» »

В чем состояли причины кризиса 1929.

05.01.2024

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов - причины которого до сих пор волнуют экономистов, во многом похож и на нынешний. Политикам России стоило бы получиться у Рузвельта, поднявшего в те годы экономику на новый уровень. Отличный урок для современной России.

Сегодня нашим правителям и гражданам весьма полезно вспомнить мировой экономический кризис 1929 1933 годов, причины которого частично совпадают с современным российским. Кризис того времени был не менее жесток, чем нынешний, не зря он назывался «Великой депрессией».

Финансовые кризисы неизбежны для экономики. Однако, если реформы осуществлять правильно, последствия кризиса можно минимизировать. Если в США и в Англии в 30-е годы возросло количество преступности и безработицы, то в СССР вовсю процветал голодомор, включая каннибализм. То же самое мы замечаем сейчас – если во всем мире наблюдается снижение экономического роста, то в России начинается – сильный и беспощадный.

Причины мирового экономического кризиса 1929-1933 заключались в перестроении экономики и неверном управлении. США, зарабатывая на поставке вооружения, станков и оборудования в Европу, настолько увлеклись успехами, что стали выдавать ничем не обеспеченные кредиты. Причем эти ничем не обеспеченные кредиты стали активно использоваться для покупки акций предприятий. Предприятия понастроили цехов, понаделали продукции, а продавать ее стало некому. Рухнула биржа, рухнули предприятия. Поскольку экономика США была всегда самой сильной, она потянула за собой другие страны.

Все могло бы закончиться очень печально и экономический кризис 1929-1933 гг склонил бы мир к эпохе унылого феодализма. Но к власти пришел Рузвельт, который по заветам Адама Смита и Кейнса начал интенсивно развивать производство и бизнес, ведя умелые реформы, но не сильно мучая предпринимателей налоговой, полицией и прочими проблемами, которые так любит доставлять один маленький вредный диктатор. Рузвельт прекрасно понимал, что на сырье, аграрном секторе или ссудном капитале много не заработаешь. А промышленный капитал – это всегда надежный способ выйти из Кризиса. Почему в России сейчас происходит дефолт? Потому что производства нет и финансовая политика откровенно глупая. Рузвельт провел девальвацию доллара, запретил вывоз золота за пределы США и обмен золота на доллары. Золото получали банки в качестве резервного капитала. Основные средства пускались в экономику. И эта экономика стала возрождаться быстрыми темпами.

Мировой экономический кризис 1929-1933 начался в США, задел Великобританию, зависящую от Америки. В свою очередь, от английского фунта зависели Голландия, Скандинавия и ряд европейских стран. В Италии, Германии и Франции начался глубокий социальный кризис, вызванный зарождением фашизма. Он, по сути, тоже во многом являлся следствием упадка экономики. Фашизм, в свою очередь, привел к временному всплеску экономического роста, но даже, если бы он, как коммунизм, просуществовал бы дольше, он все равно бы себя погубил. Потому что силовыми методами людей работать долго не заставишь.

Практика 30-х годов показала, что восстановление экономики после кризиса возможно только ведением умелой политики по регуляции кредитного рынка и рынка ценных бумаг, а также восстановлением промышленности и предоставлением свободы бизнесу. Дай предпринимателям свободу и возможность выгодно брать кредиты, ограничить деятельность биржевых спекулянтов – экономика восстановится не только после мирового экономического кризиса 1929-1933 годов, но и после .

Введение

Данная работа посвящена Великой депрессии 1929-1933 гг. и её влиянию на мировое хозяйство. Изучение данной проблемы является особенно актуальным, так как до сих пор происходящие тогда события оцениваются неоднозначно как историками, так и экономистами. Более того, появляются новые данные относительно истинного масштаба этого экономического бедствия. Однако наиболее дискуссионной является тема причин возникновения мирового экономического кризиса в 1929 году. Специалисты по экономике и экономической истории заметно расходятся во мнениях.

Наконец, сейчас экономисты и финансисты сравнивают Великую депрессию и мировой экономический кризис 1929 года с экономическим кризисом 2008 года, который продолжается до сих пор, и серьёзно отразился на экономике ведущих стран мира. Экономисты выделяют общие черты для того чтобы найти эффективные пути решения глобальных экономических проблем современности.

Главная цель данной работы - подробно изучить ход Великой депрессии в США в 1929-1933 гг.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть причины возникновения мирового экономического кризиса 1929 года и начала Великой депрессии в США (стоит отметить, что термин «Великая депрессия» употребляется именно по отношению к кризису в США, так как мировой кризис наиболее сильно ударил по экономике этой страны).

2. Определить степень влияния Великой депрессии на хозяйство США и экономику западных стран.

Причины мирового экономического кризиса и Великой депрессии в США 1929-1933 гг.

Первая четверть XX века для экономики США была достаточно удачной, поскольку Соединённые Штаты Америки вошли в число наиболее благополучных в экономическом отношении государств мира. Благоприятным фактором стал переход промышленного капитала к монополистическому, что привело к тому, что центром мирового экономического развития стала Северная Америка (ранее центром являлась Европа). В результате, темпы экономического развития США увеличились в несколько раз, более того, по темпам экономического развития и промышленного производства США опережали все ведущие державы мира. И доля США в мировом производстве постоянно увеличивалась.

Первая мировая война также способствовала укреплению позиций США в мировой экономике за счёт значительной прибыли от поставок боеприпасов и вооружения странам-союзницам, входящим в Антанту. Кроме того, наблюдался рост промышленного производства, основной капитал также расширялся, экспорт увеличивался. Экономические успехи способствовали рождению теории «просперити», согласно которой вечное процветание этого государства казалось реальностью, а не утопией История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 15.

Однако дальнейшее развитие событий показало, насколько непрочным было экономическое положение не только США, но и других стран мира. В 1929 году начался мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 года. Больнее всего данный экономический кризис ударил по США, эта страна пережила ужасные годы Великой депрессии.

Экономисты имеют различные точки зрения относительно причин начала мирового экономического кризиса и Великой депрессии в США в 1929 году. На сегодняшний день существует несколько теорий. Рассмотрим их более подробно.

1. Нехватка денежной массы - данное объяснение причины возникновения мирового экономического кризиса и Великой депрессии сложилось в рамках макроэкономического течения, главной работой для которого являлась «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса (1936 год) Там же.. Данное объяснение условно можно назвать «кейнсианским». Сторонники этой теории полагали, что привязанность денег к золотому запасу ограничивает движение денежной массы. Однако при этом наблюдается устойчивый рост товарной массы, то есть увеличивается количество производимых товаров для потребления. Как результат несоответствия роста товарной массы и ограниченности денежной массы возникла дефляция, иными словами, продукция обесценилась. Банкротство предприятий, массовые задолженности и общая финансовая нестабильность стали кульминацией развития экономического кризиса.

2. В рамках макроэкономической теории, которая называется монетаризм (согласно ей развитие экономики определяется главным образом количеством денежной массы, которая находится в обращении), считалось, что причиной кризиса неэффективная денежная политика Федеральной резервной системы США.

3. Сторонники марксизма полагали, что мировой кризис 1929 года - это кризис перепроизводства, который присущ капитализму в целом.

4. Одной из причин возникновения кризиса стали избыточные инвестиции в производство (так называемый «биржевой пузырь») Журавлёв С. Загадки эпохи джаза./С. Журавлёв//Эксперт. № 1, 2009..

