» »

Диагностика развития творческих способностей младших школьников и предложения по ее учету в педагогической деятельности. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников Диагностический инструментарий определения твор

18.09.2024

Особенности диагностики:

*Снят лимит времени.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика творческих способностей детей»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Каменск-Уральский педагогический колледж»

Сообщение

«Диагностика способностей младших школьников»

Выполнил:

студент группы 46

специальности

«Коррекционная педагогика

в начальном образовании»

Халтурина Екатерина

Преподаватель: Казанцева Л.В.

Каменск-Уральский

Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики.

Особенности диагностики:

*Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время.

*Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.

*Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях (эксперт играет вместе); через самоопросники, биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт.

*Игра, тренинги являются основными методами.

*Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период.

*Снят лимит времени.

При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей со стороны, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.

Художественно-эстетическое развитие проверяется через восприятие выразительности формы, а не через овладение языком искусства, тестируется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток.

    Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

    Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

Продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

Гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

Оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

Разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

3) Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.

Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.

Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.

При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:

высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;

средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;

низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

4) Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).

Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.

Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов.

ОПРОСНИК

Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.

Особенности ребёнка

1

2

3

4

5

Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»

Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует

Точно, правильно использует много слов в своей речи

Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй. Фактов

Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми

Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)

Легко справляется с загадками и может их придумывать

Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление

Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями

Понимает значение чисел от 1 до 10

Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники

Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции

Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки

Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники

Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети

Проявляет острую наблюдательность

Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства

Диагностика - 5.

I задание.

Предлагается название двух фигур: «Малюме» и «Текете».

Почему их так зовут?

Два мешочка, один наполнен ватой, а другой острыми предметами, какой мешочек кому принадлежит?

Какой цвет подойдёт каждой фигурке?

Придумай тарабарский язык, на котором каждый из них говорит.

Превратись в фигурку и покажи, какая походка у каждого из них.

II задание .

Разворот учебника Музыка «Три подружки»

Дай прозвище к портрету – зеркалу каждому персонажу (Например, Мямлик, Шустрик, Плакса, Трансформер и т.д.)

Определить характеры по позе, жесту (схематично)

Покажи походку каждого. Кто как разговаривает.

По музыкальным фрагментам определи, какой персонаж подходит к музыкальному отрывку.

Дай имена, созвучные характеру персонажа.

III задание.

«Клее» - название теста по фамилии художника, разработавшего данный метод. Тест и его проведение схожи с методикой Роршаха «Чернильные пятна». Разница лишь в том, что стимулом является эстетико-художественный образ, который можно раскодировать с разной степенью попадания.

Инструкция: На что похоже? Что напоминает? Необходимо ввести детей в игровую ситуацию: «Один злой волшебник обладал одной волшебной вещью и с её помощью превратил всё живое в непонятных существ. Кто тут заколдован? Если догадаешься, то освободишь их от чар».

IV задание.

Методика Роршаха «Чернильные пятна».

Дети заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил. Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.

Оценка в баллах:

1 балл - ассоциативность образов: далёкие образы, но правомерные;

2 балла – многоаспектность учтённых признаков, полнота и синтез учтённых признаков;

3 балла – оригинальность, рассчитывается по всем детским спектрам.

Диагностика – 6

Анкета для родителей

    Ф. И. ребёнка

    Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий).

    Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?

    Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?

    Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете конофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?

    Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?

    Всегда ли доделывает свою работу до конца?

    Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?

    Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?

    Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

7. Творческое задание «Три краски»

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Луч­ше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков.

Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и за­полнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему не­много дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

8. Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

9. Творческое задание «Соотнеси музыку».

Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.


2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников

Изучив теоретический материал, мы провели педагогический эксперимент.

В качестве экспериментальной базы нами были выбраны ученики 2 класса МБОУ «Усолинская основная общеобразовательная школа» Параньгинского района РМЭ.

Нам предстояло выявить творческих детей, умение их логически мыслить, совершать умозаключения, определить их творческие возможности.

Цель констатирующего эксперимента:

Определение уровня развития творческих способностей.

В экспериментальной работе принимали участие 11 детей.

Исследованы методики Поля Торренса «Тест креативности» и Хорста Зиверта «Тест на определение творческих способностей».

При проведении исследования в классе были созданы одинаковые условия для всех детей, влияющие на результаты тестирования:

сложность вопросов;

время, отводимое на ответы.

В качестве показателей были выбраны следующие:

По методике П. Торренса: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность;

по методике Х. Зиверта: находчивость и дивергентное (нестандартное) мышление.

Методика П. Торренса

Цель: исследование развития одаренности учащихся.

Таблица 1 - Распределение результатов тестирования по методике П. Торренса

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Наглядно результаты методики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Распределение результатов тестирования по методике П. Торренса

Анализируя результаты тестирования по методике Торренса, согласно данных таблицы 1 и рисунка 1, можно заметить, что результаты распределились следующим образом:

72% испытуемых показали высокий уровень по критерию беглости, набрав максимальный балл, что отражает способность детей к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков. Но, к сожалению, по критериям оригинальности и разработанности, уровень развития находится на 0%, это означает, что у школьников низкая способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности, обладание учащимися слабой наблюдательностью. Показатель гибкости мышления находится на среднем уровне, что говорит о способности детей выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Методика Х. Зиверта .

Цель: определение творческих способностей личности.

Испытуемым предлагаются некоторые задачи, которые дети должны выполнять как можно быстрее. Для контроля используйте секундомер.

Задание 1. На определение уровня «находчивости».

В левой колонке в таблице множество пустых строк. В каждую из этих строчек нужно написать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы. Например, как это имеет место для слов, начинающихся с «св»: свежий, свободный, святой, свинина и т.д.

Правописание и длина слов не играют большой роли. Нужно написать разборчиво. В распоряжении детей одна минута для заполнения каждой колонки.

Задание 2. «Дивергентное (нестандартное) мышление» (Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания) (шкала Д)

Выполнение этого теста должно показать, насколько развито дивергентное (нестандартное) мышление. Речь идет о том, чтобы открыть совершенно абсурдные, но, в то же время, рациональные связи, которые могут иметь место в любой системе.

