Какое движение в австралии правостороннее или левостороннее. Страны с левосторонним движением… Какие? Почему? Сколько? Какое движение безопаснее
В каких странах мира левостороннее движение на дорогах?
Антигуа и Барбуда
Австралия
Багамские острова
Бангладеш
Барбадос
Бермудские острова
Бутан
Ботсвана
Бруней
Кокосовые острова
Острова Кука
Кипр
Доминика
Восточный Тимор (правостороннее движение 1928-1976)
Фолклендские острова
Фиджи
Гренада
Гайана
Гонконг
Индия
Индонезия
Ирландия
Ямайка
Япония
Кения
Кирибати
Лесото
Макао
Малави
Малайзия
Мальдивы
Мальта
Маврикий
Монсеррат
Мозамбик
Намибия
Науру
Непал
Новая Зеландия
Норфолк
Пакистан
Папуа Новая Гвинея
Питкерн
остров Святой Елены
Сент-Киттс и Невис
Сент-Винсент и Гренадины
Сейшельские острова
Сингапур
Соломоновы Острова
ЮАР
Шри-Ланка
Суринам
Свазиленд
Танзания
Таиланд
Токелау
Тонга
Тринидад и Тобаго
Тувалу
Уганда
Великобритания
Британские Виргинские острова
Американские Виргинские Острова
Замбия
Зимбабве
P.S. В том, что существует левостороннее движение мы можем быть благодарны Великобритании. Англия расположена на островах, и морской путь когда-то был единственным способом общения ее жителей с жителями других стран. В портах всегда было огромное скопление кораблей, и они частенько сталкивались. Для наведения порядка морское ведомство издало указ, суть которого сводилась к правилу «держись левой стороны».
То есть корабли должны были пропускать встречные суда справа. Постепенно этим принципом стали руководствоваться и в сухопутном движении повозок и экипажей.
А с появлением автомобиля сыграла роль известная консервативность англичан - они не стали ничего менять по отношению к автомобильному движению.
Впоследствии правило распространилось на все страны, находящиеся под влиянием Британии, в том числе, его до сих пор придерживаются Индия, Индонезия, Пакистан, Япония, Тайланд, Великобритания, Кения, Непал, Малайзия, Шри-Ланка, Австралия, Гонконг, Ирландия, Новая Зеландия, Сингапур, Ямайка, Мальдивы, Багамские острова, Кипр.
Страны изменившие движение:
В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но из-за неудобств, связанных с тем, что соседи этих стран имели правостороннее движение, перешли на правостороннее движение. Самым известным в истории стал День Н в Швеции, когда страна перешла с левостороннего движения на правостороннее.
Также сменили правый руль на левый бывшие британские колонии в Африке Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана из-за соседства со странами бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение. И наоборот бывшая португальская колония Мозамбик сменила левый руль на правый, из-за соседства с бывшими британскими колониями. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.
Не было бы Англии — не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.
АиФ.ru попытался разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.
Почему в Англии повелось ездить по левой стороне дороги?
Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф — фунт серебра.
Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.
- Римская версия
В Древнем Риме придерживались левостороннего движения. Такой подход объяснялся тем, что легионеры держали оружие в правой руке. И поэтому в случае неожиданной встречи с неприятелем им было выгоднее находиться на левой стороне дороги. Враг таким образом попадал прямо на рубящую руку. После того, как в 45 году нашей эры римляне завоевали британские острова, «левизна» могла перекинуться и на Англию. В пользу этой версии говорят результаты археологических экспедиций. В 1998 в графстве Уилтшир на юго-западе Англии была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой.
- Морская версия
Добраться до Европы англичане раньше могли только водным путём. Поэтому морские традиции крепко вошли в культуру этого народа. В старину английские корабли должны были обходить встречное судно с левой стороны. Впоследствии этот обычай мог распространиться и на дороги.
В современных международных правилах судоходства закреплено правостороннее движение.
Фото: Shutterstock.com
Как английская «левизна» расползлась по всему свету?
Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:
- Колониальный фактор.
Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решили сохранить привычное для них левостороннее движение.
- Политический фактор.
