» »

Редукторный стартер: описание отличий и устройства, возможные поломки и способы ремонта. Стартер: описание,виды,устройство,фото,видео,принцип работы Как включается стартер

21.08.2023

Работа стартера предваряет движение любого автомобиля. Знание устройства и принципа работы данного узла помогает и быстро находить причины плохого пуска.

В настоящее время стартеры всех автомобилей имеют минимальные конструктивные особенности и незначительно отличаются друг от друга. Таким образом, зная устройство стартера одной машины, вы без труда разберетесь в особенностях конструкции данного узла с другого авто.

Обычный стартер состоит из следующих основных частей:

  • электродвигатель постоянного тока;
  • втягивающее (тяговое) реле;
  • бендикс.

Основным узлом является электродвигатель, который после включения зажигания начинает вращать шестернями своего вала коленчатый вал двигателя. Втягивающее реле передвигает бендикс с рабочей шестерней вдоль вала электромотора, замыкает контакты электродвигателя после зацепления венца маховика и шестерни. Бендикс обеспечивает временное соединение венца маховика и вала стартера для вращения коленвала.

Принципиальная схема стартера представлена на следующем рисунке:

Принцип работы стартера автомобиля

Автомобильный стартер является электромеханическим устройством. Его главная задача – преобразование электроэнергии аккумулятора в механическое вращающее усилие. До момента пуска мотора происходят следующие процессы:

  1. После включения зажигания электрический ток поступает через реле стартера на втягивающее реле.
  2. Якорь втягивающего реле передвигается внутрь корпуса стартера и выдвигает бендикс, чтобы зацепить его шестерню с венцом маховика.
  3. После достижения якорем втягивающего реле конечной точки замыкаются контакты, затем ток поступает на обмотку электромотора стартера и удерживающую обмотку реле.
  4. Вращающийся вал стартера запускает двигатель автомобиля. После того как скорость вращения вала стартера станет ниже скорости вращения маховика, бендикс расцепляется с венцом и переходит в исходное положение с помощью возвратной пружины.
  5. После пуска двигателя подача электрического тока на стартер прекращается.

Как видим, устройство стартера автомобиля не представляет особой сложности. Для проведения самостоятельного ремонта достаточно освоить принцип работы, изучить технические характеристики конкретной модели (крутящий момент, частота вращения вала, потребляемый ток, мощность и номинальное напряжение).

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Автомобильный стартер — что это такое и принцип работы

Стартер — это небольшой электродвигатель постоянного тока, благодаря которому ваш автомобиль может с легкостью заводиться после полного поворота ключа в замке зажигания. Любой стартер состоит из таких основных частей:

  • электромотор;
  • реле втягивающее;
  • бендикс стартера.

Каждая из этих деталей выполняет свою функцию:

  • электромотор приводит всю систему в движение, питание ведется напрямую от аккумулятора автомобиля;
  • реле втягивающее передвигает бендикс к маховику коленчатого вала и затем замыкает контакты электромотора после сцепления шестерни бендикса с венцом маховика коленвала;
  • бендикс передает вращение от электромотора стартера на маховик коленвала.

Таким образом, если любая из частей стартера выйдет из строя, завести автомобиль будет проблематично. Стартер также не сможет работать, если аккумулятор разрядится и не обеспечит достаточно энергии, чтобы привести электромотор стартера в движение.

Как работает стартер и из чего он состоит, проходят на курсах водителей и знать это необходимо для того, чтобы самостоятельно разобраться почему ваш автомобиль не заводится.

Как стартер работает:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
  • поворачивая ключ зажигания до упора вправо, вы обеспечиваете поступление тока от АКБ на обмотку реле втягивающего;
  • бендикс приводится в движение с помощью якоря втягивающего реле;
  • шестеренка бендикса сцепляется с маховиком коленвала, в этот же момент реле втягивающее замыкает контакты и ток от АКБ поступает на обмотку электродвигателя стартера, тем самым обеспечивая вращение шестерни бендикса и передачу момента движения на коленвал;
  • производится запуск двигателя — вращение коленвала через шатуны передается на поршни, начинает поступать горючая смесь и взрываться в камерах сгорания поршней;
  • когда маховик крутится быстрее чем якорь, бендикс отсоединяется от венца маховика и возвратная пружина возвращает его на место;
  • вы поворачиваете ключ зажигания влево и ток на стартер больше не подается.

