» »

Пошлины рф. Таможенные пошлины в россии

26.07.2023

Мне от отца по наследству достался бизнес, мягко говоря недоходный. Ни желания, ни возможности заниматься им не было. Чтобы не влететь на деньги решил ликвидировать фирму. Оказалось это не так уж просто. Были там кое-какие нюансы. Знакомый привел в компанию «Цезарь Консалтинг». Надо сказать взялись за работу сразу. Вопросы по фирме удалось закрыть, успешно ликвидировать и довольно быстро. Юрист к которому обращался до них рисовал другую картину. Так что я доволен.

  • Eclex (Эклекс)

    В феврале 2019 года обратилась в компанию Эклекс за услугой регистрации договора аренды, стоимость мне назвали сразу (20000 р), за эти деньги я получила весь пакет документов, который нужен, консультацию по всем вопросам, проверку всех документов, которые уже были, юристы организовали процесс подачи документов в органы и получения документов. Самое главное, что мне подготовили договор аренды с учетом всех пожеланий и доработок, а не типовой, скачанный из интернета. Результатом полностью довольна.

  • Искали компанию,где бы качественно оказали услугу регистрации, чтобы в дальнейшем избежать проблем. По рекомендации остановились на указанной. Уже на консультации было понятно, что ребята профессионалы. Все сделали оперативно, помогли собрать учредительные документы, все этапы удалось пройти максимально быстро благодаря опыту и навыкам специалистов. Профессионализм сотрудников фирмы - вне сомнений.

  • Цезарь Консалтинг

    Подружился я с компанией «Цезарь Консалтинг», регистрируя свое первое ООО. Тогда, помню, переживал, чтобы все сделали быстро и без проблем. И все получилось просто здорово! Сейчас у меня уже несколько магазинов, и юристы из компании стали мне просто друзьями. Бухгалтерия тоже радует, обращаюсь периодически. Решают многие проблемы по налогам. Спасибо, ребята!

  • Юридическая студия Ксении Пак

    Ксения здравствуйте. Скажите пожалуйста как мне общаться с главой администрации, на каком языке? Человек не понимает что творит. Унижает достоинство инвалида, отжимает то что положено по закону. Спасает своих товарищей. В каком ракурсе подать на него жалобу?

  • Когда таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены?

    При ввозе товаров на таможенную территорию РФ обязанность по возникает с момента пересечения таможенной границы и прекращается в связи с их уплатой в полном объеме (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 319 ТК РФ). Конкретные сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст. 329 ТК РФ. В общем случае при ввозе товаров на таможенную территорию РФ крайний срок уплаты таможенных пошлин, налогов - день . Таможенная декларация в соответствии с п. 1 ст. 129 ТК РФ должна быть представлена не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением отдельных случаев. Причем срок подачи декларации может быть продлен, если декларант не успевает собрать необходимые документы и сведения.

    В случае предварительного декларирования ввозимых товаров таможенные пошлины, налоги подлежат уплате не позднее дня выпуска таких товаров. Из ст. 152 ТК РФ следует, что выпуск товаров при применении предварительного декларирования осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня предъявления каждой товарной партии товаров таможенному органу. С этим согласны и судьи (см., например, Постановления ФАС ПО от 20.05.2008 N А12-12956/2007, ФАС ВВО от 13.07.2005 N А82-14488/2004-31).

    Предварительная неполная периодическая таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ или до завершения внутреннего таможенного транзита в том случае, если поставка товаров будет производиться несколькими товарными партиями. Учтите, предварительное декларирование может применяться при соблюдении следующих условий, перечисленных в п. 16 Порядка применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления:

    Имеются в наличии копии транспортных (перевозочных) и коммерческих документов, оформленных на первую товарную партию. Копии транспортных (перевозочных) документов, которые оформляются на вторую и последующие товарные партии, представлять необязательно, поскольку сведения из них могут не указываться в предварительной таможенной декларации;

    Таможенные пошлины и налоги уплачены в сроки, определенные ст. 329 ТК РФ;

    После ввоза и (или) завершения процедуры внутреннего таможенного транзита товары будут предъявлены тому таможенному органу, который принял таможенную декларацию на эти товары.

    Учтите, если товары в течение 15 дней со дня принятия предварительной неполной периодической таможенной декларации не предъявлены в таможенный орган, указанная декларация считается неподанной (п. 4 ст. 130 ТК РФ). Декларирование этих товаров следует производить в общеустановленном порядке.

    Торговой организации в связи с регулярным перемещением через таможенную границу товаров может быть разрешена подача одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени (речь идет о периодической таможенной декларации). В этом случае таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

    Добавим, до внесения в Таможенный кодекс изменений Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ, вступившим в силу с 01.10.2009, был установлен единый срок уплаты таможенных пошлин, налогов - не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производилось не в месте их прибытия.

    В каких случаях таможенные пошлины, налоги платить не надо?

    В ряде случаев, которые перечислены в п. 2 ст. 319 ТК РФ, таможенные пошлины, налоги уплачивать не надо. Так, не нужно производить указанные платежи, если в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов (в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми оно предоставлено).

    Не надо уплачивать таможенные пошлины, налоги и в случае, если общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб. Это относится и к иностранным товарам, которые оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения до их выпуска для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Таможенным кодексом.

    Каков порядок исчисления таможенных пошлин, налогов?

