» »

В какой день родился пророк мухаммад. Рождение Посланника Аллаха (ﷺ)

26.08.2024

Введение

Ислам - третья, и последняя, из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм.

Эта религиозная система с её наиболее строгим и завершённым, доведённым до предела монотеизмом сложилась на базе двух её предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культурном, ощутимы здесь на каждом шагу.

Итак, ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570--632). В возрасте 40 лет (около 610г.) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога и Аллаха, открывшего ему свою волю посредством откровений, которые вместе с изречениями самого Мухаммеда позже были записаны в Коране -- главной священной книге мусульман. Основой ислама является восстановление веры Авраама, которую, как считал Мухаммед, исказили евреи. Многие вопросы, касающиеся жизни и деятельности про­рока Мухаммеда, до сих пор остаются дискуссионными, и авторы не считали себя обязанными при их освещении строго следовать какой-либо из исламоведческих школ. Вместе с тем в традициях отечественной культуры (В. С. Соловьев, В. В. Бартольд) авторы рассматривали ислам как самостоятельную монотеистическую религию, ничуть не менее раз­витую, нежели, скажем, христианство.

Цель работы - дать характеристику жизни и учению пророка Мухаммеда.

1. Жизнь и деятельность пророка Мухаммеда

Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных.

Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой.

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Допророческий период

Рождение

Пророк Мухаммед родился, по мнению ряда учёных, 20 (22) апреля 571 года в год слона, перед наступлением зари, в понедельник. Также многие источники указывают 570 год. Согласно некоторым преданиям, это произошло в 9 день месяца Раби аль-авваль в год Слона, в год неудачного похода Абрахи на Мекку, или в 40 г. правления персидского шаха Ануширвана.

Детство

Мухаммед был передан согласно обычаю кормилице Халиме бинт Аби Зу’айб, несколько лет жил в её семье в кочевом племени бедуинов Бану С’ад. В 4 года он был возвращён обратно в семью. В 6 лет Мухаммед потерял мать. Он выехал с ней в Медину на могилу отца, её сопровождали опекун Абд аль-Мутталиб и служанка Умм Айман. На обратном пути Амина заболела и умерла. Мухаммеда взял к себе дед Абд аль-Мутталиб , но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммеда взял дядя по отцу Абу Талиб , который был очень беден. В 12 лет Мухаммед пас овец Абу Талиба , потом стал участвовать в торговых делах своего дяди.

Некоторые предания, связанные с рождением, детством и юностью Мухаммеда носят религиозный характер и для светского учёного идеологически не имеют исторической ценности. Однако, эти предания для мусульманских биографов Мухаммеда, в частности первых веков ислама, многие из который сами собирали материал и проверяли его на достоверность, колоссальные труды которых и составляют главный исторический источник для сегодняшних ориенталистов , являются не менее важными и достоверными (если эта достоверность доказана), как и другие, в целом признаваемые учёными-немусульманами.

В детстве с Мухаммедом произошёл случай, когда несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу . Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммед, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил монах Бахира, который был христианским учёным. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Утверждают, что сначала монах увидел Мухаммеда, над которым было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом он увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммедом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, удивив их этим. Когда он смотрел на Мухаммеда, то пытался увидеть особенности и признаки, которые сказали бы ему о том, что перед ним действительно будущий пророк. Он расспрашивал Мухаммеда о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что знал Бахира из описания пророка. Также он увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть. Потом монах сказал Абу Талибу , что тот должен беречь Мухаммеда от иудеев, так как если они узнают о том, о чём узнал он сам, то будут оказывать враждебные действия.

Женитьба на Хадидже

До Мухаммеда она была замужем два раза. Мухаммед испытывал к ней сильную любовь как при жизни, там и после её смерти, о чём говорят многие хадисы, когда резал овцу, посылал часть мяса её подругам. Кроме того, он говорил, что наилучшая женщина миссии Исы была Марьям (Мария дочь Имрана, мать Иисуса), а наилучшей женщиной его миссии была Хадиджа. Аиша же говорила, что ревновала Мухаммеда только к Хадидже, хотя той и не было в живых, а однажды, когда она воскликнула «Опять Хадиджа?», Мухаммед был недоволен и сказал, что Всевышний наделил его сильной любовью к ней. .

