» »

Философия теодора адорно. Теодор адорно - биография

01.03.2024

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 4.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Социолог леворадикальной ориентации (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Кузнецов М.М. Из старшего поколения Франкфуртской школы (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д ).

Дамье В.В. Социальный философ и музыкант (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015 ).

Александрова С.Н. Философ, социолог, музыковед, композитор (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ).

Овчаренко В.И. Подверг серьезной критике диалектику Г. Гегеля, К. Маркса и В.И. Ленина (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005 ).

Ведущий представитель Франкфуртской школы (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009 ).

Оказал влияние на современную буржуазную социологию (Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 )

Далее читайте:

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения, философские фрагменты (Статья М. М. Кузнецова о работе М. Хоркхаймером и Т. В. Адорно).

Адорно Т. Негативная диалектика (Статья В.С. Малахова об одном из главных трудов Т.Адорно).

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Сочинения:

Адорно Т. В. Избранное. Социология музыки. М., 1998;

Адорно Т. В. Проблемы философии морали. М., 2000;

Адорно Т. В. Эстетическая теория. М., 2001;

Адорно Т. В. Философия новой музыки. М., 2001;

Адорно Т. В. Негативная диалектика. М., 2003;

Gesammelte Schriften, Bd. 1-20. Fr./M., 1970-1986;

К логике социальных наук. - «ВФ», 1992. № 10;

Диалектика Просвещения. Философские фрагменты (совм. с М. Хоркхаймером). М.-СПб., 1997;

Избранное: социология музыки. М.-СПб., 1999;

Проблемы философии морали. М., 2000;

Философия новой музыки. М., 2001;

Эстетическая теория. М., 2001; Негативная диалектика. М., 2003; Gesammelte Schriften. Bd. 1-20. Fr./M., 1970-1986; Metzger H.-K., Riehn R. (Hg.) Kompositionen. Bd. 1-2. Miinchen, 1980.

Литература:

Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1997;

Михайлов А. В. Концепция произведения искусства у Теодора В. Адорно // Адорно Т. В. Социология музыки. М., 1998. С. 290–370;

Михайлов А. В. Музыкальная социология: Адорно и после Адорно // Там же. С. 371–411;

Дамье В. Социальная философия Франкфуртской школы // Наперекор, 1998. № 8;

Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М., 1997;

Adorno Th. W. Gesammelte Schriften in 20 Bänden. Frankfurt a. M., 2003 - …; Jay M. Adorno. Harvard, 1984;

Brunkhorst H. Adorno and Critical Theory. Cardiff, 1999;

Jarvis S. Adorno: a critical introduction. Routledge, 1998;

The Actuality of Adorno: Critical Essays on Adorno and the Postmodern. Ed. by Max Pensky. Albany, NY, 1997.

Grenz Fr. Adornos Philosophie in Grundbegrif- fen. Fr./M., 1975;

binder В., Liidke W. M. (Hg.). Materiali- en zur asthetischen Theorie Th. W. Adornos. Konstruktion der Moderne. Fr./M., 1980;

Friedenburg L. v., HabermasJ. Adorno-Konferenz 1983. Fr./M., 1983;

Miiller U. Erkennt- niskritik und Negative Metaphysik bei Adorno. Fr./M., 1987;

KagerR. Herrschaft und Versohnung. Einfiihrung in das Denken Th. W. Adornos. Fr./M., N. Y., 1988;

Scholze B. Kunst als Kritik: Adornos Weg aus der Dialektik. Wiirzburg, 2000.

Адорно Т.

