» »

Развитие личности учащихся общеобразовательной школы. Презентация "Возрастные особенности развития личности" по психологии – проект, доклад Воля и эмоции

04.03.2022

Презентация по обществознанию "Человек и его деятельность" предназначена для учителей и учащихся 6 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), академический учебник, ФГОС-2 . Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 6 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Человек и его деятельность. Урок-презентация по обществознанию, 6 класс, ФГОС-2»

Обществознание, 6 класс

Урок № 6-7

Человек и его деятельность

Д.З.: § 3, ?? (с.31), задания (с.31-33)

© А.И. Колмаков


Цели урока

1. Содействовать формированию представления учащихся о деятельности человека, её основных видах.

2. Раскрыть связь между деятельностью и формированием личности.

3. Совершенствовать умения описывать изучаемые понятия с опорой на личный опыт.

4. Воспитывать осознанную мотивацию и самооенку собственной деятельности .


Знать и уметь

  • Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды.
  • Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.
  • Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.
  • Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности

Понятия, термины

  • биологическое в человеке;
  • социальное в человеке;
  • личность;
  • виды деятельности (игра, учение, труд);
  • общение;
  • индивид;
  • индивидуальность;
  • карьера

Изучение нового материала

  • Мотивы деятельности.

Актуализация проблемы

  • Вспомни! Что такое труд? Чем труд человека отличается от труда пчёл или муравьёв? Как в труде проявляются способности человека?

Обсудим вместе!

Народная мудрость гласит: «Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Как ты понимаешь это выражение?


Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение).

Деятельность способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того чего нет в природе.

Чтобы добиться результата человек должен проявить:

  • Разум;
  • Волю
  • Целеустремленность
  • Организованность
  • Умение преодолевать трудности

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение).

  • Сравни картинки и сделай вывод: в чём отличие занятий насекомых, животных и человека? Какие качества присущи только человеку?

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение).

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». (китайская поговорка)

«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». (Демоктрит, древнегреческий философ)


Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение).

общение

труд

учение

  • Определи: какие цели необходимо ставить в каждом виде деятельности? Объясни, почему?

игра


Мотивы деятельности

деятельность

Действия относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчинённые общему замыслу

Мотивы – то, что побуждает человека к деятельности

Цели –то, на что направлена непосредственно деятельность

Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?- спросила Алиса

А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

Мне все равно… - сказала Алиса.

Тогда все равно, куда и идти,- заметил Кот.

Л. Кэрролл



Путешествие в прошлое , с. 29

Пётр I стал царём в 10 лет. Сначала ему было не до великих дел: играл в кораблики, солдатиков, постепенно переходя от оловянных к настоящим. (военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово представил в своей работе художник Х I Х века А.Д. Кившенко). Со временем из так называемых потешных были созданы Преображенский и Семёновский полки, военные потехи стали началом военных учений. Увлечение корабликами на Плещеевском озере привело к началу кораблестроения. От игры Пётр I шёл к великим делам.


Картинная галерея ( учебник, с.30 )

Перов В. Г.

(1833/34-1982).

Тройка . Ученики мастеровых везут воду.

1866 г. ГТГ



Проверь себя

  • Объясни значение слова «деятельность»?
  • Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью?
  • Какие виды деятельности называют основными? Почему?
  • Какова связь между деятельностью и качествами человека?
  • Что является условиями успешной деятельности?

6.* Выполни проект «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность».


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Примени знания!


Примени знания!

Разгадай кроссворд!


Примени знания!

Укажи в пределах 3-4 других вариантов пословиц о труде.


Примени знания!


Примени знания!


Примени знания!


Примени знания!

  • Какие изменения в твоих знаниях, умениях, навыках произошли после работы с § 3?
  • Чему научился?
  • Что помогло достичь результата?
  • Что, по-твоему, из изученного следует помнить всегда?
  • Какие трудности встретились? Что помогло их преодолеть?

  • Рабочие программы «Обществознание. Предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы». М: «Просвещение», 2011 г.
  • Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
  • Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В.
  • Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.
  • Смелкова Т. В. Учитель МАОУ гимназия №6

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Презентацию на тему "Возрастные особенности развития личности" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 20 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

ТЕМА 2. Возрастные особенности развития личности Лекция 1.2. Процесс развития личности. Вопросы

1.Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии. 2. Воспитание и формирование личности. 3. Роль обучения в развитии личности. 4. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности 5. Возрастная периодизация объектов педагогической деятельности. 6. Личностные характеристики, особенности познавательной деятельности молодежи старшего школьного возраста.

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное

Личность представляется сугубо природным существом, все поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности

Считается, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

БИОСОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Слайд 3

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.)

ЧЕЛОВЕК БИО ПСИХО СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТИ

Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Слайд 5

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ-ПРОТИВОРЕЧИЯ

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности

ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Слайд 6

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ = СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам

Слайд 7

СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д

Трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека

Послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.

