» »

Взаимодействие другими участниками дорожного движения. Дорожно-патрульная служба

01.04.2021

Общение является сложным, многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми. Порождает общение потребность в совместной деятельности. Общение состоит из выработки единой стратегии взаимодействия, обмена информацией, восприятия, понимания партнера по общению.

В данной статье мы поговорим об основах эффективного общения: видах, сторонах и функциях общения, а также о признаках и причинах информационной перегрузки. И так, начнем…

Функции общения

Функции общения могут быть следующими:

  • Контактной (установлен контакт (готовность) принимать и передавать сообщения и поддерживать взаимосвязь);
  • Информационной (принимаются и передаются сообщения в ответ на запрос);
  • Побудительной (с целевой стимуляцией активности);
  • Координационной (с взаимной координацией и согласованностью в совместной деятельности);
  • Функцией понимания (при адекватном понимании смысла, взаимопонимание в целом);
    эмотивной (с обменом эмоциями);
  • Функцией установления отношений (при фиксации своего места в социуме);
  • Функцией оказания влияния (с изменением состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера);
  • Функцией потребности в общении (при необходимости узнать или сообщить информацию, оказать влияние на собеседника и т.д.) Данная функция побуждает на вступление в контакт с другими людьми;
  • Функцией ориентировки в целях общения, в ситуации общения, в личности собеседника;
  • Функцией планирования содержания своего общения, когда человеком, обычно на бессознательном уровне, представляется, что именно он будет говорить;
  • Бессознательной (или сознательной), когда человеком выбираются фразы, средства, которыми он будет пользоваться. Человек решает, как он себя поведет и что скажет;
  • Функцией установления контакта;
  • Функцией обмена мнениями, фактами и идеями;
  • Функцией восприятия и оценки ответной реакции собеседника, контроля эффективности общения, где основой выступает установление обратной связи;
  • Функцией корректировки направления, методов общения, стиля и способов их взаимодействия.

Стороны общения

Сторона общения может быть:

  • Коммуникативной, когда общающиеся индивиды обмениваются информацией. Коммуникация является процессом двустороннего обмена информацией, ведущим к взаимопониманию. Общение осуществляется посредством вербального канала (речи) и невербального (мимики, пантомимики).
  • Интерактивной, при которой организуется взаимодействие между общающимися людьми (происходит обмен действиями);
  • Перцептивной, при которой осуществляется восприятие и познание друг друга собеседниками и устанавливается на данной основе взаимопонимание.

Вербальное общение

Вербальное общение происходит с использованием и устной, и письменной речи. Письменная - способствует долгому хранению передаваемой информации. Речевое устное общение состоит из:

  • Значения и смысла слов, фраз, где важная роль отведена точности употребления слова, доступности, правильности произношения и интонации;
  • Речевых звуковых явлений: темпа речи (медленный-быстрый), высоты, тональности, ритма и тембра голоса, дикции и интонации;
  • Выразительных качеств голоса: характерных специфических звуков (смеха, вздохов), разделительных звуков (кашля) и нулевых звуков (пауз);
  • Интонации, эмоциональной выразительности, придающей различный смысл одной и той же фразе;
  • Мимики, позы, взгляда собеседника;
  • Жестов;
  • Расстояния между собеседниками при общении.

Невербальное общение

Невербальные средства общения включают в себя:

  • Кинестику , изучающую внешнее проявление эмоций и чувств: мимику, жесты (движение различных частей тела), пантомимику (осанку, походку, позы);
  • Такесику , изучающую прикосновения в процессе общения: рукопожатия, поглаживания, поцелуи, касания и т.д.
  • Проксемику , изучающую расположения собеседников в пространстве общения.

Виды общения

В зависимости от «цели-средства» общение может быть деловым (средством достижения бизнес-целей) и личностным (где цель - само общение).

Личностное общение служит для формирования человека как личности, дает возможность приобрести определенные черты характера, интересы, склонности, привычки, позволяет усвоить формы нравственного поведения и нормы, определяет жизненную цель и помогает выбрать средства ее достижения.

Деловое общение служит для развития и формирования деловых человеческих способностей, является средством приобретения навыков и знаний. В ходе делового общения человеком совершенствуются умения взаимодействовать с людьми, развиваются необходимые для этого организаторские и деловые качества. Деловое общение состоит из деловой переписки, переговоров и встреч.