(Adorno) Теодор (фам. отца Визенгрунд, Wiesengrand; А. - фам. матери) (11 IX 1903, Франкфурт-на-Майне- 6 VIII 1969, Бриг, Швейцария) - нем. философ, социолог, музыковед и композитор. Изучал композицию у Б. Секлеса и А. Берга, фп. - у Э. Юнга и Э. Штойермана, а также историю и теорию музыки в Венском ун-те. В 1928-31 ред. венского муз. журн. "Anbruch", в 1931-33 доцент Франкфуртского ун-та. Изгнанный из ун-та нацистами, эмигрировал в Англию (после 1933), с 1938 жил в США, в 1941-49 - в Лос-Анджелесе (сотрудник Ин-та обществ. наук). Затем возвратился во Франкфурт, где был профессором ун-та, одним из рук. Ин-та социологических исследований.
А. - разносторонний учёный и писатель-публицист. Его философские и социологич. труды являются в ряде случаев и музыковедческими исследованиями. Уже в ранних статьях А. (конец 20-х гг.) ярко выразилась социально-критич. тенденция, осложнённая, однако, проявлениями вульгарного социологизма. В годы амер. эмиграции наступило окончательное духовное созревание A., сформировались его эстетич. принципы. В период работы писателя Т. Манна над романом "Доктор Фаустус" А. был его помощником и консультантом. Описание системы серийной музыки и критики её в 22-й главе романа, а также замечания о муз. языке Л. Бетховена основаны целиком на анализах А. Выдвинутой А. концепции развития муз. иск-ва, анализу западноевроп. культуры посвящён ряд книг и сб. статей: "Очерк о Вагнере" (1952), "Призмы" (1955), "Диссонансы" (1956), "Введение в музыкальную социологию" (1962) и др. В них А. предстаёт как острый в своих оценках учёный, приходящий, однако, к пессимистич. выводам о судьбе западноевроп. муз. культуры. Круг творческих имён в трудах А. ограничен. Он ориентируется гл. обр. на творчество А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, редко упоминая не менее крупных композиторов. Неприятие его распространяется на всех, сколько-нибудь связанных с традиционным мышлением композиторов. Он отказывает в положительной оценке творчества даже таким крупнейшим композиторам, как С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Онеггер. Его критика направлена также и на послевоенных авангардистов, к-рым А. ставит в вину утрату естественности муз. языка и органичности худож. формы, связанность математич. расчётом, что приводит на практике к звуковому хаосу. С ещё большей непримиримостью обрушивается А. на т. н. "массовое" иск-во, служащее, по его мнению, духовному порабощению человека. А. полагает, что истинное иск-во должно быть в постоянном конфликте и с массой потребителей, и с аппаратом гос. власти, регламентирующим и направляющим официальную культуру. Однако иск-во, противостоящее регламентирующей тенденции, оказывается, в понимании A., узкоэлитарным, трагически изолированным, убивающим в себе жизненные истоки творчества. В этой антитезе проявляется замкнутость и бесперспективность эстетико-социологич. концепции А. Его философия культуры имеет преемственные связи с философией Ф. Ницше, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета. Нек-рые её положения сформировались как реакция на демагогическую "культурную политику" национал-социалистов. Схематизм и парадоксальность концепции А. отчётливо сказались в его книге "Философия новой музыки" (1949), построенной на сопоставлении творчества А. Шёнберга и И. Стравинского. Экспрессионизм Шёнберга, как утверждает A., ведёт к распаду муз. формы, к отказу от создания композитором "законченного опуса". Целостное же замкнутое худож. произв., по мнению A., уже своей упорядоченностью искажает действительность. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм Стравинского, к-рый якобы отражает иллюзию примирения индивидуальности и об-ва, превращая иск-во в ложную идеологию. А. считал закономерным абсурдное искусство, оправдывая его существование бесчеловечностью общества, в к-ром оно возникло. Истинное произв. иск-ва в совр. действительности, по мнению A., может оставаться лишь разомкнутой "сейсмограммой" нервных шоков, неосознанных порывов и смутных движений души.
А. - крупный авторитет в совр. зап. муз. эстетике и социологии, убеждённый антифашист и критик бурж. культуры. Но, критикуя бурж. действительность, А. не принимал идеи социализма, они остались чужды ему. В ряде выступлений А. проявилось враждебное отношение к муз. культуре СССР и др. социалистических стран. Его протест против стандартизации и коммерциализации духовной жизни звучит остро, однако позитивное начало эстетич. и социологич. концепции А. выявлено значительно слабее, менее убедительно, чем начало критическое. Отвергая и совр. бурж. идеологию и идеологию социалистическую, А. не видел реального выхода из духовного и социального тупика совр. бурж. действительности и остался по сути дела во власти идеалистич. и утопич. иллюзий о "третьем пути", о некой "иной" социальной действительности.
А. - автор муз. произв.: романсов и хоров (на тексты С. Георге, Г. Тракля, Т. Дёйблера), пьес для оркестра, обработок франц. нар. песен, инструментовок фп. пьес Р. Шумана и др.
Литературные сочинения : Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949; Versuch ьber Wagner, Frankf., 1952; Prismen, Frankf./M., 1955; Dissonanzen, Cцttingen, 1956; Klangfiguren, B.-Frankf., 1959; Mahler. Eine musikalische Physiognomik, Frankf./M., 1960; Einleitung in die Musiksoziologie, Frankf., 1962, и др. Литература : Манн Т., История "Доктора Фаустуса". Роман одного романа, гл. V, Собр. соч., т. IX, М., 1960; Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, гл. V: Развитие элитарной концепции искусства на основе буржуазной философии истории и социологии XX века, М., 1966; его же, Негативная диалектика "негативной диалектики" Т. Адорно, "СМ", 1969, NoNo 7, 8; Золтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, "Вопросы философии", 1968, No 3. О. Т. Леонтьева.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Адорно Т." в других словарях:

    Адорно, Теодор Теодор Адорно Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno … Википедия

    - (Adorno) Визенгрунд Адорно Теодор (11.09.1903, Франкфурт на Майне 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма … Энциклопедия социологии

    - (Adorno), Визенгрунд Адорно (Wisengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ и социолог, один из ведущих представителей франкфуртской школы. С приходом в Германии к власти нацизма А. с 1934 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. В 1949… … Философская энциклопедия

    Визенгрувд Адорно (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился в Венском ун те; изучал муз. композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. С 1931 … Энциклопедия культурологии

    - (Adorno) (Визенгрунд Адорно) Теодор (1903 69), немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества (Диалектика Просвещения, 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями отрицательной… … Современная энциклопедия