Вся эта операция занимает несколько секунд.

Как видим все части стартера испытывают огромное напряжение. Чаще всего из строя выходит именно бендикс и сама шестеренка для сцепления с маховиком. Поменять ее можно и самостоятельно, главное, чтобы новая подошла по количеству зубьев, иначе придется менять венец маховика, а стоит он гораздо дороже. Не забывайте также следить за состоянием электролита и заряда аккумулятора.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Друзья, давайте-ка разберёмся со стартером! Что такое стартер в автомобиле, рассмотрим его принцип работы и устройство.

С чего начинается поездка на автомобиле? Нужно сесть за руль, вставить ключ в замок зажигания, повернуть его в крайнее положение (или нажать кнопку «Старт»). Двигатель заведётся и можно начинать движение. Стоп…!

Вот, в этом месте он сказал своё слово и снова замолчал! Стартер сказал свое главное слово и скромно выключился!

А ведь он, стартер, сделал главную работу, без которой мы никуда бы не поехали. Он за секунды проделал тяжелую операцию, крутанул груду железа и вдохнул жизнь в мертвецки-молчащий двигатель.

И так, он главный! Незаменимый элемент. Имя ему Стартер — он всегда стартует первым.

Поэтому есть смысл детально рассмотреть его работу и устройство.

А теперь, прежде чем перейти к конструкции стартера, ненадолго окунёмся в омут истории. На заре автомобилестроения, в начале ХХ века завести машину было не самым простым делом.

Приходилось отчаянно крутить специальную рукоять, которая при неправильных действиях могла легко покалечить своего владельца.

Понятное дело, что во времена, когда авто было синонимом роскоши, рисковать здоровьем своих клиентов автопроизводители не хотели, поэтому в головах инженеров возникали мыслимые и немыслимые способы по автоматизации процесса запуска двигателя.

Были попытки использовать для этого сжатый воздух, механические пружины и много другое, но все эти потуги не приносили видимой пользы, пока одному молодому американскому инженеру не удалось создать компактный и эффективный электродвигатель, который он предложил использовать для раскручивания моторов.

За это изобретение ухватились в компании General Motors, и в 1912 году электрический стартер впервые установили на автомобиль. Ведь что такое стартер в то время — это первые попытки автомобильного комфорта.

А что внутри и как работает?

Время вернуться в наши дни и приступить к изучению схемы стартеров, которые можно встретить под капотами наших машин. Среди всего многообразия этих устройств можно выделить два основных типа:

  • с редуктором;
  • без редуктора.

Стартер первого типа, если верить экспертам, наиболее востребован.

Дело в том, что наличие механической передачи (редуктора) позволяет использовать менее мощные электродвигатели, а это полезно для бортовой сети автомобиля.

К тому же, стартер с редуктором запустит двигатель машины, даже если аккумулятор немного разрядился, чего вторая разновидность этих устройств сделать не сможет.

Хотя тут нужно отметить, что процесс старта двигателя в любом случае требует большого энергопотребления, ток стартера при запуске может достигать 200 и более Ампер, поэтому при заметном разряде батареи силовой агрегат не заведётся даже при наличии самого эффективного редуктора.

В копилку положительных сторон безредукторных типов можно отнести скорость срабатывания и высокую ремонтопригодность, что также ценится.

В целом все стартеры имеют схожую конструкцию, в которой можно выделить такие ключевые составляющие:

  • электромотор постоянного тока;
  • втягивающее (тяговое) реле;
  • бендикс (обгонная муфта).

Итак, когда вы собираетесь завести авто и вставляете ключ в замок зажигания, всё происходит по следующему сценарию.

В момент поворота ключа ток от аккумулятора подаётся на втягивающее реле. Подвижная часть реле начинает перемещаться и при содействии рычага передвигает бендикс с приводной шестернёй так, чтобы она соединилась с венцом маховика.

Кстати, бендикс в стартере – интересная деталь. В его функции входит не только обеспечение зацепа с венцом маховика, но и защита всего узла от раскрутившегося маховика.

