» »

Социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в конце XIX - начале XX века. Социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в конце XIX - начале XX века Об усовершенствовании государственного порядка

20.02.2024

В начале XX в. в России имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации населения. Под влиянием революции правительство начало обновлять монархию. Царский Манифест 17 октября 1905 г. даровал России общественные свободы - неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов; объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации; придал Государственной думе характер законодательного учреждения, провозгласив принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

Была проведена реформа Государственного совета, существовавшего с 1810 г. В высочайшем манифесте от 20 февраля 1906 г. “Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы” расширялись права законодательной деятельности названных государственных учреждений. Государственный совет, как и Государственная дума, наделялись уже не законовещательными, а законодательными полномочиями. Положения закона о том, что “законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет” и др., а также практика работы названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государственный совет превратился во вторую палату российского парламента, Дума стала первой палатой парламента.

Согласно Указу “О переустройстве учреждения Государственного Совета” от 20 февраля 1906 г. были радикально изменены принципы формирования Госсовета. Ранее его члены назначались царем. По новому же закону преобразованный Госсовет состоял из двух категорий членов: назначаемых монархом и выборных. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Госсовета: избираемые Синодом от православного духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и торговли (12 членов); выборные от каждого губернского земского собрания (по одному члену); выборные от дворянских обществ (18 членов).

Был принят новый демократический избирательный Закон от 11 декабря 1905 г. “Об изменении Положения о выборах в Государственную думу”. Он содержал нововведение: к существовавшим ранее трем избирательным куриям (земледельческой, городской и крестьянской) добавилась еще одна - рабочая курия. Закон, однако, закреплял неравные представительства от каждой из четырех курий. Предусматривались многостепенные выборы, причем для каждой курии устанавливалось разное количество ступеней: двухстепенные выборы для крупных землевладельцев и буржуа, четырехстепенные - для крестьян и трехстепенные - для рабочих. Крестьянству России, насчитывавшему 100 млн. человек, обеспечивалось значительное представительство в Государственной думе (45% мест). Авторы избирательного закона надеялись на консервативные и монархические установки крестьян, но ошиблись. В I и II Государственных думах крестьяне требовали ликвидации помещичьего землевладения.

23 апреля 1906 г. были опубликованы “Основные государственные законы Российской Империи” в новой редакции (из них было изъято определение “неограниченное” самодержавие). В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой. Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.

Обнародованный 20 февраля 1906 г. документ под названием «Учреждение Государственной Думы» стал основным документом, определяющим компетенцию Государственной Думы. Она учреждалась как орган для разработки и обсуждения законопроектов для Государственного Совета и Верховной власти. Предусмотренная документом политическая конструкция являлась сложной системой трехзвенной власти: царь, Государственный Совет и Государственная Дума должны были утвердить закон прежде, чем он вступит в силу. При не утверждении хотя бы одним звеном власти закон считался отклоненным.

Важнейшим фактором реорганизации политической системы России в начале ХХ в. стали события Первой русской революции. Если в конце 1904 г. император отклонил предложение министра внутренних дел П. Святополк-Мирского об избрании губернскими земскими собраниями и городскими думами крупнейших городов часть членов Государственного совета, то в феврале 1905 г. решение по вопросу введения представительного слоя было положительным. В рескрипте 18 февраля царь предписал новому министру А. Булыгину образовать для этих целей Особое совещание, которое разработало проект учреждения Государственной думы и объяснительную записку к нему. После одобрения проекта в Совете министров под и обсуждения в Петергофском Особом совещании под председательством императора 6 августа 1905 г. на свет появилось «Учреждение Государственной Думы» для предварительной разработки законодательных предположений. В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусматривались выборы по трем куриям - от землевладельцев, городских жителей и крестьян. Рабочие лишались избирательных прав.

В октябре было утверждено Положение о выборах в законосовещательную «булыгинскую» Думу, но опубликование Манифеста 17 октября заставило переработать и «Учреждение Государственной Думы» и избирательный закон. 11 декабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные из­менения. Право избирать в Думу было предоставлено рабочим, то есть предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Впрочем, женщины не имели избирательных прав во всех куриях.

Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных ограничений. Избирательные права получали рабочие предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола.

Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух привилегированных курий - двухстепенные. То есть вначале выбирались вы­борщики, а затем уже члены Государственной Думы. У рабочих выборы были трехстепенные. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий, которые выдвигали выборщиков, из которых избирались члены Думы. А для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы: от села, волости, затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы. Сложной была система распределения количества выборщиков по куриям: голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, пятнадцати голосам крестьян и сорока пяти голосам рабочих.

Выработанное в комиссии Витте в ноябре 1905 – январе 1906 г. новое Учреждение было утверждено Николаем II 20 февраля (5 марта) 1906 г. Согласно Манифесту, законодательная Государственная Дума формировалась путем выборов сроком на 5 лет. Впрочем, указом императора Государственная Дума могла быть распущена до истечения срока. В компетенцию императора входило также определение сроков заседания Думы и перерывов в ее работе. Финансирование деятельности Государственной Думы осуществлялось из бюджета Российской империи. В этот же день был издан Манифест о преобразовании Государственного Совета, который превращался в подобие верхней палаты парламента.

В составе Государственной Думы образовывалось Общее собрание и отделы, а также учреждались должности председателя и его товарища. Для решения общих вопросов подразумевалось совещание, в состав которого входили товарищ председателя Думы, председатели ее отделов, а также секретарь Думы и его товарищ. Для производства дел по Государственной Думе образовывалась канцелярия, а председателем Думы назначались пристав и его помощники для исполнения распоряжений Думы.

Отделы Думы служили для проверки полномочий членов Думы. Кроме того, в Думе было 8 обязательных комиссий (бюджетная, финансовая, по исполнению государственной росписи доходов и расходов, по запросам и др.). Всего же работало более 30 комиссий. Избрание членов комиссий проводилось на общем собрании Думы по предварительному согласованию фракций. Выборы всех должностных лиц Думы были тайными (голосовали черными и белыми шарами). Так как все кандидатуры согласовывались предварительно фракциями большинства, то выборы происходили быстро и без прений.

Согласно манифесту, при вступлении в Думу, ее члены давали торжественное обещание. Они имели право полной свободы суждений и мнений, и обладали неприкосновенностью, за исключением решений суда. Думцы привлекались к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для членов Государственного Совета. Для ареста члена Думы во время сессии требовалось согласие Думы, кроме задержания на месте преступления или на следующий день после него.