Основные события из жизни

В этом периоде, согласно арабским источникам, можно выделить следующее:

Мекканский период пророческой миссии

Тайная проповедь

Основная статья: Начало пророческой миссии Мухаммеда

Пещера на горе Хира

Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, началась его религиозная деятельность (в исламе пророческая миссия, посланническая миссия).

Сначала у Мухаммеда появилась потребность в аскетизме, он стал уединяться в пещере на горе Хира, где поклонялся Аллаху . Также он начал видеть вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил , посланный Аллахом , с первыми аятами Корана . В течение первых трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. Люди начали постепенно вступать в ислам, сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Али и Усман .

Открытая проповедь

С 613 года жители Мекки стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммед стал открыто призывать к исламу. В Коране так сказано об этом: «Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников.»

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммеду, открыто критиковавшему их религиозные взгляды, и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, забрасывать камнями и грязью, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммеда на принятие решения о первом переселении мусульман.

Местоположение Абиссинии (Эфиопия)

Хиджра в Эфиопию - первая хиджра (переселение) в истории ислама, датирующаяся 615 г. Сам Мухаммед не участвовал в ней, оставшись в Мекке и призывая к исламу. Негус гарантировал безопасность религии мусульман.

Смерть Абу Талиба и Хадиджи

Эти два события случились в один год (619 г.). Смерть Абу Талиба произошла за три года до переселения (хиджры) в Медину. Так как Абу Талиб защищал Мухаммеда, давление курайшитов с его смертью усилилось. В месяце Рамадане того же года, через два или три месяца после смерти Абу Талиба (указывается также, что прошло 35 дней , умерла и первая жена Мухаммеда (все жёны Мухаммеда носили статус «мать правоверных») Хадиджа. Этот год Мухаммед назвал «годом печали».

Переселение в ат-Таиф

Основная статья: Переселение Мухаммеда в Ат-Таиф

На переднем плане дорога в ат-Таиф, на заднем - горы ат-Таифа (Саудовская Аравия).

Из-за того, что после смерти Абу Талиба притеснение и давление в сторону Мухаммеда и остальных мусульман со стороны курайшитов заметно возросло, Мухаммед принял решение искать поддержки в ат-Таифе, расположенном в 50 милях к юго-востоку от Мекки у племени Сакиф. Это произошло в 619 году. Он хотел, чтобы они приняли ислам . Однако в Ат-Таифе его грубо отвергли.

Ночное путешествие в Иерусалим

Мечеть аль-Акса

Ночное путешествие Мухаммеда - это перенесение из мечети Аль-Харам в мечеть аль-Акса - священный дом (Иерусалим) от Илии. Считается одним из самых значимых и глубоко символичных событий в жизни Мухаммеда. К тому моменту ислам был уже распространён среди курайшитов и других племён. Согласно хадисам, Мухаммед был перенесён на верховном животном в мечеть аль-Акса, где находилась группа пророков, в числе которых были Иса , Муса , Ибрагим . Он помолился вместе с ними. Потом Мухаммед был вознесён на небо, где видел знамения Аллаха . В исламской традиции принято относить это событие к 27 раджаба 621 г. В Коране по поводу ночного путешествия Мухаммеда сказано в суре «Перенес Ночью».

Мединский период пророческой миссии

Переселение в Медину

Из-за опасности нахождения Мухаммеда и остальных мусульман в Мекке, они вынуждены были переселиться в Ясриб, который после этого стал называться Мединой. К этому моменту в Ясрибе уже приняли ислам и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманского государства, мусульмане получили необходимую им независимоcть, год хиджры стал первым годом

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

В 570 г. Происходит из рода хашим племени курайш, которое имело большое политическое и экономическое влияние в городе. О Его ранних годах известно мало, в основном то, что содержится в Коране и в жизнеописаниях (сира). Отец Мухаммада - небогатый торговец Абдаллах ибн ал-Мутталиб - умер в 570 г. в результате несчастного случая во время торговой поездки еще до сына. Мать Мухаммада, Амина, умерла, когда Ему исполнилось шесть лет. Мухаммада взял на воспитание Его дед, Абд ал-Мутталиб, а через два года, когда умер и дед, опеку над Мухаммедом взял Его дядя, Абу Талиб. Находясь в Абу Талиба, Мухаммад сначала пастушествовал, затем изучал торговое дело.
С юных лет Он отличался благочестием, набожностью, честностью. Со временем Мухаммад стал участвовать в торговых делах Абу Талиба. Окружающие полюбили юношу за справедливость и рассудительность и почтительно называли Амин (Заслуживающий Доверия). Первые впечатления об окружающем мире Мухаммад получил в поездках с Абу Талибом по торговым делам. Репутация надежного человека, опыт в торговле и караванном деле позволили ему получить работу у богатой вдовы , на которой потом женился.

