» »

Особенности социалистической модели и внешнеполитического развития. Социалистическая модель в послевоенной европе

26.02.2024

Во второй половине ХХ в.

Особенности социалистической модели модернизации в странах Восточной Европы. На рубеже XIX-XX в. восточноевропейский регион составлял континентальную «периферию». Процесс утверждения капиталистических отношений и развития гражданского общества носил здесь особенно замедленный характер. Основная часть населения была дистанцирована от политической жизни, консервативна с точки зрения экономической и социальной мотивации, ориентирована на эгалитарные и патерналистские идеалы. В первой половине ХХ в. развертывание модернизационных процессов значительно ускорилось, но фатальную роль сыграли две мировые войны. Восточноевропейские страны оказались в эпицентре геополитического противостояния и военных действий. Их границы не раз подвергались радикальным изменениям. Демографические потери, экономические разрушения, социально-психологический стресс носили почти катастрофический характер.

В условиях «холодной войны» Восточная Европа оказалась за «железным занавесом». Уже к 1948-1949 гг. во всех странах региона возникли просоветские режимы. Начался период «построения основ социализма». При этом переход к строительству социализма по советскому образцу предполагал особую специфику по сравнению с иными моделями «догоняющего развития». Была поставлена задача социализации всей общественной структуры в духе марксистско-ленинского классового подхода, в том числе ликвидации частнособственнической эксплуатации, обеспечения полного преобладания наемного труда и его максимального обобществления, поэтапной ликвидации многоукладности. Экономическая эффективность реформ была принесена в жертву. Основная роль отводилась искоренению «нетрудовых элементов», закреплению нового типа социальной мотивации, эгалитарных морально-этических норм. Важными факторами становились ускоренный темп преобразований и абсолютные количественные показатели роста. Стремительное, тотальное преобразование всей социально-экономической системы рассматривалось как залог наименее болезненного перехода к справедливому и эффективному общественному устройству (в китайской практике этот подход получил характерное название «великого скачка»).



Основными направлениями экономической политики в период «построения основ социализма» стали индустриализация, национализация промышленности и банковского сектора, начало коллективизации сельского хозяйства, формирование новой управленческой и распределительной системы. Национализация первоначально охватила предприятия тяжелой промышленности и банковский сектор. Но уже началу 1950-х гг. она распространилась практически все отрасли производства. Государственной собственности в промышленности уже тогда составила более 90%. Преобразования в сельском хозяйстве несколько отставали по темпам от индустриализации. Основной формой коллективизации агарного сектора в эти годы стало так называемое «формальное» кооперирование. Из-за недостатка инвестиций «коллективизировалась» лишь организация крестьянского труда при сохранении устаревшей технической и технологической базы. Государство распространило контроль на весь рынок капиталов и ценных бумаг, а затем и полностью ликвидировало в этой сфере частную инициативу. Произошел отход от принципов рыночного ценообразования. Планирование экономического развития приобрело жесткий, директивный характер. Оно стало основываться на физических объемах продукции (так называемые «валовые показатели») и полностью игнорировало реальный денежный эквивалент производимой продукции.

К середине 1950-х гг. Восточная Европа достигла существенных успехов в «догоняющем развитии». Был совершен рывок в наращивании промышленного потенциала и модернизации социальной структуры населения. В масштабах региона был завершен переход к индустриально-аграрному типу развития. Однако стремительный рост производства сопровождался увеличением отраслевых диспропорций. Создаваемый экономический механизм был во многом искусственным, не учитывающим региональную специфику. Экономический рост осуществлялся на экстенсивной основе, т.е. за счет все большего вовлечения количества рабочей силы, энергии и сырья. Формировалась «мобилизационная» система экономических отношений, в которой вертикальная командно-административная структура заменяла действие горизонтальных рыночных связей. Неизбежным следствием стала бюрократизация экономического управления, появление скрытой коррупции. Чрезвычайно низкой оказалась и социальная эффективность этой экономической системы.

Начало политических перемен в СССР в середине 1950-х гг. дало толчок для пересмотра реформаторской стратегии. Наибольшие изменения коснулись Польши, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Югославии – то есть стран, где индустриализация и экономическая эмансипация населения успешно развивалась еще в межвоенный период. По мере ослабления политического контроля со стороны Москвы в руководстве местных коммунистических партий активизировались сторонники отказа от форсированных реформ и создания более сбалансированной социально-экономической модели. Однако попытки построения «социализма с человеческим лицом» не увенчались успехом. В их основе лежала идея привнесения в социалистическую экономику элементов рыночных отношений и смягчения административного регулирования. Ставка делалась на активизацию личной трудовой мотивации, раскрепощение экономического поведения человека. Но эти шаги не сопровождались перестройкой форм собственности. Сохранялся жесткий государственный контроль над ценообразованием и внешней торговлей, бюрократическое распределение фондовых средств. Трудовые отношения полностью регулировались государственным законодательством. В результате, прослойка динамичных и предприимчивых работников, откликнувшихся на новации, оставалась зависимой от административной системы.

По мере углубления реформ становилось очевидно, что создание «социалистического рынка» невозможно без освобождения от бюрократической и идеологической опеки. Требовался переход к самостоятельному развитию рыночного сектора, децентрализации и коммерциализации инвестиционной сферы, правовому оформлению рыночного типа трудовых отношений. Но отказ от государственной монополии в этих вопросах требовал пересмотра самих основ коммунистической идеологии, а, фактически, означал крах самого социализма. Символом перелома в истории восточноевропейского социализма стали события «пражской весны» 1968 г., когда руководство чехословацкой компартии попыталось перейти от экономических к политическим реформам. Лишь вторжение войск Организации Варшавского договора остановило этот процесс. В последующие годы восточноевропейские страны, как и сам Советский Союз, оказались в полосе «застоя» – инерционного социально-экономического развития на фоне все большего обострения социально-психологического кризиса общества.

Последняя серия социалистических реформ была проведена в восточноевропейских странах во второй половине 1980-х гг. по аналогии с советской «перестройкой». Схожими оказались и причины их поражения. По сути, «перестроечные» реформы представляли собой новый рывок в «догоняющем развитии». Источниками «ускорения» считались децентрализация государственного управления экономикой, переход на принципы самофинансирования и самоокупаемости производства. Однако неэффективность «социалистического рынка» уже доказал провал реформ 1960-х гг. К тому же «догонять» теперь пришлось страны Запада, уже вступившие на путь постиндустриального развития, в том числе создание создания инновационной модели производства, эффективного сочетание крупного и малого бизнеса, перехода к ресурсо- и энергосберегающим технологиям. Попытка социалистических стран выдержать экономическое соревнование лишь за счет административных реформ и поверхностного влияния на трудовую мотивацию населения, была обречена на провал. Попытка же активизировать экономическую модернизацию за счет политических реформ, ввода многопартийности и обеспечения идеологического плюрализма, лишь ускорили развал социалистической системы.