В зависимости от основного содержания общение может быть биологическим, когнитивным, эмоциональным, материальным или же конвенциональным.

Материальное общение служит для получения человеком необходимых для нормальной жизни предметов материальной и духовной культуры. Примером можно назвать прямую продажу товаров и услуг.

Когнитивное общение является обменом информацией и выступает фактором интеллектуального развития, поскольку собеседники обмениваются, а значит и взаимообогащаются знаниями.

Конвенциональное общение служит для создания состояния готовности к общению других видов, формулирования установок, необходимых для оптимизации других видов общения. Ярким примером являются ритуалы и церемонии, деловой этикет.

Эмоциональное общение - это источник дополнительной энергии для человека, его своеобразная «подзарядка» для чувств.

Биологическое общение необходимо для сохранения нормальных параметров организма и условий поддержания и развития его жизненных функций. Яркий пример - секс или кормление ребенка.

Информация

Информация представляет из себя сведения о чем-либо, вне зависимости от формы их представления, и переводится с латинского «information», как ознакомление, сведение или разъяснение. Данное понятие рассматривали еще античные философы.

В зависимости от различных критериев информация делится на виды.

По способу восприятия информация может быть:

  • Визуальной - воспринимаемой органами зрения;
  • Аудиальной - воспринимаемой слухом;
  • Тактильной - воспринимаемой тактильными рецепторами;
  • Обонятельной - воспринимаемой рецепторами обоняния;
  • Вкусовой - воспринимаемой рецепторами вкуса.

В зависимости от формы представления информация может быть:

  • Текстовой - передаваемой в форме символов, предназначенных для обозначения лексемов языка;
  • Числовой - передаваемой знаками и цифрами, обозначающими математические действия;
  • Графической - изображения, графика, предметы;
  • Звуковой - устной или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путем;
  • Видеоинформацией - видеозаписи;

В зависимости от назначения:

  • Массовой, содержащей тривиальные сведения и оперирующей набором понятных большей части социума понятий;
  • Специальной - содержащей специфический набор понятий, с использованием которых передаются сведения, понимаемые основной массой социума, но необходимые и понятные в рамках социальной группы, где данная информация используется.
  • Секретной - передаваемой узкому кругу лиц по закрытым (защищенным) каналам.
  • Личной (приватной), представляющей набор сведений об определенной личности, который определяет социальное положение и типы социального взаимодействия внутри популяции.

В зависимости от значения:

  • Актуальной - ценной в данный момент времени;
  • Достоверной - полученной без искажений;
  • Понятной - выраженной языком, понятным тому, для кого предназначена информация;
  • Полной - достаточной для принятия правильного решения или понимания;
  • Полезной, где полезность определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объема возможностей ее использования.

В зависимости от истинности информация может быть:

  • ложной;
  • истинной.

При управлении транспортным средством водитель подвержен большому потоку информации, из которого нужна лишь небольшая часть для того, чтобы качественно и безопасно управлять автомобилем. Данная информация включает в себя:

  • Дорожную обстановку (водителю нужно охватывать взглядом спектр в 360 градусов);
  • Дорожные знаки (водитель должен считывать дорожную разметку и знаки, быстро обрабатывать данную информацию, делать выводы и применять на дороге);
  • Показатели приборов;
  • Звуковые сигналы (сигналы других автомобилей, предупреждающие водителя, звук его автомобиля, и если привычный звук нарушен, то нужно понять причину);

Информационная перегрузка

Информационная перегрузка наступает в случаях, когда поступающая информация по объему превосходит возможности человека ее воспринимать, то есть он не может справиться с огромными масштабами информации.

К признакам информационной перегрузки относят ситуации, когда у водителя:

  • Отсутствует в голове ясность, а умственная деятельность хаотична;
  • Память ухудшается, и в ней появляются провалы;
  • В голове звучит назойливая мелодия или отрывки фраз;
  • Появляется желание все время говорить (дабы избавиться от излишка информации);
  • Появляется бормотание во сне или перед сном, рассуждения вслух;
  • При тяжелом случае человек может слышать голоса во время засыпания или шум в ушах.

К телесному признаку информационной перегрузки относится тошнота, которая, как правило, сочетается с неправильным положением тела. Тошнота является тревожным сигналом, говорящим о том, что нужно прекратить подачу информации.

Причины информационной перегрузки

Главной причиной информационной перегрузки называют информационный вампиризм и интернет-зависимость, неумеренность в просмотре телевизора и т.п.

