» »

Обособление в русском языке правила. Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения

28.04.2024
  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
  • 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
  • 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
  • 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
  • 9. Актуальное членение предложения.
  • 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
  • 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
  • 14. Составное глагольное сказуемое
  • 15. Составное именное сказуемое.
  • 16. Определённо-личные предложения.
  • 17. Неопределённо-личные предложения
  • 18. Обобщённо-личные предложения.
  • 19. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
  • 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
  • 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
  • 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
  • 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
  • Однородные и неоднородные определения
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
  • 27. Обособленные определения и приложения.
  • Обособленные приложения
  • 28. Обособленные обстоятельства.
  • 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
  • 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
  • 32. Вставные конструкции.
  • 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
  • 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
  • 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
  • 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
  • 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
  • 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
  • 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
  • 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
  • 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
  • Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения:
  • Синтаксический разбор словосочетания:
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.

    Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. То есть обособленными являются члены предложения, выделенные по смыслу и интонационно. Обособляться в прямом значении этого слова могут только второстепенные члены предложения, так как главные являются носителями основного сообщения, и они не могут быть выключены из состава предложения без нарушения его предикативной основы.

    Добавочный характер сообщения, передаваемого при помощи обособленных членов, оформляется через полупредикативные отношения, которые возникают в предложении в дополнение к предикативным, передаваемым главными членами. В предложении Мой отец, тракторист, работает сегодня в поле по смыслу и потому интонационно выделено слово тракторист , которое несет в себе дополнительный сообщительный смысл. Основное сообщение передано предикативной основой Мой отец работает сегодня в поле , но это основное сообщение осложняется другим: Мой отец - тракторист . Когда оба сообщения объединяются в одно в пределах простого предложения, естественно, что одно из них становится основным, ведущим (рождаются предикативные отношения), а второе - дополнительным, осложняющим основное (рождаются полупредикативные отношения).

    Обособленными могут быть любые члены предложения.

    Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными, распространенными и нераспространенными: Этот человек, тощий, с палочкой в руке , был мне неприятен.

    Наиболее часто встречаются обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и существительными в косвенных падежах.

    Обособленные обстоятельства чаще бывают выражены деепричастиями и деепричастными оборотами: Размахивая руками , он что-то быстро говорил .

    Обособляться могут также обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на : Несмотря на все старания , я никак не мог уснуть .

    Обособление других обстоятельств зависит от намерения автора: они обычно обособляются, если им придают особое значение или, наоборот, рассматривают как попутное замечание. Особенно часто обособляются обстоятельства с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу, вопреки:

    Вопреки прогнозу , погода стояла солнечная.

    Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:

    Кроме него , пришло еще пять человек.

    Некоторые обособленные члены могут иметь уточняющий, поясняющий или присоединительный характер.

    Условия обособления - это те факторы, которые благоприятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

    На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

    Синтаксические условия:

    1. Порядок слов : 1) инверсия (обратный порядок слов). Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов. Если второстеп. член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость. Ср.: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь .

    2. Дистантное положение второстепенного чл. предл. по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предл. от главного слова): И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота .

    3. Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второстепенных членов: Ср.: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил .

    4. , необычная для данного второстепенного члена предложения, когда второстепенный чл. поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения: Поглощённый своими мыслями, мальчик не замечал ничего вокруг (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

    Морфологические условия обособления:

    Деепричастия, краткие формы прилагательных и причастий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены. Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный, староста . В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассерженный , стоящее перед определяемым существительным, обособляется, т.к. к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

    Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

    Сравнительный союз, как правило, требует интонационного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера (М. Горький).

    Семантические условия обособления:

    Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются.

    Например, личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (ср.: внимательный ученик, сердитый человек). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются: А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов).

    Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка, бабушка и под.), то это тоже может способствовать обособлению определения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается .

    С существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и т.п.), определения образуют единое целое, т.к. сущ-ое без определения не может участвовать в формировании высказывания: Это заблуждение свойственно даже людям умным и образованным; Случались дела смешные, трогательные и трагические - определения в этих предложениях необходимы для выражения основного (а не добавочного) сообщения.

    Обособленными являются такие члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно. Обособляться могут сле- дующие второстепенные члены предложения:
    1) дополнения;
    2) определения;
    3) обстоятельства;
    4) приложения.
    Кроме того, обособляются уточняющие члены предложения.

    Обособленные дополнения
    Обособляются дополнения с предлогами, не считая, кроме, вместо, помимо, включая, исключая, сверх, наряду, в отличие от и др. Например:
    Для всех, включая моего брата, наступили выходные.
    Наталья, в отличие от сестры, умела шить и вязать.

    Обособленные определения
    Самым распространенным видом обособленного определения является причастный оборот, о котором речь пойдет ниже.
    Обособляются следующие виды определений.
    1. Два нераспространенных определения, если они стоят после определяемого слова:
    Это была его сестра, красивая и обворожительная.
    2. Любое определение, если оно относится к личному местоимению (так как местоимение ничего не обозначает, а лишь указывает на предмет, оно не может иметь признаков):
    А он, мятежный, просит бури. (М. Ю. Лермонтов)
    3. Любое определение, оторванное от определяемого слова другими членами предложения:
    Наконец вернулись дети с дальней прогулки, усталые, но довольные.
    4. Несогласованные определения, выраженные именем существительным в косвенном падеже с предлогом, если они стоят после определяемого слова:
    Рядом шел молодой человек, в пенсне, в лайковых перчатках и с зонтом.
    Следует помнить, что подобные определения не всегда обособляются.
    5. Несогласованные определения, стоящие в одном ряду с согласованными:
    Мужчина, высокий и стройный, с бледным лицом и пышными усами, встал рядом с дамой.
    6. Согласованное определение, имеющее дополнительное об- стоятельственное значение (можно заменить оборотом с будучи, не зависимо от его положения относительно определяемого слова:
    Мальчик, запыхавшийся (= будучи запыхавшимся), присел на скамейку.

    7. Несогласованные определения, выраженные прилагатель- ными в форме сравнительной степени с зависимыми словами:
    Белых пушистых котят, намного красивее соседских, мы привезли из-за границы.