Работает он как , благодаря своей хитрой механической конструкции, может вращаться с неограниченной скоростью без вреда для якоря стартера. Правда не долго.

После того как контакт с маховиком состоялся, в работу вступает электродвигатель, который его раскручивает.

Когда двигатель завелся и обороты маховика превысили обороты стартера, бендикс аккуратно отсоединяет шестерню, а тяговое реле возвращает всю конструкцию в исходное положение. Процесс запуска двигателя окончен. Вот так все просто.

Теперь, дорогие читатели, что такое стартер вы знаете, какая происходит работа между поворотом ключа зажигания и запуском силового агрегата. Не забудьте прочитать про , это тоже как бы в тему.

Ну а мы не прощаемся, а говорим: «До свидания и до новых встреч на страницах нашего блога!»

Система запуска двигателя предназначена для создания первичного крутящего момента коленвала двигателя с оборотами, необходимыми для образования нужной степени сжатия, для воспламенения горючей смеси. Управление системой запуска может быть ручным, автоматическим и дистанционным.

Система пуска двигателя состоит из основных функциональных устройств:

  1. Стартер
  2. Механизмы управления запуска (замок зажигания, блок управления автоматическим пуском, система дистанционного управления)
  3. Соединительные провода большого сечения (многопроволочные медные).

Предъявляемые требования к системе запуска:

  • надежность работы стартера (отсутствие поломок в 45-50 тыс. км. пробега)
  • возможность уверенного запуска в условиях пониженных температур
  • способность системы к многоразовым пускам в течение короткого времени.

Устройство стартера автомобиля

Основным узлом системы запуска двигателя является стартер . Представляет собой электродвигатель постоянного тока напряжением 12 вольт и, развивающий на холостом ходу примерно 5000 об\мин.

Стартер состоит из пяти основных элементов:

  1. Корпус стартера выполнен из стали, имеет форму цилиндра. На внутреннюю стенку корпуса крепятся обмотки возбуждения (обычно четыре) совместно с сердечниками (полюсами). Крепеж происходит винтовым соединением. Винт закручивается в сердечник, который прижимает обмотку к стенке. Корпус имеет резьбовые технологические отверстия для крепления передней части, в которой происходит движение обгонной муфты.
  2. Якорь стартера представляет собой ось из легированной стали, на которую запрессован сердечник якоря и коллекторные пластины. Сердечник имеет пазы для укладки обмоток якоря. Концы обмоток надежно крепятся к коллекторным пластинам. Коллекторные пластины расположены по кругу и жестко установлены на диэлектрической основе. Диаметр сердечника напрямую связан с внутренним диаметром корпуса (совместно с обмотками). Якорь крепится в передней крышке стартера и в задней крышке при помощи втулок, изготовленных из латуни, реже из меди. Втулки одновременно являются и подшипниками.
  3. Втягивающее реле или тяговое реле устанавливается на корпус стартера. В корпусе тягового реле, в задней части находятся силовые контакты – «пятаки», и подвижный контакт-перемычка, выполненные из мягких металлов. «Пятаки» представляют собой обыкновенные болты, запрессованные в эбонитовую крышку тягового реле. При помощи гаек к ним крепятся силовые провода от аккумулятора и от плюсовых щеток стартера. Сердечник тягового реле соединяется, через подвижное «коромысло» с обгонной муфтой, в простонародье именуемой бендиксом.
  4. Обгонная муфта (бендикс) крепится подвижно на вал якоря и представляет собой роликовый механизм, который связан с шестерней зацепления с венцом маховика. Конструкция собрана так, что при подаче крутящего момента на бендикс в одну сторону, ролики, находящиеся в сепараторе выходят из пазов сепаратора и жестко фиксируют шестерню к наружной обойме. При вращении в противоположную сторону ролики западают в сепаратор, и шестерня вращается независимо от наружной обоймы.
  5. Щеткодержатель элемент стартера, через который подается рабочее напряжение на медно-графитные щетки, а затем передается на коллекторные пластины якоря. Выполнен щеткодержатель в виде диэлектрической обоймы с металлическими вставками, внутри которых находятся щетки. Контакты щеток (мягкий многожильный провод) при помощи точечной сварки привариваются к полюсным пластинам. Полюсными пластинами обычно являются «хвосты» обмоток возбуждения.