Вот, например, шариковая ручка. Вы используете ее для письма и рисования, но она может пригодиться и в других случаях, например, чтобы провертеть в бумажном листе. Если ручку развинтить, то она пригодится для «духового ружья», пружину можно использовать как «стартовую установку» и т.д.

Придумать, что можно с каждым из трех предметов, названия которых будут даны детям. Сколько возможных вариантов они найдут.

На каждый предмет отводится одна минута. Общее время для выполнения задания составляет 3 минуты.

Результаты тестирования по методике Зиверта представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Распределение результатов тестирования по методике Х. Зиверта

Находчивость

Дивергентное (нестандартное) мышление

Проанализировав полученные данные таблицы 2 и рисунка 2, мы получили следующие результаты:

Высокий уровень по обоим критериям - 0 человек (0%).

Средний уровень по критерию находчивости составляет 18% (2 человека), а по дивергентному мышлению - 0%.

Низкий уровень по находчивости у 9 человек (82%), по дивергентному мышлению у 11 человек (100%).

Детям это задание далось с большим трудом. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке «настоящего» теста, определяющего уровень находчивости, можно отнесли к категории очень слабых.

По критерию дивергентного мышления у школьников есть задатки нестандартного мышления, и все же ребята очень плохо справились с заданиями.

Проанализировав обе методики, мы пришли к выводу, что у школьников низкая способность к выдвижению идей. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности. Учащиеся обладают слабой наблюдательностью, находчивостью и нестандартным мышлением.

Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского приоткрывшая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец...

Говоря о развитии способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные временные рамки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза...

Игровая технология на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей у первоклассников

Для развития творческих способностей необходимо приложить максимум усилий. Огромное значение имеет внутренняя самостоятельная работа. Каким же образом можно побудить ученика к такой деятельности? 1.Чтобы научить ребенка думать, открывать...

Игровые технологии как средство формирования познавательных универсальных действий в период обучения грамоте

Высокое качество знаний и навыков учащихся, сформированности УУД, развитие мышления и личности ребенка - необходимый результат успешного обучения и воспитания - в значительной степени определяются теми методологическими приемами...

О возможности использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики

дифференцированный школьник информационный коммуникационный Одна из наиболее важных тем в математике - «Сложение и вычитание в пределах 100»...

Педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников

Пейзажная живопись как средство развития творческих способностей

Настало время подготовить и провести на практике уроки по теме «Пейзаж». Для работы с пейзажем на уроках изобразительного искусства мы будем использовать акварельные краски, они саамы безопасные и интересные...

Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы

Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников

Первый этап экспериментального исследования состоит в изучении творческого мышления младших школьников. Было проведено тестирование на выявление уровня творческого учащихся, их гибкости, беглости и оригинальности...

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности

Практическая часть исследования была проведена в Центре внешкольной работы " Маяк" Ленинского района г. Минска. В связи с тем, что я являюсь в этом центре преподавателем хореографии...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Повышение качества усвоения знаний младших школьников - одна из важнейших задач школы. Её осуществление многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии

Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях...

Развитие творческих способностей младших школьников посредством цветоведения

1.1.1 Понятия «творчество» и «творческие способности» Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие...

Развитие теоретического мышления младших школьников

Современная практика образования, опирающаяся на системы Эльконина - Давыдова, нуждается в диагностике развития теоретического мышления учеников в процессе обучения по конкретным учебным дисциплинам. В частности...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Понятие креативности

1.3.5 Концепция А. Медника

Заключение

Приложения

Введение

Люди ежедневно решают массу задач: мелких и объемных, легких и тяжелых. И все эти задачи - препятствия, требующие более или менее сложного решения.

Решение задач осуществляется посредством творческого процесса, нового пути или создания нечто нового. Вот тут-то и необходимы особые качества ума, такие, как наблюдательность, знание как сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все это в совокупности и является творческими способностями.

Одним из первых исследователей креативности является Л. Терстоун. Он направил интерес на разницу творческих способностей и способности к обучению.

Дж. Гилфорда основал концепцию, в фундаменте которой лежит существенная разница между двумя типами мыслительных процессов: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд представлял операцию дивергенции основой креативности, которую толковал как "тип мышления, идущего в различных направлениях".

Концепцию Дж. Гилфорда развивал Е.П. Торранс, который полагал, что креативность является естественным процессом, который порождается высокой потребностью человека в снятии напряжения, появившегося у него в ситуации дискомфорта, вызванного неясностью или незавершенностью деятельности.

С. Медник считает, что в творческом акте имеются обе составляющие, как конвергентная, так и дивергентная. Сущность творчества по Меднику не в уникальности операции, а в умение преодолевать стереотипы.

Область креативности сложна для изучения и вызывает большое количество споров, так как эмпирическое поле фактов, имеющих отношение к данной проблеме, весьма обширно. Креативность, рассматриваемая в разных концепциях, представляет собой части мозаики, которую ещё ни кому не удавалось объединить воедино.

Диагностика творческих способностей - является наименее разработанной областью психодиагностики, это вызвано многокомпонентностью изучаемого феномена. И все же имеет место ряд методов диагностики креативности, выведенных в рамках различных научных парадигм.

Ученые сделали вывод, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и почти не отражаются в тестах, предназначенных для определения IQ. Экспериментальные исследования среди способностей личности поспособствовали выявлению способности особого рода -- рождать необычные идеи, отходить в мышлении от стандартных схем, быстро находить решение проблемных ситуаций. Эта способность была названа креативностью.

Креативность задействует определённую совокупность мыслительных и личностных составляющих, определяющую способность к творчеству. На основании научной литературы установлено, что креативность, как характеристика личности, это сложное интегративное образование. Состав креативности определяет совокупность различных способностей, от которых зависит ход творческого процесса. На основании проведенных исследований структуры творческого процесса выявлено: в динамике творческого процесса можно выделить фазы или стадии, когда развитие (дальнейшее осуществление) творчества зависит в большей степени от какой-либо доминирующей способности. Это означает что, в процессе творчества способности, которые составляют содержание креативности, поочередно актуализируются, оставаясь при этом одной системой.

Формирование креативности подразумевает под собой создание диагностических методик, дающих возможность выяснить творческий потенциал.