    - (Adorno), ВИЗЕНГРУНД АДОРНО (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал… … История Философии: Энциклопедия

    - (Adorno), Визенгрунд Адорно (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал… … Новейший философский словарь

    Адорно - «Негативная диалектика» В «Негативной диалектике» (1966) Адорно (1901 1969) делает выбор в пользу Гегеля как диалектика, но не систематика. Ему импонирует диалектика «Феноменологии духа» в отличие от «Логики» и «Философии права» с их… … Западная философия от истоков до наших дней

    - (Adorno) Теодор [фамилия отца Визенгрунд (Wiesengrund); А. фамилия матери] (11.9.1903, Франкфурт на Майне, 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931 33 доцент Франкфуртского университета. После 1933 в… … Большая советская энциклопедия

    Адорно Т. - АДÓРНО (Adorno) (Визенгрунд Адорно) Теодор (1903–69), нем. философ, социолог, музыковед, представитель франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 – в США; с 1949 – во Франкфурте на Майне. Выступил с критикой… … Биографический словарь

Книги

  • Теодор Адорно. Избранное. Социология музыки , Теодор Адорно. Теодор Визенгрунд-Адорно - немецкий философ, социолог, музыковед, культуролог. Учился в Венском университете, изучал музыкальную композицию у А. Берга, ученика А. Шенберга. С 1931 г.…
  • Колледж Мёртон [d]
Оказавшие влияние Иммануил Кант , Г. В. Ф. Гегель , Сёрен Кьеркегор , Карл Маркс , Макс Вебер , Зигмунд Фрейд , Эдмунд Гуссерль , Макс Хоркхаймер , Вальтер Беньямин

Теодо́р Лю́двиг Ви́зенгрунд Адо́рно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno ; 11 сентября , Франкфурт-на-Майне , Германская империя , - 6 августа , Висп , Швейцария) - немецкий философ , социолог , композитор , музыковед . Представитель Франкфуртской критической школы .

Биография

Теодор Адорно родился в обеспеченной буржуазной семье еврейского (отец) и итальянского (мать) происхождения. Семья его отца, Оскара Александра Визенгрунда (1870-1946), переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей. Торговую фирму Визенгрунд в Деттельбахе основал его отец Бериц Давид (впоследствии Визенгрунд) в 1822 году . Оскар Александр Визенгрунд значительно расширил фирму, экспортировал вино в Великобританию и Соединённые Штаты , и открыл филиал компании в Лейпциге . Семья матери Адорно - оперной певицы Марии Кальвелли-Адорно делла Пиана (1865-1952) - была итальянского происхождения и придерживалась католицизма . Её отец, уроженец южной корсиканской коммуны Афа Жан Франсуа Кальвелли (впоследствии Кальвелли делла Пиана), поселившись после женитьбы во Франкфурте, работал учителем фехтования . Родители поженились в 1898 году.

С 1913 по 1921 год Теодор Адорно, слывший в детстве вундеркиндом , учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом он также поступил в местную консерваторию. В 15 лет сдружился с журналистом Зигфридом Кракауэром , ставшим его интеллектуальным наставником (несколько лет подряд они вместе по субботам читали «Критику чистого разума» Канта). Хотя Адорно никогда прямо не участвовал в политической жизни - в отличие, например, от своего коллеги по Франкфуртской школе Герберта Маркузе , бывшего депутатом Совета в дни Ноябрьской революции, - революционный настрой времени не обошёл его стороной. В последнем классе Адорно познакомился с книгами Дьёрдя Лукача и Эрнста Блоха , оказавшими на него большое впечатление.

В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте , где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. Его научным руководителем стал неокантианец Ганс Корнелиус, один из основоположников гештальтпсихологии; на его семинаре он и познакомился со своим ближайшим товарищем Максом Хоркхаймером . В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля .

В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга , с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана . Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Имманиуила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята. С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».

С начала 1920-х годов Адорно выступал в печати как музыкальный критик (свою первую критическую статью «Экспрессионизм и художественная правдивость» опубликовал уже в 17-летнем возрасте). С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»). Первой философской публикацией стала габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха .

По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете. Свою вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.

Искусство - это сфера, в которой воплощается «неидентичность» человека самому себе, она дает возможность выйти за пределы позитивности и стать доступным опыту иного.

Эстетика

Теория эстетики у Теодора Адорно представлена, прежде всего, тремя работами: «Философия новой музыки», «Введение в социологию музыки», «Эстетическая теория». Эстетическое учение не является самодовлеющем в философии Теодора Адорно, огромное содержательное значение играют понятия, развиваемые философом в других трудах, прежде всего в «Негативной диалектике». В частности, такие понятия как идентичность и неидентичность.

При написании своих работ по эстетике, Адорно вдохновлялся трудами Вальтера Беньямина , с которым он имел возможность общаться лично. Особенно повлияли на Адорно сочинения периода от «Происхождение немецкой барочной драмы» (1928) и до «Пассажей», работу над которыми Беньямин не успел завершить до конца своей жизни. Однако, реакция Адорно на работу Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» была достаточно негативной. В то время как Беньямин называл кино авангардным медиа и желал ему дальнейшего развития, Адорно видел в нём лишь избыток индустрии культуры .