Новое социальное положение позволило Мухаммаду проводить больше времени в и размышлениях. Он удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира, возвышающейся над Меккой. В 610 г., когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, во время одного из таких уединений он получил первое Откровение о речениях книги, известной ныне как Коран. В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал Джибрил и, указав на появившиеся извне слова, повелел произнести их вслух, выучить и передать людям. Это событие произошло в конце и получило название Лайлат ал-Кадр (Ночь могущества, Ночь славы). Точная дата события неизвестна, но отмечают его 27 Рамадана. Первыми Мухаммаду явились пять стихов 96-й , со слов: «Читай! Во имя Господа твоего». Затем послания, от первого Откровения до последнего, приходили Мухаммаду всю Его жизнь (в течение 23 лет). Посредником в передаче Откровений всегда был Джибрил. Через него пришло и повеление нести Слово Божие людям. Мухаммад уверился в том, что он избран в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям истинное слово , бороться с многобожниками, провозглашать единственность и величие Аллаха, предупреждать о грядущем воскрешении мертвых, и наказании в аду всех, кто не уверовал в Аллаха.

Вокруг Мухаммада собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретило его , где Он рассказывал о едином Боге, Аллахе, о Судном дне, рае и аде, насмешками. Мекканская олигархия оказывала сопротивление Его реформам, поскольку произносимые Им проповеди подрывали их политическое и социальное влияние в Хиджазе, отрицательно сказывались на благосостоянии мекканцев, и в частности , поскольку утверждение веры в единого Бога наносило удар по многобожию и по доверию к идолам святилища , что привело бы к уменьшению числа паломников и, соответственно, доходов, получаемых от . Преследования со стороны мекканской верхушки вынудили сторонников учения бежать в Эфиопию. Мухаммад же был под защитой своего рода и продолжал проповедовать о всемогуществе Аллаха, доказывал справедливость своих претензий на пророчество.

В Медине

После смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал ему в поддержке.
Мухаммад был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию Мухаммада и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников, а затем в июле (по другой версии - в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться (Мадинат ан-Наби - Город пророка), а от первого дня года переселения пророка () мусульмане ведут свое летосчисление.
Мухаммад получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (), и мединские новообращенные в ислам (). Мухаммад рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением (в Коране они названы , т.е. лицемерами).
В Медине пророк осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая , установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в откровениях, вошедших в Коран.

Укрепившись в Медине, Мухаммад начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В первые годы, предшествовавшие распространению ислама по территории всей Аравии, Мухаммад последовательно принял участие в трех важнейших сражениях, которые выдвинули его на первое место как политического лидера. Это битва при (624) - первая, одержанная мусульманами победа; битва при (625), завершившаяся полным разгромом войска Мухаммада; и осада Медины тремя мекканскими армиями (под командованием Абу Суфьяна из рода ), которая завершилась провалом для осаждающих и позволила Мухаммаду укрепить свое положение как политического и военного лидера в городе и в Аравии в целом.
Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку.
Власть пророка крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк разрушил находившиеся в Каабе идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк Мухаммад продолжал жить в Медине, лишь однажды, в 10/623 г. совершив «прощальный» (Хиджжат ал-Вада) в Мекку, во время которого Ему были посланы откровения о правилах хаджжа. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого Мухаммадом, который готовился распространить власть этого союза на север, в и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер в возрасте 63 лет в Медине, 12 раби’ ал-аввала, 10 года хиджры на руках у любимой жены Аиши. Похоронен пророк Мухаммад в Мединской мечети Пророка (ал-Масджид ан-Наби). После смерти Мухаммада общиной управляли - заместители Пророка. Дочь Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют и .

