» »

Приспособление для ремонта тормозных трубок. Вальцовка для тормозных трубок своими руками

25.10.2019

Конь-то не железный. Хоть его так и называют пенсионеры, но автомобиль только частично состоит из стали. Остальное - пластик, резина, стекло и цветные металлы, к которым нужно особенное отношение. Сегодня мы поговорим о том, как правильно обращаться с медными и алюминиевыми трубками, которыми просто исполосована современная машина.

Трубки из цветного металла в системах автомобиля

Радиаторы пока трогать не будем, это тема отдельная. Поинтересуемся трубками, которые отвечают за работу тормозной и топливных систем автомобиля. Гнилые тормозные трубки - это проблема не только старых советских автомобилей, но и более новых иномарок, которые проездили по дорогам, щедро посыпанным солью и всякой химией несколько лет. Трубки приходят в негодность в первую очередь из-за того, что на них влияет агрессивная химическая среда. Зимой у нас под колесами этой среды - полно. При человеческом дорожном покрытии соль сходит с дорог вместе со снегом, а при наших дорогах, может пролежать до следующей зимы.

Причины поломок трубок тормозов

Но не только в этом причина износа герметичных трубок. От соли они только гниют, а от постоянных сильных перетяжек штуцеров, неправильной фиксации, изломов и перегибов, получают сильные механические повреждения, несовместимые с жизнью. Вина в этом не трубок, а горе-мастеров, которые не умеют правильно обращаться с мягким или хрупким металлом. Так или иначе, а приходит время замены трубок, и если нужная конфигурация не найдена, что почти невозможно, тогда приходится делать трубку самостоятельно. Отрезать нужный кусок, одевать штуцеры и развальцовывать. А это нужно уметь. Развальцовка тормозных трубок своими руками - задача не сложная, быстрая, и недорогая.

Набор для развальцовки тормозных трубок

Голыми руками не получится подготовить медную трубку к использованию. Для этого нужно иметь хотя бы минимальные приспособления. Металл хоть и мягкий, но торец трубки должен точно соответствовать посадочному конусу, иначе герметичности системы мы не добьемся. В идеале, для развальцовки трубок используют станок, который нужно покупать, но если у нас есть возможность, можно воспользоваться самодельным набором, который сделав один раз, мы будем использовать долгие годы. А пригодится он не раз, поверьте. Вот его чертеж.

Ничего сложного он собой не представляет. Это станина, выполненная из двух уголков толщиной 5мм и полкой 32 мм. Длина каждого уголка - 100 мм. На чертеже видно, что набор приспособлен для трубок диаметром 9 и 12 мм. Сама станина выполняется за десять минут при наличии заточного станка, сверлильного станка и болгарки. Оба уголка скреплены двумя болтами М8, отверстия и фаски в них просверливаются в собранном виде. Оправки придется или заказывать у токаря, что совсем не проблематично, или вытачивать самому. Зато с помощью такого набора любая трубка превращается в идеально подготовленную деталь. Процесс развальцовки происходит точно так же, как и с применением станка, о котором мы расскажем дальше.

Станок для развальцовки тормозных трубок

самый простой станок для развальцовки трубок обойдется вам в 600-700 рублей. Но это будет не самое качественное изделие. Мы бы рекомендовали не опускаться ниже 1800, иначе есть шанс потратить деньги зря. Несколько наборов и станков мы показали на фото. Один из них подороже, второй подешевле, но суть у них одна.

Состоит станок из планки, которая удерживает рубку. Собственно, наш самодельный набор тоже имеет такую же структуру, только в фирменные наборы входят в обязательном порядке:


Более дорогие модели имеют еще большее оснащение, но мы рассмотрим только самые минимальные комплектации.