    Обособленные обстоятельства
    Самым распространенным видом обособленного обстоятельства является деепричастный оборот, о котором речь пойдет ниже.
    Обособляются обстоятельства, выраженные оборотами с предлогами несмотря на, невзирая на:
    Шторы, несмотря на позднее время, еще не были задернуты.
    Кроме того, иногда могут обособляться обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, вопреки, согласно, по причине и др. Например:
    В этом месяце, согласно приказу, будут награждены некоторые работники нашего предприятия.
    Могут обособляться и обстоятельства, стоящие до сказуемого, если они распространены.
    Например:
    Она, за неимением нужного материала, не сдала вовремя статью в печать.

    Обособленные приложения
    Обособленными являются следующие виды приложений.
    1. Если приложения имеют при себе слова по имени, по прозвищу, родом и др.
    Например:
    Следом за ним шел его брат Иван, по прозвищу Босой.
    2. Любое приложение, относящееся к личному местоимению:
    Люди разных национальностей, мы хотим жить в свободной стране.
    3. Распространенное приложение, которое выражено нарицательным именем существительным с зависимыми словами:
    Мать вместе с дочерью, девочкой лет трех-четырех, уехала в неизвестном направлении.
    4. Распространенное приложение, имеющее дополнительный обстоятельственный оттенок:
    Современник Горького, Бунин не принял революцию.
    5. Уточняющие приложения со словами то есть, или, а именно, например, даже, такие как, в частности и др.
    Например:
    Черное золото, или нефть, дорожает каждый день.

    Обособление уточняющих членов предложения
    Уточняющие члены предложения конкретизируют другие члены предложения, отвечая на один и тот же с ними вопрос. Кроме того, к ним можно задать вопрос а именно?
    Уточняться могут любые второстепенные члены предложения.
    1. Обстоятельства: Вчера, во вторник, было собрание членов кооператива.
    2. Определения: Всю четвертую, последнюю, четверть Аня училась только на отлично.
    3. Дополнения: Незаметно для себя я привязался к всем жителям квартиры, даже к старику.

    Можно просто сказать, что это - выделение на письме участков текста. Но, как и везде, здесь существует множество нюансов. В частности, есть разные виды обособления.

    Обособление второстепенных членов предложения

    На письме выделяться может практически любая часть речи, включая второстепенные.
    В первую очередь выделение обстоятельств запятыми зависит от того, чем они выражены. Возможны следующие случаи.

    Обстоятельство выражено деепричастием

    Обстоятельство обособляется независимо от места, которое оно занимает по отношению к сказуемому, выраженному глаголом. То есть обособление оборотов, в том числе деепричастных, происходит совместно с обособлением обстоятельства.

    Например: Испугавшись грозы, он вернулся в дом.

    Если обстоятельство расположено в середине предложения, то его необходимо с двух сторон выделить запятыми. Это еще раз подтверждает, что ответ на вопрос, что такое обособление, просто. Это выделение куска фразы на письме.

    Осенью, покинув дом, он чувствовал тоску по родным краям.

    Обстоятельство, которое выражается деепричастием или деепричастным оборотом, можно заменять придаточным предложением или сказуемым, так как оно приближено по значению к второстепенному сказуемому.

    Ср.: Осенью, покинув дом, он чувствовал тоску по родным краям.- Осенью он покинул дом и чувствовал тоску по родным краям.

    1. Частицы только, лишь включаются в обособляемую конструкцию и также выделяются:

    Зажегся свет, лишь на мгновение озарив все вокруг, и снова погас.

    То есть это пример обособления второстепенных членов предложения, к которым относятся частицы.

    2. Если деепричастная конструкция стоит после сочинительного / или союзного слова, то его нужно отделить от союза запятой.

    Ср.: Она распахнула окно и, высунувшись на воздух, стала наблюдать за восходящим солнцем. - Она распахнула окно и стала наблюдать за восходящим солнцем, высунувшись на воздух.

    3. Союз, не требует разделения при помощи запятой с деепричастием или деепричастным оборотом в том случае, если деепричастная конструкция неотделима от союза или союзного слова, т. е. ее нельзя убрать, не нарушив структуру предложения.

    Ср.: Он любил делать необычные подарки, а поздравив друга, расплывался в улыбке от удовлетворения (невозможно: Он любил делать необычные подарки, а поздравил друга…). Но! Учитель не огласил оценки за контрольную, а, собрав дневники, выставил их туда. - Учитель не огласил оценки за контрольную, а выставил их в дневники.

    Однородные деепричастия и деепричастные обороты, которые соединяются одиночными сочинительными или разделительными союзами и, или, либо, запятой разделять не нужно.

    Лингвист работал над переводом, читая текст и слушая его запись.

    Но в случае, если союз соединяет не два деепричастия, а другие конструкции, запятые ставятся:

    Я взял письмо и, распечатав его, начал читать.

    Когда эта часть речи не обособляется?

    1. Деепричастная конструкция представлена фразеологизмом:

    Он сидел сложа руки.

    Но если фразеологизм является в предложении вводным словом, он выделяется при помощи запятых.

    2. Перед деепричастной конструкцией стоит усилительная частица и:

    Можно достичь успеха и не обладая богатством.

    3. Деепричастие входит в и имеет зависимое союзное слово который (запятая обособляет главное предложение от придаточного):

    Перед государством стоят важнейшие вопросы, не разобравшись в которых оно не сможет выйти на новый уровень в экономике.

    4. Деепричастный оборот включает в себя подлежащее (запятая отделяет весь оборот от сказуемого):

    На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась.

    5. Деепричастие - однородный член с необособленным обстоятельством и связано с ним при помощи союза и:

    Он бежал быстро и не осматриваясь по сторонам.

    Когда еще обособление оборотов не требуется?

    Не требуют и одиночные деепричастия, которые:

    1. Окончательно потеряв свое глагольное значение, перешли в категорию наречий:

    Мы шли не спеша. (Нельзя: Мы шли и не спешили).

    2. Потеряли связь с глаголом и перешли в категорию служебных слов: начиная с, исходя из, смотря по:

    Документы составлены исходя из результатов исследования. Однако в других контекстных ситуациях обороты могут иногда обособляться.

    1) оборот с начиная с обособляется, если имеет уточняющий характер и не связан со временем:

    Она говорит на многих языках, начиная с английского и немецкого.

    2) оборот с исходя из обособляется в том случае, если по смыслу он соотносится с тем, кто производит действие:

    Мы составили документы, исходя из результатов вашего исследования.

    3) оборот с смотря по обособляется в том случае, если имеет уточняющее или присоединительное значение:

    Пришлось действовать аккуратно, смотря по обстоятельствам.

    Обособление в случае если обстоятельство выражено существительным

    Всегда обособляется обстоятельство уступки, выраженное существительным с предлогом несмотря на / невзирая на (легко заменяется придаточными предложениями уступки с союзным словом хотя ).

    Ср.: Несмотря на плохую погоду, отдых удался на славу. - Хотя погода была плохая, отдых удался на славу.

    Частные случаи обособления

    В следующих случаях обстоятельства могут обособляться запятыми:

    1. Причины с предлогами благодаря, за неимением, вследствие, в силу и др. (легко заменяется придаточным предложением с союзным словом так как ).

    Ср.: Сын, согласно с мнением отца, поступил на юридический факультет. - Так как сын был согласен с мнением отца, он поступил на юридический факультет.

    2. Уступки с предлогами вопреки, при хотя ).

    Ср.: Вопреки советам отца, сын поступил на медицинский факультет. - Хотя отец дал советы, сын поступил на медицинский факультет.

    3. Условия с предложными конструкциями при наличии, при отсутствии, в случае и др. (легко заменяется придаточным с союзом если ).

    Ср.: Работодатели, в случае уменьшения прибыли, решили сократить штаб. - Если у работодателей уменьшится прибыль, они решили сократить штаб.

    4. Цели и предложным сочетанием во избежание (легко заменяется придаточным с союзом чтобы ).

    Ср.: Оплату, во избежание неудобств, произведите по карте. - Чтобы избежать неудобств, оплату произведите по карте.

    5. Сравнения с союзным словом подобно .

    Ср.: Таня закончила школу с отличными оценками, подобно старшей сестре.

    В целом обособление оборотов с вышеперечисленными предлогами и предложными конструкциями является вариативным.

    Что такое обособление при приобретении смысловой нагрузки?

    Обстоятельства, которые выражены существительными без предлогов или с другими предлогами, обособляются только в случае приобретения дополнительной смысловой нагрузки, пояснительного значения или совмещения нескольких обстоятельственных значений.

    Катя, после полученного ею негативного ответа, покинула гостиную.

    Здесь обстоятельство совмещает два значения (время и причина, т. е. когда ушёл? и в связи с чем ушёл?)

    Обратите особое внимание на то, что которые выражаются существительными, всегда следует выделять интонационно. Но присутствие паузы далеко не всегда говорит о присутствии запятой. всегда интонационно необходимо выделять обстоятельства, расположенные в начале предложения с обособлениями.

    Тем не менее, запятую после подобного обстоятельства ставить не требуется.

    Обстоятельство выражено наречием

    Если обстоятельства выражены наречиями (наличие зависимых слов не имеет значения), то они обособляются только тогда, когда автор желает обратить на них больше внимания, когда они обладают значением сопутствующего замечания и прочее:

    Через минуту, неизвестно каким образом, он добрался до деревни.

    В данном предложении при помощи обособления подчеркивается неожиданность и странность произведенного действия. Однако подобные обособления в русском языке всегда носят авторский, факультативный характер.

    Надеемся, что в статье нам удалось раскрыть ответ на вопрос о том, что такое обособление.

    Что такое обособленные члены предложения? Какие они бывают? Когда вообще члены предложения обособляются, а когда нет? В данной статье мы разберемся с тем, что такое обособленные члены предложения, на какие категории они подразделяются, а также с тем, какие существуют правила обособления.

    Понятие об обособленных членах предложения

    Итак, начнем, как положено в таких случаях, с определения. Обособленные члены предложения это такие второстепенные члены, которые выделяются интонацией и смыслом. Выделение делается, чтобы они приобрели “самостоятельность” в рамках всей фразы.

    Как выделяются обособленные члены предложения?

    Выделение при устном разговоре происходит при помощи интонации. Если же говорить о письме, то там дело обстоит несколько иначе. Для выделения обособленных членов предложения в тексте применяют запятые.

    Сравнение обособленных членов с необособленными

    Стоит отметить один простой факт: синтаксический вес обособленных членов значительно больше, чем у их противоположностей. Следовательно, возрастает и стилистическая выразительность. Нельзя не сказать и о логическом выделении.

    Что можно обособить в русском языке?

    Из всех членов предложения обособить можно только второстепенные. Главные члены в предложении никогда не обособлялись, и в ближайшем будущем такого не предвидится.

    Зачем нужно обособление?

    Оно позволяет привлечь внимание к тому или иному информационному фрагменту. К тому же фрагмент можно представить более детально, прибегнув к обособлению. Как говорилось ранее, обособленные второстепенные члены предложения обладают большим весом и большей самостоятельностью. Сразу отметим, что обособления могут быть самыми разными. Это и дополнения, и обстоятельства, и определения. Дальше постараемся разобраться с каждой из этих категорий, привести конкретные примеры для каждой группы.

    Обособление уточнений

    Прежде всего разберемся с тем, что такое обособленные уточняющие члены предложения и зачем они нужны. Как понятно из названия, такие второстепенные члены предложения служат для конкретизации, уточнения. Они неразрывно связаны синтаксической функцией с тем или иным членом предложения, смысл которого они, по сути, и поясняют.

    Когда обособляются уточняющие члены предложения?

    1. Обособленные уточняющие члены предложения могут быть выражены определением. Пример: “Вокруг было темно, даже очень темно, я бы сказал. Настолько, что, казалось, кто-то в этом мире просто выключил весь свет”. В данном случае оборот “даже очень темно” имеет уточняющее значение и с двух сторон выделяется запятыми.

