» »

Тесты 0w40. Лучшее моторное масло: выбирают эксперты «За рулем

03.11.2019

Масла, гарантирующие возможность пуска вплоть до минус 35°С – сплошь синтетические и самые дорогие. Сегодня такие есть почти у всех иностранных производителей. Среди отечественных мы нашли масло 0W40 лишь у двух – Utech от «Юкоса» и AGA от ООО «Эй-Джи-Эй АвтоМаг».

Поделим класс на группы

Моторные масла делят не только на классы (по вязкости), но и на группы (по уровню качества). Существует несколько систем оценки. Наиболее известна американская классификация по API: маслам для бензиновых моторов присваивают индекс SG, SH, SJ, SL, SM – чем вторая буква дальше от начала алфавита, тем выше способность масла противостоять нагрузкам. Все большую популярность получает европейская классификация ACEA (обозначения А2, А3, А4). Тут чем больше цифра, тем выше уровень качества. Для дизельных моторов используют другие комбинации букв и цифр. Заливать допустимо то масло, которое соответствует или превышает по уровню качество, требуемое изготовителем автомобиля. В этот раз решили сравнивать между собой лишь масла внутри каждой группы, поэтому появились лидеры в каждой из них.

Физико-химические свойства проверяли на требования ГОСТ Р 51634-200 и стандарта SAE j-300 Dec 99, а соответствие качества группе API – с помощью прибора «Скользящее кольцо» (ЗР, 2006, № 11). По тесту «кольцо» ставили баллы: чем их больше, тем охотнее на поршнях и цилиндрах образуются лаковые отложения. Много отложений – плохо мотору, особенно высокофорсированному.

Вязкость мерили как при 100°С (следили за расходом масла через калиброванное отверстие за минуту), так и при минус 35°С (определяли усилие сдвига в трущейся паре, то есть динамическую вязкость). Если динамическая вязкость больше 6200 МПа.с, стартер вряд ли провернет коленчатый вал.

Проверили температуру застывания, при которой масло густеет настолько, что уже не капает. Для класса 0W40 она, конечно, будет ниже минус 35°С. Однако при такой низкой температуре мотор может не пуститься и по иной причине, даже если его раскрутить.

Посмотрели на зольность. По стандарту она не должна превышать 1,3% (чем меньше, тем лучше). Если норма превышена – ждите образования нагара.

У ГОСТа за бортом

Из 14 закупленных образцов два оказались за гранью требований стандартов. Масло Tecsint SX не соответствует заявленному классу 0W40 – на сильном морозе стартер скорее всего не прокрутит коленвал, Excellium вышел за рамки стандарта по зольности – 1,48 вместо допустимых 1,3%.

Как выбрать масло

Внимательно изучив полученные результаты, мы убедились: сделать масло, лучшее во всех отношениях, не удалось никому. Поэтому к выбору нужно подходить творчески.

Если двигатель вашего авто уже изношен, обратите внимание на минимальную зольность: зачем загрязнять? А если мотор новый, лучше выбрать масло с минимальным баллом в графе «лакообразование».

Сомневаетесь? Тогда опирайтесь на нашу расстановку, в которой мы учли все три параметра (вязкость, зольность, лакообразование) и, оценив каждый в баллах (от 1 до 5), получили комплексную оценку. В ней мы полагали каждый параметр равноправным «игроком». Если же какой-то из них представляется более важным, сделайте осознанный выбор на основании представленных таблиц.

Не соответствуют стандартам

1. Agip Tecsint SX

Заявленный производитель – Agip, Испания

Ориентировочная цена за 1 л – 330 руб.

Вероятно, синтетическое; группа качества, видимо, SJ, русская наклейка обещает абсолютно универсальную применяемость. На поверку все совсем неплохо, но это не 0W40!

2. Elf Excellium

Заявленный производитель – T.Lubrifiants, Франция

Ориентировочная цена за 1 л – 300 руб.

Масло групп API SJ/CF и ACEA A3/B3. Этикетка обещает высокие технологии, наилучшую защиту мотора. Однако зольность заметно превышена.

Группа API SJ/CF

6-е место

AGA моторное синтетическое масло

Заявленный производитель – ООО «Эй-Джи-Эй АвтоМаг», Россия

Ориентировочная цена за 1 л – 200 руб.

Масло групп API SJ/CF и ACEA A3/ B3. Указана работоспособность при +30°С. А еще есть целая диаграмма периодичности смены при разном уровне угара. Минимальный пробег – 21 000 км, а в новом двигателе – все 30 000 км!

Самая низкая зольность, отличная морозостойкость, низкая цена.

— Лакообразование слишком высокое – даже для группы SJ.

5-е место

Liqui Moly Synthoil Energy

Заявленный производитель – Liqui Moly GmbH, Германия

Масло групп API SJ/CF и ACEA A3-98/B3-98. Благодаря молибденовой добавке обещает снижение потерь на трение и, стало быть, экономию топлива. Это мы не проверяли, зато обещание предохранить от отложений выполнено честно!