Развальцовка может быть трех видов, но первые два нас интересуют мало, потому что применяются в основном в холодильниках и кондиционерах. Развальцовка происходит следующим образом:


Таким образом, получаем аккуратную развальцованную тормозную трубку, которой можно смело заменять старую, вышедшую из строя. Мы не можем сказать, что станок для развальцовки трубок должен быть в каждом гараже, но как правило, самые ценные вещи это те, которые не всегда под рукой. Следите за состоянием тормозной системы, и удачи на дорогах!

Ремонт многих механизмов автомобиля можно осуществить своими руками, развальцовка тормозных трубок также по силам даже неопытному владельцу, нужно только правильно определить необходимость такой операции. Об этом мы и расскажем в статье.

Какую роль играют тормозные трубки?

Для того чтобы понять, насколько данные элементы важны, нельзя рассматривать их в отдельности, а следует ознакомиться с работой всей системы торможения в целом. Для того, чтобы резко сбросить скорость, мы нажимаем на соответствующую педаль, в это время под действием давления поршня, который находится в главном цилиндре, к колесам начинает двигаться специальная жидкость. Осуществляется же ее движение по трассе, которая, собственно говоря, и состоит из тормозных трубок и шлангов.

Передача жидкости в системе осуществляется по основному и дублирующему контуру. В случае, когда один из них выйдет из строя, второй обязательно будет работать, как страховочный. Когда же нарушений в их работе нет, то они оба функционируют в качестве основных. Если какой-либо элемент системы торможения поломается или будет работать недостаточно качественно, это нарушит работу всего механизма, а, значит, автомобиль будет непригоден к эксплуатации.

В каком случае потребуется развальцовка тормозных трубок?

Явным признаком, что пора подготовить набор для развальцовки тормозных трубок, служит следующее поведение автомобиля. При экстренной остановке во время нажатия на педаль возникает характерный скрип и пульсация. Также значительно увеличится тормозной путь. Кроме того, ход педали, отвечающей за срочную остановку, будет более свободным. Не исключено, что появится утечка жидкости из системы, начнут сильно перегреваться, а колодки изнашиваться неравномерно. Также очень часто при таких неисправностях авто уводит во время движения в сторону, но это можно считать косвенным признаком.

Тормозные трубки чаще всего выходят из строя из-за разрушения шестигранной структуры головки. Также нередко происходит засорение резьбовых соединений или же их закоксование при попадании жидкости во время эксплуатации авто. Коррозия, микротрещины, загрязнения и другие дефекты приводят к вытеканию «тормозухи» и некорректной работе системы. Дабы избежать непредвиденной поломки, следует следить за состоянием машины, этот механизм должен диагностироваться хотя бы один раз в два года . Водителям, которые нещадно эксплуатируют своего «железного коня», рекомендуется проверять состояние этой системы после каждых пятидесяти тысяч пробега.

Станок для развальцовки тормозных трубок – как его применить?

Чаще всего, мысль о том, что придется лезть в систему так глубоко, вызывает панику. Однако все не так уж и страшно, как может показаться на первый взгляд, самое главное – приобрести инструмент для развальцовки тормозных трубок, и тогда осуществить ремонт можно даже самостоятельно. В случае если возникают какие-либо трудности, или просто не хочется возиться, то всегда можно обратиться за помощью профессионалов, которые решат данную проблему за считанные часы. Но для особо ярых энтузиастов мы расскажем, как же сделать развальцовку самостоятельно.

Прежде всего, нам понадобятся: труборез, клещи, дрель, штуцер и специальный станок для развальцовки тормозных трубок . Кроме того, нужно и немного бензина. Затем, подготовив все необходимое, можно приступать непосредственно к работе. Открутив тормозную трубку от суппорта или же цилиндра, при помощи трубореза удаляем ее поврежденный участок. Затем ее обрезанный край обезжиривается бензином. Далее берем клещи, зажимаем ими оставшийся участок так, чтобы выступающий край был около пяти сантиметров, и снимаем дрелью фаски с этого края внутри трубы. Удалив всю стружку, насаживаем на нее штуцер. Теперь понадобится и приспособление для развальцовки тормозных трубок, в которое вставляется ее край и осуществляется ремонт.

