» »

Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена. Налоговые санкции

28.06.2024

Российское законодательство предусматривает финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за совершенные ими налоговые правонарушения.

Финансовые санкции - это меры экономического воздействия, применяемые уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим лицам за нарушение договорных обязательств, кредитной, расчетной, бюджетной, финансовой дисциплины и за ряд других нарушений.

Налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, которая наступает в результате совершения налогового правонарушения, а налоговая санкция является мерой ответственности за совершение указанного деяния. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах, зависящих от вида нарушения законодательства о налогах и сборах.

Административная ответственность. Под административной ответственностью как вида юридической ответственности следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к нарушителям законодательства о налогах и сборах мер административного воздействия.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется за наиболее опасные преступления, а именно за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В статье 108 НК РФ устанавливаются следующие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. 1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. 2. Никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. 3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным кодексом РФ. 4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. 5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. 6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

5.Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Законодательство установило как ряд положений, исключающих привлечение к ответственности лица виновного в совершении налогового правонарушении и положений, смягчающих ответственность налогоплательщика, так и положения, отягощающие эту ответственность. Согласно статье 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются: 1. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; 2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния; 3. Выполнение налогоплательщиком или агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. При наличии хотя бы одного из вышеназванных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно статье 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3. Иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими. Соответствующие налоги органы не могут самостоятельно увеличивать или уменьшать размеры штрафных санкций, такие полномочия остались только у судов. Бремя доказательства в суде факта смягчающих ответственность обстоятельств ложится на обвиняемое лицо, а отягчающих ответственность - на налоговые (таможенные) органы. Формулировки, которые законодатели предусмотрели в данной статье, не являются однозначно исчерпывающими и допускают различные толкования. Относятся эти формулировки только к физическим лицам, или могут быть распространены на организации? Очевидно, что отсутствие в статьях НК конкретизирующих признаков является аргументом в пользу их расширенного толкования. Кроме того, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, не является закрытым, поскольку существует возможность смягчения ответственности вследствие каких-то иных обстоятельств, что предусмотрено п.3 ст. 112. Важно отметить и тот факт, что хотя совершение аналогичного правонарушения отнесено к отягчающим ответственность обстоятельствам, определение аналогичности данного и ранее совершенных правонарушений остается неоднозначным.

Аналогичными могут быть признаны правонарушения, которые, хотя и могут быть отнесены к разным составам и статьям, но имеют общие квалифицирующие признаки, либо сходный характер действий виновного лица. При таком подходе правонарушения, предусмотренные разными пунктами одной статьи, и даже разными статьями, могут рассматриваться как аналогичные. Например, как аналогичные правонарушения могут трактоваться нарушение срока постановки на учет (ст. 117 НК РФ) и уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК). С другой стороны, не аналогичными будут признаны такие правонарушения, как непредставление налогоплательщиком налоговому органу сведений о себе. Очевидно, что в силу неясности данного момента в законодательстве, толкование этих норм будет окончательно разрешено только арбитражной практикой.

Заключение

Складывающиеся реалии современной жизни наглядно демонстрируют, что процесс формирования нового налогового законодательства выявил особую актуальность вопросов ответственности за налоговые правонарушения. Неустранимая зависимость государственного бюджета по большей части от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность краеугольным камнем системы налоговых правоотношений и потребовала ее четкой правовой регламентации.

Проведенная в процессе исследования системная аналитическая работа позволила сделать ряд важных заключений.

Так был обоснован тот факт, что финансовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, структурно дифференцированный в свою очередь на бюджетную, налоговую, валютную и иные подвиды юридической ответственности. Правовый нормы, регулирующие общественные отношения в сфере финансовой ответственности, в своей совокупности образуют комплексный институт финансового права, и входят как в его общую, так и в особенную части отрасли.

В дальнейшем было установлено, что налоговая ответственность как теоретическая категория не носит комплексный характер. Вместо этого она представляет собой разновидность финансовой ответственности. Комплексной можно назвать ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, которая включает в себя меры не только и не столько налоговой (финансово-правовой), сколько административной и уголовной ответственности.