Слайд 8

УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения

Слайд 9

А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Анатолий Викторович Мудрик - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ.

Слайд 10

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - ВОСПИТАНИЕ

Воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Слайд 11

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый - уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Л.С.Выготский (1896-1934)

Слайд 12

ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек

Слайд 17

Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира - важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма юношеской самокритики. Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я».

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 18

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т. д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

Слайд 19

В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой - в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, - это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте.

ОСОБАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Слайд 20

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Слайд 2

    План

    Общая психологическая теория деятельности Опрационно-технические аспекты деятельности Мотивы и мотивация деятельности. Понятие внутренней деятельности.

    Слайд 3

    Общая психологическая теория деятельности

  • Слайд 4

    Деятельность - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

    Слайд 5

    Основные понятия.

    Деятельность - активность чего-либо. Определите, какие явления можно назвать деятельностью?

    Слайд 6

    Деятельность - занятия человека Определите, какие явления можно назвать деятельностью?

    Слайд 7

    Деятель – человек, проявивший себя в какой-либо общественной деятельности. Определите, кого из персонажей можно назвать деятелем?

    Слайд 8

    Деяние - общественно-значимая деятельность. Определите, какие действия можно назвать деянием?

    Слайд 9

    Общество Общество Общество Развитие общества - результат деятельности людей.

    Слайд 10

    Деятельность человека и поведение животных

    В чем коренное отличие действий человека и животных?

    Слайд 11

    Приведите примеры, когда поведение животных похоже на деятельность людей? ИНСТИНКТ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАЗУМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

    Слайд 12

    Структура деятельности.

    Субъект - тот, кто осуществляет деятельность. Объект - то, на что направлена деятельность. Определите, объекты и субъекты деятельности?

    Слайд 13

    Основная схема деятельности Цель Средства достижения Результат

    Слайд 14

    Цель - осознанный образ предвосхи- щаемого результата, на достижение ко- торого направлена деятельность

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Мотивы цели задачи

    Слайд 18

    Слайд 19

    мотивы - совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность Цель - это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача - это заданная в определенных усло­виях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процеду­ре.

    Слайд 20

    Задача включает в себя: Требования Цель

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются.

    Слайд 24

    Игра учение труд

    Слайд 25

    Слайд 26

    Игра - это особый вид деятельности, результатом которого не становится про­изводство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игрыпредставляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов.

    Слайд 27

    Индивидуальные игрыпредставляют собой род деятель­ности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игрысвязаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игрыразворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игрыдопускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правиламирегулируются определенной системой правил поведения их участников.

    Слайд 28

    Еще один вид деятельности - это учение. Учение выступает как вид деятель­ности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

    Слайд 29

    Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

    Слайд 30

    Деятельность человека - это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерар­хической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

    Слайд 31

    Опрационно-технические аспекты деятельности

  • Слайд 32

    Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - нача­ле 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

    Слайд 33

    Основными понятиями являются Деятельность Сознание Личность

    Слайд 34

    Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень - это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним - уровень операций, и самый низкий - уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть опреде­лена как образ желаемого результата.

    Слайд 35

    Структура деятельности.

    Деятельность состоит из действий хорошо плохо плохо хорошо Поведение - состоит из поступков

    Слайд 36

    Слайд 37

    Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие - это одно­временно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что дей­ствие - это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизло­женного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельно­сти. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.

    Слайд 38

    Слайд 39

    В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности противопоставляя его принципу реактивности. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие. В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предмет­ный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

    Слайд 40

    принципы психологической теории деятельности:

    1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания). 2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения). 3. Деятельность - это активный, целенаправленный процесс (принцип активности). 4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

    Слайд 41

    Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.

    Слайд 42

    Мотивы и мотивация деятельности.

  • Слайд 43

    Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Потреб­ность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета

    Слайд 44

    Слайд 45

    Слайд 46

    Виды потребностей

    Что движет человеческой деятельностью? ЕСТЕСТВЕННЫЕ- самосохранение, сон,еда СОЦИАЛЬНЫЕ- общение, само- утверждение и т.д. ИДЕАЛЬНЫЕ- познание мира и осознание себя в нем. (наука, искусство, спорт) Потребности взаимосвязаны

    Слайд 47

    Мотивы деятельности

    Что движет человеческой деятельностью? МОТИВЫ -это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ПОТРЕБНОСТИ -осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности

    Слайд 48

    Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое управление, потому что мотив - это то, ради чего совершается действие. Таким образом, благодаря мотиву мы вышли на высший уровень структуры деятельности в теории А. Н. Леонтьева - на уровень особенной деятельности.

