» »

Ракетный фрегат черноморского флота адмирал григорович. Адмирал Григорович (сторожевой корабль)

31.03.2024

История строительства сторожевых кораблей в России имеет славные и прочные корни. Большая часть судов, стоявших на вооружении Советского ВМФ, представляли корабли именно этого класса. На плечи сторожевиков легли задачи по охране экономической морской зоны СССР и обороне прибрежных морских рубежей. Не менее ответственные функции и задачи стоят перед кораблями подобного класса и в наше время. Сторожевые корабли проекта 11356 остаются на сегодняшний день наиболее современным и боеспособными судами, которые сходят со стапелей отечественных судостроительных заводов. Теперь уже не сторожевики, а фрегаты проекта 11356 гордо несут Андреевский флаг на южных рубежах России и составляют значительную часть в ВМС других стран.

Новые фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» пополнили ряды Черноморского флота, значительно усилив своим появлением Черноморский флот. На завершающем этапе находится постройка четырех других кораблей этого типа, которые так же скоро займут свое место в боевом строю ЧФ России.

Появление фрегатов в отечественном флоте

В Советском Союзе, в отличие от флотов других стран основное тактическое ядро флотов составляли сторожевые корабли. Этот класс боевых судов является советским изобретением, несмотря на то, что на Западе корабли с аналогичными характеристиками давно относятся к классу фрегатов. С развалом СССР поменялась классификация боевых кораблей и в Российском ВМФ. В соответствии с новой военно-морской доктриной России все сторожевые корабли, старые и те, которые строились на отечественных судостроительных заводах, были переведены в класс фрегатов.

Для российского флота такая перемена не стала в новинку. По своим тактико-техническим характеристикам сторожевики полностью соответствовали боевым задачам, которые способен решать фрегат. Тем более что на российских верфях полным ходом шло строительство фрегатов по экспортным контрактам. Основным покупателем российских кораблей этого класса стали ВМС Индии. Начиная с 2000 года, было построено 6 фрегатов типа «Тальвар», которые вошли в состав индийского флота.

Именно индийский заказ стал той базовой платформой, благодаря которой удалось не только сохранить в рабочем состоянии всю отечественную судостроительную отрасль, но и получить опыт в строительстве кораблей данного класса для оснащения отечественных флотов. Российские конструкторы доработали базовый проект фрегатов типа «Тальвар», создав улучшенную версию боевых кораблей этого проекта. Фрегат «Адмирал Григорович» проекта 11356 был заложен на стапелях судостроительного завода «Янтарь» по занавес 2012 года. Головной корабль проекта положил начало новой серии отечественных фрегатов из 6 единиц, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

Корабли проекта получили шифр «Буревестник». В западных странах новые российские фрегаты получили код «Krivak V».

История фрегатов проекта 11356

Описание истории возникновение проекта 11356 как всегда связана с тем, что успешный проект мог оказаться снова не удел. Еще в Советском Союзе шла ожесточенная борьба между специалистами и военными экспертами-сторонниками строительства сторожевиков нового поколения. По мнению военных моряков, новые корабли должны были стать универсальными боевыми единицами, способными решать самые разные боевые задачи. В этом ключе и шла разработка проектной документации. Существующая на тот момент концепция реализации сразу двух проектов, сторожевиков проекта 22350 и кораблей проекта 11356, оказалась ошибочной. Флот мог получить разнотипные корабли, обслуживание которые могло вызвать в дальнейшем определенные сложности и экономические трудности.

Современная военно-морская доктрина России опиралась на политику стандартизации, поэтому было принято решение продолжить работу над проектом 11356, который уже был освоен судостроительной отраслью. Здесь будет уместно напомнить, что новые фрегаты стали результатом глубокой модернизации сторожевиков типа «Буревестник», которые были построены большой серией в предыдущие годы.

Советские сторожевики проектов 1135 и 1135М оказались удачными кораблями. Именно «Буревестники» стали теми рабочими лошадками, на плечи которых легла вся основная работа по обороне морских рубежей нашей Родины. Всего было построено 28 судов этого класса, из которых 2 корабля, СКР «Пытливый» и СКР «Ладный» до сих пор остаются в составе действующего Черноморского флота. Российские конструкторы учли боевой опыт и практическую эксплуатацию кораблей проектов 1135 и 1135М и СКР проекта 11351. В результате кропотливой работы появился совершенно новый корабль.

Следует отметить, что новый проект был успешно реализован во время выполнения индийского контракта. Построенные на Балтийском заводе и на ССЗ «Янтарь» шесть фрегатов для Индии успешно прошли все этапы испытаний и продолжают успешно нести службу в составе индийских ВМС. Однако в отличие от экспортного варианта, российские корабли проекта 11356 должны будут получить совершенно иную начинку. Другими словами конструктив корабля тот же, а вот оснащение и системы вооружения на российских фрегатах будут кардинально отличаться от индийского проекта.

Реализация проекта 11356 в первую очередь направлена на строительство военных кораблей для Черноморского флота, состав которого остро нуждается в пополнении новыми боевыми единицами. Характеристики новых фрегатов полностью отвечают целям и задачам, которые стоят перед кораблями на черноморском театре.

Строительство фрегатов проекта 11356

Вся основная работа по разработке проекта легла на плечи СКБ. Базовым техническим материалом стала документация экспортного контракта 1135.6. Основная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в создании проекта оптимально адаптированного под мощности отечественных кораблестроителей. Требовалось как можно быстрее передать флоту новые корабли, способные повысить обороноспособность южных рубежей. Головной корабль серии «Адмирал Григорович» заложили в 2010 году, когда на верфях еще достраивался пятый фрегат для индийских ВМС. Далее с разницей в один год на мощностях калининградского судостроительного завода «Янтарь» были заложены еще четыре корабля: «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», получившие названия в честь известных адмиралов Российского флота.

