» »

Новочеркасский собор время работы. Новочеркасский вознесенский собор

16.04.2024

В 2005 году жители Новочеркасска отмечали двойной юбилей - двухсотлетие города и закладки в нём храма. К этим торжествам было приурочено окончание работ по реставрации соборного фасада. Его облик был восстановлен в соответствии с рисунками и чертежами начала прошлого века. На очереди монтаж хрустальной инкрустации, столь славившейся в прежние годы.

«Второе солнце Дона», Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске на площади Ермака — главный храм донского казачества. Он по праву считается одним из самых величественных и красивых соборов в России и третьим по величине после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.



Собор виден на многие километры окрест, в том числе с рек Аксай и Тузлов, омывающих возвышенность, на которой стоит Новочеркасск. Высота его колокольни достигает 74,7 м, а по высоте купола он занимает в России седьмое место. Крест, которым увенчан главный купол, инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, ограненными алмазной гранью. Преломляясь на них, свет сияет так ярко, что собор стали называть «вторым солнцем Дона».Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу».

Чтобы соорудить здание подобных размеров, потребовалось построить для его нужд кирпичный завод, электростанцию и линию водопровода. Для того чтобы избежать риска обрушения, была создана специальная лаборатория, в которой проверялся на прочность весь строительный материал.

В начале XX века Новочеркасский кафедральный собор был оборудован уникальной системой вентиляции и отопления, которая явилась по тем временам настоящим прорывом в технической мысли. Благодаря смелым инженерным разработкам не только создавалась комфортная обстановка внутри храма, но и, что очень важно, обеспечивалась сохранность живописи иконостаса и стенных фресок. К сожалению, ныне она утрачена.

Кроме этого, Новочеркасский собор был знаменит своим внутренним убранством. Его пол покрывали мраморные плиты, специально изготовленные во Франции и Италии.

В нижнем храме-усыпальнице, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, установлены саркофаги из французского и итальянского мрамора. Здесь покоятся останки основателя столицы донского казачества «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова (графа и генерала кавалерии), героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова и Петра Яковлевича Бакланова, а также прах архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). Здесь же — как символ вечной встречи человека с Богом — находится просторная крестильня. Из подвала, глубиной в 15 м, в Дом офицеров (бывший архиерейский дом) ведет подземный ход.


Величественным памятником истории и архитектуры собор стал не сразу. Он был заложен и освящен в праздник Вознесения Христова еще в 1805 году, при основании города. Сначала построили деревянную церковь. Возведение же каменного соборного Храма войска Донского в 1811 году было осуществлено по проекту итальянского архитектора Алоизия (Луиджи) Руска, в то время строившего многие здания Санкт-Петербурга. К работе он приступил по просьбе Матвея Платова. Строительными работами руководил сначала родной брат архитектора. Затем, после войны с Наполеоном, дело братьев Руска продолжили губернский архитектор Амвросимов, войсковые архитекторы Иосиф Вальпреда и Фомин. И наконец, архитектор из Симферополя Колодин, приглашенный наказным атаманом Кутейниковым через министерство внутренних дел исследовать трещину, которая образовалась под одним из храмовых окон в 1828 году.



Однако войсковой канцелярии показалась неподъемной сумма, обозначенная Колодиным на слом стен, ведь к тому времени на строительство собора уже было потрачено 900 000 рублей. Все оставили как есть. Потому неудивительно, что дважды (в 1846-м и 1863 годах) при сведении головного купола храма основная часть здания обрушивалась. Причем потерпел крах и план строительства, составленный в 1847 году архитектором Константином Андреевичем Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя). И только в 1900 году собор был построен, правда, пока только «вчерне» — по доработанному в 1891 году проекту архитектора Ященко, высочайше утвержденному в 1893 году. Летом 1904 года завершились деревянные и художественные работы, был установлен мраморный иконостас. Но из-за того, что на освящение собора не приехал Николай II, была открыта только Покровская церковь. Для служб Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор открылся лишь 6 мая 1905 года. И, как оказалось, совсем ненадолго

.

Вскоре настало время смут и революции, и храм был закрыт. В лихие 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы, превратив собор в хранилище для горюче-смазочных материалов. Во время немецкой оккупации (в августе 1942-го) храм открыли для богослужений. А после окончания Второй мировой войны в просторных подвальных помещениях храма хранились зерно, мука, пивной солод, сахар и прочее продовольствие. Но в верхнем храме изредка проводили службы.Спасительным для постепенно разрушавшегося здания Свято-Вознесенского кафедрального собора стал 1953 год. После смерти Сталина храм попал в поле зрения историков. Здесь начались ремонтные работы, как внутренние, так и фасадные. В 1974 году зданию присвоили звание памятника архитектуры местного значения, а в 1995-м — федерального. Крупномасштабная реставрация продолжается с 2001 года по сей день.Но так или иначе, спустя почти столетие кафедральный собор вновь открыт для богослужений, треб и посещения. Каждый может зайти сюда, почувствовать красоту и масштабы этого уникального храма, чья судьба сложилась так же непросто, как и судьба нашей страны на переломе эпох.

Внешнее и внутреннее убранство храма.

Внутреннее убранство Вознесенского собора

Новочеркасский войсковой Вознесенский кафедральный шестиглавый собор построен в ново-византийском стиле. Выполнен из кирпича. Вес собора – 135 тысяч тонн, высота (с центральным крестом) – 74,7 м, полная высота внутри храма - 51,2 м, подвальное помещение глубиной 15 метров, подземный ход из которого ведет в Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров). В помещения нижнего подвала ведут две чугунные лестницы: одна винтовая с 70-ю ступенями и 3-мя площадками, другая с 51-й ступенькой и 5-ю маршами. На хоры ведет чугунная лестница, имеющая 9 маршей из 62 ступеней и 9 площадок. А на колокольню - лестница из 4-х маршей с 48 ступенями и 5 площадками, а затем винтовая лестница с 56 ступенями. Всего же на колокольню ведет до 200 ступеней.