За последнее время среди практических психологов возросла тенденция к применению различного психодиагностического инструментария, который в том числе направлен на идентификацию креативного потенциала. По мнению ряда ученых (Б. Саймон , М. Уоллах), традиционные тесты, не дают полную картину творческих возможностей обследуемых. При исследовании креативности невозможно избежать столкновения с психологическим феноменом, характеризующимся неконтролируемостью, спонтанностью проявления.

Помимо прочего, творчество, по мнению исследователей, В.Н. Дружининой , Я.А. Пономарева , зависит от нецелесообразной активности, мотивации самовыражения, основную роль выполняют бессознательные процессы (интуиция), это сильно затрудняет процедуру диагностики. В связи с этим определенную важность приобретает, вопрос: какой должна быть процедура диагностики креативности, которая позволяла бы оценить действительные творческие возможности человека в условиях реальной деятельности.

Из этого следует, что важность исследования вопроса диагностики творческих способностей затруднена недостаточной обработанностью, недостатком диагностических средств, дающих возможность идентифицировать творческий потенциал человека.

Объект исследования - творчество и креативность.

Предмет исследования - методы и методики диагностики творческих способностей.

Цель исследования: проанализировать теоретические концепции по проблеме творческих способностей.

1. Теоретический анализ литературы по проблемам креативности и творчества;

2. Изучить и проанализировать основные концепции креативности.

3. Исследовать методы и методики диагностики креативности.

Методы исследования: теоретический анализ литературы.

Глава 1. Психологические подходы к исследованию креативности

1.1 Понятие креативности

На сегодняшний день существует множество трактовок данного понятия, которое непосредственно связано с творческими способностями и одаренностью.

Креативность как обозначение феномена, рассматриваемого чаще всего с психологической точки зрения и понимаемого как жизненное, творческое ядро способностей к плодотворной деятельности: фантазия, интуиция, импровизация в мышлении, оригинальность, одарённость, гибкость личности, конструктивное научно-техническое мышление, вдохновение, художественные способности и др. Хотя ещё Фрейд назвал креативность психологической загадкой, она, оставаясь и по сей день главным образом предметом психологии, имеет, по всей вероятности, более глубокие корни.

В словаре практического психолога под редакцией С.Ю. Головина дается такое определение:

Креативность - творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди интеллектуальных способностей выделена в особый тип.

Жмуров В.А. дает свое определение понятию "креативность":

Креативность (лат. creatio - созидание) - способность к творчеству в разных его проявлениях, основанная на потребности в самоактуализации, на воображении и дивергентном мышлении.

В большом толковом психологическом словаре под редакцией Артура Ребера дается такое определение:

Креативность - это умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми.

В последние годы этот термин получил в отечественной психологии широкое распространение. И для того, чтобы как можно лучше в нём разобраться следует дать понятия и ещё нескольким терминам:

"Личность" -- это человек, как носитель каких-либо свойств. Личность -- результат процесса воспитания и самовоспитания. "Личностью не рождаются, а становятся", -- писал А.Н. Леонтьев.

Личность -- это человек, осознающий свою уникальность, неповторимость, индивидуальность (индивидуальность -- особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого).

Личность -- это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение.

"Способности" -- в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный; в толковом словаре С. Ожегова "способность" это природная одарённость, талантливость. Однако считать способности врожденными, данными от природы является ошибкой -- врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе жизнедеятельности человека, вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым кинорежиссёром, актёром, журналистом, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера деятельности, от условий жизни, окружающих людей и многих других факторов и нюансов отдельной личности. Способности -- это индивидуально-психологические особенности личности.

"Творчество" -- процесс создания новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

"Творческая личность" -- это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных и волевых качеств, а также задатков, способностей и талантов.

Существуют две основные точки зрения на творческую личность:

1. "Креативность" (творческая способность) свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. При этом ценность результата творческой деятельности не имеет особенного значения, главное, чтобы результат был новым и значимым для самого "творца". Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

2. Согласно второй точке зрения, не всякого человека следует считать творческой личностью. Так как, определяющим фактором творческого акта является ценность нового результата, он должен быть общезначим, являться непременно культурной, технологической или какой-либо другой ценностью для человечества в целом.

1.2 Понятия дивергентного и конвергентного мышления

Мышление -- высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы -- соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.

Американский психолог Дж. Гилфорд, обобщая проведенные в этом направлении исследования, выделил два типа мышления: конвергентное, необходимое для нахождения единственно точного решения задачи, и дивергентное, благодаря которому возникают оригинальные решения.

Под конвергентным (от лат. cоnvergere - сходиться) -- мышлением понимается поиск единственного решения. "Если говорить коротко, под конвергентным мышлением понимается линейное, логическое (дискурсивное) мышление, предполагающее одно-единственное правильное решение проблемы. Именно этот тип мышления ассоциируется с ай-кью и классическим методом преподавания".

Дивергентное мышление (от лат. divergere - расходиться)- один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Поясним на примере. Одни люди полагают, что существует единственно верное решение, и пытаются найти его с помощью уже имеющихся знаний и логических рассуждений. Все усилия концентрируются на поиск единственно правильного решения. Такое мышление называется конвергентным. Другие, напротив, начинают искать решение по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такой "веерообразный" поиск, чаще всего приводящий к оригинальным решениям, свойственен дивергентному мышлению.

К сожалению, почти все наше обучение направлено на активизацию именно конвергентного мышления. Подобный уклон в педагогике -- бич для творческого человека. Например, известно, что А. Эйнштейну и У. Черчилю учиться в школе было трудно, но не потому, что они были рассеянными и недисциплинированными, как считали учителя. На самом деле это было далеко не так, но преподавателей просто-напросто раздражала их манера не отвечать прямо на поставленный вопрос, а вместо этого задавать какие-то "неуместные" вопросы вроде "А если бы треугольник был перевернутым?", "А если заменить воду на...?", "А если посмотреть с другой стороны"" и т.п.

Творческим людям обычно свойственно дивергентное мышление. Они склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей используют определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд, ничего общего. Попробуйте придумать какой-нибудь рисунок на основе кружочка. Ну, что Вам приходит в голову?, Человек?, Помидор? Луна? Солнце? Вишня... Это стандартные ответы, которые дает большинство. А как насчет "куска сыра "Чедер"" или "следа неизвестного животного", или "стаи вирусов под микроскопом в капле воды". Это уже нестандартно. Иначе говоря, это творческие ответы.