Головной корабль получил стремительный стальной корпус, имеющий удлиненный полубак. Носовая оконечность корабля и обводы подводной части корпуса имеют оптимальные параметры гидродинамики, повышающие мореходные качества корабля и остойчивость судна. Надстройка на фрегате разделена на три отдельных блока. Характерной чертой проекта является наличие на кораблях элементов конструкции, построенных по технологии «Стелс». Это было сделано для повышения скрытности корабля и повышения его защищенности от ударов ПКР и авиации.

Особое значение во время строительства придавали энергетической установке, которая должна была обеспечить кораблям большую дальность плавания и высокую скорость хода. Результатом проектных работ и последующего строительства стала установка комбинированной двухвальной газотурбинной установки типа COGAG. Двигательная установка состояла из двух маршевых газотурбинных двигателей ГТД, приводящих в движение два винта с фиксированным шагом. В дополнение корабль оснащался двумя форсированными двигателями, обеспечивающими быстрое увеличение скорости хода. Суммарная мощность двигательной установки корабля составляла 56 тыс. л.с, благодаря чему фрегат мог развивать скорость до 30 узлов. Систему энергообеспечения корабля обеспечивали четыре дизель-генератора суммарной мощностью 3200 кВт.

Дальность плавания корабля экономическим ходом (14 узлов) составляет 4500 км. При этом автономность фрегатов новой серии увеличена до 30 суток.

В отличие от кораблей предыдущих проектов на современных судах появилось новое вооружение и современная электронная начинка. Фрегаты имели не только взлетно-посадочную площадку для вертолета, но и были оборудованы ангаром для воздушного судна. Все корабли оснащались вертолетами Ка-27 , выполнявшими роль воздушного разведчика. Боевое оснащение и средства управления кораблем рассчитаны на выполнение различных боевых задач, включая противодействие надводным кораблям противника, отражение атаки с воздуха, поиск и уничтожение субмарин.

Два первых корабля серии «адмиралы Григорович и Эссен» были заложены в соответствии с условиями и действием в рамках первой партии одного большого контракта. Третьим кораблем первой партии должен стать фрегат «Адмирал Макаров». Общая стоимость постройки фрегатов шести фрегатов проекта 11356 составляет 80 млрд. рублей. Следом за первой партией, состоящей из трех судов, начато строительство второй партии, в которую вошли фрегаты «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». Последний корабль пока только представлен в рамках рабочего проекта и ожидает своей закладки.

Все корабли серии заложены, строились и были спущены на воду на мощностях завода «Янтарь». Корабли первой партии «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» успели получить полную комплектацию, и были своевременно введены строй. Некоторые задержки выпали на долю фрегата «Адмирал Макаров», который получил основную ГТД с опозданием. Последующие фрегаты ждут своей очереди на поставку двигательных установок. Прекращение поставок газотурбинных двигателей с Украины замедлили сроки ввода боевых судов в строй.

Вооружение российских фрегатов проекта 11356

Делая ставку на универсальность новых кораблей, Высшее военно-морское командование поставило перед конструкторами задачу оснастить корабль существующими на сегодняшний день видами вооружения.

Основное вооружение фрегатов нового проекта — это противокорабельные ракетные комплексы «Калибр». Пусковые установки имеют вертикальное расположение и могут быть использованы одновременно под ракеты обоих типов «Оникс» и Калибр». Пусковые установки создавались на базе экспортного варианта, ракетного комплекса Club-N. Ударный ракетный комплекс предназначается для уничтожения надводных кораблей и подлодок всех типов и классов, а так же для нанесения ударов по береговым объектам на тактическую глубину. На фрегатах «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» установлены ПКР «Калибр-НК» , способные нанести огневое поражение по морским целям на расстоянии до 400 км. Ракета ЗМ-14 может быть переоснащена для стрельбы по сухопутным целям. Дальность стрельбы для ракет этой модификации составляет 2000-2500 км.

Аналогов ракетной системе Club-N среди зарубежных противокорабельных систем на данный момент не существует. Вся работа по наведению и предстартовой подготовке осуществляется в автоматическом режиме.

Традиционно корабли имеют артиллерийское вооружение. Новый артиллерийский комплекс АУ А-190 представлен автоматическим 100 мм орудием, способным эффективно вести огонь по воздушным, морским и сухопутным целям. Орудийный комплекс прошел успешные испытания на фрегатах, построенных для ВМС Индии. Эффективный огонь можно вести из орудия на расстояние до 20 км. Новая артустановка имеет облегченную конструкцию, которая специально создавалась для оснащения кораблей с небольшим водоизмещением.

Противолодочное вооружение кораблей составляют два спаренных торпедных аппарата, для пуска торпед калибром 533-мм. Пусковые установки системы «Club-N» могут быть использованы для пуска противолодочной модификации ракет «Калибр». В дополнение к ним фрегаты оснащены реактивными бомбометами РБУ-6000.

Для отражения воздушной атаки новые российские суда оснащены многоканальным ЗРК «Штиль-1». Это оружие способно обеспечить круговую оборону корабля от атак с воздуха. В качестве вспомогательного инструмента борьбы с низколетящими целями корабль оборудован ракетно-артиллерийским комплексом «Каштан». В комплект системы входят управляемые ракеты и два шестиствольных орудия АО-18К. Система способна эффективно вести борьбу с крылатыми ракетами и низколетящими малоразмерными целями.

Что касается электронной начинки фрегатов проекта 11356, то здесь были реализованы все самые новые наработки. Управление огнем осуществляется посредством СУО «Пума», способной обеспечить дальний поиск, захват цели и ее сопровождение. Система управления кораблем представлена новым комплексом «Требование-М», через который проходит вся поступающая с постов корабля информация. Автоматика полностью контролирует боевое применение оружия, исходя из оценки сложившейся ситуации и уровня вероятной опасности.

Управление всеми системами корабля и обслуживание основных механизмов и агрегатов осуществляет экипаж в составе 180 человек. Впервые на судах российского флота предусмотрено размещение подразделения морской пехоты в количестве 18 бойцов.