    Стоит отметить, что определения с уточняющим значением могут при письме выделяться при помощи тире. Пример: “В доме было очень много вещей - как его личных, так и принадлежавших явно не ему”.

    2. Обособляются обстоятельства, имеющие соответствующее значение. Они могут быть выражены существительными с предлогами, а также наречиями. Например:

    • “Прошла всего секунда - и где-то близко прогремел взрыв, прямо за его спиной”.
    • “Когда-то и здесь, в тихой, мало кому знакомой деревне, протекала жизнь”. Третий пример: “Это случилось совсем недавно, буквально пару дней назад”.

    Пояснение: в первом и втором примере уточнение носит характер места. В третьем - характер времени. Частенько обособление уточнений зависит от самого автора места.

    3. Обособляются уточнения, присоединяемые при помощи слов “или”, “то есть”, “именно”. Например:

    • “Как его только ни звали. Ходили слухи, что он или волшебник, или маг, или сверхчеловек”.
    • “Это было взвешенное, индивидуальное, то есть не навязанное ему никем, решение”.
    • “Очень многое говорило о страшном бое, произошедшем здесь, а именно: каски и обрывки обмундирования, воронки от артиллерийских снарядов, гильзы”.

    4. Обособляются уточняющие члены предложения, которые присоединяются при помощи таких слов, как “даже”, “особенно”, “в том числе”, “в частности”. Например:

    • “Все помнят, что одержать победу над магом не удавалось никому, даже тем, кто пытался сделать это толпой”.
    • “Победа стала радостью для всех, особенно для тех, кто многим ради этого пожертвовал”.
    • “Еще секунда - отряд пошел на прорыв, и он в том числе”.
    • “Многие страны принимают российских туристов с большой радостью, в частности это сейчас делает Турция”.

    Обособление дополнений

    Виды обособленных членов предложения включают в себя группу дополнений. Это есть не что иное, как падежные формы, примененные к существительным. Они употребляются с такими сочетаниями, как “за исключением”, “вместо”, “кроме”, “наряду с”, “исключая”, “помимо”. Таким образом, можно заметить, что словосочетания в таком употреблении имеют значения, соответствующие замещению и включению, исключению.

    Обособление происходит в зависимости от того, какая имеется смысловая нагрузка, имеет ли желание автор выделить данный фрагмент:

    • “Он чувствовал себя уже более или менее стабильно, за исключением того, что еще чуть-чуть болела нога”.
    • “Кроме обещанного накануне дождя, небо озарилось ветвями фиолетовых молний, на мгновение оставлявших свой яркий след на сетчатке глаза”.
    • “Наряду с вопросами, которые ждали своего разрешения на работе, нужно было делать что-то и с домашними делами”.
    • “Помимо всего этого, был еще один существенный недостаток в товаре, который решающим образом удерживал от покупки”.
    • “И все было хорошо, исключая, конечно, некоторые пункты”.

    Отметим, что если предлог “вместо” употребляется в значении “взамен”, то он не обособляется. Пример: “Взамен всех обещанных, как он думал, друзьями денег он получил только обещания, слова и ничего больше”.

    Обособление обстоятельства

    Обособленными членами предложения называются, как мы выяснили раньше, второстепенные члены, выделяемые интонационно и при помощи знаков препинания. Когда же обособляются обстоятельства? Вот об этом дальше и пойдет речь.

    1. Обстоятельство обособляется запятыми с двух сторон независимо от его расположения в тексте, если оно выражено деепричастным оборотом. Пример: “Вдвоем они, затаившись и затаив дыхание, ожидали, пока тень проскользнет дальше, мимо них”. Пояснение: здесь “затаившись и затаив дыхание” - однородные и обособленные члены предложения, выраженные деепричастным оборотом. Есть из этого правила исключение. Деепричастный оборот не обособляется, если он представляет собой фразеологизм.
    2. Обстоятельство обособляется запятыми с двух сторон независимо от его расположения в тексте, если оно выражено деепричастием одиночного типа. Пример: “Он уходил, не оборачиваясь, хотя и понимал, что он сейчас сделал”. Пояснение: здесь “не оборачиваясь” выступает в роли одиночного деепричастия. Тут также есть исключение. Одиночное деепричастие не обособляется, если оно сливается с наречием по своему смыслу. Пример: “Пока мне кто-то что-то говорил, я стоял призадумавшись”.
    3. Обычно два деепричастных оборота, соединенные союзом “и” (как и два одиночных деепричастия) обособляются в качестве одного оборота. Пример: “Я, несмотря на ошибки других и не прислушиваясь к здравому смыслу, продолжал настойчиво вытаптывать свою дорогу”. Пояснение: здесь “несмотря на ошибки других” и “не прислушиваясь к здравому смыслу” - однородные деепричастные обороты. При этом они относятся к одному и том же слову, поэтому они равноправны. Следовательно, запятая между ними не ставится.
    4. Обстоятельство обособляется, если оно представлено в качестве сравнительного оборота. Обычно в сравнительных оборотах употребляются слова наподобие “точно”, “будто”, “как”. В обособлении сравнительных оборотов есть некоторые исключения, они обособляются не во всех случаях. Вообще обособление сравнений и сравнительных оборотов относится к обособлению второстепенных членов предложений только иногда, поэтому много разговаривать об этом в данной статье мы не будем. Пример: “Голова болела, как будто по ней прошлись чем-то массивным”.

    Есть в российском синтаксисе такое понятие - факультативно. Это значит “на усмотрение автора”. Так вот, факультативно обособляются обстоятельства в двух случаях:

    1. Если обстоятельство представлено в виде существительного. При этом предлог может быть, а может и отсутствовать. Но больше всего случаев, когда обособляются обстоятельства, которые выражены сочетанием существительных с определенными предлогами. Это: “благодаря”, “несмотря на”, “вопреки”, “в соответствии с”, “в зависимости от”, “во избежание”, “ввиду”. Примеры:

      - “Благодаря наличию свободного времени, он смог решить почти все свои проблемы”.
      - “Несмотря на дождь, они все же решили отправиться на пикник”.
      - “Вопреки угрозам, он ничуточки не изменил свою политику”.
      - “В соответствии с планом, все задания были выполнены в обозначенные сроки”.
      - “В зависимости от того, какое будет принято решение, его ждала разная участь”.
      - “Во избежание драки, находившиеся рядом люди развели их по разным углам”.
      - “Ввиду непредвиденных обстоятельств, нужно было что-то быстро решать, но продуманно”.

    2. Если есть уточнение места, времени. Пример: “И все же невозможно было не заметить, что здесь, в этом забытом цивилизацией помещении, некогда работала и процветала какая-то компания”.

    Как в тексте можно найти обособленные обстоятельства? Для этого необходимо сначала найти обыкновенное обстоятельство. А потом посмотреть, действительно ли оно обособлено знаками препинания. После этого можно приступать к разбору вопроса о том, чем выражено обособленное обстоятельство. Легче всего начать поиск с деепричастных оборотов, а также одиночных деепричастий. Не хуже просматриваются и сравнительный обороты, которые, как вы помните, также являются обособленными обстоятельствами наравне с уточнениями места и времени, образа действия лица. Есть опросник, который называется “Тест “Обособленные члены предложения”. В нем обычно даются задания на поиск обособлений. Там есть задание, по которому в тексте необходимо найти обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Логично, что там будет не одно деепричастие, а некоторый набор зависимых слов. Уточняющие обстоятельства найти можно так же легко. Для этого проведите просто поиск слов, которые выражены существительными, стоящими в косвенных падежах. Рядом с ними должны быть и наречия, предлоги. Это, в большинстве случаев, и есть обособленные обстоятельства, выраженные уточнениями места и времени.

    Признаки обособления

    Согласно правилам русского языка, признаки обособленных членов предложения можно условно разделить на четыре группы. Первая группа - смысловые признаки. Вторая - грамматические. Третья - интонационные (то есть паузы и выделяющая интонация). И последняя, четвертая группа - это пунктуационные признаки. Как говорилось ранее, чаще всего в качестве пунктуационных признаков выступают такие знаки препинания, как запятые. Но не исключено, что обособление будет производиться при помощи тире. Авторские знаки препинания - вещь все-таки достаточно сложная.

    Роль обособления в русском языке

    Обособление часто позволяет наделить тот или иной фрагмент текста или фразы некоторым особенным смыслом, придать ему информационный вес, отличный от того, который имеется у других частей предложения. То есть за счет обособления делается своеобразный акцент на некоторые факты. Во время разговора мы нередко, рассказывая о чем-либо, сами того не замечая, выделяем некоторые слова и даже фразы интонацией. Соответственно, мы пытаемся добиться внимания к этим фрагментам, они играют какую-то особую роль в той или иной ситуации. Это может вносить некоторые уточнения также. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что роль обособленных членов предложения кроется в усилении информационной нагрузки.

    Тест “Обособленные члены предложения”

    Перед тем как перейти к заключительной части статьи, где мы будем подводить ее итоги, хотелось бы написать свой, уникальные тест с предложениями, чтобы помочь читателю закрепить полученные знания об обособлении второстепенных членов. Возможно, кому-то тест может показаться легким, но на самом деле именно такого рода задания применяются для выявления знаний у учеников средних образовательных учреждений. Далее будет задание, на которое нужно дать ответ, затем варианты ответов, а после этого пояснение для тех, кто ответил на задание неправильно и правильный ответ.

    1. Какие цифры правильно обозначают ВСЕ запятые, которые должны стоять в тексте? “Он подошел к озеру(1) которое переливалось на солнечном свету(2) и уходило куда-то дальше”.

    Варианты: а) только 1; б) только 2; в) 1 и 2.

    Объяснение: “которое переливалось на солнечном свету и уходило куда-то дальше”- конструкция, состоящая из двух причастных оборотов. Причастный оборот - один из примеров обособленного определения. “Переливалось на солнечном свету” и “уходило куда-то дальше” - два равноправных причастных оборота, которые относятся к одному и тому же слову. Значит, запятая между ними не ставится.

    Правильный ответ: а.

    2. Во всех следующих случаях будет сразу написано предложение, в котором нужно правильно расставить запятые. “Все было хорошо(1) за исключением того(2) что на горизонте уже маячила(3) собравшаяся в одно целое группа туч(4) предрекающая грозу(5) и сильный ливень”.

    Варианты: а) 1, 2, 5; б) 1, 3, 4; в) 2, 5; г) 1, 2, 4.

    Пояснение: “за исключением” - пример обособленного дополнения. Он стоит не в начале предложения и не в конце, поэтому обособляется сразу с двух сторон. “Собравшаяся в одно целое группа туч” - распространенное определение, которое выражено причастным оборотом. На месте пропуска (3) никакого обособления не будет. А вот между “туч” и “предрекающая” необходимая запятая. “Грозу” и “ливень” - два равноправных дополнения, которые относятся к одному и тому же слову. Поэтому между ними запятая не нужна.

    Правильный ответ: г.

    3. “Небо(1) постепенно(2) темнело(3) изредка озаряясь разветвлениями молний(4) а где-то вдалеке(5) слышались раскаты грома(6) предвещающие непогоду”.

    Ответы: а) 1, 2, 5; б) 2, 3, 4, 5; в) 3, 4, 6; г) 1, 5, 6.

    Пояснение: пропуски 1 и 2 не будут содержать запятой, потому как никакого уточнения там нет. “Изредка озаряясь разветвлениями молний” - распространенное обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Оно будет обособляться с двух сторон. “Предвещающие непогоду” - причастный оборот, стоящий в конце предложения. Он обособляется с одной стороны.

    Правильный ответ: в.

    Заключение

    Итак, что же мы выяснили в ходе данной статьи?

    • Во-первых, употребление обособленных членов предложения делается с целью наделения обособляемого фрагмента самостоятельностью и повышенной информационной нагрузкой.
    • Во-вторых, для обособления в пунктуации используются запятые и тире, а при разговоре - интонация.
    • В-третьих, обособленные члены предложения могут быть только второстепенными.

    Обособленные члены предложения, таблица по которым будет представлена далее, могут иметь цель уточнения времени и образа действия, места. Часто они выражаются также деепричастиями, причастиями и оборотами. Не исключаются вовсе и случаи со сравнениями.

