» »

Почему на выключенном авто разряжается аккумулятор. Быстро садится аккумулятор на машине

31.07.2023

Выхожу утром из дома, нажимаю кнопку центрального замка и… ничего. Машина не реагирует. Не беда, открываем ключом. Поворачиваем ключ зажигания, а лампочки даже не горят, из-под панели легкий писк. Все понятно — сел аккумулятор. Даже если вчера все было в порядке, в следствии ряда причин батарея может разрядиться всего за одну ночь. Чаще всего выявляется это нарушение только поутру, и приводит к опозданиям на работу.

Последствия такой ситуации могут быть крайне плачевными: пластины могут необратимо осыпаться. Если это произошло на морозе — электролит может замерзнуть и расширившись, повредить корпус батареи.

Причины быстрого разряда АКБ

Разряженная батарея утром — следствие нештатной ситуации. Если автомобильный аккумулятор разрядился в ноль, значит был включен потребитель довольно высокой мощности.


Как найти причину

Алгоритм действий при поиске неполадки зависит от срочности и необходимости дальнейшего движения.

Внимание! В целях экономии времени и денежных средств используйте при дагностике правилом от простого к сложному, от дешевого к дорогому. К примеру, нет необходимости менять дорогой генератор, если причина разрядки в поврежденной проводке.

Первое — необходимо визуально осмотреть замок зажигания, аккумуляторную батарею и генератор, а также всю видимую проводку. На что обратить внимание:


Если ничего критического не обнаружено, можно «прикурить» от другого автомобиля либо установить заведомо заряженную батарею. При подсоединении проводов стоит обратить внимание на искру. Проскакивающая искра свидетельствует о потреблении тока, которого не должно быть при выключенном зажигании. Зачастую это именно та причина, из — за которой быстро разряжается батарея на машине.

Проверяем работу генератора

Отдельным пунктом нужно поставить работу генератора.

Если искры нет, заводим автомобиль и проверяем работу генератора. Подгазовываем, если ремень издает свист — нужно его натянуть. Если с ремнем все в порядке, включаем все электропотребители — фары, подсветки, вентилятор и так далее.

В последнюю очередь включаем щетки дворников и следим за их скоростью. При выросшем энергопотреблении нерабочий генератор не способен обеспечить дворники энергией — они будут двигаться заметно медленнее, чем обычно. Напряжение на клеммах аккумулятора также будет низким — меньше 12.8 вольта. Если это так, причину севшего аккумулятора стоит связать с неисправностью генератора.

Неисправный генератор не может обеспечить автомобиль электроэнергией, это одна из причин, почему даже новый аккумулятор в машине быстро разряжается.

Ищем утечку тока

Утечка тока на автомобиле определяется при помощи амперметра. Он есть в большинстве современных мультиметров. Нам потребуется диапазон измерения от 0 до 20 Ампер.

  1. Ставим в автомобиль заведомо исправный заряженный аккумулятор, присоединяем отрицательную клемму, амперметр подключаем в разрыв между плюсовым проводом и клеммой аккумулятора.
  2. Если показания выше 0.2 — 0.4 ампера (всегда есть постоянные потребители — ЭБУ, часы, сигнализация, магнитола), значит есть утечка тока.
  3. Ищем несанкционированный потребитель отключением предохранителей. Если при извлеченном предохранителе цифры на амперметре падают, значит поломка в этой цепи.
  4. Нарушения в проводке бывают из-за закисших соленоидов стартера, замкнувшего датчика температуры на радиаторе или замыкании обмоток генератора.
  5. Повреждения провода возбуждения генератора внутри оплетки могут привести к тому, что генератор будет находиться под возбуждением и потреблять много тока.

Если утечки тока не наблюдается, стоит проанализировать работу сигнализации. Она постоянно подключена к батарее и является наиболее вероятным потребителем тока.

Может ли сигнализация посадить батарею?

Стандартная сигнализация потребляет 0.08 ампер/часа. Сложные сигнализации с дистанционным оповещением тратят на 30% больше. Это немного, аккумулятор в 60 Ампер/час разрядится примерно через месяц простоя.