В конце 1980-х гг. волна «бархатных революций» уничтожила монополию коммунистических партий в странах Восточной Европы и открыла период либерально-демократического развития. В то же время эпоха социализма сыграла огромную роль в процессе ускоренной модернизации восточноевропейского общества. Несмотря на создание деформированной экономической модели и насаждение чуждой для большей части общества коммунистической идеологии, социалистическое строительство позволило закрепить индустриальный тип развития, обеспечить высокие темпы научно-технического прогресса, завершить сложнейший процесс урбанизации и подготовить условия для становления институтов гражданского общества. Для завершения постсоциалистических преобразований странам Восточной Европы понадобилось лишь одно десятилетие. Со вступлением большинства из них в Европейский Союз в 2004 г. эпоха «догоняющего развития» осталась в прошлом.

«Новые индустриальные страны» как модель «догоняющего развития». При всей специфике модернизационных процессов в странах «первого» и «второго» «эшелонов» они имели важную общую черту – модернизация воспринималась как своего рода «проект», исторический вызов, движение по пути прогресса, выполнение некоей «исторической миссии» или, по крайней мере, защита собственной исторической самобытности. Даже в условиях органической модернизации, развивавшейся естественным и эволюционным образом, происходившие в обществе перемены получали ярко выраженное идеологическое, мировоззренческое осмысление, существенно меняли самоидентификацию человека и всю систему социализации личности. Однако существовала возможность проведения экономических преобразований и без подобного социокультурного подтекста, без непосредственной связи с идеологическими, конфессиональными, этническими факторами. В таких случаях речь шла не столько о целостной модернизации общества, сколько о целенаправленном и прагматичном формировании индустриального сектора экономики. Естественно, что полностью изолировать экономические и социокультурные процессы невозможно. Однако в условиях складывания в ХХ в. мировой экономической системы в некоторых странах появилась возможность использовать внешнеэкономические факторы для ускоренной индустриализации, асинхронной по отношению к внутреннему политическому и культурному развитию. Так сложился феномен «новых индустриальных стран» (НИС), к числу которых принято относить два региона – страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

В латиноамериканских странах переход на стадию индустриально-агарного развития осуществлялся на протяжении почти всего ХХ в. Этот процесс не приобрел таких драматических форм, как в Восточной Европе, поскольку, за исключением Кубы, осуществлялся без экспансии коммунистической идеологии и без существенного отхода от рыночных принципов. Не сложились в этих странах и предпосылки фашизации общества, поскольку индустриализация на протяжении длительного времени оставалась локальным явлением, не затрагивающим большую часть населения. Социализация личности, базовые «координаты» мировосприятия по-прежнему строились на основе принадлежности человека к закрытым социальным группам (этносам, конфессиям, общине, церковному приходу, клану и т.п.). Самосознание человека оставалось корпоративным, основанным на солидаристских, коммунитарных принципах. В большинстве случаев индустриализация не нарушала традиционные основы социальной культуры и не провоцировала массовую маргинализацию общества.

Решающее значение для развертывания индустриализации в странах Латинской Америки имела благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Оставаясь нейтральными в годы Второй мировой войны и обладая большой ресурсной базой в латиноамериканские страны получили возможность активно включиться в систему мировой торговли. Модель индустриализации, сформировавшаяся в таких условиях, получила название «импортозамещающей». Ее особенностью стало создание предприятий обрабатывающей индустрии по мере постепенного вытеснения с местных рынков импортных изделий, которые ранее оплачивались выручкой от сырьевого и продовольственного экспорта.

Первая фаза реформ, включающая создание предприятий текстильной, швейной, кожевенной, обувной, деревообрабатывающей, мебельной и ряда других отраслей, производящих потребительские товары кратко- и среднесрочного пользования, охватила 1940-е – 1950-е гг. Но потенциал импортозамещающей индустриализации оказался очень незначительным. В ходе ее развивалось производство, основанное на простых трудоинтенсивных технологиях, не требующее сложной системы смежных производств по выпуску исходных и вспомогательных материалов. Производство же основной массы потребительских и производственных товаров долговременного пользования, а также необходимой для их изготовления промежуточной продукции, с развитием которых связывались надежды на достижение промышленного самообеспечения, было затруднено. Для него не хватало ни инвестиционной, ни технологической базы. Низким оставался и объем реального платежеспособного спроса.

Возникновение хозяйственных диспропорций заставило большинство латиноамериканских стран встать в 1960-х гг. на путь «внешне-ориентированного» экономического развития. Ставка была сделана на международную промышленную специализацию и кооперацию, в условиях которых можно было рассчитывать на ускоренное развитие специализированных экспортных отраслей и за счет доходов от него – на насыщение и структурирование внутреннего рынка. С учетом экспортных задач началась и активная модернизация аграрной сферы. Правда уже в 1970-х гг. стала очевидной опасность такой политики. Экспортная ориентация сельского хозяйства оказалась не способной обеспечить сбалансированную модернизацию всей этой сферы. А эффективность промышленности, в основном ориентированной на узкий внутренний рынок, оставалась небольшой. Эта индустрия развивалась главным образом экстенсивным путем – за счет вовлечения новых сырьевых и трудовых ресурсов. Производительность труда и капитала росли еще медленнее, чем объемы производства. Катализатором экономических проблем стала стремительно нарастающая инфляция. Внешний долг региона возрос с 42,5 млрд.долл. в 1975 г. до 176,4 млрд.долл. в 1982 г. В предчувствии дефолта латиноамериканских стран началось массовое бегство капитала из Латинской Америки. В это тяжелейшее время в большинстве латиноамериканских стран началась серия радикальных реформ, получивших название «креольского неолиберализма».

Новая модель модернизации предполагала становление экспорто-ориентированной экономики, ведущая роль в которой от государства переходит к частному сектору. Основными направлениями реформ стали жесткая антиинфляционная политика, ликвидация дисбаланса во внешней торговле путем протекционистских мер, стимулирование экспорта, особенно нетрадиционного, налоговые реформы, приватизация, модернизация рынка рабочей силы. Несмотря на большие финансовые проблемы, сохранявшиеся на протяжении 1980-х – 1990-х гг., успех экспорто-ориентированного экономического курса оказался очевидным.

Еще одна группировка «новых индустриальных стран» сложилась в Юго-Восточной Азии в 1960-х – 1970-х гг. Первыми азиатскими НИСами стали «маленькие драконы» – Гонконг, Сингапур, Тайвань и Республика Корея. В 1980-х гг. к этому уровню развития приблизились и «маленькие тигры» – Малайзия, Индонезия, Таиланд и Филиппины. Модель индустриализации, апробированная в этих странах, изначально была «экспортно-ориентированной». Получив приток иностранных инвестиций и новейшие технологии, азиатские страны начали экспортировать на мировой рынок дешевую и достаточно качественную продукцию. Причем ставка была сделана на производство или хотя бы сборку предметов длительного пользования (оборудование, автомобили, бытовая электронная техника). Экспортная выручка направлялась на модернизацию производства и, по примеру Японии, на развитие новых секторов экономики. Одновременно на внутреннем рынке действовала политика импортозамещения: местные потребители могли рассчитывать только на товары местного производства.