Главный престол собора освящен в честь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Кроме того имеется еще два придела: во имя Воскресения Христова и иконы Божией Матери «Одигитрия». Все три иконостаса изготовлены из трехцветного мрамора превосходной работы по эскизам русских мастеров. Все живописные и орнаментные работы исполнены Обществом русских художников. Богатый орнамент представляет собой прекрасный образец убранства древних церквей Византии, с ее богатыми яркостью фантазией и торжественной гармонией красок. На фасаде собора расположены часы с боем диаметром около двух метров. Над часами в небольшом углублении расположен список с образа Донской иконы Божьей Матери, а в углублении над дверными створками главного входа образ Христа Благословляющего.

Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу ».

На одну службу храм вмещает 5 тысяч человек. В соборе имелась уникальная отопительная система, которая ныне утрачена. Весьма интересна была и система вентиляции, позволяющая сохранить фрески и иконостасы в их первозданном виде. В Храме-усыпальнице – так называемом Нижнем Покровском храме – так же, как и в верхнем, регулярно совершаются богослужения. И священники, в большинстве своем, считают Нижний храм более теплы и уютным. Гостю Нижнего храма открывается потрясающее и завораживающее зрелище: мраморные саркофаги, хранящих останки Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, знаменитого «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова , героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Якова Петровича Бакланова . Направо от усыпальницы находится просторная и светлая крестильня.

История соборного храма.

Первый вариант собора (1811-1846)

Второй вариант собора (1850-1863)

Третий вариант собора (1893-1904)

Заложен собор в Новочеркасске был в 1893 году, а освящён и открыт - в 1905 году. Как известно, первый собор хотя и чисто символически, но всё же был заложен ещё при основании Новочеркасска в 1805 году. Автором проекта первого собора в Новочеркасске был Луиджи Руска . Грандиозный собор предполагалось возвести в стиле русского классицизма. Собор должен был стать крупнейшим в Российской империи, так как более крупные -Исаакиевский в Петербурге и Христа Спасителя в Москве - заложат только лишь в 1818 и в 1832 годах. Строительство собора шло с большими перерывами до 1846 года. И вот, 29 августа в 9 часов вечера, как доносил донской атаман Власов императору Николаю I, «собор внезапно обрушился и большая часть этого великолепного здания превратилась в развалины». Постигшая строителей собора неудача привела донцов в уныние: 40-летний труд пошёл прахом. Срочно был заказан новый проект войскового храма. Его разработал автор проекта московского храма Христа Спасителя архитектор К.А.Тон . Но из-за высокой сметной стоимости его проект был отклонён. Следующий проект стоимостью в 640 тысяч рублей разработал академик И.О.Вальпреде . Проект второго варианта был выполнен в смешанном стиле: наряду с присущими русским храмам элементами явно просматривалось также влияние псевдоготики. После утверждения этого проекта в апреле 1850 года, новый вариант войскового храма был заложен в ноябре этого же года. На этот раз собор было решено возводить уже не из "грушевского камня", качество которого явилось одной из причин обрушения, а из кирпича. Однако и по поводу его качества сразу же стали возникать разногласия. Сомнения эти привели к пятилетней приостановке строительства. Однако начавшемуся строительству опять не повезло. Поспешность кирпичной кладки с непродолжительной её просушкой в конце концов привела к тому, что в полночь с 10 на 11 июля 1863 года главный купол храма обрушился внутрь сооружения. Заодно он увлек за собой часть одного из малых куполов и пять боковых сводов. Затем было много различных предложений как по достройке уже существующего сооружения, так и по его сносу и постройке нового. В итоге было принято решение: собор с обрушившимся куполом разобрать, а на его месте начать строительство нового. Этот план и утвердил 17 мая 1880 года император Александр II . В результате проведенного конкурса торговый казак Н.И.Лимарев получил подряд на слом собора, разборка которого закончилась в октябре 1882 год.

Проект третьего варианта собора был разработан донским войсковым архитектором А.А.Ященко , незадолго до этого ставшего академиком архитектуры. Александр Александрович предложил проект собора в нововизантийском стиле. Проект был принят. Но, поскольку Ященко скоропостижно скончался в 1893 году, при нём успели лишь произвести заготовку строительных материалов, довести углубление котлована до проектной глубины и начать возведение фундамента. Руководить строительством теперь стал архитектор И.П.Злобин. В 1986 году инспекция обнаружила кучу недостатков в строительстве, на котором, как оказалось сильно "экономили". Строительство в очередной раз было приостановлено и продолжено после назначения руководителем - инженер-полковника К. Х. Лимаренко, как раз закончившего строительство православного собора в крепости города Ковно . По ходу строительства Лихмаренко предложил и воплотил множество оригинальных решений. Например, первым в России применил бетон и железобетон. К концу 1900 года собор был внешне уже закончен. А в 1901 году закончились штукатурные и лепные работы. Таким образом, всего через 10 лет с момента начала работ, над зданиями и сооружениями Новочеркасска вознеслось на 75 метров вверх грандиозное сооружение, по своим размерам уступающее лишь храму Христа Спасителя да Исаакиевскому собору. 6 мая 1905 года (то есть практически через 100 лет после его закладки 18 мая 1805 года) новооткрытый войсковой Вознесенский кафедральный собор наконец-то освятили. На этом трудности в его судьбе не прекратились.

Временный собор.

Почти столетнее строительство каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора стало бы невозможным, если бы рядом с ним не работал все эти годы изо дня в день ВРЕМЕННЫЙ (в течении 99 лет - !) деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор.

Именно эта деревянная часовня-храм стала с 18 мая 1805г., т.е. после освящения в ней места под новую столицу и новый соборный храм, основанием для временного деревянного Вознесенского собора. До 1809г. эта часовня-храм являлась единственной церковью (собором) во всем столичном городе. Но затем появились деревянные молитвенные дома Троицкий и Александровский, а также деревянная Димитриевская (кладбищенская) церковь. 8 октября этого же 1809 г. Вознесенский храм был вновь освящен, так как в нем устроили и освятили "придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии" . В 1811 г. неподалеку от деревянного собора стал строиться каменный Войсковой Вознесенский собор, строительство которого затянулось до 1905 г. и поэтому все функции Войскового собора пришлось выполнять ВРЕМЕННОМУ деревянному.

В 1904 г., т.е. через 99 лет после его постройки в виде часовни-храма, деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор был закрыт и разобран, так как рядом уже закончилось строительство 3-го варианта каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора. Верно прослуживший казачеству на протяжении почти ста лет, ВРЕМЕННЫЙ деревянный Вознесенский кафедральный собор "был разобран и перенесен в богоугодные заведения" города.