Ведению Государственной Думы подлежали: финансовые сметы министерств и главных управлений, и государственная роспись доходов и расходов; отчет Государственного контроля по исполнению государственной росписи; дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет, об учреждении компаний на акциях; дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям. Дума имела право выдвигать предложения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, кроме начал государственного устройства, установленных основными законами. Отчеты обо всех заседаниях Общего собрания Государственной Думы допускались к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.

Заседания Думы вел ее председатель (в особо важных случаях) и его товарищи. Никто, кроме докладчика не мог говорить более 1 часа и выступать более 2 раз по одному вопросу. Чтение речей запрещалось, но разрешалось приводить по конспекту цифры и цитаты. Представители правительства и докладчик имели право внеочередного выступления. То есть если председательствующий хотел высказать свое мнение, то записывался в общую очередь. Группа делегатов не менее 30 человек могла внести предложение о прекращении записи ораторов, сокращении времени выступлений до 10 минут и прекращении прений. Предложения считалось принятыми, если против них проголосовало менее 100 депутатов. Голосование производилось вставанием, и если оно было очевидным, то подсчет голосов не проводился. По важным вопросам проводилось поименное голосование (по требованию 40 депутатов в I и II Думах и 30 - в III-й). Запросы правительству подавались за подписью не менее 30 депутатов.

Законопроекты предварительно рассматривались думским совещанием, затем в соответствующей комиссии, потом - думским пленумом. Каждый законопроект рассматривался в трех чтениях, причем поправки могли вносить представители правительства или не менее 10 членов Думы. Прохождение проекта через Думу предусматривало не более 2 месяцев. Собственный законодательный почин Думы мог исходить не менее, чем от 30 членов. Это предложение сообщалось соответствующему министерству и обсуждалось на собрании Думы. Причем несогласие министра не препятствовало Думе начать разработку собственного варианта законопроекта.

На практике I Государственная Дума, в составе которой самой крупной партийной фракцией оказались кадеты, а по сословному признаку преобладали крестьяне (45,5%) и дворяне (36,7%), сразу столкнулась с недооценкой ее роли в политической жизни страны со стороны правительства. В первую Думу правительство не внесло ни одного серьезного законопроекта. Впрочем, и сама Дума за 72 работы приняла всего лишь два законопроекта. Зато она требовала амнистии политическим заключенным, упразднения Госсовета, реального осуществления политических свобод и принудительного выкупа части крупных частновладельческих земель. В июне правительство высказалось против решения аграрного вопроса за счет помещиков, в ответ на то, что Дума в своем обращении к народу заявила о недоверии правительству и потребовала его отставки. Так как по закону Дума не имела права прямого обращения к народу, то в июле Николай II подписал приказ о ее роспуске. В общем Государственная Дума и власть не сумели, да и не захотели, найти компромисса.

Указ Правительствующему Сенату.

Манифестом, сего числа изданным, Мы возвестили всем Нашим верным подданным о пересмотре, по указаниям Нашим, учреждения Государственной Думы.

Утвердив сие учреждение, Повелеваем Правительствующему Сенату обнародовать оное установленным порядком.

Вместе с тем признали Мы необходимым:

I. Впредь до распубликования Правительствующим Сенатом списка членов Государственной Думы от всех губерний, областей и городов, по которым должны быть произведены выборы в Думу, временно установить для законного состава заседаний Думы присутствие в ним не менее ста пятидесяти ее членов.

II. Возложить на Председателя Государственного Совета, по соглашению с Председателем Совета Министров, представление Нам на утверждение временных правил о допущении в заседания Государственной Думы посторонних лиц и об охранении в помещениях Думы должного порядка, впредь до издания правил по сему предмету на основании статьи 63 учреждения Государственной Думы.

Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставить учинить надлежащее распоряжение.

НИКОЛАЙ

Быть по сему.

Учреждение Государственной Думы.

I. О составе и устройстве Государственной Думы.

1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к Верховной Самодержавной власти, по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного Совета.

2. Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в Положении о выборах в Думу.

3. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий её членов распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время её созыва.

4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.

5. Государственная Дума может для предварительной разработки подлежащих её рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии.

6. Число отделов и комиссий, их состав, а также предметы их ведомства устанавливаются Государственною Думою.

7. Для законного состава заседаний Государственной Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.

8. Расходы по содержанию Государственной Думы относятся на счет Государственного Казначейства.

II. О председателях Государственной Думы, её отделов и комиссий.

9. Председатель Государственной Думы и два его товарища избираются Думою из числа её членов на год, по истечении коего те же лица могут быть вновь избираемы. Председатель, кроме указанного в статье 3, случая исполняет свои обязанности впредь до нового выбора Председателя. Избранный на последний год на пятилетия (ст. 2) Председатель исполняет свои обязанности до окончания пятилетия. В случае отсутствия председателя его обязанности исполняет один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный.

10. Председатель Государственной Думы всеподданнейше повергает на Высочайшее благовоззрение о занятиях Думы.

11. Председатели отделов и комиссий (ст. 5) избираются ими из своей среды.

12. Для соображений общих, возникающих относительно деятельности Государственной Думы вопросов под председательством её Председателя состоит Совещание, в состав коего входят товарищи Председателя Думы, а равно секретарь Думы и один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный.

III. О членах Государственной Думы.

13. Члены Государственной Думы при вступлении в Думу дают торжественное обещание по прилагаемой при сем форме.

14. Члены Государственной Думы пользуются полною свободою суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

15. Член Государственной Думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе как по распоряжению судебной власти, а равно не подлежит личному задержанию за долги.

16. Для лишения свободы члена Государственной Думы во время её сессии должно быть испрошено предварительное разрешение Думы, кроме случая привлечения члена Думы к ответственности в порядке, указанном в статье 22, равно как случая задержания при самом совершении преступного деяния или на следующий день.

17. Член Государственной Думы может отказаться от сего звания, заявив о сем письменно Председателю Думы. Член Думы, отказавшийся дать торжественное обещание при вступлении в Думу (ст. 13), почитается сложившим с себя свое звание.

18. Член Государственной Думы выбывает из её состава в случае: а) утраты русского подданства; б) утраты ценза, дающего право на участие в выборах; в) поступления на действительную военную службу, и г) назначения по гражданской государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдельными частями

19. Сверх указанных в предшедшей (18) статье случаев член Государственной Думы выбывает из её состава в случае наступления обстоятельств, указанных в пунктах а , б , д , е и ж статьи 7 положения о выборах в Думу.