5. В качестве сопутствующего фактора, способствующего возникновению кризисной ситуации в экономике, являлся активный прирост населения в связи с общим повышением уровня жизни.

6. Закон или тариф Смута-Хоули 1930 года привёл усугублению кризисной ситуации в США. Согласно данному закону вводились крайне высокие таможенные пошлины на импортные товары. Этот закон был попыткой защиты интересов собственного производителя, однако в результате привёл к существенному резкому повышению цен на дешёвые импортные товары. В результате покупательская способность снизилась, кроме того, и другие страны ввели высокие пошлины на американские товары. Международная торговля в целом очень сильно пострадала от введения данного закона, а начала восстанавливаться только в середине 30-х годов, когда был введён Закон о соглашениях о взаимной торговле, снизивший таможенные пошлины Там же..

7. Маржинальные займы также оказали неблагоприятное влияние на экономическую обстановку в США.

8. Первая мировая война имела не только положительные последствия для экономики США, но и негативные: после окончания войны заказы на производство военной продукции резко сократились, в результате возникла рецессия в военно-промышленном комплексе страны Журавлёв С. Загадки эпохи джаза./С. Журавлёв//Эксперт. № 1, 2009..

Скорее всего, совокупность всех вышеперечисленных причин привела к началу Великой депрессии в США в 1929 году. Экономическую политику США в 20-х годах можно охарактеризовать как либерально-консервативную, антимонопольная политика значительно ослабла, налоги были снижены, государство осуществляло минимальный контроль на экономическим сектором. Таким образом, готовился переход к рыночной экономике.

Однако старые экономические проблемы так и не были решены: «традиционные производства деградировали. Сельское хозяйство, энергетика и угледобыча пребывали в постоянной депрессии. Производство текстиля и обуви, судостроение и железнодорожные перевозки демонстрируют хронический спад. Стоимость сельскохозяйственных угодий между 1920?м и 1929 годом падает от 30 до 40%. Порядка шести сотен банков ежегодно становились банкротами» Там же.. Плюс к этому постоянно шёл процесс концентрации хозяйства. В августе 1929 года началась уже полномасштабная рецессия. Экономика США попала в ситуацию, названную экономистами классической дефляционной спиралью Там же..

Обратимся к хронике событий. Началом кризиса стал крах на фондовой бирже в Нью-Йорке. Позже от кризиса серьёзно пострадали банковская система, промышленность и сельское хозяйство. День, когда случилось обвальное падение цен акций, назван «Чёрный четверг» (24 октября 1929 года). В «Чёрный понедельник» и «Чёрный вторник» 1929 года случился биржевой крах Уолл-стрит.

Данный кризис - это кризис перепроизводства по своему характеру (циклический), суть заключалась в том, что вследствие крайне покупательской способности населения продукция не имела возможности быть реализованной. В результате начался сбой в процессе общественного воспроизводства, разорение коснулось многих торговых и промышленных предприятий, транспортных компаний и банков История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 15..

К 1932 году ситуация ещё более усложнилась: уровень промышленного производства в США упало на 46 %, производство чугуна - на 79 %, стали - на 76 %, автомобилей - на 80 %.

Кроме того, кризис привёл многих к банкротству. За 1929-1933 гг. разорились 135 тысяч промышленных и финансовых фирм, а также и торговых организаций, 5760 банков. Убытки корпораций в 1932 году составили 3,2 млрд. долларов. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Таким образом, по уровню экономического развития и промышленного производства страна оказалась на уровне 1911 года История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 16.

Циклический кризис имеет важное негативное следствие - резкое ухудшение положения трудящегося населения в стране, общее снижение уровня жизни. В частности, от падения курса акций пострадали от 15 до 25 млн. американцев, народ охватила паника. Американцы меняли банкноты на золото. Число безработных катастрофически росло. Почти половина всего населения США осталась без работы, без средств к существованию. Положение работающих также было плачевным, так как заработная плата сократилась более чем в два раза.

Многие жители даже лишились жилья, что привело к появлению «гуверовских городков» - поселений безработных, которые выстраивались на окраинах городов из ящиков и строительных отходов. Кроме того, страну поразил голод - только в Нью-Йорке в 1931 году от голода погибли две тысячи человек Там же..

Промышленный кризис сопровождался аграрным. Сбор пшеницы сократился к 1934 году на 36 %, а кукурузы - на 45 %. Соответственно, существенно снизились и цены на сельскохозяйственную продукцию - на 58 % Там же.. Почти половина доходов фермеров шло на погашение задолженностей и оплату налогов. Фермерские хозяйства также терпели крах: за годы Великой депрессии около одного миллиона ферм разорились, а затем в принудительном порядке были проданы, в результате многие фермеры лишились права собственности на землю, а значит и средств к существованию.

Предпринимались меры для того, чтобы сократить предложения на продукты, предотвратить дальнейшее падение цен. С этой целью сжигалась пшеница в топках паровозов, а молоко выливалось, картофельные и хлопковые поля заливались керосином или запахивались Там же..

В период Великой депрессии государство продолжало придерживаться стратегии неактивного вмешательства государства в экономику, которая предусматривала отсутствие вмешательства в частный сектор экономики. В результате, эффективного государственного регулирования экономической ситуации в стране не осуществлялось. Ситуация постоянно катастрофически ухудшалась. Возможно, правительство просто недооценило масштаб поразившего экономику США кризиса.

В 1929 году президентом США стал Герберт Гувер (1874-1964). Он не стал предпринимать активных мер по выводу страны из кризиса, ограничившись введением торгового протекционизма. Гувер полагал, что кризис возможно будет преодолеть автоматически и в короткий срок.

Однако ситуация продолжала ухудшаться, население было крайне недовольно откровенным бездействием правительства. Страну захлестнули массовые выступления, организовывались походы голодающих и безработных в столицу Вашингтон (1931-1932 гг.). Активно протестовали и фермеры, бойкотировав закупки продукции сельского хозяйства, противившись продаже ферм (которая, кстати, носила принудительный характер). Кроме того, фермеры принимали участие в так называемых «голодных походах». Был создан Национальный Совет безработных. Наиболее крупным выступлением против политики правительства стала общенациональная демонстрация 1930 года, в которой приняли участие 1,2 млн. безработных. Регулярно проходили стачки в текстильной, горной, автомобильной отраслях производства. В 1933 году бастовало около миллиона человек Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. - М., 2003. С. 139-140.

В связи с катастрофической обстановкой в стране президент Гувер предпринимает следующие меры: проводится государственное кредитование банков, предприятий промышленности, транспортных организаций. Для осуществления этих задач была создана Национальная кредитная корпорация, имеющая капитал размером 3,5 млрд. долларов. В январе 1932 года эта корпорация была преобразована в Реконструктивную финансовую корпорацию. Были приняты меры по оказанию помощи фермерам: созданное правительством «Федеральное фермерское бюро» должно было выполнять задачу поддержания уровня цен на сельскохозяйственную продукцию. Однако деятельность данного бюро не принесла должных результатов, оказавшись неэффективной, а в конечном итоге вызвала полную дезорганизацию рынка, а впоследствии волну банкротств фермерских хозяйств. К марту 1933 года число безработных достигло 17 миллионов человек История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 17.

В 1933 году президентом США был избран Ф. Рузвельт (1882-1945). Он принял страну, которая находилась в чрезвычайном положении, необходимо было предпринимать срочные меры. Правительство Рузвельта осуществило реформы крупного масштаба, которые были названы «Новым курсом Рузвельта».

«Новый курс Рузвельта» - это одна из самых эффективных реформ в истории мировой экономики, которую можно назвать спонтанной, так как заранее система нововведений не была разработана. 9 марта 1933 года созывается специальная сессия Конгресса, а затем за 3 месяца проделывается огромная работа, закладываются политические и экономические основы нового курса, который помог США выбраться из пучины Великой депрессии.

Великая депрессия и мировой экономический кризис стали истинной катастрофой, экономисты всерьёз говорили о полном крахе капитализма и капиталистической экономики, которая вряд оправится от столь мощного удара. Рузвельт предложил стране «систему мер оздоровления экономики». Прежде всего была создана NIRA - «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе её стали крупнейшие экономисты и промышленники. Именно эта организация взяла на себя задачу осуществления государственного регулирования хозяйства Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. - М., 2003. С. 141.

Таким образом, Рузвельт отказался от политики, проводимой президентом Гувером, и акцентировал внимание на планировании хозяйства, восстановлении промышленности, видя в этом путь к выходу из кризисного положения. Промышленность разделилась на 17 групп по отдельным отраслям, каждую группу возглавлял свой орган и для каждой из этих групп были разработаны «кодексы честной конкуренции», которые устанавливали объём производства, цены, иными словами, ставили производство в определённые рамки, в соответствии с ёмкостью рынка сбыта, то есть производить продукции необходимо было не более, чем способен поглотить рынок Там же. .

Необходимо отметить, что в основе «Нового курса Рузвельта» лежало теоретическое учение английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Кейнс и другие последователи его теории полагали, что в условиях неблагоприятной экономической ситуации необходимо участие государства в регулировании хозяйственной жизни Королькова Е.И. «Новый курс» Ф. Рузвельта: эффективная политика восстановления экономики. - М., 1992. С. 17.

«Новый курс» осуществлялся последовательно, в два этапа:

· первоначальный - с 1933 по 1935 гг.

· второй этап - с 1935 года.

В первую очередь внимание было уделено реконструкции банковской и финансовой систем. С целью спасения этих секторов экономики был введён запрет на вывоз золота за границу, прекратился обмен на золото банкнот. Затем закрылись абсолютно все банки США. Это решение оказалось непопулярным среди общественных деятелей и политиков, которые полагали, что лучше национализировать банки.

Был принят Чрезвычайный закон о банках, который предусматривал дальнейшее восстановление работы, а также гарантировал выделение правительственных кредитов из федеральной резервной системы страны наиболее значимым, крупным банкам США. В конце марта 1933 года было открыто 4/5 закрытых ранее банков, которые являлись членами Федеральной резервной системы. Однако две тысячи банков не получили разрешение на открытие Очерк экономики США.// http://www.infousa.ru/society/economy/contents.htm .

Реконструктивная корпорация продолжила своё существование и при Рузвельте, и даже значительно расширила операции - на первые два года сумма выданных займов превысила 6 млрд. долларов. Это привело к усилению концентрации банковской системы (число банков сократилось до 15 тысяч) Королькова Е.И. Указ. соч. С. 17.

Кроме того, без внимания не остались и финансовые ресурсы государства: отказ от золотого стандарта, изъятие золота из обращения и проведение девальвации доллара привели к тому, что в январе 1934 года золотое содержание доллара снизилось на 41 % Согрин В.В. История США. - СПб., 2003. С. 54.

Особое внимание следует уделить методу девальвации денежной единицы, который был применён правительством Рузвельта. Процесс девальвации доллара осложнялся торговым и платёжным балансом, сохранявшим активность. Рузвельт полагал, что массовый выпуск бумажных денег, необеспеченных золотом, невозможен в сложившихся условиях. Однако президент всё же нашёл путь решения проблемы. Для осуществления инфляционного развития США сделали в крупном масштабе закупки золота по тем ценам, которые значительно превышали курс доллара по отношению к золоту. Эти меры привели к снижению курса доллара (искусственному снижению) Королькова Е.И. Указ. соч. С. 17.

Девальвация доллара сказалась на распределении дохода в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Таким образом были предотвращены новые банкротства в кредитной сфере, значительно уменьшился размер задолженности правительству (что позитивно отразилось и на крупных монополиях), улучшены дела в экспортной сфере США. Также были приняты меры по стимулированию акционеров (мелких) и вкладчиков, для этой цели создали корпорацию по страхованию банковских вкладов. Кроме того, вклады более эффективно защищались от риска, который неизбежно возникал вследствие биржевой спекуляции. Государственное страхование депозитов способствовало в целом предотвращению массовых банкротств История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 20.

Раскроем более подробно содержание реформ по восстановлению промышленности. В состав созданной Администрации национального восстановления вошли финансовые олигархи - представители торговой палаты, фирм «General Motors», «Standard Oil» и многих других концернов США, экономисты, представители Американской федерации труда. Генерал Хью Джонсон был назначен председателем этой Администрации, которая должна была заниматься национальным восстановлением. Согласно Закону о восстановлении промышленности вводилась система государственного регулирования промышленности как ключевого сектора экономики США. Данный закон включал три раздела:

Первый раздел предусматривал меры по выводу экономики из кризисного состояния застоя. Здесь основное внимание уделялось вышеупомянутым «кодексам честной конкуренции». Кроме того, защищались и права работников: при найме на работу не могло быть и речи о дискриминации рабочих - членов профсоюза, кроме того, рабочие получили право на собственную организацию, также определялся минимум зарплаты и максимальная продолжительность рабочей недели. В целом, во всех отраслях промышленности администрацией Рузвельта было санкционировано 746 кодексов, которые охватили 99 % индустрии и торговли США См.: Экономическая история капиталистических стран./Под ред. Ф.Я. Полянского, В.А. Жамина. - М., 1986. С. 232.

Второй раздел закона и третий определяли сферы налогообложения, устанавливали положения, касающиеся фонда общественных работ, правила расходования средств из данного фонда. Была создана Администрация общественных работ, возглавляемая министром внутренних дел Г. Икесом. Эта Администрация должна была заниматься организацией помощи безработным. На организацию общественных работ правительство США выделило 3,3 миллиардов долларов. Кроме того, были приняты и другие меры борьбы с безработицей: в частности, создавались трудовые лагеря для молодёжи в возрасте от 18 до 25 лет. Работающие в трудовых лагерях были обеспечены бесплатным питанием, жильём, одеждой. В качестве зарплаты каждый из них получал по одному доллару в день. Численность молодёжи в лагерях достигала 250 человек, руководить работами было поручено офицерам резерва ВС США. Данный проект имел огромную эффективность и популярность. К 1935 году лагеря были расширены вдвое. Круг занятий был разнообразен: молодые люди очищали леса, проводили мелиорацию, занимались посадками, ремонтировали дороги и т.п История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 21.

В целом, в США были предприняты очень действенные меры в целях помощи безработным. Занималась выдачей штатам дотации для помощи безработным Администрация чрезвычайной помощи, которую возглавлял советник президента Г. Гопкинс (1890-1946). К январю 1934 года в общественных работах участвовало пять млн. человек. При этом 20 миллионов американцев получали пособие по безработице История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945./Под ред. Е.Ф. Язькова. - М., 1989. С. 276.

Закон вводился на два года, его реализация должна была способствовать либерализации трудовых отношений. Реализация данного закона также способствовала укреплению положения крупных монополий, которые и определяли в сущности условия производства и сбыта.