Средства получения информации помогают человеку уйти от житейских и личных проблем, компенсируя жизненную неустроенность. Однако компенсация эта мнимая, и проблемы только усугубляются, поскольку человек избегает их решения. Таким образом, информационная перегрузка в психологическом плане схожа с наркоманией, алкоголизмом и другими формами патологической зависимости.

Иногда поиск полезных и нужных сведений сопровождается копанием в огромном информационном массиве, что приводит к накоплению фактов, но не их усвоению. Таким образом, человек перенасыщается излишней информацией. Современный человек стоит перед множеством задач и целей, которые требуется выполнить одновременно, а он тратит море энергии на переключение между задачами, а не на их выполнение. Психиатры зовут это потерей продуктивности мышления, которое выглядит как отупение, неспособность к простым умозаключениям, до сознания не доходит информация извне. Человек не пытается сократить число задач, а лишь ускоряется в переключении между ними, и получает в результате переутомление.

Информационная перегрузка иногда происходит от неумения планировать свой рабочий день, от отсутствия рабочего расписания, где прописано количество рабочих часов в день.

Также информационная перегрузка может возникнуть не только от объема поступающей информации, но и от ее непредсказуемости, когда она поступает не в ответ на запрос, а сама находит получателя, который не готов ее воспринимать. Тогда человек не может воспринимать информацию, и она вносит хаос и отсутствие структуры в мир человека, что и приводит к информационному переутомлению.

Еще одной причиной информационной перегрузки ученые называют общее переутомление человека. Тестирование показало, что люди, тратящие на сон менее 6 часов в сутки, хуже прошли тест на память чем те, кто спит по 8 часов в сутки.

На того, насколько успешным является вождение, влияет множество психических свойств и состояние водителя. Но обычно человек за рулем не действует в одиночку, в дорожной ситуации он общается с пешеходами, с другими водителями. Поэтому, для тог чтобы стать действительно хорошим водителем, нужно самому обладать хорошими качествами, находиться в хорошем расположении духа, овладеть мастерством вождения и умением взаимодействовать с окружающими. Прежде всего, для этого необходимо взаимопонимание.

К сожалению, водители имеют ограниченный арсенал средств, с помощью которых можно передавать друг другу информацию и общаться между собой. Фактически, к этим средствам относится два-три вида: сигнал поворота, стоп-сигнал и иногда переключение фар . Крайне редко используют звуковые сигналы.

Но бывают такие ситуации, когда все выше названные средства бессильны. К примеру, водитель собирается перестроиться в соседний ряд и дает об этом сигнал. Но собирается или не собирается пропускать его водитель, который едет позади него, он не знает, потому, что ответного сигнала не последует. Здесь возможно столкновение, которое возникнет только из-за того, что нельзя получить определенный ответ от коллеги по дорожной ситуации.

Поэтому, пользуясь всеми возможными техническими средствами, необходимо совершенствовать методы коммуникации и общения между водителями в процессе дорожного движения.

Опытный водитель, только по тому, как ведет себя его коллега по движению, с легкостью может прогнозировать его дальнейшие планы. По тому, в каком ряду хочет стоять водитель на перекрестке, можно судить о том, куда он собирается перемещаться в дальнейшем. Существует еще масса маневров, которые понимают окружающие водители . Поэтому человеку, который сидит за рулем, нужно избегать неожиданных и нестандартных ситуаций, которые окружающие водители могут неправильно понять или не понять вовсе. Участник дорожного движения должен вести себя так, чтобы все его действия были предельно ясными для окружающих. В этом случае, если водитель по своей вине попадет в затруднительное положение, другие участники дорожного движения его поймут и помогут выбраться из него с наименьшими потерями.

Не следует забывать и о еще одном пути улучшения общения между водителями транспорта – использованием невербального общения, то есть, языка жестов. Именно жесть являются наиболее полезными тогда, когда в непростой дорожной ситуации все водители вынуждены остановиться и ждать, как поступят другие. Вспомним хотя бы перекрестки равнозначных дорог – редкий, но встречающийся случай.

В таких ситуациях нужно учитывать ненадежность этого способа общения. Поэтому, когда вы получаете какую-то информацию от других водителей в форме жестов, сигналы нужно трактовать крайне аккуратно и осмотрительно, проверять их несколько раз перед тем, как совершить какое-то действие.

