» »

Методические рекомендации по использованию материалов УМК. Методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса темы (УМК) Методические рекомендации по применению умк сферы

26.02.2024

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математические методы в психологии» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения лекционных, практических занятий, а также во время самостоятельной работы.

В учебном процессе наиважнейшее место занимает лекционное занятие. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В связи с этим остановимся на некоторых методических рекомендациях по «эффективному слушанию».

За установление контакта с аудиторией всегда отвечает лектор, выступающий. Говорит ли он экспромтом, импровизирует ли по тезисам, читает ли сплошной текст - выступающий только тогда добьется эффекта, когда аудитория слушает то, что он говорит. С другой стороны, чтобы понять и усвоить то, о чем говорит выступающий, надо уметь слушать внимательно и даже тщательно.

От умения слушать во многом зависит эффективность делового и личного общения людей. Преходящий характер произносимого слова - вот что повышает важность умения слушать. Слушающий, в отличие от говорящего, не может позволить себе отвлечься даже на мгновенье, поскольку произносимое слово исчезает, «умирает» в момент, когда оно слетает с губ говорящего. Умение эффективно слушать особенно важно для менеджера, который заинтересован в непосредственном общении с подчиненными.

Слышать и слушать - не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тот или иной звук, только после того, как он прекратился. Например, в тихой комнате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редко специально слушаем это; иногда мы вспоминаем о наличии в комнате часов только в момент, когда они вдруг остановились.

Слышание (простое чувствование звука) фактически является лишь первым шагом в законченном процессе слушания, который включает в себя:

· слушание слов;

· понимание языка лектора, значения отдельных слов;

· правильное выделение в речи говорящего законченных выражений;

· понимание смысла предложений и фраз;

· оценку сказанного, включая отделение фактов от мнений.

Чтобы успешно слушать и понимать, необходимо непрерывное постоянное усилие для поддержания должного внимания к словам говорящего. Этот процесс требует значительного умственного напряжения. Только при этом можно хорошо понять, о чем говорит преподаватель, проанализировать и запомнить отдельные положения предлагаемого материала.

Поддержать непрерывное внимание к лектору для многих оказывается нелегким делом по целому ряду причин:

· отключение внимания. Отвлечь наше внимание может все, что действует необычно или раздражает, например, наружность лектора, его голос или особенности произношения;

· высокая скорость умственной деятельности. По данным психологов, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего;

· антипатия к чужим мыслям. Мы всегда больше ценим свои мысли, и для нас обычно приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой;

· избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. И в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет фиксированное внимание на чем-то одном;

· потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимую потребность ответить. Если это с нами происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Наши мысли заняты формулированием “разгромных” комментариев, с которыми мы хотим выступить, в лучшем случае - по окончании речи говорящего, обычно же - сразу, перебивая и ни с кем, и ни с чем не считаясь.

Из сказанного, по всей видимости, ясно, что слушать эффективно для большинства из нас является весьма трудной задачей. Но она становится еще более сложной в результате воздействия помех, которые могут возникнуть между лектором, говорящим и аудиторией.

1. Физические помехи. Они разнообразны, но их можно сгруппировать по характеру воздействия и результатов:

· температура в комнате. Если в помещении жарко или холодно, то мысли слушающих будут заняты главным образом этим неудобством, а не тем, что говорит лектор;

· шум (постоянный или спорадического характера, от случая к случаю, время от времени) отвлекает внимание аудитории;

· неожиданное действие. Опоздание студента или его уход во время лекции всегда отвлекает внимание всей аудитории;

· усталость. Студент, испытывающий физическую усталость, обычно не в состоянии внимательно относиться к словам лектора. Его голова, как правило, в этом случае больше занята своим состоянием, нежели тем, что говорит преподаватель.

2. Умственные помехи:

· безразличие. Тема или некоторые из ее аспектов могут оказаться малоинтересными для некоторых студентов или для всей аудитории;

· предубеждение. Студент, имеющий предубеждение к теме лекции или к какой-то ее части, может либо полностью отключить свое внимание от того, о чем говорит преподаватель, либо вместо того, чтобы слушать с познавательной целью, будет следить за недостатками лектора;

· озабоченность. Когда студент озабочен своими личными проблемами, ему, естественно, трудно сосредоточиться на восприятии материала лектора, так как его мысли постоянно возвращаются к этим проблемам;

· реакция на слова с эмоциональной окраской. Многие непроизвольно реагируют на определенные слова, ассоциирующиеся с неприятностями или несчастьем. Например, такие слова, как «увольнение», «штраф», «убытки», «банкротство», и им подобные могут вызвать нежелательную эмоциональную реакцию. Когда кто-то слышит такого рода слова, то возникает опасность появления у него раздражения или злости, которые могут отвлечь слушателя от сути лекционного выступления;

· напряжение. Если материал труден для понимания или излагается непоследовательно и путано, то это, как правило, вызывает ненужное умственное напряжение аудитории и затрудняет усвоение преподносимого материала.

У определенной части обучающихся выработались и укоренились отрицательные привычки, затрудняющие установление контакта с преподавателем. Вот наиболее распространенные из них:

· повышенное внимание к недостаткам в наружности, голосе, речи лектора и его манерах;

· слушание лектора, не глядя на него (обычно хорошие лекторы свою речь подкрепляют выразительными жестами и богатой мимикой; студент или другой слушающий, который не смотрит на такого выступающего, получает неполную информацию);

· активная реакция на незначительные отвлекающие моменты, например, шарканье ногами, кашель, чихание и т.д.;

· поспешная оценка темы лектора и вывод о том, что в лекции не будет ничего нового или ценного;

· поспешное заключение о том, что положения лектора неправильны или не заслуживают внимания; здесь необходимо предоставить лектору или другому выступающему возможность обосновать их;

· поспешный отказ от усилий слушать лектора (чаще всего бывает, когда материал труден или преподносится непоследовательно);

· отрицательные эмоции в случаях, когда лектор выдвигает противоречивую мысль или использует в речи слова, вызывающие отрицательные эмоции или ассоциации;

· показное внимание в случаях, когда на самом деле голова отвлечена личными заботами;

· детальное конспектирование; оно оставляет для слушания слишком мало времени (конспектируя лекцию, студент не может сосредоточить полностью свое внимание на том, что говорит преподаватель).