В результате мы должны получить аккуратный грибок (расширение) на конце, который обеспечит герметичность соединения элементов системы торможения. Размер зависит от специфики вашего авто, но в наборе для ремонта предусмотрено лекало на несколько диаметров, так что подготовка инструмента к работе и сам процесс не займут много времени. Далее все детали устанавливаются на место, заливается , прогоняется, и авто тестируется на наличие признаков, которые мы описывали в пункте про диагностику.

Люди, которые ездят много, довольно быстро начинают интересоваться вопросом, как развальцевать тормозную трубку своими руками. В первую очередь это вызвано вполне понятным желанием заводов-производителей сэкономить: в былые времена для изготовления этих деталей, как правило, использовалась медь, которая гораздо устойчивее к агрессивным условиям существования и перепадам температур. Сейчас же они ставятся стальные, которые коррозируют куда как быстрее.

Вторым виновником внепланового износа тормозных трубок следует считать коммунальные службы. Химические реагенты и соль, щедро рассыпаемые для борьбы, например, с гололедом, в разы ускоряют ржавление металла и уменьшают отпущенную заводом продолжительность жизни многих деталей. И третий фактор, заставляющий преждевременно заниматься тормозами – печально прославленные российские дороги.

Рытвины и ухабы создают нерасчетную физическую нагрузку, из-за которой трубки деформируются, а то и лопаются; к тому же они выступают хранилищем химических реагентов даже тогда, когда снег уже сошел (весной). Все вместе приводит к тому, что упомянутые детали выходят из строя не через 70-100 тыс. км, как рассчитывал производитель, а уже через 30-50, да и то – в лучших случаях.

Как развальцевать тормозную трубку своими руками: процесс довольно несложен, но потребует покупки, самостоятельного изготовления, взятия в аренду или одолжить у соседа по гаражу специального приспособления для проведения данных работ. Но если вы решите купить станок для развальцовки, не соблазняйтесь самыми дешевыми имеющимися на рынке вариантами. Да, можно взять приспособление рублей за 700-800, но оно точно окажется совсем уж одноразовым. Опытным путем установлено, что более-менее качественный станок не может стоить дешевле 1800-2000 рублей или того дороже.

Когда пора менять трубки?

Признаками, что нужно искать набор для развальцовки, являются:

  • Во время экстренного торможения, при нажатии на педаль слышен весьма характерный скрип;
  • При тех же исходящих условиях ощущается ритмичная вибрация;
  • Тормозной путь вашей машины заметно удлиняется;
  • Ход тормозной педали становится более свободным, она как бы болтается;
  • Возможно подтекание тормозной жидкости (особенно это видно при достаточно долгой стоянке машины на ночлеге);
  • Нередко наблюдается значительный перегрев тормозных барабанов и преждевременный неравномерный износ колодок;
  • В косвенных симптомах – увод машины вбок во время прямолинейного движения.

Развальцовка и ее подробности

Зачастую основное тело в тормозной трубке остается целым, но структура ее 6-гранной головки разрушена. Могут быть и другие варианты: коксование резьбовых соединений в результате попадания на них жидкости, засорение их и т.д. В таких ситуациях, если позволяет длина, можно просто обрезать дефектную часть. Но лучше заменить трубку полностью, если собрались осуществить подобный ремонт. Помимо развальцовочного станка будут нужны клещи, труборез, штуцер и дрель. Из материалов – немного ацетона.

Тормозная система автомобиля является основой безопасности и нуждается в профессиональном техническом обслуживании. Ведь именно от нее зависит безопасность движения на автомобиле. Сегодня мы расскажем вам о самых страшных поломках тормозной системы, подробно опишем, что такое развальцовка тормозных трубок, для чего она нужна и с помощью каких инструментов она производится.