Эпилог

Новые российские фрегаты стали настоящей находкой для военно-морского командования. Корабли проекта 11356 своевременно поступили на вооружение Черноморского флота, значительно усилив боевую мощь и тактические возможности соединения наводных кораблей на южном фланге.

Обострившаяся ситуация на черноморском морском театре, непредсказуемость ситуации в Сирии, ставят перед новыми кораблями новые задачи. Мощные и скоростные корабли способны обеспечить контроль ситуации во всем Черноморском бассейне. Ударное вооружение, установленное на судах способно наносить тактические удары по целям, находящимся далеко за пределами зоны ответственности российских ВМС.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Создание уникальных боевых кораблей, способных стирать с лица Земли небольшие страны — целая наука. С развалом Советского Союза проектирование и строительство кораблей с подобными возможностями практически сошло на нет. Несмотря на колоссальные сложности, которые российская судостроительная отрасль испытывала на рубеже 90-х, фрегаты-титаны возвращаются в строй.

Один из таких кораблей — фрегат «Адмирал Григорович» судостроители вот-вот передадут военным. «Адмирал Григорович» опытные моряки называют не просто новейшим кораблем,но и одним из символов возрождения отечественного судостроения.

Качественно новый

Необходимость кардинально обновить отечественный военно-морской флот назрела давно. За то время, пока страна восстанавливалась после тотального развала вооруженных сил — не то что производство, модернизация уже существующих кораблей в составе флота должным образом не проводилась. О строительстве новых кораблей в условиях непростого времени почти никто не думал.

В каком-то смысле, фрегаты проекта 11356, задуманные как средство для мгновенной омолаживающей процедуры Черноморского флота стали настоящей находкой — универсальный, хорошо вооруженный и сравнительно небольшой корабль должен был не только продемонстрировать присутствие военно-морского флота России в регионе, но и при необходимости отправиться в другие районы для выполнения боевой задачи.

«Адмирал Григорович» — знаковый корабль. Долгое время считалось, что отдельно взятые корабли могут решать определенные задачи — будь то борьба с подводными лодками противника или обстрел надводных целей, которым система опознавания присвоила тип «чужая». Трио адмиралов — «Григорович», «Эссен» и «Макаров», которые в скором будущем войдут в состав Черноморского флота — настоящие мастера-универсалы по борьбе с противником. Однако, прежде чем рассказывать о том, чем именно новые российские сторожевики могут воевать, следует вспомнить и еще об одной, не менее важной детали.

Все корабли проекта 11356 построены не просто с учетом универсальной работы по нескольким типам целей. Большую работу над кораблями инженеры провели и по части эргономики — максимально удобно использовав жизненно важное пространство внутри корабля. Качественно новый уровень исполнения кораблей, по словам специалистов, достигается особенным вниманием к мелочам — даже расположение боевых постов и мест отдыха для экипажа просчитано несколько раз.

Круговая оборона

Сторожевик «Адмирал Григорович», как и все корабли проекта 11356 — один из самых защищенных. Ракеты зенитного ракетного комплекса «Штиль» в случае опасности первыми примут бой. На перехват учебных целей в ходе государственных испытаний экипажу корабля отводятся считанные секунды. Режим службы на всем протяжении государственных испытаний специалисты оценивают как «боевой» — никакой, даже самой незначительной поблажки ни кораблю, ни его экипажу не дают.

Высокая степень автоматизации новейшего сторожевика Черноморского флота обеспечивается боевой информационной управляющая системой «Требование-М» — пеленг, дальность, курс и скорость цели — лишь малая часть данных, обрабатываемых системой на базе высокопроизводительных вычислительных комплексов. Специалисты поясняют, что БИУС, разработанная НПО «Меридиан» из Санкт-Петербурга для — одна из самых высокопроизводительных в мире.

«Если рассматривать корабельную систему с точки зрения современных, высокоавтоматизированных систем, то в плане обработки данных и управления вооружением эта система одна из лучших в мире», — поясняет в интервью «Звезде» программист, кандидат математических наук Сергей Гуреев. Эксперт пояснил, что быстройдействию системы и управлению вооружением разработчики уделили самое пристальное внимание. Отмечается так же, что современная система управления вооружением и радиоэлектронным оборудованием обеспечивает ведение эффективного боя как в одиночку, так и в составе оперативного соединения ВМФ.

Специалисты отмечают так же, что новейшая БИУС, предназначенная для автоматизации управления всех процессов управления вооружением сторожевика, в состоянии обработать и распределить по степени важности огромное количество процессов — от сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке, до навигации и управления всей номенклатурой вооружения корабля.

Из всех орудий

Способность «Адмирала Григоровича» отвечать на атаку потенциального противника не единственное, чем может похвастаться новейший сторожевик. «Калибр-НК» — новейшие крылатые ракеты, успешно испытанные Каспийской флотилией в ходе массированного ракетного удара по позициям боевиков ИГИЛ, так же входят в состав вооружения «Адмирала Григоровича» и других кораблей проекта 11356. Отличительную особенность «Калибра» мировое сообщество заметило сравнительно недавно — после того, как новейшие крылатые ракеты были применены для уничтожения объектов инфраструктуры боевиков ИГИЛ в Сирии.

Массированный ракетный удар кораблей Каспийской флотилии наглядно показал, что «Калибр» заслуженно занял место в качестве основного ракетного вооружения кораблей — прежде, чем поразить отмеченные цели на территории Сирии, ракеты пересекли территорию нескольких стран. Наличие восьми ВПУ с ракетами «Калибр», по признаниям специалистов, позволит новейшим сторожевикам проекта 11356 выполнять любую поставленную задачу.

«По большому счету, что «Адмирал Григорович», что другие корабли проекта будут починены одной единственной цели — максимально быстрому выдвижению в заданный район и успешному применению вооружения», — поясняет в интервью «Звезде» капитан 3-го ранга ВМФ в отставке Андрей Головин. Специалисты отмечают, что успешное выполнение поставленных задач перед сторожевиками проекта 11356 обеспечивается не только самым передовым ракетным вооружением.