Каждый студент должен разделять ответственность за эффект общения с преподавателем. Лектор отвечает за эффективность своей лекции, а аудитория - за эффективность слушания. Во всяком случае, так должно быть.

Чтобы научиться эффективно слушать, нужно приучаться поддерживать непрерывное внимание к лектору. Основная проблема - это не поддаться соблазну отвлечься и не давать воли собственным мыслям. Для этого необходимо постоянным усилием поддерживать свой “настрой” на одной волне с лектором. Решение этой задачи облегчается, когда выработаны положительные устойчивые привычки и точно соблюдается план слушания.

Положительные устойчивые привычки выражаются в следующем:

· активная поза студента всегда помогает сосредоточить внимание. Правильный выбор вертикальной посадки помогает лучше сосредоточиться. Наоборот, когда расслабляется тело, тогда то же самое происходит с мозгом. Стоит только расслабиться физически, как оказывается трудно не расслабиться и умственно;

· сосредоточенный взгляд на лектора. Лектора легче слушать и сохранять внимание, наблюдая за ним. Если смотреть в сторону или на кого-либо, то появляется опасность, что наши мысли будут следовать за нашими глазами;

· устойчивая сосредоточенность. Во время речи легко отвлечься по различным причинам. Более того, можно отвлечься, даже какое-то время не осознавая этого. Чтобы сосредоточиться, нужно уметь воздержаться от всякого рода «игр», например, созерцание предметов, находящихся на столе, нежелательно перебрасываться взглядами, читать любую литературу и т.д.

1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.

Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, «далее», «итак», «таким образом», «следовательно» и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.

Вообще любой выступающий, лектор делает паузы (например, чтобы просмотреть свои записи, подойти к наглядным пособиям, выпить воды и т.д.). Эти небольшие паузы лучше использовать для анализа и обобщения того, что преподаватель сказал, чем давать волю своим собственным мыслям и витать в облаках.

3.Опережение речи лектора. Если речь лектора представляет интерес, то появляется естественное стремление предугадать ход мысли, следующее ее положение. С каждым случаем совпадения мысли лектора и слушающего его студента улучшается усвоение и запоминание отдельных положений лекции. Однако даже при несовпадении такого рода мыслительной деятельности уровень запоминания и последующего усвоения лекционного материала со стороны студента, тем не менее, повышается, поскольку происходит умственная работа, сравниваются предположения слушателя и утверждения говорящего.

Принцип сравнения или противопоставления (контраста) широко известен в обучении. Следовательно, опережение речи лектора является не только одним из средств «настройки на волну» слушаемой лекции, но и достаточно эффективным средством ее запоминания, усвоения.

4.Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания.

В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация - нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.


Похожая информация.


Вопросы для подготовки к занятию, краткое изложение курса, задачи по конкретным темам, а также контрольные вопросы для проверки знаний можно найти в настоящем учебно-методическом комплексе. Уточнить перечень вопросов и проконсультироваться по вопросам можно у преподавателя.

Рациональное планирование времени на самостоятельную работу

В силу особенностей индивидуального режима подготовки каждого студента, представляется, что такое планирование должно осуществляться студентом самостоятельно, с учетом индивидуальных рекомендаций и советов преподавателей дисциплины в соответствии с вопросами и обращениями студентов при встречающихся сложностях в подготовке и освоении дисциплины.

Подготовка к проведению семинара включает:

Определение плана занятия;

Изучение методических указаний по каждому вопросу темы;

Изучение конспекта лекции, соответствующего раздела учебника, действующего законодательства, а также рекомендованных по теме нормативных актов и дополнительной литературы;

Ознакомление для самопроверки с контрольными вопросами темы. При ответе на проблемные вопросы желательно излагать свою точку зрения, аргументируя ее ссылками на юридические источники.

В качестве исходного материала, основы для усвоения предмета представляется важным опираться на лекционные материалы, в которых предполагается изложение основных принципов, институтов информационного права, наряду с широко представленными в литературе также и малоизвестные теоретические и исторические сведения по предмету, а также перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих уголовно-правовые отношения в России.

На основе полученных на лекционных занятиях основных положений (направлений) представляется далее актуальным и полезным ознакомиться с содержанием нормативных правовых актов по конкретной изучаемой теме.



В оставшееся время представляется также полезным обращаться к литературе, особенно по тем вопросам, по которым после изучения лекционных материалов, а также нормативных правовых актов не сформировалось ясного представления, а также по тем вопросам, которые представляют для студента особый интерес.

В качестве дополнительного источника, а также в качестве материала, способствующего лучшему усвоению различных вопросов предмета также полезно обращаться к материалам судебной практики. Изучение данных материалов особенно полезно для развития практических навыков применения норм уголовного права и их толкования. Представляется целесообразным, прежде всего, обращаться к официальным актам высших судебных органов, а затем уже к обзорам судебных решений, материалам конкретных судебных решений.

Важным источником являются также сайты сети Интернет.

Конспекты лекций

Тема. Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса).

Вопросы:

1. Понятие и назначение уголовного процесса. Предмет и содержание науки уголовного процесса.

2. Уголовно-процессуальные гарантии.

3. Уголовно-процессуальная форма. Формы уголовного процесса.

4. Стадии уголовного процесса.

Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) – урегулированные уголовно – процессуальным законодательством правоотношения и деятельность всех участников уголовного процесса при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретного лица к ответственности. Уметь раскрыть понятия «уголовно – процессуальная деятельность» и «Уголовно – процессуальные правоотношения». Также необходимо обратить внимание на уголовный процесс как науки имея ввиду, что – уголовно – процессуальная наука – это систематизированная совокупность знаний в виде доктрин, теорий, учений, концепций, взглядов на закономерности правового регулирования общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства и практики его реализации.

Уголовно – процессуальные гарантии – это установленные законом способы и средства, обеспечивающие осуществление участниками процесса прав, свобод и законных интересов для решения задач уголовного судопроизводства. К гарантиям относят: права участника процесса, обеспечивающие ему реализацию иных прав; обязанности органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, по обеспечению прав иных участников процесса.

