привыкает, ему кажется, что появилась отдушина, есть чем заполнить пустоту.

Дальше обстоятельства складываются так, что отдушина нужна все чаще и чаще. Друзья необязательно на такое согласятся, тогда человек начинает переходить к крайностям: пить в одиночку.

Если жена или друзья укажут на зависимость, то человек очень сильно обидится: быть такого не может! Со временем он становится раздражительным, в состоянии опьянения лучше не попадаться под горячую руку.

А скольких талантливых людей погубил грех пьянства! В биографиях выдающихся личностей очень часто звучат фразы «злоупотреблял алкоголем», «не успел завязать с наркотиками», «инфаркт миокарда на фоне сильного алкогольного опьянения», «алкогольная интоксикация».

Если бы не увлечение «зеленым змием», то эти писатели, актеры, музыканты прожили бы дольше: Сергей Есенин, Модест Мусоргский, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Владислав Галкин… К сожалению, этот перечень можно продолжать и продолжать. Хорошо, если человек еще не дошел до летального исхода, рано или поздно признает, что у него действительно зависимость и с этим надо что-то делать. Тогда есть шанс исправиться. Бог поможет, если человек надеется на Него, а не на собственную гордыню и силу воли.

Как избавиться от греха пьянства?

  1. Осознать зависимость. Если человек с этим соглашается и это ему не нравится, то он действительно хочет измениться.
  2. Надеяться на Бога, а не на себя.
  3. Пересмотреть собственную жизнь, принести покаяние.
  4. Искренне исповедоваться и причаститься. Если человек соединен с Богом, лукавым духам невозможно к нему приблизиться. Когда вследствие греха связь будет потеряна, они снова начнут прямую атаку.
  5. Молиться. Своими словами, читать правила, можно с верой ежедневно читать акафист пред иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша», призывать на помощь святых, которых особо чтят в семье (например, Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский, Сергий Радонежский и так далее).
  6. Когда становится особо грустно и очень одолевает зависимость, творить Иисусову молитву и читать Евангелие. Воспоминания имени Божьего и чтение Священного Писания вообще отгоняют лукавых духов.
  7. Освящать себя принятием крещенской воды (обязательно с верой и молитвой).
  8. Можно подать записки на чтение акафистов перед иконой «Неупиваемая Чаша», Неусыпаемой Псалтыри, просить молитвенной помощи других людей.
  9. Раскаиваться в грехе пьянства и уповать на Божью милость. Понимать, что только Он, как Любящий Врач, поможет это сделать.

Конечно, мы отнюдь не отрицаем, что некоторые люди бросают пить без благословения священника, силой собственной воли, с помощью каких-то чаев, промывания мозгов…

Просто тогда вопрос выходит на новый уровень. Не делаем ли мы хуже себе в вопросе спасения? Не променяем ли мы алкоголизм на гордость, не обратимся ли за помощью к оккультистам?

А всех этих проблем могло и не быть, если бы человек знал меру. А если же у него предрасположенность, то лучше и не начинать. Поэтому в следующий раз, когда будете принимать гостей и кто-то откажется от стаканчика за чье-то здоровье, не заставляйте. Подумайте, что именно этот стаканчик может стать последней каплей в пользу разрушающего греха алкоголизма.

«Не винно вино, но проклято пьянство» (Прит. 20:1)

Одной из главных угроз здоровью людей является злоупотребление алкогольными напитками. Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в Беларуси, что выводит ее из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу.

Святые Отцы пишут, что каждый из нас имеет в себе семена всех страстей. И если пока мы к чему-то не пристрастились, в какой-то грех не впали, то это не потому, что мы такие сильные или добродетельные, а потому что Господь нас хранит. И следует всегда беречься и не надеяться на свои силы, т. е. быть смиренным. А подлинное смирение можно стяжать только в Православной Церкви.