    Согласно ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно, за исключением отдельных случаев (п. 1 ст. 324 ТК РФ). Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, согласно п. 1 ст. 320 ТК РФ является декларант. В то же время для совершения таможенных операций декларант вправе нанять посредника - таможенного брокера (представителя), который будет действовать от имени и по поручению декларанта. Тогда именно таможенный брокер должен будет уплатить таможенные пошлины, налоги (п. 2 ст. 144 ТК РФ). Однако это не означает, что декларант сможет избежать ответственности за неуплату таможенных пошлин, налогов. Правда, в такой ситуации таможенный брокер несет солидарную с декларантом ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов, причем в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей. До внесения в Таможенный кодекс изменений Федеральным законом N 207-ФЗ п. 1 ст. 320 ТК РФ было предусмотрено: если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ, в том числе и в случаях неправильного , возникшего в результате недостоверного декларирования (Постановление ФАС ВВО от 17.02.2010 N А11-4187/2009). Таможенный брокер (представитель) нес такую же ответственность, как декларант (п. 2 ст. 144 ТК РФ). В связи с этим именно таможенному брокеру выставлялось требование об уплате таможенных платежей в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки.

    С 01.10.2009 при солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об уплате таможенных платежей выставляются и декларанту, и таможенному брокеру с указанием на это в данных требованиях (новый п. 4.1 ст. 348 ТК РФ).

    Базой для исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Налоговая база по НДС определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК РФ и таможенным законодательством РФ (п. 1 ст. 153 НК РФ). Пунктом 1 ст. 160 НК РФ определено, что в общем случае при ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база по НДС определяется как сумма:

    Таможенной стоимости этих товаров;

    Подлежащих уплате таможенных пошлин;

    Подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

    В рамках данной статьи мы не будем рассматривать порядок определения налоговой базы по акцизам при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ (установлен ст. 191 НК РФ).

    Таким образом, размер таможенных пошлин и таможенного НДС зависит в первую очередь от таможенной стоимости импортируемых товаров. Таможенная стоимость этих товаров определяется одним из методов, описанных в разд. IV Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. При этом на основании п. 2 ст. 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. В связи с этим в силу требований п. 4 ст. 131 ТК РФ декларант обязан вместе с таможенной декларацией представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости. Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, приведен в Приложении к Приказу ФТС России от 25.04.2007 N 536. Если у декларанта возникнут трудности с представлением соответствующих документов одновременно с таможенной декларацией, он вправе обратиться за письменным разрешением на представление этих документов в срок, необходимый для их получения. Этот срок не может превышать 45 дней после принятия таможенной декларации, если только иной срок не установлен Таможенным кодексом. При этом декларант должен представить в таможенный орган в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок (приведено в Приложении к Приказу ФТС России от 05.09.2006 N 842).

    Учтите, непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, - административно наказуемое деяние. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 2000 до 5000 руб., юридические - от 50 000 до 100 000 руб. (п. 3 ст. 16.12 КоАП РФ).

    Выбираем метод определения таможенной стоимости

    Как указано в п. 1 ст. 12 Закона РФ N 5003-1, определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой. В Законе РФ N 5003-1 предложено шесть методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ:

    1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

    2) по стоимости сделки с идентичными товарами;

    3) по стоимости сделки с однородными товарами;

    4) вычитания;

    5) сложения;

    6) резервный.

    Если есть такая возможность, применяется первый метод - по стоимости сделки с ввозимыми товарами (это первооснова). В противном случае переходят к следующему методу (методы применяются последовательно, за исключением метода вычитания и метода сложения, очередность применения которых оставлена на откуп декларанту), каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего. Подчеркнем: методы применяются последовательно, за исключением методов вычитания и сложения, которые на усмотрение декларанта могут применяться в любой последовательности. Таможенный орган при самостоятельном определении таможенной стоимости такой свободой не обладает и должен применять все методы без исключения в последовательном порядке. Исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом в случае выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ (п. 2 ст. 324 ТК РФ).

    В случае применения основного метода - по стоимости сделки с ввозимыми товарами - таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки - цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и увеличенная на дополнительные начисления, обозначенные в ст. 19.1 Закона РФ N 5003-1. Под ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, подразумевается общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом не включаются в таможенную стоимость товаров следующие расходы, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:

    Расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

    Расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ;

    Пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ.

    Обратите внимание: заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров недостоверных сведений о них, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, чревато административным наказанием. В отношении должностных лиц может быть применен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. Юридические лица рискуют быть оштрафованными в размере от одной второй до удвоенной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой, либо у них конфискуют предметы административного правонарушения. Данная ответственность установлена п. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Подчеркнем, к сведениям, недостоверное заявление которых образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения, относятся качественные характеристики товара. Так, за указание в таможенной декларации недостоверных сведений о курсе иностранной валюты, что повлекло указание в ГТД недостоверных сведений о стоимости товара, организация не может быть привлечена к ответственности по п. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, что подтверждает и сложившаяся арбитражная практика (см., например, Постановление ФАС ЦО от 29.12.2009 N А08-5428/2009-17).

    Производим расчет

    Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ (п. 3 ст. 324 ТК РФ). В случае необходимости для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, производится пересчет иностранной валюты. Для этого в соответствии со ст. 326 ТК РФ используется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый ЦБ РФ для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

    Что касается ставок, используются те, которые действовали на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением отдельных случаев. Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ N 5003-1 ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

    Торговая организация при ввозе товаров должна ориентироваться на ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом РФ и Налоговым кодексом. Например, при ввозе на таможенную территорию РФ томатов свежих в период с 1 по 14 мая размер таможенной пошлины определяется исходя из ставки в размере 15% от таможенной стоимости томатов, но не менее 0,08 евро за 1 кг томатов.

    Допускается по желанию декларанта товары различных наименований, содержащиеся в одной товарной партии, декларировать с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии, что данному классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня (п. 1 ст. 128 ТК РФ). В этом случае в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин, налогов, соответствующие данному классификационному коду (абз. 2 п. 2 ст. 325 ТК РФ).

    Для определения величины таможенной пошлины и суммы НДС можно использовать следующие формулы:

    Таможенная пошлина = Таможенная стоимость товаров х Курс ЦБ РФ на день принятия таможенной декларации (если таможенную стоимость необходимо пересчитать в рубли) х Ставка ввозной таможенной пошлины

    НДС = (Таможенная стоимость товаров x Курс ЦБ РФ на день принятия таможенной декларации + Таможенная пошлина + Сумма акциза (по подакцизным товарам)) х Ставка налога

    Учтите, в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Таможенным тарифом РФ, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений Закона РФ N 5003-1.

    О таможенных сборах

    В соответствии со ст. 357.1 ТК РФ к таможенным сборам относятся:

    Таможенные сборы за таможенное оформление;

    Таможенные сборы за таможенное сопровождение;

    Таможенные сборы за хранение.

    Таможенные сборы за таможенное оформление

    Эти таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации (пп. 1 п. 1 ст. 357.7 ТК РФ). За уплату таможенных сборов за таможенное оформление отвечают те же самые лица, которые ответственны за уплату таможенных пошлин, налогов. Данные таможенные сборы должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей (п. 1 ст. 357.6 ТК РФ).

    Для исчисления таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом (п. 1 ст. 357.4 ТК РФ). Размер ставок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 (п. 1) и зависит от таможенной стоимости товаров. Например, если таможенная стоимость товаров составляет 450 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 1200 тыс. руб. включительно, таможенный сбор за таможенное оформление товаров составляет 2000 руб. (если таможенная стоимость определена в иностранной валюте, ее пересчет производится по курсу иностранной валюты к рублю, установленному ЦБ РФ для целей учета и таможенных платежей на день принятия таможенной декларации таможенным органом). Максимальный размер таможенного сбора за таможенное оформление - 100 000 руб.

    Отметим дополнительно еще два момента. Во-первых, в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.

    Во-вторых, при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным п. 1 Постановления Правительства РФ N 863, при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.

    Перечень товаров, в отношении которых таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются, приведен в п. 1 ст. 357.9 ТК РФ. В него среди прочего попали товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, общая таможенная стоимость которых не превышает 5000 руб.

    Таможенные сборы за таможенное сопровождение

    Данный вид таможенных сборов взимается при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита. Соответственно, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное сопровождение возникает у лиц, получивших разрешение на внутренний или международный таможенный транзит.

    Таможенные сборы за таможенное сопровождение исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия транзитной декларации таможенным органом, и подлежат уплате до начала фактического осуществления таможенного сопровождения (п. 2 ст. 357.4, п. 2 ст. 357.6 ТК РФ). Случаи освобождения от уплаты указанных таможенных сборов на сегодняшний день не установлены. В принципе это может сделать Правительство РФ в соответствии с п. 3 ст. 357.9 ТК РФ.

    Ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение установлены п. 2 ст. 357.10 ТК РФ. За осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:

    До 50 км придется уплатить 2000 руб.;

    От 51 до 100 км - 3000 руб.;

    От 101 до 200 км - 4000 руб.;

    Свыше 200 км - 1000 руб. за каждые 100 км пути, но не менее 6000 руб.

    Таможенный сбор за осуществление таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна составляет 20 000 руб. независимо от расстояния перемещения.

    Таможенные сборы за хранение

    Этот таможенный сбор уплачивается в случае хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа. Ответственными за уплату таможенных сборов за хранение выступают лица, поместившие товары на склад временного хранения либо таможенный склад таможенного органа, а при отчуждении товаров, находящихся на таможенном складе таможенного органа, - лица, которые приобретают имущественные права на такие товары.

    Для исчисления сумм таможенных сборов за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на соответствующем складе (п. 3 ст. 357.4 ТК РФ), уплата производится до фактической выдачи товаров с этого склада (п. 3 ст. 357.6 ТК РФ). Таможенные сборы за хранение не взимаются:

    При помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа;

    В иных случаях, определяемых Правительством РФ. Таковые в настоящее время не установлены.

    Таможенные сборы за хранение в соответствии с п. 3 ст. 357.10 ТК РФ уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. Неполные 100 кг веса товаров приравниваются к полным 100 кг, а неполный день - к полному.

    Таможенные пошлины - косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

    Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в каче­стве национального торгово-политического инструментария в целях регулирования внешней торговли, защиты национальных произво­дителей на внутреннем рынке, регулирования структуры экспорта и импорта товаров, а также пополнения доходной части федерального бюджета.

    Таможенный тариф. Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по харак­теру своего действия относятся к экономическим регуляторам внеш­ней торговли. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» таможенный тариф РФ - свод ставок тамо­женных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

    Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории.

    В ТН ВЭД указываются ставки таможенных пошлин, взимаемых при ввозе и вывозе товаров и транспортных средств через таможен­ную территорию Российской Федерации.

    _________________

    Элементами таможенного тарифа являются: таможенные пош­лины, их виды и ставки, система группировки товаров, таможенная стоимость товаров и методы ее определения, тарифные льготы, пре­ференции и привилегии.

    Таможенная пошлина - это обязательный взнос (платеж), взима­емый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную тер­риторию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

    Выделяется ряд экономических функций таможенных пошлин:

      протекционистская - для защиты национального производ­ства от притока в страну иностранных товаров;

      преференциальная - для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов;

      статистическая - для более точного учета внешнеторгового оборота;

      уравнительная - для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства.