Очень малая зольность и отличные для своего класса моющие свойства

— По вязкости при минус 35°С – на грани допустимого; высокая цена.

4-е место

U-tech System

Заявленный производитель – ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок», Россия

Ориентировочная цена за 1 л – 190 руб.

Масло групп API SJ/CF. Указан сертификат API – редкость для отечественных масел. Неплохие характеристики не смогла испортить предельная – пятилетняя выдержка в магазине. К сожалению, литровой упаковки не нашли, но и пятилитровая канистра стоит недорого!

Малая зольность, умеренное лакообразование, очень низкая цена.

— Есть в нашем тесте масла и пожиже (на морозе).

3-е место

Neste City Pro

Заявленный производитель – Fortum Oil and Gas Oy, Финляндия

Ориентировочная цена за 1 л – 390 руб.

Масло групп API SJ/CF и ACEA A3/B3. Описание – очень скромное. Ничего особенного не обещает, но финскую марку держит: температура застывания – минус 47°С. Есть допуск «Фольксвагена» и знак добровольной сертификации в России.

Очень низкая зольность, отличная морозостойкость.

— Средний уровень лакообразования, сравнительно высокая цена.

2-е место

Valvoline Synpower

Заявленный производитель – Valvoline Europe, Голландия

Масло групп API SJ/CF и ACEA A3/ B3/В4. Масса допусков ведущих автопроизводителей. Все обещания – правда, мотор останется чистым. Быть бы маслу первым, но по низкотемпературной вязкости проигрывает лидеру.

Очень низкие лакообразование и зольность.

— Хотелось бы иметь меньшую вязкость при минус 35°С.

1-е место

Teboil Diamond Plus

Заявленный производитель – Teboil, Финляндия

Ориентировочная цена за 1 л – 410 руб.

Масло групп API SJ/CF и ACEA A3/ B3-96. Указание «Для всех типов современных двигателей» может ввести в заблуждение: смотрите на группу качества! Насчет поддержания чистоты в двигателе – на среднем уровне. Но пуск на морозе будет самым легким!

Наилучшие низкотемпературные свойства.

— Довольно большая зольность и средний уровень лакообразования.

Группа API SL/CF

2-е место

Shell Helix Ultra

Масло групп API SL/CF и ACEA A3/ B3/В4. Не забыта ссылка на победы «Феррари» в формуле 1. Рассказано о специальных моющих агентах, присутствующих в масле. Тем не менее лакообразование скорее под стать группе SJ. А вот зольность очень маленькая.

Очень низкая зольность.

— Средние лакообразование и морозостойкость.

1-е место
BP Visco 7000

Заявленный производитель – BP Lubricants, Великобритания

Ориентировочная цена за 1 л – 360 руб.

Масло групп API SL/CF и ACEA A3/B3/B4. Насчет непревзойденной защиты двигателя производитель погорячился: зольность на грани допустимого, лакообразование – среднее. Но на легкий пуск в морозы можно рассчитывать! Только поэтому оказалось впереди Shell.

Хорошие низкотемпературные свойства.

— Большая зольность и среднее лакообразование.

Группа API SM/CF

3-е место

Shell Helix Ultra Extra Polar

Заявленный производитель – oy Shell ab, Финляндия

Ориентировочная цена за 1 л – 460 руб.

Масло групп API SM/CF и ACEA A3/B3/B4. В отличие от масла без слова Extra, здесь действительно постарались добиться очень низкого лакообразования. Но температура застывания – всего минус 37°С, что снизило общую оценку.

Очень низкое лакообразование.

— Не лучшие низкотемпературные качества.

Заявленный производитель – очевидно, Castrol, страна не указана

Ориентировочная цена за 1 л – 460 руб.

Масло групп API SМ/CF и ACEA A3/B3/В4. «Превышает наивысшие стандарты», «Столетний опыт», «Наилучшая защита»… А на деле – лакообразование выше среднего. С остальными параметрами – все в порядке.

Весьма низкая зольность, хорошая морозостойкость

— Сильное лакообразование.

1-е место

Mobil 1 Arctic

Заявленный производитель – ExxsonMobil, Бельгия

Ориентировочная цена за 1 л – 530 руб.

Масло групп API SМ/CF и ACEA A3/B3/В4. Указаны допуски ведущих немецких производителей. Обещание легкого пуска – правда. А вот зольность довольно большая.

Низкое лакообразование и хорошие низкотемпературные свойства.

— Большая зольность и высокая цена.

Общепринятое мнение, в определении разницы и отличия между моторными маслами 0w40 или 5w40, гласит, что внимание стоит обращать только на первую цифру смазки для двигателя.

Это объясняется тем, что в первом случае критическая температура, при которой может замерзнуть масло равняется 35 градусов ниже нуля, а во втором, по достижению морозов 30 градусов. Но напрашивается вопрос — а как же тогда двигаются машины при сорока градусах и ниже зимой?

Для них есть какие-то специальные масла, которые не входят в линейку всесезонного использования?