Факторы, мешающие творческому мышлению некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство) внешняя и внутренняя цензура ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач) желание найти ответ немедленно лень.

Для исследования дивергентного мышления существенное значение имеют теоретические положения академика А.М. Матюшкина, который считает, что полная структура продуктивного мыслительного акта включает в себя порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи, а также поиск решения и его обоснование. Причем звено порождения проблемы рассматривается как наиболее специфическая характеристика творческого процесса мышления.

1.3 Основные концепции исследования креативности

Разными людьми было проведено множество исследований направленных на создание концепции креативности, ниже приведены некоторые из них.

1.3.1 Концепция редукции творчества к интеллекту

Рассмотрим точку зрения, согласно которой уровень творческих способностей определяется уровнем развития интеллекта.

Айзенк (1995), высказал предположение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности, опираясь на значимые (но все же невысокие) взаимосвязи между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление.

Как бы то ни было, теоретические рассуждения должны подкрепляться фактами. Последователи, редукции творческих способностей к интеллекту, опираются на результаты эмпирических исследований, к числу которых относится классическая работа Л. Термена (Terman L.М., 1937).

В 1926 году он совместно с К. Кокс проанализировал биографии 282 западноевропейских знаменитостей и попытался оценить их IQ на основе достижений в возрасте от 17 до 26 лет. Вместе с тем, Айзенк опирался на шкалу Стэнфорд--Бине для оценки их интеллекта в детстве.

При этом в ходе оценки учитывались не только интеллектуальные, но и творческие достижения, что теоретически ставит под вопрос правильность выводов.

Результаты, полученные в этом исследовании, стали общепризнанными и вошли во многие учебники психологии.

Было проведено сравнение возрастных показателей приобретения знаний и навыков у знаменитых людей с аналогичными данными выборки обычных детей. Оказалось, что IQ знаменитостей значительно выше среднего.

Отсюда Термен сделал вывод, что гении -- это те люди, которых еще в раннем детстве по данным тестирования можно отнести к категории высокоодаренных.

1.3.2 "Теория инвестирования" Р. Стернберга

Одной из поздних по времени возникновения концепций креативности является так называемая "теория инвестирования", предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом (Sternberg R., 1985). Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен "покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой". "Покупать по низкой цене" -- значит заниматься неизвестными, непризнанными или непопулярными идеями. Задача заключается в том, чтобы верно оценить потенциал их развития и возможный спрос. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию настаивает на определенных идеях и "продает их по высокой цене". После достижения рыночного успеха он переходит к другой непопулярной или новой идее. Вторая проблема в том, откуда эти идеи берутся.

Стернберг считает, что человек может не реализовать свой творческий потенциал в двух случаях:

1) если он высказывает идеи преждевременно;

2) если он не выносит их на обсуждение слишком долго и тогда они становятся очевидными, "устаревают". Следует отметить, что в данном случае автор подменяет проявление творчества его социальным принятием и оценкой.

По Стернбергу, творческие проявления определяются шестью основными факторами:

1) интеллектом как способностью;

2) знанием;

3) стилем мышления;

4) индивидуальными чертами;

5) мотивацией;

6) внешней средой.

Интеллектуальная способность является основной. Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта:

1) синтетическая способность -- новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;

2) аналитическая способность -- выявление идей, достойных дальнейшей разработки;

3) практические способности -- умение убеждать других в ценности идеи ("продажа").

Если у индивида слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает массу новых идей, но не обоснованных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух остальных может привести к продаже "недоброкачественных", но ярко представленных публике идей.

Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Выйти за пределы поля возможностей и проявить креативность нельзя, если не знаешь границ этого поля. Вместе с тем знания слишком устоявшиеся могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему.

Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает.

Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.

Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодействуют. И совокупный эффект от их взаимодействия несводим к влиянию какого-либо одного из них. Мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности.

1.3.3 Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торранса

Концепция креативности, как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда (Guilford J.P., 1967).

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.

Дивергентное мышление определяется как "тип мышления, идущего в различных направлениях" (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.

Дальнейшие достижения в области исследования и тестирования креативности связаны в основном с работой психологов Южнокалифорнийского университета, хотя их деятельность охватывает не весь спектр исследований креативности.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность -- способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость -- способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

3) образная адаптивная гибкость -- способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость -- способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Общий интеллект не включается в структуру креативности.

1.3.4 Концепция М. Воллаха и Н. Когана

По мнению Воллаха и Кога на, а также таких авторов, как П. Вернон и Д. Харгривс (Vernon Р.Е., 1967), для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка. Желательно, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания. Таким образом, они пришли к выводу, о том, что мотивация достижений, соревновательная мотивация и мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей. Воллах и Коган в своей работе изменили систему проведения тестов креативности. Во-первых, они предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи или для формулирования ответа на вопрос. Тестирование проводилось в ходе игры, при этом соревнование между участниками своди лось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого.

1.3.5 Концепция А. Медника

Разработанная Медником концепция лежит в основе теста отдаленных ассоциаций) (Mednich S.А., 1969). Процесс дивергентного мышления протекает следующим образом: есть проблема, и мыслительный поиск следует как бы в разных направлениях семантического пространства, отталкиваясь от содержания проблемы Дивергентное мышление -- это как бы боковое, периферическое мышление, мышление "около проблемы".

Конвергентное мышление соединяет все элементы семантического пространства, относящиеся к проблеме, воедино, находит единственно верную композицию этих элементов.

По мнению Медника в творческом процессе содержится как конвергентное, так и дивергентное мышление. По мнению Медника, чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс ее решения. Суть не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного процесса и в широте поля ассоциаций.

Предположения Медника: 1. Люди -- "носители языка" привыкают употреблять слова в определенной ассоциативной связи с другими словами. В каждой культуре и каждой эпохе эти привычки уникальны. 2. Креативный мыслительный процесс состоит в формировании новых ассоциаций по смыслу. 3. Величина отдаленности ассоциаций испытуемого от стереотипа измеряет его креативность. 4. В каждой культуре существуют свои стереотипы, поэтому шаблонные и оригинальные ответы определяются специально для каждой выборки.