При освещении некоторых проблем, возникающих в процессе привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений был рассмотрен комплекс необходимый поправок законодательства.

В целях соблюдения принципов справедливости, презумпции невиновности и равенства прав сторон налогового спора было предложено дополнить раздел VII Налогового кодекса РФ главой «Производство по пересмотру решений налоговых органов по жалобам налогоплательщиков в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами». Кроме того, сделан вывод о необходимости введения в налоговое законодательство института досудебного соглашения о сотрудничестве, при помощи которого налоговые органы получают возможность смягчить налогоплательщику тяжесть наказания, применяемого за совершение налогового правонарушения. Наконец, в работе обосновывается, что технические ошибки и опечатки, а также несущественные нарушения форм представления документов и иных сведений, не препятствующие налоговым органам осуществлять налоговый контроль, не должны являться основанием для привлечения к налоговой ответственности.

Эти и другие мер позволят, в известной степени, несколько улучшить ситуацию в налоговой сфере, в то же время не стоит питать иллюзий на этот счет.

Список литературы:

1.Налоговый Кодекс Российский Федерации, часть 1

2.Постатейный комментарий к Налоговому Кодексу РФ

3.Конституция Российской Федерации

4.Правовая система “КонсультантПлюс” (www.consultant.ru)

5."Налоги и налогообложение" - учебник для ВУЗов. Теория и практика налогообложения. Налоговое право. Налоговое планирование и контроль. Под редакцией доктора экономических наук профессора М. В. Романовского и профессора О. В. Врублевской. Издательство "Юпитер", Москва 2012 год.

Портал «Федеральная Налоговая Служба» (www.nalog.ru)

Налоговые правонарушения - это несоблюдение налогоплательщиком обязанностей, установленных налоговым законодательством. Разберемся, какие виды нарушений бывают и какая установлена ответственность за совершение налоговых правонарушений.

В отношении нарушителей применяются налоговые санкции, штрафы. Все виды налоговых правонарушений подробно расписаны в главе 16 НК РФ (), в ней приведен перечень правонарушений. В качестве субъектов налоговых правонарушений выступают юридические лица, и санкции применяются в отношении именно юридических, а не должностных лиц. То есть штрафы платит организация, а не работник. Но тем не менее, если работодатель решит, что нарушение произошло по вине какого-либо сотрудника (например, бухгалтера), то он вправе потребовать возмещения понесенных в связи с этим штрафом расходов с виновного сотрудника. Но тут надо быть аккуратней, чтобы не нарушить права работников, установленных Трудовым кодексом.