В Медине Мухаммад создал теократическое государство, в котором каждый должен был жить по законам ислама. Он выступал одновременно в роли основателя религии, дипломата, законодателя, военачальника и главы государства.

Семья

В возрасте 25 лет Мухаммад женился на Хадидже бинт Хувайлид ибн Асад, которой в то время было уже за сорок. Но, несмотря на разницу в возрасте, их супружеская жизнь была счастливой. Хадиджа родила Мухаммаду двух мальчиков, которые умерли в младенчестве, и четырех дочерей. По имени одного из сыновей, Касима, Пророка называли Абу-л-Касим (отец Касима); имена дочерей: Зайнаб, Рукайа, Умм Кулсум и Фатима. Пока была жива Хадиджа, Мухаммад не брал себе других жен, хотя полигамия была среди арабов обычным явлением.

Значение

Ислам признает Мухаммада обычным человеком, который превосходил других своей религиозностью, но не обладал никакими сверхъестественными способностями и, что особенно важно, божественной природой. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Для ислама Мухаммад - эталон «совершенного человека», его жизнь считается образцом поведения для всех мусульман. Он считается «печатью» пророков, т. е. замыкающим звеном в ряду пророков, представленных Моисеем, Давидом, Соломоном и . Его миссия заключалась в том, чтобы завершить начатое Авраамом дело.

Мухаммад был исключительной личностью, вдохновенным и преданным своему делу проповедником, умным и гибким политиком. Личные качества пророка стали важным фактором того, что ислам превратился в одну из самых влиятельных мировых религий.
Всю свою жизнь Мухаммад посвятил служению , в частности, он упрекал христиан в том, что они почитают Троицу и, следовательно, не являются монотеистами в строгом смысле, не хранят верность учению самого Иисуса, который никогда не притязал на божественность.

Мнения

Сведения о Мухаммеде, которые можно найти в Коране, сире или , дают лишь намек на глубину и величие Его личности. Поздние исламские биографии носят агиографический характер и, как правило, основаны на арабских первоисточниках. В некоторых общинах Южной Азии на празднике в честь дня рождения Пророка (см. Маулид ан-Наби) читаются поэтические биографии Мухаммада, в которых ощущается определенное влияние индусов.
До недавнего времени биографии Мухаммада, публикуемые на Западе, показывали Его как личность неоднозначную, не внушающую ни симпатии, ни уважения. Редко, но можно встретить книги, представляющие Мухаммада в ином свете. В настоящее время в академических работах западных ученых-исламистов наблюдается тенденция представить образ Пророка более объективно и позитивно.

Мухаммад аль-Кахиби , помощник Муфтия РД

Когда приблизилось время, предписанное Всевышним Аллахом для рождения Посланника Аллаха (ﷺ), на свет появилась благословенная душа, чтобы довести до человечества самое великое послание Всевышнего Аллаха, которое когда-либо видел свет этого мира за все время своего существования. И в 12-й день месяца Раби аль-авваль в «год слона» родился лучший из людей – Посланник Аллаха Мухаммад (ﷺ). День его рождения соответствует 20 или 22 апреля 571 года по григорианскому календарю.

Учитель Имама аль-Бухари, Ибрахим ибн аль-Мунзир аль-Хазамий сказал: «В том, что рождение Пророка (ﷺ) было в «год слона», нет никакого сомнения среди алимов ».

Передают от Абдуллаха ибн Вахба ибн Замъата, он же передаёт от своего дяди, что тот слышал, как мать Посланника Аллаха (ﷺ) Амина, когда забеременела, говорила: «Я не почувствовала, что беременна и не испытывала тяжести плода в утробе, как это испытывают другие женщины. И однажды, когда я была в состоянии между сном и бодрствованием, ко мне подошел некто и спросил меня: «Чувствуешь ли ты беременность? » Я ответила: «Я не знаю ». Он сказал мне: «Воистину, ты носишь в себе господина этой уммы и её Пророка (ﷺ). Признаком этого будет то, что вместе с его рождением выйдет свет, который озарит дворцы Басры, что находится на земле Шама. Ты назови его именем Мухаммад ». Когда же приблизился срок рождения, тот же самый образ явился ко мне снова и сказал: «Говори: "Я прошу у Аллаха Единственного защитить его от каждого завистника "». Подобный же рассказ приводит и Аль-Байхаки от Ибн Исхака.

Свет, озаривший все вокруг

Передают от Усмана ибн Абу аль-Аса (да будет доволен им Аллах): «Мне рассказала моя мать, что она была рядом с матерью Посланника Аллаха (ﷺ) Аминой в ночь, когда она родила: «Все то, на что я смотрела в этой комнате, было освещено светом (нуром). Я посмотрела на звезды, они были настолько близки, что я подумала, что они упадут на меня. А когда Амина родила Пророка ( ﷺ), из нее вышел свет (нур), который осветил комнату и весь дом, так что я не видела ничего, кроме света ».

Передает аль-Хатиб аль-Багдади по своей цепочке передатчиков, что мать Посланника Аллаха (ﷺ) Амина сказала: «Когда я родила Его ( ﷺ), я увидела большое белое облако, от которого исходил нур ».

Ибн Хиббан приводит рассказ от Халимы (да будет доволен ею Аллах), она же передаёт от матери Посланника Аллаха (ﷺ), Амины: «Воистину, этот мой сын особенный. Когда я носила его в утробе, я не чувствовала тяжести (которую чувствует беременные женщины). Он был очень лёгким для меня. Я не видела более благодатного ребёнка, чем он. Потом, когда я родила его, я увидела, как свет, подобный яркой звезде, вышел из меня. Он осветил для меня шеи верблюдов, находящихся в Басре, а когда роды завершились, он не лёг, как обычно ложатся дети, а положил руки на пол и поднял голову к небу».

Иудеи о признаках рождения Пророка (ﷺ)

В книге «Сира Ибн Хишима» пишется: «Передают от Хиссана ибн Сабита: «Клянусь Аллахом, воистину, в то время я был достаточно взрослым мальчиком, мне было семь или восемь лет, и я понимал все то, что слышал. Я услышал, как вдруг один иудей стал кричать во весь голос, стоя на одной из башен Ясриба: "О народ иудейский!". Он кричал так, пока они не собрались вокруг него и не сказали ему: "Горе тебе, что с тобой?!" Он ответил: "Воистину, в эту ночь появилась звезда Ахмада, которая указывает на его рождение "». (Ибн аль-Хишим, Абу Нуайм, аль-Байхаки)

В книге «Субул аль-худа ва ар-рашад» пишется: «Передают от матери правоверных жены Пророка (ﷺ) Айши (да будет доволен ею Аллах): «Один из иудеев жил в Мекке и занимался торговлей. В ночь рождения Посланника Аллаха (ﷺ) на собрании Курайшитов он спрашивал у людей из племени Курайшитов: «Родился ли среди вас ребёнок в эту ночь?» Те, кто находился там, ответили ему: "Клянемся Аллахом, мы не знаем". Затем иудей сказал: "Запомните то, что я скажу вам. В эту ночь родился Пророк этой общины (уммы), являющейся последней из общин. Между его лопатками будет метка, на которой растут волосы подобно гриве лошади"».

От Каъба аль-Ахбара (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Я видел – в Таврате (Торе) было написано, что Всевышний Аллах рассказал пророку Мусе (мир ему) о времени выхода Пророка Мухаммада из чрева матери. Пророк Муса (мир ему) рассказал своему народу, что когда пошевелится и сдвинется со своего места такая-то звезда, которая была известна им под таким-то именем, это и будет время рождения Мухаммада. Этот рассказ среди знающих людей Бану Исраил передавался из поколения в поколение ».

Передаётся также от аль-Васидия (да смилуется над ним Аллах), что в Мекке был один иудей, которого звали Юсуф . В тот момент, когда родился Посланник Аллаха (ﷺ), до того, как об этом узнал кто-либо из Курайшитов, он сказал: "О народ Курайшитов, воистину, родился Пророк этой уммы в эту ночь, в вашей области, в этом районе ". Он стал ходить по местам, где жили они, но никакой вести не узнал. Затем он пришёл к месту, где обычно сидит Абд аль-Мутталиб, и спросил у него. Ему ответили, что воистину, у Абд аль-Мутталиба родился мальчик, то есть у Абдуллаха, сына Абд аль-Мутталиба. Тогда иудей сказал: "Он и есть Пророк, клянусь Тавратом (Торой) "».