Отличие уголовно – процессуальных форм и форм уголовного процесса. Уголовно – процессуальная форма - это основания, условия, порядок осуществления уголовно – процессуальной деятельности. Виды уголовно – процессуальных форм: основания, условия и порядок производства следственных действий, процессуальный порядок принятия решений по делу, условия, основания перехода от одной стадии в другую, общие условия, характеризующие производство в каждой стадии. В свою очередь формы уголовного процесса – это исторически сложившиеся типы осуществления расследования и рассмотрения уголовного дела. К ним относят: обвинительный (частно – правовой), розыскной (инквизиционный),состязательный и смешанный.

Стадиями уголовного процесса являются относительно самостоятельные, но взаимосвязанные части (этапы процесса), отделенные друг от друга процессуальным решением и характеризующиеся своими целями и задачами, кругом лиц, участвующих в данной стадии, специфичными уголовно – процессуальными отношениями, сроками производства.

Стадии возбуждения уголовного дела и предварительного рас­следования охватываются понятием «досудебное производство». Иные стадии составляют содержание «судебного производства».

Надзорное производство и возобновление производства по уго­ловному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств именуют исключительными стадиями, поскольку отмена или изме­нение вступивших в законную силу судебных решений возможны лишь в исключительных случаях.

Нет, не обязательной Уголовный процесс может завершиться на любой стадии процесса. Приговор может не обжаловаться в апелля­ционном, кассационном или надзорном порядке, не всегда откры­ваются вновь открывшиеся или появляются новые обстоятельства. Предметом уголовно-процессуального права являются общест­венные отношения, складывающиеся между государственными ор­ганами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятель­ность, а также между ними и иными участниками уголовного про­цесса.

Метод уголовно-процессуального права преимущественно ха­рактеризуется возможностью властного воздействия государствен­ных органов на иных участников процесса, а также отношениями власти - подчинения и между самими государственными органами, осуществляющими уголовный процесс. Вместе с тем участники уголовного процесса наделены широким комплексом прав, которые позволяют иным субъектам активно влиять на ход уголовного про­цесса, на деятельность государственных органов. Властные полно­мочия органов уголовного судопроизводства в отношении иных субъектов очерчены законодательными рамками путем использова­ния разрешительного способа правового регулирования (запрещено все, что прямо не разрешено). Однако разрешительный способ в действующем Уголовно-процессуальном кодексе в большей степе­ни относится именно к государственным органам, осуществляю­щим судопроизводство. Относительно некоторых иных участников процесса (например, гражданский ответчик, свидетель, специалист и др.) законодатель в качестве преимущественного предусмотрел способ прямых запретов на отдельные действия.

1.1. Настоящее Положение определяет требования к структуре и содержанию учебно-методического комплекса (далее - УМК) по учебной дисциплине (модулю) основной образовательной программы высшего профессионального образования (далее - ООП ВПО), устанавливает порядок его разработки (переработки) и утверждения.

1.2. УМК - совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному формированию компетенций обучающегося в рамках учебной дисциплины (модуля).

1.3. В состав УМК входят учебно-методические документы, обеспечивающие все виды занятий, самостоятельную работу обучающихся, учебные и производственные практики, реализацию образовательных технологий, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

1.4. Типоваяструктура УМК по дисциплине (модулю) включает: рабочую программу дисциплины (модуля); планы семинарских занятий; планы лабораторных (практических) занятий и методические указания по их проведению; методические рекомендации обучающемуся по организации самостоятельной работы.

1.5. В случае проведения практики по дисциплине (модулю), программа практики включается в состав УМК. Отдельно разрабатываются и не включаются в УМК программы практик междисциплинарного характера.

1.6. В УМК также могут включаться методические материалы, обеспечивающие учебный процесс и самостоятельную работу обучающегося: рабочая тетрадь студента (РТС), методические рекомендации по подготовке письменных работ, конспект-организатор, тексты ситуаций для анализа, сценарии деловых и ролевых игр, ридеры, словари терминов и персоналий, презентации и т.п.

1.7. Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелено на реализацию компетентностной модели выпускника.

1.8. Основные задачи УМК:

· четкое определение места и роли дисциплины (модуля) в ООП ВПО;

· фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины (модуля);

· отражение современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с формированием соответствующих компетенций;

· последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранения дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами (модулями) ООП ВПО;

· распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой обучающихся;

· внедрение передовых образовательных технологий в учебный процесс;

· планирование и организация самостоятельной работы обучающихся с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;

· определение круга источников, учебной, методической, научной и иной литературы, необходимых для освоения дисциплины (модуля), и формирования библиографического списка;

· определение оптимальной системы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

1.9. Нормативно-методической базой разработки УМК являются:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»;

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки;

Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;

Примерные ООП ВПО и примерные программы дисциплин, разработанные Учебно-методическими объединениями вузов (далее - УМО);

Устав РГГУ;

Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования;

Положение о системе контроля качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования;

Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

настоящее Положение.

1.10. УМК разрабатывается и оформляется в соответствии с Рекомендациями по методическому обеспечению основной образовательной программы высшего профессионального образования и Рекомендациями по использованию в учебном процессе образовательных технологий.

2. Требования к содержанию УМК

2.1. Рабочая программа дисциплины (модуля)

2.1.1. Аннотация

Аннотация дисциплины предназначена для ознакомления абитуриентов, студентов и преподавателей со спецификой учебного курса. В аннотации указывается статус дисциплины (модуля), ее адресат, сведения о факультете и кафедре, подготовившей рабочую программу, предметная область дисциплины, компетенции, сформированные в ходе ее изучения, виды и формы контроля, организационные формы изучения, ее общая трудоемкость.

2.1.2. Пояснительная записка

В пояснительной запискеформулируются:

· место дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы;

· компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

2.1.3. Структура дисциплины (модуля)

Структура дисциплины (тематический план) включает в себя все темы курса и количество часов, отведенных учебным планом на их изучение, с разбивкой по видам занятий (лекции, семинары, лабораторные (практические) занятия, консультации, самостоятельная работа и пр.), формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

Автор программы самостоятельно определяет порядок и последовательность расположения разделов, руководствуясь логической последовательностью изложения материала, хронологией, тенденциями развития науки и другими факторами в соответствии с концепцией изучения курса.

2.1.5. Образовательные технологии.

Образовательные технологии направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Это предполагает сочетание традиционных лекционно-семинарских форм учебной деятельности с широким использованием активных и интерактивных способов проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов и др.). Соотношение различных форм занятий определяется целью основной образовательной программы, содержанием дисциплины (модуля) в соответствии с ФГОС ВПО.