20. Член Государственной Думы временно устраняется от участия в её собраниях в случае: а) привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях, означенных в пункте а статьи 7 положения о выборах в Думу или влекущих за собою отрешение от должности, и б) объявления несостоятельным должником — впредь до определения свойства несостоятельности.

21. Член Государственной Думы признается выбывшим из её состава (ст. 18 и 19), равно как временно устраняется от участия в её собраниях (ст. 20) по постановлению Думы.

22. Члены Государственной Думы за преступные деяния, совершенные при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления (свод. зак., т. I ч. 2, изд. 1901 г., учр. Гос. Сов., ст. 105-113).

23. Членам Государственной Думы, в течение её сессии, производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того Членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие, вместе с тем, должности Министров или Главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.

IV. О Секретарях Государственной Думы, её отделов и комиссий, о Канцелярии Думы и состоящих при ней лицах.

24. Секретарь Государственной Думы и его товарищи избираются Думою из числа её членов на пять лет (ст. 2) и исполняют свои обязанности впредь до выбора секретаря и его товарищей новым составом Думы.

25. Секретари отделов и комиссий (ст. 5) избираются ими из своей среды.

26. Для производства дел по Государственной Думе состоит при ней Канцелярия.

27. Управление Канцелярией Государственной Думы возлагается на секретаря Государственной Думы. Труды его разделяют товарищи Секретаря Думы. В случае, указанном в статье 3, управление Канцелярией Думы возлагается, впредь до избрания Секретаря новым составом Думы, на Государственного Секретаря.

28. Исполнение последовавших со стороны Председателя Государственной Думы распоряжений в видах поддержания порядка в её помещениях возлагается на пристава Думы и его помощников, которые исполняют также распоряжения председателей Думы, её отделов и комиссий для охранения порядка в их заседаниях.

29. Пристав Государственной Думы и его Помощники, в числе, определенном штатом, назначаются Председателем Думы.

30. Правила о порядке назначения и увольнения служащих в Канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы при сем прилагаются.

V. О предметах ведения Государственной Думы.

31. Ведению Государственной Думы подлежат:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, — на основании установленных правил;

в) отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за eё счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами (пол. зем. учр., ст. 94, гор. пол., ст. 88; пол. общ. упр. гор. С.-Петербурга, ст. 6 и 78).

32. Государственная Дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 55-57), за исключением Основных Государственных Законов.

33. Государственная Дума может обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными (ст. 58-60).

VI. О порядке производства дел в Государственной Думе.

34. Законопроекты или вносятся в Государственную Думу Министрами, либо Главноуправляющими отдельными частями, либо комиссиями, образованными из Членов Думы (ст. 57), или же поступают в Думу из Государственного Совета (ст. 49).

35. Заседания Общего Собрания Государственной Думы, а также её отделов и комиссий (ст. 5) назначаются, открываются и закрываются их Председателями.

36. Суждения Государственной Думы по делу прекращаются, если оно постановлением Думы признано достаточно выясненным.

37. Председатель останавливает того из членов Государственной Думы, который уклоняется от соблюдения порядка или уважения к закону. От Председателя зависит объявить перерыв заседания или его закрыть.

38. В случае нарушения порядка членом Государственной Думы он может быть удален из заседания или устранен на определенный срок от участия в собраниях Думы. Член Думы удаляется из заседания по постановлению общего собрания Думы, либо её отдела или комиссии по принадлежности, а устраняется от участия в собраниях Думы на определенный срок не иначе как по постановлению Общего её Собрания.

39. Во всех собраниях Государственной Думы могут присутствовать Министры и Главноуправляющие отдельными частями, но участвовать в голосовании они имеют право только в том случае, если состоят членами Думы.

40. Государственная Дума может обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых ею дел. Министры и Главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Думе разъяснений по таким предметам, кои по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению. Равным образом министры и главноуправляющие должны быть выслушаны в заседаниях Думы каждый раз, когда они о том заявят.

41. Разъяснения сообщаются в указанном предшедшею (40) статьею порядке Министрами и Главноуправляющими отдельными частями как лично, так и через их товарищей или начальников отдельных частей центрального управления. Сведения же по специальным предметам могут быть предъявляемы ими при содействии других должностных лиц, заведывающих делами по означенным предметам.

42. В заседания отделов и комиссий (ст. 5) ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются.

43. Председателю Государственной Думы предоставляется разрешать присутствие в заседаниях общего её собрания, кроме заседаний закрытых, посторонним лицам в числе не превышающем количества отведенных для них мест с соблюден ем установленных правил. От Председателя Думы зависит разрешать с соблюдением тех же правил присутствовать в заседаниях общего её собрания, кроме заседаний закрытых, представителям выходящих в свет изданий повременной печати в числе не превышающем количества отведенных для них мест, но не более одного от отдельного издания. В заседаниях общего собрания Государственной Думы, кроме заседаний закрытых, имеют право присутствовать члены Государственного Совета, сенаторы и особы Дипломатического Корпуса. В случае нарушения лицами, допущенными в заседание, правильности его хода они удаляются из заседания по распоряжению Председателя Думы.

44. Закрытые заседания Общего Собрания Государственной Думы назначаются по постановлению Общего её Собрания или по распоряжению Председателя Думы. По распоряжению Председателя Думы закрытые заседания общего её собрания назначаются и в том случае, когда Министр или Главноуправляющий отдельною частью, предметов ведомства коих касается дело, подлежащее рассмотрению Думы, заявят, что оно по соображениям государственного порядка не должно подлежать оглашению.

45. Отчет о всех заседаниях Общего Собрания Государственной Думы составляются присяжными стенографами и по одобрении Председателем Думы допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.

46. Из отчета о закрытом заседании общего собрания Государственной Думы могут подлежать оглашению в печати те части, опубликование которых сочтет возможным либо Председатель Думы, если заседание было объявлено закрытым по постановлению Думы или по распоряжению её Председателя, либо Министр или Главноуправляющий отдельною частью, если заседание было объявлено закрытым вследствие их о том заявления.