Успех «креольского неолиберализма» в странах Латинской Америки и настоящий триумф азиатских «маленьких тигров» оказался особенно показательным на фоне экономических трудностей, переживаемых ведущими западными странами в 1970-х гг. Однако в дальнейшем ситуация разительно изменилась. В середине 1980-х гг. началось стремительное падение индекса торговой активности развивающихся стран. Причиной стал глобальный кризис неплатежей. Цены на традиционные продукты экспорта из регионов Африки, Латинской Америки, Азии значительно снизились. Сложилась ситуация, когда выплаты этих стран по внешним долгам начали превышать доходы от экспорта. В августе 1982 г. Мексика оказалась не в состоянии выплачивать свою задолженность иностранным коммерческим банкам. Вслед за этим кризис внешней задолженности стремительно распространился по латиноамериканскому региону, а затем превратился и в мировой. Несмотря на значительные усилия международных финансовых институтов, остановить рост внешнего долга развивающихся стран не удалось. Только за пять лет с 1987 по 1993 г. он увеличился на 50% и составил 1,5 трлн. долл. В эти годы значительный прогресс был достигнут только в отношении финансовых обязательств латиноамериканских стран, но это не решало проблему в целом (особенно с учетом того, что в 1990-х гг. группа стран-должников пополнилась государствами СНГ). В свою очередь, глобальный кризис внешней задолженности стимулировал переориентацию внешних экономических связей ведущих стран Запада – если в первой половине ХХ в. до 60-70% экспорта их промышленной продукции приходилось на колониальные и зависимые страны, то к началу 1960-х гг. этот показатель составлял лишь 40% , а к началу 1990-х гг. – менее 30%.

Вплоть до середины 1990-х гг. более или менее прочным оставалось положение азиатских НИСов. В этот период по динамике экспорта (11% прироста в год) они превзошли страны Европейского Союза и Северной Америки (6% прироста в год). В целом доля азиатских стран в мировой торговле достигла в 1997-1998 гг. 42-44%, тогда как доля стран ЕС сократилась до 36-40%. Но основную роль в этом рывке сыграли крупнейшие азиатские страны Китай и Индия. Азиатские НИСы вслед за Японией, напротив, втягивались в полосу кризиса. Развязка наступила в октябре 1997 г. после финансового кризиса, начавшегося в странах АТР и ставшего мировым. Но если западные страны вышли из него достаточно быстро и относительно безболезненно, то для НИСов и Азии, и Латинской Америки финансовый крах имел самые фатальные последствия. Уязвимой оказалась сама экономическая модель, созданная в НИСах. По мере укрепления национальной промышленности в этих странах роль государства в экономике начала снижаться. Смягчались таможенные пошлины, отменялись нетарифные ограничения во внешней торговле. Однако отход правительства от контроля над финансовыми рынками и банковской системой, использование методов монетаризма в кредитно-денежной сфере вели к росту спекуляций в сфере недвижимости и на финансовых рынках. Открытость экономики обернулась крайней зависимостью от мирового финансового рынка с его спекулятивными тенденциями. Сказались и собственные традиции клановых, корпоративных отношений в сфере бизнеса, высокий уровень коррупции и недостаточная эффективность государственного регулирования. Быстро начала снижаться и рентабельность рабочей силы. Рост квалификации рабочих, увеличение уровня заработной платы способствовали повышению себестоимости товаров. С другой стороны, современное производство все больше нуждается в работнике нового типа, для которого высокая трудовая дисциплина и доведенные до автоматизма производственные навыки уже не могут быть основой квалификации.

Сложившаяся ситуация в мировой экономике вызывает самые различные прогнозы и оценки – от самых пессимистических до умеренно-конструктивных. В любом случае становится очевидно, что процесс глобализации уже перестает быть экспортом определенных экономических моделей. Прямой перенос тех или иных рецептов финансовой или инвестиционной политики, заимствование тех или иных принципов менеджмента и маркетинга не приносит гарантированного успеха. Человечество начинает преодолевать синдром ускоренной модернизации, унаследованный от ХХ столетия. Экономическое развитие оказывается все теснее связано с политическими, социокультурными, демографическими, информационными процессами. Одновременно происходит радикальная перестройка самой модели экономического роста – складывание инновационной экономики информационного общества.

Капиталистическая система, сформировавшаяся несколько столетий назад, существует сегодня в большинстве стран. Однако, если сравнивать капиталистическую систему раннего этапа с современной, то можно выделить значительные различия.

За несколько столетий она претерпела существенные изменения, которые происходили постепенно, в несколько этапов. Первый этап получил название свободной конкуренции. Он начинается с зарождения капиталистических отношений и продолжается до конца 19 столетия. Его особенностью является господство на рынке мелких товаропроизводителей, которые взаимодействуют между собой в условиях свободного соперничества, где цены складываются стихийно на основе затрат, спроса, предложения, конкуренции, пронизывающей весь спектр экономических отношений. Каждый производитель может легко стать участником рынка, а также легко выйти из него. Ничто не мешает свободному развитию рыночных отношений. Экономика управляется той «невидимой рукой», о которой говорил А. Смит.

Но на определенном этапе свободная конкуренция приводит к появлению монополий. Они зарождаются в промышленном, сельскохозяйственном производстве, на транспорте, поглощая и подчиняя себе мелких товаропроизводителей, которые не могут противостоять мощному натиску этих структур. За счет своей экономической власти монополии становятся единственными производителями в той или иной отрасли или сфере деятельности. Они начинают диктовать свои условия рынку, в частности повышать цены на свою продукцию. Свободная конкуренция уже больше не определяет характер рынка. Поэтому второй этап в развитии капитализма именуется как монополистический. Монополия впервые была описана в 19 столетии австрийским экономистом Гильфердингом в работе «Финансовый капитал». В. Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» также глубоко проанализировал эту структуру. В дальнейшем экономисты Д. Робинсон, Э. Чемберлин выявили особенности рынка монополий в условиях конкурентной борьбы. Современная капиталистическая экономика немыслима без крупного производства, формы которого подвергаются определенным трансформациям. В частности, сегодня крупные производители редко представлены только одной компанией на рынке. На нем может присутствовать несколько больших структур, которые являются олигополиями. Рынок олигополии выступает в форме транснациональных корпораций, захватывающих национальный рынок и рынки других стран.

Другой особенностью монополистического рынка является присутствие в нем так называемых естественных монополий, в которых государство принимает участие через акционерный капитал. Естественные монополии функционируют в отраслях, связанных с добычей и переработкой важнейших ресурсов, а также транспорта, связи, коммуникаций и т.д. В России это, например, «Газпром», ОАО «РЖД». В этих компаниях контрольный пакет акций, как правило, принадлежит государству. Связано это с особой значимостью и ролью этих отраслей для общества в целом.

В начале 20 столетия возникает еще один важный участник экономических отношений – государство, которое существенно видоизменяет всю структуру экономических отношений. Если на первом этапе развития капитализма экономическая роль государства ограничивалась, преимущественно, установлением налоговых сборов, взиманием пошлин, контролем за некоторыми видами цен, то в дальнейшем рамки вмешательства государства существенно расширяются.