Сигнализация работает так: при постановке она впадает в «спящий» режим. Потребление тока минимальное. При замыкании контакта в цепи датчиков срабатывает блок, посылающий сигнал на фары и сирену, а также оповещение брелка. Современные сигнализации способны реагировать на громкий звук, вибрации и даже излишнее приближение к автомобилю. Такие системы расходуют больше тока, так как используют принцип радиолокации или фотоэлементы.

Причины, почему сигнализация потребляет больше тока.

  • Наличие радиомодуля оповещения. Для его работы нужно больше энергии, чем на работу самой сигнализации.
  • Брак схем сигнализации.
  • Неправильно установленные или слишком чувствительные датчики. Сигнализация срабатывает, при сломанной сирене это ведет к повышенному разряду.
  • Сработки иммобилайзера. В этом случае батарея будет исправна, но зажигание не включается.
  • Неисправный автозапуск пытался завести двигатель. Стартер бысто «садит» батарею.
  • Сигнализация автономного типа имеет свой аккумулятор. Если он изнашивается, реле старается его зарядить и «вытягивает» энергию из основного. Поэтому лучше устанавливать зависимую сигнализацию или проверять батарею основного.

Внимание! Устанавливайте и чините сигнализации в специализированной мастерской у опытного автоэлектрика. Неправильные подключения или оголенные провода могут привести к пожару или серъезной поломке.

Проверить исправность сигнализации довольно сложно, так как разряд может быть коротким по времени и отследить его невозможно. Тест прост:

  1. Сигнализация отключается, автомобиль эксплуатируется без нее. Если батарея не разряжается, стоит диагностировать или установить новый блок.
  2. Поднимается капот, концевик датчика зажимается. Измеряем расход тока сигнализации. Провоцируем сработки — стучим по крыльям, шатаем авто. Сигнализация во время сработки потребляет больше тока, но через установленное время должна отключаться и не потреблять лишнюю энергию. Если сигнализация не отключается, она легко за ночь может «выпить» целый аккумулятор.

Полезное видео

В данном видео наглядно показано как определить почему за ночь разряжается аккумулятор:

Заключение

Чтобы не происходило неприятных моментов по утрам, следует ухаживать за своим автомобилем. Это касается не только внешнего вида или чистоты салона, в первую очередь нужно периодически проходить техническое обслуживание, внимательно следить за посторонними шумами, заглядывать под капот. Аккумулятор, щетки генератора — это расходники, которые нужно менять согласно технического регламента. Посторонние вмешательства в проводку автомобиля, установка некачественной сигнализации «кривыми» руками вообще опасны и могут вызвать пожар.

Эксплуатируйте машину правильно, изучайте особенности жизни автомобилиста и таких проблем по утрам у вас не будет.

Вопрос от читателя.

«Доброго дня Сергей. У вас замечательный блог, большое спасибо, что вы есть. Надеюсь вы не обойдете мой вопрос стороной и поможете мне. У меня ВАЗ 2115, покупал б/у сейчас той осенью. Предыдущей зимой у меня постоянно были проблемы с аккумулятором, автомобиль не заводился, аккумулятор был старый, а поэтому плохо крутил. Этим летом я купил , летом проблем не было, но с наступлением первых холодов — также стал плохо крутить. Я его заряжал, но он очень быстро разряжается и опять плохо крутит! Помогите советом, почему так происходит? Почему новый аккумулятор быстро разряжается?»

У наших автомобилей ВАЗ это частое явление и не всегда по вине производителя. Читайте далее, будет разбираться…


Так как у нас аккумулятор новый то можно откинуть сомнения в его работоспособности, то есть предполагаем — что он рабочий «без брака» и работает хорошо. Тогда причины кроются в самом автомобиле.