    Наиболее заметная функция таможенных пошлин - это их це-нообразующая роль - создание стоимостного барьера, повышаю­щего цену импортного товара и создающего разрыв в уровне цен на товары в разных странах. Значение пошлин как фактора, повыша­ющего цену иностранного товара, различно по отдельным товарам. По одним (сырьевые, некоторые виды полуфабрикатов) оно обычно невелико, по другим (готовые промышленные изделия и сельскохо­зяйственные товары) - значительно. Таможенная пошлина является первым и часто основным факто­ром, повышающим цену конкретного иностранного товара при его движении на внутренний рынок страны. Однако на этом ценообра-зующая роль пошлины не заканчивается. Дело в том, что, создавая разницу в ценах конкретных товаров на мировом и внутреннем рын­ках, пошлина влияет на общий уровень товарных цен в стране. Она позволяет национальным производителям повысить общий уровень

    ____________________

    Рассматривать таможенную пошлину как обычный налог, взима­емый с целью пополнения доходной части бюджета, далеко неправо­мерно с точки зрения общепризнанных принципов и норм между­народного права.

    Так, согласно принципам и нормам ГАТТ таможенная пошлина является торгово-политическим инструментом, главная цель которого состоит в оперативном регулировании внешнеторгового оборота. Таможенная пошлина - это прежде всего не фискальная, а ценовая категория, выполняющая функцию регулятора внешнеторговых опера­ций либо в сторону протекционизма, либо в сторону свободной тор­говли. Введение таможенных пошлин направлено на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, обеспечение оптимального соотношения между конкурирующим с отечественным производст­вом товаров импортом аналогичных иностранных товаров.

    Ставка таможенной пошлины - это указанный в таможенном та­рифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможен­ных пошлин определяются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов.

    Виды ставок пошлин. Существует следующая классификация таможенных пошлин в зависимости от способа их исчисления.

    По способу взимания:

    адвалорные пошлины {ай \а1огет йи1у) - исчисляются в про­ центах к таможенной стоимости товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

    Адвалорная пошлина - наиболее употребительная среди приме­няемых в международной торговле пошлин ввиду простоты ее расчета, большего соответствия принципам, нормам и правилам международ­ной торговли, способности служить инструментом сравнения степе­ней защиты рынка.

    Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облага­емых пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле:

    С ПА - Т с х П А < 100% где С ПА - сумма таможенной пошлины;

    Т - таможенная стоимость товара, руб.; П д - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

    специфические пошлины {зресЩс йШу) - начисляются в уста­ новленном размере за единицу товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Специфические пошлины наряду с комбинированными формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инстру­ ментом защиты внутреннего рынка.

    Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых пошли­ной по специфическим ставкам, исчисляется по формуле:

    С ПС т >< П с >< К Е"

    где С пс - сумма таможенной пошлины;

    В т - количественная или физическая характеристика товара

    в натуральном выражении; П с - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; К Е - курс евро, установленный ЦБ РФ.

    При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по спе­цифическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составля­ющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы исчис­ления используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

    комбинированные пошлины (сотЫпеа 1 йи1у), сочетающие оба названных выше вида исчисления размера таможенной пошлины, то есть исчисляемые в процентах от стоимости облагаемого товара с добавлением определенной денежной суммы, привязанной к нату­ральному (физическому) объему товара. Комбинированные пошлины обычно формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инструментом защиты внутреннего рынка.

    Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Положительной чертой адвалорных пошлин является поддер­жание одинакового уровня защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

    Специфические пошлины обычно накладываются на стандарти­зированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.

    В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.

    Импортные пошлины накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Они являются преобладающей формой пошлин, используемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от ино­странной конкуренции.

    Экспортные пошлины применяютя к экспортным товарам при вы­пуске их за пределы таможенной территории государства. Они исполь­зуются обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары. Их цель - сокращение экспорта и пополнение бюджета.

    Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в дру­гие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков. Они используются преимущественно как средство торговой войны.

    В отдельную группу принято выделять так называемые сезонные и особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров.

    Сезонные пошлины. Согласно ст. 6 Закона «О таможенном тарифе» для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительст­вом Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

    В целях оперативного регулирования внешнеторговых операций таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с по­мощью сезонных пошлин носит ограниченный во времени характер. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйствен­ных продуктов и некоторых других товаров. Они связаны с сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, кар­тофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная диф­ференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары.

    Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законо­дательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохо­зяйственные и иные товары.

    Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не приме­няются.

    Таможенные пошлины по своему экономическому содержанию и характеру действия относятся к стоимостным, рыночным регуля-

    торам внешнеторгового оборота. Как всякий налог, пошлина увели­чивает цену товара и снижает его конкурентоспособность. Однако за внешне простым и односложным действием пошлины на внеш­нюю торговлю скрыты сложные и многоплановые процессы, гене­ратором которых выступает таможенное обложение.

    Экономическая роль импортных пошлин, прежде всего, связана с тем что, воздействуя на цены товаров и отгораживая национальные рынки от мировых, они, повышая уровень внутренних цен, активно влияют на накопление капитала, темпы развития и норму прибы­ли отдельных отраслей экономики, нивелируют различия в нацио­нальных и международных условиях производства. Другими слова­ми, таможенная политика затрагивает самые существенные стороны национального производства.

    Уровень таможенного обложения неодинаков в различных госу­дарствах. Однако определенная закономерность при сопоставлении ставок пошлин на одинаковые товары в различных странах просле­живается достаточно четко - пошлины в развивающихся странах существенно выше, чем в развитых государствах. Это связано с тем, что развивающиеся страны с помощью таможенного обложения за­щищают отдельные отрасли своей национальной экономики, со­действуя их ускоренному развитию.

    По мнению профессора И. И. Дюмулена, пошлины можно клас­сифицировать следующим образом :

    Таможенные пошлины по объекту обложения делятся на две груп­пы: импортные таможенные пошлины и экспортные таможенные пошлины.