Это находит выражение в проведении кредитно-денежной и бюджетно-налоговой ценовой политики. Государство направляет усилия на достижение высоких темпов экономического роста, поддержание баланса и пропорций в экономике, оно разрабатывает меры борьбы с кризисами, безработицей, инфляцией. Важным направлением деятельности государства становится повышение благосостояния общества, помощь малоимущим, сокращение неравенства в доходах, реализация других социальных программ. Исходя из вышесказанного, следует, что второй этап в развитии капиталистической системы можно охарактеризовать и как государственно-монополистический.

Третий, новейший период в развитии капитализма, который начал формироваться в 60-х-70-х годах XX века, определяется как постиндустриальный. Появились и другие определения современного капитализма, считающие более правильным называть его неоиндустриальным и государственно-корпоративным. Особенностью новейшего этапа является то, что наравне с главной целью, присущей этой системе – извлечением прибыли, важное значение приобретает задача достижения высоких социальных параметров развития общества. Социальные приоритеты оказываются не менее значимыми, чем прибыль. Поэтому данный этап в развитии капитализма можно обозначить как социально-ориентированный. Достижение высоких социальных параметров развития капиталистической системы обеспечивается за счет активного государственного вмешательства. Деятельность же государства направлена на создание так называемых общественных благ, которые имеют коллективный характер потребления и несут большую социальную нагрузку для общества. Это выражается в поддержании общественного порядка и безопасности, расходов на образование, медицинское обслуживание, культуру, спорт, туризм, строительство дорог и др. В наше время существует несколько моделей рыночных систем, которые различаются по доли госсектора в экономике и доли распределяемого государством ВВП. По этим различиям можно выделить американскую и германскую модели, французскую и корейскую и др.

Помимо капиталистической системы в общественном развитии существовала и существует социалистическая. Эта система формировалась, в отличие от капиталистической, не эволюционным, а революционным путем в достаточно короткий временной период и в результате, как правило, насильственных изменений. Особенность возникновения социализма в отличие от предшествующих капиталистических систем в том, что эта система не «вызрела» в недрах капитализма, она построена на других социально-экономических принципах, а поэтому для ее становления необходим переходный период.

В России в 20-х годах 20 столетия переход от капитализма к социализму был связан с новой экономической политикой, в которой допускалось частное производство, наличие открытого рынка и т.д. В 90-х годах 20 столетия произошел обратный процесс: ломка социалистических отношений, приватизация, бесконтрольное доминирование рынка.

Первоначально переход от капитализма к социализму произошел только в одной стране – в России в результате революции 1917 года. Позже, после Второй мировой войны, сформировалась целая совокупность стран, которая образовала социалистическую систему. Социалистическая система того периода основывалась на экономических принципах, сформулированных Марксом и дополненных В. Лениным и некоторыми другими экономистами. Важнейшей чертой социалистической экономики явилась государственная и коллективная формы собственности вместо частной. В нашей стране небольшую долю занимала колхозно-кооперативная, в других (ныне странах Восточной Европы) в незначительном объеме допускалась частная собственность. В основном это касалось мелких предпринимателей в сфере услуг. В таких условиях рыночные отношения существенно сократились, так как отсутствовала конкуренция. Прибыль, как главная цель в капиталистической экономике, приобрела опосредованный характер, а обменные рыночные отношения, в значительной части, были заменены на распределительные. Все это существенно ограничило развитие товарно-денежных отношений, снизило эффективность рыночных механизмов, ослабило действие экономических стимулов. В итоге, экономический интерес существенно ослаб.

Особенность социалистической системы состоит в том, что государство, сосредоточив в своих руках почти всю собственность, централизованно управляло экономикой, что нашло свое выражение в повсеместном планировании (сверху донизу), в котором планы носят обязательный законодательный характер; жестком административном управлении субъектами экономики; уравнительной, в некоторой степени, системе распределения доходов.

С другой стороны, социалистическая система обладала и рядом существенных достоинств. Это касается, в первую очередь, планирования и прогнозирования, которые изначально возникали на макроуровне в социалистической системе, но, в настоящее время, проводятся во всех развитых капиталистических странах. В данном случае капиталистическая система переняла у социализма систему планирования, как эффективный механизм управления экономикой.

Важной особенностью современного капитализма, как уже отмечалось, является его социальный характер, направленность на человека, на удовлетворение его потребностей. Эта особенность была взята у социалистической системы, где главным приоритетом было право на труд, всеобщность образования, доступность медицинских услуг, ликвидация существенных различий в неравенстве доходов и др.

Несмотря на несовершенство ряда экономических отношений в социалистической системе, экономические показатели красноречиво свидетельствуют о ее динамичном развитии. Так, в СССР в период индустриализации темпы экономического роста достигали 20-25%. Наша страна после второй мировой войны вышла на второе место в мире после США по объему важнейших экономических показателей и их ежегодному абсолютному приросту.

Если же в целом сравнивать преимущества и недостатки каждой из экономических систем, то социалистическая экономика наиболее эффективно проявляла себя в условиях войн, революций и общественных катаклизмов, когда требовалось использование жестких административных мер управления. Преимущества социализма ярко проявились во время Великой Отечественной войны, когда экономика в короткий период смогла обеспечить советскую армию современным вооружением, а система управления и регулирования народным хозяйством была довольно эффективной. Наглядным примером этого явилась работа железнодорожного транспорта в период Великой Отечественной войны, когда переброска экономического потенциала из западных областей за Урал была осуществлена за короткий период в условиях бесперебойного движения грузовых составов. В капиталистической системе оперативное решение многих вопросов осложняется частной собственностью, при которой собственник земли, например, может не согласиться с прокладкой по его территории каких-либо коммуникаций.

Концентрация экономической власти в руках государства и широкое использование административных методов управления экономикой закрепило в зарубежной экономической мысли за социалистической системой название командно-административной, централизованной, нерыночной. Последнее определение во многом условно, так как товарно-денежные отношения в ней, естественно, присутствовали, но их масштаб, степень развития, по отношению к капитализму, были значительно ограничены. Социалистическая система в том виде, в котором она зародилась и сформировалась, просуществовала в большинстве стран относительно непродолжительное время. На рубеже 90-х годов XX века начался ее распад. При имеющихся недостатках, а также ошибках и просчетах в проведении экономической политики, неспособности и неумении творчески раскрыть и применить экономический потенциал и достоинства социализма, падение этой системы так же, как и ее зарождение, произошло не столько естественным, сколько насильственным путем. В результате социалистическая система начала трансформироваться опять в капиталистическую ценой огромных затрат и потерь - как экономических, так и социальных, политических, национальных, территориальных, культурных и нравственных. Обратный переход на капиталистические рельсы по своей жестокости и антисоциальной сущности был сравним с упоминавшимся уже этапом первоначального накопления капитала, когда в процессе приватизации фактически произошла ликвидация преобладающей части государственной собственности и падение роли государства как важнейшей организующей и управляющей структуры современной экономики. В погоне за тотальным насаждением частной собственности и другими приоритетами рыночной экономики: конкуренцией, прибылью, свободными ценами, за бортом остались важнейшие социальные приоритеты. Так, например, в постсоветской российской экономике 90-х годов резко снизились масштабы бесплатного медицинского обслуживания и высшего образования. Существенно сократился объем социальных выплат и помощи малоимущим. Неравенство в доходах между богатыми и бедными слоями населения достигло двадцатикратной величины. Безработица и инфляция превысили средние уровни большинства развитых капиталистических стран. Экономика в постсоциалистичеких странах до сих пор является малоэффективной, ресурсозатратной, технологически отсталой и зависимой от развитых стран.

В наиболее оптимистичном варианте развитие современной экономической системы видится сегодня многими представителями экономической науки и, прежде всего, институциональной школы, как высокоразвитое эффективное общество, представленное новейшими технологиями, высококвалифицированными менеджерами, способными результативно управлять экономикой. Нынешнее общество некоторые ученые называют неоиндустриальным, которое характеризуется как совершенным рыночным механизмом, высоким уровнем развития производительных сил, так и сильным государством, социально-развитой инфраструктурой и общественными институтами. Частная собственность превращается в акционерную, где каждый фактически является совладельцем основных средств производства, получая доход от совместного использования собственности. В то же время не стоит представлять современный капитализм как идеальную систему, лишенную всяких недостатков, подтверждением чему служит мировой экономический кризис, захвативший все мировые державы, а также социальный и духовный кризис в этом обществе. Те же представители институциональной школы (Веблен, Гэлбрейт) ставили под сомнение ценности и цели капиталистической системы. Они подчеркивали значимость общественных интересов, определяющей роли государства, коллективных, общественных форм собственности. Более того, была выдвинута идея конвергенции, т.е. перерастания капиталистического общества в более совершенное, неоиндустриальное, с социализированными общественными отношениями.

В географии восток означает ту часть света, где всходит солнце, а запад - где солнце заходит. В истории эти два понятия имеют другое значение. В то же время в различные временные эпохи они тоже означали разные понятия.

Например, слово «Восток» раньше применялось в отношении нехристианских стран. Позже оно применялось в отношении колониальных территорий. Во времена «холодной войны» слово «Восток» применялось в отношении СССР и его союзников, слово же «Запад» в отношении США и их союзников.
Позже слово «Восток» стало применяться в отношении тоталитарных государств без рыночной экономики, а слово «Запад» в отношении демократических государств с высокоразвитой экономикой, основанной на рыночных отношениях.

Сегодня на Земном шаре имеется более 190 государств. По мнению специалистов 75 из них считаются демократическими с высокоразвитой экономикой, основанной на рыночных отношениях.

Создание процветающего государства

Одной из основных особенностей развития стран Запада после Второй мировой войны является создание процветающего государства. Такое государство было образовано в 50~х годах XX века. В 60-70-х годах оно уже процветало и укреплялось.

Что такое «процветающее государство»? Процветающее государство - демократическое государство, которое способно при сохрании рыночной экономики обеспечить своим гражданам благополучную жизнь с гарантированным социальным обеспечением,

Человечество смогло создать такое государство в 50-х годах XX столетия. Случиться это могло потому, что здравомыслящие люди, политики к этому времени полностью осознали, что государство должно наделе обеспечить социальную защиту граждан, их права и свободы.

Какие же факторы позволили построить процветающее государство?

Первым фактором является новая мощная волна демократического движения после Второй мировой войны, требование демократических сил проведения коренных социальных реформ. Во-вторых, этому поспособствовала и «холодная война». Западные политики не хотели, чтобы на территории их государств пустили корни подрывные коммунистические идеи.

Самым действенным средством защиты граждан от подрывных коммунистических идей было строительство справедливого процветающего общества. Конечно же, такое государство не могло быть построено само по себе. Для этого необходимо было затратить огромные средств на социальную защиту граждан. А следовательно, чтобы иметь такие средства и платить гражданам высокую заработную плату, экономика самого государства должна была процветать.

Причины бурного развития экономики стран Запада

К началу 50-х годов промышленное производство стран Западной Европы достигло своего довоенного уровня. В 50-60 годы экономика этих стран стала бурно развиваться.

Какие факторы обеспечили такое развитие экономики?

Во-первых, США и страны Западной Европы во время Второй мировой войны и после нее предприняли меры по предотвращению возникновения неустойчивости товарно-денежных отношений. В частности, были созданы Международный валютный фонд и Европейский банк реконструкции и развития.

Во-вторых, неоценима была роль «плана Маршалла». В соответствии с ним США в период с 1948 по 1952 год оказали странам Западной Европы помощь в размере 13 млрд долларов.

В-третьих, были созданы благоприятные условия для внешней торговли - это ликвидация протекционизма и таможенных преград. Например, только на товары, ввозимые из США, таможенные пошлины сократились на 50%. Эго привело к процветанию международной торговли. Например, ежегодные темпы роста международной торговли за период 1948-1960 гг. составлял в среднем 6%, а в период 1960-1973 гг. - 9%. В самой Европе объем межгосударственной торговли за период 1950-1970 гг. вырос с 18 млрд долларов до 129 млрд долларов. Таким образом, внешняя торговля превратилась в источник экономического развития.

В-четвертых, уделялось огромное внимание интеллектуальной мощи народа и своевременному внедрению в производство новой техники и технологий. Промышленность была перестроена по последнему слову техники. Сельское хозяйство не просто было механизировано, в нем
произошла в полном понимании революция - внедрялись биотехнологии и химизация.

В-пятых, нефть стала использоваться в полном объеме в качестве топлива. Она в экономической жизни превратилась в основное движущее средство. К тому же она была очень дешевая. Стоимость одного барреля (159 литров) нефти стоила всего 1,5 доллара.

В-шестых, в западных странах стала проводиться политика упорядочения государственной экономики, которая осуществлялась на основе создания смешанной экономики. Было достигнуто соответствие в экономике частной собственности, частной предпринимательской деятельности и государственного капитала.

В-седьмых, вопрос развития экономики высокими темпами был возведен в ранг правительственной политики. Инвестирование экономики всесторонне поощрялось.
Вышеперечисленные факторы позволили почти всем западным странам уже к (975 году создать крепкую систему социального обеспечения. Государство взяло на себя заботу об оказании помощи вдовам, сиротам, инвалидам, многодетным семьям, работающим гражданам, чей заработок был ниже прожиточного минимума. Были социально застрахованы: работающие - от безработицы от 52 до 67%, от несчастных случаев - от 48 до 94%, по временной нетрудоспособности из-за болезни - от 72 до 100% населения.
От 80 до 100% человек, достигших пенсионного возраста, были обеспечены пенсией. От 28 до 60% государственного бюджета расходовалось на социальные нужды. Работающим стати платить высокую заработную плату. Это повысило потребительский спрос. Например, во Франции на 1000 работающих приходилось: 636 автомобилей, 769 телевизоров, 844 холодильника. Государство привело в соответствие с законом трудовые отношения;

В законах о труде были гарантированы необходимые права в вопросах занятости, направления на работу и увольнения с работы. Таким образом, на Западе добились строительства полноценного индустриального общества.

Процесс объединения (интеграции) в Европе

Объединение западных стран а экономическом плане явилось еще одной особенностью развития Запада во второй половине XX века. Положение европейских стран после войны вынудило их совместно решать свои экономические проблемы. В 1951 году шесть европейских стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Голландия, ФРГ и Франция) создали союз по производству стали и угля. В 1957 году оно было переименовано в «Европейское экономическое сообщество» (ЕЭС). (Он еще назывался «Общим рынком»). Европейское сообщество в соответствии с Маастрихтскими соглашениями 1993 года стало именоваться Европейским Союзом.

В соответствии с договором, подписанным в Риме в 1957 году, эти шесть государств договорились об отмене таможенных преград при торговле друг с другом и создании общего рынка сельскохозяйственной продукции.

Членами этого сообщества в 2004 году стали: Венгрия, Кипр, Латвия. Литва, Мапьта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, а в 2007 году в него вступили Болгария и Румыния. Количество государств, являвшихся в 2007 голу членами Евросоюза, достигло 27, в которых проживают около 500 млн. человек. В Норвегии по данному’ вопросу было проведено 2 референдума, но она и по сей день еще не вступила в Евросоюз.

Страны, входящие в Евросоюз (последнее расширение — 2013 год)

Австрия (1995 год)
Бельгия (1957 год)
Болгария (2007 год)
Великобритания (1973 год)
Венгрия (2004 год)
Германия (1957 год)
Греция (1981 год)
Дания (1973 год)
Ирландия (1973 год)
Испания (1986 год)
Италия (1957 год)
Кипр (2004 год)
Латвия (2004 год)
Литва (2004 год)
Люксембург (1957 год)
Мальта (2004 год)
Нидерланды (1957 год)
Польша (2004 год)
Словакия (2004 год)
Словения (2004 год)
Португалия (1986 год)
Румыния (2007 год)
Финляндия (1995 год)
Франция (1957 год)
Хорватия (2013 год)
Чехия (2004 год)
Швеция (1995 год)
Эстония (2004 год)

Кандидаты на вступление в Евросоюз:

Исландия
Македония
Сербия
Турция
Черногория

Начиная с 1990 года в сфере ЕЭС были устранены все преграды для свободного продвижения инвестиций, товаров и рабочей силы. В 1991 году был сделан еще один большой шаг в деле объединения Европы. В декабре этого же года в городке Маастрихт (Голландия) 12 стран подписали соглашения о создании единой Европы.
Соглашения состояли из трех следующих групп вопросов:
- создании единой европейской валюты (евро);
- формирование единого политического союза Европы;
- утверждение Европейской Комиссии.

Начиная с 1999 года название ЕЭС изменилось, и оно стало теперь называться «Европейский совет» (ЕС). Предполагалось, что на начальных ступенях европейский союз будет заниматься согласованием внешней и оборонной политики стран Западной Европы, разрабатывать основы единого направления в этих областях, а также в дальнейшем будет служить инструментом проведения единой внешней и военной политики.

Европейская комиссия должна была исполнять обязанности органа, занимающегося упорядочением политики в области здравоохранения, народного образования и экологии входящих в ЕС стран. Было намечено, что правительства стран, входящих в ЕС, передадут свои полномочия в этих областях Европейской Комиссии.
Правда, не все договора исполнялись настолько, насколько рассчитывали их авторы. Однако главное в том, что были сделаны исторические шаги в деле создания единой Европы. В декабре 1999 года члены ЕС (их было 15) решили создать единые вооруженные силы. Было определено, что в их обязанности будет входить сохранение мира в районах военных конфликтов,

В странах ЕС, начиная с 1 января 2002 года, была введена единая валюта - евро. Основу Европейского Союза составляли в прошлом такие организации, как Евроатом, угольные и стальные европейские объединения (которые прекратили свою деятельность в 2002 году). В соответствии с Лиссабонским соглашением 2007 года эта сложная система прекратила свое существование, а Европейский Союз стал единственным обладателем субъекта международного права. Также европейские лидеры - Франция, Италия и Испания объявили в 2007 году о создании средиземноморского союза.

Европейский Совет - международная межгосударственная организация Она была создана 5 мая 1949 года. Поначалу в нее входило 10 государств. Этот Совет сыграл огромную роль в деле объединения Европы. На сегодня почти все европейские страны, включая страны Восточной Европы и Российскую Федерацию, являются членами этой организации. Высшим органом Европейского Совета является Комитет министров иностранных дел и Парламентская Ассамблея. В обязанности Европейского Совета входит оказание помощи в развитии демократии, законности и прав человека. Высший орган Европейского Совета осуществляет контроль нал выполнением взятых на себя обязательств странами - членами ЕС. Свои выводы они передают соответствующим правительствам. Европейский Совет предусматривает наказание, вплоть до вывода из состава ЕС, в случае грубых нарушений ими (правительствами стран) в области демократии, законности и прав человека. Резиденция Европейского Совета находится во французском городе Страсбург. В этот Совет в настоящее время входит около 50 государств. Этот совет не занимается военно-политическими вопросами.

Консервативная волна

Еще одной особенностью развития Запада во второй половине XX века является консервативная волна и процесс ее преодоления. Что такое консервативная волна и как она образовалась?

Консервативная волна - приход к власти противников построения процветающего государства. В 1974-1975 гг., а также в 1980-1982 гг. в индустриальных странах произошел экономический кризис. В результате упало производство и сократился объем торговли. Безработица приобрела массовый характер. Сторонники традиционных, старых порядков (консерваторы) стали винить в этом сторонников процветающего государства. Они пытались объяснить, что инфляция - это последствие чрезмерного увеличения государственных расходов на социальное страхование. Таким образом, родилось движение противников строительства процветающего государства. Оно получило в истории название «консервативной волны». В 80-е годы во многих западных странах к власти пришли консерваторы. Они уменьшили вмешательство государства в экономическую сферу, предприняли необходимые меры для широкого развития частного предпринимательства. Для снижения инфляции они стали проводить жесткую финансовую политику. В частности, сократили расходы на социальное страхование и провели денационализацию государственного сектора.

Однако «консервативная волна» не смогла покончить с процветающим государством. Она смогла только сократить государственные расходы на социальную защиту, соотнося их с экономическими возможностями государства. В то же время было доказано, что и в процветающих государствах не все вопросы социальной защиты трудящихся находят свое решение. Например, проблема безработицы была постоянным спутником человечества и остается таковой и по сей день.

Рождение информационного общества

В 70-90-е годы XX столетия в западных странах продолжатся процесс перехода рабочей силы из сферы производства в сферу обслуживания. Это одна из особенностей индустриального общества.

Например, этот показатель в середине 90-х годов в США, Канаде и Великобритании составлял 70-72%. Всего 2-3% рабочей силы было задействовано в сельском хозяйстве.
Причиной увеличения доли рабочей силы в сфере обслуживания является внедрение ультрасовременной техники и технологии в производство в результате научно-технической революции. В 1973 году впервые был создан персональный компьютер. С 1977 года началось его массовое производство. Промышленное производство стало полностью компьютеризироваться. Компьютеризация, в свою очередь, создала возможность использовать в процессе производства новые технологий - роботов, и автоматическое проектирование.

В промышленность и сферу обслуживания стали приходить высококвалифицированные специалисты. Теперь они наряду с товарами потребления стали создавать и информацию. Персональные компьютеры позволили решить проблемы международных связей и обмена информацией по Интернету, а также скорейшему их внедрению в производство.