47. Законопроект, внесенный в Государственную Думу Министром или Главноуправляющим отдельною частью, может быть взят им обратно, доколе законопроекты не одобрен Думою. Законопроект, предначертанный по почину Думы, может быть взят обратно внесшим его Министром или Главноуправляющим не иначе как с согласия на то Думы. Законопроект, предначертанный по почину Государственного Совета и по его одобрении поступивший в Думу, не может быть взят обратно Министром или Главноуправляющим, внесшим такой законопроект в Совет.

48. Постановлением Государственной Думы по рассмотренным ею делам почитается мнение, принятое в Общем её Собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос Председателя Думы дает перевес. Постановление Думы об отмене выборов в Думу по неправильности их получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных Членов Думы.

49. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и ею одобренные, передаются в Государственный Совет. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и им одобренные, поступают в Государственную Думу.

50. Законопроекты, не принятые Государственною Думою или Государственным Советом, признаются отклоненными.

51. В тех случаях, когда Государственная Дума, не отклоняя предначертанного по почину Государственного Совета и им одобренного законопроекта, признает необходимым ввести в него изменения, дело для нового его рассмотрения может быть по постановлению Думы либо возвращено в Государственный Совет, либо передано в особую комиссию, образуемую из равного числа членов от Государственного Совета и Государственной Думы по выбору Совета и Думы, по принадлежности. В комиссии председательствует один из её членов, по выбору самой комиссии. Из комиссии дело с её заключением вносится в Государственный Совет и получает дальнейшее движение в установленном порядке.

52. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и одобренные как ею, так и Государственным Советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и одобренные как им, так и Государственною Думою, представляются Императорскому Величеству Председателем Государственного Совета.

53. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и не удостоившиеся Высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует Высочайшее на то повеление.

54. В том случае, когда заседание Государственной Думы не состоится по неприбытию положенного числа членов (ст. 7), подлежавшее рассмотрению дело, если оно признается внесшим его Министром или Главноуправляющим отдельною частью неотложным, назначается к новому слушанию не позднее двух после несостоявшегося заседания недель. При таком слушании дело рассматривается, каково бы ни было число прибывших в заседание членов Думы.

55. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона Члены Государственной Думы подают письменное заявление её Председателю. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона с объяснительною к проекту запискою. Если заявление это подписано не менее, чем тридцатью членами, то Председатель вносит его на рассмотрение Думы.

56. О дне слушания в Государственной Думе заявления об отмене или изменении действующего или издании нового закона извещаются Министры и Главноуправляющие отдельными частями, к предметам ведомства которых заявление относится, с сообщением им копии с заявления и относящихся к нему приложений, не позднее, как за месяц до дня слушания.

57. Если Государственная Дума разделяет изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и вносится в Думу подлежащим Министром либо Главноуправляющим отдельною частью. В случае отказа Министра или Главноуправляющего от составления такого законопроекта, Думою может быть образована для его выработки комиссия из своей среды.

58. В сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со стороны Министров или Главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными, члены Думы подают письменное заявление Председателю Думы. Если заявление подписано не менее чем тридцатью членами, то Председатель вносит его на обсуждение Думы.

59. Принятое большинством членов Государственной Думы заявление (ст. 58) сообщается подлежащему Министру или Главноуправляющему отдельною частью, которые не далее одного месяца со дня передачи им заявления либо сообщают Думе надлежащие сведения и разъяснения, либо извещают Думу о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

60. Если Государственная Дума большинством двух третей её Членов не признает возможным удовлетвориться сообщением Министра или Главноуправляющего отдельною частью (ст. 59), то дело представляется Председателем Государственного Совета на Высочайшее благовоззрение.

61. В Государственную Думу воспрещается являться депутатам, а также представлять словесные и письменные заявления и просьбы.

VII. О внутреннем распорядке в Государственной Думе.

62. Подробности внутреннего распорядка в Государственной Думе, предметы ведомства и порядок действия указанного в статье 12 совещания, а также обязанности Канцелярии Думы, её Пристава и подведомственных ему лиц определяются наказом, издаваемым Думою в развитие правил сего учреждения. Наказ сей публикуется во всеобщее сведение через Правительствующий Сенат.

63. Правила о допущении в заседания Государственной Думы посторонних лиц и об охранении в помещениях Думы должного порядка составляются по соглашению Председателя Государственной Думы с Председателем Совета Министров и утверждаются Высочайшею властью.

Граф Сольский

Приложение к статье 13.

Торжественное обещание членов Государственной Думы.

«Мы, нижепоименованные, обещаем пред Всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности Членов Государственной Думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность Его Императорскому Величеству Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся».

Председатель Государственного Совета Граф Сольский

Приложение к статье 30.

Правила о порядке назначения и увольнения служащих в Канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы.

1. Канцелярия Государственной Думы состоит из делопроизводителей и их помощников, казначея, присяжных стенографов и писцов. Число служащих в Канцелярии и оклады их содержания, а равно суммы на вознаграждение писцов и на канцелярские расходы, определяются штатом.

2. Назначение и увольнение служащих в Канцелярии принадлежит Секретарю Государственной Думы.

3. Не могут быть принимаемы на службу в Канцелярию и состоять в ней на службе: а) не достигшие гражданского совершеннолетия; б) обучающиеся в учебных заведениях; в) иностранные подданные и г) лица, не допускаемые к выборам в Государственную Думу на основании статьи 7 положения о выборах в Думу.

4. Лица женского пола могут быть допускаемы к занятиям в Канцелярии только письмоводству и счетоводству.

5. Делопроизводители Канцелярии и их помощники назначаются из лиц, окончивших курс в одном из высших учебных заведений и пробывших на службе государственной или по выборам дворянским, земским и городским не менее трех лет.

6. Лица, поступающие на службу в Канцелярию, приносят присягу на верность службы, если эта присяга не была ими принесена ранее.

7. Состоящим на службе в Канцелярии воспрещается участие в учреждении всяких торгово-промышленных предприятий и кредитных установлений или в управлении ими, в также все вообще частные занятия, которые совещание, указанное в статье 12 учреждения Государственной Думы, признает несовместимыми со службою в Канцелярии Думы.

8. Из числа служащих в Канцелярии доступ в заседания Государственной Думы имеют, сверх присяжных стенографов, делопроизводители и их помощники.

9. Служащим в Канцелярии воспрещается разглашать сведения, которые стали им известны по служебному их положению, если сведения эти оглашению не подлежат.

