» »

Родительское собрание проблемы адаптации 5 классников. Родительское собрание "адаптация пятиклассников"

21.02.2024

Родительское собрание – 5-ый класс

«Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения».

Цель: выявление особенности адаптации пятиклассников к новым условиям

обучения;

Задачи:

- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения

появившихся проблем;

Привлечь внимание родителей к адаптации учащихся.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, завуч по УВР, завуч по ВР, учителя-предметники, работающие в классе, школьный психолог.

Диагностика: учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:

4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать;

1 - не согласен; 0 - совершенно не согласен.

1) Я иду утром в школу с радостью.

2) В школе у меня обычно хорошее настроение.

3) В нашем классе хороший классный руководитель.

4) К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5) У меня есть любимый учитель.

6) В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7) Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8) У меня есть любимые школьные предметы.

9) Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10) На летних каникулах я скучаю по школе.

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью

является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать

1 -

высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это

соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Учителям-предметникам можно предложить оценить класс, используя примерные вопросы:

1) Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)?

2) С каким настроением вы идете на урок в наш класс?

3) Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

4) Кому из учеников нужны дополнительные занятия по ваму предмету?

5) Какие пожелания вы хотели бы высказать родитеям пятиклассников?

6) Какие советы вы можете дать классному руководителю?

4) Готовят выступления школьный психолог, врач или валеолог.

5) Оформляется выставка рисунков пятиклассников «Я в школе». Рисунки подписаны с обратной стороны.

Оформление, оборудование и инвентарь.

1. Столы в классе стоят по кругу.

2. На доске оформлена выставка рисунков учащихся класса «Я в школе».

Ход собрания.

    Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте уважаемые родители, мы рады приветствовать вас и рассматривать столь важную для всех нас тему «Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения».

Что же такое адаптация?

Адаптация – это приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Т.е другими словами детям необходимо усвоить понять и принять предъявляемые им требования. Необходимо отметить, что именно начало обучения в пятом классе волнительный момент и важный в жизни школьника.

2 -

Детям хочется быть активными, умными, независимыми нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель, родители увидели и оценили самое лучшее в них. Именно с этим часто связаны тревоги и страхи учащихся.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам

На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса, и увидим наших детей глазами зам.директора по УР, психолога, учителей-предметников. Начнем наше собрание.

II. С точки зрения завуча по УВР...

    Выступление Климовой Е. В.

III. С точки зрения психолога...

    Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития

организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно,

3 -

и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности

во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях с взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Н.К. Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток- это ребенок, становящийся взрослым.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и

4 -

одноклассниками.

IV. С точки зрения учителей - предметников...

    Выступление учителей – предметников.

V. С точки зрения учителей начальных классов…

VII. Классный руководитель…

* Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:

В начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия. Так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.

Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того к чему еще можно стремиться и что нужно исправить.

Именно ориентированность на ошибку одна из причин высокой тревожности учащихся, страх перед ошибкой не позволяет ребенку в полной мере раскрыть способности и предъявить их окружающим.

Чем же вы родители можете помочь вашему подростку. Во первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях стремлениях чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителе и учителями предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.

5 -

VIII. Подведение итогов собрания.

Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:

1. Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

4. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».

Классный руководитель:

Закончить наше большое собрание я хотела бы отрывком из книги

Зденека Матейчека «Родители и дети». В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст - это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени - зрелости».

- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

6 -

Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

7 -

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи : ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Форма проведения: консилиум.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог, учителя-предметники.

Подготовительная работа

I. Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью, учебной мотивации учащихся и отношения к учебным предметам.

Анкета для учащихся «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам»

Инструкция. Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению. Вариантов ответов может быть несколько.

1. Утром я просыпаюсь с мыслью:

а) «ура! Сегодня будет история (математика, литература...)»;

б) «сегодня можно не присутствовать на истории (математике, литературе...)»;

в) «я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, литературе...)».

2. Я прихожу в школу для того, чтобы...

а) узнать что-то новое, интересное;

б) заниматься такими интересными предметами, как...