    Импортные таможенные пошлины начисляются на импортные товары как условие их выпуска в свободное обращение на внутрен­ний рынок страны. Эта группа применяется всеми странами. Ими облагаются более 80% товаров, импортируемых всеми странами мира. Они играют разную роль в экономике различных стран. В большинстве случаев эта роль торгово-политическая, с их помо­щью регулируется импорт иностранных товаров, осуществляются задачи и цели торговой политики. В большинстве развивающих­ся стран импортные таможенные пошлины выполняют серьезную фискальную роль и служат часто основным источником доходов го­сударственного бюджета. Характерно, что по мере экономическо­го развития страны фискальная роль таможенных пошлин падает. Например, в США еще в конце XIX века свыше 50 % всех поступле­ний в бюджет покрывалось за счет импортных пошлин. Сейчас эта доля составляет 1,5%.

    Экспортные таможенные пошлины - это пошлины, которыми облагаются вывозимые товары. Экспортные таможенные пошлины обычно применяются теми странами, которые занимают лидирую­щее место в мировой торговле отдельными товарами. Экспортная пошлина в этом случае - своеобразная рента, взимаемая с ино­странного покупателя товара за счет некоторого повышения экс­портной цены товара. В современной торгово-политической прак­тике экспортные пошлины применяются крайне редко.

    По способу взимания различают четыре вида таможенных по­шлин: адвалорные, специфические, альтернативные и комбини­рованные.

    Адвалорные ставки начисляются в процентах к таможенной сто­имости облагаемых товаров (например, 15% от таможенной стои­мости автомобиля). Адвалорные пошлины - это наиболее простой метод расчета денежной величины пошлины. Они являются наибо­лее распространенными видами таможенных пошлин. В большин­стве стран мира адвалорными пошлинами облагается примерно 90 % номенклатуры ввозимых товаров. Адвалорные ставки пошлин об­легчают и процесс переговоров о взаимном снижении таможенных барьеров, поскольку дают простую и наглядную базу для сопостав­ления высоты обложения товаров пошлинами.

    Специфические ставки - это пошлины, размер которых устанав­ливается в денежных единицах за единицу облагаемого товара (20 долларов за тонну груза, один доллар за литр вина и т. п.). Специ­фические пошлины напрямую не связаны с ценой товара, и денеж­ный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого или вывозимого товара. На первый взгляд, различия между адвалорной и специфической пошлинами носят чисто технических характер. Однако в таможенном деле всегда за организационно-технически­ми различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекцио­нистской зашиты остается неизменным. В этих условиях адвалор­ные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфи­ческие. А при падении цен - специфические ставки оказываются более стабильными, и степень их протекционистской защиты по­вышается. В связи с нестабильностью цен и различием цен в раз­ных странах на одни и те же товары специфические ставки пошлин трудно сопоставлять при ведении торговых переговоров. Поэтому в рамках ВТО действует рекомендация, обращенная ко всем стра­нам мира, - постепенно изменить специфические ставки пошлин на адвалорные ставки.

    Альтернативная ставка пошлины содержит одновременно адва­лорную и специфическую пошлину с примечанием, что взимается та из них, которая дает наибольшую величину таможенного сбора (например, 20 долларов за тонну груза или 10 % с цены товара, ко­торая выше).

    Комбинированные ставки пошлин сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15 % от таможенной стоимости товара, но не более 20 долларов за тонну).

    По характеру обложения таможенные пошлины включают мини-мальные, максимальные и преференциальные ставки пошлин.

    Максимальные ставки пошлин устанавливаются на основе одно­сторонних решений органов государственной власти страны. Они обычно носят автономный характер и являются верхним пределом уровня таможенного обложения, который может применять испол­нительная власть страны.

    Минимальные ставки пошлин - это, как правило, ставки пошлин, которые применяются в отношении товаров тех стран, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования. Обычно эти ставки пошлин имеют так называемый конвенционный (договор­ный) характер. Эти ставки устанавливаются на основе двусторонних или многосторонних соглашений и применяются в течение того вре­мени, пока действуют эти соглашения.

    Преференциальные ставки пошлин - это более низкие ставки по­шлин, чем минимальные. Эти ставки пошлин, как правило, уста­навливаются односторонним решением правительства страны их вводящей. Преференциальные ставки пошлин в современных усло­виях применяются в двух направлениях: их используют развитые страны в отношении товаров, ввозимых из развивающихся стран, и их используют развивающиеся страны в торговле друг с другом. По решению ООН в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, развитые государства применяют нулевые ставки пошлин. Каждая страна, предоставляющая преференциальные став­ки пошлин другой стране, как правило, ограничивает товарную но­менклатуру в отношении преференциальных ставок пошлин.

    Следует еще отметить так называемые сезонные ставки пошлин. Эти ставки пошлин обычно применяются в отношении сельскохо­зяйственных товаров с целью защиты национального производства. Их величина изменяется в зависимости от времени года (например, 20% к стоимости ввозимой клубники в июле-августе и 10% - в остальные месяцы года).

    В последнее десятилетие получили распространение так называ­емые тарифные квоты, которые предусматривают различные ставки пошлин на товары, ввозимые в рамках, тарифной квоты, и вне ее. Например, ставка пошлины на пшеницу в стране - 20 % с цены то­вара. Устанавливается тарифная квота в 20 000 тонн со ставкой пошлины в 10%. Это означает, что первые 20 000тонн пшеницы будут облагаться ставкой пошлины в 10%. Последующий ввоз облагается 20 %-ной ставкой. Другими словами, тарифная квота - это заранее установленное количество товара (квота), которое можно ввезти по заранее установленной более низкой ставке пошлины. Тариф­ные квоты широко применяются как инструмент аграрного про­текционизма.

    По способу взимания:

      адвалорные - начисляются в процентах к таможенной сто­имости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

      специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за одну тонну);

      комбинированные - сочетают оба названных вида таможен­ного обложения (например, 20 % от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за одну тонну).