Во времена Великой Французской революции был издан декрет, в котором предписывалось всем жителям республики двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Когда же к власти пришёл Наполеон Бонапарт , схема движения превратилась в аргумент политики. В тех государствах, что поддерживали Наполеона, — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — установилось правостороннее движение. С другой стороны, те, кто противостоял Франции: Великобритания, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Впоследствии левостороннее движение в этой тройке стран сохранилось только в Соединённом королевстве.
Политическая дружба с Великобританией поспособствовала введению «левизны» на дорогах в Японии: в 1859 году посол королевы Виктории сэр Рутерфорд Алкок убедил власти островного государства принять левостороннее движение.
Когда в России утвердилось правостороннее движение?
В России нормы правостороннего движения сложились ещё в средние века. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в Российской империи повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.
Страны, которые поменяли движение
История знает немало примеров, когда страны переходили с одной схемы движения на другую. Поступали так государства по следующим причинам:
- «Назло вчерашним оккупантам»
США перешли на движение по правой стороне дороги после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году.
Корея перешла на правостороннее движение после окончания японской оккупации в 1946 году.
- Географическая целесообразность
На правостороннее движение в середине 1960-х - начале 1970-х перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии.
Швеция поменяла направление движения последней в Европе. В 1967 году там произошёл так называемый День «H» , когда все машины королевства перестроились на другую полосу. Причина перехода на «право» лежала не только в географии, но и в экономике. Большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль.
Шведский день «H». Фото: Commons.wikimedia.org
В 2009 году на левостороннее движение перешло Самоа. Это было связано с большим количеством подержанных автомобилей с правым рулём, которые поставлялись в страну из Австралии и Новой Зеландии.
«Левые» исключения
В правосторонних странах находится место для «левых» исключений. Так, на небольшой улице генерала Лемонье (длиной 350 метров) в Париже двигаются по левой стороне. Есть небольшие участки с левосторонним движением в Одессе (Высокий переулок), в Москве (разъезд на ул. Лескова), в Питере (набережная реки Фонтанки) и во Владивостоке (ул. Семёновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на ул. Мордовцева).
Какое движение безопаснее?
По мнению специалистов, то, по какой стороне вы едете, не влияет на степень безопасности движения — это всего лишь вопрос привычки.
Страны с левосторонним движением
Мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72 % и 28 %, при этом 66 % водителей мира ездят по правой стороне, а 34 % — по левой.
Северная Америка
- Антигуа и Барбуда
- Багамские Острова
- Барбадос
- Ямайка
Южная Америка
- Гайана
- Суринам
- Великобритания
- Ирландия
- Мальта
- Бангладеш
- Бруней
- Бутан
- Восточный Тимор
- Гонконг
- Индия
- Индонезия
- Макао
- Малайзия
- Мальдивские о-ва
- Непал
- Пакистан
- Сингапур
- Таиланд
- Шри-Ланка
- Япония
- Ботсвана
- Замбия
- Зимбабве
- Кения
- Лесото
- Маврикий
- Мозамбик
- Намибия
- Сейшельские острова
- Свазиленд
- Танзания
- Уганда
- Австралия
- Кирибати
- Науру
- Новая Зеландия
- Папуа — Новая Гвинея
- Самоа
- Тонга
- Фиджи
Может быть кто еще не знает.Сложно найти автомобильный форум, в котором не разгорался спор о правом и левом руле. Это связано с увеличением количества праворульных автомобилей, привезенных в Россию, и особенностью их эксплуатации на правостороннем дорожном движении.
Разделение на правую и левую стороны движения началось еще до появления первого автомобиля. Историки до сих пор спорят между собой, какое движение в Европе было первоначальным. Во времена существования Римской империи всадники ездили слева, чтобы правая рука, в которой они держали оружие, была готова моментально нанести удар едущему навстречу врагу. Были найдены доказательства, что у римлян было левостороннее движение: в 1998 году в Великобритании в районе Суиндона была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой, а также на римском динарии (датирован 50 г. до н. э. – 50 г. н. э.) были изображены два всадника, разъезжавшихся по левой стороне.