Принцип работы пусковой системы и стартера

Этапы работы стартера следующие: стыковка с зубчатым венцом маховика, пуск стартера, расстыковка стартера.

На деле это выглядит следующим образом: при включении замка зажигания и повороте ключа в положение «запуск», по цепи «+» АКБ - замок зажигания - обмотка тягового реле - «+» выхода стартера - плюсовая щетка - обмотка якоря - минусовая щетка, срабатывает тяговое реле . Под действием сердечника реле подвижный контакт замыкает силовые пятаки , через которые подается ток от АКБ на плюсовой провод стартера. Плюс стартера соединен с плюсовой полюсной пластиной и плюсовыми щётками. Минус по умолчанию подключен постоянно.

После подачи тока вокруг обмоток якоря и обмоток возбуждения возникают магнитные потоки, которые направлены в одну сторону а, как известно, одинаковые полюса магнита отталкиваются друг от друга, так возникает круговое движение якоря .

В момент срабатывания втягивающего реле, «коромысло» приходит в движение вместе сердечником реле и выталкивает бендикс на шлицах якоря, в сторону венца маховика. Якорь в этот момент начинает вращаться и приводит в действие маховик. Если завелся, а ключ зажигания еще не отпущен, наступает момент, когда обороты двигателя превышают обороты стартера, в этом случае срабатывает обгонный механизм бендикса .

Для дизельных двигателей или двигателей большой мощности, применяется другой механизм подачи вращения на бендикс. Применяется редуктор, встроенный в корпус стартера. Редуктор представляет собой механизм привода , т.е. по внутренней зубчатой обойме вращаются три сателлита, которые и приводят в действие вал, на котором подвижно находится бендикс. Достоинство таких стартеров в малых габаритах и большой мощности.

Устройство редукторного стартера отличается зубчатой передачей между якорем и обгонной муфтой. Запас надежности обеспечивается за счет усиления в редукторе крутящего момента, подаваемого на маховик ДВС.

По аналогии с обычным стартером, редукторный вариант использует постоянные магниты вместо обмоток, упрощающие конструкцию, снижающие ее вес и размеры. Ремонтопригодность практически не снижается, основные причины поломок, и методы ремонта рассмотрены ниже.

Назначение редукторного стартера

Основные проблемы в момент запуска ДВС – густое масло при отрицательных температурах, «посаженный» аккумулятор, экстремальные нагрузки на систему бортовой электрики, полностью решает редукторный стартер с передачей планетарного типа .

Обычный стартер заводит авто в несколько этапов:

  • ключом зажигания автолюбитель замыкает цепь на тяговом реле;
  • в это же время муфта обгонная (бендикс) зацепляется с маховиком;
  • замыкается следующая цепь, на электродвигатель поступает напряжение;
  • мотор запускается до тех пор, пока его вал не наберет скорость вращения больше, чем у стартера;
  • при этом обгонная муфта автоматически разорвет зацепление вала электродвигателя и приводной шестерни.

В стартере редукторного типа валы бендикса и якоря смещены относительно друг друга в пространстве, но остаются параллельными друг другу. Шестернями с разным числом зубьев скорость вращения бендикса снижается, зато резко возрастает крутящий момент на маховике, обеспечивающий гарантированный всесезонный запуск ДВС.

Конструктивные отличия

По аналогии с мультипликатором (усилитель крутящего момента) редукторный стартер имеет планетарную передачу. Кроме того, обычный стартер бывает на постоянных магнитах или с обмоткой внутри статора. Редукторные узлы запуска ДВС всегда комплектуются постоянными магнитами для упрощения конструкции и снижения габаритов.

Плюсы и минусы редукторного стартера

Поскольку редукторный стартер имеет улучшенную конструкцию, основными достоинствами этого пускового узла являются:

  • напряжение не просаживается при раскручивании маховика, его хватает для ЭБУ;
  • обороты понижаются, но возрастает крутящий момент;
  • увеличение эксплуатационного ресурса щеток за счет меньшего пускового тока на обмотках якоря;
  • за исключением бендикса все детали служат минимум вдвое дольше;
  • размеры узла запуска меньше, его легче обслуживать и ремонтировать.