    По объекту обложения:

    Импортные - пошлины, которые накладываются на импорт­ ные товары при выпуске их для свободного обращения на вну­ треннем рынке страны. Являются преобладающей формой

    пошлины, применяемой всеми странами мира для защиты на­циональных производителей от иностранной конкуренции;

      экспортные - пошлины, которые накладываются на экспорт­ные товары при выпуске их за пределами таможенной терри­тории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне вну­тренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеет целью сократить экспорт и по­полнить бюджет;

      транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средства торговой войны.

    По характеру:

      сезонные - пошлины, которые применяются для оперативно­го регулирования международной торговли продукцией сезон­ного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на данный период действия обычного таможенного та­рифа по этим товарам приостанавливается;

      антидемпинговые - пошлины, которые применяются в слу­чае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если та­кой импорт наносит ущерб местным производителям подоб­ных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

    Компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб на­ циональным производителям таких товаров.

    По происхождению:

    Автономные - пошлины, вводимые на основании односто­ ронних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принима­ ется в виде закона парламентом государства, а^ конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствую­щим ведомством (обычно Министерством торговли, финан­сов или экономики) и одобряются правительством;

      конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашения о таможенном союзе;

      преференциальные - пошлины, имеющие более низкие став­ки по сравнению с обычно действующим таможенным тари­фом, которые накладываются на основе многосторонних со­глашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономиче­ское развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференции, предусма­тривающая значительное снижение импортных тарифов раз­витых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из разви­вающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

    По типам ставок:

      постоянные - таможенный тариф, ставки которого едино­временно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавля­ющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

      переменные - таможенный тариф, ставки которого могут из­меняться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Ев­ропе, в рамках единой сельскохозяйственной политики.

    По способу вычисления:

    Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

    Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, на­ложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Практика тарифных переговоров в рамках ГАТТ, а теперь в ВТО привела к появлению еще нескольких видов таможенных пошлин. Прежде всего, это так называемые «связанные ставки». Связывание (консолидации) ставок пошлин означает обязательство государства не повышать уровень таможенного обложения выше взятого на себя обязательства. Связанные ставки - это максимальные ставки по­шлин, которые страна-участник Соглашения имеет право приме­нять в рамках Соглашения. Вместе с тем государство имеет право использовать более низкие ставки пошлин, получившие название «фактически применяемые ставки». В настоящее время большин­ство стран-членов ВТО связали ставки почти на все импортируе­мые товары.

    Ставки таможенных пошлин

    и порядок их установления

    В соответствии со статьей 4 ФЗ «О таможенном тарифе» в Россий­ской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

      адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимо­сти облагаемых товаров;

      специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

      комбинированные, сочетающие оба названных вида таможен­ного обложения.

    Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через та­моженную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исклю­чением случаев, предусмотренных Законом о таможенном тарифе.

    Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правитель­ством

    ________________

    Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются

    1. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

    1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

    2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

    2. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, если:

    1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом:

    товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

    в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

    2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 рублей;

    3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

    Таможенная пошлина представляет собой платеж, который взимается при ввозе или вывозе различных групп товаров. Как известно, существует ряд продуктов и товаров, которые можно ввезти, не производя данные платежи. В РФ ввоз и вывоз различных групп товаров регулируется законом «О таможенном тарифе». В этом документе указаны основные ставки таможенных пошлин, а также порядок уплаты таможенных пошлин.

    Согласно нормам действующего законодательства, в 2020 году различают такие виды таможенных пошлин:

    1. Ввозная таможенная пошлина. Этот платеж еще называется импортным.
    2. Вывозная таможенная пошлина. Зачастую этот платеж называется экспортным, так как он платится за вывоз продукции за пределы России.

    Большая часть товаров облагается именно ввозными таможенными пошлинами. Это связано в первую очередь с тем, что Россия в 2020 году активно «принимает» на свою территорию экспортную продукцию.

    Пошлинами на ввоз облагаются все группы товаров, ввозимые в пределы России. Но стоит помнить, что согласно , существует ряд разрешенных для ввоза в определенном количестве товаров. Если же они ввозятся в превышающем установленную норму количестве, то таможенная пошлина платится всегда.

    Таможенная пошлина

    Взимание таможенных пошлин с ввозимого товара обеспечивает защиту внутреннего рынка РФ от конкуренции. Таможенные пошлины на ввоз отчисляются в государственный российский бюджет. За последние годы именно такого рода пошлины и налоги составляли основную часть бюджета РФ.

    Таможенные пошлины и сборы на вывоз продукции необходимы для регулирования внешнеэкономической деятельности страны. Они также пополняют российский государственный бюджет.

    Что разрешено ввозить без оплаты пошлинного сбора

    Если человек провозит с собой личные средства, не считая автомобиля, общая сумма которых не превышает 500 евро, то он не обязан платить таможенный платеж. При этом суммарный вес товаров или продукции не может превышать 25 килограммов. Это касается лишь тех товаров, которые транспортируются наземным путем (автомобилями или поездами). Такие правила действуют с 1 января 2019 года. Если же человек путешествует авиатранспортом, то он беспошлинно может ввезти товары на сумму до 10 000 евро.

    Дополнительно человек может провезти:

    • 50 сигар или два блока сигарет. Альтернативу сигаретам и сигарам составляет табак в количестве 250 граммов.
    • Три литра алкогольной продукции.

    Другими словами, если человек пожелает ввезти четыре и более литров спиртного, то он обязан отчислить в российский бюджет по 10 евро за каждый «лишний» провезенный литр . Но стоит учитывать, что больше пяти литров такой продукции для личного потребления провезти нельзя. Если же провозится большее количество алкоголя, то груз уже считается коммерческим: на него нужно представлять дополнительные документы и платить дополнительно НДС в размере 18 процентов и акциз.

    Если же груз считается коммерческим, то ставка на алкоголь равна 0,6 евро за каждый литр спиртной продукции.

    Разновидности ставок

    К сожалению, невозможно выделить единый платеж, так как существуют различные виды ставок таможенных пошлин, которые, в свою очередь, разделяются по типам продукции.

    Урок 7. Исчисление платежей (графы 47, В) и завершение заполнения ДТ

    Согласно нормам закона, существуют такие виды таможенных ставок:

    1. адвалорная;
    2. специфическая;
    3. комбинированная.

    Адвалорную ставку часто называют стоимостной. Она не имеет фиксированной суммы. Размер таможенной ставки исчисляется в процентах в зависимости от таможенной стоимости продукции. Например, ввозится телевизор стоимостью в 2000 евро и процентная ставка на этот товар равна 20 процентам. Таким образом, таможенный платеж - 400 евро.

    Специфическая ставка устанавливается в четком денежном выражении на определенную единицу продукции. Стоит помнить, что эта ставка выражается в евро. Например, провозится ящик вина (12 штук). За одну бутылку необходимо заплатить пять евро. Таким образом, пошлина на ввоз ящика вина будет равняться 60 евро.

    Комбинированная ставка представлена в виде специфической и адвалорной. Другими словами, она совместила в себе две последние ставки, поэтому размер пошлины исчисляется исходя из стоимости и количества провезенной продукции.

    Например, ввозится спортивная обувь. Так как применяется комбинированная ставка, то за каждую пару провезенной обуви платится по 15 процентов от ее таможенной стоимости, но при этом уплаченная сумма не может быть меньше четырех евро.

    Чаще всего применяются именно комбинированные ставки.

    Стоит помнить, что таможенные ставки существуют на все категории товаров. Поэтому выделить основную единую ставку просто невозможно, так как она отличается в зависимости от продукции. Все ставки ввозных таможенных пошлин утверждаются согласно решениям совета ЕЭК, а вывозные таможенные пошлины регулируются правительством России.

    Ставки ввозных таможенных пошлин исчисляются на основании ЕТТ. ЕТТ - это единый таможенный тариф, который был принят согласно правилам внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

    Виды таможенных пошлин

    Таможенные пошлины в РФ делятся на два вида: сезонные и особые.

    Сезонные таможенные тарифы применяются для сельскохозяйственной продукции и других товаров, которые носят сезонный характер. Другими словами, существует промежуток времени в году, когда вместо обычной таможенной пошлины по отношению к сельскохозяйственной продукции применяется сезонная таможенная ставка.

    Например, установленная процентная ставка для помидоров в 2020 году составляет 15 %, но не меньше 0,08 евро за один килограмм продукции. При этом, если помидоры завозятся в страну с 15 мая по 31 мая, а также с 1 июня по 31 октября, то применяется сезонная ставка в размере 15 %, но не меньше 0,12 евро за килограмм.

    Особые таможенные тарифы и пошлины классифицируются следующим образом:

    • специальные.
    • антидемпинговые.
    • компенсационные.

    Применение таможенных пошлин особого типа необходимо для нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Они применяются с целью защиты российских производителей различных типов товаров.

    НДС и акцизы

    Система таможенных правил России в 2020 году предусматривает при ввозе продукции оплату не только ввозной пошлины, но и НДС. НДС платится на ввоз продукции с тем учетом, что реализовываться она будет на территории РФ. НДС - косвенный налог. Порядок и сроки уплаты НДС регулируются ТК ТС.

    Таким образом, согласно нормам Налогового кодекса РФ, платить НДС обязаны:

    1. организации;
    2. предприятия;
    3. индивидуальные предприниматели.

    Также не стоит забывать и про акцизы. Акцизы платят тогда, когда осуществляется реализация таких групп товаров:

    • Этилового спирта. Но стоит помнить, что акциз не платится за коньячный спирт. Это единственное исключение.
    • Продукции, которая содержит спирт в количестве более девяти процентов.
    • Алкогольной продукции (водки, вина, ликеров, коньяка и другой). Но если изделие содержит менее 1,5 процента этилового спирта, то акциз не платится.
    • Пива.
    • Табачных изделий.
    • Автомобилей.
    • Мотоциклов некоторых видов.
    • Бензина, предназначенного для заправки автомобилей.
    • Дизельного топлива.
    • Масла для разных видов двигателей.

    Но стоит сразу заметить, что сумма таможенных пошлин на авто зависит от следующих характеристик автомобиля:

    1. Какова его таможенная стоимость.
    2. Правового статуса человека, который осуществляет ввоз: физическое или юридическое лицо.
    3. Объема двигателя.
    4. Мощности в киловаттах.
    5. Веса авто (масса автомобиля исчисляется в тоннах).
    6. Типа двигателя.
    7. Года выпуска (иными словами, возраста).

    Как растаможить авто — таможенный автокалькулятор

    Различают всего четыре возраста:

    • менее трех лет;
    • от трех до пяти лет;
    • от пяти до семи лет;
    • более семи лет.

    В последних поправках законопроекта было принято решение сделать единую ставку для автомобилей по возрасту и объему двигателя.

    Так, если машине менее трех лет, то применяется комбинированная ставка в размере 54 %. Это не касается машин, которые были изготовлены на территории РФ. Но стоит учитывать, что минимальная ставка равна 2,5 евро.

    Таблица. Расчет таможенного платежа исходя из объема двигателя для машин возрастом менее трех лет.

    Для машин, которые были изготовлены в РФ, применяется единая ставка. Она равна одному евро за см. куб.

    Таблица. Расчет таможенной ставки исходя из объема двигателя для машин возрастом более пяти лет.