Садиться на лошадь в средние века было удобнее при левостороннем движении, так как меч не мешал посадке. Однако против этого довода есть аргумент – удобство езды по левой или правой полосе при верховых поездках меняется в зависимости от метода езды, да и воинов по сравнению с остальным населением было не так много. После того как люди перестали брать с собой в дорогу оружие, движение начало постепенно меняться на правостороннее. Это объяснялось тем, что большинство людей – правши, а при преимуществе правой руки в силе и ловкости многие вещи комфортнее делать во время передвижения по правой стороне дороги.
При ходьбе пешком (без оружия), при ведении лошади и тележки удобнее держаться правой стороны. С этой стороны человеку удобнее находиться близко к встречному движению, чтобы остановиться для разговора со встречными, и легче держать правой рукой узды. Рыцари на турнирах также ездили справа – они держали щит в левой руке, а копье располагали на спине лошади, но против этого довода есть аргумент – турниры были всего лишь показательными «шоу» и к реальной жизни не имели отношения.
В зависимости от вида экипажа, запряженного лошадьми, варьируется удобство право- и левостороннего движения: одноместным экипажам с сидением для кучера спереди предпочтительнее ехать с правой стороны, так как при разъезде с другим экипажем кучеру надо сильнее потянуть вожжи правой рукой. Экипажи с форейтором (кучером, управляющим упряжкой, сидя на одном из коней) также придерживались правой стороны – форейтор всегда сидит на левой лошади, чтобы облегчить себе посадку и управление правой рукой. Многоместные и открытые экипажи ездили по левой стороне дороги – так кучер не мог случайно задеть хлыстом пассажира или прохожего, идущего по тротуару.
В России еще при Петре I было принято за норму правостороннее движение, повозки и сани разъезжались, как правило, держась правой стороны, а в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала официальный указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения карет и извозчиков. Среди западных стран впервые закон о стороне передвижения был издан в Англии – это был билль от 1756 года, по утверждению которого движение по Лондонскому мосту должно быть по левой стороне, а в случае «выезда на встречку» взимался штраф в размере 1 фунта серебра. И лишь по прошествии 20 лет английское правительство издало исторический «Дорожный акт», в котором было прописано введение левостороннего движения. Кстати, такое же движение было принято на открывшейся в 1830 году железной линии Манчестер – Ливерпуль. По одному из предположений, Англия взяла это из морских правил, так как являлась островным государством, и единственной связью с остальными странами было судоходство – по ним судно пропускало другое судно, которое приближалось к нему справа.
Именно Великобританию считают «родителем» левостороннего движения, этот пример переняли и ее колонии (Индия, Пакистан, Австралия) и другие страны мира. Во время Великой Французской революции в 1789 году Наполеон издал приказ военным передвигаться по правой стороне дороги, а впоследствии сторона движения транспорта и военных колонн определялась политическими взглядами страны: страны – союзники Наполеона (Голландия, Германия, Швейцария, Польша, Италия, Испания) установили правостороннее движение, а страны-противники (Британия, Потругалия, Австро-Венгрия) – левостороннее. В Австрии в разных городах движение шло по разным сторонам, а затем и эта страна потянулась вправо. В Японии, второй по величине стране с левосторонним движением, оно было принято в 1859 году под влиянием посла королевы Виктории сэра Рутерфорда Алкока.
После окончания японской оккупации в 1946 году Южная Корея и КНДР сменили левостороннее движение на правостороннее. Чехословакия, входившая ранее в Австро-Венгерскую империю, перешла на правостороннее движение в 1938 году. Швеция же стала одной из последних стран, сменивших направление движения, для этого в 1963 году была создана Государственная комиссия по переходу на правостороннее движение. В ее задачи входили разработка и приведение в жизнь, а официально правостороннее движение было закреплено в 1967 году. В этот торжественный день, 3 сентября, ровно в 4:50 утра все автомобили и другие транспортные средства должны были остановиться, сменить полосу на противоположную и возобновить движение в 5:00. Для обеспечения безопасности во время этой перемены, власти ненадолго ввели режим ограничения скорости.