Нужно проверять электрические системы автомобиля. Какая-то система высасывает энергию из вашей батареи, либо он не подзаряжается. Самому у вас навряд ли получится это сделать поэтому, едем к профессиональным авто электрикам и тестируем бортовую электрическую систему вашего автомобиля. Причем экономить тут нельзя, заплатите немного дороже однако обратитесь в хороший автосервис где вам дадут гарантии на работы, как правило гаражный сервис типа «дядя Ваня», некачественно проверяет бортовые системы, опять же гарантий у них нет, будете возвращаться и возвращаться в такой сервис. Однако из каждого правила есть исключения, бывают и в гаражах авто электрики «от бога».

Назову основные причины быстрого разряда.

Первое – и самое частое, это не правильно подключенная магнитола. Наши автомобили идут без штатных аудио систем, а поэтому подключают магнитолы сами и часто не правильно. Кидают питание напрямую к аккумулятору. Все дело в том, что даже выключенная магнитола немного потребляет электричества, во время работы двигателя этот ток разряда очень незаметен, однако если ваша машина простояла день или несколько дней, то неправильно подключенная магнитола, может запросто разрядить ваш аккумулятор. Попробуйте отключить магнитолу на несколько дней, полностью от проводов питания, зарядите аккумулятор и понаблюдайте. Если заряд не будет уходить, то значит все дело в магнитоле.

Второе – это сигнализация. Причина практически такая же как с магнитолой, если вы ставили в серьезной фирме, то там все делают правильно да еще и гарантию именно на работы дают, а вот если вы ставили в гаражах, то мало того что подключить могут не правильно, так еще и спалить сигнализацию могут. Так было у моего друга.

Третье – нестандартное электрооборудование. Например — видеорегистраторы, антирадары и т.д. Зачастую их также подключают напрямую, и они медленно, но верно сажают вашу батарею.

Четвертое – еще одна причина, по которой может разряжаться, так это не исправный генератор. У генератора, особенно на наших ВАЗ стираются «щетки» и аккумулятор не дополучает заряда. Таким образом, разряд батареи есть, а заряд небольшой, из-за этого аккумулятор также может разряжаться.

Пятая и пожалуй самая последняя причина это стартер. Машина может плохо заводиться из-за неисправного стартера. То есть аккумулятор сильный, если поставить на другой автомобиль он запросто заводит двигатель, а на вашей машине крутит еле – еле. Все может быть из-за неисправности стартера. В строении стартера есть втулки из мягкого металла, которые со временем стачиваются, из-за выработки таких втулок стартер может крутиться хуже и брать на себя больше энергии, поэтому аккумулятора может не хватать.

Как видите все операции по проверки вашей бортовой системы очень сложные, и их лучше доверить профессионалам. Сами вы можете отключить только магнитолу, но по статистики 40 % разрядов аккумулятора происходит именно из-за неправильно подключенной магнитолы.

Казалось бы, во время стоянки либо парковки автомобильный аккумулятор должен держать заряд. Ведь все устройства, которые питаются его энергией, выключены. Тем не менее, в какой-то момент машина перестает заводиться. И сколько не проворачивает водитель ключ в замке зажигания, в ответ доносится глухой щелчок. Это свидетельствует о том, что аккумулятор практически полностью разряжен, а оставшегося заряда хватит разве что на тусклое освещение салона.

И хорошо, если водитель столкнулся с этой проблемой в оживленном месте — он всегда может позвать на помощь других автолюбителей, которые . Но по закону подлости неприятности как правило подстерегают в пути, вдалеке от городов и оживленных трасс.

Тем не менее, нередки случаи, когда водитель оставляет на ночь свой автомобиль на стоянке, а утром обнаруживает, что АКБ разряжена. Произойти подобное может из-за неисправного генератора. Ведь именно он отвечает за зарядку аккумулятора.

Многие машины оснащены бортовым компьютером. Естественно, он потребляет энергию и в тот период времени, когда в машине никого нет. Однако ему требуется немного тока — для него достаточно и 50 миллиампер. При этом есть бортовые компьютеры, которые потребляют значительно меньше энергии. Чтобы не теряться в догадках, каждый автолюбитель может открыть руководство по обслуживанию бортового компьютера и посмотреть, сколько именно миллиампер он расходует. Но как бы оно там ни было, это устройство не способно само по себе разрядить АКБ.