Для артиллерийской стрельбы может быть применена корабельная артустановка А-190, разработанная в нижегородском «ЦНИИ «Буревестник». 100-мм пятнадцатитонная установка в состоянии обеспечить 80 неприятных ощущений в минуту в адрес любого противника. За артиллерийское противодействие на кораблях проекта 11356 отвечают ЗРАК «Палаш» тульского КБП — единственный в мире артиллерийский комплекс, совмещающий в единой башенной установке мощнейшее артиллерийское вооружение, эффективное многорежимное ракетное вооружение и встроенную систему управления.

Специалисты отмечают, что одного боевого модуля «Палаш», размещенного на корабле с небольшим водоизмещением достаточно, чтобы эффективно закрыть корабль от четырех противокорабельных ракет противника, одновременно приближающихся к борту корабля.

По словам специалистов, сторожевые корабли дальней морской зоны проекта 11356 в значительной степени омолодят Черноморский флот России и серьезно повысят боевые возможности ЧФ в целом. Остается только дождаться, когда все запланированные к постановке на боевое дежурство корабли встанут в строй.

Возрождающаяся военно-морская мощь России радует всех истинных патриотов. После долгих лет, в течение которых флот приходил в упадок, наконец-то началось его перевооружение, сопровождающееся вводом в строй новых боевых единиц, соответствующих требованиям нового века. Среди них фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович», спущенный на воду 14 марта 2014 года.

Что такое русский фрегат

В советской классификации ВМФ такого класса кораблей, как фрегат, не было. Строились большие и сторожевики (СК), которые и несли основную нагрузку в деле обеспечения нерушимости протяженных водных рубежей СССР. С 1968 года на вооружение флота начали поступать военные суда проекта 1135, строящиеся на заводе «Янтарь». Серию из восемнадцати кораблей, как водится, назвали в честь первой ее единицы, «Буревестника». Сторожевую службу несли также «Нореи» (проект 11351), построенные в большем количестве (39 штук). Некоторые из них по-прежнему в строю, но время и морские волны беспощадны, техника имеет свойство изнашиваться и стареть морально. Опыт, полученный судостроителями при разработке этих типов, учтен. На смену им придут корабли нового проекта - 11356. Класс «Адмирал Григорович» соответствует принятому во многих флотах мира понятию «фрегат» как по водоизмещению, так и по боевым возможностям. Возможно, этот класс приживется в российском ВМФ.

В честь кого назван корабль и серия

Проект «Адмирал Григорович» в ближайшие годы будет продолжен еще четырьмя уже заложенными фрегатами, носящими имена прославленных русских адмиралов Эссена, Макарова, Бутакова и Истомина. Флотоводцы эти известны главным образом людям, интересующимся историей России и ее вооруженных сил. Все они прославились во время героической обороны Порт-Артура в период Русско-японской войны 1905-1907 годов. При этом менее всего наши сограждане знают о том, в честь которого назван титульный корабль серии - фрегат «Адмирал Григорович». Возможно, произошло так потому, что биография заслуженного военно-государственного деятеля не вполне соответствовала представлениям советских пропагандистов о патриотизме.

От мичмана до адмирала

И. К. Григорович родился в 1853 году. Он пришел на флот мичманом, выпускником морского училища. Знания от получил отменные, по этой причине его, двадцатипятилетнего офицера, отправили в Североамериканские Штаты в составе группы специалистов для приемки четырех кораблей класса «крейсер», заказанных на филадельфийских верфях. Через пять лет, в 1883 году, Григорович впервые стал командиром совсем скромного «Колдунчика», не выходящего из портовой гавани. Казалось, карьера продвигается не очень успешно, но талантливого, усердного и не ропщущего офицера начальство заметило. Последовало несколько переводов, служба становилась тяжелее, но интереснее.

Судьба адмирала

В конце XIX столетия он служит военно-морским атташе в Лондоне, а в 1904 году получает новое назначение на пост командира флотской базы в Порт-Артуре, в который прибыл на мостике «Цесаревича», броненосца. Во время японской осады И. К. Григорович проявил себя с самой лучшей стороны, сумев обеспечить оборону всем необходимым. С 1911 года вице-адмирал занимает пост министра императорского флота России. Его замыслы нашли свое развитие уже после 1917 года. Все линкоры Советской России, треть и почти половина крейсеров спущены на воду в предвоенные годы по разработанным Григоровичем программам модернизации. Сам адмирал, однако, большевистской власти не принял, жил после революции на французском Лазурном берегу, где - после шестилетней эмиграции - в 1930 году скончался.

Последнее упокоение прах заслуженного русского государственного и военно-морского деятеля обрел в 2005 году. Согласно завещанию усопшего, он захоронен в фамильном склепе на Никольском кладбище Санкт-Петербурга.

Внешний вид корабля

Спуск «Адмирала Григоровича» на воду состоялся 14 марта, с некоторой задержкой, вызванной непогодой. В церемонии принимали участие праправнук флотоводца Артем Московченко, а также его внучка которая и разбила традиционную бутылку шампанского о форштевень. Так впервые встретился с морскими волнами корабль "Адмирал Григорович". Фото запечатлело этот торжественный момент. Нет сомнения в том, что признание заслуг флотоводца перед родной страной растрогало его потомков.

По словам родственницы, дед был начальником строгим, он непременно проверил бы все, от кормы до носа, перед тем как принять фрегат. Григорович, по всей видимости, остался бы доволен результатом инспекции. Корабль вышел на славу. Унаследовав все лучшие качества предыдущих проектов, этот многоцелевой корабль приобрел новые свойства, характерные для самых современных образцов морского вооружения. Его подводные обводы обеспечивают прекрасные судоходные качества, а корпус и надстройки выполнены с применением технологий малой заметности. Оборудование соответствует самому последнему слову техники и электроники. Выглядит фрегат «Адмирал Григорович» внушительно, современно и динамично.