10. За нарушение служебных обязанностей служащие в Канцелярии подлежат ответственности на основаниях, установленных для должностных лиц, состоящих на действительной гражданской государственной службе. Права и обязанности начальства сих должностных лиц принадлежат, в отношении служащих в Канцелярии, совещанию, указанному в статье 12 учреждения Государственной Думы.

11. Служащие в Канцелярии и их семьи пользуются пенсиями и единовременными пособиями из казны применительно к постановлениям общего устава о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам.

12. Правила, изложенные в статьях 3, 6, 7 и 9 - 11, имеют соответственное применение к Приставу Государственной Думы и его Помощникам.

Председатель Государственного Совета Граф Сольский

«Государственный архив Российской Федерации» (ГА РФ)

Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция. СПб., 1991.

Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России: (Начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ). М., 1995.

Лейберов И.П., Марголис Ю.Д., Юрковский Н.К. Традиции демократии и либерализма в России // Вопросы истории. 1996. № 2. С. 3-14.

Первая российская революция и парламентаризм в России: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (ноябрь 1995 г.). Ставрополь, 1995.

Шацилло К.Ф. Первая Государственная Дума // Отечественная история. 1996. № 4. С. 60-71.

Что такое «булыгинская дума»?

Каков был механизм выборов депутатов Думы?

Назовите дела, подлежащие ведению Думы.

Каков был порядок рассмотрения законопроектов в Думе?

Почему была распущена I Государственная Дума?

Глава первая. О составе и устройстве Государственной Думы.

1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе Основных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и Учреждении Государственного Совета.

2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в Положениях о выборах в Думу...

5. Государственная дума может для предварительной разработки подлежащих ее рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии...

7. Для законного состава заседаний Государственной думы требуется присутствие не менее одно трети всего числа данного состава членов Думы.

8. Расходы по содержанию Государственной думы относятся на счет Государственного казначейства...

Глава третья. О членах Государственной думы.

14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждения и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

15. Член Государственной думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе, как по распоряжению судебной власти, а равно не подлежит личному задержанию за долги...

Глава пятая. О предметах ведени.: Государственной думы.

31. Ведению Государственной думы подлежат:

1) предметы, требующие издания законов и штаты, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

2) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, -на основании установленных правил;

3) отчет Государственного контроля по исполнению государственной росписи;

4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;

3!) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим повелениям.

Примечание. Ведение Государственной думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами...

Глава шестая. О порядке производства дел в Государственной думе.

34. Законопроекты или вносятся в Государственную думу министрами, либо главноуправляющими отдельными частями, либо комиссиями, образованными из членов думы (ст.57), или же поступают в Думу из Государственного совета (ст.49)...

55. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона члены Государственной думы подают письменное заявление ее председателю. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона с объяснительной к проекту запиской. Если заявление это подписано не менее, чем тридцатью членами, то председатель вносит его на рассмотрение Думы...

(ПСЗ. Собр. 3-е. Т. XXVI. №27424)

27.Извлечение из "Основных Государственных Законов" (1906 г.)

Раздел первый

1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних своих делах

Управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных Установлениях. Употребление местных языков и наречий в

государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая

О существе верховной самодержавной власти

4. Императору всероссийскому принадлежит верховная

самодержавная власть. Повиноваться власти его не только за страх,

но и за совесть сам бог повелевает.

7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой.

8. Государю императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной думе.

9. Государь император утверждает законы и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского.

В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям.

11. Государь император в порядке верховного управления издает в соответствии с законами указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.



12. Государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

13. Государь император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь император есть державный вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства...

16. Государю императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

17. Государь император назначает и увольняет председателя Совета Министров, министров и главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения...

19. Государь император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий...

22. Судебная власть осуществляется от имени государя императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем императорского величества...

О законах.

84. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке...

86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора...

87. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном. Совет министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта, не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в учреждения Государственного совета или Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим министром или главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная дума или Государственный совет...

Глава десятая

О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий

98. Государственный совет и Государственная дума ежегодно взываются указами государя императора.

99. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и Государственной думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами государя императора.

104. Состав членов Государственного совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий их членов по указу государя императора, коим назначаются и новые выборы членов Совета.

105. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва

106. Государственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами.

107. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно государю императору.

ПО. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.

111. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственной думой, признаются отклоненными.

(ПСЗ. Собр.3-е. Т. XXVI. № 27805)

28.Из именного Высочайшего указа, данного Сенату "Учреждение Государственного Совета" (25 апреля 1906 г.)

В ведение

1. Государственный совет составляет государственное установление, в коем обсуждаются законодательные предположения, восходящий к верховной самодержавной власти по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственной думы. В

Государственном совете образуются также департаменты и особые присутствия для рассмотрения дел, к ведению оных отнесенных.

2. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам.

3. Председатель и вице-председатель Государственного совета назначаются ежегодно высочайшей властью из числа членов Совета по высочайшему назначению...

Раздел первый

О Государственном совете

Глава первая

О членах Государственного совета

9. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. Состав присутствующих в Совете членов по высочайшему назначению может быть пополняем из числа сих членов, как не присутствующих в Совете, так и вновь назначаемых. Члены по высочайшему назначению увольняются только по их о том просьбам.

Глава вторая

О порядке производства дел в Государственном совете.

29. Законопроекты поступают в Государственный совет из Государственной думы. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета, вносятся в Совет либо министрами и главноуправляющими отдельными частями, либо комиссиями, образованными из членов Государственного совета...

43. Государственный Совет может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст.54-56), за исключением Основных государственных законов...

Раздел второй.

О департаментах и особых присутствиях в Государственном совете.

Глава первая.

О департаментах.

66. В составе Государственного совета состоят два департамента: Первый и Второй...

68. Ведению Первого департамента подлежат:

1) дела об учреждении заповедных имений;

2) дела об утверждении в почетных достоинствах (княжеском, графском и баронском) и о передаче дворянами фамилий, гербов и титулов;

3) дела, из общих собраний Правительствующего сената на основании Учреждения оного поступающие;

4) дела об ответственности за преступные деяния, совершенные членами Государственного совета и членами Государственной думы при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сим званиям, а также об ответственности за нарушение долга службы председателя Совета Министров, министров, главноуправляющих отдельными частями, наместников и генерал-губернаторов и о предании суду за преступления должности прочих высших чинов, занимающих должности первых трех классов;

5) дела об употреблении имуществ или капиталов, пожертвованных для определенной надобности казне, земству, городу или какому-либо обществу, учреждению и т.п., если употребление сих имуществ или капиталов, сообразно указанному жертвователем назначения, сделается по изменившимся обстоятельствам невозможным (зак. гражд., ст. 986).

69. Ведению Второго департамента подлежат:

1) кассовый отчет министра финансов;

2) годовые отчеты Государственного банка и государственных сберегательных касс;

3) годовые отчеты государственных Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков;

4) отчеты С.- Петербургской и Московской ссудных казен при разногласии между министром финансов и государственным контролером;

5) годовой отчет по операции выдачи ссуд на сельскохозяйственные улучшения;

6) дела о разрешении постройки частных железных дорог, если не требуется ассигнования средств из казны, а равно дела об устройстве подъездных путей в тех случаях, когда для сего требуется высочайшее разрешение...

7) дела об избрании способов удовлетворения правительства по его претензиям к железным дорогам, принятым в казенное

заведование от несостоятельных обществ (Уст. железн. дор., изд. 1886 г., ст. 143)...

(ПСЗ. Собр.3-е. Т. XXVI. № 27808)

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ (1906 г., февраля 20)

(Извлечение )

I. О составе и устройстве Государственной Думы.

  • 1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к Верховной Самодержавной Власти по силе Основных Законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного Совета.
  • 2. Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в Положении о выборах в Думу.
  • 3. Государственная Дума может быть, до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.
  • 4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.
  • 5. Государственная Дума может для предварительной разработки подлежащих ее рассмотрению дел образовывать из своей среды Отделы и Комиссии.
  • 6. Число Отделов и Комиссий, их состав, а также предметы их ведомства, устанавливаются Государственной Думой.
  • 7. Для законного состава заседаний Государственной Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава Членов Думы.

ПСЗ, Собрание третье, т. XXVI, отделение первое , № 27424.

Первый вариант Учреждения Государственной думы (т.е. положения о ней) был составлен весной – летом 1905 г. для законосовещательной ("Булыгинской") думы. Он был написан под руководством министра внутренних дел А.Г.Булыгина помощником начальника главного управления по делам местного хозяйства С.Е.Крыжановским. На этом этапе были отклонены предложения многих сановников и консервативных публицистов о включении выборных в Государственный совет, т.к это вело либо к низкой представительности, либо к растворению назначаемых членов в сотнях выборных. Было признано неудобным созвать Земский собор из опасения его выхода из-под контроля правительства, а также некомпетентности его членов.

Затем проект Булыгина-Крыжановского был одобрен Советом министров под председательством гр. Д.М.Сольского (с поправками о запрете Думе инициировать пересмотр Основных законов, праве императора на досрочный роспуск палаты и др.) и Петергофским особым совещанием под председательством императора (также с поправками об отмене утверждения императором председателя Думы и др.) и 6.8.1905 утвержден Николаем II.

Учреждение предусматривало, что Дума создается "для предварительной разработки законодательных предположений, восходящих по силе Основных законов через Государственный совет к верховной самодержавной власти". Дума наделялась совещательными полномочиями: ее заключение по законопроектам и мнения по ним, высказанные в Государственном совете, подлежали докладу императору, который должен был принимать окончательное решение. Законопроекты, признанные неприемлемыми обеими палатами большинством 2/3 голосов, должны были считаться отклоненными.

После издания Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 1905 г. (см.) Учреждение было переработано Крыжановским, без существенных поправок одобрено совещанием гр. Сольского (из министров и нескольких членов Государственного совета) и II Царскосельским особым совещанием под председательством Николая II и утверждено им 20.2.1906. Закон действовал до 1917 г. В 1908 в него были внесены поправки, указанные в примечаниях. Текст приводится полностью.

Глава I. О составе и устройстве Государственной думы

1. Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного совета .

2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в Положении о выборах в Думу .

3. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий её членов распущена указом императорского величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время её созыва .

4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества .

5. Государственная Дума может для предварительной разработки подлежащих её рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии.

6. Число отделов и комиссий, их состав, а также предметы их ведомства устанавливаются Государственною Думою .

7. Для законного состава заседаний Государственной думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.

8. Расходы по содержанию Государственной Думы относятся на счет государственного казначейства.

Глава II. О председателях Государственной Думы, её отделов и комиссий

9. Председатель Государственной думы и два его товарища избираются Думою из числа её членов на год, по истечении коего те же лица могут быть вновь избираемы. Председатель, кроме указанного в статье 3 случая, исполняет свои обязанности впредь до нового выбора председателя. Избранный на последний год на пятилетия (ст. 2) Председатель исполняет свои обязанности до окончания пятилетия. В случае отсутствия председателя его обязанности исполняет один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный .

10. Председатель Государственной думы всеподданнейше повергает на высочайшее благовоззрение о занятиях Думы .

11. Председатели отделов и комиссий (ст. 3) избираются ими из своей среды.

12. Для соображений общих возникающих относительно деятельности Государственной думы вопросов под председательством ее председателя состоит Совещание, в состав коего входят товарищи председателя Думы, а равно секретарь Думы и один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный .

Глава III. О членах Государственной думы

13. Члены Государственной думы при вступлении в Думу дают торжественное обещание по прилагаемой при сем форме (прил. 1).

14. Члены Государственной думы пользуются полною свободою суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

15. Член Государственной думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе как по распоряжению судебной власти , а равно не подлежит личному задержанию за долги.

16. Для лишения свободы члена Государственной думы во время её сессии должно быть испрошено предварительное разрешение Думы, кроме случая привлечения члена Думы к ответственности в порядке, указанном в статье 22, равно как случая задержания при самом совершении преступного деяния или на следующий день .

17. Член Государственной думы может отказаться от сего звания, заявив о сем письменно председателю Думы. Член Думы, отказавшийся дать торжественное обещание при вступлении в Думу (ст. 13), почитается сложившим с себя свое звание .

18. Член Государственной думы выбывает из её состава в случае: а) утраты русского подданства; б) утраты ценза, дающего право на участие в выборах ; в) поступления на действительную военную службу ; г) назначения по гражданской государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдельными частями .

19. Сверх указанных в предшедшей (18) статье случаев член Государственной думы выбывает из её состава в случае наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2, 5. 6 и 7 статьи 7 Положения о выборах в Думу .