    Один из разделов синтаксиса - именно обособленные члены предложения. Русский язык предполагает наличие таких второстепенных обособленных членов, как: дополнения, обстоятельства, определения, уточнения и сравнения.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ГОРОДНЯ КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

    Система упражнений по теме:

    «Простое осложненное предложение.

    Обособление второстепенных членов предложения»

    (9-11 класс)

    Еремина Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы

    МБОУ СОШ с.Городня

    Конаковского района Тверской области

    2013г.

    Обособление вводных слов.

    Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.

      Мы долго кружили по просторному, наполненному птицами заливу и разумеется заблудились.(С.-М.) 2. Он полз задыхаясь падая в снег, теряя сознание от напряжения полз торопясь скорее добраться до гребня пригорка, с которого наверно должна быть видна спасительная дорога.(Пол.) 3. Наш соловей был по- видимому из опытных старых певцов.(С-.М.) 4. Из всех певчих птиц пожалуй самая близкая к человеку птица – это скворец.(С.-М.) 5.К счастью Печорин был покружен в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа, и кажется вовсе не торопился в дорогу.(М.Л.) 6. Вронский к ужасу своему почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л.Т.) 7. Утро на такое счастье выдалось свежее, чистое, с упругими облаками, с голубым небом.(А.) 8. По его словам я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом (П.) 9. Мы были по словам охотника первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.(Пауст.) 10. Не было ничего, что бы не пригодилось по мнению Плюшкина в хозяйстве.(Г.)11 Итак, я вам советую, как приятель, быть осторожнее.(Л.) 12 Впрочем он все-таки написал Алексею, и написал довольно скоро.(Пол.) 13. Скоро однако в пролете лесной дороги глянула просторная водная гладь. (Бун) 14. Одним словом дом, где жил Петя, во всех отношениях был превосходный..

    Ключи

    Мы долго кружили по просторному, наполненному птицами заливу и,разумеется, заблудились.(С.-М.) 2. Он полз, задыхаясь, падая в снег, теряя сознание от напряжения, полз, торопясь скорее добраться до гребня пригорка, с которого, наверно, должна быть видна спасительная дорога.(Пол.) 3. Наш соловей был, по- видимому, из опытных старых певцов. (С-.М.) 4. Из всех певчих птиц, пожалуй, самая близкая к человеку птица – это скворец. (С.-М.) 5.К счастью, Печорин был покружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу. (М.Л.) 6. Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л.Т.) 7. Утро, на такое счастье, выдалось свежее, чистое, с упругими облаками, с голубым небом.(А.) 8. По его словам, я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом. (П.) 9. Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет. (Пауст.) 10. Не было ничего, что бы не пригодилось, по мнению Плюшкина, в хозяйстве. (Г.) 11. Итак, я вам советую, как приятель, быть осторожнее.(Л.) 12 Впрочем, он все-таки написал Алексею, и написал довольно скоро.(Пол.) 13. Скоро, однако, в пролете лесной дороги глянула просторная водная гладь. (Бун) 14. Одним словом, дом, где жил Петя, во всех отношениях был превосходный..

    Обособление уточняющих членов предложения.

    Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.

    1.Здесь в лесном краю родилась моя любовь к живой, радостной природе, к родной земле. (С.-М.) 2. Ранним утром еще до рассвета я затоптал костер и оправив свое охотничье снаряжение отправился на ток.(С.-М.) 3.Среди соснового парка

    на песчаном бугре ребята разбившись кучками расположились на отдых.(А.Г.) 4. Соловей уже не по-вчерашнему отрывисто и нерешительно, а по-новому неторопливо и спокойно заливался на весь сад.(Л.Т.) 5.Перед самой войной ему удалось побывать дома в маленькой деревеньке на берегу извилистой луговой речки.(Пол.) 6. Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошел погулять по липовой аллее бульвара. (Л.) 7. Тайга всегда даже лютой зимою наполнена жизнью. (Перм.) 8.Даже в городах например в Москве когда тронется мелководная Москва-река, все ее берега и мосты бывают усыпаны народом. (Акс.) 9. После чая Анна Сергеевна предложила пойти погулять, но стал накрапывать дождь, и все общество за исключением княжны вернулось в гостиную.(Т.) 10. Взгляд далеко обнимает пространство и ничего не встречает кроме белоснежного песку разноцветной и разнообразной травы да однообразных кустов.(Г.)

    Ключи.

    1.Здесь, в лесном краю, родилась моя любовь к живой, радостной природе, к родной земле.(С.-М.) 2. Ранним утром, еще до рассвета, я затоптал костер и, оправив свое охотничье снаряжение, отправился на ток.(С.-М.) 3.Среди соснового парка,

    на песчаном бугре, ребята, разбившись кучками, расположились на отдых.(А.Г.) 4. Соловей уже не по-вчерашнему, отрывисто и нерешительно, а по-новому, неторопливо и спокойно, заливался на весь сад.(Л.Т.) 5.Перед самой войной ему удалось побывать дома, в маленькой деревеньке на берегу извилистой луговой речки.(Пол.) 6. Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел погулять по липовой аллее бульвара. (Л.) 7. Тайга всегда, даже лютой зимою, наполнена жизнью. (Перм.) 8.Даже в городах, например в Москве, когда тронется мелководная Москва-река, все ее берега и мосты бывают усыпаны народом. (Акс.) 9. После чая Анна Сергеевна предложила пойти погулять, но стал накрапывать дождь, и все общество, за исключением княжны, вернулось в гостиную.(Т.) 10. Взгляд далеко обнимает пространство и ничего не встречает, кроме белоснежного песку, разноцветной и разнообразной травы да однообразных кустов.(Г.)

    Обособление обстоятельств.

    Спишите. Расставьте пропущенные запятые. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

    1.Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят. 2. Встречая день на прибрежной иве снова заворковали горлинки, удивительно нежные птицы. 3.Пробираясь к скале он услышал стрельбу и обогнав остальных разведчиков ринулся туда ломая кусты как медведь в смелой и страшной ярости. 4.Капельки бегут наперегонки и истекая ими светлеет делается прозрачной розовая на заре сосулька отливая радугой, а свет пробившись сквозь неё разделяется на белом стволе березы семью цветами спектра.