Отправной точкой философских размышлений Адорно является предположение о фундаментальном различии между искусством и социальной реальностью . Он реконструирует историю и искусство методом «негативной диалектики», чтобы продемонстрировать общую тенденцию искусства к саморазрушению, доказать, что это является его внутренним законом. Для Адорно не может существовать чрезмерно исторического определения искусства, все идеи и теоремы философии искусства коренным образом истолковываются. Кроме того, Адорно трактует эмпирическое в искусстве как внеисторическое: его концепция применима как к классическому искусству, так и к искусству модернизма .

«Эстетическая теория»

Философ Гюнтер Фигаль считает главной работой Адорно его посмертно опубликованную «Эстетическую теорию», которую автор так и не успел завершить. Данная работа является попыткой обратить внимание на недоступный опыт индивидуального и неидентичного в искусстве. Здесь более последовательно, чем в других своих работах, Адорно использует свои основные понятия, вокруг которых он формирует свои размышления, передавая нам всю целостность его позиции. Германист Герхард Кайзер писал об «Эстетической теории» Адорно как о работе, в которой показаны все мотивы его мышления.

Для Гюнтера Фигаля центральным тезисом работы является понимание искусства как результата рационального построения, который гармонично объединяет различные виды материала (звуки, слова, цвета, дерево, металл и т.д.) в единое целое. В произведении искусства материал преобразуется в нечто индивидуальное и, таким образом, его неидентичность сохраняется . Несмотря на то, что произведение искусства продумано до мелочей, оно появляется таким же, как если бы его создавала природа, потому что богатая форма сама по себе относится к природе субъекта, будь то предчувственность или рефлекс. Адорно понимает искусство не как подражание природе, а как красоту природы, которая имеет влияние на людей, но из-за её «несовершенности» она ускользает от человеческого понимания .

Уже в вводном разделе «Эстетической теории» Адорно говорит о двойственном характере искусства как автономного и социального факта. Термин «социальный факт», введённый Эмилем Дюркгеймом , обозначает общественно значимое событие. Произведения искусства интегрированы в условия производства и в качестве продуктов социума также являются продающимися товарами. Их автономия социально определена и это с трудом вытесняется из общества. Автономия олицетворяет произведение, поскольку оно само по себе подчиняется своему собственному закону формы. Из этой автономии следует, что произведения искусства нефункциональны: социальная функция, которая может быть связана с произведениями искусства, отсутствует. В своей непримиримой оппозиции обществу искусство утверждает свою автономию, критикуя общество через само свое существование.

Философия музыки

В публикациях, посвященных творчеству современных немецких композиторов, музыка предстает той сферой искусства, в которой наиболее полно реализуется «неидентичность» в человеческой деятельности .

Общим элементом философии Теодора Адорно является борьба с тоталитарными формами сознания. Предзаданные формы тональности музыкального языка есть выражение тоталитарного характера общества. Теодор Адорно считал, что экспрессионизм музыки Шенберга пример выхода из этого замкнутого круга в искусстве. Поэтому критерием истинности искусства выступает актуализация конфликта между обществом и личностью. Его назначение философ видел в подлинном отображении проявлений антогонистических отношений между отдельным человеком и человеком как родом, его средство - бескомпромиссная форма. Адорно считал музыку Шенберга «ярчайшим свидетельством того, что в сфере искусства все еще обретают пристанище душевные порывы, которым уже нет места в бездушно-реалистичном современном мире» .

Таким образом, в области искусства и, в частности, музыки автор утверждает свободу индивидуального творчества без давления норм художественного выражения. Однако, существует упрек, что философ, способный постигать логику и скрытый смысл музыки, отказывался от своего дара, чрезмерно увлекаясь мотивами развенчания «ложного сознания».

Кроме прочего, мыслитель отмечает противоречие содержания и формы в произведениях искусства. Подчеркивается их взаимосвязь: форма - «выпавшее в осадок содержание», а духовное содержание производно от формы. Форма никогда не может быть чистой, тем, «чем она как форма хочет быть». Дух же произведения выходит за её пределы: «В диалектике формы и содержания весы, вопреки Гегелю, склоняются в сторону формы». Также в диалектике самой формы Адорно выделяет противоречии между выражением и конструкцией. Через выражение произведения форма связывается с содержанием, а посредством конструкции выделяется его целостность.

В результате, Теодор Адорно говорит об отсутствии единства в искусстве. Одно творчество предстает нам в роли «идеологического сознания» с его навязчивыми тоталитарными формами, другое - подлинное искусство с его свободой высказывания художника. Вклад Адорно в эстетике состоит в разработке диалектико-материалистической концепции искусства.

Адорно как музыкант

В 1925 г. в Вене брал уроки теории музыки и музыкальной композиции у Альбана Берга . Автор нескольких произведений - песен, камерной инструментальной и хоровой музыки, написанной в близкой экспрессионизму манере. В 1930-х гг. бросил сочинять (последнее законченное сочинение - 6 пьесок для оркестра op. 4 - датировано 1929 годом). Основной исполнитель и публикатор произведений Адорно для фортепиано - Мария Луиза Лопес Вито .