Первоначально закон НИРА был принят восторженно, однако к осени 1934 года встал вопрос о пересмотре этого закона, поскольку он предусматривал излишнюю, по мнению деловых людей, регламентацию и централизацию. Была создана «Лига американской свободы» в целях защиты от активного развития политики «Нового курса» Рузвельта. В 1935 году Рузвельт поднял вопрос о продлении срока действия этого закона, однако столкнулся с несогласием. Представители крупного бизнеса подвергли критике НИРА, апеллируя к принципам свободы деятельности частных предпринимателей; мелкие предприниматели полагали, что НИРА способствует ослаблению позиций мелких и средних предпринимателей в конкурентной борьбе с монополиями. 27 мая 1935 года Верховный суд США признал данный закон неконституционным. Однако, несмотря на то, что закон был свернут, регулирующая роль государства в экономике в большей степени сохранилась История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 23.

Вторым законом, заслуживающим особого рассмотрения, является закон, направленный на урегулирование сферы сельского хозяйства. Он был одобрен Конгрессом США в 1933 году. Главнейшей целью было преодоление аграрного кризиса. Данный закон должен был способствовать повышению цен на продукцию сельского хозяйства до уровня, который наблюдался в США в 1909-1914 гг., то есть в довоенное время:

1. Предусматривались следующие меры: посевные площади подлежали сокращению, то же самое касалось и поголовья скота. Кроме того, вводилась система поощрения фермеров, которые запахивают малое количество земель.

2. Вводились чрезвычайные меры, которые заключались в финансировании правительством задолженности фермерских хозяйств, которая к 1933 году составляла около 12 миллиардов долларов История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 23.

3. Инфляционные меры заключались в том, что государство имело право девальвации доллара, ремонетизации серебра, выпуска на 3 миллиарда долларов казначейских билетов и облигаций. В результате фермерами за 1933-1935 гг. были получены кредиты на сумму более 2 миллиардов долларов, кроме того, прекратилась продажа разорившихся ферм с аукциона Там же. С. 24.

Ситуация сложилась таким образом, что если в стране случались неурожаи, то такой год называли крайне удачным. К примеру, в 1934 году США поразили засуха и песчаные бури, что конечно же способствовало сокращению урожая. В результате удалось поддержать цены и существенно улучшить ситуацию в аграрном секторе. Как итог, доходы фермеров к 1936 году выросли на 50 %. Займы также помогали многим фермерским хозяйствам справляться с кризисом.

В 1935 году в политике «Нового курса» наметился новый поворот, вызванный недовольством трудящихся. В 1933-1939 гг. бастовало более 8 миллионов человек Там же. . В основном, рабочие стремились добиться введения федеральной системы социального страхования. В 1936 году все рабочие организации объединились в единый Рабочий альянс Америки. Также были организованы Лига объединённых фермеров, Союз издольщиков. Таким образом, правительство Рузвельта не могло обойти интересы рабочих и фермеров.

В частности, был принят закон Вагнера, билль после отмены подвергшегося критике НИРА должен рассматривать Конгресс США. В билле были признаны необходимость защиты рабочими своих интересов посредством помощи профессиональных союзов и заключения с предпринимателями коллективных договоров. Рабочие имели право устраивать стачки. Закон Вагнера - «Национальный акт о трудовых отношениях» президент США Рузвельт подписал 5 июля 1935 года Там же. С. 25.

Огромное значение имел и закон о социальном обеспечении, по которому была введена система пенсий по старости и пособий по безработице. Кроме того, большое внимание правительство уделило проблеме помощи больным и инвалидам. Формировались пенсионные фонды из средств, которые вносили трудящиеся и предприятия. Нормы пенсионного обеспечения были едины для всей территории США. Важно отметить, что закон не охватывал рабочих и служащих торговли и сферы обслуживания История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 25.

Важно отметить, что второй этап проведения «Нового курса» ознаменовался значительным увеличением масштабов общественных работ. В 1935 году было выделено 4,9 млрд. долларов, а в 1938 году - ещё 5 миллиардов долларов.

В 1938 году был принят закон о справедливых условиях труда, согласно которому запрещался детский труд, были установлены единые нормы заработной платы на предприятиях (минимальный и максимальный уровни), а также максимальная рабочая неделя - 44 часа.

Кроме того, правительство обратило внимание на бедственное положение низкодоходных хозяйств. Началась кампания по восстановлению плодородия почв.

В заключение необходимо отметить, что политика «Нового курса» Рузвельта вполне соответствовала требованиям эпохи. Большую роль меры Рузвельта имели в деле выхода страны из Великой депрессии, главным образом, стоит отметить положительное влияние активной регулирующей роли государства.

Крупные промышленники после проведения «Нового курса» укрепили свои позиции, значительно улучшилась обстановка в таких секторах экономики, как банковская система и аграрный сектор. Усилилась концентрация производства и банков. Кроме того, ведущие группы американского монополистического капитала усилили свои позиции.

Важнейшим инструментом политического курса Рузвельта стал государственный бюджет, за счёт которого и финансировались расширенное воспроизводство и социальные программы Там же. С. 27.

В 1936 году Ф. Рузвельт одержал победу на президентских выборах, и, таким образом, был выбран на второй срок. В 1937 году началась реформа Верховного суда. Кроме того, Рузвельт начал осуществлять план «подкачки насоса», который должен был привести к увеличению спроса при посредстве новых вложений государства. Объём общественных работ значительно расширился, увеличилась и численность получающих пособия (до 21,3 млн. человек) Там же. С. 28.

Мировой экономический кризис, который поразил ведущие мировые державы в период с 1929 по 1933 год, до сих пор считается самым тяжелым в истории. Его последствия были очень тяжелыми и носили глобальный характер.

Причины мирового кризиса экономики

Причины мирового экономического кризиса заключались сразу в нескольких факторах. Первый – это кризис перепроизводства, когда промышленность и сельское хозяйство производили больше, чем могли потребить люди. Второй – это отсутствие регуляторов финансового рынка, что привело к мошенничеству на рынке ценных бумаг, а в конечном итоге – к биржевому обвалу.

Начало мирового экономического кризиса

Началось все с Соединенных Штатов, после этого кризис распространился на страны Латинской Америки. Из-за высоких ввозных пошлин (правительство надеялось таким образом поддержать отечественного производителя) Америка “экспортировала” его в Европу. Финансовые взаимосвязи между странами ослабли из-за многочисленных торговых споров. Франция смогла избежать кризиса в 1929 году, когда он пришел в большинство европейских стран, но уже в 1930 сложное время наступило и для нее.

Какие страны больше всего пострадали в период мирового экономического кризиса

Итак, первый удар пришелся на США – 25 октября 1929 года на нью-йоркской фондовой бирже произошел полный обвал акций. После этого проявления кризиса стали нарастать, как снежный ком: за кризисные годы закрылось более пяти тысяч банков, объемы промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции сократились почти на треть, демографическое положение тоже было плачевным – прирост населения прекратился. Эти годы вошли в историю под названием “Великая депрессия”.

Сильнее всего от Великой депрессии пострадали афроамериканцы, так как их сокращали с рабочих мест в первую очередь.

Рис. 1. Афроамериканский рабочий.