Священное Писание не запрещает христианам употреблять алкогольные напитки. Сам алкоголь не является грехом. Но зависимость от вина, алкоголизм, не может присутствовать в жизни христианина (Еф 5:18; 1-е Кор 6:12) Христиане призваны не позволять чему - либо «господствовать» над своим телом (1-е Кор, 6:12; 2-е Пт,2:19

Cвятой Златоуст говорит:

«Вино дано для того, чтобы мы веселились, а не безобразничали, чтобы смеялись, а не были осмеяны, чтобы мы здравствовали, а не болели, чтобы исправили слабость тела, а не уничтожали душевную крепость». «Пьянство не от вина, но от безмерного употребления: вино нам дано не для иного чего, как только для телесного здоровья, но сему препятствует безмерное его употребление».

Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям

И в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено безверием, отсутствием страха Божия, невоздержанием, распущенностью, расслаблением душевных сил. Хотя вино и не греховно, но крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи, особенно в распутство (Еф. 5:18). Вино действует как средство, помогающее проникнуть страстям в еще не заблудшую совсем душу.

Грех гнездится не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека...» (Мф. 15. 19,20).

Святые отцы говорят, что пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия. Пьянство - начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог.

Святитель Иоанн Златоуст определяет пьянство как: «... - несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства». А святитель Василий Великий утверждает, что «пьянство - это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».

В православном понимании, по учению Священного Писания и святых отцов, трезвость - это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел». «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», - предостерегает апостол (1 Петр. 5. 8). «Трезвение есть хранение ума и чистота сердца», - поясняют святые отцы прп. Исихий и авва Евагрий: «Страх Божий хранит душу; трезвение же утверждает ее».

Сущность алкоголизации

Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. По определению митрополита Антония Храповицкого: «Пьянство (алкоголизм.) есть производное явление иных страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве...» .

Пьянство, равно как и алкоголизм, бывает виной многих тяжких грехов. По словам святителя Тихона Задонского:

«Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, - словом, делает человека скотом, словесного - бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяницы»

В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание - гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается такое качество как своеволие. Люди с алкогольной зависимостью - своевольные люди. Они не могут видеть себя со стороны. Внутренне, в душе алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, «есть и будет хозяином своей судьбы». Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний.

Алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия

Cам по себе алкоголизм - это поражения человека сразу в нескольких плоскостях:

  • Духовной - поскольку это страсть
  • Психологической - поскольку образуется психологическая зависимость от алкоголя, хочется получать удовольствие, а это подпитка греха пьянства
  • Медицинской (биологической) - поскольку при больших сроках и количестве употребления алкоголя алкоголь входит в обмен веществ
  • Социальной - поскольку человек становится законченным эгоистом и ему все равно что происходит вокруг, если нет алкоголя

Постоянное употребление алкоголя приводит к тяжелому заболеванию - алкоголизму или алкогольной зависимости, в основе которого лежит хроническое отравление организма алкоголем. Это хроническое отравление постепенно формирует психическую и физическую зависимость от спиртного и вызывает патологию внутренних органов, нарушение обмена веществ, центральной и периферической нервной системы, психическую и личностную деградацию.

Различают три стадии алкоголизма .

Первая - стадия психической зависимости. В этой стадии для человека становится привычным употреблять алкоголь с целью забыть о неприятностях и невзгодах, облегчить контакт с окружающими, расслабиться. Кроме того, в этой стадии у человека понижается порог чувствительности к алкоголю, то есть, чтобы достичь желаемого уровня опьянения ему требуется доза в 2-3 раза больше, чем прежде. Исчезает рвотный рефлекс, являющийся защитным механизмом организма при отравлении алкоголем.

Вторая - стадия физической зависимости. Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к изменению биохимических процессов организма, в результате регулярное поступление алкоголя в организм становится необходимым для его нормального функционирования. При отсутствии поступления алкоголя в организм у человека возникают психические расстройства, головная боль, жажда, потеря аппетита, мышечная дрожь, раздражительность, агрессия.

Третья - стадия деградации личности. Человек становится безразличным к родным и близким, пренебрегает самыми элементарными правилами морали и этики, равнодушно относится к своему поведению. У него ухудшается память, снижается интеллект.

Особая опасность алкоголизма состоит в том, что даже Господь не может сделать человека непьющим - ведь человек наделен свободной волей. Поэтому прекратить пить может только сам человек. Человеку, который встал на путь излечения, который хочет порвать со страстью винопития, нужно знать и запомнить: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным. И даже прикасаться к спиртному ему категорически запрещено. Недаром люди, входящие в группу «Анонимных алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками. Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить, также говорит сам про себя: «Я непьющий алкоголик».

Общее дело по утверждению трезвости

Когда во второй половине XIX века в связи с расширением промышленного производства и повсеместной продажей водки пьянство превратилось в России в социальное бедствие, Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.

Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».

Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и содействует утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма. В 1913 году, по инициативе служителей Православной Церкви, был проведен первый Российский День трезвости. Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости - 11 сентября (по новому стилю).

Именно в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост. В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником.

В настоящее время в храмах проводятся акции «Поставь свечу об исцелении страдающих недугом пьянства», а желающие получить выздоровление от напасти возносят молитвы к иконе «Неупиваемая Чаша», дарующей исцеление от болезней, алкоголизма и наркомании. Священники рекомендуют провести этот день в действии - сходить в храм, поставить свечу и помолиться за всех, страдающих недугом пьянства.

Важным средством борьбы с пьянством, как и со всяким грехом, является участие страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва, исполнение постов, чтение Священного Писания и творений святых.

25 июля 2014 года Священным Синодом Русской Православной Церкви принята Концепция РПЦ по утверждению трезвости и профилактики алкоголизма. В этой деятельности церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма, реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью. При этом сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству.

Библия учит нас тому, что греховно «все, что обладает» человеком (ср. Откр. 22:15). Храм Божий - будь то наше тело и наша душа - свят, и соприкосновение с нечистым может его осквернить «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор. 3:16-17). И, пожалуй, самое страшное - это то, о чем предупреждает нас святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Главное зло пьянства в том. что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание».

Источники:

  • Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, http://www.church.by
  • Диакон Виталий Зубков Православный взгляд на профилактику и лечение пьянства и алкоголизма http://www.k-istine.ru
  • Всероссийский День Трезвости - http://www.calend.ru

Александр А. Соколовский


Пьянство – грех или что говорят святые отцы о пьянстве

Пьянство - грех, губящий и разрушающий душу. Этого мнения придерживаются многие священники и святые отцы. Что с точки зрения служителей церкви, представляет собой пьянство, и почему это великий грех?

С давних времен дошли до современности рецепты приготовления вина - популярного алкогольного напитка, употребление которого веселит душу и облегчает тяготы жизни. Нет такого места на Земле, где не использовалось бы вино в качестве увеселительного средства, без которого не проходит ни одно празднование какой-либо знаменательной даты. Нет и официальных источников, в которых упоминалась бы дата создания и имя создателя столь популярного напитка. Можно даже предположить, что вино и подобные ему продукты существовали с самого начала человеческой эпохи. То же самое можно сказать и про пьянство - употребление алкоголя сверх положенной меры. Многие святые отцы с презрением относятся к употреблению алкоголя, говоря, что это грех. Что же следует понимать под словом «пьянство», и как его лечить?

Алкоголизм глазами верующих

Алкозависимость за весь свой период существования погубила миллионы человеческих жизней. Но среди погубленных немало тех, кто не увлекался алкоголем вообще, а погиб по вине пьяных.

История помнит много случаев глобального заражения людей смертельными заболеваниями, такими как:

  • чума;
  • оспа;
  • малярия;
  • туберкулез.

Человечество нашло в себе силы побороть приведенные выше недуги. Однако алкоголизм был и остается самой страшной эпидемией, от которой ежегодно гибнет в среднем 3 миллиона человек - население маленького города.

Святитель Василий Великий говорил, что грех пьянства является ничем иным, как бесом, который вселяется в человека по его же собственному желанию, вызываемому сластолюбием. Данное высказывание дает наиболее точную характеристику алкозависимости как душевному пороку. «Пьянство не дает место Господу, пьянство отгоняет Святого Духа» - писал святитель Василий Великий в своих учениях.

Человек, добровольно выбравший алкоголь в качестве средства для скрытия проблем, нагоняет на себя нечистую силу. Под действием хмельного поднимается настроение, а перед глазами часто появляются существа из иного мира. Ведь недаром в народе говорят: «Напился до чертиков». Практически все святые отцы с негативом относятся к алкоголизму. Именно алкоголизму, а не умеренному употреблению алкоголя. Распитие вина или подобных ему напитков в ограниченных дозах, по мнению некоторых священнослужителей и даже врачей, не вредит ни рассудку, ни здоровью. Наоборот, принятие небольшой (до 50 грамм) дозы некрепкого спиртного может способствовать излечению от некоторых заболеваний.

Например, апостол Павел рекомендовал Тимофею, своему ученику, впредь не пить одну только воду, а употреблять немного алкоголя (в данном случае вина), чтобы избавиться от проблем с желудком. Обращаясь к материалам, которые писали древние священнослужители, находится множество мнений как о вреде, так и о пользе горячительного. Так, святой Иоанн Златоуст выдвинул идею о своеобразном способе лечения болезней с помощью небольших каждодневных доз алкоголя. Однако грань между пользой и вредом от хмельного очень тонка. И алкогольное пристрастие, безусловно, губит человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты из жизни. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что алкоголизм - грех.

Как и почему возникает пристрастие

Во все времена версии появления алкогольной зависимости были разными. К примеру, в период СССР алкоголизм имел бытовой характер, и считалось, что его возникновению способствовали как внешние факторы, так и генетически заложенные личностные качества.

  • В основном, причины были следующими:
  • плохое окружение человека;
  • резкие перемены в жизни;
  • постоянное нахождение в стрессовом состоянии;
  • неустойчивое экономическое положение в стране;
  • наследственная предрасположенность.

Как видно, мнения были довольно субъективными и разбросанными, что характерно для времен Советского союза. Однако тех относительных версий недостаточно, чтобы в полной степени объяснить причину появления такого страшного порока, как пьянство.

В православии, обращаясь с этой проблемой к древним учениям служителей церкви, можно найти множество ответов на поставленный вопрос.

Так, преподобный авва Дорофей считал, что основной источник всех слабостей, в том числе и зависимости от спиртного, человека кроется в трех его моральных качествах:

  • Славолюбие.
  • Сребролюбие.
  • Сластолюбие.

Последнее качество сильнее всех остальных, и поэтому именно оно влияет на человека коренным образом. В двух словах, сластолюбие подразумевает собой желание жить лучше других и быть прославленным. В этом ничего плохого нет, ибо человек создан Богом для вечной блаженной жизни. Но эта жизнь требует непосредственной близости к Богу, так как Он является ее источником. Без непосредственной близости к Богу вечного блаженства нет и быть не может. Зато ему на смену способно прийти некое «суррогатное удовольствие», предназначенное для удовлетворения человеческой потребности в счастье. Одним из таких суррогатов является алкоголь, употребление которого не приближает к Богу и не делает человека по-настоящему счастливым. Однако пьяница не ведает об этом, продолжая и дальше развлекаться вином.

В конечном счете это приводит его к греху - алкогольному пристрастию, ложному блаженству, в котором нет места настоящему счастью. Вино, или иное спиртное, в данном случае выступает в роли райского плода, что приносит своему вкусителю лишь беды да неприятности.

По мнению святых отцов, настоящей невыдуманной причиной пьянства является не что иное, как неумение человека правильно воспользоваться своей потребностью в счастье. Это неумение вытекает из сластолюбия, так как для сластолюбивого нет меры в вине, что в конечном счете вызывает в теле такого человека откровенные муки и злобу.

Как избавиться от пристрастия

Как найти в себе силы побороть великий грех пьянства? Нет ли такой возможности? Есть! Но полная и безоговорочная победа над зависимостью требует огромного объема физической и духовной работы над самим собой, так считают святые отцы. Дорога назад есть, но она со всех сторон обложена сложными препятствиями, которые предстоит пройти. Первое нелегкое препятствие заключается в том, чтобы наладить связь с Господом, уделить внимание заповедям, молитвам, постам, искреннему покаянию. Надо вновь обрести веру. Господь не любит гордых и прощает всех тех, кто покаялся, поэтому необходимо смирить свою гордость и честно признаться себе в своем грехе.

Второй этап излечения от пьянства подразумевает признание себе в своих ошибках, а также в том, что проблема кроется в самом человеке, а не в окружающих. Чтобы преодолеть пристрастие, так или иначе придется осознать свою любовь к спиртному. Это отнюдь не легко, как может казаться. Некоторые не хотят всерьез воспринимать зависимость как страшнейший грех, обосновывая это тем, что не все еще так плохо и, если это понадобится, в любой момент можно завязать с вредной привычкой. Нет, это не так. Неправда еще никого не спасала.

Нужно, чтобы признание себе в алкогольной зависимости не являлось пустыми бессмысленными словами. Оно обязательно должно быть искренним, животрепещущим. Только так удастся вызвать непреодолимое желание жить полной жизнью.

Будет лучше, если во время исцеления после пережитого пьянства приближенные бывшего пьяницы не бросят своего родственника и будут его поддерживать следующим образом:

  • всячески подбадривать, настраивать на жизнь, в которой нет алкоголя;
  • обращать внимание на его неудачи и успехи;
  • стараться всеми силами показать ему, что он не один;
  • также пользу принесут походы в церковь и чтение специальных молитв.

Совместное участие в решении проблемы всегда приносит хорошие плоды. Помогая человеку в трудную минуту, мы показываем ему, что его судьба не безразлична, и что ему есть ради чего жить. Безвозмездная любовь и искреннее желание способны искупить даже такой грех, как пьянство. Ложь и вранье при этом здесь ни к чему. Они губят человека, а по мнению святых отцов, Бог прощает грехи лишь тех, кто во всем сознался и покаялся. Избавление от пороков, связанных со злоупотреблением алкоголя, потребует от пристрастившегося титанических усилий и максимального терпения. Без них нет пути назад.

Ответить на пост

Д. А. Авдеев

С точки зрения врача

Миллионы людей в нашей стране, да и во всем мире, страдают пристрастием к спиртному, принося немало бед себе и ближним. Действительно, алкоголизм - страшное зло, которое «пожирает» и женщин, и престарелых людей, и даже детей. Поначалу те, кто пристрастился к выпивкам, еще могут остановиться, удержаться от соблазна, сказать себе: «Нет». Но со временем это сделать бывает все сложнее и сложнее. В конечном итоге развивается болезнь, разрушающая плоть и душу человека.

По самым скромным подсчетам около семи миллионов человек в России страдают хроническим алкоголизмом. Это официальная статистика, но, уверен, не реальные данные. На самом деле положение ужасающее! К примеру, вот такой факт. По опубликованным данным, половина 13-ти летних подростков употребляет алкоголь.

Пьянство - это бедствие. В вине «топят» неудачи, неразделенную любовь, семейное неблагополучие или супружескую измену. Причиной пьянства могут стать разочарование в себе, предательство друзей. Немало и тех, которые снимают подобным образом стрессовую напряженность и высокий темп жизни. Всех причин невозможно и описать.

Спиртное приобретает свойства наркоза, снимающего раздражение, гнев, обиду. Эти обстоятельства и провоцируют многих людей к выпивке. Но рано или поздно возникают проблемы, перерастающие в серьезные жизненные несчастья.

Человек, избирая такой путь «укрытия» от проблем, трудностей или скорбей, начинает жить не в реальном, а в иллюзорном мире. При этом проблемы его не разрешаются, а многократно умножаются. Водка - это не победа, это всегда поражение. Пьянство - путь в тупик, путь к погибели душевной и телесной.

Другим важным обстоятельством, способствующим алкоголизации является уныние или, выражаясь медицинским термином, депрессия. Особенно это относится к невротической депрессии, формирование которой напрямую связано с внутренними духовными проблемами.

Депрессия - это самый распространенный синдром среди душевных заболеваний. 60% в структуре психической патологии - депрессивные расстройства. 5% населения Земли страдают этим душевным недугом.

Поэтому порой более важно прежде всего усмотреть в себе склонность к унынию и с Божией помощью преодолевать ее.

Истоки «алкогольной» личности

Как показывают наблюдения, путь к пьянству начинается с ранних лет. Усвоение алкогольных ритуалов происходит задолго до первого знакомства со спиртным. Маленькие дети, сидя за праздничным столом, «играют во взрослых», разливая фруктовый сок по бокалам, а затем с гримасой на лице выпивают «детское вино» под одобрительный гул родителей и гостей.

Нет сомнения в том, что уже в это время в сознании ребенка начинает формироваться представление об алкоголе как об универсальном спутнике взрослой жизни.

Специалисты утверждают, что к 11-12 годам у подростков формируются вполне устойчивые стереотипы отношения к пьянству.

Нередко, избалованный «усилиями» родителей, бабушек и дедушек, ребенок со временем трансформируется в претенциозную личность, которая требует непременного удовлетворения всех своих потребностей. Если этого не происходит, то возникают разочарование, гнев, чувство досады... и желание «забыться в вине».

На путь пьянства подростка подталкивает и атмосфера бездуховности, греха, которую он видит во «взрослом» обществе и, в первую очередь, в своей семье. Пьянство родителей уродует душу ребенка. Сердце обливается кровью, когда видишь истерзанных этим горем детей, лишенных внимания, ласки и заботы отца-алкоголика (а теперь, нередко, и матери).

Как помочь страждущим недугом пьянства

Поговорим о лечении этой болезни. Что предпринимают медики для помощи лицам, страдающим недугом пьянства? Общепринято использование всевозможных дезинтоксикационных растворов; психотропных средств; препаратов, вызывающих отвращение к алкоголю посредством выработки отрицательного условного рефлекса; общеукрепляющих средств и витаминов, а также многое другое. Это то, что касается тела.

Квалифицированный психолог или психотерапевт пытается вскрыть глубинные психологические корни возникновения пьянства, анализирует характерологические особенности человека, его семью и социально-бытовые условия. Затем специалист дает советы и рекомендации, обучает бороться со стрессами, преодолевать конфликты и т. д. В ряде случаев проводятся различные психотерапевтические процедуры, эффект от которых тем выше, чем ярче осознанное желание самого человека освободиться от этого бремени и вернуться к полноценной жизни.

Таким образом, психотерапевт становится как бы попутчиком и помощником пациента на этом сложном пути, который он непременно преодолевает сам.

Алкоголизм - это болезнь. Но болезнь более всего духовная. В основе пьянства, употребления наркотиков - духовная опустошенность, неудовлетворенность жизнью, утрата смысла бытия. Святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Отсюда понятно, что только медицинскими методами страждущему не помочь (в данном случае я имею в виду классическую медицину, а не ту оккультную практику, которая «прилепилась» ныне к наркологии, и которую в виду сильнейшей опасности и духовной пагубы надо категорически избегать).

Убеждения и медикаменты не всесильны. Для преодоления недуга необходимо искреннее раскаяние пред Богом в таинстве Исповеди, молитвы ко Пресвятой Богородице и Святым угодникам Божиим.

Злостное пьянство может быть следствием влияния злых духов на человека. Спаситель наш пришествием своим не уничтожил совершенно власть дьявола, а только ослабил его влияние на людей и дал нам средства отражать дьявольские козни. Этими душеспасительными средствами являются вера, призывание имени Христа Спасителя, молитва, пост, и, конечно же, святые таинства Исповеди и Причастия. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас», - говорит апостол Иаков.

Кстати сказать, в состоянии алкогольного делирия (белой горячки), люди видят устрашающие образы (яркие зрительные галлюцинации, как трактует эти явления психиатрия). Причем все видят одно и то же - бесов.

Если в сердце больного алкоголизмом есть место вере Христовой, то следует напоминать ему о том, что он опутан узами греха. Нужно знакомить его с началами Православной веры, приводить примеры исцелений, которые Господь дарует раскаявшемуся грешнику. Обо всем этом надлежит говорить православному врачу и смиренно призывать Господа на помощь во исцеление страждущих.

Если родственники больного верующие люди, то они должны усердно молиться за него дома и в храме, позаботиться об освящении жилища (если оно не освящено). Надо убеждать заблудшего постоянно носить нательный крест, читать молитвы, с верой и благоговением употреблять освященную воду.

Только верой и терпением, только через покаяние и милость Божию можно исцелиться по-настоящему. Другого пути нет.

Святитель Тихон Задонский писал: «Привыкшим к сей пагубной страсти надобно крепко вооружиться против мучительства ее, стоять, не поддаваться, молиться и призывать всесильную Божию помощь!»

Следует сказать, что так и искореняли пьянство в православных обществах трезвости. Условиями исцеления были покаяние, молитва, чтение святого Евангелия, церковные Таинства.

До революции только духовенством на тему трезвого образа жизни издавалось 32(!) журнала. Известно, сколь велик был вклад в это делание ныне прославленного в лике святых Царя-мученика Николая. И сейчас по молитвам к св. Царю Николаю многие страждущие этим недугом получают благодатную помощь и укрепление.

Часто на прием приходят люди, именующие себя православными, с просьбой помочь им избавиться от пьянства. Но когда речь заходит о покаянии, борьбе со страстями и пороками, самопреодолении, стремлении к христианскому благочестию, молитве, то, к сожалению, души некоторых из них остаются глухими и невосприимчивыми. Вместе с тем постоянно звучат пожелания назначить им «сильнодействующие уколы» или прописать «какие-нибудь лекарства от водки»... Но лекарств «от водки» не существует!!!

Как правило, встречи эти заканчиваются безрезультатно и повторных визитов более не отмечается. Конечно, очень жаль, что так происходит.

Псевдолечение

И помните: кодирование и иное ему подобное воздействие на душу и тело человека - это бесовщина.

Французское слово «код» происходит от латинского - «начертание». В процессе кодирования через это начертание (ритуальное) к человеку привлекаются бесы, которые отныне и будут «помогать» ему не пить водку, или не курить, или будут «сушить» его - «помогать» худеть.

Святое Евангелие говорит о необходимости в качестве условия исцеления покаяние страждущего для прощения грехов. О покаянии эти «лекари» и не вспоминают.

Пьянство, которое возбуждается бесами при собственном слабоволии и безответственности, не пройдет без молитвы и поста, без сокрушения сердечного, без спасительных Таинств Церкви. Гипнологи и кодировщики не придают этому никакого значения.

Метод кодирования приобрел широкую огласку в средствах массовой информации, а его главные исполнители жаждут признания и славы. Некоторые из них откровенно называют себя «чудотворцами», людьми «особой миссии». Этим псевдоцелителям и неведомо, что дар исцелений Господь подавал подвижникам веры, делателям непрестанной молитвы, смиреннейшим из смиренных.

Известно также, что святые отцы и жены, имевшие этот Небесный дар проводили жизнь свято. Кодировщики же и не помышляют о святости и благочестии.

Врагу нашего спасения, в конечном итоге, даже не важно - пьет человек или нет (отчасти этим объясняются некоторые случаи «выздоровлений»). Важно другое: к кому обращается человек за помощью - к Богу или к сатане?