Памятник Адорно во Франкфурте-на-Майне

В 2003 к юбилею Теодора Адорно недалеко от университета во Франкфурте-на-Майне , где многие годы проходила преподавательская и научная деятельность философа, на площади его имени был установлен памятник - авторская работа русского художника Вадима Захарова , выигравшего перед этим международный конкурс на сооружение мемориала Теодора Адорно.

Памятник представляет собой стеклянный куб правильной формы на паркетной основе, внутри которого находятся рабочий стол и кресло философа. На столе - безмолвно стучащий метроном, подпирающий первое издание «Негативной диалектики». А ещё три странички, две рукописные и одна официальная, напоминающая какой-то документ, возможно, связанный, с вынужденным бегством Адорно из фашистской Германии. Две другие страницы - рукописи: фрагменты музыкального произведения Адорно-композитора и корректура философского текста. А ещё на столе стоит старого образца лампа светлого стекла, которая зажигается по вечерам.

На фундаменте вокруг памятника, на уровне земли, названия основных трактатов Адорно («Minima Moralia», «Философия новой музыки», «Негативная диалектика», «Эстетическая теория»), а дальше, по странной спирали, знаменитые афоризмы философа.

Одна из стеклянных поверхностей памятника, обращенная к Франкфуртскому университету, уже в дни сентябрьского юбилея 2003 года была разбита камнем, и по прозрачной плоскости прошла трещина.

В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде.

Сочинения

  • Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты . - М. : Медиум, 1997. - 310 с. - ISBN 5-85691-051-6 ..
  • Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки . - М. : Университетская книга, 1999. - 445 с. - (Культурология. XX век). - ISBN 5-7914-0041-1 ..
  • Адорно Теодор В. Проблемы философии морали : Пер. с нем; [пер. с нем. М. Л. Хорькова]. - М. : Республика , 2000. - 238 с - (Библиотека этической мысли). - ISBN 5-250-02744-X .
  • Беньямин В., Адорно Т. Из переписки с Теодором В. Адорно // Беньямин В. Франц Кафка = Franz Kafka / Пер. М. Рудницкого. - М.: Ad Marginem , 2000. - 320 с - (Философия по краям.) - ISBN 5-93321-015-3 .
  • Адорно Теодор В. Эстетическая теория: Пер. с нем = Ästhetische Theorie / Пер. с нем.. - М. : Республика, 2001. - 526 с. - (Философия искусства). - ISBN 5-250-01806-8 ..
  • Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности . - М. : Серебряные нити, 2001. - 416 с.
  • Адорно Теодор В. Философия новой музыки : пер. с нем. - М. : Логос, 2001. - 343 с - (Сигма). - ISBN 5-8163-0013-X .
  • Адорно Теодор. Негативная диалектика . - М. : Научный мир, 2003.
  • Адорно, Т. Оглядываясь на сюрреализм / Перевод с нем. и прим. И. Болдырева // Синий диван . - 2006. - Выпуск VIII.
  • Адорно Теодор В. Негативная диалектика: Пер. с нем. - М. : Академический проект , 2011. - 538 с. - (Философские технологии). - ISBN 978-5-8291-1250-9 ..
  • Адорно Теодор. К логике социальных наук // Вопросы философии , 1992, № 10.
  • Adorno T. W. . Mahler: Eine musikalische Physiognomik

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Roux P. d.