Сильно пострадала от кризиса экономики и Германия – как и у Америки, у этой страны не было колоний, куда можно было сбывать излишки товара. В 1932 году, на который пришелся пик мирового кризиса, ее промышленность упала на 54%, а безработица составила 44%.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Именно на фоне кризисных явлений в экономике в политике и общественной жизни немцев усилилось влияние национал-социалистической партии под руководством Адольфа Гитлера, который впоследствии развязал Вторую мировую войну.

Рис. 2. Адольф Гитлер.

Другие мировые державы – Англия, Франция, Италия и Япония – пострадали от кризиса меньше, но все же удар по их экономике был нанесен существенный.

Все государства вынуждены были искать свои пути выхода в данной ситуации, в основном они заключались в усилении влияния государства на экономику и регулировании финансовых институтов.

Последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 годов

Несмотря на то, что преодоление кризисных явления во всех мировых державах началось довольно рано, процесс все же затянулся на 4 года и имел достаточно тяжелые итоги.

Рис. 3. Рынок в Германии в период экономического кризиса.

Сократилось промышленное производство и производство продукции в сельском хозяйстве, около половины трудоспособного населения осталось без работы, что повлекло за собой нищету и голод. Также обострились межгосударственные отношения, сократились объемы мировой торговли. К тому же этот первый экономический кризис вскоре породил и второй, хотя и менее масштабный.

Экономический кризис 30-х годов XX века, поразивший ведущие на мировые державы, на сегодняшний день является самым сильным кризисом с тяжелейшими последствиями глобального характера.

Начался он в США осенью 1929 г., далее распространился в Латинской Америке, Западной Европе и других странах Азии и Африки. Грандиозный биржевой крах тогда, в «черный» вторник, 29 октября 1929 года, положил начало кризису, или «Великой депрессии» 1929-1933 гг. Падение цен сопровождалось резким сокращением производства, происходил глубокий кризис всей банковской системы, обесценивались валюты, разорялись предприятия, появился запредельный уровень безработицы, массовая бедность, разочарование населения в существующих порядках, - и это далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими.

Главными причинами мирового экономического кризиса (1929-1933) стали сверх монополизация производства, отсутствие любого его регулирования, диспропорция между ростом объемов производства и уровнем доходов значительной части населения. Платежеспособность населения уменьшилась, и оно не в состоянии было покупать товары, количество которых все увеличивалось.

Промышленный кризис сошелся с аграрным перепроизводством. Аграрный кризис ощутимо ударил по крестьянам. Из-за крайне низких цен, производство сельскохозяйственной продукции стало убыточным, началось массовое уменьшение производства продуктов питания, началось массовое разорение сельских и фермерских хозяйств. А это не могло не сказаться на состоянии внутреннего рынка.

Кризис нанес ощутимый удар мировой торговле. Уменьшение торгового оборота привело к свертыванию международных связей. Конкуренция международных монополий перерастала фактически в открытую торговую конфронтацию между странами. Торговые споры нарушили традиционные основы финансовых взаимосвязей между странами.

Кризис 30-х годов заставил правительство этих стран предпринимать серьезные попытки воздействия на экономическое развитие и предупреждения их разрушительных последствий.

«Великая депрессия» показала неспособность традиционных подходов к решению социально-экономических проблем. В поисках эффективных антикризисных средств в большинстве стран пришли к выводу, что без вмешательства государства из кризиса выйти невозможно. Правительство и деловые круги развитых стран мира прилагали чрезвычайные усилия для выхода из кризиса. Государство стало одним из факторов стабильности и прогресса в этих странах, в его руках сосредоточилось все больше экономических функций, которые расширялись за счет побочных методов регулирования экономикой. С этой целью широко использовали кредит, субсидии, ссуды из государственного бюджета, регулировалась налоговая система. В большинстве стран проводилась политика протекционизма. Совместные усилия государства и предпринимателей не только перебороли последствия кризиса, а стали своеобразным гарантом будущей стабильности. Переход к широкому полномочию государственного регулирования позволил восстановить расширенное воспроизведение капитала, найти новые возможности для наращивания экономического и технического потенциала, ослабить остроту социальных конфликтов. Экономический кризис 1929 - 1933 гг. оказался мировым. Он нарушил все Международные экономические связи, привел к массовому сокращению промышленного производства и других отраслей экономики почти всех государств.

В США закрылось большое количество банков, появилась дефляция и рухнули цены на недвижимость, сокращения промышленного производства в 2 раза, безработица выросла до 12 млн. человек, многие фермеры разорились, урожаю зерновых культур упали в 2 раза. В Великобритании, напротив, Великая Депрессия способствовала оздоровлению экономики и притоку инвестиций в старые отрасли промышленности. Для Франции этот период завершился потерей ведущих позиций на мировых рынках. В Германии в итоге депрессии к власти пришли национал-социалисты во главе с Гитлером, а в Италии положил начало становлению фашизма, другие страны Европы также значительно пострадали от этого мирового кризиса. В итоге можно сказать, что Великая Депрессия, начавшаяся в США, привела ко Второй мировой войне, которая нанесла неслыханные страдания миллионам жителей Земли.


Причины экономического кризиса

Сегодня Украина находится в стадии сильнейшего экономического кризиса: падение промышленного производства, убыточное сельского хозяйства, полное расстройство кредитно-финансовой системы. Страна ищет пути решения своих проблем. Этот поиск большей части населения оказался трудным периодом его существования. Президент, правительство, парламент прилагают все усилия, чтобы выправить положение, но эти попытки зачастую оказываются неудачными. Кажется, забыто, что кризис в экономике - это украинское явление, а хорошо изученное и известное положение, которого существуют выходы.

В 1929-1933 гг. мировая экономика получила урок в виде мирового экономического кризиса. “Великая депрессия”, так еще называют этот кризис, дала миру иммунитет от самой себя. В те годы выход был найден, человечество сделало выводы. Был накоплен бесценный опыт борьбы с этим проявлением экономики.

Положение в экономике США в начале 30-х годов XX века, если судить по специальной и художественной литературе, статистическим данным, было примерно таким же, как в настоящее время Украине. В годы экономического кризиса падение производства США было большим, чем в других странах Запада. Добыча снизилась на 41%, выплавка стали - на 79,4%, стали - на 76%, производство автомобилей сократилось на 80%. Из 279 доменных печей действовало только 44. В целом промышленная продукция к году сократилась по сравнению с 1929 годом на 46%, в т.ч. производство средств производства - 72%. Тысячи фабрик и заводов 6ыли остановлены. Сокращение производства, зарплаты предприятий, недогрузка действующих фабрик и заводов породили огромную безработицу. К марту 1933 года армия безработных достигла 17 млн. человек, не считая нескольких миллионов полубезработных. Причины кризиса в США и нынешнего в Украине разные, но следствия одинаковы. Рассматривая мировой экономический кризис и анализируя его причины и последствия, лучше всего опираться на историю США. Это будет вполне справедливо, ибо эта страна положила начало и конец кризиса.

После Первой мировой войны Западная Европа была истощена экономически и политически. США, в свою очередь, укрепили свои позиции в мире и окончательно стали лидером мировой системы капитализма. Участвуя в войне лишь как производитель оружия и кредитор, США обогатились за счет воюющих стран. Бурное развитие экономики было неизбежно. Это и произошло в период 1920-1928гг. Так в 1929 г. производство автомобилей в целом по стране составляла 5337 тыс. штук, что в 11 раз превышало довоенный уровень. Национальный доход США вырос за 1923-1929 гг. с 74.3 до 86,6 млрд. долл., т.е. на 17%. В конце 20-х годов почти 70% всех фабричных станков было электрифицировано.