2.1.6. Система текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов по учебной дисциплине (модулю)

Система контроля знаний обучающихся по учебной дисциплине (модулю) выстраивается в соответствии с учебным планом ООП ВПО, определяющим виды и формы текущего (контрольная работа, реферат, тестирование, коллоквиум и т.п.) и промежуточного (зачет, экзамен) контроля, и принятым в РГГУ Положением о системе контроля качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Система контроля, закрепляет виды и формы текущего контроля знаний, сроки проведения, требования, критерии оценки, а также виды промежуточного контроля знаний по дисциплине (модулю), его сроки и формы проведения (устный зачет/экзамен, письменный зачет/экзамен и т.п.) и критерии оценки.

Виды, формы и график проведения контроля определяются руководителем ООП ВПО и разрабатываются кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины, и доводятся до сведения студентов на первом занятии по дисциплине (для студентов заочной формы обучения - на установочных лекциях).

2.1.7. Оценочные средствадля текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (зачет, экзамен) и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся.

2.1.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля) содержит список, состоящий из следующих разделов:

Программное обеспечение;

Ресурсы Интернет.

Рекомендуемые в списке учебники, учебные пособия и научная литература должны соответствовать изданиям и электронным ресурсам, имеющимся в наличии в фонде Научной библиотеки РГГУ, постоянно пополняющемся в соответствии с заявками кафедр. В списках основной литературы указываются страницы для изучения.

Списки основной учебной литературы по дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла должны содержать печатные/электронные издания за последние 5 лет, по дисциплинам базовой части других циклов и вариативной части всех циклов - за последние 10 лет .

2.1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля)могут указываться необходимое для обучения оборудование, демонстрационные приборы, мультимедийные средства, учебные фильмы; требования к аудиториям - компьютерные классы, специально оборудованные аудитории и лаборатории и т.д.

2.2. План семинарских занятий

Тематические разделы плана семинарских занятий включают название темы и количество часов на ее изучение, вопросы для изучения и обсуждения, контрольные вопросы, список источников и литературы, обязательных для изучения (с указанием страниц), и дополнительных. Все перечисленные названия должны соответствовать общему списку источников и литературы по дисциплине. Количество вопросов плана семинарского занятия зависит от определенного тематическим планом курса времени на изучение данной темы.

При проведении семинарских занятий в интерактивной форме (деловая, ролевая игра, диспут, дебаты, ток-шоу и т.п.) разрабатываются их описания с указанием цели занятия, правил его проведения, ролей, функций и схемы взаимодействия участников, системы оценки.

2.3. План лабораторных (практических) занятий и методические указания по их выполнению

Тематические разделы плана включают названия тем лабораторных (практических) занятий, количество часов на их выполнение, указания по выполнению заданий, контрольные вопросы для определения степени усвоения учебного материала, список источников и литературы по темам занятий с указанием страниц для изучения, соответствующий списку рабочей программы дисциплины.

Указания по выполнению заданий должны характеризовать последовательность действий студента, обращать его к ранее полученным теоретическим знаниям, концентрировать внимание на наиболее важных и сложных моментах. При проведении занятий в интерактивной форме (деловая, ролевая игра, диспут, дебаты, ток-шоу и т.п.) разрабатываются их описания с указанием цели занятия, правил его проведения, ролей, функций и схемы взаимодействия участников, системы оценки.

Методические рекомендации предназначены для рационального распределения времени обучающегося по разделам дисциплины (модуля) и по видам самостоятельной работы. Они составляются на основе сведений о трудоемкости дисциплины (модуля), ее структуре, содержании и видах работы по ее изучению, а также учебно-методического и информационного обеспечения. В разделе «Рекомендации» могут быть указаны: материалы, необходимые, для подготовки к занятиям (разделы книг, статьи и т.д.), ссылки на планы семинарских занятий и лабораторных работ, вопросы и задания для самостоятельной работы, указана внутренняя взаимосвязь и преемственность всех видов работы по формированию заявленных компетенций.Методические рекомендации могут быть представлены как в текстовой, так и в табличной форме.

2.5. Программа практики

Программа практики предназначена для методического обеспечения ее проведения, выработки единообразных требований к прохождению практики и форм отчетности.

Программа практики включает следующие разделы:

2.5.1. Пояснительная записка

Пояснительная записка к программе практики включает: Формы проведения практики;

сновной образовательной программы;

· цель и задачи практики;

· место практики в структуре ООП ВПО;

· формы проведения практики;

· место и время проведения практики;

· компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.

2.5.2. Структура и содержание практики

Структура и содержание практики включает в себя все темы практики и количество часов, отведенных на их изучение, с разбивкой по видам занятий (лекции, лабораторные (практические) занятия, самостоятельная работа и пр.), формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

К видам учебной работы относятся ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, выполнение практических заданий под руководством преподавателя и самостоятельно.

2.5.3. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

Указываются технологии, используемые при выполнении различных видов работ на практике.

2.5.4. Система текущего и промежуточного контроля прохождения практики

Указываются формы отчетности (собеседование, заполнение дневника практики, составление и защита отчета, дифференцированный зачет и др. формы аттестации), критерии оценивания.

2.5.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по этапам практики, осваиваемой студентами самостоятельно.

2.5.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Список состоит из следующих разделов:

Источники (основные, дополнительные);

Литература (основная, дополнительная);

Справочные и информационные издания;

Программное обеспечение;

Ресурсы Интернет.

2.5.7. Материально-техническое обеспечение практики

Указывается необходимое для проведения практики материально-техническое, аудиторное обеспечение (специально оборудованное помещение, лаборатория, кабинет), измерительные и вычислительные комплексы, организационная техника и т.п.

3. Разработка УМК

3.1. УМК разрабатывается по каждой дисциплине (модулю) учебного плана по соответствующему направлению подготовки (специальности).

3.2. Допускается разработка одного УМК по дисциплине для нескольких направлений подготовки (профилей подготовки), специальностей (специализаций) при условии совпадения названия дисциплины в учебных планах, содержания общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций и содержания курса.

3.3. Ответственность за разработку УМК возлагается на кафедру или учебно-научный центр (далее - кафедра), за которыми закреплено преподавание дисциплины (модуля). Ответственным исполнителем разработки УМК является заведующий кафедрой или руководитель учебно-научного центра (далее - заведующий кафедрой).