    Слайд 49

    Слайд 50

    Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление Полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивоввсегда является ведущим, а другие - второстепенными. Эти второстепенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

    Слайд 51

    Мотивы могут быть разделены на: осознаваемые неосознаваемые

    Слайд 52

    Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в особой форме. Это эмоции и личностные смыслы. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность происходит успешно, возникают положительные эмоции, если не успешно - отрицательные. Таким образом, эмоции выступают в качестве первичных регуляторов деятельности человека.

    Слайд 53

    Личностный смысл - это другая форма проявления мотивов в сознании. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Следует отметить, что именно ведущий мотив обладает смыслообразующей функцией. Мотивы-стимулы не выполняют смыслообразующую функцию, а лишь играют роль дополнительных побудителей и порождают только эмоции

    Слайд 54

    Таким образом, характер деятельности, которой занимается человек, в значительной мере определяет вероятные пути его даль­нейшего развития, т. е. мы приходим к основополагающей формулировке диалектического материализма о том, что бытие определяет сознание. Именно на этих принципах и строится психологическая теория деятельности.

    Слайд 55

    Понятие внутренней деятельности.

  • Слайд 56

    До сих пор мы говорили лишь о практической деятельности, т. е. видимой для сторонних на­блюдателей, но есть и другой вид деятельности - внутренняя деятельность. Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными чертами. Во-первых, внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внеш­няя деятельность, которая отличается от нее только формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав.

    Слайд 57

    Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической путем процесса интериоризации, т. е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то действия необходимо его сначала освоить на практике и получить реальный результат. Следует отметить, что через понятие внутренней деятельности авторы теории деятельности вышли на проблему сознания и анализ психических процессов.

    Слайд 58

    позиция деятельностного подхода психология - это наука о законах порождения, функционирования и строения психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека. В этом определении деятельность принимается как исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика рассматривается как производная от нее и одновременно как ее неотъемлемая сторона.

    Слайд 59

    В заключение следует остановиться на методологическом значении психологической теории деятельности. В них изучаются психические аспекты деятельности людей или закономерности деятельности с учетом психологических особенностей людей. Результата этих исследований подтвердили целесообразность развития теории деятельности использования методологии деятельностного подхода.

    Слайд 60

    Поэтому, изучая факты реально существующей деятельности, мы мо­жем исследовать ее субъективные аспекты. Следовательно, психика и закономерности ее развития вполне могут изучаться в рамках деятельностного подхода.

    Слайд 61

    Таким образом, мы можем сделать несколько выводов. Во-первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей ее развития целесообразно строить на принципах деятельностного подхода. Во-вторых, деятельность, которой занима­ется человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизнен­ных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.

    Слайд 62

    Литература: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо, 1997. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -2-е изд. –М.: Политиздат, 1977. Выготский Л.С. собрание сочинений в 6-ти томах Т. 3: Проблемы развития психики / Гл. ред. А.В. Запорожец. –М.: Педагогика, 1983. Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб.: Питер, 2001.

    Посмотреть все слайды

    ГЛАВА 2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
    2.1. Ролевая концепция личности
    Происходящие в нашем обществе процессы невозможно правильно оценить и понять без изучения обширного научного наследия в об­ласти социологии личности,
    Одной из известнейших социологических теорий личности явля­ется ролевая концепция, возникшая в американской социальной пси­хологии в 30х годах XX века и получившая широкое распространение в различных социологических течениях, особенно в структурно-функ­циональном анализе.
    Основоположником ролевой концепции личности считают Дж.Мида. Выше мы уже говорили об этом исследователе как об основателе тео­ретических построений символического интеракционизма. Идеи Мида, не пользовавшиеся популярностью долгие годы, в 80-х годах получи­ли широкий резонанс благодаря осознанию того факта, что ученый сумел опередить свое время, поставив и решая проблема, сформулиро­ванные в социологии лишь на исходе XX века. Ныне Мид воспринимает­ся как классик, как фигура в значительной степени определившая со­держание современного этапа развития зарубежной социологии.
    Каково место теоретической системы Мида в социологии? Какова роль его идей для современной социологии? Конечно, мы не можем в настоящем раз­деле исчерпывающе рассмотреть эти вопросы, но попытаемся обрисовать некоторые основные черты социально-психологической теории Мида, вы­явить ее основную теоретико-мировоззренческую ориентацию.
    Центральное в социальной психологии Мида - понятие межиндиви­дуального взаимодействия. Совокупность процессов взаимодействия по Миду, конституирует общество и социального индивида. Анализ про­цесса формирования индивидуального сознания в ходе взаимодействия Мид начинает с понятия “жест”. Жест как индивидуальное действие служит начальной фазой взаимодействия и выступает в качестве стимула, на который реагируют другие участники. Жест предполагает наличие некоего референта, “идеи” соотнесенность с некоторыми элементами опыта индивида и вызывает в сознании совершающего жест тот же отклик, что и в сознании воспринимающего. Важнейшим из жестов-симво­лов является, по мнению Мида, слово (“голосовой жест”). Язык опре­деляется как конституирующий фактор сознания.
    В любой культуре с жестом и языком всегда связано какое-то их значение. Это значение ученый усматривал в “практических последст­виях”, т.е. тех реакциях, которые вызывают данные символы. “Значе­ние - отмечал Мид, - это не состояние сознания… Значение жеста рав­но ответу данного индивида на жест другого в определенном акте со­циального действия, этот ответ также служит основой возникновения другого жеста или нового содержания для нового жеста. Поэтому в данном случае жест является началом социального акта, порождающего ряд коммуникаций”.
    Одной из важнейших частей социологического учения Мида явилась его концепция “межиндивидуального взаимодействия”, утверждавшая, что общение людей и установки индивида на объекты (на “других” и на са­мого себя) порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных факторов. То, как индивид воспринимает окружающую соци­альную действительность, обуславливается его опытом общения с дру­гими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующи­ми символами (жестами или словами). В связи с этим поведение индивида в группе, считая Мид, является результатом принятия дан­ным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой “обобщенного другого”.
    Этот процесс принятия роли других людей (“обобщенного друго­го”) особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого “Я”, происхождение и структура которого, по Миду, отражают единст­во и структуру социального процесса.
    Таким образом, стадии принятия роли другого, других, “обобщен­ного другого” - стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. Главная характеристика Я - способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушев­ленных предметов и живых организмов. Богатство и своеобразие зало­женных в том или ином индивидуальном Я реакций, способов действия, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует.
    В целом, согласно концепции Мида, поведение человека обуслов­лено структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок “обобщенного другого”.
    Разработанная Мидом ролевая концепция личности имела существен­ное значение. Благодаря ей многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора со­циально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - “ролей”, ко­торые человек играет в обществе. Причем, анализ “ролей” человека дает достаточные основания для суждения не только о его поведении, но и его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и норматив­ная противоречивость выражается в любых поведенческих актах.
    Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».
    продолжение
    --PAGE_BREAK--В последнее время наиболее крупные разработки в теории интеракционализма связываются с именем Э Гоффмана (1922-1982), чьи взгляды занимают промежуточное положение между чикагской школой и “ролевой” теорией. Свою концепцию он часто называет “драмматургическим подходом”, что выражается в следующей аналогии: роли – эксектации, которые другие имеют относительно нашего поведения в определенных ситуациях, рассматриваются им как пьесы, которые мы разыгрываем. Он уделял большое внимание тому, как мы их исполняем и какими способами мы осуществляем руководство нашим “представлением”. Все аспекты жизни – от глубоко личных до общественных – описываются в театральных терминах: пьеса, сцена, актер, кулисы и т.п. Таким образом, Э.Гофман описывает процесс интерпретации “Представления своего “Я” другим”, исходя из мидовских построений о “Я” и “Мое”.
    Итак, Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственно верную, поскольку она оставляет в тени активное, творческое нача­ло личности.

    2.2. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда
    Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.
    Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.
    По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально прису­щие человеческое организму.
    Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе фор­мирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода био­логические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом чело­веке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), кан­нибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд нас­таивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных пред­ков.
    По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуаль­ный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции/.
    Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бы­тия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность раз­личных социальных групп, народов и государств.
    Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта яв­ляется всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.
    Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.
    В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся коли­чественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в ко­нечном результате составляет только продукт дифференциации энер­гии, действующей вообще в психике.
    Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно ис­кать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представ­ляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “родовыми воспомина­ниями”, средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Су­пер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. По­скольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся чело­веческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.
    Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, - наиболее важная роль в формировании и жизнедеятель­ности человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения сво­их пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основ­ным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.
    В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд, “завершается инфантиль­ная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одо­леть Эдипов комплекс, кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом”.
    Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода - взаимоотношение “Оно” и “Я”.
    Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитными механизмами” (“механизма­ми защиты”), образовавшимися в результате эволюции человека. Важ­нейшими из неосознаваемых “защитных механизмов”, призванных обеспе­чить известную целостность и стабильность личности в условиях конф­ликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал “сублима­цию” (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), “вытеснение” (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), “регрессию” (переход на более примитив­ный уровень мышления и поведения), “проекцию” (неосознанное пере­несение, “приписывание” собственных ощущений, представлений, жела­ний, мыслей, влечений и зачастую “постыдных”, бессознательных стрем­лений другим людям), “рационализацию” (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), “реактивное образование” (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), “фиксацию поведения” (тенденцию “Я” к сохране­нию апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивое стремлению к повторениям) и др.
    Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции,
    Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией лич­ности многие свои гипотезы и концепции. Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые дейст­вительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.
    Отметим, что значительное влияние на дальнейшее развитие сов­ременной психологии и социологии личности оказали и примыкающие к психоанализу психосоциологические теории А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Г.Салливена, Э.Фромма и других. Концепции этих исследователей получили наз­вание неофрейдистских, так как все они так или иначе опирались на идеи З.Фрейда. Например, А.Адлер (1870-1937), социологизируя психо­анализ в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции (“Оно”, “Я” и “Сверх-Я”) и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом по­ведении. Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида - как изначально социальное существо.
    К. Юнг (1875-1961), познакомившись с теорией Фрейда, во мно­гом поддержал его воззрения. Он активно разрабатывал психоаналитические идеи и пытался применить их на практике. В дальнейшем Юнг отошел во многом от традиционного психоанализа и предложил свою довольно сложную структуру человеческой психики, по его мнению она состоит из четырех универсальных элементов: личного сознания, кол­лективного сознания, личного бессознательного и коллективного бес­сознательного. Под “коллективным бессознательным” Юнг понимал “разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа”.
    Среди идей Фрейда, подвергшихся основательной критике со сто­роны К.Хорни (1885-1952), были, в частности, такие фундаментальные элементы его учения, как теория инстинктов, Эдипов комплекс, кон­цепция либидо и др. Но наиболее остро Хорни критиковал Фрейда за чрезмерное подчеркивание биологического происхождения психических явлений и за игнорирование им “культурных факторов”. По мнению Хор­ни, к глобальным принципам, управляющим человеком, обуславливающим его поведение, относятся стремление к безопасности и реализация соб­ственных желаний.
    Философ, психоаналитик и социолог Э.Фромм (1900-1980), прек­расно осознавая новизну и важность идей Фрейда для развития соии-ального познания, осуществил наиболее впечатляющую реформацию пси­хоаналитического учения, которая в значительной мере содействовала росту популярности как собственно психоанализа, так и психосоциологических доктрин.
    Исследуя роль психических факторов в деятельности личности, в различных социальных процессах, Фромм критически переосмыслил ряд принципиальных положений теории Фрейда. Отвергая как миф тезис о “неизменной человеческой природе”, Фромм утверждал, что в ходе эво­люции человек частично утрачивает “непосредственную инстинктивную основу” и обретает новые качества, обуславливаемые социальной сре­дой.
    Фромм считал, что “самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате соци­ального процесса формирования личности… Человеческая натура - страсти человека и тревоги его - есть продукт культуры...”.
    В результате самостоятельного исследования истории человече­ского общества Фромм пришел к выводу о существовании рада социаль­ных характеров людей, представляющих собой ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отли­чие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры. Согласно учению Фромма “социоэкономическая струк­тура общества формирует социальный характер своих членов таким об­разом., что им хочется делать то, что они должны делать”.
    Пожалуй никто из неофрейдистов не уделял столь большого вни­мания анализу положения личности на различных этапах эволюции чело­веческого общества, как Фромм, что в значительной мере содействова­ло обогащению его учения.
    Для думающей части населения в современной России Фромм, как мыслитель и гуманист, интересен своими подходами к опенке кризиса нынешнего западного капиталистического общества и путей его преодо­ления. Приложив значительные усилия для осознания и развенчания ря­да опасных социальных иллюзий, Фромм пришел к выводу, что причины кризиса предопределены экономическими и психологическими противо­речиями самой индустриальной системы. Отдавая должное ее разнооб­разным достижениям, Фромм вместе с тем критически проанализировал великие обещания и большие надежды на безграничный прогресс, кото­рые были характерны для ряда поколений индустриальной эпохи. Вывод Фромма был однозначен: большие надежды на достижение материального изобилия, неограниченной личной свободы, счастья для наибольшего количества людей и господства над природой потерпели крах. Цивили­зация оказалась на грани самоуничтожения.
    Неофрейдистские доктрины явились прямым следствием идей. и кон­цепций З.Фрейда, в чем состоит его огромная заслуга перед наукой.
    2.3. Поведенческая концепция личности
    В соответствии с поведенческой концепцией поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. В частности, Дж.Хоманс принимал за исходную единицу социоло­гического анализа “элементарное социальное поведение” (т.е. непо­средственные контакты между индивидами). Существенным элементом его социологии стала теория социального поведения. Мы уже упоми­нали выше некоторые аспекты данной теории, теперь рассмотрим ее более подробно.
    Новое понимание природы и сущности социального поведения объ­ясняется Хомансом таким образом: “Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получить много и от них, и люди, которые получа­ют многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направ­ленное на то, чтобы последние могли получить многое от первых. Та­кой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равнове­сия или баланса между обменами”.
    Хоманс сформулировал тезис о двух уровнях поведения, назван­ных им субинституциональным (парные непосредственно-личностные от­ношения) и институциональным. Первый - основа второго. При этом со­циальное поведение как обмен присуще обоим уровням. Некоторое раз­личие между ними, по Хомансу, состоит в том, что в сложных органи­зациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями, и в том, что сами процессы обмена “вознаграждающей” деятельностью становятся более опосредо­ванными. Все большую роль начинают играть социальные нормы. Следовательно, сложные социальные организации образуют равновес­ные системы, стабилизирующиеся путем институционализации общей нормативной структуры.
    Объяснение социального поведения через обмен в версии Хоманса оказалось недостаточно корректным по ряду параметров. Как отмечалось в ряде критических работ, осталось непонятным, как действу­ющий индивид использует “внешние символы” (в том числе структурную информацию о профессии, возрасте, доходе) в ходе прямых обменов с другими. Точно так же Хоманс не объясняет, каким же образом в ходе взаимодействия индивид делает заключение о том, что проис­ходит. Не смотря на это, в целом в современной западной социологии учение Хоманса по­нимается и трактуется для исследования традиционных социологических проб­лем и пользуется определенным влиянием.
    Выделим пять основных положений, которые объясняют, как счи­тает Хоманс процесс обмена между индивидами.
    Первое положение - положение успеха - состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится произво­дить это действие.
    Второе положение - положение стимула - описывает отношение между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, кото­рое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула, или подобного ему, личность будет стремиться повторить действие.
    Третье положение - положение ценности - заключается в том, что чем более пенно для личности достижение определенного резуль­тата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направ­ленное на его достижение.
    Четвертое положение - положение “насыщения-голодания” - ис­ходит из того, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее пенным будет для нее повторение подоб­ной награды.
    Пятое положение - положение “агрессии-одобрения” - характери­зуется тем, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результа­ты такого поведения становятся для него более пенными. И наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказа­ние, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одоб­ряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более пенными.
    продолжение
    --PAGE_BREAK--Этот набор из пяти положений, которые Хоманс предпочитает рас­сматривать как систему, по его мнению, объясняет, почему человек действует так или иначе в любой ситуации. Он пытался экстраполи­ровать эти положения на объяснение всех социальных процессов и считал, что отношения между группами и социальными организациями мало чем отличаются от непосредственного взаимодействия между индивидами.
    Иными словами, рассматривая проблему личности, Дж.Хоманс, его предшественник (Б.Скиннер) главную роль отводят системе “стимулов”, “подкреплений”, проводя прямую анало­гию между поведением человека и животных. Изменения личностного по­ведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция “хороших”, т.е. желаемых действий.
    Одновременно, как и Хоманс, П.Блау постулировал, что при рас­смотрении ассоциаций, включающих явный или скрытый, выгодный или дорогостоящий обмен деятельностью между двумя липами, используется элементарная экономическая модель. По сути социальная жизнь трак­туется им в качестве своеобразного “базара”, где “акторы” торгуют­ся между собой с целью извлечения наибольшей выгоды.
    “Принципы” и “законы” Блау можно сформулировать следующим образом:
    Принцип 1, Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осу­ществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он бу­дет осуществлять эту деятельность.
    Принцип 2. Чем большим количеством вознаграждений человек об­менялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последую­щих актов обмена благодаря возникшим и направляющим их взаимным обязательствам.
    Принцип 3. Чем чаще нарушаются при обмене взаимные обязатель­ства, тем меньшей властью располагают партии, склонные к негатив­ному санкционированию лиц, нарушающих нормы взаимности.
    Принцип 4. С приближением момента вознаграждения, являющего­ся результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается,
    Принцип 5. Чем больше установилось отношений обмена, тем бо­лее вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы “справед­ливого обмена”.
    и другие, Предложив весьма оригинальную концепцию сущности общества, Блау, пожалуй, поставил больше проблем, нежели разрешил их.
    2.4. Культурно-историческая концепция личности
    В рамках культурно-исторического или деятельного подхода к изучению личности сложилось понимание человека как деятельного существа. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория “деятельность”. Деятельность можно опре­делить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая са­мого себя и условия своего существования, В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не могло бы существовать. Твор­ческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипические возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создает знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
    Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: ор­ганическими, функциональными, материальными, социальными, духов­ными. Как правило, в качестве пели деятельности выступает ее про­дукт.
    Деятельность принято рассматривать в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение стро­ения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.
    Изучение личности при деятельном подходе сводится к следую­щему:
    - определение системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д./
    - выяснение принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная;
    - изучение характера связи между различными видами деятель­ности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;
    - исследование уровня осуществления каждого из видов деятель­ности.
    Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпы­вает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. До сих пор мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана социологическая модель личности. Вероятно, это дело буду­щего.
    В продолжение разговора о характере человеческой деятельности нельзя не отметить тот факт, что она не всегда позитивна и способ­ствует прогрессу как самой личности, так и общества в целом. Это признавали многие социологи и историки. В качестве примера можно привести теорию так называемых культурно-исторических типов, воз­никшую как попытку преодолеть недостатки евроцентристской модели однолинейного и однонаправленного исторического процесса и объяснить особенности развития Востока и других регионов мира, в том числе и России. Она видит исторический процесс как многолинейное параллельное развитие своеобразных социокультурных типов обществ, цивилизаций. Основатель этой теории российский социолог Н.Я.Дани­левский.
    Наряду с тем, что личность создает в процессе деятельности культуру, культурные образцы, культурная принадлежность обуслав­ливает характер деятельности, правила, нормы, ценности и т.п.
    Г.Терборн отмечает, в частности, что предпочтения людей раз­личаются постольку, поскольку они принадлежат к разным культурам, из которых они усвоили различные жизненные цели и желания, конк­ретные нормы правильного поведения, особые способы выражения эмоций и владения ими. Это предположение само по себе может служить объяснением человеческого действия.
    Кроме того, принадлежность к культуре означает усвоение оп­ределенной когнитивной и коммуникативной компетенции, определенно­го языка, социального горизонта, мировоззрения или совокупности верований, способа толковать или определять ситуации, справляться с неопределенностью и посылать сигналы.
    Еще один важнейший аспект социологического понимания принад­лежности к культуре состоит в том, что она определяется по двум измерениям - общему ощущению действующим его тождественности с од­ними людьми и отличия от других. Это положение дополняется нали­чием подобного ощущения “идентичности - дифференцированности” и у других участников коллективного действия
    Завершая разговор о различных взглядах на процесс формирования личности, нельзя не сказать о представителях гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отожествляли психологию и поведение человека и животных. Сторонников гуманистических теорий прежде всего интересовало то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитали описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Наиболее известные представители этого подхода – А.Маслоу, К.Роджерс.
    Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Самоактуализация предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам.
    Значительный вклад в решение проблемы личности внесли также А.Н.Леонтьев и Л.И.Божович. Скажем, теорию предложенную Божович можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного возраста до юности и использующих для описания личности внутренние свойства и особенности человека.
    Э.Эриксон выделял у каждого человека в течение жизни восемь психологических кризисов:
    1.Кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни).
    2.Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте 2-3 лет).
    3.Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
    4.Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (7 – 12 лет).
    5.Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12 – 18 лет).
    6.Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
    7.Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (между 30 и 60 годами).
    8.Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
    Несмотря на то, что на формирование личности определенное влияние оказывают факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе, главные факторы, определяющие процесс формирования личности – групповой опыт и субъективный уникальный личностный опыт.
    2.5. Определение путей формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях
    Прежде чем задаться вопросом: какими характеристиками должна обладать личность в современных российских условиях, обратимся к социологическим воззрениям М.Вебера как основоположнику теории современного капитализма.
    Современный капитализм у Вебера - это неизбежное следствие исторического развития Европы, и пути назад к патриархальным об­щественным структурам и ценностям нет.
    Исследуя генезис капитализма, Вебер определил для себя цент­ральную проблему: происхождение буржуазного производственного ка­питализма с его рациональной организацией свободного труда.
    Вебер дает генезис и глубокий анализ взаимосвязанных религи­озных, экономических, политических, и иных структур, образующих особый феномен - западно-европейский капитализм как культурно-исторической ценности. Для него европейский капитализм - это об­раз жизни, имеющий свою нравственную ценность, но одновременно и образ мышления, особая логика, корни которой уходят в европейскую античность.
    В России капитализм еще не стал образом жизни. Отечественную социально-экономическую модель, с известной долей условности, можно охарактеризовать как административно-капиталистическую. Поэтому у нас возникают сложности с определением адекватной модели лич­ностного поведения.
    Вебер показывал, что изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду способны дать толчок к возникновению и процветанию общества. Следовательно, комплекс оп­ределенных личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, или наоборот, препятствовать ему.
    Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых пове­денческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных со­циалистической системой.
    Парадокс нынешней ситуации в России, несмотря на реформы и преобразования, отказ от социалистической системы, состоит в том, что сформированные ранее стереотипы и личностные комплексы продол­жают жить в общественном сознании. Более того, сегодня ситуация характеризуется общим ухудшением политического, экономического и социально-психологического климата в стране. Перед человеком постав­лены задачи, которые он не в состоянии решить в принципе, так как его не готовили к их решению ни сложившаяся система воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Мы наблюдаем массовую утрату идентификации. Известный современный социолог Л.Г. Ионин в статье “Идентификация и инсценировка”, в частности пишет, что с точки зрения феноменологи­ческой утрата идентификации проявляется как потеря способности вес­ти себя так, чтобы реакции внешнего мира соответствовали твоим наме­рениям и ожиданиям. Человек видит, что мир перестает реагировать на его действия адекватным образом. Партнеры по взаимодействиям, кото­рые раньше не представляли проблемы, теперь перестают “узнавать” его. Человек как бы перестает отражаться в зеркале социального мира. А с точки зрения структурной, утрата идентификации проявляется как не­соответствие поведения нормативным требованиям социальной среды. При этом, если в СССР 60-80-х годов утрата идентификации была обусловле­на в основном политико-идеологическими причинами, то сегодня в кон­це 90-х, происходит массовая утрата идентификации, уже в масштабах всего общества; в основе этой утраты уже не идеологические причины, или, скажем так, не только идеологические. Сегодня мы наблюдаем си­туацию, когда большинство институтов идентификации либо разрушены, либо изменили свое содержание, к чему наше общество оказалось совер­шенно не готово. Происходит парадоксальное: те, кто еще в 60-80-х годах выражали свой протест тоталитарной системе и принимали учас­тие в формировании нестандартных культурных моделей, в наши дни ока­зались не готовы идентифицировать себя с сегодняшними реалиями.
    Потеря идентификации, отмечает Ионин, - предполагает восстанов­ление целостного и упорядоченного образа мира, пусть он даже будет иным, чем раньше. Но в российских условиях такое восстановление не могло осуществляться путем приобщения к какой-то из альтерна­тивных культурных форм или моделей, поскольку в СССР не существо­вало иной, кроме советской, культурной модели, которая была бы представлена соответствующими институтами и при этом достаточно широко распространена и влиятельна.
    Однако, альтернативные культурные формы и модели все-таки существовали. Далее сам исследователь признает, что в стране суще­ствовали “зародыши” и разнообразные культурные формы. Под “зароды­шами” он понимает культурную форму в “неразвернутом” состоянии, существующую как совокупность идей и поведенческих предписаний, по тем или иным причинам не нашедшая последовательного воплощения в практическом поведении.
    Как правило, логика становления и развертывания культурных форм следующая. Сначала формируется социальный интерес. Происходит его осознание, а затем стихийно или целеустремленно, в виде груп­пового фольклора или в трудах писателей и философов складывается доктринальное оформление этого интереса. Доктрина служит основа­нием его вещных и поведенческих проявлений в разных сферах, жизни: в политике, праве, быту, досуге. В качестве объектов идентификации выступают кумиры или герои (политики, поэты, музыканты и т.д.) Кто сегодня может в России именоваться кумиром? Или, кого мы почита­ем за кумиров, героев? Вопрос почти риторический. Таким образом, налило кризис идентификации, который в обозримом будущем вряд ли будет разрешен.
    Н.Ф.Наумова в статье “Жизненная стратегия человека в переходном обществе” пишет, что постоянное нарушение баланса интересов создает у индивида ощущение, что его социальная защищенность уменьшается, и на первый план выходят три реакции человека на такое нарушение. Первая - усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание (“каждый сам за себя”). Вторая - усиление так называемого группового эгоиз­ма, т.е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами: от неформальных до насильствен­ных, криминальных. Третья - усиление стихийного процесса социально­го сравнения, в результате чего возникают агрессивные типы поведе­ния. В их основе лежит не столько абсолютное ухудшение собственно­го положения, сколько оцениваемое как несправедливое, незаслужен­ное улучшение положения других.
    Данные реакции неизбежно порождают в обществе социальные конфликты. В.С.Семенов отмечает, в частности, что среди факторов, влияющих на конфликтность в обществе, главную роль играют проти­воречия между тремя основными структурами общества и внутри них. Речь идет о власти (законодательной, исполнительной, судебной), предпринимательстве (государственном, коллективном, частном, рос­сийско-иностранном, спекулятивном, мафиозном и т.п.) и производи­телях (различных, группах интеллигенции, служащих, рабочих, кресть­ян, фермеров, студенчества, ветеранов труда и т.д.).
    Противоречия с каждым годом увеличиваются, обостряются и пос­тепенно принимают форму социальных антагонизмов. Антагонистическое противоречие выразилось прежде всего в конфронтации сторонников социалистического и капиталистического путей развития. Это противо­речие стало стержнем всех. сфер жизни нашей страны, импульсом жест­ких и непримиримых конфликтов, объектом, политического манипулиро­вания. Основная масса трудящихся вступает в открытые конфликты с администрацией, видя в ней источник всех своих бед и лишений.
    продолжение
    --PAGE_BREAK--

    Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актер древнего театра, затем- самого актера и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.


    Различные определения понятия личность: Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон). Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев). Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский). Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов). Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).


    Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.






    Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности.


    Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида.


    Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей не - личности, то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл я. Таким образом, личность это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во- вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается.




    Деятельность категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.


    Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно- мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша. Новорожденный кричит и производит руками и ногами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы.


    По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). Подавляющее количество движений, включая даже такой элементарный, общий с животными акт, как передвижение в пространстве, человек приобретает в жизненном опыте, т, е. большинство его движений являются условно-рефлекторными. Лишь очень незначительное количество движений (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием безусловно рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей.






    Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой. Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.