20. Член Государственной Думы временно устраняется от участия в её собраниях в случае: а) привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях, означенных в пункте а статьи 7 Положения о выборах в Думу или влекущих за собою отрешение от должности, и б) объявления несостоятельным должником впредь до определения свойства несостоятельности.

21. Член Государственной думы признается выбывшим из её состава (ст. 18 и 19), равно как временно устраняется от участия в её собраниях (ст. 20) по постановлению Думы.

22. Члены Государственной думы за преступные деяния, совершенные при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления (Учр. Гос. Сов., ст. 86-95) .

23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие вместе с тем должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия .

Глава IV. О секретарях Государственной думы, ее отделов и комиссий, о канцелярии Думы и состоящих при ней лицах.

24. Секретарь Государственной Думы и его товарищи избираются Думою из числа её членов на пять лет (ст. 2) и исполняют свои обязанности впредь до выбора секретаря и его товарищей новым составом Думы .

25. Секретари отделов и комиссий (ст. 5) избираются ими из своей среды .

26. Для производства дел по Государственной думе состоит при ней канцелярия.

27. Управление Канцелярией Государственной Думы возлагается на секретаря Государственной Думы. Труды его разделяют товарищи секретаря Думы . В случае, указанном в статье 3, управление канцелярией Думы возлагается, впредь до избрания секретаря новым составом Думы, на государственного секретаря .

28. Исполнение последовавших со стороны председателя Государственной думы распоряжений в видах поддержания порядка в её помещениях возлагается на пристава Думы и его помощников, которые исполняют также распоряжения председателей Думы, её отделов и комиссий для охранения порядка в их заседаниях .

29. Пристав Государственной думы и его помощники в числе, определенном штатом, назначаются председателем Думы .

30. Правила о порядке назначения и увольнения служащих в канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы при сем прилагаются.

Глава V. О предметах ведения Государственной Думы

31. Ведению Государственной Думы подлежат:

1) предметы, требующие издания законов и штатов , а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

2) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, на основании установленных правил ;

3) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи ;

4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;

5) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за eе счет ;

6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов ;

7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям .

Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного Земскими Собраниями и Городскими Думами (Пол. Зем. Учр., ст. 94, по Прод. 1906 г.; Гор. Пол., ст. 88, по Прод. 1906 г.; прил. I к ст. 1, прим. 3: ст. 6 и 78, по Прод. 1906 г.) .

32. Государственная Дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 36–37), за исключением Основных государственных законов.

33. Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными (ст. 58–60).

Глава VI. О порядке производства дел в Государственной Думе

34. Законопроекты или вносятся в Государственную Думу министрами либо главноуправляющими отдельными частями либо комиссиями, образованными из членов Думы (ст. б7), или же поступают в Думу из Государственного Совета (ст. 49).

35. Заседания общего собрания Государственной Думы, а также ее отделов и комиссий (ст. 3) назначаются, открываются и закрываются их председателями.

36. Суждения Государственной Думы по делу прекращаются, если оно постановлением Думы признано достаточно выясненным .

37. Председатель останавливает того из членов Государственной думы, который уклоняется от соблюдения порядка или уважения к закону. От председателя зависит объявить перерыв заседания или его закрыть.

38. В случае нарушения порядка членом Государственной думы он может быть удален из заседания или устранен на определенный срок от участия в собраниях Думы. Член Думы удаляется из заседания по постановлению общего собрания Думы, либо ее отдела или комиссии по принадлежности, а устраняется от участия в собраниях Думы на определенный срок не иначе как по постановлению общего ее собрания .

39. Во всех собраниях Государственной Думы могут присутствовать министры и главноуправляющие отдельными частями, но участвовать в голосовании они имеют право только в том случае, если состоят членами Думы.

40. Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых ею дел. Министры и главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Думе разъяснений по таким предметам, кои по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению. Равным образом министры и главноуправляющие должны быть выслушаны в заседаниях Думы каждый раз, когда они о том заявят.

41. Разъяснения сообщаются в указанном предшедшею (40) статьею порядке министрами и главноуправляющими отдельными частями как лично, так и через их товарищей или начальников отдельных частей центрального управления. Сведения же по специальным предметам могут быть предъявляемы ими при содействии других должностных лиц, заведывающих делами по означенным предметам.

42. В заседания отделов и комиссий (ст. 3) ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются .

43. Председателю Государственной Думы предоставляется разрешать присутствие в заседаниях общего ее собрания, кроме заседаний закрытых, посторонним лицам в числе, не превышающем количества отведенных для них мест с соблюдением установленных правил . От председателя Думы зависит разрешать с соблюдением тех же правил присутствовать в заседаниях общего её собрания, кроме заседаний закрытых, представителям выходящих в свет изданий повременной печати в числе не превышающем количества отведенных для них мест, но не более одного от отдельного издания. В заседаниях общего собрания Государственной Думы, кроме заседаний закрытых, имеют право присутствовать члены Государственного совета, сенаторы и особы дипломатического корпуса. В случае нарушения лицами, допущенными в заседание, правильности его хода они удаляются из заседания по распоряжению Председателя Думы.

44. Закрытые заседания общего собрания Государственной думы назначаются по постановлению общего её собрания или по распоряжению председателя Думы. По распоряжению председателя Думы закрытые заседания общего её собрания назначаются и в том случае, когда министр или главноуправляющий отдельною частью, предметов ведомства коих касается дело, подлежащее рассмотрению Думы, заявят, что оно по соображениям государственного порядка не должно подлежать оглашению.

45. Отчеты о всех заседаниях общего собрания Государственной думы составляются присяжными стенографами и по одобрении председателем Думы допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.

46. Из отчета о закрытом заседании общего собрания Государственной думы могут подлежать оглашению в печати те части, опубликование которых сочтет возможным либо председатель Думы, если заседание было объявлено закрытым по постановлению Думы или по распоряжению ее председателя, либо министр или главноуправляющий отдельною частью, если заседание было объявлено закрытым вследствие их о том заявления.

47. Законопроект, внесенный в Государственную Думу министром или главноуправляющим отдельною частью, может быть взят им обратно, доколе законопроекты не одобрен Думою. Законопроект, предначертанный по почину Думы, может быть взят обратно внесшим его министром или главноуправляющим не иначе, как с согласия на то Думы. Законопроект, предначертанный по почину Государственного совета и по его одобрении поступивший в Думу, не может быть взят обратно министром или главноуправляющим, внесшим такой законопроект в Совет.