В США изначально транспортное движение осуществлялось по левой стороне, но, по мнению историков, любовь к свободе и противоречию Англии заставила их переместиться на правую сторону. По одной из версий, родоначальником правостороннего движения в Америке был французский генерал Мари Жозеф Лафает, один из самых ярых борцов за независимость от короны Великобритании. Канада же продержалась с левосторонним движением до 20-х годов XX века.
И в дальнейшем становление левого или правого направления движения транспорта обусловливалось соседством с определенными странами – бывшие британские колонии в Африке (Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия, Гана) сменили левостороннее движение на правостороннее, так как располагались рядом с бывшими французскими колониями. А бывшая португальская колония Мозамбик сменила правостороннее движение на противоположное из-за соседства с бывшими британскими колониями.
Что касается расположения руля, то он на первых машинах в большинстве случаев находился с «неправильной» для нас правой стороны. Причем вне зависимости от того, по какой стороне ездили автомобили. Это делалось для того, чтобы водитель мог лучше видеть обгоняемую машину. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть. Кстати, первым массовым автомобилем с «правильным» рулем был Ford T.
В некоторых странах возникают спорные вопросы из-за расположения руля – например, на Багамских островах люди в основном ездят на леворульных автомобилях, так как их удобно привозить из США, а на востоке нашей страны, наоборот, большинство автомобилей с правым рулем из-за близости с Японией. Среди стран с левосторонним движением числятся такие, как Австралия, Англия, Багамские острова, Бангладеш, Барбадос, Бермудские острова, Кипр, Индия, Ирландия, Япония, Кения, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, остров Святой Елены, ЮАР, Британские Виргинские острова, Американские Виргинские Острова, Зимбабве и многие другие.
Исторически сложилось так, что в большинстве стран мира принято правило правостороннего движения . Но, есть и ряд стран, в которых левостороннее движение. Наиболее ярыми представителями являются Великобритания, Австралия, Япония, Сингапур, ЮАР и Индия. Точных данных о том, почему так сложилось, нет, но есть множество предпосылок, которые отвечают на данный вопрос.
Так, предполагают, что первой страной, в которой было принято левостороннее движение, является Англия, поскольку тут было развито судоходство и корабли двигались исключительно в левостороннем порядке. Но, обо всем по-порядку. В этой статье мы попробуем разобраться с правилами правостороннего и левостороннего движения, опишем их преимущество и недостатки, а также историю возникновения.
1. История расположения руля
История правил дорожного движения, а как следствие и история расположения руля уходит в глубокую древность. Историки предполагают, что с первыми правилами столкнулись римляне. Предположительно, что в 50 г. до н.э. Гай Юлий Цезарь создал ряд правил , которым должны были подчиняться извозчики, так называемые водители карет.
Также, предположительно в Риме действовало правило левостороннего движения. Об этом свидетельствует один из найденных римский динарий, на котором изображены два всадника, которые разъезжаются по левой стороне. Скорее всего, это связано с тем, что большая часть населения правши , в том числе и всадники и они вынуждены были в правой руке держать оружие.
Когда времена рыцарей, всадников и карет канули в прошлое, снова возник вопрос о правилах дорожного движения, и соответственно с какой стороны должен располагаться руль. В начале 20 века улицы стали массово заполнять первые автомобили. В то время в большинстве европейских стран было принято правостороннее движение, в Англии, Швеции и частично в Австро-Венгрии – левостороннее. В Италии движение было смешанным. Все это не представляло опасности, так как автомобилей было не много, а их скорость минимальна.
В странах с правосторонним движением, логично, что руль располагался справа. Считалось, что так водителю легче осуществить обгон. Более того, правостороннее расположение руля отразилось на компоновке составляющих двигателя. Для того, что бы сократить длину тяг, и магнето располагались на правой стороне двигателя. С годами автомобилей становилось все больше, и возник вопрос о безопасности во время обгона. Первыми, кто выпустил автомобиль с левым расположением руля, была знаменитая во всем мире корпорация Ford. В 1908 году впервые была выпущена легендарная модель «Т».
После этого, европейцы, которые выпускали общедоступные автомобили также перешли на «левый руль», а вот производители быстроходных марок сохраняли правило «правого руля». Согласно еще одному предположению следует, что расположение руля с левой стороны удобно тем, что водитель не выходит на проезжую часть, а безопасно попадает на тротуар.