    5.Бледная со слабой недоуменной улыбкой на запыленных губах она с опаской посматривала на тихое небо, по которому переваливаясь и клубясь торопливо плыли яркие летние облака.

    6.Над деревней занятой красными снаряды неслись с воем и свистом заглушая всё и падая взлетали вверх развороченные глыбы земли..7. Лентяй сидя спит лежа работает. 8. Кокетка судит хладнокровно Татьяна любит не шутя.9. Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки.10.Черная речка вследствие таяния снега и ледников вышла из берегов и затопила низинные пастбища.

    Обособление обстоятельства.

    1.Выделить деепричастные обороты.

    2.Произвести морфологический разбор деепричастий.

    Остановив на внуке увлажненный слезой взгляд, дед осторожно погладил шершавой рукой его голову. (М.Горький)

    Обособление второстепенных членов предложения.

    Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные определения и обстоятельства.

    1(.Не)вдалеке что(то) т_желое грохнулось в воду и шумно дыша двинулось (в)перед. 2.В камышах испуган__о припадая на передние ноги заходил лось. 3.(Не) заметив опасности великан обессилено упал в камыши и застонал протяжно и жалобно.

    4. Когда занялась з__ря положив первые румяна на озеро охотника разбудил всплеск. 5. Человек свистнул- лось откинув на спину гордую голову помчался через камыши в лес и скрылся.

    6.По небу плыли табунки круглых облаков изумительно белых похожих на комочки пены. 7.Главный бой последний и решительный разгорался непосредственно на городских подступах.

    8.Снег сухой и сыпучий несся по высветлен__ым рельсам и вздымаясь ввысь дымился под крышами вагонов.

    9.Моему спутнику старому охотнику удалось встретить в лесу леопарда. 10. Сосны большие свечи теплились солнечным сиянием.

    Ключи.

    1.Невдалеке что-то тяжелое грохнулось в воду и, шумно дыша, двинулось вперед. 2.В камышах испуганно, припадая на передние ноги, заходил лось. 3. Не заметив опасности, великан обессилено упал в камыши и застонал протяжно и жалобно.

    4. Когда занялась заря, положив первые румяна на озеро, охотника разбудил всплеск. 5. Человек свистнул- лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес и скрылся.

    6.По небу плыли табунки круглых облаков, изумительно белых, похожих на комочки пены. 7.Главный бой, последний и решительный, разгорался непосредственно на городских подступах.

    8.Снег, сухой и сыпучий, несся по высветленным рельсам и, вздымаясь ввысь, дымился под крышами вагонов.

    9.Моему спутнику, старому охотнику, удалось встретить в лесу леопарда. 10. Сосны, большие свечи, теплились солнечным сиянием.

    Обособленные определения.

    Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные определения.

    1.И, убеленный сединою я вновь иду в поля твой, чтоб вечно пели надо мною моей России соловьи.(И.Палькин) 2.Рожденный в далекие годы под смутною сельской звездой я русскую нашу природу не хуже люблю, чем другой.(Сурк.)

    1.Не страшны нам юным ни бури, ни штормы, ни трудные страдные дни.(Сурк.)

    2. И вся она худая, большеглазая, легкая неожиданно преобразилась из старухи- богомолки в молоденькую девушку.(Пол).

      Опечаленный вернулся я домой и засунул браунинг на прежнее место. (А.Г.)

      Он сделал несколько движений и соскользнул обессиленный и немощный. (Пол)

      Он ухищрялся безнаказанно пробираться почти вплотную к воображаемым вражьим постам и преследуемый градом выстрелов из ружей из пулеметов, возвращался невредимым в свой стан. (А.Г.)

    1.Молва о красных флагах вывешенных в Краснодоне в честь революции прошла по всем городам и поселкам Донецкого бассейна.(А.Ф.) 2. Валько был старый хозяйственник, выдвинутый из рабочих –шахтеров.(А.Ф) 3. В раскрытое окно выходившее в сторону шахты, видно было движение воинских частей, грузовых машин покидавших город колонны эвакуируемых жителей.(А.Ф)

      По небу плыли табунки круглых облаков изумительно белых похожих на комочки пены.(Сарт.) 2. В первую голову славились они боевыми делами известными далеко за пределами своей части. (Кат.) 3. Играй, мой баян, и скажи всем друзьям отважным и смелым в бою, что, как подругу, мы Родину любим свою. (Л.Давидов.)

    1.Снег сухой и сыпучий несся по высветленным стылым рельсам меж вокзальных платформ и, вздымаясь ввысь, дымился под крышами вагонов 2. Ситцевая занавесочка шевельнулась, и я увидел лицо Анки бледное и исхудавшее. (А.А.) 3. Главный бой последний и решительный разгорался непосредственно на городских подступах. (Фурм

    1.Прогретые солнцем тронулись в лагунах медлительные черепахи.(С.-М) 2. Обессиленный навязчивой мыслью о парусе дедушка впадал в забытье

    (Кат.) 3. Неприхотливый в одежде Алексей начал вдруг ежедневно гладить себе брюки, чистить пуговицы форменной куртки, ежедневно брил свою жесткую щетину.(Пол.)

    1.Окруженное легкой мутью показалось багровое солнце.(Ч.) 2.Окаймленное кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро блестит. (Ник.) 3 Он стоял удивленный неожиданной встречей и, тоже смущенный, собирался уйти.(Остр.)

    1.Шумной толпою с сумками в руках они шли серединой деревенской улицы.(С.-М) 2.Люба с перекинутым через руку пальто вошла в подъезд незнакомого ей дома. (Фад.)

    Ключи.

    Согласованные определения, относящиеся к личным местоимениям, стоящие перед определяемым словом.

    1.И, убеленный сединою, я вновь иду в поля твой, чтоб вечно пели надо мною моей России соловьи.(И.Палькин) 2.Рожденный в далекие годы под смутною сельской звездой, я русскую нашу природу не хуже люблю, чем другой.(Сурк.)