Основные налоговые правонарушения бухгалтера: инфографика

Наиболее распространенные виды налоговых правонарушений и штрафы за них

  1. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Каждая вновь созданная фирма обязана встать на учет по месту нахождения в течении месяца. Причем, если существующая организация создает территориально обособленное структурное подразделение со стационарными рабочими местами, то это подразделение также нужно поставить в течении месяца на учет. В противном случае назначается штраф 10000 рублей. Если же предприятие или ИП ведут деятельность без постановки на учет, то назначается штраф в размере 10% от полученного за этот период дохода, но не менее 40000 рублей.
  2. Нарушение срока подачи сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ). Информацию об изменениях расчетного счета нужно подавать в течении 7-ми дней, за нарушение этих сроков штраф в размере 5000 рублей.
  3. Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ). Штраф 5% от суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации, за каждый месяц со дня, установленного для её подачи в налоговую инспекцию. При этом штраф не может превышать 30% от суммы налога и не может быть меньше 1000 рублей. Чтобы не нарушать сроков предоставления, можно подать декларацию с ориентировочными данными налога (как правило, указываются заниженные данные), далее подается корректирующая декларация с правильными данными, и сумма налога доплачивается в бюджет, но в этом случае также нужно будет доплатить и пени за каждый день просрочки (считается как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ).
  4. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). К грубым правонарушениям относятся: отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, неправильно и несвоевременно составленные проводки, отражающие хозяйственные операции (в случае если это искажает отчетность). Ответственность за подобное правонарушения – штраф 10000 рублей (если оно выявлено в одном налоговом периоде), 30000 рублей (если нарушение продолжается в течении двух и более налоговых периодов). Если же неправильно отражены доходы и расходы организации и занижена налоговая база, то устанавливается штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40000 руб.
  5. Неуплата или неполная уплата налога (ст. 122 НК РФ).Если налогоплательщиком занижена налоговая база или неправильно посчитан налог, то в отношении него применяется данная статья. Полагающийся штраф - это 20% от неуплаченной суммы налога (если неумышленное нарушение), в противном случае штраф 40%. Наличие умысла в действиях налогоплательщика нужно еще доказать, причем в судебном порядке.
  6. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123 НК РФ).В этой статье имеется в виду НДФЛ, который фирма обязана платить, выступая налоговым агентом. Штраф - 20% от суммы налога, подлежащего перечислению.
  7. Непредставление сведений, необходимых для осуществления контроля (ст. 126 НК РФ). Штраф 200 рублей за каждый не предоставленный в установленный срок документ В качестве документов может выступать бухгалтерскую отчетность, справки 2-НДФЛ, среднесписочная численность и иные документы, предусмотренные налоговым законодательством. Также налоговая может потребовать документы, которые явились основанием для расчета налогов. При непредставлении этих документов либо предоставлении документов с недостоверными сведениями налагается штраф 10000 руб.
  8. Неправомерное не сообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ). Это правонарушение применяется в том случае, если фирма не уведомила налоговый орган о таких событиях, как приобретение долей и акций в уставном капитале другой организации либо выступила в ней учредителем. Эти сведения подаются в течении одного месяца, в противном случае налагается штраф в размере 5000 рублей. При повторном подобном правонарушении штраф возрастает уже до 20000 рублей.

Стоит отметить, что существует такое понятие, как срок исковой давности, по истечении которого уже невозможно привлечь к ответственности за совершение налоговых правонарушений. В отношении налоговых правонарушений применяется срок исковой давности - 3 года с момента совершения нарушения.

Налогоплательщик, совершивший деяние, отнесенное Налоговым кодексом к налоговому правонарушению, должен уплатить штрафную санкцию, предусмотренную за это деяние кодексом.

Привлечение за совершение налогового правонарушения может осуществляться только в полном соответствии с ч. I Налогового кодекса. Запрещается повторное привлечение за совершение одного и того же правонарушения.

Для физического лица налоговая ответственность наступает, если совершенное им деяние не содержит признака преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

Привлечение организации к ответственности за налоговые правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законодательную силу решением суда.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возлагается Налоговым кодексом (ст.108 ч. I) на налоговые органы.

В таблице 1.3 содержатся отдельные виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение.

Таблица 1.4

Виды налоговых правонарушений

Виды правонарушений

Штраф

1. Нарушение срока постановки на учет в налоговых органах

5 тыс.руб.

2. Нарушение срока постановки на учет в налоговых органах на срок более 90 дней

10 тыс.руб.

Продолжение табл. 1.4

3. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

10 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

4. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев

20% доходов от данной деятельности

5. Нарушение установленного Налоговым кодексом (часть I) срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке

5 тыс.руб.

6. Непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

5 % от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц, но не более 30 процентов и не менее 100 руб.

7. Непредставление в налоговый орган декларации в течение более 180 дней со дня установленного срока

30 % от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации и 10 % за каждый полный или неполный месяц, начиная с 181 дня

8. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода

5 тыс.руб.

9. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода

15 тыс.руб.

10. Деяния, указанные в пп.8-9 повлекли занижение налоговой базы

10 % от суммы неупла-ченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Окончание табл. 1.4

11. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления сумм налога или других неправильных действий (бездействий):

неумышленно

20 % от неуплаченной суммы налога

умышленно

40 % от неуплаченной суммы налога

12. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или помещение

5 тыс.руб.

13. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

50 рублей за каждый непредставленный документ

14. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которые наложен арест

10 тыс. руб

К основным видам налоговых правонарушений относят:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (в течение 10-ти дней с момента государственной регистрации) (ст. 116 НК РФ);

уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.

