» »

Приводная цепь на мопед зиф 77. История отечественных мопедов

03.05.2020

ЗИФ 77 — легкий мопед советского производства, который выпускался Пензенским велосипедным заводом имени М. В. Фрунзе. Данный мотовелосипед является модернизированным вариантом прежней модели МВ-18М и отличается от нее улучшенной отделкой поверхности узлов и деталей, а также новой, меламидно-алкидной эмалью.

Дырчик совсем не тяжелый (его сухая масса – 35,2 кг), развивает максимальную скорость 40 км/час, расходует всего 1,8 л топлива на 100 километров пути с наибольшей допустимой нагрузкой 100 кг.

История

ПВЗ — одно из старейших машиностроительных предприятий СССР по производству велосипедов и оборонной продукции было запущено в 1915 году. Изначально это госпредприятие носило название «Третий трубочный завод» и было предназначено для производства боеприпасов.

Большое значение в становлении флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в 1918-1919 годах в Пензу Петроградского трубочного завода и главной мастерской Сестрорецкого оружейного. Вместе с оборудованием сюда прибыли 350 квалифицированных рабочих. В дальнейшем завод приступил к производству велосипедов и в августе 1928 года была изготовлена первая партия.

Пензенские велосипеды были менее эстетичны, чем “Рига” или харьковские аналоги, но отличались высокой надежностью. В октябре 1931 года завод переименован в велосипедный, а 9 апреля 1933 года предприятию присвоено название «Пензенский завод имени М. В. Фрунзе» (ЗИФ).

До и после войны завод активно занимался выпуском оружия, прессов, различных станков и токарно-револьверных автоматов. В 1970-е годы завод успешно освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов, а также мотовелосипедов с моторами «Красного Октября».

Обзор модельного ряда

Первенцем завода стал мотовелосипед 16-В разработанный в Харькове в 1957 году. Мопед имел короткорычажную переднюю вилку, передний тормоз.


ЗИФ 16В

Позже мотовелик модернизировали поставив на него новый двигатель Д-5, а сам “советский скутер” получил модифицированное название 16В1 .

На модель 16-ВМ (1963) уже установлен новый двигатель Д5М, передний тормоз стал барабанного типа.

ЗИФ 16ВМ

У мотоцикла МВ-18 (1972-1975 годы), по сравнению с 16 ВМ, была полностью переработана рама, появился свой оригинальный бензобак. Вилка стала телескопической, изменилось устройство переднего тормоза. Мопед комплектовался новым двигателем Д6 завода Красный Октябрь, у которого появилась световая обмотка в катушке зажигания, в связи с чем на мокике появился задний габаритный фонарь и фара.


ЗИФ МВ 18

Модификация МВ-18М (1975-1977) отличалась лишь изменением крепления переднего крыла, приводом педалей и тормозом.


ЗИФ МВ-18М

Крепление фары мопеда ЗИФ 77 (1977 года выпуска) стало отдельным от вилки в виде двух хромированных петелек (скорее ухудшение, ибо оно было сделано из тонкого металла и не выдерживало нагрузок), изменился задний тормоз, появилась надпись на баке “ЗИФ-77”.


ЗИФ 77

Экспериментальные модели:

  • Мотовелосипед 17-В (1965) с двигателем Д5;
  • Легкий мопед ЗИФ-20 с мотором Д8
  • Рига Стелла.

После распада СССР

В годы перестройки выпуск легких мопедов на ЗИФе был прекращен. Однако, завод удалось сохранить. Переименованный в 2008 году в ООО “Пензенский Велосипедный Завод”, выпускал семь моделей мужских и женских дорожных велосипедов, а также две модели подростковых велосипедов.


В 2014 году завод обанкротился. Сейчас на предприятии полнейшая разруха и запустение, заводской музей мопедов и велосипедов был обворован, украдены все экспонаты.

Технические характеристики

Где купить

Купить ЗИФ 77 можно только в б/у состоянии. Цена сильно зависит от внешнего вида, наличия документов (права на мотовелосипед не нужны, но технический паспорт лишним не будет), с коляской продают или без.

Стоимость мокика “на ходу”:

  • В Украине — 10000-20000 гривен;
  • В Москве — 20000-40000 рублей;
  • В Пензе — 10000-30000 рублей.

Сколько стоят запчасти

Хай! Те мотобратья и мотосестры, что не росли в лихих, но, в то же время, дарящих новые возможности 90-х, наверное никогда и не видали тот дырчик Зиф 77, что показан на фото этой публикации. Конечно же подобная вело-образная техника давным-давно свое откатала и теперь спокойно отдыхает себе в различных музеях постсоветской земли. Тем не менее, она считается частью важной истории и отечественного, и мирового мотопрома, в частности.