Неисправности тормозной системы

Практически все водители знают, что тормозная система автомобиля состоит из привода управления, распределительных систем и исполнительных (рабочих органов). Все части тормозной системы соединяются при помощи тормозных трубок (магистралей). По этим трубкам перемещается тормозная жидкость, находящаяся под давлением. В процессе нажатия на педаль тормоза, давление на ТЖ повышается и она воздействует на рабочий орган системы, который выполняет блокировку колеса и полную остановку транспортного средства.

В процессе эксплуатации тормозной системы могут возникнуть следующие неисправности:

  • Нарушение герметичности тормозных трубок и поршней, в которых жидкость находится под давлением.
  • Механическая поломка рабочих органов . К этому можно отнести всевозможные заклинивания тормозных цилиндров и т. п.
  • Нарушение свободного хода педали . Такая неисправность составляет дискомфорт водителю при эксплуатации автомобиля.

В этой статье речь пойдет именно о первой неисправности – нарушение герметичности соединения тормозных трубок с рабочими механизмами.

Тормозная жидкость автомобиля в своем составе содержит кислоту, которая неблагоприятным образом влияет на тонколистовые металлические изделия. Кроме того, постоянного воздействие окружающей среды может стать причиной появления коррозии на металлических частях. В связи с этим, места соединений тормозных трубок с рабочими частями системы могут подвергнуться коррозии и начать выпускать из системы торможения специальную жидкость. Другая сторона проблемы – появление воздуха в системе. Данное явление уменьшает давление внутри тормозов и способствует ухудшению тормозных свойств автомобиля.

Чтобы сэкономить деньги на покупке новых тормозных трубок, водители идут на восстановление старой трубки, что проходит весьма успешно. Данный процесс получил название – развальцовка.

Развальцовка тормозных трубок с помощью набора и приспособления

Развальцовкой называют любую деформацию или изменение формы трубки, которая в дальнейшем крепится к специальному изделию, выполняющему соединение трубки с рабочим органом системы.

Данное понятие относится и к тормозной системе автомобиля. Чтобы произвести развальцовку, необходимо иметь специальный набор для развальцовки. Он включает в себя комплект приспособлений, такие как, отрезное устройство, деформирующее устройство и комплект средств для нарезки резьбы на тормозной трубке.

Для проведения развальцовки, необходимо установить автомобиль или эстакаду и обездвижить. С бачка и главного тормозного цилиндра сливается тормозная жидкость. После проведения всех мероприятий ее рекомендуется заменить новой, чтобы в дальнейшем не лезть снова под автомобиль. Штуцер поврежденной тормозной трубки выверните из своего посадочного места, а затем снимите его с самой трубки.

Отрежьте поврежденный участок магистрали, примерно на 5 сантиметров. Чтобы срезать трубу, необходимо установить ее в специальное приспособление и пройтись лезвием по всей окружности. После этого отрезанный конец трубы обрабатывается, чтобы избавиться от неровностей, способных нарушить формы трубы, а значит и ее герметичность соединения.

После этого, зафиксируйте конец трубы в специальном устройстве и вставьте в нее вальцовочный грибок. Поверх грибка ставится резьбовой вал, который крепится на другом фиксирующем устройстве. Поворотом рычага происходит изменение формы срезанной части трубы. Затем, в зависимости от наличия или отсутствия резьбы происходит ее нарезка на трубе. В большинстве случаев, все тормозные трубки изготавливаются без нее.

Установите новый конец трубки в устройство крепления и закрутите гайку крепления. Перед установкой новой трубки, необходимо произвести очистку герметичной части от жира. Для этого достаточно обработать ее ацетоном или бензином. После всех этих мероприятий штуцер устанавливается на свое место, в систему заливается тормозная жидкость, она прокачивается и после этого автомобиль снова можно эксплуатировать.

Видео - Как и чем развальцевать наконечники тормозных трубок

На этом развальцовка тормозных трубок завершена. Как видите, это не сложная процедура и с ней будет способен справиться практически любой автолюбитель, который будет иметь на руках набор для развальцовки и прочий гаражный инвентарь.