    Для яхт, других категорий машин, катеров применяется единая тарифная ставка в размере 30 % от стоимости оборудования. Например, если оценочная стоимость яхты равна 20 000 евро, то сумма платежа составляет 6000 евро.

    Ввозная таможенная пошлина – это обязательный денежный сбор, уплачиваемый субъектами хозяйствования в составе прочих таможенных платежей при импорте товаров.

    Данный тип государственных сборов существует во всем мире. Хотя цифры и пропорции отличаются очень существенно, тем не менее, общая методика их формирования везде одинакова — все страны имеют минимальные пошлины на ввоз сырья для собственного производства и максимальные на готовую продукцию, конкурирующую с аналогичной национального производителя. Поговорим о ввозных таможенных пошлинах в России.

    Кто устанавливает размер ставок ввозной таможенной пошлины?

    Конкретное числовое выражение ставок на ввоз товаров зависит от хозяйственно-экономической картины в стране. В РФ ставки ввозных пошлин устанавливаются специальной комиссией Минфина, далее оформляются соответствующие постановления Кабмином, все изменения фиксируются в Таможенном тарифе РФ. Базовая ставка закрепляется за определённым видом товара (отображённого в 10-значном коде ТН ВЭД). Но это теория.

    На практике суммы исчисляются исходя из:

    • кода ТН ВЭД;
    • страны происхождения товара;
    • наличия/отсутствия специальных условий;
    • таможенной стоимости поставляемого товара.

    Отметим, что к специальным условиям отнесены различного рода персонифицированные квоты, сезонные, защитные, антидемпинговые и компенсационные ставки, которые носят временный и/или исключительный характер. Для получения актуальной информации по их наличию лучше проконсультироваться с брокером.

    Рассмотрим общие примеры с одинаковыми исходными цифрами, но с разными результатами на выходе.

    Фирма хочет завезти в страну шоколад белый 500 кг, таможенная стоимость партии 1000,00 USD. Справка по товару:

    • код ТН ВЭД 1704903000;
    • специальные условия отсутствуют;
    • базовая пошлина 12%, но чтобы не менее 0.15 евро/кг.
    • При поставке из Испании пошлина будет начислена в размере 120,00 USD за всю партию товара.
    • Если везём то же самое из Китая — 90,00 USD.
    • При поставке из Азербайджана пошлина нулевая.

    Почему так?

    1. Для товара ТН ВЭД 1704903000, поставляемого из Испании , коэффициент импортной пошлины составляет 1 (Испания относится к 130 странам, с которыми Россия состоит, в так называемом, режиме наибольшего благоприятствования).
    2. Для товара ТН ВЭД 1704903000, поставляемого из Китая — коэффициент импортной пошлины при подтверждении страны происхождения составляет 0,75 (для Китая и еще 102 развивающихся стран в таможенном тарифе РФ предусмотрена 75% преференциальная ставка).
    3. Для товара ТН ВЭД 1704903000, поставляемого из Азербайджана , коэффициент при подтверждении страны происхождения составляет 0 (из Азербайджана и еще 48 наименее развитых стран отдельные товары ввозятся беспошлинно).

    Перечень принадлежности стран к тем или иным категориям определён 18-м Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и Комиссии ТС № 130 от 27 ноября 2009 г.

    Ставки 2015

    С 1 сентября 2015 г. в силу вступили новые ввозные ставки, принятые рядом решений Совета Евразийской экономической комиссии. Преимущественно цифры изменились в сторону уменьшения.

    Увеличение ставок коснулось отдельных видов рыбы, кондитерских изделий, минералов, нефтепродуктов, продукции химпрома, полимеров, целлюлозы. Также под увеличение попали отходы драгметаллов, некоторые двигатели, металлообрабатывающее оборудование с ЧПУ, электро-комплектующие, ж/д вагоны, автомобили с электродвигателями, военно-транспортные самолёты, паромы, коронарные стенты, комплектующие для часов.

    Изменения ставок связано текущей ситуацией в стране и с выполнением РФ своих обязательств в рамках ВТО. Ставки могут быть снова пересмотрены в ближайшее время. Для начинающих участников ВЭД мы рассказали о правилах исчисления таможенных платежей , а в другой статье есть информация об .

    Что нужно для расчёта?

    • коде ТН ВЭД поставляемого товара и действующей базовой ставке;
    • стране происхождения (чтобы узнать коэффициент);
    • действии особых ставок пошлин;
    • ввозной таможенной стоимости товара (не путать с закупочной/контрактной ценой) для товара, к которому применимы адвалорные тарифы;
    • количестве поставляемого товара в единицах , которые используются для неадвалорных расчётов;
    • курсы валют при мультивалютных операциях.

    При наличии особых условий ставка рассчитывается индивидуально.

    • умножив таможенную стоимость на процент ставки (для адвалорных пошлин) с правильным коэффициентом. Как рассчитывается адвалорная таможенная пошлина, ;
    • умножив количество товара на применяемый неадвалорный тариф с учётом коэффициента.

    Освобождение от уплаты ввозных пошлин и тарифные льготы на товары

    Льготы по ввозной таможенной пошлины ещё называют тарифными льготами. Последние предоставляются в виде полного или частичного освобождения от уплаты, при этом зависят от страны происхождения и цели ввоза товара.

    • Страна происхождения : полностью освобождены страны СНГ и наименее развитые страны из списка 2009 г., при условии подтверждения страны производства (сертификат СТ-1 для СНГ, сертификат происхождения формы А-1 для остальных стран, для товаров, стоимостью до 5000 достаточно указать страну происхождения в коммерческом инвойсе).
    • Цель ввоза и предназначение товара : гуманитарная и техническая помощь, а также товары, относящиеся к основным фондам производства, импортируемые в РФ с целью вклада в уставные фонды совместных предприятий, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.