Наряду со старыми отраслями в промышленности стали появляться и развиваться новые: химия, электричество и др.

Положение людей в социальной жизни стало улучшаться. Наряду с интенсификацией производства (в 1923-1929 гг. выработка на одного рабочего возросла на 43%) росла и заработная плата, хотя и не так быстро, как производительность. Как на дрожжах, выходил средний класс. Это дало в то время основу для высказываний, что США вступили в эру всеобщего благоденствия и что скоро бедность будет побеждена.

Первые удары кризиса разразились 24 октября 1929 г., когда в США началась беспрецедентная биржевая паника. В этот день на Нью-Йоркской фондовой бирже было продано 12, 8 млн. акций, что в 1,5 раза больше, чем когда-либо ранее. Через несколько дней был достигнут новый пик спекулятивного ажиотажа. Позднее этот день назовут “черный четверг”, ибо он ознаменовал собой начало невиданного по разрушительности кризиса. 29 октября 1929 г., когда из рук в руки перешло 16,4 млн. акций, курс ценных бумаг стремительно покатился вниз. Если на 1 октября 1929 г. стоимость акций, котировавшихся на бирже, была 87 млрд. долл., то через месяц, 1 ноября, она составила лишь 55 млрд. долл., произошло понижение цены акций на 37%. Падение продолжалось 3 года. К марту 1933 года общая стоимость акций составляла 19 млрд. долл., т.е. сократилась в 4,5 раза. Биржевой крах был первым проявлением кризиса.

Уже с лета 1929 г. стали сказываться признаки перепроизводства. Кризис охватил промышленность, сельское хозяйство и финансовую систему. Объем промышленного производства начал падать. По сравнению с 1929 г. объемы производства в 1930 г. составляли 80,7%, в 1931 г. - 68,1%, в 1932 г. - 53,8%.

В Западной Европе положение экономики было еще хуже. Так, в Германии кризис поразил хозяйство наиболее глубоко, т.к. экономика страны сильно зависела от иностранных капиталов. Промышленное производство упало на 40%, внешняя торговля в 1932 г. составляла 60% от уровня 1929 г.

Сильно пострадала от кризиса и Франция. Импорт товаров сократился с 4852 млн. франков в 1929 г. до 1740 млн. франков 1935 г., экспорт страны уменьшился с 4178 млн. франков 1279 млн. франков. Национальный доход снизился на 30%. Загруженность мощностей в легкой промышленности составляла около 65% к довоенному периоду. Общее количество безработных - 1,5 млн. человек. Фонд заработной платы снизился на 40%.

Великобритания была в более лучшем положении, чем континентальные соседи. Кризис докатился до империи позже, к 1930 году, и его воздействие на экономику страны было слабее, чем в других странах. Общий объем производства упал на 15%, внешняя торговля сократилась вдвое. Количество безработных достигло 35% от всего числа работающих в промышленности. Особенно пострадали угольная, металлургическая и судостроительная промышленно Англии.

Кроме промышленности, пострадала и финансовая система. Так, в США за годы “депрессии” разорилось более 5760 банков, около 1/5 всех банков страны. Общая сумма депозитов составляла в 1933 г. 3,5 млрд. долл. Ряд крупнейших банков Германии обанкротился. Франция вдвое сократила вывоз своих капиталов. “Депрессия” затронула и сельское хозяйство стран мира. В США кризис сельскохозяйственного производства начался еще в 1920 г; 1924 г. он сменился более сильной формой. В этот период ни цены, ни доходы фермеров не могли достичь довоенного уровня. Падение стоимости сельскохозяйственной продукции особенно сказывал на мелких и средних фермерах. В 1925-1928 гг. с аукционов было продано 547 тыс. ферм, что составляло 87% их общего количества. Сельское население уходило в города. В 1929 г. жителей сельскохозяйственных районов насчитывалось 32 млн. человек, а в 1930 всего 30,5 млн. человек. Сокращалось количество фермерских хозяйств: с 6448 тыс. до 6289 тыс.

Во Франции производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 40%.

В годы кризиса происходит и кризис политической власти странах мира. В США в основные годы кризиса у власти находилось правительство Г. Гувера (1874-1964) - 31 президента С (1929-1932 гг. правления) от республиканской партии. Он был приверженцем минимального вмешательства государства в экономику, такая философия называлась “американским индивидуализмом”. Он ограничился введением торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически, и страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. для резкого сокращения ввоза товаров в США был принят высокий таможенный тариф. В ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пошлины. Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынках их уничтожали. В целях предотвращения банкротства Гувер с конца 1931 г. предпринял попытки государственного кредитования банков, промышленности транспортных предприятий.

В феврале 1930 г. была создана Зерновая стабилизационная компания, которая скупала хлеб у фермеров. Затем такая же компания была создана по закупке хлопка. Вся продукция поступала на государственные склады. В 1930-1931 гг. создана государственная программа капитального строительства с общей суммой контрактов 7 5 млрд. долл. Затем создана Реконструкционная финансовая корпорация с уставным фондом в 2 млрд. долл. Эти организации субсидировали монополии и банки. За годы их существования распределилось 2,1 млрд. долл., 2/3 из которых ушли на банки, страховые компании и фирмы. Во второй половине 1931 г. Стальной трест, а за ним и другие крупные компании, объявили о снижении заработной платы. В то же время с переполненных государственных складов началась распродажа сельскохозяйственной продукции, что привело к усилению кризиса.

В годы кризиса, после биржевого краха, многие американцы были шокированы происшедшим на бирже. Все это случилось не в один день, этому предшествовали годы. Миллионы американцев, вкладывая деньги в ценные бумаги, надеялись на рост курса акций (что и происходило на протяжении ряда лет, заметьте - военных для Европы лет), рассчитывали, что это сделает их в скором времени богачами. Для захвата контрольных пакетов акций создавались фиктивные конкурирующие держательские компании. В борьбе за них применялись все средства: и махинации с акциями, и спекуляция, и распространение всяких слухов о компаниях, что и привело к “черному четвергу” 29 октября 1929 г. Произошло это в сложное для экономики послевоенное время.

В годы кризиса были расстроены и финансы. Кредит получить было невозможно. Многие производства из-за этого останавливались.

Можно выделить основные причины кризиса:

Перепроизводство;

Трудность сбыта продукции вследствие неплатежеспособности населения;

Низкая покупательная способность населения;

Неумелая политика администрации, отсутствие государственного регулирования экономикой;

Биржевые спекуляции;

Расстройство финансовой системы.

Как вывод, можно сказать следующее: Америка стала стран безудержной свободы хозяйствования и стихии рынка, нужна была новая экономическая политика. Из-за избытка товаров цены резко упали, сокращение спроса и обострение проблемы сбыта были столько катастрофическими, что закрывались заводы и фабрики, банки и фирмы, шахты и фермы, торговые предприятия и компании. Таковы были причины и последствия того экономическою кризиса или “Великой депрессии”, как называли ее американцы в 1933 годах.

“Новый курс” Ф. Рузвельта

С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы под названием “Новый курс”. Отрицая политику “грубого индивидуализма” Гувера, Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления “классового мира” внутри страны и доброго соседства с другими странами.

Теоретической основой “Нового курса” стало учение английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). В условиях господства монополий при капитализме Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.