Если же вы получите подобный раритет от прадеда в наследство, не спешите его продавать, так как в интернете есть масса объявлений от реставраторов, готовых принять чудо-транспорт в дар или же за деньги (причем неплохие в случае хорошо сохранившейся конструкции двухколесного).

Описание мопеда дырчик с фото

Зиф-77 является детищем все еще живого, как ни странно, отечественного производителя, а именно Пензенского велосипедного завода, основанного в далеком 1915 году. На сегодняшний день модели, выпускаемые вышеуказанным мероприятием естественно выглядят более современно и технологически совершеннее этих пугающих с фото старичков с мотором "Д-6". Мало того, сотрудники предприятия даже готовы купить ваши дырчики, цена которых, конечно же не сравнится со стоимостью раритетных довоенных байков. Тем не менее, любые деньги способны радовать счастливых получателей. Вернемся же к описанию.

Выпуск мото вело ЗИФ 77 пришел на смену серийного производства модели "МВ18М", что выделялась более высокой массой и скоростью по-скромнее. Модернизированный дырчик способен выдавать на максимуме 40 км/час. Этого показателя было более, чем достаточно для жаждущих драйвовых ощущений деревенских мальчишек . Да и интеллигентный городской путник советской эпохи от двухколесного был просто в восторге. Причем потребление топлива таким необычным байком на то время не считалось критично невыгодным.

Новое детище Пензенского велосипедного завода получило и слегка видоизмененную раму. А наличие, как и прежде, опции кручения педалей, сохраняло путнику шанс беззаботно добраться домой даже в случае полного выхода движка из строя. Среди других особенностей двухколесного мопеда дырчика, купить который все еще можно и в наше время, относительно легкий вес (35 килограмм). Этот факт делал механизированный вело ЗИФ 77 максимально практичным для большинства людей. Транспортировка неисправного или же обыденная парковка такой техники не требовала от водителя/владельца особых физических усилий.

Дырчик, фото которого вы видите, прекрасно вписался в не идеальные российские, белорусские и украинские дороги. Впрочем, узрев наездника такой стальной лошадки в наши дни, большинство начинает кривляться, не стесняясь демонстрировать свое недовольство, а порой и откровенное отвращение. Радуются увиденному массово преимущественно люди пенсионного возраста, что без устали готовы вспоминать молодость.

Отзывы о мото дырчиках Зиф 77

Мопеды и механизированный вело транспорт современного мотопрома, конечно же, существенно превосходят этого двухколесного практически во всех технических моментах. Тем не менее, еще находятся на постсоветской земле энтузиасты и любители ретро, готовые бесконечно оставлять позитивные отзывы относительно вышеуказанного продукта Пензенского велосипедного завода. Для начала, стоит отметить, что многих любителей старинного транспорта в этом дырчике, цена которого доступней некуда, привлекает романтика. Ведь в былую советскую эпоху на подобных мини байках по городских улочках носились ученые и учителя.

Еще один положительный момент заключается в том, что такого рода техника часто собиралась в ручную. А это уже говорит о том, что в полу вело, полу мопеды дырчики вкладывали душу. А это дороже моды, пропагандируемой материалистами и циниками, как убежденно считают романтики мото движения. На Зиф, к тому же росло целое поколение небогатых и откровенно свободолюбивых соотечественников. Их предпочтения, ставшие историей, ведь тоже нужно хоть немного уважать.

Очень любят вышеуказанный дырчащий велосипед отечественные реставраторы. В нем последние видят нечто большее, чем средство передвижения. Такие люди готовы в любой момент подарить новую жизнь, казалось бы, уже никогда не востребованному мини вело байку. Согласно отзывам механиков, описываемое в статье детище располагает массой качественно хромированных узлов, чего о современных китайских мопедах и мотоциклах, переполнивших СНГ, не скажешь. Коррозия калечит двухколесных из Поднебесной раз в 10 быстрее.

Технические характеристики ЗИФ 77 дырчика мопеда

Тип движка - одноцилиндровый с системой воздушного охлаждения и продувкой возвратно-петлевого типа.
Модель мотора - "Д-6".
Рабочий объем движка составляет 45 см3.
Диаметр его цилиндра составляет 38 мм.
Компрессия - 6 килограмм на 1 сантиметр.
Максимальная мощность мотора Д6 достигает 1.2 л.с.
Тип подачи топлива - через карбюратор.
Тип зажигания – магнето.
Емкость бензобака двухколесного вело дырчика составляет 4.8 л. (0.2 л. - резерв).