АДОРНО

АДОРНО

(Adorno), Визенгрунд-Адорно (Wisengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) - нем. и социолог, один из ведущих представителей франкфуртской школы. С приходом в Германии к власти нацизма А. с 1934 - в эмиграции в Англии, с 1938 - в США. В 1949 возвращается во Франкфурт-на-Майне. Находясь под влиянием идей марксизма, А. полагает, что всегда должна сохранять критическую направленность. Исходя из этого, он подвергает критике многие подходы, используемые в социальных исследованиях и претендующие на научность, за то, что они не учитывают социального изменения. Причина неудач традиционной метафизики - феноменологии, идеализма, позитивизма - в иллюзии, что соотносится с мышлением и является доступным для него. «Никакой не смог бы найти себя в реальности, и форма которой подавляют любую претензию разума», - пишет А. в кн. «Актуальность философии» (1931). Принципу тождества бытия и мышления должна быть противопоставлена «негативная », диалектика отрицания, не признающая тождества реальности и мышления. Традиционная стремится познать непохожее, сделав его похожим. «Разум становится неспособным уловить не в силу собственной неспособности, а поскольку реальность не есть разум». Негативная диалектика как против господства тождественного означает восстание частностей против порочного всеобщего и к индивидуальному. Негативное, т.е. не подвластное усмирению духом, должно быть двигателем демистификации.
Негативная диалектика является для А. ключом к истолкованию и критике филос. и социологических концепций. Идеализм, формалистическое , неопозитивизм принадлежат прошлому; «рафинированная и амбициозная» Э. Гуссерля - не более чем общая программа; М. Хайдеггера - « иррационализм»; догматические формы марксизма - априорный и некритический социальных явлений. В кн. «Негативная диалектика» (1966) А. соединяет вместе эпистемологические и социально-критические мотивы: не является, как в гегелевской диалектике, моментом перехода к к.-л. синтезу; представляет собой релятивизации любой замкнутой системы понятий и требует отказа от наличной действительности ради конкретной возможности «утопии», не заданной в виде какой-то позитивной модели.
В кн. «Диалектика Просвещения» (1947), написанной А. совместно с М. Хоркхаймером, переосмысливается покорения природы человеком с помощью разума. Цели вышли из-под контроля разума, и он сделался чисто инструментальным: его задача - находить средства для являющихся внешними для него целей. Возникло «тотально административное », в котором индивидуальная замещается стереотипными реакциями и мысленными клише, навязываемыми массовой «индустрией культуры». Ценности и модели поведения, предлагаемые масс-медиа, рассчитаны на всех и потому единообразны, примитивны, подменяют личностное общенеопределенным. «Весь становится пропущенным через фильтр культуриндустрии. Хорошо известное кинозрителя, воспринимающего улицу, на которой стоит кинотеатр, как продолжение только что закончившегося зрелища именно потому, что последнее всегда ориентировано на точное воспроизведение обыденного восприятия мира, становится путеводной нитью процесса производства массовой культуры». Под «административно управляемым миром» авторы - в духе абстрактного подхода к современному обществу, характерного для франкфуртской школы, - имеют в виду и капиталистическое, и социалистическое (коммунистическое и национал-социалистическое) общество. Тип деятельности, характеризуемый как «буржуазно-угнетательский», «буржуазно-эксплуататорский», распространяется на всю историю Запада с догомеровских времен (его в ясной форме проповедовал будто бы еще Ксенофан) и вплоть до «позднекапиталистической эпохи». В предисловии к новому изданию книги (1969) авторы настаивают на том, что мир и после поражения фашизма продолжает двигаться к тоталитаризму: «Осознанное в этой книге в направлении тотальной интеграции прервано, но не прекращено; угроза его осуществления путем диктатур и войн остается актуальной. Прогноз вызванного этим превращения Просвещения в , в миф того, что имеет быть, в конечном счете - интеллекта со всем тем, что враждебно духу, самым убедительным образом подтвердился». Выходом из того тупика, в который разум завел себя, авторам представляется «критическое , не останавливающееся даже перед критикой прогресса».
Анализ А. современной массовой культуры, производимой индустрией культуры с целью манипуляции массами, получил большой в социологии и социальной философии.
Существен вклад А. в методологию социальных наук. Полемизируя с К. Поппером, отстаивающим о единстве и, в сущности, совпадении метода естественных наук и метода социальных наук, А. подчеркивает три момента: естественных и социальных наук является несомненно разной; , отправляющаяся, как и всякая , от фактов и конструирующая теории, делает это иначе, чем ; социология, начинающаяся с К.А. Сен-Симона, представляет собой достаточно зрелую научную дисциплину, и нельзя сказать, что она со временем будет все более приближаться к методологическому идеалу естественных наук. Социальные факты специфичны, они как капли воды на раскаленном железе, их требует предвосхищения момента целого, а их использование в критике выдвигаемых концепций предполагает особую осторожность. «Социальные факты не есть последняя реальность, поэтому основанием познания быть не могут... - это , а не средство социологии... Критика не только формальна, но и материальна: критическая социология, если истинны ее понятия, всегда и по необходимости есть общества...» Спекулятивность нельзя считать болезнью социального познания: без предвосхищения целостности невозможны адекватные частные наблюдения.
Филос. и социологические работы А. отличаются большой разноплановостью. Он является одним из авторов кн. «Авторитарная » (1950), а также автором кн. «Философия новой музыки» (1949), «Призмы» (1967), «Minima Moralia» (1974).
У М. Вебера основной закономерностью музыкального развития (в особенности в европейской музыке Нового времени) являлось как выражение обшей тенденции овладения человеком природой. По А., неизбежное рационализирована музыки ведет в конечном счете к рационализирова-нию внутренней природы человека и увеличению возможностей господства над нею, ее искажения и извращения. Музыка, скрывающая, что она руководствуется принципом рационализирования, превращается в ложное , становится идеологией. Необходимы эмансипация музыки, освобождение ее от чуждых ей религиозных, моральных, политических и др. функций с тем, чтобы она освободилась для своей основной функции - выражения антиномии нерационализиру-емого индивидуального и формально-рационального всеобщего. Под «новой музыкой» как протокольной фиксацией «непросветленного страдания» А. имеет в виду прежде всего композиторов «новой венской школы» (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн).
В опубликованной посмертно (на основании рукописей) «Эстетической теории» (1970) рассматривается как форма распоряжающегося природой разума. То, что делает произведение искусства некоторым строем и единством, А. называет «рациональностью», используя этот примерно в том же смысле, в каком Хайдеггер, М. Мерло-Понти и др. употребляют художественное пространство.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АДОРНО

(Adorno) , Визенгрунд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (11.9.1903, Франкфурт-наМайне,- 6.8.1969, Фисп, Швейцария) , нем. (ФРГ) философ, социолог, музыковед, представитель франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 - в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне. Критика культуры и общества, развитая А. совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения» - «Dialektik der Aufklarung», 1948) , сложилась в русле гегелевской , отчасти - психоанализа Фрейда, со-циологич. критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания А.- регрессивные социально-антропологич. изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.) , связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополи-стич. «управляемом обществе», в понятии которого А. в сущности отождествляет бурж. и социалистич. общество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено социологич. и психоаналитич. разных типов личности с т. зр. предрасположенности к принятию «демократич.» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность» - «The authoritarian personality», 1950) .