Для того чтобы дорожно-транспортное движение было безопасным, нужно стремиться к взаимопониманию между водителями и пешеходами. Статистика установила, что больше половины всех ДТП в какой-то степени связано с поведением пешеходов, а 25% их происходит непосредственно по их вине. Любой пешеход находится в более простой ситуации, чем человек за рулем. Ему гораздо легче прогнозировать действия водителей: они прибавляют или снижают скорость, поворачивают направо или налево. Машина – это достаточно крупная инертная конструкция, которая меняет свое положение постепенно. Она не может перемещаться за долю секунды.

В свою очередь, водителю гораздо сложнее прогнозировать поведение пешехода . Тут моментально появляются неожиданные варианты поведения, особенно, когда перед вами пожилой человек или ребенок. То, как себя ведут пешеходы, не подчиняется никаким закономерностям и его невозможно предугадать, или предопределить. Поэтому тот, кто сидит за рулем, должен рассчитывать на самый худший и неожиданный вариант и заранее подготовить себя к любому маневру пешехода, особенно когда перед ним группа детей.

В любом случае, водитель старается получить как можно больше информации о том, как поведет себя пешеход и при этом ему необходимо знать, видит ли он приближающийся транспорт, или нет. Поэтому каждый водитель время от времени раскодирует движения, жесты, мимику пешеходов, и судя по этой информации, принимает решение на дальнейший маневр .

Ученые установили некоторые закономерности в поведении пешеходов у переходов и дорог, и закономерности, которые связаны с участием пешеходов в ДТП. К примеру, пешеход хочет перейти улицу на переходе, который не регулируется светофором, ждет у перехода секунд 15-20, и. если его никто не пропускает, он пытается перебежать дорогу, даже если вблизи едет транспорт . Принято считать, что безопасный переход происходит тогда, когда человек пересекает улицу, а через 8-9 секунд проезжает транспорт. Но, как правило, люди переходят дорогу и за 2-3 секунды перед автомобилем. Если вы сидите за рулем и видите, что у перехода появилась группа людей, которые ждут уже более 10 секунд, непременно остановитесь и пропустите их, а иначе могут возникнуть названные неприятные ситуации. Так же, как пассажиры, могут поступать и водители, к примеру, когда они не могут выехать со второстепенной. Я не раз замечал, что, если тебя долго не пропускают, начинаешь нервничать и пытаешься рисковать.

Специалисты провели исследования, в результате которых было доказано, что число ДТП при подъезде к переходам и на самих переходах значительно меньше, чем сразу после них. Объясняется это тем, что перед подъездом и на самих переходах водители ведут себя осторожно, чем тогда, когда такие опасные участки остаются позади. Водители должны знать эту закономерность, которая сообщает о том, что сразу после перехода участок дороги остается не менее опасным.

Другой стороной взаимодействия между участниками дорожного движения является общение, в которое они вступают между собой по самым различным поводам: наиболее часто – когда совершают движение, значительно реже – в особых ситуациях (дорожно-транспортного происшествия, при остановке автоинспектором и т.д.).

Общение – процесс установления, поддержания и развития контактов между двумя или более людьми.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие), перцептивная (восприятие).

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Например, когда водитель включает сигнал левого поворота, он информирует других участников дорожного движения о своем намерении повернуть налево. Коммуникация в широком смысле – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными (с помощью языка и речи) и невербальными средствами (без обращения к речевым средствам).

В процессе управления транспортного средства мы используем оба эти средства общения. Пока мы совершаем движение, мы по преимуществу используем невербальные средства общения: включение стоп-сигнала, сигналов поворота, разные наклейки (например, «в машине – ребенок»), использование звукового сигнала, мигание задними фарами пропустившему нас водителю фуры и многое другое – это невербальный язык «дорожного» общения.

Вербальными (речевыми) средствами общения мы пользуемся в ситуации непосредственного контакта с участником дорожного движения. Мы обращаемся с вопросом, выраженным с помощью речи, к пешеходу, чтобы узнать дорогу, можем открыть окно и перейти на вербальное общение с водителем, который нарушил правила дорожного движения, мы общаемся с помощью речи с инспектором ДПС и т.д.

Интерактивная сторона общения – взаимодействие между людьми, процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Причем совершенно необязательно, чтобы это влияние реализовалось в ситуации общения и именно с теми людьми, с которыми мы вступили во взаимодействие. Так, мы можем не уступить дорогу пешеходу, переходящему на зеленый сигнал светофора, потому что вчера на этом перекрестке плотный поток пешеходов на красный свет заставил нас и других водителей остановиться.