Изменения в социальном составе населения западных стран

За последние 50 лет произошли коренные изменения в социальном составе населения западных стран. Это является одной из особенностей общественного развития Запада, Например, число занятых в сельскохозяйственном производстве резко сократилось. На сегодняшний день в этой отрасли заняты всего лишь от 2 до 7% населения.
Наемным трудом занято более 90% трудоспособного населения, 2/3 - в сфере обслуживания. Работники наемного труда более квалифицированные. Это дает возможность получать им более высокую зарплату. Поэтому они стали более обеспечены материально. Сегодня 2/3 западноевропейского населения - это люди среднего достатка. 1/10 часть населения составляют богатые люди. А 20% населения считаются бедными людьми. Они получают помощь от государства и от благотворительных фондов.

Изменения в партийно-политической системе и в государстве

За последние 50 лет идеология коммунизма на Западе полностью потерпела крах. Хотя идеи фашизма и не отмерли, но сегодня они не имеют под собой социальной основы. На сегодняшний день в западном обществе больше распространены такие направления, как консерватизм, либерализм, социализм и национализм. Политические партии берут одну из них за основу своей идеологии. Возрождение в послевоенное время в ряде западноевропейских государств консервативных партий было результатом сильного религиозного давления.

Война и ее ужасные последствия усилили влияние религии среди населения. Например, это подтверждается и созданием в Италии Христианско-Демократической партии, а в ФРГ - Христианско-Демократического союза и Христианско-социалистического союза.

В то же время, во Франции, Бельгии, Австрии и Голландии религиозные партии превратились в ощутимую силу в политической жизни общества. В США и Великобритании сохранилась сильная двухпартийная система. Выросло влияние также социалистических и социал-демократических партий. В конце 90-х годов XX столетия правительства 13 государств из 15, входящих в Европейское сообщество, возглавляли представители этих партий.

Во всех ведущих западных государствах, за исключением США, после войны были приняты новые конституции. Это были Конституции демократического толка соответствующие требованиям современного мира. Например, в конституциях Франции, ФРГ, Италии и других государств были внесены статьи, которые определяли военный способ разрешения конфликта недопустимым. В конституцию же Японии была внесена статья, в которой содержится отказ от войны как от средства национальной политики.

Особенности мирового политического развития

Сегодня существуют две основные модели социального развития:
1. Либерально-демократическая
2. Тоталитарная.

Противоречия между двумя этими моделями продолжаются вплоть до сегодняшнего дня. Если в 20-40-х годах XX столетия более сильной была модель тоталитарного развития, то в период 1950-2001 гг. более распространена модель либерально-демократического развития.

На сегодняшний день такая модель получила распространение в 75 государствах мира. Это, конечно, мало. Но не надо забывать, что демократия очень трудно пробивает себе дорогу. Сегодня на Западе все больше государств идет по этому пути развития.

Можно сделать вывод, что в странах с рыночной экономикой установилась благополучная жизнь. Экономика этих стран расцвела. Неразвитые страны остались в качестве сырьевых баз. В развитых странах усилилась борьба за рынки сбыта. При этом использовались махинации, аферы, обман, жульничество, а иногда и сила. Европа поднялась на новую ступень экономического развития. Пришло время информационного общества. В мире победила модель либерально-демократического развития.

  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Особенности социально-экономического и политического развития западных государств после Второй мировой войны Обновлено: Декабрь 3, 2016 Автором: admin

Начало 60-х годов в ГДР было отмечено нормализацией внутриполитической жизни. Политика СЕПГ направлена в основном на повышение жизненного уровня населения. В первой программе СЕПГ, принятой на VI съезде в 1963 г., основными задачами провозглашаются: рост производства за счет производительности труда, установление социалистических отношений между людьми, восстановление национального единства. С момента строительства Берлинской стены национальный вопрос серьезно обострился. Понимая это, руководство страны в 1962 г. приняло «Национальный документ», где было заявлено, что СЕПГ не стремится к враждебному противостоянию двух немецких государств. Предполагалось после длительного периода мирного сосуществования перейти к конфедерации.

В развитии ГДР 60-80-х годов можно выделить два периода:

1) начало 60-х - рубеж 60-70-х годов - развитие социалистической экономики;

2) начало 70-х - 1986 г. - «социальная модель» Э.Хонеккера.

В первый период в ГДР продолжается процесс обобществления, имеющий ряд особенностей: во-первых, мирный компромиссный характер национализации, во-вторых, смешанные формы компенсации (либо государство и частник являются совладельцами собственности; либо осуществляется перевод бывшего владельца собственности на пост руководителя предприятия с высоким жалованием; либо бывшие владельцы участвуют в прибылях). Все это позволило провести процесс обобществления наиболее безболезненно.

С 1963 г. вводится новая система экономического планирования и управления, предусматривающая расширение полномочий и самоуправление предприятий, усиление роли экономических рычагов. Главным звеном стали Объединения народных предприятий (ОНП), которые руководили деятельностью отраслей и активно участвовали в разработке годовых и перспективных планов. В 1968 г. была принята новая Конституция, в которой ГДР провозглашалась «социалистическим государством немецкой нации». Однако хозяйственные планы 1969 и 1970 гг. не были выполнены.

В мае 1971 г. был избран новый первый секретарь ЦК СЕПГ Эрих Хонеккер. Основным стержнем новой политики стал перенос центра тяжести на социальный аспект. Широкие социальные программы должны были осуществляться на основе высокого экономического роста, интенсификации и рационализации (единство экономической и социальной политики).

В политической жизни ГДР продолжается развиваться многопартийная система. При ведущей роли СЕПГ существовали некоммунистические союзные партии, которые были призваны расширить социальную базу государства, помогать в контактах с ФРГ. Кроме СЕПГ в стране действовали Демократическая крестьянская партия (ДКПГ), Христианский демократический Союз (ХДС), Либерально-демократическая партия (ЛДПГ), Национально-демократическая партия (НДПГ). ХДС ориентировался на граждан-христиан, ЛДПГ и НДПГ объединяли представителей мелких собственников, предпринимателей, интеллигенцию.

Социальная политика направлена на повышение зарплат и пенсий, интенсивное жилищное строительство. Только в 1987 г. было построено около 12 тыс. индивидуальных домов, улучшены жилищные условия для 643 тыс. чел. Принимается цикл законов по поддержке и обеспечению молодых семей. Молодожены получали беспроцентный кредит на 11 лет размером в 7000 марок, часть из которого списывалась после рождения детей. Многодетные семьи имели многочисленные льготы: дотации к квартплате, бесплатные услуги в ряде бытовых учреждений, бесплатные путевки и школьное питание, скидки на билеты при посещении культурных учреждений, государственные пособия на приобретение одежды и мебели. Получение медикаментов по рецептам было бесплатным для всех граждан. Для этого периода характерны рост жизненного уровня, стабильные цены, высокая обеспеченность населения товарами и услугами.

В 1971-1972 гг. государство выкупило большую часть частных и полугосударственных предприятий, в результате чего доля народных предприятий в промышленности составила 95%. Но в сфере услуг, торговле, а также ремесленном производстве сохранялся высокий уровень индивидуальных предприятий. В первую половину 70-х годов наблюдался быстрый подъем экономики, среднегодовой прирост составлял 5,2%. ГДР вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира.