Купить мопед Рига-13 после реставрации от 150 000 рублей

Рижский мотозавод Sarkana Zvaigzne (в переводе на русский - Красная Звезда) первопроходец в производстве советских мопедов. Его первенцем в 60-х годах стал мотовелосипед Гауя, вслед за ним мопед Рига-1. 50-кубовый двухскоростной движок позаимствовали у Jawa, конструкцию в целом - у Simson. Мопед Рига-13 выпускался уже в 80-е.

Купить мопед Яветта (Jawetta) Sport после реставрации от 150 000 рублей

Мопед Яветта (Jawetta) производили в середине прошлого века. За право первенства боролись две модели - «Стандарт»и «Спорт». Первый разгонялся до 45 км/час при помощи движка в полторы лошадки, а спортивный - аж до 50 км/ч, имея больше мощности и веса. На целых 0,5 силы и полтора кг веса!

Купить мопед Рига-3 после реставрации от 150 000 рублей

Во второй половине прошлого века отечественные мопеды выпускались на Пензенском, Львовском и Рижском заводах. По объему производства СССР догонял Японию и Италию. Мопеды даже экспортировались в страны соцлагеря. Абсолютными хитами продаж в то время были Карпаты, Верховина и, конечно же, Рига.

Купить мопед Рига-4 после реставрации от 150 000 рублей

В 1970 году завод представил новую модель «Рига-4» с двигателем объемом 49,9 см3 (что не требовало наличия прав) и мощностью 2 л.с. На мопеде появился высоковольтный трансформатор, щитки для колес, изменился багажник, поменялась конструкция цепи, шестерней коробки передач, установили новый багажник. Но главное - впервые на мопеде были установлены 16-дюймовые колеса.

Купить мопед Рига Мини после реставрации от 150 000 рублей

В 1982 году был разработан мини-мокик «Рига-26» (он же - «Мини»). Эта модель сочетала достоинства мопеда и мотороллера, была проста и удобна для хранения и притом не теряла сходств с традиционным мотоциклом. Без труда помещалась на крыше или в багажнике легкового автомобиля, в лифте. Однако при весе в 50 кг было весьма проблематично втащить такой мини-мокик по лестнице на балкон или лоджию.

Купить мопед Ява Стадион после реставрации от 150 000 рублей

В 1961 году на заводе в городе Раковник, начался выпуск модернизированного "С-11 Стадион" - "С-22".На мопеде установлен модернизированный двигатель с новым карбюратором. Двигатель - одноцилиндровый, двухтактный - 49,8 см3 . В целях лучшего отвода тепла и повышения надежности двигателя решено изготовлять цилиндр из алюминиевого сплава с запрессованной гильзой, выполненной из специального чугуна.

Купить мопед Рига-22 после реставрации от 150 000 рублей

В 1981 году с конвейера сошёл мокик «Рига-22», который стал усовершенствованной версией мокика «Рига-16». На этой модели, которая разгонялась до 50 км/час. Применение электронного бесконтактного зажигания повышало надёжность пуска двигателя и надёжность работы системы зажигания в целом. Через некоторое время была произведена модернизация двигателя, установили новую коробку передач и сцепление.

Купить мопед ЗИФ-77 после реставрации от 150 000 рублей

Мотовелосипед ЗИФ-77 Пензенского велосипедного завода имени М.В.Фрунзе, этот легкий двухколесный транспорт был мечтой многих советских мальчишек, предпочитающих свободу передвижения. 35 с небольшим килограмма живого веса способны развивать скорость до 40 км/ч. Двигатель чуда велосипедной промышленности – карбюраторный, одноцилиндровый воздушного охлаждения с возвратно-петлевой продувкой – знаменитый Д6.

Купить мопед Рига-12 после реставрации от 150 000 рублей

Рига-12 производился с 1974 по 1979 год. Имел велосипедные педали, с помощью которых можно было помочь двигателю при движении в гору. Отличался наличием бумажного воздушного фильтра, вмонтированного в раму. Варьировались крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком или снизу рамы под баком. Был похож на «Ригу-16», но отличался коротким седлом и меньшим багажником.

Купить мопед Гауя после реставрации от 150 000 рублей

Мотовелосипед Гауя выпускался с 1961 по 1963 г. На одноместный мопед устанавливали двигатель Д4 или Д5 мощностью 1 л.с. Надежная сварная рама отличалась небольшим весом, а передняя подвеска имела пружинные амортизаторы. Для езды в темное время суток мопед оснащали фарой, которая питалась от генератора. Гауя развивал скорость до 40 км/ч.

Купить мопед Верховина-3 после реставрации от 150 000 рублей

Объем двигателя мопеда Верховина-3 49.8 куб.см., 1.61 л.с. Трансмиссия 2-х скоростная, механическая. Переключение скорости осуществляется на руле. Запуск двигателя кик-стартером. Зажигание на мопеде контактное. Основой конструкции служит стальная рама из стали. Подвеска - телескопическая вилка спереди и маятниковая сзади. В обоих случаях предусмотрены пружинные амортизаторы.

Вот че-то вспомнилось и зацепило за живое. Ностальгия нахлынула, ну и решил слабать маленький пост дабы напомнить некоторым про времена их детства, а другим дать возможность эти времена представить.

Далее пойдет подборочка фотографий мопедов, популярных во времена моего буйного детства. Практически на всех из этих моделей мне удалось поездить, но своего мопеда у меня не было никогда :( Но на что ж друзья существуют - то на свете :)

ЗИФ 77


Сифон - самый уродский из мопэдов моего времени. В силу огромных колес и слабого движка тронуться сам с места практически не мог или аццки палил сцепление. Приходилось трогаться на педалях. Да и в малейшую горку надо было тож педалировать неслабо.
Из плюсов - дикая максимальная скорость (иногда аж 70 км/ч под горку) в силу тех же огромных колес и прекольный глушитель типа "огурец" из которого постоянно капало масло...

ЗИФ 20

Считался бабским мопедом (дадада, были и такие, как и велосипеды с "бабской рамой"). Понятно почему, думаю

РИГА 7

Одна из самых распространенных "газулек", то есть односкоростных мопедов. Т.к. годы выпуска этих агрегатов были уже в мое время достаточно почтенными, цены на ригу-7 были одними из самых низких. Ну кроме ЗИФ-а конечно

РИГА 11

РИГА 13Несмотря на свой "нехороший" численный индекс это был просто хит и бестселлер всех городов и дворов
Самая распространенная и неубиваемая "газулька" 80-х годов. Пережил 3 рестайла.
Педали, как бесполезный относительно, девайс (дадада, он уже умел трогаться сам), часто выкидывали, вместо них вставляли трубу и на нее справа вешали "педаль" тормоза как на мотоциклах.
А еще сиденье обшивали бахрамой, а еще ставили "козловский" рули, а еще... да много чего.
Не было ни одного двора, где летними вечерами не жужжали "тырчики" Рига-13

РИГА 4 и РИГА 22

Эти двухскоростные мопеды были почти мотоциклы. Иметь такой считалось на порядок круче, чем даже Ригу 13, ибо на первой передаче тяга у них была намного больше, чем у "газульки". Они даже в горку трогались беспроблемно. Ну а потом, какой шик, разогнаться на первой до "отсечки" (бугага), выжать сцепление, повернуть его ручку вниз, отпустить и мотор с новой силой продолжает разгон аппарата до 60 км/ч.

КАРПАТЫ и ВЕРХОВИНА

Но не только прибалтами жило мопедостроение в СССР. Братья-бендеровцы тоже строили достойные аппараты.
Вот, например 2 скоростные мопеды Карпаты и Верховина. Считались в мопедной тусовке как Ява и Чезет в мотоциклетной, соответственно.
Ну и не знаю почему, но Карпаты делали всегда Ригу 22. Почему - х.з. Мож передаточное другое было на второй?

МИНИ-МОКИК

Тем временем, братья-прибалты не дремали и выпустили вообще стремную модель под названием Рига какая-то там, но запомнилась она по имени собственному - Минимокик.
Реально стремно выглядел, но, на удивление отлично ездил по пересеченной местности, чем и полюбился зажиточным деревенским говнодавам, которые нещадно тырили мокики у городских от магазинов и из гаражей.

ДЕЛЬТА и КАРПАТЫ-СПОРТ

Не давала покой мопедостроителям спортивная слава и решили они выпендриться - создать лада-калина-спорт мопеды дельта и верховина-спорт.
Понту особо никакого в них не было кроме того, что крылья были подняты над колесами повыше (очень хорошо было гонять по деревенским говнам, колеса не забивались грязью), ну и все, собственно.
А, да. Еще в них начали применять электронные модули зажигания. Типа усовершенствовали, а по факту они горели как сцуке, стоили немало, были дефицитом, а ремонту поддавались весьма трудно, т.к. все элементы были залиты в эпоксидку.

ЭПИЛОГ

Собственно на этом и остановилась история советского мопедостроения. Союз развалили, хотя и без этого мопеды стали из супернадежных и терпеливых жоповозок превращаться в сложные напичканные электроникой (по сравнению со старыми моделями) капризные велики с моторчиком. На том мопедостроение и померло. Аминь, как говорится.

PS
А все равно, нет нет да и увижу на дорогах Верховину или Ригу 22 и ад прям дыхание захватывает. Как в детство вернусь на минуточку. Приятно, чорт возьми.