» »

Антифриз или Тосол – чем лучше охладить двигатель автомобиля?

17.04.2021

Итак, рассмотрим: что лучше Тосол или антифриз и чем отличается Тосол от антифриза? Антифриз (Antifreeze) ― это англоязычное слово, пришедшее к нам из европейских стран, и дословно означает ― «препятствующий замерзанию, незамерзающая жидкость», чем собственно и является Тосол. Антифриз можно сравнить с маслом. Есть огромное количество названий , но как бы оно ни называлось и где ни производилось – это по-прежнему будет масло. А Тосол и есть антифриз, так как это лишь торговая марка, т. е. антифриз отечественного производства под брендом Тосол.

Но даже зарубежный антифриз имеет ряд различных параметров, и . Есть антифриз лучше, есть и похуже. А уж наш отечественный Тосол по своему качеству и характеристикам довольно сильно отличается от зарубежных аналогов. Поэтому прежде чем выбрать, что лучше заливать в систему охлаждения «движка», необходимо хорошенько понять, что собой представляет та или иная жидкость.

Тосол

Разработка жидкости началась ещё в Советском Союзе, специально по заказу строящегося в тот момент , поэтому создавался Тосол специально для отечественных автомобилей, а если быть точнее, то для модели «Жигули». В итоге было создано два типа охлаждающей жидкости с обозначениями «-40» и «-65». Разница между ними небольшая и заключается в термических характеристиках. Температура, при которой происходит замерзание первого составляет -40 градусов по Цельсию, соответственно, второго ― шестидесяти пяти градусам ниже нуля. Температура кипения у обоих продуктов одинакова и составляет примерно +110 градусов по Цельсию.

Между ними также есть и внешние отличия. Разница заключается . И если Тосол «-40» имеет синий окрас, то вот Тосол «-65» несёт в себе краситель красного цвета.

Цветовые добавки применяются для того, чтобы легче было определить уровень жидкости в расширительном бачке, ведь бесцветный Тосол увидеть сквозь не очень прозрачные стенки белого бачка крайне трудно. Лучше всего окрас помогает в поисках протечек, и при подсветке специальной лампой краситель приобретает люминесцентные свойства, за счёт чего можно довольно быстро выявить источник течи. Также с помощью окраса лучше всего определять, когда необходимо поменять Тосол. Ведь помимо этиленгликоля и воды в жидкости имеются ещё множество специальных присадок, которые не дают развиваться коррозии, а также . И срок службы этих добавок и красителей естественно не бесконечен и зависит от условий эксплуатации.

Если Тосол изначально имеет синий окрас, то вскоре он станет сине-зелёным, потом зелёным, затем жёлтым, после чего окончательно потеряет цвет. Время, за которое Тосол сможет поменять цвет, напрямую зависит от условий его эксплуатации. Если же температура «движка» во время работы не будет превышать девяноста пяти градусов по Цельсию, то в таком случае промежуток времени между синим и желтым цветом составит примерно шестьсот рабочих часов. Если «движок», подвергается систематическому перегреву, и температура доходит до температуры кипения, то время, за которое Тосол может поменять цвет с синего на жёлтый, составит около 500 рабочих часов.

Рабочий период антикоррозийных добавок, как и у красителя, зависит от температуры «движка», и скорость износа присадок равна скорости изменения цвета. Таким образом, окрас подскажет, насколько Тосол изношен и нужно ли его поменять.

Антифриз иностранного производства

Итак, давайте разберемся, что собой представляет не отечественный антифриз, и есть ли разница между зарубежными охлаждающими жидкостями. В составе зарубежного антифриза так же, как и в Тосоле, присутствует вода, сам антифриз (незамерзающая субстанция) и огромный набор всевозможных присадок. Однако, в Тосоле этих присадок насчитывается около десяти, а вот антифриз в среднем содержит в себе от 30 до 40 различных химических добавок, которые активно способствуют . Самый распространённый зарубежный антифриз изготавливается из этиленгликоля, однако, существуют и более редкие экземпляры незамерзающей субстанции, которые используются в очень дорогих охлаждающих жидкостях. К примеру, антифриз может быть на основе пропиленгликоля, калия, карбитолы, а также на основе различных спиртов.

Европейский антифриз делится на несколько сегментов, и отличается между собой как по составу, так и по характеристикам. Отличительной особенностью сегментов является цветовая палитра, которая не совпадает с цветами и свойствами отечественных жидкостей. И если Тосол с антифризом имеют одинаковый цвет, то это не значит, что они имеют одни и те же свойства. К примеру, красный Тосол с антифризом могут сильно отличаться по составу и иметь разную основу.

Итак, давайте ознакомимся с тем, какие бывают виды зарубежных жидкостей. Всего насчитывается четыре типа охлаждающих жидкостей:

Традиционный антифриз (traditional coolants)

Самый старый вид жидкостей, уже вышел из рыночной тенденции за рубежом, но по-прежнему широко распространён на территории бывшего СССР. Основу составляет этиленгликоль, а в качестве антикоррозийных добавок используются неорганические присадки из силикатов, нитратов, нитритов, фосфатов и так далее.

Отказ иностранцев от этого типа обусловлен малоэффективными неорганическими присадками, срок службы которых в нормальных условиях эксплуатации максимум 2 года. Ещё одной отрицательной чертой является отложение в охладительной системе антикоррозийных присадок, которые отжили свой срок. Добавки покрывают всю систему трудновыводимым силикатным покрытием, за счёт чего появляется систематический перегрев двигателя и как результат – прямой путь в автосервис обеспечен. Тосол тоже относится к этой группе, и отличить Тосол от антифриза этого вида практически невозможно.

Гибридный антифриз (hybrid coolants) G-11

Этот антифриз уже из разряда более современных и эффективных. Основным компонентом является этиленгликоль, а вот добавки изменились. Используется смесь неорганических и карбоксилатных (органических) добавок, отсюда и название «гибридный». В качестве неорганических присадок применяют нитриты, европейцы для этих целей используют силикаты, а японцы и корейцы предпочитают пользоваться фосфатами. Присутствие органики лучше защищает систему охлаждения, а также значительно увеличивает эксплуатационный срок, который составляет от трёх до пяти лет. Антифриз этой группы по европейским стандартам должен иметь зелёный цвет.

Карбоксилатный антифриз (carboxilate coolants) G-12, G-12+

Эта группа по всем параметрам лучше предыдущих двух. В качестве основной составляющей по-прежнему используется этиленгликоль, а в качестве добавок применяется только органика.

Срок эксплуатации таких субстанций стартует от пяти лет. Антикоррозийная защита в разы лучше, чем у описанных выше. Такие показатели были достигнуты за счёт «умных» органических добавок, которые концентрируются исключительно в местах зарождения коррозии. Небольшим слоем в 0,1 микрона обволакивают коррозийный очаг, тем самым препятствуя дальнейшему распространению , и не снижая теплообмена между системой и двигателем. Антифриз этого класса по европейскому регламенту должен иметь красный окрас.

Лобрид антифриз (lobrid coolants) G-12++, G-13

Для экологически чистых автомобилей нет ничего лучше, чем этот тип. Самый нетоксичный и из всех существующих на данный момент. Разница между этой группой и предыдущими заключается в основной составляющей. Если в вышеупомянутых роль основы играл этиленгликоль, то здесь эту роль взял на себя безопасный и быстроразлагающийся пропиленгликоль.

Однако, подобная манипуляция с основным компонентом повлекла за собой и существенный недостаток, который заключается в температуре кипения. Все вышеупомянутые группы имеют более высокую температуру кипения. Высокая цена также не даёт этой категории конкурировать, например, с G-12 и G-12+. Что же касается добавок, то тут вновь используется гибридная технология ― происходит смешивание органических и минеральных добавок. Европейским регламентом для этой группы были присвоены жёлтые и оранжевые цвета.

Что выбрать

Так что же всё-таки Тосол или антифриз? , безусловно, лучше заливать антифриз. Тосол разрабатывался для Жигулей и впоследствии для других устаревших моделей ВАЗ, и для таких автомобилей лучше заливать Тосол, так как антифриз может негативно сказаться не только на системе охлаждения, но и на двигателе в целом.

Выбирая Тосол или антифриз, нужно, прежде всего, руководствоваться рекомендациями производителя авто. И лучшим для автомобиля будет то, что изначально залил в него автоконцерн. Если залил Тосол – значит лучше использовать Тосол, если залил, к примеру, антифриз G-12 – значит лучше заливать G-12. Потому что автопроизводители по-разному изготавливают и системы охлаждения, и двигатели. В изготовлении используются разные материалы, и некоторые могут отрицательно взаимодействовать с антифризами, а другие, наоборот, могут конфликтовать с Тосолами, так и появляется нежданная коррозия, разъеденные прокладки и так далее. Например, многие изготавливают подшипники скольжения для помпы из керамических материалов, для таких автомобилей категорически не рекомендуются охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля, и для них производятся антифризы с глицериновой основой.

Если выбирать из того, что было представлено в статье, то лучшим однозначно будет карбоксилатный антифриз G-12, G-12+. Этот тип имеет много плюсов, таких как долговечность, эффективность, надёжность и .

Комбинирование жидкостей

Извечная забота большинства автолюбителей – можно ли смешивать Тосол с антифризом? Смешать Тосол можно только с группой традиционных антифризов, ведь они почти одинаковы по своему составу и свойствам. Если Тосол смешать с антифризами более высокого класса, то последствия могут быть куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Добавив такой антифриз в Тосол, можно получить полное выпадение присадок и прочих добавок, все они осядут в системе, и не только не будут защищать её, но и сами будут способствовать скорейшему износу. Добавляя антифриз в Тосол, обратите внимание на основной компонент, ибо взаимодействие разных основ вызовут опасные химические реакции, результатами которых могут быть ядовитые, тяжёлые испарения, способные повлечь серьёзное отравление.

После покупки автомобиля рано или поздно наступает момент, когда необходимо поменять охлаждающую жидкость. В большинстве случаев автолюбители не знают, на что поменять отработавшую свой срок жидкость, и появляются вопросы – как определить Тосол или антифриз, как узнать, что залил производитель в систему? будет намного проще, и определить, что было использовано ранее, можно по сроку, прошедшему с момента покупки, сравнив его со сроками эксплуатации различных антифризов и Тосолов. Но лучше всего узнать рекомендации автопроизводителя и залить то, что он рекомендует.

Подводя итог, хотим сказать: если сравнивать Тосол и антифриз – разница между ними определённо присутствует. Но кто бы что ни говорил, а каждый из продуктов достойно справляется со своими задачами, но только в той среде, для которой они разрабатывались. И если не лить в радиатор что попало, а использовать то, что советует автопроизводитель, то никакая коррозия и прочие неприятности не будут возникать в результате очередной замены. Приобретайте Тосол либо антифриз только в надёжных и проверенных точках продаж, не стоит гнаться за дешевизной, ибо потом переплатите в разы больше.