После 1976 г. началось снижение темпов роста производства. Причинами стали мировой сырьевой кризис середины 70-х годов, затронувший и ГДР, а также огромные затраты на социальные программы, которые, по мнению западных историков, оказались непосильными для государства. Показателем обострения проблем стал рост числа ходатайств о выезде из страны.

Модель ГДР представляла достаточно гибкое сочетание плановой экономики с принципами хозрасчета и рыночными регуляторами в сфере услуг и торговли, с сильной социальной политикой государства. Но во второй половине 80-х годов в стране начался острый кризис, во многом связанный с внешними факторами: общим кризисом социалистической системы и серьезным воздействием ФРГ, наличием нерешенного национального вопроса -раскола немецкой нации.

1. Установление социалистической модели. Ее главные компоненты.

2. Достижения и противоречия «реального социализма».

3. Кризис и крах социалистической модели.

После войны власть в странах ЦЮВЕ оказалась в руках национальных фронтов, в состав которых входили все антифашистские партии. Главной силой этих фронтов были компартии, имевшие поддержку СССР. Однако сразу после войны коммунисты обладали всей полнотой власти только в Югославии и Албании. В других странах ЦЮВЕ были созданы коалиционные правительства с участием всех антифашистских сил, в которых коммунисты получили посты министров обороны и госбезопасности.

Во второй половине 40-х годов в странах ЦЮВЕ были проведены реформы, направленные на создание более справедливого общества. В ходе реформ обострились противоречия между коммунистами и их союзниками. Тогда компартии, используя свой контроль над армией и госбезопасностью, в 1946 – 1948 гг. разгромили некоммунистические партии, обвинив их руководство в подготовке государственных переворотов. В Югославии, Албании, Венгрии и Чехословакии установились однопартийные системы. В других странах ЦЮВЕ некоммунистические партии сохранились, но оказались под строгим контролем коммунистов, утратив всякую политическую самостоятельность.

Вскоре после захвата коммунистами власти внутри компартий развернулась борьба между сторонниками копирования советской модели социализма и теми, кто выступал за поиск своего варианта социализма. Под давлением СССР противники копирования советского опыта подверглись репрессиям. Только руководство компартии Югославии не подчинилось диктату Сталина, что в 1948 г. привело к разрыву Югославии с СССР и другими странами ЦЮВЕ.

В 50-е годы в странах ЦЮВЕ развернулось строительство основ социализма по советскому образцу. Строительство социализма шло по следующим направлениям:

1) индустриализация с упором на развитие тяжёлой промышленности. Она проводилась быстрыми темпами и поглощала основную часть государственных средств.

2) кооперирование сельского хозяйства. К началу 60-х годов было завершено. Исключением стала Польша, где в кооперативы вошло только 35 % крестьянских хозяйств;

3) установление полного контроля государства над экономикой. В руках государства оказались промышленность, финансы, транспорт, торговля. Развитие экономики проходило на основе государственных планов. Мелкое частное производство и торговля сохранились только в Польше, Венгрии и до начала 70-х годов в ГДР;

4) установление абсолютного господства компартий в политической жизни; борьба с любой оппозицией, нарушение прав человека;

5) в сфере культуры насаждалась коллективистская идеология и велась борьба со всеми «неправильными» направлениями в литературе и искусстве.


Несколько иной вариант социализма сложился в Югославии. Он получил название «самоуправленческий социализм». Эта модель в большей степени учитывала объективные требования экономики, но в идейно-политической сфере ничем не отличалась от советской модели.

В своей внешней политике страны ЦЮВЕ, кроме Югославии, ориентировались на СССР. В 1949 г. создали свой экономический союз - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в составе СССР, Польши, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании (вышла в 1961 г.). В мае 1955 г. эти страны создали свой военно-политический блок - Организацию Варшавского Договора (ОВД), но Албания в 1968 г. вышла из неё.

Построение социалистической модели вызвало в 50-е гг. народные волнения в ГДР, Польше и Венгрии. Они не привели к свержению социализма, но они заставили власти внести изменения в экономическую политику и лучше учитывать потребности населения.

В 60-е годы в странах ЦЮВЕ начались экономические реформы, нацеленные на то, чтобы сделать огосударствленную экономику более эффективной. При этом реформы не затронули политическую и идеологическую сферу. Только в Чехословакии руководство компартии во главе с А. Дубчеком решилось пойти дальше и создать модель «социализма с человеческим лицом», но эта попытка была пресечена интервенцией стран ОВД.

Развитие стран ЦЮВЕ по социалистическому пути привело к значительным достижениям. В конце 70-х годов страны СЭВ производили около 40 % мировой промышленной продукции. Достижением социализма в странах ЦЮВЕ стало создание системы социальных гарантий для населения. В странах СЭВ была ликвидирована безработица, медицинское обслуживание и образование стали бесплатными, все пожилые люди получали пенсии, повышался уровень жизни, хотя и медленнее, чем в западных странах. Самое главное - у жителей стран ЦЮВЕ появилась уверенность в завтрашнем дне.Казалось, что социализм доказал свои преимущества перед капитализмом.

Но уже в 70-е гг. в странах ЦЮВЕ начал назревать новый экономический и политический кризис. В экономике кризис проявился в том, что она не могла удовлетворить потребности граждан. В социальной сфере среди населения усилилось недовольство уравниловкой в оплате труда. В политической сфере кризис проявился в растущем недовольстве людей отсутствием политических свобод и монополией компартий на власть. В сфере идеологии кризис выразился в том, что социалистические идеи быстро теряли привлекательность, и в них уже мало кто верил.

В 80-е гг. эти недостатки вылились в тотальный кризис социалистической модели. Развязка кризиса социализма произошла в 1989 – 1990 гг., когда все страны ЦЮВЕ отказались от социалистического пути развития. В Польше, Венгрии и Болгарии руководство компартий в 1989 г. разрешило деятельность некоммунистических партий. В 1989 – 1990 гг. в этих странах прошли свободные выборы, после которых коммунисты в Венгрии потеряли монополию на власть. В ГДР и Чехословакии крушение социализма произошло в ноябре 1989 г. в результате «бархатных революций». В Румынии в декабре 1989 г. вспыхнуло вооружённое восстание, которое завершилось свержением режима Чаушеску и расстрелом диктатора. В Албании социализм рухнул в 1990 г., когда началось массовое бегство населения в Италию. Албанским коммунистам пришлось ввести в стране политические свободы и разрешить деятельность некоммунистических партий. На выборах 1990 г. компартия одержала победу, но при этом начала проведение рыночных реформ.

Крах социализма вернул странам ЦЮВЕ возможность проводить самостоятельную внешнюю политику. Руководство большинства стран региона заявило о стремлении войти в европейские структуры. Этот выбор сделал бессмысленным существование СЭВ и ОВД. В июне – июле 1991 г. по решению стран-участниц эти две организации были распущены. В 90-е годы целый ряд стран ЦЮВЕ заявил о своём стремлении вступить в НАТО. В марте 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО. В 2004 г. в НАТО вступили Словакия, Болгария, Румыния, Словения и страны Прибалтики.