В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Раавил идеи анти-систематич. «отрицат. диалектики» («Negative Dialektik», 1966) , в крой сливаются теоретико-познават. и со-циально-критич. мотивы: отрицание (которое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как релятивирова-ние всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели.

В филос.-эстетич. концепции «новой музыки» («Philosophie der neuen Musik», 1949) как протокольной фиксации «непросветлённого страдания», в гармонич. преображению страстей, характерному для классич. музыки, А. ориентируется на творчество композиторов «новой венской школы» - А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна. Концепция «новой музыки» тесно связана у А. с критикой массовой стандартизованной муз. культуры и формирующегося в её лоне «регрессивного слышания», которое диссоциирует воспринятое на стереотипные . Работы А. оказали влияние на совр. бурж. социологию, эстетику и музыковедение, прежде всего в ФРГ, а также на идеологию леворадикального студенч. движения 60х гг. , от которого сам А., однако, отмежевался.

Gesammelte Schriften, Bd 1-ID-, Fr./M., 1970-77-, Манн Т., Собр. соч. , т. 9, ?., 1960 , с. 228-31; Михайлов A.B., Муз. социология: . и после А., в сб. : Критика совр. бурж. социологии искусства, М., 1978 , с. 176-238;

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АДОРНО

(Adorno)

Теодор ( . 11 сент. 1903, Франкфурт-на-Майне – . 6 авг. 1969, Фисп, Швейцария) – нем. философ и социолог, с 1949 – профессор Франкфуртского ун-та. Исходя из предпосылки о неизбежности упадка первичной философии (prima philosophia) и иррациональности рекультивирования исторически отживших идеологий, занимался проблемами критического осмысливания современной культуры и общества. Осн. труды: «Kierkegaard. Konstruktion des Дstetischen», 1933; «Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschдdigten Leben», 1951; «Zur Metaphysik der Erkenntnistheorie», 1956; «Eingriffe. Neue kritische Modelle», 1963; «Negative Dialektik», 1966.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АДО́РНО

(Adorno), Теодор [фамилия отца – В и з е н г р у н д (Wiesengrund); А. – фамилия матери] (11 сент. 1903 – 6 авг. 1969) – нем. философ, социолог, музыковед. В 1931–33 – доцент Франкфуртского ун-та. После 1933 – в эмиграции в Англии, с 1938 – в США. С 1949 – во Франкфурте-на-Майне; проф. ун-та (с 1950), руководитель Ин-та социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая А. совместно с Хоркхеймером ("Dialektik der Aufklärung", Amst., 1948), сложилась в русле гегелевской диалектики, социологич. критики товарного фетишизма и овеществления, отчасти – психоанализа Фрейда. В центре внимания А. – регрессивные социально-антропологич. изменения (отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише и т.п.), связанные со стандартизацией отношений в монополистич. "управляемом обществе", в понятии к-рого А. отождествляет буржуазное и социалистич. общество, и развитием массовой "индустрии культуры". В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено социологич. и психоаналитич. исследование разных типов личности с т. зр. предрасположенности к принятию "демокра-тического" или "авторитарного" руководства ("The Authoritarian personality", N. Y., 1950).

Отказываясь от абстрактной систематики, Α., вслед за В. Беньямином, видит цель философии не в конструировании всеобщего, а в раскрытии индивидуальной специфики единичного и особенного. Критикуя неопозитивистский "научной" философии как нейтрального описания сущего, а также реставрацию онтологии в феноменологии Гуссерля и экзистенциализме, А. развивает идеи антисистематич. "отрицательной диалектики" ("Negative Dialektik", Fr./M., 1966), в к-рой сливаются теоретико-познават. и социально-критич. мотивы: отрицание (к-рое в отличие от Гегеля перестает быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности "утопии", не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели.

В филос.-эстетич. концепции "новой музыки" как протокольной фиксации "непросветленного страдания" – в противоположность гармонич. преображению страстей, характерному для классич. музыки ("Philosophie der neuen Musik", Tüb., 1949), – А. ориентируется на творчество композиторов "Новой венской школы" – А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна. Концепция "новой музыки" тесно связана у А. с критикой музыкального фетишизма и формирующегося в лоне стандартизованной музыкальной культуры "регрессивного слышания", диссоциирующего воспринятое на стереотипные элементы. Свойственные А. стремление к максимальной концентрации изложения и афористич. лаконичность стиля сложились под сильным влиянием австр. писателя и публициста К. Крауза. Работы А. оказали влияние на совр. бурж. социологию, эстетику и музыковедение, прежде всего в ФРГ.