Недостатками редукторного стартера являются:

  • сложный ремонт из-за большего количества деталей и сложной конструкции;
  • залипание магнитов на якоре (только у белорусского производителя);
  • интенсивный износ планетарного кольца, которое ради снижения веса стартера и себестоимости узла запуска изготавливается из полимерных материалов, а не из стали.

Низкий предел мощности редукторных модификаций стартера обуславливает его установку на легковые авто. Для грузовиков и, даже мощных внедорожников он не пригоден.

Ремонт редукторного стартера

Поскольку узел запуска ДВС имеет детали трения, оснащен электрической частью, поломки все же случаются. Сложное устройство редукторного стартера в некоторых случаях делает экономически невыгодным ремонт, производится полная замена этого узла. Однако в некоторых случаях автолюбитель может выявить и устранить неисправность на месте.

Отказ втягивающего реле

В данном случае ремонт редукторного стартера требует полной разборки этого узла запуска ДВС. Специалисты рекомендуют сфотографировать втягивающее реле перед разборкой, чтобы затем не перепутать полярность контактов. Если реле разборное, визуально осматриваются «пятаки», при подгорании их можно зачистить наждачной бумагой, при значительном износе лучше заменить целиком.

Проблемы старта

Если при включении зажигания ключом слышен характерный звук сработавшего реле втягивающего, но маховик не раскручивается, скорее всего, произошла выработка бендикса. В этом случае привод стартера следует менять целиком, лучше в специализированном сервисном центре.

В любом случае необходимо проверить уровень зарядки аккумулятора, возможно пускового тока недостаточно, даже для редукторного стартера, резко увеличивающего крутящий момент.

Отсутствие реакций на ключ зажигания

Данная неисправность стартера редукторного чаще всего обусловлена прерыванием цепи. Для восстановления работоспособности пускового узла необходимо:

  • подтянуть гайки крепления клемм;
  • зачистить окислившиеся клеммы при необходимости для восстановления контакта;
  • проверка зарядки АКБ, зарядка по мере необходимости;
  • ревизия бендекса и его замена при необходимости, реставрации эта деталь не подлежит.

Эта поломка в принципе не требует посещения СТО, легко устраняется своими силами.

Выпадение/залипание магнитов

При разборке отказавшего стартера очень трудно сохранить первоначальный порядок расположения постоянных магнитов. В принципе, сваленные в кучу вставки проблемой для автовладельца не являются при наличии компаса. Методом «тыка» поставить их в необходимой последовательности можно с 30 – 50% вероятностью, поэтому следует подойти к ремонту своими руками системно:

  • для нормальной работы стартера используется 3 магнита с вектором намагниченности, направленным наружу, и столько же, с противоположным направлением вектора намагниченности, но есть внутрь;
  • их необходимо чередовать между собой при монтаже в обойму;
  • определяется вектор намагниченности компасом, для этого вставка устанавливается на ребро возле прибора, у трех магнитов стрелка повернется к ним северной стороной, у оставшихся – южной;
  • к корпусу обоймы они прилипают самостоятельно, взаимное расположение в стартере достигается за счет дистанционных полимерных колец по обоим краям вставок.

Чтобы работа якоря (вращение) происходила в нужном направлении, необходимо поставить стартер вертикально, надеть на него нижнее кольцо дистанционное, а затем и корпус, расположив со стороны реле втягивающего прорезь провода «+».

Затем корпус снимается вместе с нижним кольцом дистанционным, магниты устанавливаются поочередно север/юг, и фиксируются кольцом дистанционным верхним с учетом отверстий под стягивающие шпильки.

Щеточный узел в виде ремкомплекта монтируется после установки картонной изоляции в паз плюсового провода.

Внимание: Перед монтажом стартера на место необходимо проверить его характеристики. Для этого следует прокрутить его при подключении к АКБ и убедиться в работоспособности втягивающего.

Таким образом, некоторые неисправности редукторного стартера можно устранить собственными силами. Однако для обеспечения гарантий лучше посетить СТО, где профессионалы не допускают ошибок и консультируют пользователя по выбору стартера или ремкомплекта конкретного производителя для их авто.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них