3.4. Непосредственный исполнитель разработки УМК назначается заведующим кафедрой из числа преподавателей кафедры. УМК может разрабатываться коллективом преподавателей.

3.5. Для разработки УМК руководитель ООП ВПО направляет на кафедру, разрабатывающую УМК, проектное задание, в котором отражаются сведения о месте дисциплины (модуля) в структуре учебного плана, перечень компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины (модуля), количество часов и зачётных единиц в соответствии с учебным планом.

3.6. Работы, связанные с разработкой УМК, вносятся в индивидуальные планы преподавателей.

  1. Утверждение УМК

4.1. Утверждение УМК осуществляется при его первичной разработке и в случае единовременного внесения в него существенных изменений.

4.2. УМК утверждается кафедрой и руководителем ООП ВПО.

4.4. УМК с визой автора-составителя (руководителя коллектива) передается на рассмотрение и утверждение кафедры. В ходе рассмотрения оценивается содержание УМК, а также соответствие требованиям ФГОС ВПО и ООП ВПО. При отсутствии замечаний УМК утверждается кафедрой. При наличии замечаний УМК возвращается на доработку.

4.5. Утвержденный кафедрой УМК передается для утверждения руководителю ООП ВПО, в рамках которой реализуется данная дисциплина. Руководитель ООП ВПО оценивает УМК с точки зрения соответствия проектному заданию, в том числе отражения в нем сведений о месте дисциплины (модуля) в структуре учебного плана, перечня компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины (модуля), количества часов и зачётных единиц в соответствии с учебным планом и т.п. При отсутствии замечаний руководитель ООП ВПО утверждает УМК. При наличии замечаний УМК возвращается на кафедру.

6. Доступность УМК

6.1. УМК хранится на бумажном и электронном носителях у руководителя ООП ВПО в документах ООП ВПО и на кафедре, за которой закреплено преподавание данной дисциплины (модуля), а также в учебно-методическом кабинете.

6.2. Электронная версия УМК размещается руководителем ООП ВПО в общеуниверситетской базе данных «Компас».

6.3. Руководитель ООП ВПО, заведующий кафедрой, заведующий учебно-методическим кабинетомобеспечивают доступность УМК профессорско-преподавательскому составу и обучающимся.

КГКП «Карасуский сельскохозяйственный колледж»

Управления образования акимата

Костанайской области

В помощь преподавателю

по разработке

учебно-методических пособий

Карасу

2017 г.

по разработке учебной литературы

Виды учебной литературы:

    учебники (электронные учебники);

    учебно-методические и дидактические пособия;

    хрестоматии;

    сборники задач и упражнений;

    справочники;

    мультимедийные и обучающие программы

Учебная литература должна реализовывать следующие функции :

    информационную;

    трансформационную;

    систематизирующую;

    самообразовательную;

    интегрирующую;

    координирующую;

    контролирующую

Учебная литература должна быть ориентирована на результат процесса обучения, развитие критического, логического и творческого мышления, организацию самостоятельной работы обучающихся и формирование базовых компетенций.

    общими целями образования, соответствующими этапами развития общества;

    задачами образования для данной отрасли и ступени образования;

    системой учебно-воспитательных задач данного предмета;

    принципами отбора и группировки учебного материала;

    средствами конструирования учебного материала;

    прогнозируемыми результатами обучения.

Принципы отбора содержания учебного материала

Основными принципами отбора содержания учебного материала являются:

    целевое соответствие учебной литературы государственным общеобязательным стандартам образования и учебным программам;

    научно-обоснованный подход к отбору учебного материала;

    системность и последовательность в изложении материала;

    четкость и преемственность в содержании учебного материала;

    достоверность отбора и изложения материала;

    наглядность;

    соответствие возрастным и психофизиологическим особенностям восприятия обучающихся;

    содействие самостоятельному усвоению материала.

Структура учебника

Основными структурными компонентами учебника являются:

    введение;

    текст (основной, дополнительный, пояснительный);

    иллюстративно-вспомогательный материал;

    аппарат усвоения знаний (вопросы, задания, тесты, материал для самостоятельной работы обучающихся);

    аппарат ориентировки (предисловие, обозначение - символы, указатели, оглавление);

      соответствие изложения понятий современным научным знаниям, их упрощение и адаптация к возрастным возможностям обучающихся;

      соблюдение в учебной литературе общей последовательности расположения программного материала;

      распределение материала по разделам, главам, темам;

      каждый раздел должен выступать как определенный объект изучения, логически взаимосвязанный с другими разделами и ступенями усвоения предмета;

      обеспечение доступности изложения для обучающихся;

      учет возрастных возможностей и интеллектуальных способностей обучающихся;

      реализация содержательных и процессуальных компонентов с учетом межпредметных связей.

После изучения каждого блока (темы) учебника необходимо включать контрольно – измерительный материал (тесты, вопросы, задания, упражнения), которые способствуют эффективной организации учебной деятельности.

Главные требования, предъявляемые к контрольно-измерительным материалам:

    соответствие содержанию учебного материала;

    обеспечение усвоения обучающимися программного материала;

    отслеживание учебных достижений в виде ключевых компетенций по прогрессивным уровням и конкретным ступеням;

    развитие познавательной мотивации и когнитивной деятельности обучающихся;

    наличие разноуровневых заданий;

    точность и ясность утверждений.

Требования к тексту

Текст, как главный компонент структуры учебника оформляется в соответствии с общими требованиями к текстовым документам и составляется на основе дидактических принципов:

    эмоционально-выразительное, проблемное изложение текста с использованием иллюстративного материала, направленное на активизацию мыслительной деятельности обучающихся;

    последовательность, четкость изложения с учетом методологической концепции автора;

    строгое соответствие изложения структуре содержания;

    соответствие текста содержанию программного материала, заглавию, теме, разделу, параграфу;

    применение функционального стиля изложения в зависимости от доминирующей функции текста: основной, дополнительной, пояснительной.

Основной текст делится на две группы: теоретико-познавательную и инструментально-практическую. В состав основного текста должны входить ключевые понятия, термины, основные факты, ведущие идеи данной отрасли науки.

Дополнительный текст должен осуществлять воспитательные и развивающие функции учебной литературы, к которым относятся хрестоматийные материалы, статистические данные, словари терминов и понятий.

Пояснительный текст должен быть ясным, кратким, точно формулирующим определенное понятие.

Иллюстративный материал учебника должен способствовать развитию мыслительных процессов обучающихся, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне.

При разработке учебной литературы необходимо учитывать и применять возможности информационных и телекоммуникационных технологий .

Общие требования к разработке учебно-методического комплекса

В состав учебно-методического комплекса входят:

    монографии, содержащие основные и новейшие сведения по отрасли, представленной соответствующим учебным предметом;

    методические пособия, хрестоматии;

    методические разработки курса;

    дидактические материалы для дифференцированного и индивидуального обучения;

    книга для обучающихся, содержащая необходимый текстовый, иллюстративный и дополнительный материал;

    книга для чтения;

    рабочая тетрадь, включающая задания для формирования умений и навыков обучающихся;

    дополнительный материал и задания для повторения, тестирования, самоконтроля и самооценки;

    аудиовизуальные и мультимедийные средства;

    компьютерные обучающие программы.

Учебно-методический комплекс должен быть разработан с учетом единой коммуникативно-когнитивной концепции для всех ступеней образования.

учебно-методических пособий

Общие требования к элементам учебно-методического комплекса . В системе методических пособий необходимо внедрить идеи оптимального выбора методов, форм и средств обучения. Все типы методических пособий призваны содействовать повышению допустимости преподавания, устранению перегрузки учащихся учебной работой. Достижение этой цели обеспечивают краткость, точность, ясность и живость изложения, совершенствование методического аппарата. Стиль и язык методических пособий должны быть более доступными, позволяющими педагогам лучше учесть конкретное условие и возможности, свои собственные сильные стороны. Пособия необходимо лучше иллюстрировать, используя цветные фотографии, схемы, диаграммы, занимательные мультипликации и т.п.

По функциональным особенностям различают:

    Пособия, посвященные теории изучаемого предмета, предполагающие:

Усиление методологического анализа тех или иных научных проблем;

Раскрытие межнаучных связей при описании конкретных научных проблем, включая открытия на стыках наук;

Отражение новейших достижений науки и техники.

2. Пособия по общим вопросам методики, в которых предполагаются:

Раскрытие задачи повышения научного и идейного уровня изучения данного предмета, пути усиления практической направленности преподавания, мировоззренческого воспитания учащихся;

Расширение возможностей педагогических работников в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения, в применении компьютеров в обучении;

Рекомендации о формировании у учащихся общеучебных умений и навыков: навыков работы с книгой, приемов самостоятельной учебно-познавательной деятельности и самоконтроля в процессе учения, специальных практических умений;

Отражение межпредметных связей.

3. Пособия по методике изучения отдельных тем и разделов предполагают :

а) способами интенсификации обучения являются:

    мотивация обучения;

    увеличение объема усвоения учебного материала;

    ускорение темпа обучения;

    внедрение активных форм организации учебного процесса (семинары, собеседование, учебные дискуссии, практикумы, экскурсии, конкурсы, встречи);

б) способами оптимизации учебного процесса являются:

    комплексное планирование задач образования, воспитания и общего развития учащихся при изучении данной темы;

    отбор оптимального содержания материала для занятий по их научности, объему и доступности;

    выбор оптимальных методов, форм и средств обучения и контроля;

    дифференцированный подход к учащимся разной успеваемости;

    строгое нормирование объема и сложности домашних заданий, предупреждающее перегрузку учащихся.

* Учет основных функций элементов УМК, содействующих эффективности организации учебной деятельности учащихся. При этом элементы УМК должны:

1) На этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний способствовать повышению их самостоятельности в:

Процессе группировки фактов;

Приведении в готовность определенной совокупности ранее усвоенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения нового материала.

2) В процессе ознакомления с новым материалом – содействовать активизации познавательной деятельности каждого учащегося при восприятии и осмыслении нового материала:

    прививать умения наблюдать, находить существенные признаки;

    самостоятельно в результате поиска формулировать выводы;

    обосновывать свои практические действия;

    способствовать повышению развивающей роли упражнений;

    обеспечивать умственную активную работу учащихся;

    совершенствовать практические действия в процессе упражнений;

    способствовать сокращению времени на выполнение заданий тренировочного характера, репродуктивного характера;

    прививать умения проверять, оценивать результаты своей учебной деятельности;

    способствовать применению усваиваемого материала в творческой деятельности.

* Учет педагогических и методических требований, таких как :

1) Наличие заданий, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность учащихся в процессе подготовки к усвоению нового материала и требующих:

    воспроизведения необходимых сведений;

    группировки и выявления в правилах существенных признаков;

    сопоставления незнакомого материала с ранее изученным;

    накопления данных, необходимых для постановки познавательной задачи;

    создания поисковых ситуаций, побуждающих к активной умственной и практической деятельности, с соблюдением требования посильности заданий для учащихся.

2) Наличие заданий, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность учащихся в процессе ознакомления их с новыми правилами, понятиями, требующих:

    активного наблюдения, ознакомления с фактическим материалом;

    соотнесения ранее усвоенного материала с вновь овладеваемым;

    анализ фактического материала, сравнения, нахождения сходств, различий, существенных признаков, характеризующих новое понятие, правила;

    синтеза - объединения в общую систему существенных признаков, формулирования нового вывода, проверки результатов работы по обобщению материала;

    практического применения теоретических положений, обоснования своих, проверки правильности выполнения заданий.

3) Наличие заданий, выполнение которых прививает учащимся умения обосновать практические действия в процессе пробных и тренировочных упражнений, требующих:

Закрепления знаний учащихся, выработку у них умений и навыков;

Применения усвоенных знаний, умений, навыков в разных ситуациях, в новых условиях решения новых задач и т.п.

4) Наличие заданий, требующих от учащихся повторения приобретенных умений и навыков в связи с усвоением нового материала, нацеливающих учащихся на:

Самостоятельное применение системы внутритемных правил, понятий, на их синтез, на проведение обобщений более высокого порядка;

Проведение сравнения изучаемого материала с повторяемым, самостоятельное усвоение смысловых ассоциаций между ними, умений и навыков по темам;

Формирование у учащихся умений самостоятельно делать сложные межтемные выводы.

5) Наличие заданий теоретического характера, формирующих у учащихся умения излагать письменно свои мысли, увеличивающих самостоятельную деятельность, творческую активность учащихся.