В осуществлении “Нового курса” выделяют два этапа:

I- с 1933 до 1935 гг.;

II - с 1935 г.

Основные мероприятия “Нового курса”:

1. Спасение банковской и финансовой систем. С этой целью запрещался вывоз золота за границу, прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. Возобновление функций и получение правительственных кредитов из федеральной резервной системы разрешалось только благополучным, наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. вновь было открыто 4/5 банков, но 2 тыс. банков разрешения на это не получили.

Созданная при Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции - за первые два года “Нового курса” сумма займов выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась концентрация банковской системы - число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.

Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от Золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%. Девальвация доллара затруднялась торговым и платежным балансом. Встать на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не решился. Был найден оригинальный путь решения этой проблемы. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам выдавались взамен золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото - 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов (вкладов) способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков.

2. Восстановление промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Для его проведения была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (торговая палата, фирма “Дженерал моторс”, “Стандарт ойл”, Морган и др.), а также экономисты. Закон вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый предусматривал меры по оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на честную конкуренцию, правила занятости и найма. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования его средств. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер по борьбе с безработицей - создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18-25 лет. Oни обеспечивались бесплатным питанием, проживанием, одеждой, им платили 1 долл. в день. На общественных работах в 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев. Основные общественные работы: строительство ГЭС, лесонасаждение, строительство дорог, мостов, аэропортов и др. Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, т.к в конечном счете они определяли условия производства и сбыта продукции.

3. Восстановление сельского хозяйства. В начале 1933 г. принят закон о восстановлении сельского хозяйства. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг. В их числе:

Сокращение посевных площадей и поголовья скота, за что фермеры получали компенсацию и премию, льготы по налогообложению;

Меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.;

Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., продажа разорившихся ферм с аукциона прекратилась.

Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице, оказывалась помощь больным и инвалидам.

На втором этапе проведения “Нового курса” увеличились масштабы общественных работ. Если на первом этапе на эти цели выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 г. - 4,9, а в 1938 г. - еще 5 млрд, долл. Оказывалась помощь не только крупному фермерству, но низкодоходным хозяйствам. Все эти меры способствовали выходу страны из кризиса.

Оценивая “Новый курс”, мы должны, прежде всего, отметь то, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно-монополистического капитализма. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли вверх. В результате “Нового курса” в США укрепились позиции крупной буржуазии, концентрация производства и капитала усиливалась.

В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ.

Экономическая политика фашистской Германии

Сильнейшее потрясение капиталистического мира, происшедшее в 1929-1933 гг., глубоко и серьезно поразило германскую экономику. Это объясняется, прежде всего, ее зависимостью от иностранного капитала. Кризис в стране достиг кульминации к 1932 г. Промышленное производство в Германии упало в 1932 г. на 40% по сравнению с 1929 г. 68 тыс. промышленных предприятий потерпели крах. Были распроданы десятки тысяч крестьянских хозяйств. Массовые стачки охватили страну. Усилилось национально-освободительное движение в колониях. На 60% сократилась внешняя торговля. Вновь обесценилась валюта, произошел крах ряда крупных банков. В 1932 г. имелось 8 млн. полностью и частично безработных. Кризис в Германии вызвал к власти крайнее порождение реакции - фашизм. "Экономический кризис германского капитализма породил крах политической системы Веймарской республики. Монополистическая буржуазия не смогла больше господствовать при помощи старых парламентских методов. Ее руководители, склоняясь к мысли о необходимости военной диктатуры, все чаще обращали взоры на фашистское движение. Именно они в большей степени способствовали приходу фашистов к власти".

Крупнейшие финансовые магнаты Германии, поняв невозможность сохранить свое господство с помощью буржуазной демократии, стали делать ставку на установление в стране фашистской диктатуры. Выход из кризиса путем гонки вооружения был особенно притягателен для немецких промышленников. Г. Стиннес, Ф. Тиссен, владельцы угольных копей Рура и др. выдавали огромные денежные суммы фашистской партии. Так, глава концерна “Тиссен АГ” финансировал Гитлера (1889-1945) уже в 1923 г, В конце 20-х годов Гитлер сотрудничал уже со стальными королями Рура. В 1931 г. связь с нацистской партией установил директор Рейхсбанка Я. Щахт. Через его посредничество нацисты расширили свои контакты с другими крупными промышленниками Германии, в частности, с Фликом, внесшим в так называемый “фонд Гиммлера”, из которого финансировался захват власти нацистами, 100 тыс. марок. Он же подписал и пресловутое письмо, в котором группа немецких промышленников просила президента Германии фон Гиндербурга (1847-1934) назначить Гитлера канцлером Германии. Промышленники Рура отчисляли в кассу нацистской партии по 5 пфеннингов с каждой проданной тонны угля.

Были покровители нацистской партии и среди американцев: Рокфеллер, Морган, Ламо и др. В 1930 г. вложения США в германскую экономику достигли 5% национального дохода. В 1931 г. настоянию президента Гувера прекратились выплаты Германией репараций. В то же время Нью-Йоркская биржа повысила курс акций фирм, имевших вложения в германскую экономику.

30 января 1933 г. по прямому требованию финансовых воротил президент Гиндербург передал реальную власть Гитлеру, назначив его рейхсканцлером. Фашизм в Германии смог прийти к власти благодаря поддержке германского и иностранного (в особенности американского) финансового капитала. Фашистская диктатура была установлена в тот период, когда высшая точка экономического кризиса миновала. Началось оживление экономики, чему способствовал ее перевод на военные рельсы. Главным содержанием экономической политики фашизма стала милитаризация Германии. Военные расходы в 1933-1939 гг. возросли в 10 раз. Были построены новейшие заводы по выпуску танков, боевых самолетов, орудий и т.д. Расширилось производство пушек, подводных лодок, боеприпасов. Запасы сырья, продовольствия, денежные средства передавались руки военных. В ряде соседних стран развернули работу фили; германских фирм.

Внутренний и внешний курс фашизма был связан с подготовкой Второй мировой войны. Сразу после прихода к власти Гитлер нарушил условия Версальского договора и начал открытое перевооружение страны: в апреле 1933 г. создал министерство авиации, марте 1935 г. ввел всеобщую воинскую повинность. В июне 1935 был заключен англо-германский морской договор, по которому Германия строит свой надводный флот в размере 35%, а подводный флот - 45% от тоннажа британского флота. С 1934 г. восстановлено колониальное ведомство. Монополии Великобритании, Франции, США финансировали Германию, снабжали ее сырьем, помогали оснащению армии.

Фашисты стимулировали перерастание монополистического капитала в государственно-монополистический. Они объединили все промышленные и финансовые компании, транспорт, торговлю, ремесленные предприятия в отраслевые и территориальные группы, поставив во главе крупных капиталистов. Происходит сращивание государственного аппарата с монополистическими кругами. Крупнейшие промышленники Крупп, Тиссен, Феглер, банкир Шредер вошли в состав Генерального совета хозяйств при министерстве народного хозяйства.

Поскольку одной из хозяйственных задач Германии была проблема снабжения стратегическим сырьем ввиду отсутствия собственных ресурсов, налаживалось производство синтетических материалов: искусственного каучука, бензина, пластмасс, химическою волокна. Сырье закупалось в США, Великобритании, Франции.