Рассказ матери Пророка Амины о его рождении

Имам Абу Шамат (да смилуется над ним Аллах) сказал, что рассказ об этом свете, который явился при рождении Пророка (ﷺ), распространился среди Курайшитов и он часто упоминался среди них.

Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Аль-Минах аль-Маккия фи шархи аль-Хамазия» (стр. 125) приводит от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Амина (мать Пророка) рассказывала: «Когда я была на шестом месяце беременности, во сне ко мне явился некто и сказал: "О Аминат, воистину, ты носишь в своей утробе лучшее из творений. Когда ты родишь, назови его Мухаммадом и не говори никому о своём состоянии, пока не родишь"».

Далее она рассказала, что когда у неё начались родовые схватки, как это бывает у женщин, об этом не узнал никто из мужчин и женщин: «Воистину, я была одна дома, а Абд аль-Муталиб совершал таваф (обход вокруг Каабы). Вдруг я услышала сильный грохот (шум), который напугал меня. Потом я увидела крыло белой птицы, которая тронула мое сердце, и страх покинул меня. Также меня покинула боль, которую я испытывала. Затем я посмотрела в сторону и увидела сосуд с белым напитком. Я выпила его, и меня охватил нур (свет). Потом я увидела высоких женщин, подобных финиковым пальмам, похожих на дочерей Абдульманафа (на женщин из рода Абдульманафа). Они окружили меня, пока я удивлённо смотрела на всё происходящее и расспрашивала их, откуда они узнали про меня.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) в другом риваяте (версии этого хадиса) рассказал, что Амина сказала: «…они ответили мне: "Я Асият – жена Фараона, это – Марьям, дочь Имрана, а это – райские гурии". Я слышала, что каждый час грохот усиливается и становится более страшным, чем раньше. Пока я пребывала в таком состоянии, я увидела, как белый шёлк (парча) расстилался между небом и землёй (в знак возвеличивания рождения Посланника Аллаха). И некто сказал мне: "Ты спрячь его, когда он родится, от взора людей».

Далее мать Посланника Аллаха (ﷺ) Амина рассказывает: «Я увидела мужчин, стоящих на небе, в руках у них были кувшины из серебра. Потом я увидела стаю птиц, летящих в мою сторону, они закрыли небо над всей моей комнатой, их клювы были из изумруда, а крылья – из яхонта. Всевышний Аллах открыл мне всю землю, и я увидела запад и восток и все земли от востока до запада. Также я увидела три знамени, которые были установлены: одно – на востоке, другое – на западе, и третье – на крыше Каабы. В это время у меня начались роды, после чего я и родила Мухаммада (ﷺ). Я посмотрела на него и увидела, что он находится в состоянии земного поклона (сужда), подняв оба указательных пальца к небу, подобно смиренно молящемуся человеку. Потом я увидела белое облако, идущее с неба в нашу сторону, оно полностью покрыло нас и унесло его (Мухаммада). Затем я услышала голос, повелевающий: "Обойдите вместе с ним земли от востока до запада и ведите его в моря, чтобы все познали его имя, образ, описание и знали, что имя его в морях – «уничтожающий», ибо в его время не останется ничего из ширка, потому что он уничтожит его". Потом облако быстро поднялось, и стало ясно.

Ибн Хишам приводит от ибн Исхака: «Когда Амина родила Пророка (ﷺ), она послала его дедушке Абд аль-Мутталлибу весть о том, что у него родился мальчик: «Приходите и посмотрите на него». Когда он пришёл и посмотрел на него, мать Пророка (ﷺ) рассказала ему обо всём, что она видела и что произошло с ней во время беременности. Также она рассказала о том, что сказали ей во время беременности и каким именем повелели ей назвать сына.

Говорят, что Абд аль-Муталлиб взял его на руки, зашёл с ним в Каабу, обратился с мольбами к Всевышнему Аллаху и стал благодарить Его за то, что одарил его (таким внуком). Потом он вышел, отдал Пророка (ﷺ) в руки матери и сразу начал поиски кормилицы для Посланника Аллаха (ﷺ).