в) встретиться с такими хорошими учителями, как...

г) пообщаться с друзьями;

д) весело провести время;

е) не огорчать родителей.

3. Домашнее задание я делаю так:

а) совершенно самостоятельно;

б) обращаюсь за помощью к взрослым;

в) под контролем родителей;

г) от случая к случаю;

д) не делаю никогда.

4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно...

а) иметь интерес к предмету;

б) иметь способности к предмету;

в) хорошо работать на уроке;

г) иметь хорошие отношения с педагогом;

д) уметь списывать.

5. Когда я получаю плохую отметку, то...

а) стараюсь тут же ее исправить;

б) стараюсь исправить ее на следующем уроке;

в) стараюсь исправить в ближайшее время;

г) ничего не пытаюсь делать.

Обработка результатов. Подсчитывается количество каждого варианта ответа. Делается качественный анализ ответов учащихся.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка результатов. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное отделения общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

II. Беседа с учителями-предметниками по вопросам:

1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)?

2. С каким настроением вы идете на урок в наш класс?

3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?

5. Какие основные требования вы предъявляете учащимся по вашему предмету?

6. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?

При необходимости личной беседы с родителями учитель-предметник приглашается непосредственно на родительское собрание.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним.

Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

II. Активизирующая игра «Я - пятиклассник»

Классный руководитель. Проведем небольшую разминку. Представьте, что вы снова пятиклассник. Вспомните, какие трудности и страхи испытывали вы сами?

(Учитель передает мяч родителям, они возвращают его с ответом на вопрос.)

Совершенно верно, то же самое испытывают и наши дети. В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

Очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

Непривычное расписание (новый режим);

Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

Новые дети в классе (или я сам в новом классе);

Новый классный руководитель;

В средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;

Проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Об особенностях адаптационного периода и возрастного развития расскажет школьный психолог.

III. Выступление психолога

Психолог. Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. е. мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.

(По мере формулирования проблемы психолог или классный руководитель делает запись на школьной доске или листе ватмана.)

Камень 1: изменение условий обучения*

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (например, гимназический). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.

Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

Камень 2: изменение требований

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий.

Камень 3: отсутствие контроля

Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее задание, другому - чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

Чем можно помочь?

Такое отношение к ребенку, по понятным причинам, может обидеть вас, дорогие родители. «Как же так, - скажете вы, - ведь надо искать индивидуальный подход ко всем ученикам в классе!» Конечно, доля истины в этом есть, и учителя прилагают максимум усилий. Но быстро этот подход не находится. А во-вторых, опять-таки найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника. Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Камень 4: пробелы в знаниях

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.

Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее: продолжительная школьная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т. д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).

IV. Выступление психолога. Анализ результатов психолого-педагогического исследования на тему «Адаптация пятиклассника к новым условиям»

V. Анализ результатов анкетирования учащихся

Классный руководитель. Мы ознакомились с мнением ученых, вспомнили свои ощущения этого возраста. Что же чувствуют наши дети? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью, учебной мотивации и отношения к учебным предметам было проведено исследование, результаты которого я сейчас представлю.

VI. Выступления учителей-предметников

Классный руководитель. Для того чтобы более объективно оценить процесс адаптации, необходимо знать мнение учителей-предметников, с которыми предварительно была проведена беседа.

(Мнение отсутствующих учителей доводит до сведения родителей классный руководитель.)

VII. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Благодарю всех участников собрания за сотрудничество. Исходя из вышесказанного, предлагаю

Проект решения собрания

1. Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся. По результатам психолого-педагогического исследования провести индивидуальную и групповую работу с учащимися и родителями.

2. Родительскому комитету класса провести контроль выполнения домашних заданий учащимися, ведения дневников.

3. Организовать посещение уроков родителями в День открытых дверей.

4. Родителям и классному руководителю обеспечить занятость учащихся в свободное от уроков время: посещение занятий в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса и школы.

Уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:

    кабинетная система;

    большое количество учителей предметников;

    появляются новые виды домашних заданий;

    увеличивается количество изучаемых предметов,

    объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы;

    сложность адаптации к учителям.

Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости.

Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя и принятие ребенком социальной роли “ученика”.

Социальная адаптация включает:

    Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

    Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

    Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

    Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

    Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Важной задачей для ребенка является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь не только педагог и психолог, но и родители.

Родителям полезно знать, что трудности в учебе могут быть самого различного характера. Они связаны с необходимостью:

    Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его.

    Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются.

    Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты.

    С необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности.

Правильно поступают родители, которые, помогая, в выполнении домашнего задания, обращаются к ребенку с такими вопросами:

Что ты думаешь предпринять?

Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать?

Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание?

Как проверить или доказать правильность полученных результатов?

Учебная работа, несмотря на ее сложность и интенсивность, ни в коем случае не должна вызывать переутомление. Поэтому необходимо учебу, режим дня, свободное время поставить под ненавязчивый, но четкий и твердый контроль.

Не забывайте хвалить ребенка, показать ему, что его успех тоже радует вас. Это придает ребенку уверенность в собственных силах и возможностях.

Чтобы процесс адаптации прошел успешно, мы рекомендуем родителям осуществлять:

    Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.

    Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным руководителем.

    Являться союзниками школы.

    Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.

    Помогать классному руководителю во внеклассных делах.

Приложение.

Уважаемые родители!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класс.
Выступление педагога­психолога.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход
учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет
процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача -
разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с
какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем
оказать ребятам.
Возрастные особенности учащихся в этот период
Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной
системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость,
раздражительность,
вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и
педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно.
Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает
дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во
взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый
возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного
стремления к творческой деятельности.
В 5­м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации
к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле -
приспособление к окружающим условиям. Мы ведем речь именно психологической
адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым
условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.
Адаптация пятиклассников к предметному обучению
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным
периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том,
что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.
Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы
приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного
месяца до целого года.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это
рассогласованность, требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации
множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их,
преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой
жизни.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь
отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути
самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, –
завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку
необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и

помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе,
классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке
приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого
учителя.
Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10-11
лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под
влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер
самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными
характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении
в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4-5
классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. успеваемости.
Основные причины трудностей в обучении пятиклассников.
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, “не
огорчались и не переживали”, “радовались”, “чтобы мама, когда посмотрит дневник, не
наказывала и не плакала” – достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу
начальных классов снижение интереса к учебе, “разочарование” в школе сменяются ожиданием
перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с проблемами,
трудностями, непонимание может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это,
столь важное желание.
Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в
учении и помочь ему преодолеть их. Это прежде всего недостатки учебной подготовки:
пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и
несформированные учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут
быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания ­
с неумением правильно определять корни слов, а, значит, и подбирать проверочное слово.
Проблема здесь в том, что эти пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать
даже профессиональному педагогу, поскольку этот пробел нередко скрывается за другими,
полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в
учебе, важно обратить внимание на то, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали
выполнения “трудного” задания. Для того чтобы выяснить это, можно попросить школьника
выполнить одно­два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых
мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием,
недостатками развития внимания и памяти. Пятый класс очень благоприятное время для
преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития
мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать
детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
Можно использовать в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти
многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта),
сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких
объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества троллейбусов и

предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них
элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
Важно иметь в виду, что, во­первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном
мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во­
вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет
отдельную задачу. Поэтому необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия,
приблизить ситуации к учебной, поставив это как специальную задачу.
Еще одной причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность
поведения и деятельности – нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить
себя постоянно заниматься. Хотя школьники­пятиклассники могут выполнять достаточно
сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно
привлекательной цели, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и
тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой
деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Исследования
показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному
учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом
предмете, а субъективное отношение к нему (Дубровина И.В., 1991). Такое отношение к
собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей,
умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие
вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания (а если
вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением,
то задача представляется еще более простой).
Но эта особенность может быть и причиной трудностей в учении. Общее положительное
к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей
реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела,
будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не
испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому “разонравилось,
не хочется, не смогу” отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется
положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом
из­за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее
положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные
неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное – не имеющие прямого
отношения к их способностям и возможностям.
Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут
оказать такое же отрицательное влияние, как сильные и длительные отрицательные,
способствовать возникновению своеобразной “эмоциональной усталости”, проявляющейся в
раздражении, капризах, “скандалах”, плаче и т.п. Таким образом, чрезмерное увлечение
эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность
школьника могут привести к обратному эффекту.
В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать
юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и
познавательного. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто
кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали

значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шуткам и умели использовать
юмор в своих целях. Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно
легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме (“Биссектриса – это
такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”, “Медиана – это такая обезьяна,
которая прыгает на сторону и делит ее поровну”, “Как однажды Жак­звонарь городской сломал
фонарь” (расположение цветов радуги). Можно научить детей самим создавать подобные
фразы, используя юмор для лучшего запоминания.
Все указанные причины нередко выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в
достаточно сложные комбинации, и требуют обычно значительных усилий, как со стороны
родителей, так и самого подростка. Сложности при ее осуществлении связаны с тем, что в
подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается
определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой
самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.).
Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать
объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление
проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.
Рекомендации для родителей.
­ Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для
двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
­ Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности
светового режима.
­ Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей
рук,
­ Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
Организация правильного питания.
­ Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря
на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
­ Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к
каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после
прошедшего школьного дня.
­ Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
­ Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка,
особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
­ Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические
наказания.
­ Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
­ Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного
контроля за его учебной деятельностью.
­ Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений
ребенка.

Родительское собрание №1

Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.»

Jl. Кьюи

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.

2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения собрания: круглый стол.

Основные вопросы:

1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

4. Анализ результативности учебной деятельности учащихся за I четверть.

5. Разное.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя : Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник. В пятом классе у ребенка новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

    очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

    непривычное расписание (новый режим);

    новый классный руководитель;

    в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;

    проблемы со старшеклассниками

Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.

1. Изменение условий обучения и изменение требований

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предметник выдвигает свои требования и таких требований МНОГО. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Во избежание «Психологических проблем адаптации пятикласс ников к школьному обучению и условия их успешного преодоления» хочу дать следующие рекомендации:

Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное при нятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

    Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Не формальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

    Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

    Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, де душек, сверстников).

    Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физи ческие и психические наказания.

    Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обуче нию. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

    Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и орга низация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

    Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное сти мулирование достижений ребенка.

    Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Мы не можем изменить учителей (все они разные, у каждого свои подходы к детям и своя методика преподавания), не можем изменить требования школы, но мы можем пересмотреть свое отношение к ребенку. Помните, насколько вы были вовлечены в процесс учебы, когда ребенок ходил в первый класс? Вы помогали ему собирать портфель, подолгу беседовали с учительницей, активно интересовались каждым школьным днем… Вспомните те времена. Подобное участие необходимо и пятикласснику.

Постарайтесь познакомиться и поговорить со всеми учителями. Поинтересуйтесь их основными требованиями. Так вам легче будет направлять действия сына или дочери.

Ненавязчиво помогите своему ученику сложить физкультурную форму, поинтересуйтесь, собран ли пенал, а также все необходимое для уроков «на завтра». Если вы работаете, а ребенок после уроков возвращается домой, не забывайте звонить ему, чтобы поинтересоваться: поел ли он, чем занимается, приступил ли к выполнению домашних заданий. Заранее составленный и красиво оформленный режим дня облегчит жизнь пятиклашке и вам.

Не корите ребенка за беспричинный плач, капризы, вспышки агрессии. Все это - защитные реакции психики.

Сравнительный анализ результативности учебной деятельности учащихся на конец года 4 класс и за I четверть 5 класса.

Хочу обратить ваше внимание на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Разное.

Закончить наше собрание мне хочется словами притчи.

Притча Мудреца

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках».