» »

Вибрация руля автомобиля: основные причины и способы их устранения

15.04.2021

Бывает, сядешь в своё авто, тронешь, а руль уже начинает трястись в твоих руках. Наверное, потому что автомобиль боится своего хозяина. Хотя вибрация руля вряд ли объяснима страхом вашего автомобиля. Скорее всего, она вызвана серьёзной «болезнью» машины, которую нужно быстрее вылечить. Но для начала «хворь» нужно правильно диагностировать.

С наскока даже самый профессиональный спец не скажет вам точную причину «мандража» руля автомобиля. Он может вызываться многими причинами. Но всё же попытаемся выделить основные симптомы каждой из них и рассмотреть средства устранения неисправностей.

Когда баранка дрожит на скорости

Чаще всего проявляется вибрация руля на скорости. Дрожание может во много раз усиливаться за счёт совпадения амплитуд и суммирования силы колебаний, которые вызваны поломкой, неровной дорогой и работой подвески автомобиля.

Для правильного диагностирования во время движения нужно выехать на ровный участок дорожного покрытия с минимальным количеством ям и выбоин. Кроме этого, сильная дрожь руля может быть вызвана неправильно настроенной системой подвески.

Для отечественного автомобилиста состояние российских дорог не является чем-то удивительным. Но для остальных отсутствие дорожного покрытия как такового может стать неожиданным. А вызванная этим чрезмерная вибрация руля воспринята как признак серьёзной поломки автомобиля.

Иногда сильная тряска рулевой баранки является характерной чертой автомобиля. Особенно этим «страдают» модели отечественного производства и образцы китайского автопрома.

Если ради эксперимента пересесть с современной на один из наших российских «тазиков», то можно почувствовать, как во время движения руль автомобиля начинает «оживать» под вашими руками. Но это не оттого, что авто сломано. Всё дело в сильно жёстко настроенной подвеске машины.

Вот описание нескольких основных причин, из-за которых руль может сильно вибрировать на скорости во время движения.

Неравномерно распределённая весовая нагрузка по окружности колеса

Из-за неравномерности распределения массы при вращении колёса начинают расшатываться вбок относительно направления движения. И чем больше скоростной показатель движения автомобиля, тем сильнее становится вибрация руля.

Неравномерное перераспределение массы по окружности колеса может возникать из-за налипшей грязи на ободе. Чаще всего такое случается после выезда автомобиля с просёлочной дороги на асфальт.

Особенно хорошо налипает и долго не отпадает глинистая почва. Такая грязь долго держится на ободе, и избавиться от неё можно лишь после посещения автомойки.

Причиной неправильного распределения веса колеса также может быть смещение геометрии диска после механического удара. Чаще всего это случается после попадания колеса в большую яму или выбоину.

Ездить на диске со смещённым центром тяжести не только некомфортно, но и опасно. Ведь последствием мощного механического удара может быть не только смещение геометрии или массы диска, но и трещина в нём.

Лечится такая болезнь балансировкой диска или заменой на новый.

Неравномерный износ поверхности покрышек

Возникает из-за неравномерности износа наружного слоя шины как следствие брака, допущенного при производстве резины. Протекторный рисунок на определённых участках своей ширины становится менее жёстким. Вследствие этого может возникать чрезмерная вибрация руля на скорости. Лечится заменой покрышки.

Некоторые модели узкоспециализированных автопокрышек на высоких скоростях движения также могут стать источником сильной вибрации. Причина этого кроется в особенностях строения самой покрышки и геометрии её протекторного рисунка.

Также важно уметь правильно закреплять болтами колесо на ступице. Затягивать их следует поочерёдно крест-накрест. При этом автомобиль должен стоять на колёсах, а не быть подвешенным на эстакаде.

Причины вибрации на холостом

Баранка автомобиля может дрожать не только во время движения, но и во время стоянки при включённом двигателе. Вибрация на холостых оборотах на руле может вызываться несколькими причинами.

  • Попадание мелких предметов в защиту двигателя - скорее всего, вибрирование вызвано попавшим под защиту куском камня, железным осколком или стеклом. Для устранения следует тщательно осмотреть защиту и удалить осколок.

Нередко в полости защиты мотора вместо камня обнаруживается пластиковый кусок обшивки или железная гайка крепежа автомобиля. Чаще всего такое возникает в моделях авто производства Китая, где качество материалов и сборки не всегда на высоте. Так что ни удивляйтесь, если после дребезжания руля на холостых у вашего «китайца» отвалится ещё что-то кроме гайки.

  • Неисправность - он является частью тормозной системы авто. Усилитель работает за счёт оборотов мотора. Поэтому при его неисправности будет появляться не только вибрация руля, но и неритмичность работы двигателя.

Дрожание руля как следствие его неисправности

Вибрирование баранки может быть признаком «хвори» не только , колёс или дисков, но и самого руля. А его поломка намного опасней неисправностей всего перечисленного. Она может привести к потере управления над автомобилем и серьёзной аварии. Поломки системы управления машины, приводящие к вибрированию рулевого колеса:

  • Ослабление крепежа - при этом дрожать будет не только баранка, но и весь кузов (в меньшей степени).
  • Люфт тяги руля - потребуется замена части системы рулевой тяги (шарнира и наконечника).
  • Изношенность опорных подшипников.

Ещё несколько возможных источников вибрации

Кроме описанных причин, вибрация на руле может вызываться рядом неисправностей, появление которых отмечается крайне редко. Но лучше их знать:

  • затянутые неправильно ;
  • неправильно выставленные углы колёс;
  • повреждённая ступица;
  • крайний износ тормозного барабана или ;
  • большая разница показателей давления между шинами;
  • грыжа камеры колеса;
  • попадание грязи между колодками и барабаном тормоза.

Бояться или нет

Конечно, можно успокаивать себя, что вибрация руля связана с попаданием камушка в защиту мотора. Или просто нужно подкачать колёса и выровнять в них давление. Но лучше подозревать более вескую причину. Ведь чаще руль дрожит из-за неполадок подвески автомобиля, неисправности тормозной системы или из-за треснувшего колёсного диска. А эти причины уже могут привести к серьёзной трагедии на дороге, виной которой будете вы.