Почти вековая драматичная история строительства трех вариантов каменного Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске затмила в сознании людей скромные 99 лет повседневного служения во ВРЕМЕННОМ ДЕРЕВЯННОМ Войсковом Вознесенском соборе. Но судьба каменного собора немыслима без судьбы деревянного собора, ибо каменный поднялся до вершины "Второго солнца Дона" именно потому, что рядом все эти почти 100 лет строительства работал временный деревянный Вознесенский кафедральный собор.

История и современность.

В послевоенные годы Вознесенский собор так и жил двойной жизнью. В подвалах хранилось то зерно, то сахар, то мука, то другие продукты и материалы, а наверху шли церковные службы, собиравшие в разные годы и на разные праздники различное количество верующих и неверующих. В 1950 году разобрали фонтан на Соборной площади, в котором освящали воду. В 50-е годы с большим трудом удалось провести живописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска. В 60-е годы вновь нависла угроза закрытия собора в связи с усилением антирелигиозной пропаганды и требованиями построения атеистического и коммунистического общества уже в начале 80-х годов. Как же можно было войти в коммунизм, объявленный Н.С.Хрущевым , при работающих церквях и в частности, действующем соборе? Но жизнь брала свое. Каждая такая идеологическая компания приходила и в скором времени уходила. Собор выстоял. Он продолжал действовать, несмотря ни на внешние причины, ни на внутренние раздоры. В конце 70-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации собора. Но средств явно не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только "лицевую" часть западного фасада. Попытки хотя бы частично восстановить разрушающуюся внутреннюю роспись, в частности, на хорах, также давала печальные результаты. Средства уходили, а живопись продолжала осыпаться.

15 мая 1993 г. в Вознесенском соборе проходила церемония торжественного перезахоронения останков великих людей Дона: генералов Платова, Орлова-Денисова, Ефремова и Бакланова, а также Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна в усыпальнице собора.

Вознесенский собор до реставрации

Под сенью соборного храма в гробницах,

Донских генералов останки лежат

И подписи скромно о доблестных лицах

Их верным потомкам Донцам говорят:

Как честно при жизни Престолу служили

Вожди-генералы, как бились в боях,

Когда, где и как свои очи смежили,

Когда в это место положен их прах.

Напротив, пред Спасом мерцают лампады,

Вокруг нерушимо простерся покой,

И, чувствуя прелесть небесной отрады,

Стоял я безмолвно с поникшей головой.

Прошли долгие годы со дня закладки войскового Вознесенского кафедрального собора, за которые он вобрал в себя бездну человеческих судеб, радостей и тревог жителей и гостей Новочеркасска, нередко трагическую, но в целом славную историю Донского края . В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Отделали заново и купола, обустроили площадь вокруг собора, установили несколько памятников. состоялось включение архитектурно- художественной подсветки Войскового Вознесенского Кафедрального собора. Проектом предусмотрено использование светильников создающих узконаправленные пучки света, а также фонарей заливного света.

Благодаря использованию в проекте заливающего света специалисты добиваются передачи общей объемно-пространственной формы архитектурного сооружения. Узконаправленные пучки света позволяют подчеркнуть элементы декора. Светильники установленные в пяти звонницах создадут эффект «лампады» - светящейся изнутри. Уникальность этому объекту придаёт проекция на фасадной части собора, выполненная с помощью оборудования австрийской компании Pani. Автоматизированный модуль смены слайдов рассчитан на 32 картины.

Проекции на библейские темы, а также использование работ мастеров фламандской живописи (Пауля Рубенса «Вознесение Христа») создаёт впечатление божественного присутствия. Включение изображений производится по христианским праздникам. Еще одной особенностью данного оборудования, является то, что проектор можно устанавливать под углом к поверхности, на которую производится проецирование. Мощность проектора составляет 6 кВт, что дает достаточно яркое изображение даже в сумеречный период. Специальная система оптической коррекции исправляет трапециидальные искажения, а конденсорная система объектива дает четкое и крупное изображение.

Убедиться в уникальности и великолепии Вознесенского кафедрального собора вы можете, просмотрев предложенный

Среди наиболее ярких произведений русского храмового зодчества особое место занимает Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске. Это величественное сооружение по своим размерам уступает только Храму Христа Спасителя в Москве и Санкт-Петербургскому Исаакиевскому собору. За годы своего существования он стал истинным памятником Донскому казачеству с его нелёгкой и полной драматизма историей.

Основание первого собора

В 1805 году, когда был основан город, сразу же был заложен и Вознесенский собор Новочеркасска. Однако по ряду причин его строительство началось лишь через шесть лет, в 1811 году. Работы велись под руководством автора проекта, убеждённого приверженца классицизма, итальянского архитектора Алоизия Руска. В 1818 году, когда работы ещё не были закончены, архитектор покинул Россию, и его дело продолжил наш соотечественник Амвросимов.

Первое обрушение храма

Но строительству не суждено было благополучно завершиться. В 1846 году, во время работ по возведению главного купола, произошло несчастье ― обрушилась значительная часть В мгновение ока великолепная постройка превратилась в груду развалин. К счастью, обошлось без жертв, так как день был праздничным, никого внутри здания не было.

О случившемся доложили лично царю, и в Новочеркасск прибыла специальная следственная комиссия, которая выявила как ошибки архитектурного проекта, так и грубейшие нарушения норм строительства, повлёкшие за собой обрушение здания. Кроме того, и строительные материалы оказались недопустимо низкого качества. Очевидно кто-то «нагрел руки», а сорокалетний труд пропал даром.

Вторая неудача

По прошествии времени работы были возобновлены под руководством другого архитектора ― И. О. Вальпреде. Им был составлен заново проект, к реализации которого применялись самые жёсткие меры технического контроля. Однако злой рок был неумолим. В 1863 году на том же самом этапе работ, то есть при возведении главного купола, точно так же произошло обрушение здания, как и семнадцать лет назад. Ещё не достроенный Вознесенский собор Новочеркасска вновь лежал в руинах.

На этот раз очередная прибывшая из столицы комиссия усмотрела причиной аварии излишнюю поспешность при выполнении работ. Однако в вину Вальпреде это поставлено не было, так как он был категорически против неоправданно быстрых темпов, о чём не раз заявлял письменно, но был вынужден подчиниться давлению местного городского начальства и казачьих атаманов.

Начало строительства третьего варианта собора

Но без храма Божьего жить город не может, и в 1891 году большую часть которого составляли казаки, приняли решение начать строительство нового, уже третьего по счёту варианта собора. В связи с этим долгое время шли дебаты по поводу того, восстанавливать ли обрушившееся здание или полностью его демонтировать и на его месте возвести новое. Победили сторонники демонтажа, и к 1882 году место строительства было полностью очищено от остатков прежней конструкции.

Проект нового собора был утверждён ещё двумя годами раньше императором Александром II. Автором этого (уже третьего по счёту) проекта был донской войсковой архитектор А. А. Ященко, незадолго до этого удостоенный звания академика. Однако увидеть своё детище ему не удалось. В 1893 году, когда работы находились на стадии сооружения фундамента, архитектор скоропостижно скончался.

Новый руководитель работ И. П. Злобин производил кладку подвальной части здания, когда неожиданно вновь обнаружились серьёзнейшие нарушения в производстве работ. Снова остановка строительства, и снова разбирательства и дознания. Горький опыт предыдущих неудач заставил высшие инстанции, курировавшие работы, быть особенно взыскательными. Трудно представить, какими последствиями могла обернуться очередная безответственность исполнителей.

Завершение строительных работ

Но наконец в 1901 году Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске был завершён. Он явился третьим по величине собором России. Высота его составила 75 метров, а стороны - 62 и 70 метров. Одновременно на богослужении в нём могли присутствовать 5000 человек. Для возведения этого колосса был специально построен кирпичный завод, протянут водопровод и сооружена электростанция. Кроме того, все поступавшие на строительство материалы испытывались на прочность в специально оборудованной для этой цели лаборатории. Когда подсчитали общую сумму затрат на произведённые работы, то она оказалась рекордной по тем временам ― 2 000 000 рублей.

Особенности нового храма

Особенно следует отметить необыкновенной красоты купола, венчавшие Вознесенский собор Новочеркасска. Все они были покрыты а главный крест, изготовленный по специальному заказу мастерами Богемии, украшала инкрустация, выполненная из Остались воспоминания старожилов города, свидетельствующие, что в ясную погоду сияние куполов и креста были видны на многие километры, как своего рода маяк, указывающий путь к Богу.

Передовой по тем временам технической разработкой были специально спроектированные для храма и ныне утерянные системы отопления и вентиляции. Действовали они таким образом, что кроме создания комфортных условий для молящихся, они обеспечивали сохранность в первозданном виде иконостаса и фресок. Пол в помещении храма был сделан из мраморных плит, выписанных из Италии и Франции. Любопытной подробностью конструкции собора является ведущий в покои архиерейского дома. Ныне здесь действует Дом офицеров.

Судьба храма в период богоборчества

Когда наша страна вступила в период атеистического безумия, то не обошли стороной беды и Вознесенский собор Новочеркасска. В тридцатые годы он был закрыт. Прекратились богослужения. С его куполов сняли кресты и медные листы, покрытые золотом. В соборе, поражавшем всех неземной красотой своего убранства, новые власти устроили склад горюче-смазочных материалов.

Вновь открыт он был немцами в августе 1942 года, когда Новочеркасск находился в оккупации. После освобождения города советскими войсками храм не закрывали, и службы в нём совершались, но все его обширные подвалы использовались в качестве складских помещений. Разумеется, о проведении в то время восстановительных и реставрационных работ не могло быть и речи.

Восстановление храма

К счастью, всё изменилось с наступлением Перестройки и связанных с ней демократических реформ. По всей стране верующим возвращалось то, что было отнято у них в период богоборчества. Тысячи храмов вновь перешли в собственность Русской Православной Церкви. В их числе и Вознесенский войсковой кафедральный собор. Город Новочеркасск выделил средства на проведение широкомасштабных к которым были привлечены многие ведущие специалисты страны.

В 2005 году Новочеркасск праздновал свой двухсотлетний юбилей. С этой датой совпало и столетие со дня закладки храма. Подарком городу от строителей и реставраторов собора явилось окончание работ по восстановлению фасада здания. В целом ему был возвращён первоначальный облик. В ближайшее время планируется вновь покрыть купола золотом и воссоздать уникальный крест, инкрустированный горным хрусталём.

Оригинальным новшеством наших дней является система, проектирующая в вечернее время на стены собора сцены из Библии. Кроме того, особого внимания заслуживает подсветка всего здания, придающая ему величественный и торжественный вид. В настоящее время продолжаются восстановительные работы во внутренних помещениях, и скоро храму будет в полной мере возвращён его первоначальный облик.

Святыни, хранящиеся в соборе

Но не только архитектурным совершенством и богатой внутренней росписью славится Вознесенский собор. Новочеркасск, история которого неразрывно связана с донским казачеством, всегда оставался истинно православным городом, в котором не пресекалось почитание чудотворных икон и мощей святых угодников. Вот и в кафедральном соборе города каждый пришедший сюда может поклониться святым образам, прославившимся явленными через них чудесами.

К этим святыням относятся иконы Божией Матери: «Донская, «Аксайская», «Живоносный источник» и «Взыскание погибших». Кроме того, в храме находится усыпальница с мощами святителя Иоанна (Доброзракова). Много чудесных исцелений произошло по молитвам, вознесённым перед этими святынями, прославившими на всю страну Вознесенский собор в Новочеркасске. Расписание служб, совершающихся в нём, не отличает его от прочих храмов России, но их торжественность и высочайшая одухотворённость ставят храм и его притч на одно из ведущих мест в России. Оно ему принадлежит по праву.

И в завершение сообщим для всех, кто желает посетить Вознесенский собор (Новочеркасск). Адрес г. Новочеркасск, пл. Ермака, д. 2.

Расписание служб в храме составлено таким образом, что утренние службы (Божественные литургии) начинаются в 7.00 часов, а вечерние - в 18.00 часов. На вечерних службах совершаются также всенощные бдения. Это общий порядок, но каждый месяц в него могут вноситься некоторые изменения в соответствии с церковным календарём.

Адрес объекта:
Ростовская обл., г. Новочеркасск, пл.Ермака, д.2.

Работы, проводимые на объекте:
полный комплекс обмерных и обмерно-фиксационных работ

Историческая справка:


Вознесенский Войсковой Кафедральный собор в городе Новочеркасск был заложен и освящен в праздник Вознесения Господня в день основания Новочеркасска 18 (30) мая 1805 года. Изначально храм был деревянный, к постройке каменного соборного храма приступили только в октябре 1811 года.

Первый проект каменного Вознесенского собора создал придворный архитектор из Петербурга Алоизий (Луиджи) Русско (Руска) по просьбе знаменитого донского атамана М.И.Платова. Работы по строительству собора возглавил (до своего увольнения в отставку в 1818 г.) родной брат знаменитого архитектора - Иероним. Так как донские казаки все свои силы и средства отдавали борьбе с Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. и заграничным походам 1813 - 1814 годов, работы на строительстве собора проводились в основном в 1816 и 1817 году. В последующие 2 года храм не строился совсем из-за нехватки строительных материалов. И лишь в 1820 г. работы по созданию собора возобновились.

После увольнения И.Русско здание собора было освидетельствовано комиссией, в результате чего было принято решение об укреплении здания, за что взялся архитектор К.С. Амвросимов. В 1822 г. работы вновь были прекращены вплоть до 1844 года, т.е. на целых 22 года. Здание собора к этому времени возвели на высоту в 7 сажень из 26 запланированных (около 15 м. из более 50 м.).

В 1844 г. архитектором собора состоял И.О. Вальпред. Уже оставалось достроить всего два аршина, т.е. окончить своды куполов собора, когда вдруг в 9 часов вечера 29 августа 1846 г. произошло обрушение здания собора. На другой день об этом было доложено Наказному Атаману Войска Донского генералу от кавалерии М.Г.Власову, а уже 31 августа он отрапортовал об этом императору. Государь повелел составить теперь же новый проект в византийском вкусе, поручив это архитектору К.А.Тону – автору проекта храма Христа Спасителя в Москве. Проект был утвержден, но смета на его строительство оказалась «не по силам» Войску Донскому. Поэтому 16 апреля 1850 года был утвержден другой проект и смета архитектора И.О. Вальпреда. 2 ноября 1850 года был заложен 2ой вариант собора, при этом событии присутствовал будущий Император Александр II - наследник Цесаревич, Августейший Атаман всех казачьих войск Александр Николаевич.

Не смотря на то, что смета на строительство собора была утверждена в 1851 году, работы на объекте начались только в 1852. И вновь работы были приостановлены на 2 года из-за плохого качества строительных материалов. В ночь с 10 на 11 июля 1863 года, когда работы по строительству храма были практически закончены, главный купол «обрушился во внутрь собора и увлек за собою еще часть одного из малых куполов и 5 боковых сводов». Так закончилась еще одна попытка строительства, теперь уже второго варианта Войскового собора в Новочеркасске.
Комиссия объявила, что в случившемся винить некого и надо храм достраивать. За следующие 2 года восстановили строительные леса, установили временную крышу, убрали мусор и … работа остановилась. Желающих достраивать храм не находилось, лишь в 1868 году составили новую смету на достройку собора, которую 1 августа 1868 года подписал Император, уволили архитектора и распустили комиссию.

Весной 1872 г. атаман М.И.Чертков назначил новую комиссию по осмотру собора, которая в целом признала состояние собора хорошим и сочла возможным возобновить его достройку. Однако осталось сомнение в качестве материалов и в результате в 1875 году на строительство была прислана специальная комиссия от инженерного управления и архитектор А.А.Ященко, который разработал свой проект достройки второго варианта собора, но инженерный комитет, признал летом 1878 г. возможным "оставить представленный проект без последствий и вместо предполагаемой достройки собора возвести в Новочеркасске новый собор по другому проекту на вновь избранном месте, а неоконченное здание приспособить для каких-либо надобностей города или же войска Донского".

В начале 1880 г. Наказной Атаман Н.А.Краснокутский послал Военному министру новый проект А.А.Ященко, который оценивался в 624 тыс. руб., а разборка прежнего собора - в 100 тыс. руб. Военный Совет в связи с этим решил:
1) обвалившийся в 1863году в Новочеркасске каменный собор разобрать;
2) на разборку эту назначить из войскового капитала войска Донского 106 тыс. руб., с разделением этой суммы на два года, на 1880 и 1881.
Император Александр II утвердил это решение 17 мая 1880г.

К октябрю 1882 г. второй вариант здания каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора разобрали.Проект третьего варианта собора поручили областному архитектору, академику архитектуры А.А.Ященко, в августе 1891 г. начались работы по устройству фундамента: разобрали старый фундамент и углубили котлован под новый. В 1893г. скоропостижно скончался архитектор А.А.Ященко и его место в качестве строителя Вознесенского собора занял войсковой архитектор Илья Петрович Злобин.

17 октября 1893 г . в день традиционного войскового праздника "при многочисленном стечении народа", колокольном перезвоне и пушечной стрельбе состоялась торжественная закладка нового варианта собора. На закладной доске, замурованной в специальном каменном футляре в фундаменте, нанесли следующую надпись: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основался сей Соборный Храм в честь и память Вознесения Господня, при державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего Императора Александра Александровича, супруге Его Государыне Императрице Марии Феодоровне и Наследнике Его Государе Цесаревиче Николае Александровиче; в управление войском Донским Войсковаго Наказнаго Атамана Генерал-Адьютанта, Генерал-от кавалерии, князя Николая Ивановича Святополк-Мирскаго, при святительстве же Высокопреосвященнаго Макария, Архиепископа Донскаго и Новочеркасскаго, по проекту Академика Архитекторы Ященко, в присутствии Войсковаго Наказнаго Атамана Войска Донскаго, Архиепископа Донскаго, членов Соборостроительной Комиссии, членов всех присутственных мест Области войска Донскаго, Дворянства и Христолюбивых Донских воинов в лето от сотворения мира 7401, от Рождества Христова же по плоти Бога Слова 1893 года Октября 17 дня".

В 1894 году докладной инженер-полковник К.Х.Лимаренко перепроектировал собор (не нарушая внешнего облика, предложенного архитектором А.А.Ященко), а также уменьшил его вес на 20 тыс. тонн. В 1897г. работы на строительстве собора продолжились. В 1898-1899г.г. производилась кладка кирпичных стен. В 1900 году проводилась кладка главного купола. При его сооружении велась беспрерывная работа в течение 36 часов, не допускавшая ни минуты простоя, чтобы не обрушился главный купольный свод диаметром более 18 м. Верхняя часть главного барабана складывалась из пустотелого кирпича. Главный купол и пять других покрыли листовой медью в шашечном порядке, а остальные полукупола - железом. Впоследствии, при отделке внутренних росписей собора сусальным золотом, будут покрыты таким же золотом - главный купол и 5 куполов вокруг него.

23 июля 1900 г. происходило поднятие 9 колоколов на строящийся собор. Старые колокола сняли с колокольни временного деревянного Вознесенского собора и поставили при входе в новый храм. Вскоре их стали поднимать через специально оставленное отверстие, сделанное в своде. Кроме четырех прежних колоколов, подняли пять новых. Купола для возводимого собора были вызолочены, а в Богемии изготовили самый большой крест на главный купол, весом в 80 пудов, т.е. 1.280 кг и высотой в 16 футов, т.е. 4,9 м. В его перекрестие вставили 80 монолитов из горного хрусталя, граненые под алмазную грань и оправленные каждый в медную посеребренную оправу.
В этом же году подняли колокола на колокольню и остеклили все окна, в т.ч. в 16 окнах вставили цветные кафедральные стекла с орнаментом и в 7 окнах - на библейские мотивы.

В 1901 г. окончены штукатурные и скульптурные работы, а также вставлены железные переплеты во всех 136 окнах собора. В этом же году устроили три гранитных крыльца только с западной стороны (с тем, чтобы исключить сквозняки). На главном входе устроили 16 гранитных ступеней.

В 1902 г. произвели заготовку мраморных плит для полов и внутренних ступеней, а также мрамора для иконостаса. Белый мрамор для полов и иконостаса доставляли из Италии, а розовый (для колонн), привозили из Франции.
В 1902 г. на фасаде собора были установлены часы диаметром около 2-х метров с часовым механизмом внутри собора. Рядом выставили два образа - "Донской Божией Матери" и "Благословляющего Христа". Они выполнены на позолоченной меди под стеклом размером свыше 2-х квадратных метров каждый.
В 1902 г., когда собор вчерне построили, из Петербурга приехала комиссия под председательством профессора Инженерной академии Генерал-лейтенанта Веденяпина. Комиссия признала выполненные работы правильными и подписала акт о приемке здания собора. В 1903 году начали монтировать мраморный иконостас, отличающийся великолепной кружевной вязью. Работу по его устройству и живописи отдали по конкурсу профессору А.В. Пряхову.
Всех живописных работ художники выполнили на 100 тыс. руб., не считая стоимости использованного сусального золота на 17 тыс. руб. Всего художественных работ в соборе (в т.ч. икон в иконостасах) до 200.

Самая большая картина в Новочеркасском соборе - "Страшный суд". Она занимает площадь более 35 квадратных сажень, т.е. около 75 кв. м. Естественно, что в соборе есть картины, отображающие суть всех 12 главных православных праздников. На центральном куполе мы видим огромное погрудное изображение Христа Спасителя (характерное для оформления ранних русских церквей), Пантократора, Вседержителя, Царя Царствующих, выполненное художником И.Ф.Порфировым. От пола, до купола, диаметром более 18 м., на котором изображен Иисус Христос, более 50 метров. О том, что это достаточно высоко убеждает тот факт, что между глазами образа Иисуса Христа ровно один метр. Над алтарем на золотистого цвета полусфере художником М.Е.Ватутиным по эскизу И.Ф.Попова нарисована "Святая Троица". Ниже ее в алтарной части в открытые царские врата видна огромная 13 метровая картина художника Вениамина Попова "Тайная вечеря", выполненная по эскизу художника И.Ф.Попова. Сам же Иван Федорович Попов, оставшийся после росписи собора жить в Новочеркасске, написал четыре картины в притворе собора: "Исцеление дочери Хананеянки", "Притча о Блудном Сыне", "Отрок Иисус во храме" и "Благословение детей".

В 1904 г. проводились столярные работы. В этом же году производилось мощение площади вокруг собора и устройство скверов. Весной 1904 г. закончились все оформительские и мраморные работы. Царские врата и двери исполнены из отлитой чеканной бронзы. Все лицевые части вызолочены, а задние - посеребрены.


3 проекта Вознесенского войскового кафедрального собора

Выстроенный к весне 1904 г. Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске, вмещающий на одну службу до 5 тысяч человек, представлял собой одно из самых величественных в России церковных зданий, по величине уступающее только храму Христа Спасителя в Москве (10 тыс.чел.) и Исаакиевскому собору в Петербурге (7 тыс. чел.).

Его технические характеристики составили:
полная высота внутри храма - 51,2 м.,
полная высота снаружи с крестом - 74,7 м.,
длина внутри - 72,5 м.,
длина снаружи - 76,8 м.,
ширина внутри - 57,6 м.,
ширина снаружи 62 м.,
диаметр купола внутри - 18 м.,
диаметр купола снаружи - 21,5 м.

Собор имеет два подвала - нижний и верхний общей глубиной около 15 м. Нижний подвал служит для хранения свечей, лампадного масла и т.д., а верхний приспособили для несгораемого войскового архива в северном крыле, а в центре - под усыпальницу великих людей Дона, состоящую из 24 мраморных саркофагов, хранящих останки Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, атамана Матвея Ивановича Платова, героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Петра Яковлевича Бакланова. Рядом сооружена однопрестольная Покровская церковь, которая символизировала первые деревянные церкви на Дону.

9 мая 1904 года , в день, совпавший с праздником святого Николая, в Новочеркасске состоялось освящение нижней церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в новом, еще не открытом каменном Вознесенском кафедральном соборе. 8 мая в новой церкви отслужили всенощное бдение и сделали необходимое приготовление к освящению храма.

6 мая 1905 г. , т.е. практически через сто лет после его закладки 18 мая 1805 года, каменный Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске был торжественно освящен и открыт.

Строительство третьего варианта Войскового Вознесенского кафедрального собора, который при освящении назвали "памятником религиозной ревности" донцов, обошлось казакам в 2 миллиона рублей, что оказалось в два раза дороже строительства известного Владимирского собора в Киеве.
Почти столетнее строительство каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора стало бы невозможным, если бы рядом с ним не работал все эти годы изо дня в день ВРЕМЕННЫЙ (в течении 99 лет!) деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор.

В первые годы советской власти внешне все оставалось по старому. Собор работал, совершались богослужения, верующие посещали храм, но все, кто посещал собор, попадал под подозрение и идеологическую оценку "церковного прихвостня". В итоге число посещающих собор стало резко падать, а проблемы по его содержанию - резко возрастать. Из храма похители икон, церковной утвари и драгоценностей на сумму более 2 млн. руб. Большая группа Новочеркасских священнослужителей, в том числе и бывший соборный протоиерей Захария Лобов, который уже был епископом Чирким, викарием Донской епархии, были высланы на Соловки, где многие из них закончили свою земную жизнь.

В 1934 г. с крыши собора сняли листы позолоченной меди, так и не заменив их на железные. Собор закрыли и длительное время он подвергался природной, в подвалах соборах стали хранить вначале керосин, а потом зерно для солодового (пивоваренного) завода.
В первые дни оккупации Новочеркасска гитлеровскими захватчиками летом 1942 г. по просьбе городских казаков Вознесенский собор был открыт для богослужения. С изгнанием гитлеровцев и уходом прогермански настроенных казаков под управлением Атамана С.В.Павлова, собор в Новочеркасске продолжал функционировать.


В послевоенные годы Вознесенский собор так и жил двойной жизнью. В подвалах хранилось то зерно, то сахар, то мука, то другие продукты и материалы, а наверху шли церковные службы.

В 50-е годы с большим трудом удалось провести живописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска.

В конце 70-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации собора. Но средств явно не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только "лицевую" часть западного фасада.

С осени 1990 года понемногу стали ремонтировать и реставрировать нижний подвал собора, где находится усыпальница великих людей Дона. При осмотре полов с разрушившимся бетоном над 24 саркофагами было решено проверить много лет ходившие слухи о том, что эти захоронения раскрыты в первые годы советской власти и осквернены. 1 марта 1992 года комиссия вскрыла древние захоронения и обнаружила черепа, кости, строительный мусор, обломки иконостаса и др. Казаки приняли решение привести в порядок донские святыни и торжественно перезахоронить останки знаменитых людей Дона. 15 мая 1993 г. в Вознесенском соборе проходила церемония торжественного перезахоронения останков великих людей Дона.


В 2001 году под патронажем областной и городской администраций начаты крупномасштабные реставрационные работы, целью которых является возвращение кафедральному Вознесенскому собору его первозданных величия и красоты.


В 2005 году , к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад.

В 2010-2011 году купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя.

Работы, выполненные компанией НПП «Фотограмметрия»:


Составление обмерно-фиксационной документации для разработки проекта реставрации для современного использования
«Вознесенский Войсковой собор-усыпальница героев Отечественной войны 1812г.: Платова Матвея Ивановича (1753-1818), Орлова-Денисова Василия Васильевича (1755-1843), Ефремова Ивана Уфремовича (1774-1843)».

Фотограмметрическая фиксация живописи Вознесенского собора выполнена специалистами ООО «НПП «ФОТОГРАММЕТРИЯ» в период с ноября 2010 г. по апрель 2011 г. с целью подготовки научно-проектной документации к проекту его реставрации.

Для фиксации состояния живописи в храме использовалась технология создания ортофотопланов высокого разрешения (разработка «НПП Фотограмметрия»). Использовались данные трехмерного лазерного сканирования и цифровой фотограмметрической съемки. Сканирование выполнялось лазерной сканирующей системой IMAGER 5006 (Z+F, Германия). Фотограмметрическая съемка выполнялась на фотокамеру Hasselblad H3DII-39 (Швеция) со штатива. При этом для каждого кадра выставлялось освещение с помощью профессионального оборудования фирмы Broncolor (Швейцария). Всего было сделано около 1400 снимков. После калибровки снимков и предварительной обработки результатов сканирования были изготовлены цветные ортофотопланы стен. Разрешение полученного материала находится в пределах от 1.0 до 2.2 мм/pix. Всего изготовлено 111 ортофотопланов высокого разрешения.

Результаты проведенных работ в соответствии с техническим заданием выдаются в следующем составе:
1. Детальные цветные ортофотопланы стен и плафонов в электронном виде в форматах SPO (трехмерные данные), BMP (двухмерные данные).

История донского казачества, прошедшего трудный и полный драматизма путь, воплотилась в величественном памятнике, которым является Новочеркасский Вознесенский собор. Он по праву считается одним из шедевров русского храмового зодчества. В нём всё необычно - и история его создания, и даже размеры, которыми он уступает лишь московскому храму Христа Спасителя и Санкт-Петербургскому Исаакиевскому собору.

Храм - ровесник города

Датой основания Новочеркасска является 1805 год. Тогда же произошла закладка будущего собора, которому предстояло стать гордостью всего казачества. Однако, как это нередко случается в России, дело затянулось, и работы начались только по истечении шести лет, в 1811 году. Автором проекта был талантливый итальянский зодчий Алоизий Руск - убеждённый приверженец классического стиля в архитектуре. Но случилось так, что, став жертвой бюрократических интриг, он вынужден был покинуть Россию, и его место занял наш соотечественник П.Н. Амвросимов.

Обрушение почти готовой постройки

Строительство велось уже в течение тридцати пяти лет и близилось к завершению, когда случилось непредвиденное - при сведении купола произошло обрушение значительной части фасада. По счастливой случайности жертв не было, так как произошло несчастье в выходной день, и рабочих внутри храма не оказалось, но результат аварии был ужасен - почти готовый Новочеркасский собор превратился в руины.

В Петербург было срочно послано сообщение о случившемся, и царствовавший в то время Николай I направил в Новочеркасск комиссию для выявления виновных происшедшего.

Прибыв на место, государственные мужи обнаружили грубейшие нарушения, допущенные в ходе строительных работ, а также инженерные ошибки в самом проекте. Особое место в их отчёте заняло недопустимо низкое качество строительных материалов. Судя по всему, произошло хищение средств, отпущенных из казны, но дело замяли, и на некоторое время работы были приостановлены.

Очередная неудача

Когда строился Вознесенский собор в Новочеркасске, то казалось, будто успеху начинания препятствует какой-то злой рок. Дело в том, что когда по прошествии нескольких лет после аварии строительство было возобновлено и в 1863 году уже подходило к своей завершающей фазе, с поразительной точностью повторилась история семнадцатилетней давности. Всё шло благополучно, но в тот момент, когда начали сводить купол, на фасаде вдруг появилась глубокая трещина, и он обрушился. Вновь, как и прежде, близкое к завершению здание обратилось в груду строительного мусора.

Опять полетела в столицу депеша, и вновь началось следствие. Прибывшая из Санкт-Петербурга комиссия усмотрела главной причиной обрушения технологические нарушения, ставшие следствием недопустимой спешки при проведении работ.

В этот раз строительством руководил архитектор И.О. Вальпреде - опытный специалист и весьма осмотрительный человек. Ему не было поставлено в вину происшедшее, так как он представил комиссии копии докладов, в которых не раз указывал городскому начальству и казачьим атаманам на опасность неоправданно быстрых темпов работ.

Начало нового строительства

Но не мог город Новочеркасск прожить без храма Божьего, да и казаки недаром слывут людьми упорными. Неудачи, преследовавшие возведение собора, не умалили их решимость довести дело до конца, и в 1889 году в столице был высочайше утверждён проект нового - третьего по счёту - храма. Его автором стал донской войсковой архитектор А.А. Ященко. Незадолго до этого он стал академиком, и эта работа была его дебютом в новом звании. Однако и тут не обошлось без вмешательства злого рока. Когда начали закладку фундамента, донской зодчий скоропостижно скончался, и Новочеркасский собор продолжал строиться уже без него.

Тот же рок сыграл злую шутку и следующему руководителю работ - А.П. Злобину. Ему, как и его предшественникам, пришлось давать показания следственной комиссии. Обнаружились всё те же нарушения технологических норм и подозрительно низкое качество материалов. На этот раз только чудо уберегло строителей от нового обрушения. Под страхом вечных мук в будущей жизни и уголовного суда в этой высокое городское начальство приняло меры, и дело, наконец, вошло в нужную колею.

Финал строительной эпопеи

Но всему рано или поздно приходит конец. Закончились и все многолетние мытарства, связанные со строительством храма. Завершение работ и освящение Новочеркасского собора совершились в самом начале нового XX века - в 1901 году. Вызывают восхищение размеры этого третьего по величине собора в России. Его купол вознёсся на высоту семидесяти пяти метров, а площадь составила почти четыре с половиной тысячи квадратных метров.

Чтобы соорудить здание подобных размеров, потребовалось построить для его нужд кирпичный завод, электростанцию и линию водопровода. Для того чтобы избежать риска нового обрушения, была создана специальная лаборатория, в которой проверялся на прочность весь строительный материал. Рекордной оказалась и сумма, затраченная на проведение работ, она составила два миллиона рублей.

Былое великолепие храма

Все, кому довелось видеть Новочеркасский собор, отмечали необыкновенную красоту его куполов, покрытых Впечатление дополнял главный крест, украшением которого была хрустальная инкрустация, выполненная богемскими мастерами.

Сохранилось много воспоминаний свидетелей его былого великолепия. Они рисуют картину того, как в солнечные дни яркое сияние главного креста, видное за многие километры, служило как бы живым маяком на пути к Богу.

В начале XX века Новочеркасский был оборудован уникальной системой вентиляции и отопления, которая явилась по тем временам настоящим прорывом в технической мысли. Благодаря смелым инженерным разработкам не только создавалась комфортная обстановка внутри храма, но и, что очень важно, обеспечивалась сохранность живописи иконостаса и стенных фресок. К сожалению, ныне она утрачена.

Кроме этого, Новочеркасский собор был знаменит своим внутренним убранством. Его пол покрывали специально изготовленные во Франции и Италии. Оригинальным дополнением в конструкции здания был подземных ход, соединяющий храм с находившимся неподалёку архиерейским домом. Сегодня в его стенах разместился Дом офицеров.

Годы тотального атеизма

Новочеркасский собор, история которого неразрывно связана со всеми российскими событиями XX века, в полной мере разделил судьбу большинства храмов нашей страны. В тридцатые годы богоборческие власти его закрыли и положили конец проводившимся в нём богослужениям.

Со столь великолепных некогда куполов были сняты кресты и варварски содраны позолоченные медные листы. Само же здание - памятник архитектуры и произведение искусства - было использовано в качестве склада горюче-смазочных материалов.

В годы Великой Отечественной войны город Новочеркасск оказался в зоне временной оккупации. Немцы открыли храм, и богослужения в нём возобновились. Жители города в те годы молились о даровании победы над врагом и просили на то Божьего благословения и заступничества. Когда же фашисты были изгнаны, советские власти храм не закрывали и не препятствовали проведению служб, однако все подвальные помещения собора по-прежнему использовались в качестве склада.

Возвращение к духовным истокам

Когда в стране наступила пора демократических перемен, и народ очнулся от атеистического наваждения, многие соборы и монастыри были возвращены церкви. Это был радостный, но очень непростой период. Большинство храмовых зданий после десятилетий их варварского разорения требовали восстановления или по меньшей мере серьёзной реставрации. В их числе оказался и Новочеркасский собор. Патриарх всея Руси Алексий II благословил проведение работ, и на выделенные городскими властями средства были приглашены многие ведущие специалисты-реставраторы.

Возрождённый собор

В 2005 году жители Новочеркасска отмечали двойной юбилей - двухсотлетие города и закладки в нём храма. К этим торжествам было приурочено окончание работ по реставрации соборного фасада. Его облик был восстановлен в соответствии с рисунками и чертежами начала прошлого века. На очереди позолота куполов и монтаж хрустальной инкрустации, столь славившейся в прежние годы.

Служба в Новочеркасском соборе сегодня проводится с тем же благочестием и соблюдением церковных канонов, что во всём православном мире. Благовест его колоколов снова разносится далеко по округе и призывает на молитву всех, чьё сердце открыто Богу. В заключение информация для тех, кто хотел бы посетить Новочеркасский собор. Адрес: Ростовская область, г. Новочеркасск, пл. Ермака, д. 2.