Назначение корабля

Каждый военный корабль строится с какой-то целью, для выполнения вполне конкретных задач. Этот вид вооружений отличается от многих других очень высокой стоимостью и самой единицы, и ее последующей эксплуатации.

Фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» предназначен для боевой службы в Средиземноморском бассейне, а местом его базирования с самого начала планировался город русской славы - Севастополь. Черноморский флот нуждается в современных кораблях, возросшая активность стран НАТО в регионе диктует необходимость ответных мер. Впрочем, автономная дальность (около пяти тысяч допускает и выход за пределы очерченной зоны патрулирования, например, для борьбы с пиратами, а также в иных экстраординарных случаях. Задачи, которые может решать фрегат «Адмирал Григорович», весьма разнообразны. Он в состоянии успешно противостоять торпедным, воздушным и ракетным атакам, способен дать отпор враждебным действиям. Вооружений, находящихся на борту, вполне достаточно, чтобы поразить любую подводную или надводную цель, включая авианесущие крупнотоннажные корабли.

Комплекс вооружений

Главное оружие корабля - пусковые установки «Калибр-НК» для крылатых ракет «Оникс» (3М-54ТЭ). Их восемь, это очень серьезные системы, которые в состоянии поразить любой объект на море и на суше. В мире им нет аналогов.

Для защиты от возможных атак с воздуха корабль «Адмирал Григорович» оснащен двумя системами ПВО, носящими названия «Штиль-1» (в арсенале 36 управляемых ракет) и «Палаш». Первый из них - ракетный многоканальный, что означает возможность вести и поражать несколько целей одновременно. Второй представляет собой высокоэффективный как и две системы «Кортик», также отвечающие за безопасность воздушного пространства. Две установки А-190 конструктивно содержат самые скорострельные орудия в мире калибром 100 мм. Два ТА вмещают каждый по три 533-мм торпеды. Довершают мощную защиту проверенный временем реактивный бомбомет РБУ-6000. Ну и, конечно же, фрегат 11356 «Адмирал Григорович», как любой современный сторожевой корабль, не обошелся без собственного авиакрыла в виде вертолета Ка-31 (возможно применение Ка-27 ПЛ).

Малая заметность

В наши дни под маскировкой понимают не только раскраску в камуфляжные цвета, которыми обеспечивается максимальная скрытность на фоне морской воды и неба. Это тоже нужно, визуальное обнаружение остается одним из важнейших способов разведки, но важнее оставаться невидимым для радаров вероятного противника. Принцип радиолокации остается тем же, что и на заре ее изобретения. Отраженный электронный луч высокой частоты отображает на экране расположение всех предметов, возвышающихся над уровнем моря. Чтобы уменьшить заметность, можно действовать двумя методами: перенаправлять поток частиц в другую сторону или поглощать излучения. В комплексе эти меры получили название «технологии Стеллс». Фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» и, конечно же, все последующие корабли этой серии, обладают малой заметностью для локаторов вероятного противника. Достигнуто это особой формой корпуса, с очертаниями, состоящими из наклонных плоскостей, особыми поглощающими покрытиями и электронным оборудованием, затрудняющим обнаружение судна с помощью РЛС. Основная часть вооружений и оборудования скрыты за экранирующими поверхностями. Разумеется, совершенно невидимым для радаров корабль сделать невозможно, но найти в море фрегат «Григорович» будет довольно затруднительно.

Модули

По традиционной технологии корпус судна закладывается на стапеле, далее выстраивается снизу вверх целиком. Так строились корабли с древнейших времен. Но в последние десятилетия технология стала несколько другой. она учитывает необходимость быстрой модернизации и установки нового оборудования, иногда крупногабаритного. Корпус строится по частям, таким образом, чтобы, если будет необходимость в расстыковке, то это бы не вызывало технологических проблем. Строительство фрегата «Адмирал Григорович» производилось модульным способом, наиболее прогрессивным на сегодняшний день. У корабля есть запас модернизационного потенциала, позволяющий заменять любые узлы, от силовых агрегатов до электрооборудования.

Индийский фрегат

Государственно предприятие завод «Янтарь» существует с победного 1945 года. В немецком Кенигсберге была верфь «Шихау», которая стала основой корабельного производства после войны, когда этот прибалтийский город стал советским. За время существования завода здесь спущены на воду более полутора сотни судов, преимущественно боевых.

С 2007 года по заказу индийского правительства на Прибалтийском заводе выполняется специальный заказ: строятся корабли для ВМС дружественной страны. Проект тот же, 11356, по которому создан фрегат «Адмирал Григорович». Разница, однако, существенная. Общим элементом у двух «братьев» является корпус, а оборудование и вооружение отличаются. Индийские фрегаты вооружены ракетными комплексами «Брамос», с вертикальными пусковыми установками.

Мореходные качества русских кораблей настолько понравились покупателям, что они изъявили желание строить их самостоятельно, по закупленной технической документации. Им оказывается всесторонняя помощь в рамках программы военного сотрудничества. Названия первых четырех фрегатов индийской серии - «Тальвар», «Таркаш», «Триканд» и «Тег».

Комплекс РЭБ

Радиоэлектронная борьба со средствами связи и управления противника стала в настоящее время главнейшей задачей, успешное решение которой практически гарантирует победу над любым врагом. Фрегат 11356 «Адмирал Григорович» вооружен четырьмя КРЭБ ПК-10 «Смелый». Эти десятиствольные установки напоминают реактивные бомбометы, но задача у них другая. Вместо непосредственного поражения кораблей противника они выпускают снаряды, способные вывести из строя электронику боевых средств врага. Создаваемые помехи лишат флот неприятеля возможности информационного обмена, ослепят радары, выведут из строя системы противовоздушной обороны.

Системы управления стрельбой

Давно прошли времена, когда стреляли «на глазок». Даже совершенные уже не удовлетворяют требованиям военных моряков в силу скоротечности обстановки на морской арене военных действий. Принимать решения об открытии огня - прерогатива командира, а вычислять параметры выстрела экипаж доверяет автоматике. Корабль «Адмирал Григорович» имеет на борту мощнейшие вычислительные комплексы, служащие для быстрого наведения оружия на цель. Информация поступает от РЛС «Пума», пусками ракет занимается система управления «Вымпел» 123-02, а за торпеды отвечает ПУТС «Пурга-11356».

Размеры и количества

О размерах кораблей судят по водоизмещению. «Адмирал Григорович» - сторожевой корабль, а потому он не должен быть огромным, как авианосец. Его осадка невелика, до 7,5 метров, что вполне соответствует характеристикам Черного моря, которое во многих местах мелководно. Водоизмещение равно примерно четырем тысячам тонн, что тоже не говорит о колоссальных размерах. К примеру, у крейсера «Петр Великий» оно достигает 25 тыс. тонн.

Фрегат «Адмирал Григорович»: фото и пропорции

Фрегаты - корабли крупные, но не самые большие. В этом залог их маневренности, скорости и скрытности. Однако и маленьким нельзя назвать фрегат «Адмирал Григорович». Фото, представленные пресс-службой ВМФ, красноречиво указывают на довольно большую длину (125 метров). Корпус вытянут, корабль как бы «сжат» по бортам, что свидетельствует о его ходкости. Силовая установка, состоящая из двух разгоняет судно до 30 узлов, а в форсажном режиме - еще быстрее.

Экипаж состоит из 18 офицеров, 142 матросов и двадцати морпехов, всего 180 человек. Управление столь сложным кораблем, как фрегат «Адмирал Григорович», требует высокого уровня выучки, слаженности и сплоченности. В команде его могут служить только истинные профессионалы, любящие море и, конечно же, Родину.

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 10 марта состоялась церемония подписания акта приема-передачи сторожевого корабля (фрегата) «Адмирал Григорович» (бортовой номер – 745) – головного проекта 11356Р/М разработки Северного ПКБ. А на следующий день на корабле был поднят Андреевский флаг. На этом мероприятии присутствовали губернатор Калининградской области Николай Цуканов, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко, вице-президент по военному кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев, другие официальные лица. Среди почетных гостей – потомки адмирала Ивана Григоровича, в том числе его внучка Ольга Петрова – крестная мать корабля. Почетное шефство над новой боевой единицей российского Военно-морского флота взяла Омская область.

Александр ФЕДОРОВ

«Это первый корабль второго ранга, который поступил к нам за последнее время, – заявил на церемонии поднятия флага Александр Витко. – Он вошел в состав 30-й дивизии Черноморского флота. Это современный корабль, который даже сравнивать нельзя с теми, что были построены в советское время».

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М предназначены для ведения боевых действий против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по береговым целям, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединений. Эти фрегаты – первые за постсоветское время надводные корабли дальней морской и океанской зон. Их полное водоизмещение – 4035 т, длина – 124,8 м, ширина – 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная установка (по схеме COGAG) суммарной мощностью 56000 л.с. позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах – 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М вооружены 24 зенитными ракетами 9М317М ЗРК «Штиль-1» в вертикальных пусковых установках сотового типа 3С90М, восемью крылатыми ракетами многоцелевого комплекса «Калибр-НК» (вместо них в пусковой установке 3С-14 могут размещаться сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс» или баллистические противолодочные ракеты 91Р), универсальной автоматической артиллерийской установкой А-190, двумя шестиствольными 30-мм автоматами АК-630М, двумя двухтрубными противолодочными 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53-956 и РБУ-6000. Ближе к корме – взлетно-посадочная площадка и ангар для противолодочного вертолета Ка-27ПЛ. Разнообразно электронное оснащение. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, ГАС, средства РЭБ. Архитектурно фрегаты выполнены с использованием технологий малой заметности.

Всего должно быть построено шесть СКР этого типа для нужд Черноморского флота. Головной был заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 18 декабря 2010 г., а его вступление в строй ожидалось в 2013 году. Но эти планы были нарушены. Корабль спустили на воду лишь 14 марта 2014 года. Причины «опоздания» разные – от несвоевременной поставки оборудования, вооружения и иных комплектующих предприятиями-контрагентами до многочисленных перемен в руководстве самого калинградского завода.

Особенно много хлопот доставила интеграция отечественной комплектующей техники взамен импортной. Дело в том, что СКР проекта 11356Р/М являются дальнейшим развитием строившихся двумя сериями на Балтийском заводе и на том же «Янтаре» фрегатов проекта 11356 (типа Talwar) для ВМС Индии. Значительную часть их электронного и иного снаряжения составляли приборы и агрегаты производства индийских и других зарубежных фирм. По ряду изделий российских аналогов не было, или они требовали доработки. Вот первая «подножка», о которую споткнулся «Адмирал Григорович».

Были и другие. Например, во время заводских ходовых испытаний летом прошлого года у фрегата «полетели» охладители главного двигателя. Их пришлось менять. Операция эта хлопотная и требующая времени. В результате государственные испытания «Адмирала Григоровича» в очередной раз сдвинулись вправо и начались только в октябре.

Корабль испытывали по полной программе на Балтике, а затем в Баренцевом море, куда он прибыл 21 декабря прошлого года. Проверялись ходовые и мореходные качества, производились стрельбы всеми видами имеющегося на борту оружия, включая крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК», по морским и береговым целям, а также ЗУР 9М317М. Тесты последних были особенно важны и ответственны. «Адмирал Григорович» – первый из боевых кораблей, получивший эти ракеты, предназначенные для стрельбы из подпалубных пусковых установок сотого типа 3С90М. На эсминцах проекта 956 и фрегатах типа Talwar используются балочные пусковые установки наклонного старта с ЗУР 9М38, 9М38М1Э и 9М317МЭ. Внедрение вертикальных пусковых установок с новой ракетой дает массу преимуществ. ЗУР находятся в постоянной готовности к применению. Скорострельность увеличилась в шесть раз по сравнению с ЗРК «Штиль» старого образца. Теперь обеспечивается круговая защита корабля (сектор обстрела – 360°). ЗРК одновременно может обстреливать от двух до двенадцати воздушных целей и поражать с высокой вероятностью широкий их класс – от высотных высокоскоростных ракет до противокорабельных ракет на предельно малых высотах, а также перехват высокоманевренных целей в большом диапазоне высот и дальностей. ЗУР с высокой эффективностью можно стрелять и по надводным объектам.

Государственные испытания головного фрегата успешно завершились «под елочку» – 30 декабря прошлого года. Но для передачи флоту времени уже не осталось. Поэтому решили без ненужной спешки провести на корабле ревизию оружия, механизмов и агрегатов на заводе-строителе. «Адмирал Григорович» прибыл в Калининград 11 января, а 3-4 марта совершил контрольный выход в море и вот, наконец, 10 марта был подписан приемный акт.

Надо полагать с двумя следующими в серии СКР этого типа дело пойдет бойчее. Во всяком случае, руководители ОСК и представители «Янтаря» утверждают, что сдача флоту «Адмирала Эссена», который 1 февраля начал государственные испытания, состоится до конца апреля текущего года, а «Адмирала Макарова» – в августе. Дай-то бог, но не будем забывать, что судостроители всегда щедры на авансы.

А вот со второй тройкой фрегатов проекта 11356Р/М проблемы сохраняются. Они известны и связаны с газотурбинными установками М7Н1 производства николаевского предприятия «Зоря-Машпроект», которое прекратило поставки ГТУ ПСЗ «Янтарь» после введения Киевом эмбарго на экспорт в Россию продукции военного и двойного назначения. Деньги за эти силовые агрегаты давно уплачены, но вряд ли в обозримом будущем они дойдут до Калининграда.

Решение проблемы может быть трояким. Либо нужно ждать, когда производство корабельных газотурбинных двигателей будет налажено на НПО «Салют». Это рыбинское объединение обещало начать выпуск таких ГТУ в 2017 году. Однако потребуется еще год, а то два-три для окончательной отладки агрегатов и организации их серийного производства. Другой вариант – приобретение ГТУ в Китае, так как рассчитывать на их закупку в США и Великобритании по понятным причинам не приходится, а только в этих странах, кроме Украины, газотурбинные установки разрабатываются и собираются (мы здесь не говорим о лицензионных копиях, поскольку они России тоже не доступны). Третий вариант – оснащение СКР проекта 11356Р/М дизельными установками отечественного или зарубежного производства. Да, придется довольно серьезно перепроектировать корабли и потерять 3-4 узла в их скорости, но это все-таки выход из положения.

Впрочем, руководство ОСК, судя по всему, больше склоняется к иному варианту...

За несколько дней до поднятия флага на «Адмирале Григоровиче» – 2 марта – на ПСЗ «Янтарь» без обычных в таких случаях торжественных мероприятий состоялся спуск на воду фрегата «Адмирал Бутаков» – четвертого СКР серии. Подобная «скромность» объясняется просто. На корабле по известным причинам отсутствует энергетическая установка. Дабы освободить стапель, нужный для других производственных нужд, его спустили на воду и поставили фактически в отстой. Такая же участь, похоже, ожидает и «Адмирала Истомина» – пятый фрегат проекта 11356Р/М. Шестой СКР – «Адмирал Корнилов» – избежит эту процедуру, поскольку официально даже не закладывался.

Еще летом прошлого года появились сообщения, что два фрегата, оставшиеся без двигателей, собираются продать Индии, которой Украина не возражает передать ГТУ. Дели заинтересовался этим предложением. Посол Индии в РФ Пунди Шринивасан Рагхаван даже побывал на «Янтаре», дабы получить представление о состоянии товара. «Мы настолько открыто относимся ко всем проектам развития военно-технического сотрудничества, что если у Индии есть такой интерес, то мы с радостью с ними поработаем», – заявил в сентябре минувшего года глава ОСК Алексей Рахманов. В декабре во время визита в Россию премьер-министра Индии Нарендры Моди ожидалось подписание соответствующего контракта. Но не сложилось. Очевидно, не сошлись в цене. Однако переговоры продолжаются. Об этом сообщил вице-президент по военному кораблестроению ОСК Игорь Пономарев после церемонии подъема флага на «Адмирале Григоровиче». «Мы выполняем пока работы по гособоронзаказу (то есть по второй тройке СКР проекта 11356Р/М – прим. автора), строим эти корабли, вместе с тем ведем переговоры с индийской стороной о возможности продажи этих кораблей индийской стороне». Несомненно, руководство Объединенной судостроительной корпорации хочет избавиться от недостроенных кораблей, которые «висят» на балансе ОСК – по принципу «с глаз долой – из сердца вон».

В Дели не прочь приобрести эти два корабля, тем паче, что фрегаты типа Talwar пользуются хорошей репутацией в ВМС Индии. Еще пара кораблей, особенно оснащенных ЗУР в вертикальных пусковых установках, явно не будет лишней. С другой стороны, проект потребует переработки для внедрения систем вооружения индийского производства. Вот почему индийская сторона, понимая трудное положение ОСК, торгуется и старается приобрести два корпуса по цене чуть выше стоимости металлолома.

Однако особенно большой нужды в этих кораблях у ВМС Индии нет. В этой стране по образу и подобию проекта 11356 при содействии Северного ПКБ сконструированы и построены три фрегата типа Shivalik (проект 17). Они очень похожи на прототипы. При этом их полное водоизмещение возросло до 6200 т, а длина увеличилась до 142,5 м. За счет увеличения размерений удалось усилить зенитное вооружение – в дополнение к «Штилю» с балочной пусковой установкой появились вертикальные пусковые установки на 32 израильские ЗУР малой дальности Barak 1. В ангаре помещаются два вертолета. А силовая установка не «Зори-Машпроекта», а комбинированная по схеме GODOG, состоящая из двух дизелей Pielstick 16 PA6 и двух газотурбинных установок General Electric LM2500.

В прошлом году Министерство обороны Индии дало добро на строительство семи фрегатов проекта 17А, чьими прототипами стали корабли проектов 11356 и 17. Их сборка будет осуществляться на верфях Mazagon Dock и Garden Reach Shipbuilders & Engineers при участии итальянского судостроительного концерна Fincantieri. Водоизмещение кораблей снова возросло – до 6670 т. Архитектура – очень лаконичная, полностью стелсовская. На интегрированной мачте – фазированные решетки многофункциональной РЛС. Основное ударное оружие – сверхзвуковые крылатые ракеты BRAHMOS российско-индийской разработки, а зенитное – ЗУР Barak 8 (LR-SAM) большой дальности израильско-индийского производства. То есть острой необходимости в паре российских фрегатов ВМС Индии не испытывают.

Далеко не все в России разделяют точку зрения руководства ОСК. «Вторая тройка фрегатов проекта 11356 должна быть достроена и передана Черноморскому флоту России, несмотря на задержку, связанную с импортозамещением, – заявил командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко. – Нам они, конечно, нужны. Дело в том, что нам нужно обновить старый парк кораблей. Некоторым из них по 40-50 лет, и их цикл жизни закончился».

Да, как-то неловко получается. В российском флоте сегодня в строю числятся три сторожевых корабля/фрегата океанской зоны. Все они несут службу в составе Черноморского флота, но им впору занять место у причала какого-нибудь военно-морского музея. Еще два балтийских СКР находятся в ремонте из-за поломок газотурбинных двигателей. И при этих обстоятельствах вместо нахождения решений по достройке остро необходимых ВМФ кораблей искать пути их сбыта за рубеж совсем непатриотично. Особенно в год думских выборов и приближающихся президентских. Могут не понять.

Кроме того нельзя забывать, что западные и украинские «партнеры» России не преминут воспользоваться фактом продажи фрегатов Индии как примером успешного применения санкций против нашей страны. Поэтому кровь из носа, но нужно не дать им такого шанса.

Выступая в Министерстве обороны на едином дне приемки военной продукции 11 марта, то есть тогда же, когда поднимался Андреевский флаг на «Адмирале Григоровиче», президент Владимир Путин сказал: «Практически полтора года у нас реализуется программа импортозамещения, налажен выпуск многих компонентов, ранее поставлявшихся из-за рубежа. Вместе с тем по ряду важных узлов, деталей и комплектующих проблемы еще сохраняются. Нужно быстрее разворачивать их производство. В крайнем случае – искать альтернативных поставщиков. Но я уверен, наш оборонно-промышленный комплекс в состоянии справиться и, безусловно, справится с поставленной перед ним задачей». Поэтому ОСК требуется больше внимания уделять решению возникших проблем, а не поиску покупателей за рубежом.

И отработал в Средиземном море действия по поиску и обнаружению подводных лодок совместно с дальним противолодочным самолетом Ту-142 М3 .

В июле 2016 года корабль вышел в Чёрное море для учений с артиллерийскими стрельбами по морскому буксируемому щиту и сбрасываемой авиационной мишени, а также с отработкой нанесения ракетного удара в морском бою и обороны от средств воздушного нападения условного противника .

25 июля 2016 года корабль прибыл в Новороссийск и ошвартовался в Морском порту для участия в международном этапе конкурса «Кубок моря-2016» (проводимый в рамках «Армейских международных игр - 2016») .

С 24 по 27 августа 2016 года принимал участие в проходящих в морских полигонах Чёрного моря учениях по поиску и уничтожению «вражеской» подлодки. Подлодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» выполняла роль субмарины условного противника .

24 сентября 2016 года вышел из Севастополя в дальний средиземноморский поход, во время которого совершил деловые заходы на греческие острова Корфу и Лефкада . Планируется, что на Лефкаде черноморцы примут участие в церемонии открытия бюста адмирала Фёдора Ушакова .

3 октября 2016 года, экипаж корабля завершил программу участия в мероприятиях XV общественного форума «Русская неделя на Ионических островах» и к 6 октября 2016 года, корабль вернулся к месту постоянного базирования в Севастополь .

26 декабря 2016 года участвовал в поисково-спасательной операции после крушения Ту-154 под Сочи .

С 3 по 4 апреля 2017 года участвовал в совместных военно-морских учениях с ВМС Турции (фрегат Barbaros и противолодочный корвет Büyükada). В ходе неофициального визита командующий ВМС Турции адмирал Вейсел Кёселе в сопровождении командующего Черноморским флотом РФ адмирала Александра Витко посетил фрегат «Адмирал Григорович».

С 8 апреля - несёт службу в составе постоянной группировки ВМФ России на Средиземном море возле Сирии .

12 июля 2017 года завершил выполнение задач в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море и прибыл в Севастополь. Общая продолжительность похода корабля превысила 4 месяца .

30 июля 2017 года принял участие в прошедшем в Севастополе параде в честь празднования дня ВМФ России .

6 сентября 2017 года принял участие в плановых командно-штабных учениях (КШУ) проводившихся в полигонах боевой подготовки флота на Чёрном море .

14 сентября 2017 года принял участие в мероприятиях по боевой подготовке , в ходе которых отработал взаимодействие с лётчиками отдельного морского смешанного авиационного полка с использованием вертолётов Ка-27 в противолодочном и спасательном вариантах, которые выполнили порядка 10 взлётов и посадок на борт корабля. В полигоне боевой подготовки фрегат огнём корабельной артиллерии поразил воздушные и морские мишени, а также уничтожил «плавающую мину» .

С 19 сентября 2017 года участвовал в заводских ходовых испытаниях по взаимодействию с малым ракетным кораблём «Вышний Волочёк » .

25 сентября 2017 года прошёл через Черноморские проливы и вошёл в Средиземное море для несения службы в составе