48. Постановлением Государственной думы по рассмотренным ею делам почитается мнение, принятое в общем её собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос председателя Думы дает перевес. Постановление Думы об отмене выборов в Думу по неправильности их получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных членов Думы.

49. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и ею одобренные, передаются в Государственный совет. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и им одобренные, поступают в Государственную думу.

50. Законопроекты, не принятые Государственною думою или Государственным советом, признаются отклоненными.

51. В тех случаях, когда Государственная дума, не отклоняя предначертанного по почину Государственного совета и им одобренного законопроекта, признает необходимым ввести в него изменения, дело для нового его рассмотрения может быть по постановлению Думы либо возвращено в Государственный Совет, либо передано в особую комиссию, образуемую из равного числа членов от Государственного совета и Государственной думы по выбору Совета и Думы по принадлежности. В комиссии председательствует один из ее членов по выбору самой комиссии. Из комиссии дело с её заключением вносится в Государственный совет и получает дальнейшее движение в установленном порядке .

52. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственною думою представляются императорскому величеству председателем Государственного совета .

53. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и не удостоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление.

54. В том случае, когда заседание Государственной Думы не состоится по неприбытию положенного числа членов (ст. 7), подлежавшее рассмотрению дело, если оно признается внесшим его министром или главноуправляющим отдельною частью неотложным, назначается к новому слушанию не позднее двух после несостоявшегося заседания недель. При таком слушании дело рассматривается, каково бы ни было число прибывших в заседание членов Думы.

55. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона члены Государственной думы подают письменное заявление ее председателю. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона с объяснительною к проекту запискою. Если заявление это подписано не менее чем тридцатью членами, то председатель вносит его на рассмотрение Думы.

56. О дне слушания в Государственной думе заявления об отмене или изменении действующего или издании нового закона извещаются министры и главноуправляющие отдельными частями, к предметам ведомства которых заявление относится, с сообщением им копии с заявления и относящихся к нему приложений не позднее как за месяц до дня слушания.

57. Если Государственная дума разделяет изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и вносится в Думу подлежащим министром либо главноуправляющим отдельною частью. В случае отказа министра или главноуправляющего от составления такого законопроекта Думою может быть образована для его выработки комиссия из своей среды .

58. В сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со стороны министров или главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными, члены Думы подают письменное заявление председателю Думы. Если заявление подписано не менее чем тридцатью членами, то председатель вносит его на обсуждение Думы.

59. Принятое большинством членов Государственной думы заявление (ст. 58) сообщается подлежащему министру или главноуправляющему отдельною частью, которые не далее одного месяца со дня передачи им заявления либо сообщают Думе надлежащие сведения и разъяснения, либо извещают Думу о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

60. Если Государственная Дума большинством двух третей её членов не признает возможным удовлетвориться сообщением министра или главноуправляющего отдельною частью (ст. 59), то дело представляется председателем Государственного совета на высочайшее благовоззрение .

61. В Государственную Думу воспрещается являться депутатам, а также представлять словесные и письменные заявления и просьбы.

Глава VII. О внутреннем распорядке в Государственной думе

62. Подробности внутреннего распорядка в Государственной думе, предметы ведомства и порядок действия указанного в статье 12 Совещания, а также обязанности канцелярии Думы, её пристава и подведомственных ему лиц определяются Наказом, издаваемым Думою в развитие правил сего учреждения. Наказ сей публикуется во всеобщее сведение через Правительствующий сенат .

63. Правила о допущении в заседания Государственной думы посторонних лиц и об охранении в помещениях Думы должного порядка составляются по соглашению председателя Государственной думы с председателем Совета министров и утверждаются высочайшею властью.

Приложение к статье 13

Торжественное обещание членов Государственной думы.

«Мы, нижепоименованные, обещаем пред всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности членов Государственной думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность его императорскому величеству государю императору и самодержцу всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся».

Приложение к статье 30

Правила о порядке назначения и увольнения служащих в канцелярии Государственной думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы.

1. Канцелярия Государственной Думы состоит из делопроизводителей и их помощников, казначея, присяжных стенографов и писцов. Число служащих в канцелярии и оклады их содержания, а равно суммы на вознаграждение писцов и на канцелярские расходы определяются штатом.

2. Назначение и увольнение служащих в канцелярии принадлежит секретарю Государственной думы.

3. Не могут быть принимаемы на службу в канцелярию и состоять в ней на службе: а) не достигшие гражданского совершеннолетия; б) обучающиеся в учебных заведениях; в) иностранные подданные и г) лица, не допускаемые к выборам в Государственную думу на основании статьи 7 Положения о выборах в Государственную думу.

4. Лица женского пола могут быть допускаемы к занятиям в канцелярии только по письмоводству и счетоводству.

5. Делопроизводители канцелярии и их помощники назначаются из лиц, окончивших курс в одном из высших учебных заведений и пробывших на службе государственной или по выборам дворянским, земским и городским не менее трех лет.

6. Лица, поступающие на службу, приносят присягу на верность службы, если эта присяга не была ими принесена ранее.

7. Состоящим на службе в канцелярии воспрещается участие в учреждении всяких торгово-промышленных и кредитных установлений или в управлении ими, а также все вообще частные занятия, которые Совещание, указанное в статье 12 Учреждения Государственной думы, признает несовместимыми со службою в канцелярии Думы.

8. Из числа служащих в канцелярии доступ в заседания Государственной думы имеют сверх присяжных стенографов делопроизводители и их помощники.

9. Служащим в канцелярии воспрещается разглашать сведения, которые стали им известны по служебному их положению, если сведения эти оглашению не подлежат.

10. За нарушение служебных обязанностей служащие в канцелярии подлежат ответственности на основаниях, установленных для должностных лиц, состоящих на действительной гражданской государственной службе. Права и обязанности начальства сих должностных лиц принадлежат в отношении служащих в канцелярии Совещанию, указанному в статье 12 Учреждения Государственной думы.

11. Служащие в канцелярии и их семьи пользуются пенсиями и единовременными пособиями из казны применительно к постановлениям Общего Устава о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам.

12. Правила, изложенные в статьях 3, 6, 7 и 9-11имеют соответственное применение к приставу Государственной думы и его помощникам .

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 26. СПб., 1909. № 27424. Отделение 1. С. 150-154. Отделение 2. С. 58-59.