Какие бывают приспособления для развальцовки тормозных трубок?

В арсенале автовладельца, который привык самостоятельно заниматься ремонтом своего автомобиля, помимо стандартного набора инструментов, включающего в себя различные отвертки, гаечные ключи, монтировки, домкрат и т.д. должны быть и некоторые специальные приспособления, позволяющие максимально эффективно выполнять те или иные ремонтные работы. В данной статье хотелось бы обсудить вопрос развальцовки труб, а точнее, уделить внимание приспособлению, с помощью которого и проводится указанный процесс, тем более что многие автолюбители считают его весьма полезным инструментом.

1. Что такое развальцовка трубок?

Развальцовка трубок является технологическим процессом (операцией), суть которого заключается в деформировании определенного участка детали с целью увеличения его диаметра (если диаметр уменьшается, то процесс носит название «завальцовки»). Указанную процедуру проводят с целью получения герметичного и прочного соединения двух труб, или же трубной решетки – коллектора. В автомобильном мире, понятие «развальцовки» обычно связывают с тормозными трубками, которые приходится ремонтировать вследствие сильного износа или наличия течи.

Весь процесс развальцовки разделяют на три основных этапа: первый предусматривает выбор зазора между трубой и трубной решеткой; на втором проводится операция по совместному деформированию трубы и трубной решетки; а третий (заключительный) – отвечает за снятие нагрузки с внутренней поверхности трубы.

В ходе проведения этапа совместного деформирования металл трубы преимущественно переходит в зону пластического деформирования, а металл трубной решетки – в зону упругих деформаций. Чтобы обеспечить такой результат, следует соблюдать правило, которое гласит, что твердость материала решетки должна превышать твердость материала, из которого изготовлена труба, благодаря чему, после завершения процесса развальцовки, трубная решетка сможет «обхватить» трубу.

В итоге получается прессовое соединение, герметичность и прочность которого обеспечивается посредством контактного давления, которое образовывается между наружной поверхностью трубы и поверхностью отверстия решетки (или второй трубы). В отдельных случаях, при соединении труб с трубными решетками, вместе с развальцовкой используют сварку, называя такие соединения комбинированными.

В повседневной жизни развальцовка используется, когда необходимо закрепить трубы в котлах, маслоохладителях, конденсаторах, парогенераторах и некоторых других видах теплообменных устройств. Для полноценной реализации процедуры развальцовки, помимо самого станка, с помощью которого выполняют работу, нужно также иметь электрический, пневматический или гидравлический привод с возможностью контроля крутящего момента. Наличие такого привода позволит обеспечить должное качество соединений.

2. Принцип действия приспособления для развальцовки трубок

На сегодняшний день промышленность выпускает большое количество самых разнообразных труб и небольших трубочек, применяемых для работы различных устройств и механизмов. Детали, в основе которых находится полый круглый профиль постоянного сечения, изготавливают из чугуна, железа, нержавеющей стали и цветных металлов, пластмассы, металлопластика, резины и других материалов.

Кроме того, разные изделия применяются в разных бытовых и промышленных условиях. К примеру, для отопления или водопровода, для канализации или прохода отработанных газов, для скважин или прохода технических жидкостей. Диаметр выпускаемых труб может варьироваться от нескольких миллиметров до нескольких метров, а для их обработки применяют большое количество различного оборудования и инструментария. начиная от развальцовщиков и заканчивая гибочными устройствами и станками для обработки кромок деталей.

Приспособление (инструмент) для развальцовки трубок (не важно, медные они, тормозные или любые другие), дает возможность достаточно быстро создать требуемый профиль, имеющий форму колокольчика. Как правило, в начале процесса развальцовки трубка отрезается труборезом, после чего на нее одевается гайка-фиксатор и с помощью развальцовщика, путем вращения винта, конус создает на трубке аналогичный профиль.