1.4 Особенности творческой личности

Многие Исследователи объедения проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности говорят о то что, нет особенных творческих способностей, а существует личность, владеющая определённой мотивации и чертами

Владея знаниями об особенностях творческой личности, психологи обязаны, не только своим усилиям, сколько работе философов, искусствоведов, литературоведам, историкам культуры которые, несомненно, тем или иным способом заинтриговали проблему творческой личности. Посредством обобщения такого рода материала и его анализа были выделены признаки гениальности, выражающейся в особенностях восприятия и мотивации личности, интеллектуальных способностей, характера. Такие материалы в большей степени были дополнены мнениями различных исследователей и писателей.

1.4.1 Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру

Г.С. Альтшуллер выделяет целый комплекс творческих качеств, вскоре образующие производный анализ жизни многих изобретателей.

1) Достойная цель, являющаяся в значительной степени, новой общественной пользой для индивида.

2) Комплекс рабочих планов по достижению цели и контроль выполнения этих планов (Выделение времени и приобретение необходимых знаний)

3) Высокая работоспособность в выполнение намеченных планов.

4) Рациональная техника решения задач (систематические поиски решения задач)

5) Умение отстаивать свои идеи

6) Результативность, т.е. система или последовательность, каждый показатель должен участвовать что бы добиться высоких результатов.

1.4.2 Способности творческой личности по Р. Стенбергу

Р. Стернберг так же занимался описанием свойств творческой личности:

1. Они не зависят от внешней мотивации, ибо умеют мотивировать сами себя;

2. Учатся контролировать свои импульсы;

3. Знают, когда нужно проявить настойчивость и когда - сменить цель;

4. Умеют извлечь максимальную пользу из своих способностей, то есть хорошо разыгрывают свои карты;

5. Воплощают мысль в действие; 6. ставят перед собой конкретные цели;

7. Доводят дело до конца;

8. Инициативны;

9. Не страшатся неудач;

10. Не переносят сегодняшние дела на завтра;

11. Принимают справедливую критику;

12. Никогда не жалуются;

13. Независимы;

14. Стремятся преодолеть личные трудности;

15. Концентрируются на своих целях;

16. Не хватаются сразу за множество дел, но не ограничиваются и минимумом задач;

17. Готовы к отсрочке поощрения;

18. Умеют одновременно видеть не только деревья, но и лес за ними;

19. Обладают разумным уровнем уверенности в себе;

20. Умеют сочетать аналитическое, творческое и конкретное мышление.

1.4.3 Проблема обобщения различных списков черт(свойств) творческой личности

Различные авторы - ученые и психологи - неоднократно составляли различные списки черт / свойств "настоящего учёного". Число этих перечней можно было бы продолжать очень долго, однако приведённые подробные списки качеств уже, вероятно, дают возможность оценить и замысел, и характер выводов, получаемых в подобных исследованиях.Всякий, кто захотел бы создать на основе этих данных законченный и непротиворечивый портрет личности ученого, оказался бы в тупике.

Во-первых, количество свойственных творческому учёному качеств, выделенных разными исследователями, очень велико. Если составить из них общий список, то окажется, что в нём много не согласующихся, а то и противоречащих друг другу характеристик.

Во-вторых, выделяемые качества представляют самые разные стороны и уровни личности: среди них есть интеллектуальные, мотивационные, характерологические. Однако они обычно рассматриваются как рядоположенные, равнозначные, вне всякой иерархии. В таком случае неясно, должен ли каждый продуктивный учёный непременно обладать всеми этими свойствами, достаточно ли половины из них или нескольких наиболее важных...

В-третьих, в психологии, так же как и в обыденной жизни, нет строгости в употреблении понятий, описывающих личностные характеристики. Поэтому, употребляя один и тот же термин, разные авторы порой вкладывают в него неодинаковый смысл, тогда как за разными обозначениями зачастую скрывается одна и та же черта.

В-четвёртых, за большинством перечисляемых качеств стоит не "элементарная черта", а достаточно сложный феномен, природу которого не всегда просто понять, а тем более измерить его экспериментально или в тестах. Например, по каким признакам должно оцениваться такое на первый взгляд понятное качество, как увлечённость работой: по количеству времени, уделяемого ей, по степени эмоциональности рассказов о ней, по месту в списке предпочитаемых занятий или ещё как-то?

Бездоказательным остается утверждение о том, что сходные черты выдающихся учёных являются причиной их успеха на научном поприще. Не исключено, что похожие качества развиваются вследствие успеха, как реакция на особую, благоприятную социальную ситуацию. Наконец, сомнению подвергается основное допущение - что выдающиеся учёные должны быть похожи друг на друга.

Ведь специфика дисциплины, специализации деятельности внутри нее, а также конкретной проблемы объективно требует от работающих в них учёных проявления разных качеств: от кого-то - скрупулёзности, терпения и добросовестности для проведения экспериментов, перепроверки фактов; от кого-то, наоборот, полета фантазии, импульсивности; от кого-то - огромной уверенности в себе, позволяющей идти на риск; от кого-то - постоянного сомнения в выводах и поиска новых аргументов.

Проблемные ситуации в науке при всём внешнем сходстве принципиально неповторимы (последнее утверждение - характерная фактическая ошибка психологов, вызванная тем, что они оперируют малой статистической выборкой - И.Л. Викентьева) и каждый раз требуют от того, кто ими занимается, многообразных свойств. При этом не только личностные черты оказывают влияние на выбор проблемы и манеру взаимодействия с нею, но и содержание выполняемой деятельности мощно воздействует на формирование личности.

Как может показаться, столь многочисленные списки свойств и черт творческой личности, вероятно, могут дать нам возможность для описания ее законченного и однозначного портрета. Но, если попытаться их обобщить к общему списку, то можно обнаружить, что в нем много не равносильных пунктов.

Глава 2. Методики диагностики креативности

Проблема способностей была и остается в настоящее время одной из важнейших проблем психологии. В немалой степени это объясняется тем, что велико ее практическое значение, ощущается интерес к ней со стороны общества, так как со способностями связывают возможности человека в выполнении тех или иных видов деятельности, успешность его самореализации, жизненные достижения. Так, известны слова С.Л. Рубинштейна о том, что вопрос о способностях, дарованиях человека -- это вопрос о том, что он может, каковы его возможности Очевидна, таким образом, актуальность выявления и измерения способностей, т.е. их диагностики.

2.1 Набор креативных тестов Вильямса (САР)

Креативные тесты Вильямса (САР), а точнее, такие его методики, как Тест Дивергентного Мышления и Опросник личностных творческих характеристик, были разработаны первоначально для отбора одаренных и талантливых детей в школы, работавшие по федеральным, государственным и местным программам развития творческих способностей. В настоящее время САР доступен для измерения творческого потенциала всех детей. Набор тестов Вильямса, несомненно, может быть использован для оценки творческих способностей так и взрослых людей.

2.1.1 Тест дивергентного мышления

Тест дивергентного мышления направлен на диагностику комбинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Также можно получить оценку для названия, отражающую вербальные способности. Таким образом, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга.

Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Испытуемым предлагается дорисовать картинки в квадратах и придумать для каждой картинки название. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи. Испытуемым дается инструкция, после чего они начинают работу над тестом.

В результате мы получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

Беглость (Б);

Гибкость (Г);

Оригинальность (О);

Разработанность (Р);

Название (Н).

1. Беглость -- продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных испытуемым, независимо от их содержания. Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления.

2. Гибкость -- число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

· Живое - человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т.д.

· Механическое, предметное -- лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т.д.

· Символическое -- буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.

· Видовое, жанровое -- город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т.д.

3. Оригинальность -- место (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

4. Разработанность -- симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.

5. Название -- богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

2.1.2 Тест творческих характеристик личности

Это опросник, состоящий из 50 пунктов, помогающих выяснить, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя испытуемые.

Материал методики представляет из себя лист с вопросами и таблицу ответов, в которой испытуемый должен выбрать наиболее подходящий по его мнению пункт - "в основном верно (ДА)", "отчасти верно (может быть)", "в основном неверно (НЕТ)", или "не могу решить (не знаю)".

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность, Воображение, Сложность и Склонность к риску.

2.2 Диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)

Условия проведения

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на "оригинальность", возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

1. Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

2. Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Материалы теста можно посмотреть в приложение "A"

Инструкция к тесту

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

Обработка результатов тестирования

Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров (23-35 лет). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности - как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:

креативность творчество личность потенциал

Примечание:

1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности;

3 - значение индекса уникальности.

Пример интерпретации: пусть первый из анализируемых Вами рисунков схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (не имеет аналогов в атласе). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, индекс оригинальности для данного протокола:

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.

2.3 Диагностика вербальной креативности (методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)

Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.

Материалы теста можно посмотреть в приложение "B"

Инструкция к тесту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов "громкая - правда - медленно" ответом может служить слово "говорить" (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Интерпретация результатов тестирования

Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством "троек слов", так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других - не дать ни одного.

Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя "количество ответов" (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и, соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности:

Примечание:

1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень;

2 - значение индекса оригинальности;

3 - значение индекса уникальности;

4 - количество ответов.

Пример интерпретации результатов: если у испытуемого сумма оригинальных ответов составила 20, 25 и всего в его протоколе 25 ответов, то индекс оригинальности составит 0,81. Предположим, что количество уникальных ответов этого испытуемого равно 16. Учитывая, что основным показателем является индекс оригинальности, можно сделать вывод, что данный человек по уровню своего вербального творческого потенциала находится между 60 и 80% испытуемых из контрольной выборки, т.е. 70% выборки обладают суммарным показателем вербальной креативности выше, чем у него.

Индекс уникальности здесь показывает, сколько новых решений способен предложить испытуемый в общей массе выполненных заданий.

Количество ответов показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного мышления. Кроме того, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем выше количество ответов, тем выше личная мотивация достижения испытуемого.

Заключение

В ходе проведения исследования нами была выполнена следующая цель: проанализировать теоретические концепции по проблеме творческих способностей.

Исследования в этой области носили описательный характер.

Нами были поставлены и выполнены следующие задачи:

Проанализированы существующие подходы к изучению креативной личности и творчества, исследованы методы и методики диагностики креативности мы сделали следующие выводы:

· Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

· Диагностика творческих способностей - одна из наименее разработанных областей психодиагностики, что связано со сложностью исследуемого феномена. При этом существует ряд методов диагностики креативности, созданных в рамках разных научных парадигм. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. На основании научной литературы было установлено, что креативность, как характеристика личности, это сложное интегративное образование. Состав креативности определяет совокупность различных способностей, обуславливающих осуществление творческого процесса. На основании рассмотренных исследований структуры творческого процесса установлено: в динамике творческого процесса можно выделить фазы или стадии, когда развитие (дальнейшее осуществление) творчества обуславливается в большей степени какой-либо доминирующей способностью. Иначе говоря, в процессе творчества способности, составляющие содержание креативности, последовательно актуализируются, оставаясь при этом единой системой.

Формирование креативности предполагает создание диагностических средств, дающих возможность идентифицировать творческий потенциал человека. В последнее время в нашей стране практические психологи (в том числе школьные) стали активно применять различный психодиагностический инструментарий, который включает и тесты креативности (были адаптированы к русскоязычной выборке и получили широкое распространение зарубежные методики измерения креативности Е. Торренса и С. Медника). Но проблема заключается в том, что традиционные тестовые процедуры, по мнению ряда ученых, не позволяют представить достаточно полную картину творческих возможностей обследуемых людей.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.

Список используемой литературы

1. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г., Психология науки, М., "Флинта", 1998 г., с. 173-174.

2. Альтшуллер Г. "Качества творческой личности". с.1982

3. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994.

4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Отв. ред. Б.М. Кедров.-- Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского Университета, 1983. -- 173 с

5. Большой толковый психологический словарь под ред. Ребера Артура. - Москва: Вече-Аст, 2000 - 591 с.

6. Гарри Алдер, CQ, или мускулы творческого интеллекта, М., "Фаир-пресс", 2004 г., с. 40

7. Г.Ф. Коротько под редакцией В.М. Покровского физиология человека с. 170

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна Вита, 1995.

9. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.

10. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М.: Владос, 1999. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность: ИПП, Воронеж, 1997. - 47 с.