Безусловно, масла однонаправленные, т.е. только для зимы или лета, имеют более твердую устойчивую структуру, но смазки для круглогодичного использования так же обладают большим порогом замерзания, чем отметка термометра в 35.

Это только подтверждает, что все моторные масла отличаются друг от друга, и даже те, которые находятся в одном ключе 0w40 или 5w40 по SAЕ, но выпущены у разных производителей. Наиболее часто возникают споры, о том, что лучше 0w40 или 5w40, считая что оба продукта синтетического происхождения, можно ли их смешивать, надо ли промывать двигатель при замене и т.п. Попробуем разобраться более детально в данной проблеме и дать ответы на все интересующие вопросы.

Моторные смазки 0w40 или 5w40 — есть ли отличия?

Для начала, оставим в стороне вязкость обоих линеек масел и признаем за константу то, что у всех смазочных материалов разный порог замерзания, даже при указании стандартного SAE 0w40 или 5w40. В этом вопросе, стоит вернуться к истокам, а именно базовой структуре моторной смазки. Как уже не раз говорилось, качество рабочего ресурса моторного масла напрямую зависит от его исходной основы, которая в большинстве случаев бывает природной, т.е. минеральной с современными технологиями очистки. При чем не стоит думать, что очищением исходного продукта занимается та же компания, которая называется производителем.

В мире насчитывается всего около трех корпораций, которые готовят базовое масло, у них в основном и происходит закупка сырья для дальнейшего использования, что означает добавление присадок. Второй разновидностью основы для моторных масел — считается синтетический продукт, полученный исключительно за счет синтезирования на молекулярном уровне.

По праву, синтетика всегда дороже и вызвано это не присадочными пакетами, а тем что база масла никогда не будет «болеть» теми проблемами, которым подвержено природное минеральное масло.

Рассматривая показатели обоих моторных смазок — 0w40 или 5w40 — на первый взгляд можно сделать вывод, что обе линейки относятся к чистым синтетическим маслам. На самом же деле это не так:

  • 0w40 — безусловно синтетика и подтверждением тому, является повышенная текучесть масла.
  • 5w40 — относят к синтетическим маслам условно, так как в большинстве случаев качество масла
    достигается процессом гидрокрекинга, а значит исходная база масла все же минеральная, о чем говорит более высокий порог вязкости у большинства продуктов.

Защитные свойства 0w40 и 5w40 так же будут отличаться, потому что изначально базовая структура будет разной и передаст каждому маслу свое.

Пакеты присадок

Разобравшись с основой, перейдем к присадкам, которые так же могут разниться в любых 0w40 или 5w40.

В этом вопросе определяется направленность масла и его назначение. К примеру, если стоит задача только на легкий старт двигателя в мороз, то такое масло никогда не даст значительного эффекта экономии топлива, но позволит спокойно стартовать и при минус 40. В летний же период его лучше не использовать, так как продукт при сильном разогреве может стекать, как вода со всех деталей двигателя и не обеспечивать должной защиты.

Вот почему все же рекомендуют «пятерки» для лета, они более устойчивы к высоким температурам. Определить текучесть, так же можно ознакомившись с температурой вспышки, у условно летних масел она будет значительно выше. Большинство импортных масел, даже в одинаковых рангах 0w40 или 5w40, будут отличаться от отечественных по экологии.

Зарубежные производители пытаются превзойти экологические нормы, установленные ЭКО 5, а отечественные будут бороться с «не чистым» топливом, которое заливается на всех заправках без исключения, даже не смотря на значки ЕВРО.

Чистота топлива так же достигается различными присадками, как и разнонаправленность моторных масел.

Какое же масло лучше 0w40 или 5w40?

Ответ один — нет лучших или худших — есть те, которые идеально подходят под конкретно взятый двигатель автомобиля.

Опять же в этом вопросе всплывает технология производства. Гидрокрекинговые масла никогда не смогут выступить в роли охлаждающей жидкости для современных модификаций силовых агрегатов со смежными системами, а значит, даже в летний период, не смотря на более высокую вязкость, полной защиты всех узлов они не обеспечат.

Поэтому большинство автоконцернов рекомендуют для своих моторов всесезонные масла 0w40, 0w20, 0w30 с быстрым течением в любое время года и играет тут основную роль далеко не вязкость и не климатическая температура, а именно терморегулирование под капотом машины.

5w40 ни чуть не хуже — это тоже высококачественный расходник для смазывания, но направлен он несколько на другое. Зазоры между поршневыми кольцами у всех машин разные, а значит защитить и «закупорить» эти зазоры может только то масло, которое имеет для этого лучшие показатели. Более высокая вязкость 5w40 способна образовать сразу же защиту на всех компонентах двигателя, включая и поршневую систему.

Плотность и устойчивость к разрушениям пленки, так же будет достигаться за счет присадок, но и базовая основа внесет свой вклад, являясь более устойчивой. Если же пренебречь всем выше сказанным и ориентироваться исключительно по критерию замерзания, то стоит вернутся в самое начало и определить, что для летнего периода масла абсолютно одинаковые. Правда 0w40 придется скорее всего заменять чаще тем машинам, которым показано 5w40, потому что термоокислы разрушат его быстрее.

Каждый человек, заботящийся о собственном автомобиле, старается выбирать для него только качественные расходные материалы: самое лучшее моторное масло, чистое топливо и прочее. И если от характерных особенностей горючего зависит состояние двигателя, то выбор смазки оказывает непосредственное влияние на все механические части машины.

Ежегодно в сети появляется список «Топ 10 моторных масел», но составляющие их эксперты зачастую ориентируются исключительно на профессиональную продукцию, опуская одно из наиболее важных для потребителя свойств – стоимость. Мы взяли на себя смелость составить собственный рейтинг смазочных материалов, основывающийся на сочетании цены, качества и доступности для рядового водителя.

Машинное масло на упаковке имеет соответствующую его классу и характеристикам маркировку, основываясь на которую, несложно выбрать оптимальный для собственного пользования продукт:

  • Первое число обозначает прокачиваемость в соответствующем диапазоне функциональной температуры – время, за которое масло попадет в систему после запуска двигателя. Чем оно ближе к нолю, тем ниже температура работы.
  • Буквенное обозначение W – определяет смазку как зимнюю.
  • Второе число – вязкость. Чем выше показатель, тем сильнее густота при нагреве мотора.

Понимание маркировки позволит выбрать подходящую смазку даже без спецификации.

Какое моторное масло лучше: синтетика или полусинтетика?

Рассматривая продукты с точки зрения функциональности, мы видим, что синтетическое масло выигрывает по всем показателям. Оно успешно противостоит низкой температуре, не подвержено окислению, проявляет выдающиеся антикоррозийные свойства и требует более редкого доливания в мотор. Однако его высокая стоимость может оказаться серьезным препятствием, особенно для владельцев недорогих машин до 400 тысяч рублей.

Полусинтетическое масло разрабатывается на основе минерального с добавлением искусственной смазки. Процентное соотношение разнится в зависимости от производителя, но в среднем составляет 40-60%. Качественно полусинтетика несколько хуже, но в ряде случаев оказывается более предпочтительным вариантом для применения.

Выбирая лучшее синтетическое или полусинтетическое моторное масло, следует ориентироваться на его стоимость, условия эксплуатации и «возраст» агрегата. Для относительно старого мотора рациональнее использовать полусинтетику, в новых – синтетическое масло.

Какие моторные масла самые лучшие для тяжелых условий?

Выбирая, какое моторное масло лучше приобрести для зимы, особенно для внедорожников для охоты и рыбалки , в крайних северных областях нашей страны, следует обратить внимание на обозначение 0w30. Оно указывает, что перед нами всесезонный продукт, обеспечивающий качественную смазку в диапазоне от -40 °C до +30 °C. Лучшие марки моторных масел этой категории в 2018-2019 годах следующие:

  • Mobil 1 Fuel Economy – снижает степень износа автомобиля в условиях серьезного холода благодаря специальной технологии Supersyn.

  • Motul NISMO COMPETITION OIL 2108E – искусственное масло, позволяющее поднять частоту оборотов силового агрегата без угрозы проворачивания и клина, губительных для техники.

  • REPSOL Elite Turbo Life 50601 – изначально разработанное для немецких дизельных автомобилей, оно отлично проявляет свои антиокислительные и антикоррозийные свойства на машинах других стран выпуска.

  • Teboil Diamond Carat – масло премиум-класса, которое значительно улучшает функционал двигателя, эффективно очищает механизм от нагара и снижает расход топлива.

ТОП лучших моторных масел категории 5w30

Выдающиеся показатели смазка этого диапазона проявит при температуре от -25 °C до +20 °C. С учетом характеристик, оказывающих влияние на качество и доступность продукта, топ лучших моторных масел выглядит так:

  • Castrol Magnatec А1 – демонстрирует низкую степень разжижения и расхода за счет выгорания, надежно защищает двигатель при использовании некачественного топлива с высоким показателем содержания серы.
  • ТНК Magnum Professional C3 – высокое щелочное число указывает на улучшенные антиокислительные и антикоррозийные качества. Приемлемая стоимость и оптимальный показатель расхода смазки.

  • Mobil Super FE Special – способствует снижению расхода топлива и предотвращает износ внутренних элементов двигателя.

  • Motul 8100 Eco-nergy – обеспечивает качественную защиту алюминиевых элементов механизма, снижает расход горючего и характеризуется отличными показателями содержания щелочи.

  • Shell Helix Ultra Extra – внушительный набор присадок, выдающееся значение снижения расхода за счет угара, низкая агрессивность и оптимальная защита узлов двигателя, но высокая стоимость и «неприятие» топлива с повышенным содержанием серы.

Таким получился список лучших моторных масел 5w30.