Преимущественное развитие получали отрасли тяжелой и военной промышленности. Сюда направлялись 3/5 всех инвестиций. В итоге тяжелая промышленность к 1939 г. превысила предкризисный ее уровень в 1934 г. на 50%. Милитаризация хозяйства обеспечила высокие темпы производства промышленной продукции. Ведущее место занимает машиностроение, дававшее около 25% промышленной продукции. Накануне Второй мировой войны на долю Германии приходилось 13% мирового промышленного производства.

Данные об общественных инвестициях в Германии, млн. рм. Брутто

Инвестиции

Год
1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938
На военные цели 620 720 3300 5150 9000 10850 15500

На транспорт

805 1238 1694 1876 2144 2400 3376

На управление

800 810 1200 1400 1400 1420 1200
В жилищное строительство 150 185 275 220 175 200 250

Из таблицы видно, что с 1932 по 1938 гг. военные расходы увеличились в 25 раз. Их удельный вес поднялся с 26 до 76%. Расходы на транспорт увеличились в 4 раза, управление - в 1,5 раза, на жилищное строительство - в 1,7 раза.

Государственный сектор в экономике Германии занимает значительное место. В 1932 г. государственный акционерный капитал составлял 13,2 млрд., а в 1939 г. - 17 млрд. рейхсмарок. В марте 1936 г. по данным имперского статистического управления в Германии насчитывалось 1085 общественных предприятий. Из них 61 было собственностью империи, 57 - собственностью земель, 25 – собственностью ганзейских городов, 291 - собственностью общин и союзов, 142 - совместная собственность империи и общин. 30% предприятий составляли акционерные общества, 64,4% - общества ограниченной ответственностью и 4,2% - общества частного права.

В целях подготовки к войне осуществлялось государственно-монополистическое регулирование и сельского хозяйства. Каждый крестьянин превращался в “солдата фронта питания”, обязан есть не то, что ему хотелось, а то, что ему диктовали руководители Имперского сословия по продовольствию - главный орган государства по регулированию сельскохозяйственной продукции.

План экономии английского банкира Дж. Мэя

Экономический кризис 1929 - 1933 гг., поразив ведущие стран мира, не миновал и Великобританию. Объем промышленного производства упал на 15%, особенно пострадали традиционные отрасли - металлургическая, угольная и др., сократились посевные площади, объем внешней торговли сократился в 2 раза, торговый баланс был дефицитным, увеличилась безработица - в 1932 году она охватила 30-35% всех рабочих.

Однако в Великобритании кризис начался позднее, чем в других странах, - в конце 1930 г., хотя первые симптомы появились в начале того же года. Министерство финансов, чтобы найти дополнительные доходы, увеличило прямые налоги, включая подоходный, из косвенных был увеличен только один - на пиво. К весне 1931 г. финансовое положение страны ухудшилось. В связи с неустойчивым положением фунта стерлингов иностранные держатели краткосрочных вкладов в банках Лондонского Сити стали изымать их для перевода в более прочную валюту, уменьшался золотой запас страны.

Следует отметить, что целью банкиров и правительства не было увеличение занятости или спасение промышленности, они хотели просто исправить дисбаланс бюджета, торговли и кредита. Это происходило потому, что тогда в период экономического кризиса единственной функцией правительства считалось обеспечение благоприятных финансовых условий, хотя в это время уже высказывались новые идеи о вмешательстве государства в экономику. Новый ход экономической мысли не был еще полностью разработан, а сам Кейнс еще анализировал основания для некоторых положений своей концепции, он еще открыто не защищал несбалансированный бюджет и имел мало поддержки среди коллег.

В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций под руководством финансиста Дж Мэя была создана королевская Комиссия по национальной экономии, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии, в котором предрекался дефицит бюджета в 120 млн. фунтов стерлингов в год.

Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных отраслей в те, которые предназначены смягчить социальную несправедливость, или в те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов, сократить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов.

Поскольку доклад Комиссии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству займы, необходимые для платежного баланса страны. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов.

В целом регулирование государственных расходов во время депрессии оказало стабилизирующий эффект. Общие государственные расходы в реальном выражении по отношению к валовому национальному продукту увеличились с 24% в 1929 г. до 29% в 1931 г., немного упали в конце 1931 г. (28%), а к 1934 г. снизились почти до уровня 1929 г. Кроме того, бюджет был хорошо сбалансирован, и финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству и в самой Великобритании, и за границей.

Кроме осуществления политики экономии, правительство Макдональда принимало и другие меры для оздоровления экономики.

20 сентября 1931 г. был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фунт - его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные цены на внутреннем рынке. Большое число стран (Скандинавия, Япония и Др.) последовали за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия не отказались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную ситуацию 1925-1931 гг. Конечно, большинство стран отреагировало соответственно, повысив пошлины на британские товары, но благоприятное воздействие на торговый баланс на время сохранилось, т.к. Великобритания также ввела протекционизм. В 1931-1932 г. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых товаров: Великобританию. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно отразилось на английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта. В стране цены оставались стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931-1936 гг., цены возросли: среднем лишь на 10%. Доверие к фунту почти восстановлено, вклады начали возвращаться в английские банки. Банковский процент постоянно снижался и достиг 2% в июне.

Высвобождению дополнительных денежных ресурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу, позволивший в 1932 г. сэкономить 31 млн. фунтов стерлингов.

В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса, концу 1932 г. в экономике наблюдались уже первые признаки оздоровления, а в 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.

Экономическая политика французского правительства Национального фронта

Мировой экономический кризис носил затяжной характер во Франции и резко обострил социально-экономические проблемы в стране. Правительство Народного фронта создает программу выхода из кризиса, главной задачей которой было удовлетворение ближайших нужд широких слоев страны. Так, требование национализации было ограничено объектами военной промышленности и финансовым монстром - Французским банком. Другое экономической положение программы - требование создания национального фонда безработицы, сокращения рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест за счет снижения пенсионной барьера, организация общественных работ, регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в интересах производителей, реформы системы налогообложения и др.

В мае 1936 г. началось общенациональное движение за осуществление программы Народного фронта. Его пик пришелся на конец мая - начало июня этого года, когда в забастовках принимало участие около 2 млн. человек. Правительство столкнулось с острой проблемой дефицита государственного бюджета. Непомерные расходы на социальные выплаты заставили пойти на первую девальвацию франка, что сильно ударило по гражданам страны. Усилилось бегство капиталов из страны, ускорилось сворачивание производства. Несмотря на существенное сокращение расходов из бюджета, состояние финансов ухудшалось, что вынудило прибегнуть к новой девальвации франка. Правительство вводит более высокий налог на капитал, превышающий 150 тыс. франков, увеличивает налоги на так называемые привилегированные предприятия, облагает налогами сверхприбыли предприятий, работающих на оборону страны, устанавливает контроль за валютными операциями, импортом и т.п.

В социально-экономической политике правительства Народного фронта проявилась антимонопольная направленность, был установлен контроль над Французским банком, проведена частичная национализация военной промышленности. В 1937 г. государство стало участвовать в национальном Обществе железных дорог, было создано Национальное зерновое бюро, покупавшее у крестьян зерно по твердым ценам. Осуществленная налоговая реформа, увеличившая сборы с крупных наследств и высоких доходов, облегчила положение мелких и средних предприятий. В социальной политике правительством Народного фронта был принят закон о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках, коллективных договорах. Были повышены зарплата и пенсия, для безработных открывался фронт общественных работ.

Таким образом, опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.