Требования к дидактическим материалам для самостоятельной работы учащихся .

Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся:

    не повторяет вопросы-задания и упражнения учебника;

    рассчитан на индивидуализированную работу учащихся;

    учитывает особенности развития и интересы учащихся;

    повышает активность дидактических функций пособий;

    повышает эффективность применения компонентов УМК;

    обязателен в организации учебно-воспитательного процесса по реализации образования по данному предмету.

Одним из основных элементов УМК являются таблицы, которые содержат:

    предметные и сюжетные картины, схемы-модели различных установок, оборудования;

    группы сюжетных иллюстраций, слов и т.п.

    связные тексты, варьирующие материал применительно к содержанию учебника, значительно обогащающие информацию.

Основное назначение таблиц состоит в том, чтобы:

    вести с группой фронтальную работу, подготавливающую учащихся к самостоятельной работе;

    обучать учащихся связно и последовательно рассуждать по содержанию сюжета, группы предметных иллюстрирований, схем-моделей;

    индивидуально упражнять учащихся под контролем педагогических работников

    подготавливать всех учащихся к восприятию нового материала на занятиях;

    помогать демонстрировать учащимся и закреплять у них правильные представления под контролем педагогических работников, которые получает обратную информацию о качестве усвоения;

    организовать внимание учащихся к главным моментам занятия;

    усилить активную деятельность учащихся с разным уровнем подготовки;

    создавать условия для воздействия педагогических работников на личность учащихся.

Основные требования к учебнику . Содержание учебника должно соответствовать основным принципам профильного обучения, отражать нетрадиционные подходы к изложению нового материала. Учебные материалы должны отвечать следующим требованиям:

    научность и логичность изложения, соответствие учебного текста концептуальным идеям современного развития науки;

    ясность, доступность и простота изложения содержания учебного материала, учитывающая психолого-возрастные особенности и индивидуальные способности учащихся;

    соответствие содержания учебного материала требованиям программы и образовательных стандартов среднего образования;

    грамотное описание методов и приемов структурирования учебного материала, способствующего повышению результатов.

1. Представление :

1.1. Опережающий подход – позволить учащемуся представить конечный уровень знаний в конце учебного процесса.

1.2. Мотивация. Направлена на усиление интереса к учебному процессу путем удобного и привлекательного расположения материала.

1.3. Отправная задача, ее основные характеристики:

    сложность, представление новой ситуации;

    доступность, необходимо превосходство над исходным уровнем знаний;

    задача вытекает 1) из знакомой ситуации; 2) собственная инициатива;

    формулировка задания должны быть лаконичной, точной в объяснении целей и средств.

1.4. Сопровождающий документ, объект, ситуация. Это текст, рисунок, фотография, схема.

1.5. Вводное упражнение. Позволит установить связь между имеющимся знанием и новым материалом.

1.6. Выездное занятие. Посещение предприятия, фирмы, музея и т.д.

1.7. Исследовательская работа, выполняемая учащимися. Поиск документов, методика опроса окружающих, постановка экспериментов.

1.8. Иллюстрация. Объект обучения должен быть проиллюстрирован примерами, рисунками, схемами. Изображения выполняют не только эстетическую, но и аттрактивную роль. Демонстрация или представление модели должно в точности соответствовать реальной ситуации.

1.9. Запоминание объектов обучения. Упражнения на закрепление в виде конспектов, схем, таблиц, графиков, контрольных тестовых заданий, упражнений. Ориентировано на использование усвоенных понятий в практике или ситуациях из реальной жизни.

2.1. Корректировка ошибок. При возникновении затруднений необходимо предложить учащимся различные виды деятельности, несущие дополнительные знания. Например: дополнительные упражнения.

2.2. Оценка полученных знаний (для преподавателя) в виде проверочных вопросов. В 3-х функциях:

1 - ориентации – сильные и слабые стороны

2 - регуляции - восполнение пробелов в знаниях

3 - непосредственной оценки – соответствие знаний уровню, определенному в начале учебного процесса.

3. Интеграция.

3.1. Связь с другими областями знаний. Связь между объектом обучения и другими знаниями (из других дисциплин).

3.2. Развитие ситуаций интеграции. Интегративные ситуации:

    естественная ситуация близка к жизни

    осложненная: необходимая и второстепенная информация

    ситуация включает ранее полученные знания и требует высокого уровня.

4. Важнейшие этапы каждого уровня обучения.

    минимальный уровень знаний для начальной профессиональной школы;

    оптимальный уровень знаний для начальной профессиональной школы

    минимальный уровень знаний для средней профессиональной школы (колледжей);

    оптимальный уровень знаний для средней профессиональной школы (колледжей).

Структурные компоненты общей модели учебника

Основной : (теоретико- познавательные тексты (1гр); инструментально-практические тексты (2 гр).

Дополнительный : 1. документально- хрестоматийный материал; 2. дополнительный материал (углубленный);

3. обобщающий текст, выводы, резюме.

Пояснительный : примечания, разъяснения, словари

АОУ : логика изложения; яркий выразительный язык; структура построения текста; текстовые проблемные ситуации; вопросы, задания и ответы; систематизирующие и обобщающие таблицы.

ИМ : сюжетные, предметные документальные, технические фотоиллюстрации; чертежи; схемы; планы и карты; диаграммы и графики.

АО : предисловие; оглавление; рубрикация; штрифтовые и цветовые выделения; сигналы и символы; предметные и именные указатели.

Варианты создания учебников по специальным предметам для организаций начального и среднего профессионального образования .

В процессе создания концепции учебника важнейшими можно считать следующие:

А) Внешняя структура: разнородность публикаций (параллельные учебники); учебник должен выходить за рамки программы; учебник должен предлагать индивидуальную интерпретацию программы обучения; межпредметная корреляция учебника; учебник в системе печатных дидактических средств.

В) Внутренняя структура: расширение информационно-вспомогательных материалов; иллюстративное оснащение как составная часть содержания; типографская работа, вытекающая из предметного содержания; синтезирующие разделы; структура, способствующая самообразовательной работе.

Общая концепция учебника

Формат

Построение полосы

Содержимое Вводные материалы

Дополняющие материалы

Основной текст

Информационно-вспомогательные материалы

Заключение; резюме; обращение к очередному учебнику

    Вводные материалы.

    Основной текст.

Информационный блок

Материал для самостоятельной работы

Основной объяснительный текст сопровождается подтекстом, включающим виды учебного материала, наглядные пособия, дающие анализ производственного процесса, явлений, а также вопросы, задания к объяснительному тексту, внутри объяснительного текста, побуждающие к активному восприятию материала.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

АМУРСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Г. И. НЕВЕЛЬСКОГО»

по составлению учебно-методического комплекса дисциплины

Благовещенск, 2013

Методические рекомендации предназначены для преподавателей Амурского филиала, разрабатывающих методическое обеспечение внедрения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) и методического сопровождения разработки рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП).

Методические указания разработаны в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения.

Составитель:

В., начальник учебно-методического отдела

Введение

1. Структура, порядок составления, согласования и утверждения учебно-методического комплекса по дисциплине.

2.1. Общие положения

2.2. Порядок составления, согласования и утверждения рабочей программы

2.3. Структура и содержание рабочей программы

2.4. Дополнения и изменения в рабочей программе

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными ФГОС).

Методические материалы и указания должны формироваться с учётом положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Ответственность за содержание и представление материалов УМК дисциплины возлагается на составителя (группу составителей) и руководителя отделения, на котором реализуется данная программа.

Контроль соответствия УМК дисциплины ФГОС и рабочему плану направления или специальности осуществляет научно-методический совет колледжа.

УМК дисциплины предназначен для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы специальностей, реализуемых в колледже по всем направлениям подготовки. УМК доступен преподавателям и студентам в виде текста на сайте, материалов в библиотеке и методическом кабинете колледжа.

1. Структура, порядок составления, согласования и утверждения учебно-методического комплекса дисциплины

Учебно-методический комплекс – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению курсантами (студентами) учебного материала, входящего в рабочую программу дисциплины (блока дисциплин), предусмотренную планом подготовки курсантов (студенто) в по одной из специальностей (направлений подготовки).


В структуру УМК включают следующие материалы:

1. Титульный лист УМК дисциплины.

2. Извлечение из ФГОС СПО по специальности (направлению подготовки).

3. Рабочая программа по дисциплине.

4. Карту обеспеченности дисциплины учебно-методической литературой.

5. Банк контрольных заданий и вопросов (тестов) по отдельным модулям и в целом по дисциплине.

6. Комплект экзаменационных билетов.

7. Методические указания для различных форм учебных занятий по дисциплине.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

9. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских (контрольных, рефератов, курсовых, дипломных) работ, предусмотренных учебным планом.

10. Инновации в преподавании дисциплины.

11. Прикладные компьютерные разработки по дисциплине (если это предусмотрено учебным планом), в том числе – электронные учебники, прикладные компьютерные программы, деловые игры , хрестоматийный материал и др.

12. Глоссарий.

13. Ридеры (тексты для чтения), являющиеся составным элементом отдельных дисциплин.

14. Наглядные средства обучения (перечень).

15. Образцы работ, выполненные при изучении дисциплины (рефераты, контрольные и творческие работы, проекты и др.).

УМК дисциплины составляет преподаватель (группа преподавателей), руководствуясь документами, указанными во введении. Если дисциплина входит в планы сразу нескольких основных образовательных программ с одинаковыми требованиями ФГОС СПО и учебных планов, то разрабатывается один унифицированный УМК дисциплины по этим специальностям (направлениям). Для очной, заочной форм обучения составляется единый УМК дисциплины. Для курсантов (студентов), обучающихся по сокращённой программе обучения , составляется отдельный УМК дисциплины.

Разработка материалов УМК дисциплины включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя, срок разработки УМК устанавливается на заседании предметно-цикловой комиссии и фиксируется в её протоколе.

Разработка УМК дисциплины включает этапы:

Разработка учебной программы по дисциплине, входящей в учебный план подготовки курсантов (студентов) по соответствующей специальности (направлению) подготовки;

Разработка учебных материалов: конспекта лекций , технологии проведения практических занятий, методических указаний по курсовым и выпускным квалификационным работам;

Оформление УМК дисциплины;

Апробация материалов УМК дисциплины в учебном процессе;

Корректировка материалов УМК дисциплины.

Порядок утверждения и согласования УМК дисциплины:

Рассмотрение на заседании предметно-цикловой комиссии;

Согласование с заместителем директора филиала по учебной работе;

Утверждение УМК дисциплины заместителем директора филиала по учебной работе.

Все печатные документы УМК должны храниться в одной или нескольких папках архивного типа, оформленных по единому образцу. Электронный вариант УМК дисциплины хранится в той же папке.

Срок действия утверждённого УМК дисциплины определяется сроком действия ФГОС СПО по направлению (специальности) и обновляется по мере необходимости. Все изменения и дополнения согласуются в установленном порядке, как правило, до конца учебного года и вводятся в действие с сентября нового учебного года.

1 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ УМКД

Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению документов и содержать:

Наименование отраслевого органа, в введении которого находится учебное заведение;

Наименование учебного заведения;

Наименование учебной дисциплины;

Код и наименование специальности/направления;

Дата рассмотрения и утверждения УМКД на заседании предметно-цикловой комиссии;

Согласование с научно-методическим советом филиала;

Год и место разработки УМКД.

Оборотная сторона титульного листа содержит перечень документов, входящих в УМКД (Приложение 1).

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Общие положения

Рабочая программа учебной дисциплины – базовый методический документ, регламентирующий содержание и структуру, её место и значение в системе подготовки специалиста данного профиля, и составляет основу УМК дисциплины. Это основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объём и порядок изучения учебной дисциплины, а также формы(виды) контроля знаний курсантов (студентов) по данной дисциплине (промежуточный, текущий, итоговый: реферат, контрольная работа , тест, зачёт, экзамен).

Рабочая программа разрабатывается в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины, отражённым в ФГОС, для каждого направления (специальности) с указанием уровня подготовки. Для дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального циклов допускается разработка одной учебной программы для нескольких направлений и специальностей. В этом случае на титульном листе программы делается соответствующая запись.

Наличие утверждённой рабочей программы учебной дисциплины является обязательным условием для организации и осуществления образовательного процесса

в колледже.

Рабочая программа составляется в двух экземплярах и после утверждения хранится (в составе УМК дисциплины) у заместителя директора по учебной работе – один экземпляр, второй – в делах отделения, где работает составитель.