11. Матюшкин A.M. (ред.) Фигурная форма А теста творческого мышления Э. Торранса, адаптированного сотрудниками Общесоюзного центра "Творческая одаренность" НИИ ОПП АПН СССР. М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1990.

12. Матюшкин A.M. Развитие творческой личности. М., 1991. 180 с.

13. Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

14. О.К. Тихомиров Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. -- М.: ПЕР СЭ, 2005.

15. О.К. Тихомиров Психологические исследования творческой деятельности

16. Пономарев Я.А. Психология творчества / Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С. 21-25

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. -- М., 1989. c. 82

18. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога

19. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.

20. Хосе Антонио Марина. Воспитание таланта (перевод В. Капанадзе) c. 33-34

21. Саймон Б.А. Английская школа и интеллектуальные тесты. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. c. 3 90.

Приложения

Приложение А

Фамилия, инициалы _________________________________

Дорисуйте картинки и дайте им названия!

Дорисовывать можно что угодно и как угодно.

Подписывать необходимо разборчиво в строке под картинкой.

Атлас типичных рисунков

Приложение В

СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Фамилия, инициалы ____________________________________

Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.

Ответы записывайте в бланк ответов в строку с соответствующим номером.

СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ

1. случайная - гора - долгожданная

2. вечерняя - бумага - стенная

3. обратно - родина - путь

4. далеко - слепой - будущее

5. народная - страх - мировая

6. деньги - билет - свободное

7. человек - погоны - завод

8. дверь - доверие - быстро

9. друг - город - круг

10. поезд - купить - бумажный

Словосочетания

Словосочетания

ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОТВЕТОВ

(варианты ответов и их оригинальность)

Тройка слов №1

Случайная - гора - долгожданная

Восхождение

...

Подобные документы

    Психолого-педагогические основы творческих способностей. Любительский театр как одна из форм развития способностей личности. Экспериментальный тренинг по освоению навыков воспитания творческого восприятия актера. Сущность экспериментального театра.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2012

    Самодеятельность как общественно-историческое явление, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях. Сущность, функции и виды самодеятельного творчества. Технология развития творческих способностей.

    реферат , добавлен 31.07.2010

    Определение творческой деятельности. Социально-исторические основы творческого процесса. Концепции художественного творчества. Мир чувств художника. Детское творчество и развитие художественных способностей. Этапы создания произведения искусства.

    реферат , добавлен 13.09.2010

    Анализ теории живописи от XIV-XX веков. Изучение творческого пути наиболее выдающихся художников. Рассмотрение основных средств и приемов для решения поставленных творческих задач. Значимость изучения художественных произведений для воспитания детей.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2014

    Анализ художественных произведений в этом жанре на примере. Изучение творческого замысла при выполнении работы. Характеристика материалов и инструментов, используемых при выполнении работы по композиции. Определение основных творческих этапов работы.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2018

    Концепции человека, творчества и культуры в работах Н. Бердяева: "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики", "О творческой свободе и фабрикации душ", "Самопознание: Сочинения", "Смысл творчества: Опыт оправдания человека".

    реферат , добавлен 30.03.2007

    Теоретические и исторические аспекты обрядовых праздников. Языческие и христианские истоки формирования свадебного обряда. Структура и особенности организации художественного творчества в свадебном действе, развитие активности участников праздника.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2012

    Рассмотрение роли народного декоративно-прикладного искусства в жизни человека; исторические корни художественных промыслов России. Рассмотрение особенностей Городецкой росписи по дереву. Апробирование методов формирования навыков кистевой росписи.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2014

    Исследование художественных основ и идей творчества В.В. Кандинского, одного из основателей абстрактного искусства. Характеристика абстрактных импровизаций и композиций художника. Изучение работ живописца в рамках конкретных периодов творческого пути.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2013

    Краткая биография Поля Делароша - знаменитого французского исторического живописца. Предпосылки формирования авторского стиля художника. Перечень основных работ Поля Делароша. Анализ особенностей творчества художника, его последователи и ученики.

Описание программы и методов исследования

Первым этапом было проведение тестирования по методике диагностики развития творческих способностей Е. Туник (Приложение 2).

Вторым этапом было тестирование учащихся по классическому методу диагностики креативности Е. Торренса (Приложение 1).

Третий этап - получение экспертных оценок учителей относительно развития творческих способностей их учащихся.

Четвёртый этап - тестирование учителей по опроснику Д. Джонсона (Приложение 5).

Пятый этап - интервьюирование учителей относительно уровня развития творческих способностей, проявляющегося в повседневной жизни детей.

В настоящее время существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Е. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.

Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.17

На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но, по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как процесс развития творческих способностей предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные творческие способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам; прогноз школьной адаптации творческих учащихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно - творческих способностей. Модель развития творческих способностей Торренса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели развития творческих способностей - беглость, гибкость, оригинальность и разработанность - ярко проявляются и в художественной деятельности в различные периоды развития личности.

Еще одной методикой, используемой нами стала методика Е. Туник (Приложение 2).

Для обработки материалов исследования и извлечения из количественных данных информации, нами был проведен корреляционный анализ.

Корреляционный анализ проводился между показателями:

  • 1. Результатов по методике П. Торренса и Е. Туник;
  • 2. Результатов П. Торренса и экспертных оценок учителей;
  • 3. Результатов Е. Туник и экспертных оценок учителей.

Корреляционный анализ проводился при помощи программы MS Excel 2003. Расчет коэффициента Манна-Уитни проводился нами при помощи программы Statistica Base.

Анализ результатов диагностики развития творческих способностей школьников младших классов

Оценивая соотносимость тестов через коэффициент корреляции, мы обнаружили, что корреляция методов Торренса и Туник составила 0,51, тогда как корреляции метода Торренса с экспертными оценками и метода Туник с экспертными оценками составили соответственно 0,47 и 0,10. Это свидетельствует о том, что оценка уровня развития творческих способностей более адекватна по совокупности методов Торренса и Туник, так как они тесно взаимосвязаны между собой, о чем говорит коэффициент корреляции.

В день тестирования, после представления нас ученикам, мы попросили учителей сесть на задние парты, достали детям подарки - сладости, дети расслабились и обрадовались. Дальнейшее наше общение продолжилось в весёлой, неформальной обстановке, что увеличило шансы на проявление развития творческих способностей в тестах. Следовательно, можно сделать еще один вывод, что авторитарный стиль преподавания имеет место быть и влияет на проявление и развитие творческого потенциала.