Другими словами, расширение поперечного сечения путем увеличения диаметра трубки дает возможность создать на ее конце небольшой раструб. Именно он является первоочередным условием, которое обеспечивает реализацию бесфитинговых соединений разных элементов. Получив требуемое расширение, можно вставить в раструб трубку меньшего диаметра и надежно зафиксировать ее в месте соединения.

Наверное, стоит упомянуть и о принципе действия инструмента для завальцовки, ведь нередко требуется уменьшить диаметр трубы путем сужения поперечного сечения, чтоб она могла легко входить в раструб. Профессиональным приспособлением, позволяющим качественно выполнить завальцовку труб, являются специальные клещи . а для того чтобы обработка требовала меньших физических усилий, необходимо выбирать модели с длинной рукояткой.

В основном, указанный инструментарий предназначается для работы с медными изделиями. Хоть медь и недешевый материал, но в некоторых случаях имеет существенные преимущества перед остальными.

3. Выбор приспособления для развальцовки трубок

Ввиду огромного разнообразия всевозможных инструментов и материалов, выбрать подходящее приспособление для развальцовки трубок бывает очень непросто. В первую очередь, при подборе следует обладать достаточной информацией о параметрах и характеристиках систем, для которых они будут использоваться . а сам инструмент можно применять как для создания точных бортиков на латунных, медных, стальных и алюминиевых трубах, так и для их расширения или вытяжки.

Развальцовщики медных трубок, выпускаются не только известными компаниями, специализирующимися на инструментарии разного рода, но и малоизвестными производителями, которые на рынке не так давно. Можно подобрать простые модели, состоящие из пары оцинкованных пластин и болта, оборудованного на конце конусом, а можно приобрести и целый профессиональный набор, в состав которого входит несколько десятков отдельных элементов, выполненных из хромованадиевого сплава.

Такие комплекты, помимо удобной упаковки, представленной в виде кейса с ложементом под каждый отдельный элемент самого приспособления для развальцовки тормозных трубок, могут дополняться еще и труборезом для обработки фаски, парой зажимных планок с различными отверстиями (зачастую, имеют выбитое значение размера) и развальцовочными насадками. В зависимости от выбранной модели, развальцовщики труб могут создавать как стандартный конус (под углом 450), так и некоторые другие его типы, например, конус с двойным уплотнением.

Перед покупкой развальцовывающего инструмента, Вам необходимо иметь следующую информацию:

Значение диаметра трубы (трубки);

Данные о глубине развальцовки;

Наличие сварочных швов;

Характеристики материала, из которого изготовлена деталь.

Стандартный инструмент для развальцовки обеспечивает изготовление обычных простых бортиков на 45°, в трубках с толщиной стенки в 1 миллиметр. Малый вес и небольшие размеры дают возможность использовать это приспособление в развальцовке соединений тормозной системы транспортного средства и охладительных систем.

Выполнение процедуры с использованием инструмента, обладающего трещоточным механизмом, требует от мастера минимальных физических усилий, а на выходе получаются гладкие и ровные раструбы. Развальцовывающий конус, изготовленный из закаленной стали, устанавливается в игольчатых подшипниках эксцентрично и вращается до достижения равномерной пластичной деформации металла. Это обеспечивает полностью однородное состояние раструбных стенок, безо всякого наволакивания.

Развальцовка и вальцовка труб с помощью компактного развальцовщика (так называют соответствующее приспособление), дает возможность получить специальную резьбу, не повредив при этом материал, а зажимные губы, благодаря множественному захвату, позволяют быстро и надежно зафиксировать инструмент, не позволяя изделию проскальзывать. Если дополнительно нанести на матрицу метрическую и дюймовую разметку, то это значительно облегчит работу с трубами разных производителей. Особая форма насадки отдельного инструмента позволяет применять развальцовщик и в работе с длинными трубопроводами, и с трубами, толщина стенок которых составляет менее одного миллиметра.

http://auto.today