Перцептивная сторона общения – восприятие и понимание партнерами по общению друг друга. Процесс восприятия человека сильно отличается от процессов восприятия, существует даже специальный термин – социальная перцепция, который фиксирует своеобразие этого вида восприятия.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок и убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Например, представление о том, что женщины являются плохими водителями, определяет восприятие конкретной женщины-водителя, в том числе и в том случае, если она прекрасно водит машину.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Убежденность многих водителей в том, что инспектора ДПС останавливают их исключительно из корыстных побуждений, мешают им признать факт справедливости штрафа даже в случае явного нарушения Правил дорожного движения.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз увидели его. Например, увидев заглохшую на перекрестке машину, многие водители готовы приклеить ярлык «растяпа», «недотепа» и другие, соответственно относясь к этому водителю и в процессе дальнейшего движения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Этика водителя Составила: Осипова Т.Н., педагог-психолог

Этика – это нормы поведения человека во взаимоотношениях с другими людьми, основанные на их взаимном уважении. Только вежливый, предусмотрительный участник дорожного движения вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе других участников движения. Только в обстановке взаимоуважения можно добиться уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий!

Черты плохого водителя: агрессивность, неуравновешенность, недоброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отношение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Этика складывается из следующих нравственных отношений: − уважительное отношение ко всем участникам движения; − предупредительный, вежливый стиль езды; − оптимальный стиль, характеризуемый плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов; − недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него; − помощь другим водителям; − ответственность за рядом сидящих пассажиров; − бдительность по отношению к пешеходам; − использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством; − садиться за руль только в трезвом состоянии; − следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

Находясь за рулем, водитель должен придерживаться таких правил этики: − Паркуясь, нужно помнить о других. − Следует соблюдать рядность. − При возможности следует помогать выехать на дорогу из боковых проездов. − При возможности следует помогать обгонять. − Информируйте других участников движения о своих маневрах заранее. − При сужении дороги соблюдайте очередность проезда. − Включайте ближний свет в сумерках. − Переходите на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет. При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходите на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары. Грамотно используйте световые приборы. − Пропускайте пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Учитывайте видимость на дороге.

Одним из важнейших условий безопасного управления − это прогнозирование дорожной ситуации. Общий прогноз связан с выбором цели поездки, ее маршрутом, оценкой погодных и дорожных условий, планированием времени, средней скорости вождения, скорости на отдельных участках и т. п. Местный, краткосрочный прогноз сопровождает водителя в процессе движения. У водителей, имеющих практический опыт, прогноз является составной частью автоматизма, а у начинающих водителей необходимо прививать это качество уже в процессе обучения.

Уязвимый участник: Инвалид. Пешеход. Велосипедист. Пассажир.

Влияние темперамента на стиль вождения Темперамент - индивидуальные психологические особенности, которые характеризуют личность человека c учетом динамики его психических процессов. Холерик Сангвиник Меланхолик Флегматик

Сангвиник Спокойный,уравновешенный.общительный,активный,с юмором,вежливый. Так, сангвиники, как правило, являются надежными, хорошими водителями, но порой они переоценивают свои возможности, легко отвлекаются, требуют повышенного контроля в работе.

Холерик Холерики, для которых характерна высокая степень эмоциональной возбудимости, при управлении автомобилем будут утомляться сильнее флегматиков, которым свойственно спокойное отношение к делу. К тому же холерики недостаточно усидчивы, невыдержанны, а бессистемность в работе снижает их качества как водителя, особенно в дальних поездках.

Флегматик Спокойствие, уравновешенность флегматиков благоприятны для управления автомобилем, однако не в сложной дорожной обстановке, так как их действия и решения обычно замедленны.

Меланхолик Для меланхоликов типичны колебания, нерешительность и другие особенности, которые отрицательно сказываются при управлении автомобилем. Однако чаще всего в аварии попадают водители с чрезмерно высокой эмоциональной возбудимостью.

Агрессивный стиль Обилие резких движений. Стремление произвести впечатление. Резкий старт. Необоснованное торможение и ускорение. Перестроение на соседние полосы без предупреждения и т.д.

Классический стиль Неторопливый разгон. Хорошо продуманный скоростной режим. Уверенные повороты. Разумное использование тормозов.