Именно поэтому мы взяли за основу оценки уровня развития творческих способностей у младших школьников методики Торренса и Туник и в процессе анализа сравнили их с экспертными оценками учителей.

Показатели, характеризующие творческое мышление и на которые мы опирались в своем исследовании следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе. Анализируя результаты тестирования по методики Торренса можно заметить, что результаты распределились следующим образом (Приложение 3).

В среднем же по методике Торренса учащиеся набрали 153,91±10,98 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития творческих способностей в классе. Исключение составляют четверо учащихся упомянутых выше, уровень развития творческих способностей которых выше среднего.

Далее нами проводился анализ тестирования по методике Е.Туник (Приложение 3). Процент детей, набравших количество баллов выше среднего, составляет более 50%.. Средний балл по данной методике равен 235,24±12,65.

Далее нами был проведен анализ соотношения экспертных оценок с результатами тестирования по методикам Торренса и Туник. В результате анализа можно сказать, что диапазон оценок учеников с высоким уровнем развития творческих способностей варьирует от 3 до 5. Также можно отметить, что одни и те же учащиеся набрали высокое количество баллов по обеим методикам (Торренса и Туник), что подтверждает высокую связь между этими методиками, отмеченную и коэффициентом корреляции.

Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечают на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование. С этими заданиями хорошо справились дети с высоким уровнем развития творческих способностей. Анализируя структуру факторов развития творческих способностей (Приложение 4) можно отметить, что среди факторов развития творческих способностей, исследуемых по методике Торренса преобладает фактор гибкости (51%). Следующим идет фактор беглости (24%), точности (15%) и оригинальности (10%).

В таблице 3 представлен анализ распределения факторов развития творческих способностей по методике Е.Туник. (Приложение 4)

Как можно видеть из таблицы 4 и рисунка 5 распределение факторов развития творческих способностей среди учащихся по методике Туник является прямо противоположным. Здесь ведущим является фактор точности (50%), далее следует фактор оригинальности (26%), беглости (15%) и гибкости (9%).(Приложение 4)

Анализируя распределение этих же факторов по экспертным оценкам (см. таблицу 4) можно сказать, что у учащихся преобладает фактор беглости (4,09±0,13), далее следует фактор оригинальности (3,99±0,14), точности (3,92±0,14) и гибкости (3,74±0,13).

Изначально мы считали, что такие показатели, как беглость, гибкость и разработанность, находятся в прямой зависимости друг от друга, то есть прямо пропорциональны. Однако проведя корреляционный анализ данных, мы обнаружили, что существует прямая связь между беглостью, гибкостью и разработанностью (Приложение 4).

Таким образом, второклассники, решают задачу быстро, при этом предложенные ими идеи оригинальны. Но это не значит, что задача будет решена правильно. То есть второклассники, решая задачу, особенное внимание не уделяют качеству выполняемой работы.

Учителя испытуемых, были тоже протестированы по методике Дж. Джонсона на креативность (см. Приложение). И взяты экспертные оценки по каждому критерию развития творческих способностей.

Нами было выявлено, что учительница 2 «В» класса, где дети отличаются более высоким уровнем развития творческих способностей сама имеет высокий уровень развития творческих способностей (сумм более 34 баллов по опроснику Д.Джонсона соответствует очень высокому уровню развития творческих способностей). Тогда как учительница 2 «Д» набрала 30 баллов, что соответствует высокому уровню развития творческих способностей, но все-таки он ниже чем у учительницы 2 «В». Сверив показатели тестов, оказалось, что чем выше уровень развития творческих способностей у учителя, тем выше он у его учащиеся.

После нами было проведено интервьюирование учителей по поводу проявления развития творческих способностей в процессе обучения - на уроке:

  • · активность,
  • · частота поднятия рук,
  • · высказывание оригинальных идей,
  • · поведение на перемене и т. д.,

Было проанализировано личное мнение учителя по поводу каждого ученика, поведение на переменах и во внеклассной деятельности.

В результате анализа опроса нами было выяснено, что дети, которые характеризуются высоким уровнем развития творческих способностей по методикам Е.Торренса и Е.Туник были охарактеризованы педагогами как «всегда имеющие свое мнение», «неусидчивые», «невнимательные». При дальнейшем расспросе выяснилось, что «невнимательность» и «неусидчивость» объясняется тем, что эти дети быстро решают задание и начинают заниматься своими делами, отвлекать окружающих. Чем выше результат по методике, тем больше детей оценивались как «гиперактивные, любят пошалить, могут на уроке рассмешить весь класс и нарушить дисциплину», тем не менее, в обычной жизни эти дети оценивались учителем как «артистичные, открытые, фантазёры». Если учителя преодолеют сложности связанные с непониманием ребенка с высоким уровнем развития творческих способностей и создадут правильную атмосферу воспитания и обучения, то у них будет больше шансов вырастить высококреативных личностей. Если учитель не понимает ребёнка, не может перешагнуть через стереотипы и обусловленность и ребёнок воспринимается им как «трудный и недисциплинированный», то учитель накладывает на него штамп и ребёнок закрывается, становится агрессивным, вследствие чего его творческий потенциал может не раскрыться.

В процессе проведения исследовательской работы обратило на себя внимание существование закономерности в области высоких значений интегральных показателей развития творческих способностей: высоким значениям интегральных показателей развития творческих способностей не всегда, но достаточно часто соответствуют высокие значения показателей школьной успешности. Можно сделать вывод, что ребёнок, обладающий высоким творческим потенциалом, будет чаще всего хорошо учиться, т.е., соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно (необходимое условие не выполняется), т.е. высоким значениям показателя успешности в учёбе не всегда соответствуют высокие значения показателя развития творческих способностей, они могут быть и очень низкими, что свидетельствует о том, что для достижения успешности в учёбе не обязательно наличие творческого потенциала. Т.е. нет двусторонней связи, а существует только однонаправленная связь, да и, то только в области высоких значений показателя развития творческих способностей. Данный вывод согласуется со многими данными зарубежных авторов и подтверждает необходимость включения тестов творческого мышления при отборе одарённых детей, так как творческое мышление не является синонимом успешности в учёбе.