Интересная ситуация сложилась в Швеции. До 1967 года в этой стране действовало левостороннее движение, несмотря на то, что руль автомобилей находился с правой стороны. А вот 3 го сентября 1967 года все автомобили в одночасье остановились и плавно перешли на правосторонне движение. Для этого шведам в столице пришлось приостановить движение на сутки для того, что бы поменять дорожные знаки.
2. Ситуация в Европе, Азии, Африке, Америке, Австралии
Ситуация с правосторонним и левосторонним движением в разных странах мира складывалась по-разному. Стоит рассмотреть самых ярких представителей, которые на протяжении многих лет устанавливали правила дорожного движения, исходя не только из расположения руля, но и из физиологических особенностей человека.
Так, после появления автомобилей в Европе была полная неразбериха, которая была связана именно с правосторонним и левосторонним движением. Большинство стран придерживались правостороннего движения, которое было принято со времен правления Наполеона. В то же время, такие страны, как Великобритания, Швеция и частично Австро-Венгрия придерживались левостороннего движения. Как уже было указано выше, в Италии в каждом городе действовали свои правила. На сегодняшний день левостороннее движение присутствует в таких странах Европы, как Великобритания, Ирландия, Мальта, а также Кипр (если считать его Европой).
В Азии
гораздо больше стран, которые придерживаются левостороннего движения, в частности это относится к Японии, Индии, Шри-Ланке, Пакистану, Индонезии, Таиланду, Непалу, Малайзии, Сингапуру, Бангладешу, Макао, Брунею, Бутану, Восточному Тимору и Мальдивам.
Что касается Африки, тут также есть несколько стран с левосторонним движением, а именно: ЮАР, Ботсвана, Уганда, Замбия, Зимбабве, Кения, Намибия, Мозамбик, Маврикий, а также Свазиленд и Лесото .
США придерживалось левостороннего движения до конца 18 века, пока не произошел плавный переход на правостороннее движение. Бытует мнение, что способствовал данному изменению генерал французского происхождения, который боролся за независимость «штатов» от короны Британии. Что касается Канады, тут до 20 годов 20 века придерживались левостороннего движения. А вот в таких странах Латинской Америки, как Ямайка, Барбадос, Гайана, Суринам, а также Антигуа, Барбуда и Багамские острова до сих пор ездят слева.
Поддерживает правила левостороннего движения и Австралия, которая является второй страной в мире по количеству автомобилей на душу населения. К ней присоединились и такие страны, как Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи, Самоа, а также Науру и Тонга .
В то время, как Великобританию считают главной виновницей левостороннего движения, правостороннему движению в большинстве своем посодействовала Франция. Так, в 1789 году во время Великой Французской революции в Париже был издан декрет, в котором четко было указано всем транспортным средствам передвигаться по правой стороне, то есть по простонародной. Также немалую роль сыграл Наполеон, который в свое время приказал войску держаться правой стороны. Все это оказало влияние на многие страны Европы.
3. Основные отличия право- и левостороннего движения
Правостороннее и левостороннее движение предполагает различия в конструкциях автомобилей. Как правило, место водителя и руль располагаются слева в автомобилях, которые предназначены для правостороннего движения, соответственно в автомобилях для левостороннего движения водительское место и руль находятся справа. Существуют и автомобили, в которых предусмотрено расположение места водителя по центру, к примеру, McLaren F1.
Также имеют различия (левое и правое) . А вот расположение педалей в порядке , тормоз, газ изначально было присуще леворульным автомобилям, а на сегодняшний день стало стандартом для праворульных.
В целом, главное правило правостороннего движения – держаться правой стороны, а левостороннего – левой. Конечно, для правшей изначально достаточно сложно перейти на левостороннее движение, но достаточно несколько раз попробовать и достаточно быстро все становиться на свои места.
4. Недостатки и преимущества левостороннего движения
Говоря о достоинствах и недостатках левостороннего движения нельзя исключать конструкцию автомобиля, поскольку именно от нее зависит безопасность водителя и его пассажиров. Несмотря на то, что праворульные автомобили предназначены для левостороннего движения , их также эксплуатируют при правостороннем. Более того, это считается безопасным, поскольку при столкновении удар приходится на левую сторону и вероятность того, что водитель не пострадает гораздо выше.