    Согласованные определения, относящиеся к личным местоимениям, стоящие после определяемого слова.

    1.Не страшны нам, юным, ни бури, ни штормы, ни трудные страдные дни.(Сурк.)

    2. И вся она, худая, большеглазая, легкая, неожиданно преобразилась из старухи- богомолки в молоденькую девушку.(Пол).

    Согласованные определения, отдаленные от определяемого слова. (личного местоимения.)

      Опечаленный, вернулся я домой и засунул браунинг на прежнее место. (А.Г.)

      Он сделал несколько движений и соскользнул, обессиленный и немощный. (Пол)

      Он ухищрялся безнаказанно пробираться почти вплотную к воображаемым вражьим постам и, преследуемый градом выстрелов из ружей, из пулеметов, возвращался невредимым в свой стан. (А.Г.)

    Согласованные распространенные определения, выраженные причастным оборотом, стоящие после определяемого существительного.

    1.Молва о красных флагах, вывешенных в Краснодоне в честь революции, прошла по всем городам и поселкам Донецкого бассейна.(А.Ф.) 2. Валько был старый хозяйственник, выдвинутый из рабочих –шахтеров.(А.Ф) 3. В раскрытое окно, выходившее в сторону шахты, видно было движение воинских частей, грузовых машин, покидавших город, колонны эвакуируемых жителей.(А.Ф)

    Согласованные определения, выраженные прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого существительного.

      По небу плыли табунки круглых облаков, изумительно белых, похожих на комочки пены.(Сарт.) 2. В первую голову славились они боевыми делами, известными далеко за пределами своей части. (Кат.) 3. Играй, мой баян, и скажи всем друзьям, отважным и смелым в бою, что, как подругу, мы Родину любим свою.

    (Л.Давидов.)

    Два однородных согласованных нераспространенных определения, стоящие после определяемого слова.

    1.Снег, сухой и сыпучий, несся по высветленным стылым рельсам меж вокзальных платформ и, вздымаясь ввысь, дымился под крышами вагонов.2. Ситцевая занавесочка шевельнулась, и я увидел лицо Анки, бледное и исхудавшее. (А.А.) 3. Главный бой, последний и решительный,разгорался непосредственно на городских подступах. (Фурм)

    Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным и имеющие добавочное обстоятельственное значение.

    1.Прогретые солнцем, тронулись в лагунах медлительные черепахи.(С.-М) 2. Обессиленный навязчивой мыслью о парусе, дедушка впадал в забытье.(Кат.) 3. Неприхотливый в одежде, Алексей начал вдруг ежедневно гладить себе брюки, чистить пуговицы форменной куртки, ежедневно брил свою жесткую щетину.(Пол.)

    Согласованные определения, отдаленные от определяемого слова.

    1.Окруженное легкой мутью, показалось багровое солнце.(Ч.) 2.Окаймленное кустами молодых ракит, разноцветными огнями озеро блестит. (Ник.) 3 Он стоял, удивленный неожиданной встречей, и, тоже смущенный, собирался уйти.(Остр.)

    Несогласованные определения, относящиеся к именам существительным и личным местоимениям.

    1.Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой деревенской улицы.(С.-М) 2.Люба, с перекинутым через руку пальто, вошла в подъезд незнакомого ей дома. (Фад.)

    Обособление причастных и деепричастных оборотов.

    Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните причастия и деепричастия как члены предложения. Покажите графически границы причастных и деепричастных оборотов.

    Солнце прорвавшись скво…ь обл..ка осв..щает желт..ватый еловый лес. Мы стоим возле камен..ого столба утвержден..ого н…когда на границ… между двумя губерниями; поднявшийся в гневе медведь кажется нам скорее мужицким гербом, нежели дворянским. Высокая, освеще…ая солнцем ель, вся в дли..ых медных шишках, простерла вокруг т..желые м..хнатые лапы. Ш…фер остановившей-

    ся тут же грузовой машины, должно быть, из-за солнца и смолистого духа и запаха та…щего снега, схватил вдруг валявшийся здесь обломок жерди, швырнул его вверх, и старая ель потр..воженная им мгновенно оделась скв..зными, с..яющими, летящими семенами. Каждое семечко пр..креплено к основанию крошечного крыла, но в полете в..ртясь оно кажется мотыльком весело помахивающим двумя крылышками.

    Поблескивая медле..о опускаются на землю крылатые семена.

    1.Выделить причастные обороты.

    2.Произвести морфологический разбор причастий.

    Ожидая паром,они оба легли в тень от берегового обрыва и долго и молча смотрели на быстрые и мутные волны Кубани у их ног.

    Ленька задремал, а дед Архип, чувствуя тупую, давящую боль в груди, не мог уснуть. На темно-коричневом фоне земли их потрепанные и скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками; утомленные, загорелые и пыльные физиономии были совсем под цвет бурым лохмотьям.

    Костлявая и длинная фигура дедушки Архипа вытянулась поперек узкой полоски песка; задремавший Ленька лежал калачиком сбоку деда. Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях, он казался корявым сучком, отломленным от деда- старого иссохшего дерева, принесенного и выброшенного сюда, на песок, волнами реки.

    Дед, приподняв на локте голову, смотрел на противоположный берег, залитый солнцем и бедно окаймленный редкими кустами ивняка. Его тусклые и воспаленные глаза, с красными опухшими веками, беспокойно моргали, а испещренное морщинами лицо замерло в выражении томительной тоски.

    Остановив на внуке увлажненный слезой взгляд, дед осторожно погладил шершавой рукой его голову.

    (М.Горький)

    Использованная литература:

    1.Г.А.Костяева, Г.М.Чуриков. Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы.

    М.Просвещение.1989г.

    2.Сборник задач и упражнений по русскому языку. Для 9 класса средней школы. Под редакцией Ю.С.Пичугова и Б.И.Фоминых.

    М. Просвещение. 1991г.

    3.Типовые экзаменационные варианты. Русский язык. Под редакцией И.П.Цыбулько. Национальное образование. М.2015г

    4. Н.А. Сенина, С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, А.Г.Нарушевич. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты на 2015 год. Легион. Ростов- на- Дону.2014г