Найти другие устройства, которые отвечают за утечку тока, поможет мультиметр. Стоит он недорого, около 20 долл. Но прежде, чем измерить им потребляемое устройствами количество тока, полностью зарядите АКБ. Затем отключите все приборы и плотно закройте двери в машине. После чего откройте дверь со стороны водителя. В некоторых автомобилях при совершении этого действия тут же включается топливный насос, который впрыскивает бензин в двигатель, чтобы тот быстрее завелся. На этот процесс расходуется более 100 миллиампер.

Также потреблять ток могут энергоемкие кабели, подключенные к прикуривателю. Как правило, это зарядные устройства от мобильного телефона, планшета, -навигатора. Даже если они отключены от кабеля, штекеры продолжают потреблять несколько миллиампер тока. При этом у некоторых машин в багажнике расположен стерео-усилитель — его также рекомендуется отключить. Необходимо повыдергивать и предохранители.

Правда, стоит учесть один момент — некоторые бортовые компьютеры и противоугонные системы после вынужденного отключения требуют ввода специального кода. Обычно он указан в руководстве пользователя. Но если его там нет, водителю придется обращаться к официальному дилеру. Так что прежде чем вынимать предохранители, отвечающие за работу этих систем, необходимо узнать код, если таковой имеется.

Но чтобы докопаться до основных причин утечки тока, придется провести измерения амперметром на самом высоком диапазоне. Он должен достигать 10 либо 20 ампер. При этом не стоит заводить двигатель или включать фары, они только собьют водителя с толка, так как потребляют больше номинальной мощности. Если амперметр не фиксирует никаких утечек, то следует уменьшить диапазон до 2 ампер или 200 миллиампер. Здесь осечек быть уже не должно. Амперметр обязательно зафиксирует устройства, которые «воруют» ток. Вместе с тем, не стоит торопиться с выводами. Например, та же сигнализация и система автоматической регулировки яркости потребляют энергию в течении 20 мин. после их выключения, так что наберитесь терпения.

Итак, Вам удалось узнать, какое количество тока перерасходует аккумулятор в то время, когда машина стоит на парковке. Теперь осталось выявить устройства, которые провоцируют его утечку. Для этого, опять же, начните вытаскивать один за другим предохранители. Только не спешите и запоминайте гнезда, из которых они торчат, чтобы впоследствии вернуть их на прежнее место.

Наконец, Вы выявили основные устройства, которые «крадут» ток у аккумулятора. Но на этом проверка не закончена. Скорее всего, существует еще множество причин разрядки АКБ. По отдельности они совершенно безобидны, но вот в совокупности могут напрочь «убить» аккумуляторную батарею.

Для того, чтобы выявить эти причины, потребуется создать небольшую электрическую цепь, подключив к АКБ дополнительные . При этом необходимо сохранить преемственность через перемычки, чтобы хомут обеспечивал хороший контакт. Впрочем, затем надо удалить этот предохранитель и использовать провода мультиметра, которые оснащены перемычкой клеммы с предохранителем. После чего потребуется отключить все устройства от цепи, по одному за раз. В завершении проверьте счетчик. Если напряжение резко падает, то, следовательно, Вы обнаружили проблему. Она может заключаться в чем угодно, но опыт подсказывает, что ее провоцируют явления, речь о которых пойдет ниже.


Поэтапный поиск утечек тока

Шаг 1



Для начала полностью зарядите . Убедитесь, что радиоприемник и источники света отключены. Также выньте из прикуривателя зарядные штекеры от мобильника, планшета, ноутбука и GPS-навигатора. Обязательно достаньте ключ из замка зажигания и закройте все двери. После чего используйте перемычки, которые необходимы для зажима. Так Вам удастся сохранить в памяти бортового компьютера все данные, в том числе и противоугонный код.