Соч.: Kierkegaard, Tüb., 1933, 3 Aufl., Fr./M., 1966; Zur Metakritik der Erkenntnistheorie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur, Bd 1–3, Fr./M., 1958–65; Klangfiguren, В., 1959; Mahler, Fr./M., 1960; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia, Fr./M., 1962; Prismen, Münch., 1963; Dissonanzen, 3 Aufl., Gött., 1963; una fantasia, Fr./M., 1963; Versuch über Wagner, Münch., 1964; Eingnffe, 3 Aufl., Fr./M., 1964; Moments musicaux, Fr./M., 1964; Jargon der Eigentlichkeit, 2 Aufl., Fr./M., 1965; Drei Studien zu Hegel, 2 Aufl., Fr./M., 1966.

Лит.: Манн Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228–31; 3олтай Д., Музыкальная современности в зеркале эстетики Т. Адорно, "ВФ", 1968, No 3; Давыдов Ю., Негативная диалектика "Негативной диалектики" Α., "Сов. музыка", 1969, No 7–8; Zeugnisse. Th. W. Adorno zum 60. Geburtstag, Fr./M., 1963.

Ю. Попов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АДОРНО

АДОРНО (Adorno) Теодор (Визенгрунд-Адорно) (Theodor Wesengrund-Adomo) (11 сентября 1903, Франкфурт-наМайне-б августа 1969, Фисп, Швейцария)-немецкий философ, социолог, музыковед, один из ведущих теоретиков старшего поколения Франкфуртской школы. Выходец из обеспеченной буржуазной семьи (отец-предприниматель, мать-певица), вундеркинд в гимназические годы, Адорно изучал философию, социологию, музыковедение и психологию во Франкфуртском университете. Первую докторскую степень по философии получил в 1924 за работу о Гуссерле. Продолжил свое музыкальное в Вене, по возвращении в 1931 представил диссертацию “Кьеркегор. Конструкция эстетического”. Затем примкнул к возглавляемому М. Хоркхаймером Институту социальных исследований. В 1934 эмигрировал в Великобританию, в 1938-в США, где возобновил сотрудничество с переместившимся в Нью-Йорк Институтом социальных исследований, участвовал в разработке ряда исследовательских проектов при различных университетах, в частности по проблемам масс-медиа и антисемитизма. Соавтор труда “Авторитарная личность” (The Authoritarian Personality. 1950). В 1941 совместно с Хоркхаймером приступил к созданию

Уже в “Диалектике Просвещения” четко очерчивается круг тем, разработке которых посвящено творчество Адорно в последующие годы. Центральное место среди них занимает автономии субъекта, противостояния чело

веческой индивидуальности, руководствующейся принципом самозаконодательства разума (Кант), всем формам самоотчуждения и овеществления. Таковыми, в частности, являются процессы формализации и инструментализации разума в научном и философском познании, настаивающем на непреложной позитивности учреждаемой им картины мира и тем самым увековечивающем социальное и порабощение. Заимствуемый из гегелевской диалектики радикальный негативизм призван разорвать “вечного возвращения тождественного” в природе и в обществе. Негативная диалектика Адорно стремится развеять чары как традиционного мифа, так и вырождающихся в миф в ходе реализации программы Просвещения науки, техники и социальной практики, заставить вспомнить о принципиальной открытости человеческого существа опыту неведомого.

В зрелый период творчества Адорно (период “Негативной диалектики”) эти идеи получают окончательное оформление в концепции “неидентичности”, во всей полноте отразившей уникальное мироощущение философа. Направленная против всех видов “идентифицирующего мышления”, всех типов “аффирмативной культуры” (Маркузе) критическая имеет целью выявление к самотрансцендированию в качестве основной характеристики человеческой субъективности, делающей доступным ей свободы, опыт нового и иного, забытого и вытесненного, утерянного и запретного. Тем самым Адорно во многом сближается с идеями Шеллинга, Ницше, Фрейда и Батайя.

Соответствующим образом ориентированным оказывается и музыковедческое творчество Адорно. Прототипичным здесь является представленный им еще в “Диалектике Просвещения” между преследующей лишь цели самосохранения самостью (Одиссей) и олицетворяемой пением сирен стихией и бездной бытия, одновременно губительной и невыразимо притягательной для гомеровского героя. В работах, посвященных творчеству А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна, Г. Малера и др., музыка (а вместе с тем и искусство в целом) выступает в роли той сферы человеческого творчества, в которой самым явственным образом воплощается его “неидентичность” самому себе, неустанного выхода за пределы всякой позитивности в иные, еще неизведанные измерения бытия.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd. 1-20. Fr./M., 1970-1986; Клогике социальных наук.-“ВФ”, 1992, № 10; Диалектика Просвещения. Философские фрагменты, М.-СПб., 1997 (совм. с М. Хоркхаймером).

М. М. Кузнецов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .