» »

Договор обязательного страхования. Обязательное страхование принципы, признаки и виды Договор обязательного страхования заключается

04.03.2024

Заключение договора страхования может быть обязанностью субъекта хозяйственной деятельности, закрепленной в законе. Условия и порядок осуществления конкретного вида обязательного страхования определяют соответствующие федеральные законы о конкретных видах обязательного страхования. Если эту обязанность проигнорировать, могут наступить значительные финансовые потери. В связи с этим организациям (индивидуальным предпринимателям) нужно знать, в каких случаях необходимо заключать договор страхования и какой закон эту обязанность устанавливает.

Закон может обязать застраховать (ст. 935 ГК РФ):

  • жизнь, здоровье или имущество других лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;
  • риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.

Вопрос: в чем состоит отличие обязательного и добровольного страхования?

Обязательное страхование в отличие от добровольного осуществляется в связи с обязательным требованием закона. Поэтому договор обязательного страхования стороны заключают как следствие законодательного требования.

Добровольное же страхование осуществляется по желанию страхователя и в силу его добровольного волеизъявления.

Информацию о том или ином виде обязательного страхования, в том числе об условиях, которые должен содержать договор, заключенный в рамках обязательного страхования, можно уточнить в законах о конкретном виде обязательного страхования. В частности, такие законы содержат сведения (п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»):

  • о субъектах и объектах страхования;
  • о перечне страховых случаев;
  • о минимальном размере страховой суммы или порядке ее определения;
  • о размере, структуре или порядке определения страхового тарифа;
  • о сроке действия договора страхования, сроке и порядке уплаты страховой премии (страховых взносов);
  • о порядке определения размера страховой выплаты;
  • о контроле за осуществлением страхования;
  • о последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования, а также иные положения.

Можно выделить следующие виды обязательного страхования:

  • обязательное страхование в связи с осуществлением профессиональной деятельности;
  • обязательное страхование пассажиров;
  • обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств и опасных объектов и т. д.

Обязанность заключать договоры обязательного страхования устанавливают многие законодательные акты.

Заключение договоров обязательного страхования предусматривают:

  • Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, которые утверждены постановлением Верховного суда РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1;
  • Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности);
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;
  • Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» и т. д.

Часто обязанность заключить договор страхования связана с профессиональной деятельностью страхователей, в процессе осуществления которой они могут причинить вред своим клиентам, партнерам либо контрагентам. Поэтому государство в целях защиты прав и законных интересов этих лиц и устанавливает законодательные о необходимости заключения с ними договоров страхования в обязательном порядке. Например, статья 24.7 Закона об оценочной деятельности объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности оценщика называет имущественные интересы, которые связаны с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения им ущерба заказчику и третьим лицам.

Либо обязанность заключить договор страхования может быть связана с тем, что страхователь владеет опасным объектом, который может причинить вред другим лицам.

Вопрос: нужно ли застройщику страховать свою ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства?

Ответ: да, нужно, но только при условии, что застройщик не представил поручительство банка в качестве обеспечения своих обязательств. Такая обязанность возникла с 1 января 2014 года.

Страховым случаем по такому договору страхования является ситуация, когда застройщик не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по передаче жилого помещения участнику долевого строительства.

Причем страховой случай нужно подтвердить одним из следующих документов:

  • решением суда об обращении взыскания на предмет залога;
  • решением арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также выпиской из реестра требований кредиторов.

Договор страхования ответственности застройщика считается заключенным со дня государственной регистрации договора участия в долевом строительстве и действует до предусмотренного таким договором срока передачи застройщиком жилого помещения участнику долевого строительства.

В договоре страхования нужно установить право выгодоприобретателя на получение страхового возмещения по страховому случаю, наступившему в течение двух лет по истечении предусмотренного договором участия в долевом строительстве срока передачи ему жилого помещения.

Такие требования содержат части 8 и 9 статьи 15.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 414-ФЗ, которая действует с 1 января 2014 года.

См. Полный список случаев, в которых организации и индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор страхования .

Каковы последствия нарушения правил об обязательном страховании

Гражданский кодекс РФ предусматривает определенные последствия, если лицо в нарушение требований закона не заключило договор обязательного страхования (ст. 937 ГК РФ).

Во-первых, лицо, в пользу которого по закону должно быть осуществлено обязательное страхование, вправе обратиться в суд и потребовать его осуществления тем лицом, на которое возложена такая обязанность страхования.

Во-вторых, если это лицо не заключило договор или заключило его на условиях, которые ухудшают положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными законом, оно при наступлении страхового случая несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании.

Наконец с такого лица в судебном порядке взыскиваются неосновательно сбереженные суммы, которые он получил в связи с тем, что не выполнил обязанность заключить договор обязательного страхования либо выполнил ее ненадлежащим образом.

Эти суммы взыскиваются по иску органов государственного страхового надзора в доход России. При этом на них подлежат начислению проценты в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса РФ.

В тех случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, такое страхование не является обязательным в смысле статьи 935 Гражданского кодекса РФ (п. 4 ст. 935 ГК РФ). Поэтому суд с учетом с конкретных обстоятельств дела может отказать в иске о применении последствий, предусмотренных статьей 937 Гражданского кодекса РФ.

Пример из практики: суды не усмотрели оснований для понуждения страхователя заключить договор страхования имущества

Банк обратился в суд с иском к ООО «Р.» о понуждении его застраховать суда от рисков полной гибели и повреждения. Суды первой и второй инстанций в иске отказали.

Кассационная инстанция оснований для отмены судебных актов не нашла по следующим основаниям.

Залогодатель или залогодержатель в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, обязан, если иное не предусмотрено законом или договором, страховать за счет залогодателя заложенное имущество от рисков утраты и повреждения (п. 1 ст. 343 ГК РФ). Договор страхования имущества, заложенного по договору об ипотеке, должен быть заключен в пользу залогодержателя (выгодоприобретателя), если иное не оговорено в договоре об ипотеке или в договоре, влекущем возникновение ипотеки в силу закона, либо в закладной (п. 1 ст. 31 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

Стороны не отрицали факт заключения договора страхования в 2008 году на срок до окончания действия кредитного договора в 2010 году. Суды указали: несмотря на отсутствие в материалах дела заключенного договора, это обстоятельство не нуждается в доказывании в силу статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Однако в настоящее время суда не застрахованы. В случае необходимости последующего страхования заложенного имущества неисполнение такой обязанности влечет последствия, предусмотренные пунктом 2 статьи 351 Гражданского кодекса РФ: при неисполнении залогодателем обязанности по страхованию заложенного имущества залогодержатель вправе потребовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства, а если его требование не будет удовлетворено, обратить взыскание на предмет залога.

Залогодержатель реализовал эти последствия с учетом решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество. Поэтому суды не усмотрели оснований для понуждения страхователя к страхованию имущества после обращения на него взыскания.

Кроме того, в случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре (в т. ч. обязанность страхования имущества – на договоре с владельцем имущества или на учредительных документах юридического лица, являющегося собственником имущества), такое страхование не является обязательным в силу статьи 935 Гражданского кодекса РФ. Суды также приняли во внимание, что страхователь предпринял меры по страхованию судов. Однако, согласно ответу страховой компании, водные суда со сроком эксплуатации более 20 лет на страхование не принимаются (постановление ФАС Дальневосточного округа от 7 февраля 2012 г. № Ф03-6883/2011 по делу № А24-2256/2011).

Внимание! Помимо описанных выше гражданско-правовых последствий, нарушение требований об обязательном страховании может привести к взысканию административного штрафа.

Во-первых, установлен штраф за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. В таком случае на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб., а на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (ст. 9.19 КоАП РФ).

Во-вторых, установлен штраф в случае неисполнения владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности в размере 800 руб. (ст. 12.37 КоАП РФ).

1. Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Договор обязательного страхования является публичным договором.

3. Договор обязательного страхования вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса либо с иного определенного договором обязательного страхования дня при условии, если страховая премия или первый страховой взнос уплачены до дня вступления в силу договора обязательного страхования.

4. При смене владельца опасного объекта в период действия договора обязательного страхования права и обязанности страхователя по этому договору переходят к новому владельцу опасного объекта, если новый владелец опасного объекта в течение 30 календарных дней со дня вступления во владение опасным объектом в письменной форме уведомил об этом страховщика. При отсутствии такого уведомления договор обязательного страхования прекращается с 24 часов местного времени последнего дня указанного тридцатидневного срока, а страхователь, с которым первоначально был заключен договор обязательного страхования, вправе потребовать возврата части уплаченной им страховой премии пропорционально неистекшему сроку страхования за вычетом произведенных страховщиком расходов на ведение дела и отчислений в резерв для финансирования компенсационных выплат.

5. В случае, если опасный объект перестал соответствовать установленным настоящим Федеральным законом требованиям к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, страхователь вправе досрочно отказаться от договора обязательного страхования и потребовать возврата части уплаченной им страховой премии пропорционально неистекшему сроку страхования за вычетом произведенных страховщиком расходов на ведение дела и отчислений в резерв для финансирования компенсационных выплат.

6. При прекращении договора обязательного страхования страховщик по требованию страхователя предоставляет ему сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных и о предстоящих страховых выплатах, рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах в период действия указанного договора (далее - сведения об обязательном страховании). Сведения об обязательном страховании предоставляются страховщиком в письменной форме и бесплатно.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - один из наиболее популярных видов страхования гражданской ответственности, обеспечивающий выплату потерпевшему денежного возмещения с владельца транспортного средства, виновного в ДТП, в пользу третьих лиц (или их правопреемников) в случае их увечья или смерти, а также повреждения или утраты принадлежащего им имущества .

Основными принципами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются :

  • ? гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных законом;
  • ? всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • ? недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;
  • ? экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

По форме вовлечения страхователей в страховые правоотношения страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным, осуществляемым в силу закона.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - ФЗ № 40-ФЗ) дает довольно ясное определение договора обязательного страхования. В частности, в ст. 4 ФЗ № 40-ФЗ говорится, что владельцы транспортных средств обязаны за свой счет в качестве страхователей застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств: «Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения договоров обязательного страхования».

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 40-ФЗ под договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств понимается «договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы)» .

Прежде всего, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - двусторонний, где одной стороной выступает страхователь, который обязуется уплатить соответствующее вознаграждение (страховую премию), а другой - страховщик, который принимает на себя риск, то есть обязанность нести гражданскую ответственность за те последствия, которые могут наступить для имущества данного лица в случае возникновения его гражданской ответственности за причиненный другим лицам вред при использовании транспортного средства.

Страхователь - лицо, заключающее договор страхования в целях освобождения от обязанности владельца транспортного средства, виновного в ДТП, в возмещении причиненного третьим лицам вреда. Эта обязанность переходит к страховщику в соответствии с договором страхования. Если страхователь является физическим лицом, то в договоре указывается фамилия, имя, отчество и адрес проживания страхователя. Если страхователь является юридическим лицом, то в договоре указывается наименование и организационно-правовая форма юридического лица, фамилия, имя, отчество, а также должность представителя юридического лица, основание, на котором он действует от имени юридического лица (как правило, руководители организаций, все другие представители действуют на основании доверенности). Физические лица также вправе заключить договор через представителей .

Страховщик - юридическое лицо, имеющее лицензию Федеральной службы страхового надзора (далее ФССН) на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. О страховщике в лицензии указываются следующие сведения: организационно-правовая форма, наименование, номер и дата выдачи лицензии, орган, выдавший лицензию. Страхователь вправе проверить у страховщика наличие следующих документов:

  • ? лицензии на осуществление данного вида страхования;
  • ? свидетельства, подтверждающего членство страховой компании в профессиональном объединении страховщиков, которым является Российский союз автостраховщиков, созданный в соответствии с требованиями закона.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является публичным. В соответствии с п. 3 ст. 426 и п. 4 ст. 445 ГК РФ страховщик, имеющий лицензию на осуществление страхования транспортных средств, обязан заключить договор обязательного страхования с любым, кто к нему обратится. Если страховщик, имеющий соответствующую лицензию на осуществление страхования, отказал в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, его можно заставить заключить данный договор в судебном порядке.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ другим важным условием публичных договоров является то, что страховщик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Причем, цена товаров, работ или услуг, а также иные условия публичного договора являются одинаковыми для всех потребителей.

Участниками отношений, возникающих из обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являются также выгодоприобретатель.

Выгодоприобретатель - лицо, получающее страховую выплату. При страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств выгодоприобретателем является потерпевший, то есть лицо, пострадавшее в дорожно-транспортном происшествии по вине владельца транспортного средства. Выгодоприобретатель в договоре обязательного страхования гражданской ответственности не указывается, поскольку его личность на момент заключения договора неизвестна.

Владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче ему транспортного средства и др.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством при исполнении своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства .

Водитель - лицо, которое управляет транспортным средством (использует транспортное средство) на праве владения, пользования, распоряжения, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования. Это лицо, в том числе осуществляет управление транспортным средством на основании трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с договором обязательного страхования. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

При заключении договора страхования необходимо указать лиц, которые допущены к управлению транспортным средством. При этом число таких лиц может быть как ограниченным, так и неограниченным.

Федеральный закон № 40 в ст. 5 определяет типовые условия договора о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств как условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в издаваемых Правительством Российской Федерации правилах обязательного страхования .

Существенными условиями договора ОСАГО являются:

  • ? объект страхования;
  • ? страховые риски и страховые случаи;
  • ? автотранспортное средство;
  • ? срок действия договора;
  • ? страховая премия и порядок ее уплаты.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является срочным, то есть действует в пределах срока, установленного законом. Так, согласно ст. 10 Закона № 40-ФЗ срок действия данного договора составляет один год, за исключением случаев, для которых законодательством предусмотрены иные сроки действия такого договора . Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 дней.

При приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и т.п.) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства обязан до его регистрации заключить договор обязательного страхования на один год.

Договор обязательного страхования пролонгируется на следующий год, если страхователь не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия этого договора не уведомил страховщика об отказе от его продления. Действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем на 30 дней .

Это общие положения, прописанные в Законе № 40-ФЗ относительно сроков действия договора обязательного страхования. Кроме того, в настоящее время могут заключаться договоры обязательного страхования сроком на шесть месяцев в случае сезонного использования транспортного средства. Однако в такой огромной стране, как Россия, с так называемым северным фактором и такое положение дел устраивает далеко не всех. Причиной недовольства отдельных граждан является то, что во многих регионах России, преимущественно на севере страны, транспорт используют два-три месяца, и покупка полиса обязательного страхования, рассчитанного на использование транспорта в течение шести месяцев, нецелесообразна.

В связи с этим, в частности, заместителем руководителя фракции «Родина» в Государственной Думе РФ была выдвинута инициатива сокращения минимального срока действия договора с шести месяцев до трех и внесен проект поправок к Закону № 40-ФЗ .

Однако страховщики негативно относятся к внесенным в Госдуму поправкам и настаивают на том, что в случае их принятия недопустимо существенно снижать коэффициент страхового тарифа при заключении договора обязательного страхования сроком на три месяца. Они объясняют это тем, что в данном случае неприменима линейная зависимость, и вдвое сокращенный срок действия договора обязательного страхования не означает уменьшения вдвое соответствующих коэффициентов. Так происходит потому, что расходы страховой компании, впрочем, как и риски, остаются едиными и при шестимесячном, и при трехмесячном сроке страхования.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 40-ФЗ от 25.04.02 г. под страховым случаем понимается наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Страховые тарифы представляют собой ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.

В свою очередь, компенсационные выплаты - это платежи, осуществляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие неисполнения причинителем вреда обязанности по страхованию или применения к страховщику процедуры банкротства либо если причинитель указанного вреда неизвестен.

В ст. 6 п. 1 ФЗ № 40 сказано, что объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации .

К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:

  • ? причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
  • ? причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
  • ? причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
  • ? загрязнения окружающей природной среды;
  • ? причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
  • ? причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
  • ? обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
  • ? причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию;
  • ? причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке, а также при движении транспортного средства по внутренней территории организации;
  • ? повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
  • ? обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 ГК РФ (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором) .

При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей, а именно :

  • ? в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, - 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;
  • ? в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, - 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с ФЗ № 40-ФЗ экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования .

Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80 процентов от страховой премии.

Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее чем шесть месяцев.

Изменение страховых тарифов не влечет за собой изменение страховой премии по договору обязательного страхования в течение срока его действия, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам.

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

  • ? территории преимущественного использования транспортного средства;
  • ? наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды;
  • ? иных влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Установлены следующие страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

  • 1) базовые страховые тарифы (ТБ);
  • 2) коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ);
  • 3) коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ);
  • 4) коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО);
  • 5) коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС);
  • 6) коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B») (КМ);
  • 7) коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС);
  • 8) коэффициента страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП).

Кроме коэффициентов, установленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.06 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии», страховыми тарифами предусматриваются коэффициенты, которые применяются при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств :

  • ? сообщивших страховщику заведомо ложные сведения о запрошенных им обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательного страхования, что повлекло за собой ее уплату в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцами транспортных средств достоверных сведений;
  • ? умышленно содействовавших наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомо исказивших обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страховой выплаты;
  • ? причинивших вред при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования.

Указанные коэффициенты применяются страховщиками при заключении или продлении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных настоящим пунктом действий (бездействии).

Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициентов, установленных в соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ № 40-ФЗ, - ее пятикратный размер .

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии регулируются Постановлением Правительства РФ «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии» от 8.12.05 г. № 739 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.07 г. № 390) .

Установленные Постановлением Правительства РФ от 18.12.06 г. № 739 страховые тарифы обязательны для применения страховщиками . Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Базовые страховые тарифы (ТБ) представлены в Прил. А. Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в паспорте транспортного средства или в свидетельстве о регистрации транспортного средства. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве, имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базового страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства.

Сведения о коэффициенте страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ) представлены в Прил. Б. Для населенных пунктов, подчиненных администрации города (администрации района города), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), администрации которого они подчиняются .

Характеристика коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) представлена в Прил. В. Коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год. Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одна страховая выплата. Для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования.

Характеристика коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО) представлена в Прил. Г. В случае ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в договоре обязательного страхования указываются все лица, допущенные к управлению транспортным средством, независимо от их числа .

Ставка коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС) представлена в Прил. Г. Если в страховом полисе указано более одного допущенного к управлению транспортным средством лица, к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС, определенный в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если договором обязательного страхования не предусмотрено ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (коэффициент КО - 1,5), то принимается коэффициент КВС - 1.

Коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B») (КМ) представлен в Прил. Д. При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. Если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, то при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с. .

Характеристика коэффициента страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС) представлена в Прил. Д.

Ставка коэффициента страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП) представлена в Прил. Е. Для владельцев транспортных средств, следующих к месту регистрации, срок страхования составляет до 20 дней включительно, и применяется коэффициент КП - 0,2.

Структура страхового тарифа представлена в Прил. Ж.

Рассмотрим порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии. В Прил. И представлено определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (Т).

При обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, для расчета страховой премии применяются следующие коэффициенты: КТ - 2; КБМ - 1; КВС - 1,3 (для транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином основании физическим лицам), 1 (для транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином основании юридическим лицам); КО - 1 (для транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином основании физическим лицам), 1,5 (для транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином основании юридическим лицам); КМ; КП (применяется также при обязательном страховании на срок следования к месту регистрации транспортного средства).

При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Республике Белоруссия, Республике Казахстан или в Украине и временно используемых на территории Российской Федерации, для расчета страховой премии применяются следующие коэффициенты: КТ - 1; КБМ - 1; КВС - 1; КО - 1; КМ; КП (применяется также при обязательном страховании на срок следования к месту регистрации транспортного средства) .

Указанные коэффициенты для владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Республике Белоруссия, Республике Казахстан или в Украине и временно используемых на территории Российской Федерации, действуют до присоединения Российской Федерации к международной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Коэффициент КН применяется страховщиками при заключении или продлении срока действия договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных пунктом 3 ст. 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» действий (бездействии), в случае нахождения транспортного средства, указанного в страховом полисе, у собственника, указанного в страховом полисе.

Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базового страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициента КН - его 5-кратный размер .

Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его жизни или здоровью, рассчитывается страховщиком в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ . Потерпевший обязан предоставить страховщику все документы и доказательства, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего.

Важным признаком договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является наличие страхового интереса у страхователя, то есть имущественного интереса, который может быть нарушен вследствие наступления страхового события. В этом случае страховой интерес будет являться предметом страховой охраны и предметом страховых отношений в сфере гражданской ответственности владельцев транспортных средств и в этом смысле выступает в качестве одной из предпосылок возникновения и осуществления соответствующих правоотношений. То есть он будет определенным юридическим фактом, от наличия которого будет зависеть возникновение и дальнейшее осуществление рассматриваемого страхового правоотношения.

Основной целью обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является защита имущественных интересов потерпевших, которая осуществляется как посредством установления механизма определения размера страховых выплат, так и посредством закрепления порядка осуществления страховых выплат. В Законе № 40-ФЗ данный порядок закреплен в ст. 13. Рассмотрим основные аспекты порядка осуществления страховых выплат по обязательному страхованию .

Потерпевший как выгодоприобретатель имеет право (но не обязанность) предъявить свое требование о возмещении вреда непосредственно к страховщику причинителя вреда. Данное право потерпевшего вытекает из п. 4 ст. 931 ГК РФ , исходя из которого следует, что в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно к страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

В настоящее время обсуждается предложение сделать возможным в рамках обязательного страхования обращение потерпевшего не в страховую компанию причинителя вреда, а в свою страховую компанию. После страховой выплаты страховщик потерпевшего должен будет самостоятельно урегулировать вопрос о возмещении убытков в страховой компании причинителя вреда. Подобные изменения вступят в силу не ранее середины 2008 г.

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы :

  • 1) заявление о заключении договора обязательного страхования по форме согласно Прил. К;
  • 2) паспорт или иное удостоверение личности (если страхователем является физическое лицо);
  • 3) свидетельство о регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо, зарегистрированное в Российской Федерации);
  • 4) паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации указанного в заявлении о заключении договора обязательного страхования транспортного средства;
  • 5) водительское удостоверение (или его копия) лица, допущенного к управлению транспортным средством, а также документы, подтверждающие право водителя на управление транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается с условием, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица).

За представление заведомо ложных сведений и (или) недействительных документов страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации .

По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. Страхователь несет ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, представляемых страховщику.

Страхователь при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования не заполняет строку «Государственный регистрационный знак», если к моменту заключения договора обязательного страхования транспортное средство, владельцем которого он является, не прошло государственную регистрацию в установленном порядке. После государственной регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака страхователь обязан сообщить номер государственного регистрационного знака в течение 3 рабочих дней страховщику, который на основании полученных данных вносит соответствующую запись в бланк страхового полиса обязательного страхования .

При заключении договора обязательного страхования страховщик вправе провести осмотр транспортного средства по месту жительства страхователя (по месту нахождения юридического лица), если иное не вытекает из соглашения сторон .

Вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных и о предстоящих страховых выплатах, сроке страхования, рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших, касающихся страховых выплат, и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования, представленные страховщиком, с которым был заключен последний договор обязательного страхования, в порядке, предусмотренном пунктом 35 Правил .

Сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключающим договор обязательного страхования у одного страховщика.

При заключении договора обязательного страхования, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями (ограниченное использование), страхователь представляет страховщику сведения о страховании в отношении каждого указанного им водителя .

При заключении договора обязательного страхования без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страхователь представляет страховщику сведения о страховании в отношении собственника транспортного средства.

Граждане вправе заключать договор обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств. Период использования транспортного средства в течение года, а также водители, допущенные к управлению им, указываются в заявлении о заключении договора обязательного страхования .

В период действия договора обязательного страхования страхователь обязан незамедлительно сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

Если в договоре обязательного страхования указывается ограниченное использование транспортного средства, то страхователь обязан сообщать в письменной форме страховщику до передачи управления транспортным средством водителю, не указанному в страховом полисе обязательного страхования, о появлении у него права на управление данным транспортным средством, а также об изменении периода использования транспортного средства по сравнению с указанным в договоре обязательного страхования периодом .

При получении от страхователя заявления об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении договора обязательного страхования, страховщик вправе потребовать от страхователя уплаты при необходимости дополнительной страховой премии соразмерно увеличению степени риска и переоформить страховой полис обязательного страхования исходя из страховых тарифов по обязательному страхованию.

Если сообщенные страхователем изменения касаются сведений, содержащихся в страховом полисе обязательного страхования, специальном знаке государственного образца, то страховой полис обязательного страхования и специальный знак государственного образца должны быть возвращены страховщику, который обязан выдать страхователю в течение 2 рабочих дней переоформленные (новые) страховой полис обязательного страхования и специальный знак государственного образца. Возвращенные страхователем страховой полис обязательного страхования и специальный знак государственного образца хранятся у страховщика вместе со вторыми экземплярами переоформленных (новых) документов. На первоначальном и переоформленном страховом полисе обязательного страхования делается отметка о переоформлении с указанием даты переоформления и номеров страхового полиса обязательного страхования (первоначального и переоформленного) .

Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис обязательного страхования, оформляемый страховщиком по форме согласно Прил. Л.

Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории Российской Федерации и является документом строгой отчетности. Страховой полис обязательного страхования выдается лицу, ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования, с указанием эксплуатируемого транспортного средства и (или) прицепа.

Одновременно со страховым полисом страхователю бесплатно выдаются перечень представителей страховщика в субъектах Российской Федерации, специальный знак государственного образца по форме согласно Прил. М, текст Правил , 2 бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В дальнейшем бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии выдаются страховщиком бесплатно по требованию лица, ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования. Страховой полис обязательного страхования выдается страхователю непосредственно при уплате им страховой премии наличными деньгами, а в случае ее уплаты по безналичному расчету - не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии .

При утрате страхового полиса обязательного страхования и специального знака государственного образца страхователь имеет право на получение их дубликатов бесплатно.

Страхователи, заключившие договор обязательного страхования и использующие транспортные средства для перевозки пассажиров, обязаны сообщать пассажирам об их правах и обязанностях, вытекающих из договора обязательного страхования .

Водитель транспортного средства, участвующий в дорожном движении, обязан иметь страховой полис обязательного страхования и специальный знак государственного образца.

В соответствии с п. 35 Правил при досрочном прекращении или по окончании действия договора обязательного страхования страховщик обязан предоставить владельцу транспортного средства сведения о страховании по форме согласно Прил. Н. Сведения о страховании предоставляются страховщиком в 5-дневный срок с даты соответствующего обращения владельца транспортного средства. Плата за предоставление сведений не взимается.

При наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители - участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, а также принять необходимые в сложившихся обстоятельствах меры с целью уменьшения возможных убытков от происшествия, записать фамилии и адреса очевидцев и указать их в извещении о дорожно-транспортном происшествии, принять меры по оформлению документов о происшествии в соответствии с Правилами .

Водитель - участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес и телефон страховщика.

Для решения вопроса об осуществлении страховой выплаты страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные сотрудниками милиции, прибывшими на место происшествия по сообщению его участников, либо оформленные (при отсутствии в случае дорожно-транспортного происшествия потерпевших, жизни и здоровью которых причинен вред, а также при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося) сотрудниками милиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в органе милиции в соответствии с п. 2.6 Правил дорожного движения Российской Федерации.

Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в присутствии страховщика (представителя страховщика) для определения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и причиненного ущерба (повреждений) по сообщению страхователя или потерпевшего. Для этого водитель - участник дорожно-транспортного происшествия, намеренный предъявить требование о страховой выплате, вправе сообщить страховщику или его представителю любым доступным способом (например, по указанным в страховом полисе обязательного страхования телефонам) о месте и времени дорожно-транспортного происшествия, а также об обстоятельствах, его повлекших, для принятия страховщиком решения о необходимости выезда на место дорожно-транспортного происшествия .

Водители транспортных средств, причастные к дорожно-транспортному происшествию (совместно со страхователем - юридическим лицом), обязаны заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, выданный страховщиком, независимо от оформления извещения о дорожно-транспортном происшествии сотрудниками милиции. Предусматривается заполнение одного бланка указанного извещения водителями двух транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию. При наличии разногласий между участниками дорожно-транспортного происшествия относительно его обстоятельств эти разногласия указываются в извещении о дорожно-транспортном происшествии.

При участии в дорожно-транспортном происшествии более 2 транспортных средств и наличии у водителей разногласий в оценке случившегося, а также при невозможности совместного заполнения водителями одного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (например, по состоянию здоровья или в случае гибели водителя, в связи с отказом одного из них от совместного заполнения бланка или по иным причинам) допускается заполнение каждым водителем своего бланка извещения с указанием причины невозможности совместного заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии. В случае гибели водителя извещение о дорожно-транспортном происшествии в отношении данного транспортного средства другими лицами не заполняется .

При причинении вреда жизни или здоровью пассажиров, находящихся в транспортных средствах, в извещении о дорожно-транспортном происшествии указывается наличие пострадавших пассажиров. Если участники дорожно-транспортного происшествия располагают сведениями о пострадавших пассажирах (фамилии, имена, отчества), эти сведения должны быть предоставлены страховщику. Сведения о пострадавших пассажирах предоставляются страховщику органами милиции на основании его письменного запроса .

В случае причинения вреда потерпевшим водитель должен сообщить об этом страховщику в порядке и в сроки, установленные Правилами .

Заполненные водителями - участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные в соответствии с пунктом 41 Правил , должны быть в кратчайший срок, но не позднее 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии или единый заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховой выплате. Извещение о дорожно-транспортном происшествии может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе обязательного страхования адресу страховщика или представителя страховщика.

Потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.

Потерпевшие, включая пассажиров транспортных средств, предъявляют страховщику требование о страховой выплате в сроки, установленные п. 42 Правил .

Заявление о страховой выплате потерпевший направляет страховщику, или представителю страховщика по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие.

Перечень необходимых документов, которые должны быть приложены к заявлению, устанавливается Правилами .

Потерпевший должен представить (п. 44 Правил):

  • ? справку о ДТП, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по установленной форме, а также извещение о ДТП (если оно заполнялось потерпевшим);
  • ? копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении должны представляться потерпевшим только в тех случаях, когда составление таких документов предусмотрено законодательством РФ. Потерпевший получает указанные документы в органах милиции и представляет их страховщику.

В случае если по факту ДТП было возбуждено уголовное дело, потерпевший представляет страховщику документы следственных и (или) судебных органов о возбуждении, приостановлении или об отказе в возбуждении уголовного дела либо вступившее в законную силу решение суда (п. 66 Правил).

Остальные документы различаются в зависимости от характера причиненного потерпевшему вреда: жизни или здоровью либо имуществу потерпевшему.

При причинении вреда жизни или здоровью потерпевшим представляются (п. п. 51, 53 - 56 Правил) :

  • ? заключение о характере полученных повреждений;
  • ? заключение о степени утраты трудоспособности;
  • ? справка о среднемесячном заработке;
  • ? выписка из истории болезни, выданная лечебным учреждением;
  • ? документы, подтверждающие оплату услуг лечебного учреждения;
  • ? документы, подтверждающие оплату приобретенных лекарств;
  • ? справка органов местного самоуправления или других уполномоченных органов о сложившихся в данном регионе ценах на продукты, входящие в суточный продуктовый набор дополнительного питания;
  • ? справка медицинского учреждения о составе необходимого для потерпевшего суточного продуктового набора дополнительного питания;
  • ? документы, подтверждающие оплату приобретенных продуктов из продовольственного набора дополнительного питания;
  • ? документы, подтверждающие оплату услуг по постороннему уходу, если он в нем нуждается;
  • ? выписка из истории болезни, выданная учреждением, в котором осуществлялось санаторно-курортное лечение, если потерпевший нуждался в санаторно-курортном лечении, копия санаторно-курортной путевки и документы, подтверждающие ее оплату;
  • ? копия паспорта транспортного средства или свидетельства о его регистрации, если потерпевший нуждался в приобретении специального транспортного средства; договор, в соответствии с которым приобретено специальное транспортное средство и документы, подтверждающие его оплату;
  • ? документы, подтверждающие прохождение профессионального обучения (переобучения), если потерпевший в этом нуждался, и произведенную за него оплату.

В случае смерти потерпевшего членами его семьи представляются копия свидетельства о смерти и документы, подтверждающие произведенные необходимые расходы на погребение. В случае если потерпевший являлся кормильцем, то представляются документы, подтверждающие этот факт для установления регулярных выплат иждивенцам потерпевшего в результате потери кормильца .

При причинении имущественного ущерба потерпевший представляет (п. 61 Правил):

  • ? документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;
  • ? заключение независимой экспертизы о размере причиненного вреда или заключение независимой технической экспертизы об обстоятельствах и размере вреда, причиненного транспортному средству, если такая экспертиза организована самостоятельно потерпевшим (если экспертиза организована страховщиком, заключения экспертов находятся у него);
  • ? документы, подтверждающие оплату услуг независимого эксперта, если оплата произведена потерпевшим;
  • ? документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов;
  • ? документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по хранению поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Возмещаются расходы на хранение с момента дорожно-транспортного происшествия до дня проведения страховщиком осмотра или независимой экспертизы;
  • ? иные документы, которые потерпевший вправе представить в обоснование своего требования о возмещении причиненного ему вреда, в том числе сметы и счета, подтверждающие стоимость ремонта поврежденного имущества.

Потерпевший представляет страховщику оригиналы документов либо их копии, заверенные нотариально, или выдавшим документы лицом (органом), или страховщиком. Для подтверждения оплаты приобретенных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг при имущественном ущербе страховщику представляются оригиналы документов.

Страховщик также вправе самостоятельно запрашивать компетентные органы и организации о предоставлении соответствующих документов (п. 67 Правил).

Законодательством ограничен срок, в течение которого страховщик должен рассмотреть заявление и все другие представленные потерпевшим документы и принять решение о выплате либо об отказе в проведении выплаты. Максимально такой срок ограничен 15 днями с момента получения соответствующих документов (п. 2 ст. 13 Закона № 40-ФЗ) . Причем если в законе не содержится специального указания, то понимать этот срок необходимо как исчисленный в календарных днях.

Правилами установлен иной порядок. В частности, согласно п. 70 и п. 75 Правил предусматривается два этапа процедуры проведения страховой выплаты. Первый заключается в составлении страховщиком акта о страховом случае в течение 15 рабочих дней с момента получения всех необходимых документов. Второй устанавливает порядок проведения расчетов с потерпевшим, которому средства должны быть перечислены на счет либо выданы наличными через кассу страховщика в течение 3 рабочих дней с этого момента. В совокупности это составляет 18 рабочих дней и входит в противоречие с рассматриваемой нормой о 15-дневном сроке.

По этим причинам Верховный суд РФ рассматривал законность п. 70 и п. 75 Правил, которые более подробно регламентируют процедуру проведения выплаты потерпевшему. В его решении от 10.07.06 г. определено, что рассматриваемые п. п. 70 и 75 Правил противоречат указанному федеральному закону и признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу. Это означает, что максимальный срок выплаты потерпевшему или решение об отказе в выплате должно приниматься страховщиком исключительно в отведенный законом 15-дневный календарный срок с момента предоставления потерпевшим всех необходимых документов. В этот период должны быть осуществлены оба этапа до конечного момента перечисления потерпевшему причитающихся ему средств.

В том случае, когда при наступлении страхового случая страховые выплаты должны быть произведены нескольким потерпевшим и сумма их требований, предъявленных страховщику на день первой страховой выплаты по этому страховому случаю, превышает страховую сумму по обязательному страхованию, страховые выплаты производятся пропорционально отношению страховой суммы к сумме указанных требований потерпевших.

Законодательство предусматривает возможность замены денежной формы страхового возмещения натуральной. По согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страхования, страховщик вправе в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества (п. 2 ст. 13 Закона № 40-ФЗ) .

Законодательство позволяет также осуществить страховую выплату в два этапа, если оценка причиненного ущерба затянулась по времени. Страховщик вправе до полного определения размера подлежащего возмещению вреда произвести часть страховой выплаты, соответствующей фактически определенной части страховой выплаты. После завершения оценки ущерба страховщик выплачивает оставшуюся часть страхового возмещения.

В случае просрочки выплаты потерпевший может вправе обратиться в судебные органы о выплате процентов за пользование чужими денежными средствами согласно ст. 395 ГК РФ , так как обязательство по выплате страхового возмещения по своей природе является денежным.

Недавно внесены изменения в ФЗ № 40-ФЗ, которые призваны упростить процедуру возмещения ущерба участникам дорожного движения при ДТП и повысить защищенность прав граждан. Изменения, внесенные в ФЗ № 40-ФЗ, вступающие в силу с 1 марта 2008 г., затронут ряд важных моментов. Так, увеличен лимит в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, - 160 тысяч рублей (ранее было 240 тысяч рублей на всех потерпевших). При этом введены фиксированные выплаты по жизни: 135 тысяч рублей - лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца); не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение - лицам, понесшим эти расходы.

Также увеличивается срок рассмотрения Страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате до 30 дней со дня их получения, в течение которого страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.

Введены штрафные санкции к страховщику за каждый день просрочки выплаты в размере 1/75 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить это обязательство, от страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему. С 4 февраля 2008 г. ставка рефинансирования Центрального банка РФ составляет 10,25 % годовых.

Срок рассмотрения заявления о выплате увеличен с 15 до 30 дней.

Также сокращен период ограниченного использования транспортного средства: для граждан - с шести до трех месяцев, а для юридических лиц - до шести месяцев.

Кроме того, с 1 марта 2008 г. в законе будет расшифрована территория преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц, исходя из места жительства собственника транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места собственника транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Современная роль обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России сводится к компенсации имущественного ущерба. Значимость обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств объясняется тем, что при осуществлении определенных видов деятельности лицо может нанести существенный вред обществу или неопределенному кругу лиц. Размер вреда будет достаточно большим, в то время как возможностей и средств для возмещения вреда у лица может не хватить или вообще не оказаться. Гарантом возмещения вреда потерпевшему в этом случае является страховая компания.

Л.Б. ДЕШАЛЫТ,

аспирант юридического факультета Российского нового университета

С вступлением в силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 21.07.2005; далее - Закон об ОСАГО) страхование гражданской ответственности стало обязательным для всех автовладельцев. До этого заключение договора зависело только от усмотрения сторон. Поэтому договор страхования гражданской ответственности как добровольная форма является классической моделью частной автономии воли, а договор страхования как обязательный вид страхования является ограниченным, особой разновидностью принудительного договора.

Отношения по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформляются договором. В ст. 1 Закона об ОСАГО договор страхования определяется следующим образом: это договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Определение договора обязательного страхования носит достаточно традиционный характер; по сути, договор является соглашением между страхователем и страховщиком, но в силу того, что речь идет об обязательном страховании, большинство его условий уже предопределены Законом об ОСАГО. Таким образом, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств характеризуется как:

1) возмездный, так как страхователь обязан уплатить страховую премию за предоставленные ему страховые услуги;

2) двусторонний (синаллагматический), поскольку он представляет собой соглашение двух взаимно обязывающихся сторон, которые по отношению друг к другу выступают в качестве должника и кредитора одновременно;

3) алеаторный, т. е. рисковый, поскольку на момент заключения договора стороны не могут оценить выгоду, которую они могут получить, если договор будет исполнен;

4) реальный, потому что в Законе об ОСАГО не содержится каких-либо иных правил, касающихся регулирования в самом договоре момента его заключения. Поскольку в Законе об ОСАГО этот вопрос не урегулирован, следует опираться на норму п. 1 ст. 957 ГК РФ. Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Правила) предусмотрено, что страховая премия уплачивается до начала действия договора и сразу за весь период страхования. Однако рассматривать это положение как запрет на преобразование договора в консенсуальный нельзя, потому что любые ограничения гражданских прав субъектов хозяйственного оборота в силу п. 3 ст. 5 Конституции РФ возможны лишь путем принятия федерального закона;

5) срочный, так как заключается на определенный срок;

6) публичный, что соответствует ст. 426

ГК РФ. Это означает, что страховщик не может отказаться от заключения договора обязательного страхования с лицом, которое обратилось к страховщику, если он вправе заключать такие договоры. В случае необоснованного уклонения страховщика от заключения такого договора это лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении страховщика заключить договор (при этом страховщик должен возместить причиненные своим необоснованным отказом убытки). Также страховщик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим при заключении договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В ГК РФ указано, что в предусмотренных законом случаях Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. В развитие этого положения в ст. 5 Закона об ОСАГО установлено, что условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в издаваемых Правительством РФ правилах обязательного страхования. Вместе с тем в п. 3.2 Постановления Конституционного суда РФ от 31.05.2005 № 6-П (далее - Постановление) ст. 5 Закона об ОСАГО признана частично не соответствующей Конституции РФ. Дело в том, что неопределенность объема делегированного Правительству РФ полномочия позволила ему включить в Правила положения, в которых понятия Закона об ОСАГО трактуются иначе. По сути, страхование риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств подменяется иным видом страхования - страхованием вреда, причиненного владельцем транспортного средства, что фактически ведет к самостоятельному установлению Правительством РФ условий обязательного страхования риска гражданской ответственности. Это искажает цель обязательного страхования и потому недопустимо. В связи с этим Конституционный суд РФ обязал Правительство РФ устранить нарушения соответствующих положений типовых правил. Однако признание ст. 5 Закона об ОСАГО, как сказано в Постановлении, не предполагает утрату юридической силы принятыми в соответствии с данной статьей нормативными правовыми актами Правительства РФ и заключенными в соответствии с ними договорами обязательного страхования. Следовательно, необходимо приведение Правил в соответствие с нормами Закона об ОСАГО.

В ст. 10 Закона об ОСАГО определен годовой срок действия договора обязательного страхования, а также предусмотрены случаи, для которых установлены иные сроки действия договора. В первом случае владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования этих средств, но не менее чем на 15 дней. Во втором случае при приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и т. п.) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации этого средства. В дальнейшем он должен заключить договор обязательного страхования на один год до регистрации транспортного средства.

Граждане также вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств. Под ограниченным использованием транспортных средств понимается сезонное их использование, но не менее 6 месяцев в календарном году (ст. 16 Закона об ОСАГО). В соответствии с подготовленным Российским союзом автостраховщиков предложением минимальный срок страхования, возможно, будет снижен до 3 месяцев. Наряду с этим планируется ввести страховой полис «выходного дня», который будет действовать примерно с 17.00 часов пятницы до 09.00 часов понедельника. Его можно будет приобрести на любой срок, и выплаты будут производиться только в том случае, если машина попала в ДТП в этот период времени.

В Законе об ОСАГО форма договора не ре-гламентируется, однако в силу п. 1 ст. 940 ГК РФ он должен быть заключен в простой письменной форме. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора. Согласно п. 2 данной статьи договор обязательного страхования может быть заключен путем составления одного документа либо вручением страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. Это вытекает и из требований гражданского законодательства о соблюдении письменной формы договора (оферта и акцепт должны иметь письменную форму).

Для заключения договора страхования необходимо согласование сторонами существенных условий договора в предусмотренной законом форме. Следует отметить, что одного лишь такого согласования недостаточно для заключения договора, так как он, как отмечено выше, по общему правилу является реальным. К существенным условиям договора страхования гражданской ответственности в соответствии со ст. 942 ГК РФ относятся:

· имущественные интересы, составляющие объект страхования;

· страховой случай;

· размер страховой суммы;

· срок действия договора.

Статья 942 ГК РФ не закрепляет никаких других существенных условий договора имущественного страхования. Однако, думается, есть еще одно существенное условие - возмездность договора, которая выступает в форме страховой премии. Такой вывод вытекает из буквального прочтения законодательного определения договора имущественного страхования (п. 1 ст. 929 ГК РФ). Включая в определение договора имущественного страхования условие об оплате страховой премии, законодатель тем самым показывает, что данное условие является необходимым для указанного вида договора. Размер страховой премии будет зависеть от устанавливаемых на государственном уровне базовых ставок и коэффициентов, составляющих страховые тарифы.

Алгоритм заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств условно можно разделить на два этапа: оформление и подача заявления о страховании; получение страхового полиса и перечня документов, предусмотренных Правилами.

Одним из документов, который необходимо представить страховщику для заключения договора, является водительское удостоверение лица, допущенного к управлению транспортным средством. Как известно, оно выдается на срок 10 лет, по истечении которых автолюбителю предстоит снова обратиться в органы ГИБДД. В связи с этим возникает вопрос: что делать владельцу транспортного средства, если ему нужно обменять свое водительское удостоверение в период действия договора обязательного страхования, т. е. как зафиксировать смену номера водительского удостоверения, не нарушив действительность договора и избежав при этом нареканий со стороны ГИБДД? Практика решает эту проблему так: при изменении номера водительского удостоверения страхователь на обратной стороне полиса ОСАГО указывает, например: 15 августа 2005 года водительское удостоверение серии 77АА № 012345 заменено на водительское удостоверение серии 77ББ № 67890; число и подпись. Страхователь также уведомляет страховщика о смене водительского удостоверения в заявлении в простой письменной форме. Однако такой способ признают только страховщики, а что касается сотрудников ДПС, то здесь вопрос остается открытым. Полагаем, что при замене водительского удостоверения на новое ГИБДД обязано выдавать водителю справку о сдаче старого удостоверения в архив с указанием серии и номера, ФИО водителя и о выдаче нового с указанием необходимых реквизитов.

Сопоставление норм ст. 11 Закона об ОСАГО и Правил свидетельствует, что эти правовые акты содержат противоречащие друг другу положения: закон об ОСАГО указывает на действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая, а Правила - на действия лиц при наступлении ДТП, выделяя в качестве последних водителей и участников ДТП; о действиях страхователя не сказано ничего, хотя он является неотъемлемым участником страхового правоотношения.

Кроме того, в действующем страховом законодательстве неоднозначно трактуется определение «страховой случай». Так, в Законе об ОСАГО под ним понимается наступление ответственности страхователя за причинение вреда третьим лицам. Правила же отождествляют факт причинения вреда (т. е. ДТП) с понятием страхового случая, хотя факт причинения вреда еще не означает наступления ответственности за этот вред. Может возникнуть ситуация, когда вред причинен, однако ответственность за это причинитель вреда не несет, так как не всякая ответственность за причинение вреда считается застрахованной. В результате происходит подмена уведомления о страховом случае извещением о ДТП.

Определенные сложности в практике урегулирования страховых случаев по договорам обязательного страхования будут вызывать вопросы оправданности тех или иных расходов, произведенных потерпевшим. Например, при повреждении здоровья потерпевший может быть госпитализирован в обычное лечебное учреждение или стационар повышенной комфортности. Если повреждение здоровья таково, что страховщик должен выплатить максимальную страховую сумму, проблем не возникает. А если размер возмещения далек от максимального, возможна оплата по факту произведенных расходов либо в пределах стоимости лечения в обычном стационаре. Оправдан только второй подход, так как страховщик должен оплачивать лишь необходимые расходы. Все виды дополнительных платежей производятся в пределах установленной Законом об ОСАГО страховой суммы, включая возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего. Другими словами, дополнительные расходы входят в общий размер вреда, причиненного потерпевшему.

Библиография

1 Утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263.

2 См.: Российская газета (федеральный вып.). 2005. № 3789.

3 См.: Завидов Б.Д. Советы автострахователю // Юрист. 2004. № 9. С. 50-53.

4 См.: Дедиков С.В. Обязательное страхование автогражданской ответственности: Комментарий Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». - СПб., 2003. С. 258.

Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования

  • проверено сегодня
  • закон от 04.08.2019
  • вступила в силу 01.09.2014

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 28.04.2017 04.07.2016 01.09.2014

До предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

При наличии разногласий между потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг, определённым в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

При наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определённым в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".

Связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховщиком обязательств по договору обязательного страхования права и законные интересы физических лиц, являющихся потерпевшими или страхователями, подлежат защите в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Надлежащим исполнением страховщиком своих обязательств по договору обязательного страхования признаётся осуществление страховой выплаты или выдача отремонтированного транспортного средства в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, а также исполнение вступившего в силу решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в порядке и в сроки, которые установлены указанным решением.

Началом периода просрочки для целей расчёта неустойки (пени) в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является день, следующий за днём истечения срока, предусмотренного для надлежащего исполнения страховщиком своих обязательств.

При удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определённой судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.

Страховщик освобождается от уплаты штрафа, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, в случае исполнения страховщиком вступившего в силу решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в порядке и в сроки, которые установлены указанным решением.

При несоблюдении срока возврата страховой премии в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик уплачивает страхователю - физическому лицу неустойку (пеню) в размере одного процента от страховой премии по договору обязательного страхования за каждый день просрочки, но не более размера страховой премии по такому договору.

Страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки (пени), суммы финансовой санкции и (или) штрафа, если обязательства страховщика были исполнены в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", а также если страховщик докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потерпевшего.

Общий размер неустойки (пени), суммы финансовой санкции, которые подлежат выплате потерпевшему - физическому лицу, не может превышать размер страховой суммы по виду причинённого вреда, установленный настоящим Федеральным законом.

Со страховщика не могут быть взысканы не предусмотренные настоящим Федеральным законом и связанные с заключением, изменением, исполнением и (или) прекращением договоров обязательного страхования неустойка (пеня), сумма финансовой санкции, штраф.

Ответственность за исполнение обязательств по договору обязательного страхования, заключенному страховым агентом или страховым брокером, несёт страховщик.