Самые лучшие моторные масла 5W40

Рейтинг лучших моторных масел 2018-2019 года можно составлять исключительно из продукции, маркированной 5w40. Эта категория используется повсеместно и получила наибольшее распространение, благодаря своей универсальности. Такие моторные масла подходят даже для машин до 800 тысяч рублей.

  • Motul 8100 X-clean – демонстрирует заявленные показатели снижения расхода топлива, очищает двигатель и защищает в дальнейшем, не теряет функциональности при понижении заявленной температуры в -25 °C.
  • LIQUI MOLY Molygen New Generation – всесезонное масло с высоким показателем стабильности, обеспечивает равномерное покрытие движущихся деталей, снижая трение, уменьшает расход горючего на 4%.
  • Castrol Edge – присадка из соединений на основе титана, покрывает механические части мотора, очищает и защищает их, увеличивая мощность агрегата.
  • Лукойл Люкс синтетическое SN/CF – лучшее российское моторное масло, благодаря которому автомобильные механизмы функционируют плавно и мягко.
  • ELF Evolution 900 NF – синтетическая смазка, работающая с широким диапазоном бензиновых и дизельных агрегатов. Исключение составляет только наличие дизельного сажевого фильтра. Обеспечивает эффективную очистку и длительную эксплуатацию.

Это актуальный топ-5 моторных масел 5w40 для 2018-2019 года.

ТОП моторных масел 10w40

При повышенных среднегодовых температурах необходимо заливать лучшее моторное масло категории 10w40.

  • TOTAL Quartz 7 000 – изначально лучшее полусинтетическое моторное масло для бензинового двигателя. Впоследствии было усовершенствовано и теперь не снижает производительности агрегатов, работающих на сжиженном газе или дизеле.

  • Motul ATV-UTV 4T – разбавляет наш рейтинг смазочный материал, предназначенный для мототехники. Французская продукция, обеспечивающая надежный уровень защиты, очистки и повышения эксплуатационных характеристик.

  • Лукойл Стандарт SF/CC – станет великолепным выбором для защиты механизмов «в годах». Низкая стоимость, универсальность и обеспечение мягкости функционирования дает использование этого минерального масла.

Масла, гарантирующие возможность пуска вплоть до минус 35°С – сплошь синтетические и самые дорогие. Сегодня такие есть почти у всех иностранных производителей. Среди отечественных мы нашли масло 0W40 лишь у двух – Utech от «Юкоса» и AGA от ООО «Эй-Джи-Эй АвтоМаг».

Поделим класс на группы

Моторные масла делят не только на классы (по вязкости), но и на группы (по уровню качества). Существует несколько систем оценки. Наиболее известна американская классификация по API: маслам для бензиновых моторов присваивают индекс SG, SH, SJ, SL, SM – чем вторая буква дальше от начала алфавита, тем выше способность масла противостоять нагрузкам. Все большую популярность получает европейская классификация ACEA (обозначения А2, А3, А4). Тут чем больше цифра, тем выше уровень качества. Для дизельных моторов используют другие комбинации букв и цифр. Заливать допустимо то масло, которое соответствует или превышает по уровню качество, требуемое изготовителем автомобиля. В этот раз решили сравнивать между собой лишь масла внутри каждой группы, поэтому появились лидеры в каждой из них.

Физико-химические свойства проверяли на требования ГОСТ Р 51634-200 и стандарта SAE j-300 Dec 99, а соответствие качества группе API – с помощью прибора «Скользящее кольцо» (ЗР, 2006, № 11). По тесту «кольцо» ставили баллы: чем их больше, тем охотнее на поршнях и цилиндрах образуются лаковые отложения. Много отложений – плохо мотору, особенно высокофорсированному.

Вязкость мерили как при 100°С (следили за расходом масла через калиброванное отверстие за минуту), так и при минус 35°С (определяли усилие сдвига в трущейся паре, то есть динамическую вязкость). Если динамическая вязкость больше 6200 МПа.с, стартер вряд ли провернет коленчатый вал.

Проверили температуру застывания, при которой масло густеет настолько, что уже не капает. Для класса 0W40 она, конечно, будет ниже минус 35°С. Однако при такой низкой температуре мотор может не пуститься и по иной причине, даже если его раскрутить.

Посмотрели на зольность. По стандарту она не должна превышать 1,3% (чем меньше, тем лучше). Если норма превышена – ждите образования нагара.

У ГОСТа за бортом

Из 14 закупленных образцов два оказались за гранью требований стандартов. Масло Tecsint SX не соответствует заявленному классу 0W40 – на сильном морозе стартер скорее всего не прокрутит коленвал, Excellium вышел за рамки стандарта по зольности – 1,48 вместо допустимых 1,3%.

Как выбрать масло

Внимательно изучив полученные результаты, мы убедились: сделать масло, лучшее во всех отношениях, не удалось никому. Поэтому к выбору нужно подходить творчески.

Если двигатель вашего авто уже изношен, обратите внимание на минимальную зольность: зачем загрязнять? А если мотор новый, лучше выбрать масло с минимальным баллом в графе «лакообразование».