А как страдают эти закодированные люди? Ведь грех так и остался в их душах нераскаянным. Он может лишь поменять свой облик. Отсюда у них частые депрессии, жуткая раздражительность, тревога. Нередко возникают тяжелые соматические заболевания. И удивляться, как видно из сказанного выше, не приходиться. Сторонитесь такого «целительства» и отговаривайте от него тех, кто будет с вами советоваться по этому поводу.

Закодированный пребывает в жутком напряжении душевных сил. Такое, с позволения сказать, «лечение» приносит людям явный вред и страдания.

По милости Божией многие люди исцеляются от недуга пьянства

Мне лично известны случаи чудесных исцелений. Один мой знакомый, понимая, что гибнет, взмолился Царице Небесной. Воззвал к Ней из глубины души, от всего сердца, и получил мгновенное избавление от пьянства. Стал устраивать жизнь по-христиански, воцерковился. Он как бы родился вновь.

Недалеко от Москвы, в городе Серпухове расположен Высоцкий мужской монастырь. Одна из главных его святынь - чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сколько людей обрели здесь душевный мир и расстались с коварным «зельем», известно лишь Господу и Пречистой Его Матери! Но их множество.

Спросите с себя

Помогая ближним преодолеть это пагубное пристрастие, надо взглянуть внутрь себя. Как справедливо пишет иеромонах Аристарх (Лоханов): «Не надо ли вам принести покаяние за те страдания, которые испытывает ваш ближний? Нет ли здесь и вашей вины? Родители могут припомнить, что, как бы шутя, давали выпить спиртного сыну или дочери - подросткам. Всегда ли вы сами были образцом трезвости или умеренности в употреблении вина? Не потому ли начал выпивать ваш супруг, что вы долго не желали разрешить семейный конфликт? Нет ли у вас повода для покаяния, если вы, помня лишь о своих делах и заботах, не замечали, что ваше чадо потеряло интерес к учебе, стало изворотливым и хитрым, приходит с дискотеки с расширенными или суженными от употребления наркотиков зрачками? Думается, что всегда есть повод для покаяния. Наложите на себя пост, усильте молитву, поисповедуйтесь и причаститесь Святых Таин.»

Что важно предпринять человеку, решившему искоренить греховный недуг винопития?

Перечислим некоторые положения:

Осознать, что пьянство - тяжкий грех.

Принять глубокое, твердое решение не пить спиртное.

Не поддаваться уговорам, насмешкам со стороны недоброжелателей, «дружков»-собутыльников.

Продумать варианты своего поведения:

а) в трудных жизненных обстоятельствах;

б) за праздничной трапезой, если на столе спиртное.

Научиться трудиться и с пользой для души и тела отдыхать.

Не пребывать в праздности. Стремиться быть полезным людям.

Пособие против страсти пьянства

(по творениям святителя Тихона Задонского)

1. Юным людям не дозволять пить пьянящего питья, ибо юный быстро привыкает.

2. Совершенным мужам без нужды не употреблять вина.

3. Помнить, что от этой страсти привыкшие к ней трудно освобождаются, и многие так и умирают.

4. Привыкшим к сей страсти против нее вооружиться, и истрезвившись, милосердному Богу молиться, плакать, чтобы от нее освободил.

5. Помышлять им, что пьяницы многие, уснув пьяными, умирают, и от сего века переходят без всякого чувства и без покаяния, что страшно.

Приводить им на память случающиеся во время пьянства несчастья: соблазны, ссоры, драки, также приключающиеся мечтания, страхи, недуги и всего тела расслабление, и сравнивать трезвое житие с состоянием пьяных.

МОЛИТВА СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

Господи, призри милостивно на раба Твоего (имя рек) , прелыценнаго лестию чрева и плотскаго веселия; даруй ему познати сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов. Аминь.

Из книги «В ПОМОЩЬ СТРАЖДУЩЕЙ ДУШЕ. Опыт врачебного душепопечения»