Праворульные автомобили угоняют гораздо реже (в странах с правосторонним движением), поскольку многие считают их неудобными и не функциональными. Также расположение руля с правой стороны позволяет водителю выходить из автомобиля не на проезжую часть, а на тротуар, что также гораздо безопасней.
Непривычный взгляд водителя с правой стороны позволяет с другого ракурса оценить ситуацию на дороге , что может привести к снижению непредвиденных ситуаций. При этом, есть и ряд недостатков, которые играют важную роль не только при левостороннем движении, но и при правом расположении руля. Так, совершать обгон на праворульном автомобиле достаточно неудобно. Проблему можно решить, установив продуманную систему зеркал.
В целом, единственным недостатком левостороннего движения является его не распространенность. На сегодняшний день, более 66% населения придерживаются правостороннего движения, и переход на левостороннее создает ряд неудобств. Более того, только 28% дорог мира являются левосторонними . Отличий левостороннего движения от правостороннего также нет, просто все происходит с зеркальным отображением, что и заставляет водителей, которые привыкли к правостороннему движению, путаться.
Существуют и исключения из правил. Так, в Одессе и Санкт-Петербурге существуют улицы с левосторонним движением, которые предназначены для разгрузки улиц от большого количества автомобилей.
Также, в Париже на авеню генерала Лемонье (единственная улица в Европе) придерживаются левостороннего движения.
В России и огромном числе других стран нашей планеты автомобили передвигаются по правой половине автодорог и городских улиц. Однако, некоторые страны ездят по «встречке», как говорят некоторые российские водители. В частности, левостороннее движение бытует в Японии и Англии, по левой ездят в Австралии, Сингапуре, Ирландии, Новой Зеландии, ЮАР и еще некотором ряде африканских государств. Почему не во всех государствах постулаты дорожного движения идентичны?
Сразу заметим, что зарождение традиций право- и левостороннего движения зарождалось еще до появления самих автомобтлей. Распространена информация, что правостороннее автомобильное движение зародилось в Европе, но не как автомобильное, конечно. Средневековые дороги были узкими, а разъезжали по ним не на Мерседесах, а на лошадях. Всадники, как тогда полагалось, были постоянно вооружены. В левой своей руке «кавалерист» по обыкновению держал щит, дабы при внезапном нападении быстренько защититься, поэтому ему было удобнее передвигаться по правой половине пути.
Согласно версии второй, кучерам сподручнее всего было разъезжаться, натягивая вожжи правой рукой, а она, как знаем, доминирует над левой у большинства населения. Шли годы, вместо коней появились машины, но езда по правой стороне твердо прописалась в подсознании людей, и ее никто не стал менять, так и регламентировав в первых ПДД. Их в 1752 г. в России издала царица Елизавета Петровна - она специальным указом велела всем извозчикам и кучерам передвигаться на своих повозках по правой дорожной стороне.
Что касается левостороннего движения, то возникло оно, как считается, в Англии. Будучи островной страной, она связана с остальным миром исключительно морем (тоннель под Ла-Маншем еще тогда не создали). Судоходство, в общем, развивалось быстрыми темпами, и движение кораблей нужно было как-нибудь упорядочить. Морским ведомством страны в итоге был разработан и издан указ, велевший капитанам вести корабли, придерживаясь левой стороны в момент расхождения судов. Позднее данное правило распространилось и на автодороги, то есть, на конные повозки, а уж потом на автомобили. Это касалось всех стран, пребывавших под британским влиянием.
Другая гипотеза левостороннего движения связана с самими конными экипажами. Кучер, погоняя животных, свой кнут держал правой рукой (левшей, как помним, мало). При этом он мог запросто задеть им пешеходов, ибо улицы не блистали просторами. Отметим, что стран с левосторонним движением было существенно больше, нежели осталось сегодня. Так, по левой стороне до 1967 г. ездили в Швеции, ранее на правостороннюю езду перешли Корея и ряд британских колоний.
Фото:Игорь Головин и Геннадий Дьячук