Сомневаетесь? Тогда опирайтесь на нашу расстановку, в которой мы учли все три параметра (вязкость, зольность, лакообразование) и, оценив каждый в баллах (от 1 до 5), получили комплексную оценку. В ней мы полагали каждый параметр равноправным «игроком». Если же какой-то из них представляется более важным, сделайте осознанный выбор на основании представленных таблиц.

Не соответствуют стандартам

1. Agip Tecsint SX

Заявленный производитель – Agip, Испания

Ориентировочная цена за 1 л – 330 руб.

Вероятно, синтетическое; группа качества, видимо, SJ, русская наклейка обещает абсолютно универсальную применяемость. На поверку все совсем неплохо, но это не 0W40!

2. Elf Excellium

Заявленный производитель – T.Lubrifiants, Франция

Ориентировочная цена за 1 л – 300 руб.

Масло групп API SJ/CF и ACEA A3/B3. Этикетка обещает высокие технологии, наилучшую защиту мотора. Однако зольность заметно превышена.

Группа API SJ/CF

6-е место

AGA моторное синтетическое масло

Заявленный производитель – ООО «Эй-Джи-Эй АвтоМаг», Россия

Ориентировочная цена за 1 л – 200 руб.

Масло групп API SJ/CF и ACEA A3/ B3. Указана работоспособность при +30°С. А еще есть целая диаграмма периодичности смены при разном уровне угара. Минимальный пробег – 21 000 км, а в новом двигателе – все 30 000 км!

Самая низкая зольность, отличная морозостойкость, низкая цена.

— Лакообразование слишком высокое – даже для группы SJ.

5-е место

Liqui Moly Synthoil Energy

Заявленный производитель – Liqui Moly GmbH, Германия

Масло групп API SJ/CF и ACEA A3-98/B3-98. Благодаря молибденовой добавке обещает снижение потерь на трение и, стало быть, экономию топлива. Это мы не проверяли, зато обещание предохранить от отложений выполнено честно!

Очень малая зольность и отличные для своего класса моющие свойства

— По вязкости при минус 35°С – на грани допустимого; высокая цена.

4-е место

U-tech System

Заявленный производитель – ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок», Россия

Ориентировочная цена за 1 л – 190 руб.

Масло групп API SJ/CF. Указан сертификат API – редкость для отечественных масел. Неплохие характеристики не смогла испортить предельная – пятилетняя выдержка в магазине. К сожалению, литровой упаковки не нашли, но и пятилитровая канистра стоит недорого!

Малая зольность, умеренное лакообразование, очень низкая цена.

— Есть в нашем тесте масла и пожиже (на морозе).

3-е место

Neste City Pro

Заявленный производитель – Fortum Oil and Gas Oy, Финляндия

Ориентировочная цена за 1 л – 390 руб.

Масло групп API SJ/CF и ACEA A3/B3. Описание – очень скромное. Ничего особенного не обещает, но финскую марку держит: температура застывания – минус 47°С. Есть допуск «Фольксвагена» и знак добровольной сертификации в России.

Очень низкая зольность, отличная морозостойкость.

— Средний уровень лакообразования, сравнительно высокая цена.

2-е место

Valvoline Synpower

Заявленный производитель – Valvoline Europe, Голландия

Масло групп API SJ/CF и ACEA A3/ B3/В4. Масса допусков ведущих автопроизводителей. Все обещания – правда, мотор останется чистым. Быть бы маслу первым, но по низкотемпературной вязкости проигрывает лидеру.

Очень низкие лакообразование и зольность.

— Хотелось бы иметь меньшую вязкость при минус 35°С.

1-е место

Teboil Diamond Plus

Заявленный производитель – Teboil, Финляндия

Ориентировочная цена за 1 л – 410 руб.

Масло групп API SJ/CF и ACEA A3/ B3-96. Указание «Для всех типов современных двигателей» может ввести в заблуждение: смотрите на группу качества! Насчет поддержания чистоты в двигателе – на среднем уровне. Но пуск на морозе будет самым легким!

Наилучшие низкотемпературные свойства.

— Довольно большая зольность и средний уровень лакообразования.

Группа API SL/CF

2-е место

Shell Helix Ultra

Масло групп API SL/CF и ACEA A3/ B3/В4. Не забыта ссылка на победы «Феррари» в формуле 1. Рассказано о специальных моющих агентах, присутствующих в масле. Тем не менее лакообразование скорее под стать группе SJ. А вот зольность очень маленькая.

Очень низкая зольность.

— Средние лакообразование и морозостойкость.

1-е место
BP Visco 7000

Заявленный производитель – BP Lubricants, Великобритания

Ориентировочная цена за 1 л – 360 руб.

Масло групп API SL/CF и ACEA A3/B3/B4. Насчет непревзойденной защиты двигателя производитель погорячился: зольность на грани допустимого, лакообразование – среднее. Но на легкий пуск в морозы можно рассчитывать! Только поэтому оказалось впереди Shell.