Шаг 2

Шаг 3



Проверьте, есть ли свет в бардачке. Если Вы его обнаружили, то лучше выключите. Также не помешает проверить и багажный отсек — возможно, там тоже горит лампочка. Иными словами, проверьте абсолютно все источники света.

Шаг 4


Когда Вы исключили все возможные причины, дело осталось за малым — нужно использовать тестовый кабель, который подключается к блоку предохранителей. Он поможет отключить все ненужные нагрузки на цепь и определит основное устройство, которое пожирает больше всего тока.


Автосигнализации

Которая была установлена вне заводских условий, может полностью разрядить АКБ под «ноль» в течение всего 2-3 дней. Так что, если таковая у Вас имеется, не игнорируйте ее. Проверьте все провода автосигнализации, проследите, куда они идут и к каким разъемам подключены. Не исключено, что специалисты, которые Вам ее подключили, решили сэкономить время и пошли путем наименьшего сопротивления, нарушив технологию ее установки и тем самым увеличив нагрузку на аккумуляторную батарею. Что же касается заводских автосигнализаций, то они более качественные. К тому же их устанавливают высококвалифицированные специалисты, которые не станут халтурить.


Магнитола

Обычный радиоприемник или МР3-плеер не способны сильно разрядить АКБ. А вот различные стереосистемы со множеством колонок, соединенные между собой проводами в палец толщиной, могут изрядно потрепать аккумуляторную батарею. Обычно при выключенном двигателе эти стереосистемы переходят в режим ожидания и потребляют всего 1-3 миллиампера. При этом нередки случаи, когда они «зависают» и не переходят в ожидающий режим, причиной чему являются неправильно установленные DIP-переключатели на усилители. В таком случае ими потребляется уже несколько сотен миллиампер.


«Волшебные» ключи

Сейчас многие модели машин комплектуются специальными дистанционными ключами. Стоит водителю приблизиться к транспортному средству, как замки откроются автоматически. Ему лишь останется забраться на водительское сидение, приложить большой палец к кнопке стартера, и двигатель заведется. При этом вставлять ключи в замок зажигания никакой нужды нет, все автоматизировано.

Бесконтактные ключи работают следующим образом. В машине установлен специальные радиоприемник. Он все время находится в поисках сигнала, который издает ключ. Как только он его фиксирует, срабатывают автоматические замки. Но проблема заключается в том, что сейчас многие пользуются такими ключами, в связи с чем радиоприемник постоянно работает в усиленном режиме, пытаясь идентифицировать нужный сигнал. Представьте себе, сколько тока он забирает у аккумуляторной батареи. А если водитель оставил на целую неделю свою машину на оживленной парковке возле какого-нибудь ТЦ или в центре города! Аккумуляторной батарее в таком случае гарантирована полная разрядка.

Не повезло в этом плане и владельцам гибридных машин. Например, комплектуется бесконтактной системой запуска двигателя, которая работает от АКБ в 12 Вольт. Эта же аккумуляторная батарея питает бортовой компьютер, который в свою очередь контролирует все другие системы. Вместе с тем, стартер Тойоты Приус функционирует при помощи тяговой батареи на 280 Вольт. При этом бортовой компьютер должен быть активирован, иначе не удастся . Из-за этой диспропорции АКБ регулярно подвергается большому напряжению и в итоге быстро разряжается. Единственный выход - отключить эту систему и начать заводить двигатель по старинке.

Аккумулятор представляет собой очень важный узел машины. При заглушённом двигателе он питает потребителей тока в бортовой сети, подаёт ток на стартер в момент запуска мотора. На работающем двигателе аккумулятор помогает генератору обеспечивать питание сети авто, если тот не справляется. Поэтому без аккумулятора автомобилю не обойтись. Когда аккумулятор разряжается, то машина превращается в груду металла. Причём аккумулятор может разрядиться на автомобиле за ночь, а владелец машины совершенно не был к этому готов. Иногда владельцы даже не могут просто попасть внутрь авто из-за севшей аккумуляторной батареи. А накануне ничего не предвещало такой ситуации. После этого они задаются вопросом, а почему разряжается аккумулятор на автомобиле. В этом материале мы постараемся разобрать причины быстрой разрядки автомобильной аккумуляторной батареи.

Какой бы хороший и качественный аккумулятор вы ни выбрали, в некоторых ситуациях он всё равно может подвести. Поэтому не нужно удивляться, что АКБ на машине села за ночь, даже если он новый. У такой ситуации есть причины. Основные причины представлены ниже:

  • АКБ выработала свой ресурс;
  • аккумулятор не заряжается от генератора во время поездки;
  • утечка тока в бортовой сети;
  • оставили включёнными приборы в машине (фары, обогрев, магнитола);
  • температурные условия (сильный мороз).

Теперь, давайте, рассмотрим эти причины подробнее.

Почему быстро разряжается аккумулятор на машине?

Это, наверное, самая распространённая причина быстрой разрядки аккумулятора на машине. Эта проблема характерна для аккумуляторных батарей, отработавших 4-5 лет. Кроме того, что такая батарея быстро разряжается, она ещё и сильно теряет ёмкость к этому сроку.

Не секрет, что главным «бичом» кислотных аккумуляторов является сульфатация. Это явление представляет собой накапливание сульфата свинца на пластинах разной полярности. В результате этого уменьшается площадь активной массы на электродах, которая взаимодействует с электролитом.

Так, постепенно АКБ теряет свою ёмкость, которая к концу срока службы падает до 30% от номинала. Что можно предпринять, чтобы снизить сульфатацию и предотвратить быструю разрядку аккумулятора? Ниже приведены некоторые рекомендации:

  • Не допускайте частных запусков двигателя и коротких пробегов. Аккумулятор при запуске мотора расходует большое количество энергии. Если потом проехать на машине короткое расстояние, то АКБ не успеет восполнить потери заряда от генератора. Неудивительно, если он потом разряжается за ночь;
  • Периодически заряжайте аккумулятор от сетевого зарядного устройства. Для аккумуляторной батареи вредно находиться в разряженном состоянии. Это усугубляет и ускоряет процесс сульфатации;
  • Не допускайте глубокого разряда аккумулятора. Это значительно сокращает срок его службы. Особенно это вредно для кальциевых . В результате аккумулятор сильно теряет ёмкость и может легко разряжаться за ночь в полный ноль;
  • Регулярно проверяйте уровень электролита в банках АКБ и не допускайте эксплуатации с оголёнными пластинами;
  • Периодически проводите профилактические работы по .

Также можно сыграть на опережение этой ситуации перед холодами. Если вы эксплуатируете АКБ уже 3-4 года и летом все нормально, то с наступлением холодом однозначно будут проблемы. Чтобы этого не случилось, следите за прогнозом и перед приходом отрицательным температур подзарядите аккумулятор от сетевого ЗУ.

Вот и всё по теме. Надеемся, что теперь вам понятно, почему аккумулятор на машине разряжается за ночь. Если у вас есть дополнения или вопросы, оставляйте их в комментариях. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте статью!

Опубликовано в

Аккумулятор – один из самых коварных источников проблем в автомобиле. Подвеска о своей поломке заранее предупредит , двигатель – жором масла, ступичные – гулом, и так далее. А вот аккумулятор обычно «заболевает» внезапно. Казалось бы, еще вчера завелся, а сегодня уже никак. Саму батарею не всегда нужно в этом винить, зачастую она является заложником стечения обстоятельств или ошибок автовладельца. Наша задача – понять, откуда эти обстоятельства и ошибки берутся.

Возраст АКБ

Но первая причина все-таки связана с аккумулятором. У всего, в том числе и у АКБ, есть свой срок службы. Сколько проживет батарея предугадать трудно, у кого-то они «умирают» за 2-3 года, у кого-то могут прожить с десяток лет. В среднем, сегодня показатель 5-6 лет считается нормальным. Старение батареи объяснимо с химической точки зрения. На этом возрасте АКБ особенно сильно начинает донимать процесс, который называется сульфатация. По простому, это накапливание сульфата свинца на пластинах, из-за чего «рабочая» площадь пластин сокращается, а емкость батареи падает. Считается, что к старости аккумулятор теряет до трети былой емкости. А коли так, то можно подзаряжать его хоть каждый день, к следующему утру заряда все равно будет не хватать.

Полностью победить зарастание пластин свинцом нельзя, это процесс неизбежный, однако можно влиять на его скорость, соблюдая рекомендации по эксплуатации.

1. Избегать коротких пробегов . Конечно, имея автомобиль глупо ставить его «нужды» выше своих, но в том, чтобы по возможности избегать частых пусков и коротких поездок, нет ничего экстраординарного. Если вам нужно в магазин в 500 метрах от дома, так ли нужно ехать туда на авто? Для пуска мотора вы потратите батареи, который потом она не сможет восполнить от генератора из-за очень непродолжительного времени работы. Чем чаще так повторять, тем сильнее пластины АКБ зарастают свинцом.

2. Не допускать глубоких разрядов . Это уже 100-процентный «косяк» водителя. Забыл выключить фары, магнитофон и даже «аварийку» (если надолго) и аккумулятор разрядился «в ноль». Это и сама по себе причина разряда и отличный катализатор для сульфатации. Конечно, батарею можно подзарядить, и она еще поработает, может быть даже и долго поработает, но ее потенциальному ресурсу уже был нанесен урон. Особенно если аккумулятор необслуживаемый.

3. Не допускать долгих простоев . Для батареи оптимальный режим, когда она более-менее регулярно эксплуатируется, а вот простои почти неминуемо приводят к разряду и сульфатации. Если по какой-то причине эксплуатировать автомобиль не представляется возможным, то можно просто периодически подзаряжать АКБ в сетевом ЗУ. Это позволит избежать разряда.

4. Для владельцев обслуживаемых аккумуляторов нужно регулярно проверять количество электролита и подливать его по мере необходимости, чтобы исключить контакт пластин с воздухом.

Это советы так сказать на перспективу, а можно ли что-то сделать если пластины АКБ уже заросли свинцом? Можно. Операция называется десульфатация . Для владельцев обслуживаемых «аккумов» доступен как химический, так и электрический способ. Химический способ основан на использовании препарата Трилон Б и очень прост – нужно вылить из банок старый электролит, залить раствор Трилон Б, подождать час, слить раствор, пару раз промыть дистиллированной водой, залить свежий электролит. Трилон Б делает нерастворимые соли металлов растворимыми, поэтому свинец буквально смывается с пластин – емкость аккумулятора восстановлена. Сам Трилон Б стоит около 300 рублей за 500 граммов порошка, отлично растворяется в воде и может пригодится в автомобильном хозяйстве не только для десульфатации – им также промывают систему охлаждения. Если у вас обслуживаемый аккумулятор – это реальный и недорогой способ продлить ему жизнь.

Если аккумулятор необслуживаемый, то остается только воспользоваться электрическим способом, который основан на циклах заряда-разряда. Процесс очень простой, но занимает много времени. Нужно поставить АКБ на зарядку слабым током, примерно 0,8-1 ампер и напряжением 14 вольт. Зарядка длится 8 часов, после чего на 12 часов делается перерыв. Затем опять зарядка, но уже с током 2-2,5 ампера. И снова перерыв. Теперь аккумулятор нужно разрядить – значительно, но не «в ноль». Хорошо для этой цели подойдет лампа дальнего света, включенная на 6-8 часов. Потом процедуру нужно повторить 2-3 раза, контролировать количество можно по напряжению. Емкость батареи после этого должна возрасти. Иногда на все про все уходит до двух недель, актуально если у вас есть еще АКБ, и вы можете ездить на машине с другой батареей.

Конечно, есть специальные устройства, которые могут работать в режиме заряд-разряд, без манипуляций с лампой, но они сами по себе дорого стоят – в районе 7 000 рублей, дешевле купить новую батарею. Окупается только если в семье много машин или при длительном использовании.

Проблемы с зарядкой АКБ

Еще одна возможная причина связана не с самим аккумулятором, а с электрикой автомобиля. Если батарея не будет нормально подзаряжаться, то долго не прослужит. Нормально – это не меньше 13 вольт при включенных потребителях. Если меньше, то нужно искать причину. Этой теме мы уже посвятили большой материал, в котором обозначили возможные поломки генератора и способы его ремонта. Чтобы не повторяться просто дадим ссылку на .

Утечка тока

Еще один коварный пункт, который может подкрасться внезапно. Вроде и аккумулятор новый, и зарядка отличная, а машина все равно превратится в «недвижимость» если ток уходит пока автомобиль стоит. Небольшой расход есть всегда, на часы, сигнализацию и иное оборудование жизнеспособность которого нужно поддерживать даже при выключенном зажигании. Другой вопрос, в размере утечки.

Если вы вдруг обнаружили автомобиль с «пустой» батареей, и вроде бы ничего этому не предвещало, то беремся за проверку. Сделать это просто.

1. На автомобиле с выключенным зажиганием отключаем все явные потребители (фары, магнитофон, …).

2. Снимаем отрицательную клемму с АКБ.

3. Мультимером в режиме измерения тока производим замер между «минусом» батареи и клеммой.

Если получившееся значение менее 70 мА, то можно по поводу утечки не переживать, а вот если больше, то нужно искать виновника и причину. С виновником проще, есть один хитрый способ – держа включенным мультимер между клеммой и «минусом» батареи, попросить друга по очереди выдергивать предохранители. По идее, извлечение одного из предохранителей должно резко снизить значение на циферблате мультиметра. Останется только по справочнику определить за что отвечает именно этот предохранитель.

С причиной утечки сложнее даже если есть понимание из-за кого она происходит. Причины обычно делятся на две части – плохое соединение и проблемы в самом приборе. Могли окислиться клеммы, повредиться изоляция проводов, рассыпаться непропаянная скрутка. У потребителя может быть короткое замыкание или проблема с настройкой и управлением. В большинстве современных авто при включении зажигания подача тока к потребителям прекращается, однако дополнительное оборудование (музыку, сигнализации, камеры заднего вида) часто монтируют прямым соединением. Да, это удобно в процессе эксплуатации (ту же музыку можно послушать без ключа в замке зажигания, но приводит к проблемам если «контрагент» начинает барахлить. Так что бороться с утечками нужно, во-первых, проверяя и меняя проводку до проблемного агрегата, во-вторых, диагностируя его самого.

Включенный электроприбор

Довольно очевидная причина, но для полноты картины нельзя ее не указать – если забыть выключить фары, или надолго оставить автомобиль с включенной «аварийкой» или мультимедиа системой, то каким-то здоровым не был аккумулятор, он все равно разрядится. Здесь водитель может бороться только со свой рассеянностью. Если не помогает, ставить реле с автоматическим отключением по таймеру.

Температурные условия

Наконец, может быть просто холодно. Подсчитано, что при снижении температуры на 1 градус емкость падает на 1мАч, ночь в -30°С и ниже даже молодой и полный сил аккумулятор может не пережить. Если с утра нужно куда-то ехать, то лучше не искушать судьбу, и забрать АКБ на ночевку в более теплое место. Если низкие морозы это особенность вашего региона, то есть еще один вариант – купить или сшить самому специальный чехол, которым можно укрыть аккумулятор (как вариант, использовать ). Это, конечно, не панацея, но даже того тепла, что сохранит чехол, может оказаться достаточно, чтобы батарея разряжалась не так быстро.

По статистике, срок жизни АКБ на моделях последних поколений увеличился. Если раньше больше трех-четырех лет аккумуляторы выживали редко, то сегодня многие автовладельцы рассказывают о пяти, семи и даже девяти годах эксплуатации. Но для этого самому автовладельцу нужно быть внимательным – правильно эксплуатировать машину, не допускать разряда из-за своих ошибок и оперативно реагировать на поломки «смежников» – генератора или потребителей. Тогда практически нет шансов, что аккумулятор разрядится внезапно.