Хорошие низкотемпературные свойства.

— Большая зольность и среднее лакообразование.

Группа API SM/CF

3-е место

Shell Helix Ultra Extra Polar

Заявленный производитель – oy Shell ab, Финляндия

Ориентировочная цена за 1 л – 460 руб.

Масло групп API SM/CF и ACEA A3/B3/B4. В отличие от масла без слова Extra, здесь действительно постарались добиться очень низкого лакообразования. Но температура застывания – всего минус 37°С, что снизило общую оценку.

Очень низкое лакообразование.

— Не лучшие низкотемпературные качества.

Заявленный производитель – очевидно, Castrol, страна не указана

Ориентировочная цена за 1 л – 460 руб.

Масло групп API SМ/CF и ACEA A3/B3/В4. «Превышает наивысшие стандарты», «Столетний опыт», «Наилучшая защита»… А на деле – лакообразование выше среднего. С остальными параметрами – все в порядке.

Весьма низкая зольность, хорошая морозостойкость

— Сильное лакообразование.

1-е место

Mobil 1 Arctic

Заявленный производитель – ExxsonMobil, Бельгия

Ориентировочная цена за 1 л – 530 руб.

Масло групп API SМ/CF и ACEA A3/B3/В4. Указаны допуски ведущих немецких производителей. Обещание легкого пуска – правда. А вот зольность довольно большая.

Низкое лакообразование и хорошие низкотемпературные свойства.

— Большая зольность и высокая цена.

Почему именно в момент запуска двигателя происходит его наиболее интенсивный износ? Дело в том, что подшипники скольжения, примененные в кривошипно-шатунном механизме, и другие сопрягающиеся детали работают с неизбежным трением друг о друга. В идеале между коренными, шатунными вкладышами и коленчатым валом всегда должна быть масляная прослойка.

На практике все происходит иначе. Элементы коленчатого вала смазываются под давлением. Масло поступает к точкам смазки по специальным каналам. Когда коленчатый вал проворачивается стартером, давления масла еще недостаточно, чтобы оно поступало ко всем трущимся деталям. В результате чего между ними появляется механическое трение. Более твердый металл в буквальном смысле начинает строгать и расплющивать мягкий. На вкладышах, кулачках распредвалов, клапанных втулках и стенках цилиндров образовываются микрозадиры, которые в дальнейшем значительно ухудшают скольжение, а моторесурс двигателя значительно снижается.

Кроме этого, сухое трение всегда сопровождается повышением температуры деталей, нарушая структуру металла. Особенно опасен «сухой» пуск двигателя в сильный мороз. Многие не понаслышке знают, сколько опилок и даже стружек стекает вместе с отработанным маслом из поддона двигателя, интенсивно эксплуатировавшегося в холодный зимний период.

Загустевшее на морозе моторное масло еще более усугубляет ситуацию. В этом случае спасением для двигателя является способность масла образовывать пленку на поверхностях всех деталей. Именно эта масляная пленка работает до поднятия давления масла и прихода его потока через подводящие каналы.
В старину, когда на многих двигателях не существовало смазки под давлением, их пробег до капиталки по нынешним меркам был просто смешным: всего-лишь несколько десятков тысяч километров. В те времена каждый шофер кроме основного инструмента возил с собой еще и специальные формы для плавления баббита. Вы готовы сегодня на сильном морозе разводить костер, снимать поддон двигателя и выплавлять новые вкладыши? Если да, тогда эта статья не для вас.

Все моторные масла с индексом 0W40 являются универсальными для применения в любых температурных условиях. Даже в условиях арктического холода такое масло сохраняет свою текучесть, не разжижаясь при этом и не скатываясь каплями с трущихся деталей.

Когда применять лучше всего масло марки 0W40

Эти виды масел прекрасно сохраняют свою текучесть и обволакивающие свойства в условиях низких температур, а значит, прекрасно прокачивается масляным насосом и начинает «работать» уже на крайне низких оборотах коленвала. Это свойство незаменимо в зимний период, особенно в условиях умеренных широт с холодными и продолжительными зимами. Но, хорошо ли поведет себя масло с низкотемпературным индексом 0W летом? Ведь существуют же масла с более высоким «летним» индексом, например 50 и даже 60. Современные двигатели испытывают более высокие динамические, температурные и барические нагрузки. Вы видели, как собирается в капли масло на раскаленной сковороде?

При крайне высокой температуре масло может потерять свои смазывающие свойства. Если это произойдет в двигателе, например, при длительном стоянии в летней пробке, он неминуемо выйдет из строя даже при исправной системе охлаждения. Поэтому, моторное масло должно сохранять свои смазывающие и теплоотводящие свойства и при очень высоких температурах.

Моторные масла марки 0W40 являются универсальными всесезонными маслами благодаря сохранению своих смазывающих свойств в агрессивных условиях в широком температурном спектре. Такое масло можно применять в любых сезонных условиях на заведомо исправном неизношенном двигателе.

Другие свойства моторных масел

Не менее важно наличие различных вспомогательных присадок в моторном масле. Зачастую именно присадки во многом определяют физические и химические свойства современных моторных масел. Многие производители смазочных материалов широко рекламируют свою продукцию, делая акцент на различных свойствах присадок. Например: моющие, восстанавливающие, охлаждающие и пр. В части присадок мнения экспертов и простых автомобилистов сильно расходятся. Разумеется, никакие присадки не способны восстановить изношенные детали, но некоторые из них способны заполнять микрозадиры и микротрещины, тем самым продляя срок службы многим узлам и агрегатам двигателя.

С другой стороны, существует ли гарантия, что восстанавливающие присадки будут действовать «прицельно» - оседать только на поврежденных поверхностях не забивая при этом масляные каналы и не накапливаясь в виде несмываемых отложений? Так называемые «моющие» присадки напротив, способствуют эффективному очищению смазываемых деталей от нагара, шлаков, кокса и других отложений, возникающих по различным причинам (использование несоответствующих горюче-смазочных материалов или их низкого качества, нарушение условий эксплуатации или работы двигателя в результате поломки какой-либо системы и пр.).

Моющие присадки в моторном масле несомненно, полезны. Детали двигателя даже визуально становятся значительно чище. Однако, не стоит забывать о том, что масла с моющими присадками следует использовать непродолжительный срок. В противном случае можно получить обратный эффект. Например: масло, отмыв все отложения на деталях газораспределительного механизма, забивает этими отложениями масляный фильтр или того хуже: транспортирует эти отложения прямиком в каналы смазки кривошипно-шатунного механизма. Такая «медвежья услуга» моющих присадок способна порадовать разве что механиков – мотористов за то, что дает им неплохой заработок.

Другая, не менее неприятная сторона масляной мойки – появление потеков в местах соединения блоков и деталей двигателя. Дело в том, что моющие присадки бывают настолько эффективны, что когда становится нечего отмывать, они начинают отмывать отложения с мест соединения: прокладок, болтов, шпилек. В результате масло начинает выдавливаться наружу. Поэтому масла, содержащие большое количество подобных присадок, следует использовать лишь для устранения определенных проблем, например для эффективной отмывки двигателя от внутренних отложений без его полной разборки.

Наряду с присадками, способствующими очистке деталей, многие виды моторных масел, особенно минеральные, способны сами образовывать отложения в результате воздействия высоких температур в сочетании с притоком кислорода. Проще говоря, масло начинает подгорать, оставляя нагар на поверхности трущихся деталей. Например, при угаре масла в цилиндрах вместо спасительной масляной пленки образуется копоть, обладающая сильными абразивными свойствами. А это означает, что в момент подгорания масла по зеркалу цилиндров вашего двигателя проходит наждачный круг. Стоит ли объяснять дальше, как это отражается на его ресурсе?

Сопротивление горению, низкая способность испаряться, - эти свойства настолько важны летом, насколько важна способность масла сохранять текучесть зимой. Современные синтетические масла, в том числе с индексом 0W40 обладают способностью выдерживать высокие температуры без значительного испарения и более стойки к окислительным химическим реакциям (горению).

Наряду с физическими свойствами, моторные масла, а также находящиеся в их составе присадки, способны вступать в различные химические реакции с металлами при высоких температурах. Иначе говоря, содержащиеся в масле присадки способны вызывать кислотные и щелочные реакции с внутренними элементами двигателя. Агрессивные химические вещества, содержащиеся в составе масла при длительном использовании способны разрушать трущиеся металлические поверхности, разъедать сальники и прокладки. Поэтому, перед применением того или иного масла следует внимательно ознакомиться и с различными, входящими в его состав присадками.

В каких случаях применение моторного масла 0W40 нецелесообразно

Несмотря на большое количество неоспоримых достоинств моторных масел 0W40, в ряде случаев их применение будет не совсем оправданным. Например, если автомобиль не эксплуатируется зимой. В этом случае, сохранение вязкости масла при низких температурах совсем неактуально. К тому же любое масло после длительной стоянки автомобиля желательно заменить по причине конденсата, образующегося в системе смазки, а также из-за осадков и отложений, образующихся при длительном гаражном хранении автомобиля.

Сильно изношенный двигатель, ожидающий скорой замены или капитального ремонта – также далеко не самый подходящий потребитель масла 0W40. В этом случае целесообразно применение более вязких масел для поднятия компрессии и оптимизации работы его систем.

Многие старые модели автомобилей также могут быть очень критичными к вязкости моторных масел. Поэтому, прежде чем заливать систему смазки 0W40, ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации двигателя и рекомендациями завода-изготовителя. Если по каким-либо причинам данные о возможности применения моторных масел соответствующей вязкости отсутствуют, на крайний случай целесообразно руководствоваться правилом: чем более оборотистый двигатель, тем менее вязкое масло требуется ему для оптимальной работы. Если двигатель изношен, имеет большой пробег, тогда наоборот: чем больший пробег, тем большая вязкость масла.