117 НК РФ);

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (подп. 1 п. 2 ст. 23-7 дней со дня открытия, закрытия счета в банке) (ст. 118 НК РФ);

непредставление налоговой декларации (например, по НДС - до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, по налогу на прибыль - до 28 марта, года следующего за отчетным) (ст. 119 НК РФ);

грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов(ст. 123 НК РФ);

несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ);

непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);

неявка свидетеля, неправомерный отказ от дачи показаний (ст. 128 НК РФ);

отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);

неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ);

нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Согласно ст. 114 НК РФ за совершенное налоговое правонарушение налагается определенная мера ответственности - налоговая санкция. Налоговая санкция устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений

1. За нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ):

на срок до 90 календарных дней - штраф в размере 5-ти тысяч рублей;

на срок более 90 календарных дней - штраф в размере 10-ти тысяч рублей.

За ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (т.е. уклонение от постановки на учет - ст. 117 НК РФ):

в течение срока до 90 календарных дней - штраф в размере 10% от доходов, полученных в этом периоде, но не менее 20-ти тысяч рублей;

в течение срока, превышающего 90 календарных дней - штраф в размере 20% от доходов, полученных в периоде, превышающем 90 календарных дней, но не менее 40-а тысяч рублей.

За нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке - штраф в размере 5-ти тысяч рублей (ст. 118 НК РФ).

За непредставление налогоплательщиком в установленный НК РФ срок подачи налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (с. 119 НК РФ):

в течении периода до 180 дней - штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей;

в течении периода свыше 180 дней (налоговое правонарушение) - штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:

отсутствие первичных документов или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета,

систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

За эти деяния предусмотрена следующая ответственность:

а) в течение менее одного налогового периода и без занижения налоговой базы - штраф в размере 5-ти тысяч рублей;

б) в течение более одного налогового периода и без занижения налоговой базы (налоговое правонарушение) - штраф в размере 15-ти тысяч рублей.

в) деяния, указанные в п.п.1,2 и если они повлекли занижение на-логовой базы - штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15-ти тысяч рублей.

За неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия):

совершенные неумышленно - штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора);

совершенные умышленно - штраф в размере 40%) от неуплаченной суммы налога (сбора).

За невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов - штраф в размере 20%> от суммы, подлежащей перечислению.

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест - штраф в размере 10-ти тысяч рублей.

За непредставление налогоплательщиком налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Если какая-либо организация (кроме банков) откажется представить сведения о налогоплательщике по запросу налогового органа, то это влечет взыскание штрафа в размере 5-ти тысяч рублей (при отсутствии признаков нарушения законодательства о налогах и сборах).

За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, - штраф в размере 1-ой тысячи рублей.

За неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний - штраф в размере 3-х тысяч рублей.

11. За отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки - штраф в размере 500 рублей.

За дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществ-ление переводчиком заведомо ложного перевода - штраф в размере 1-ой тысячи рублей.

Отдельная глава в НК РФ посвящена видам нарушений законодательства о налогах и сборах, допускаемых банками и ответственности за них - гл. 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Основными нарушениями банками законодательства о налогах и сборах являются:

нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора);

неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

неисполнение поручения налогового органа о перечислении налога и сбора, а также пени;

непредставление справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган.

Ответственность за нарушение банком обязанностей, предусмотренных НК РФ:

1. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику:

а) За открытие банком счета организации, индивидуальному пред-принимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет (п.1 ст. 132 НК РФ):

без предъявления свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе;

при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица - штраф в размере 10-ти тысяч рублей.

б) За несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет - штраф в размере 20 тысяч рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).

За нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента и налогового органа о перечислении налога (сбора), пени и штрафа - штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2%за каждый календарный день просрочки (ст. 133, п.1 ст. 135 НК РФ).

За неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента - штраф в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности (ст. 134 НК РФ).

За совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа - штраф в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы (п.2 ст. 135 НК РФ).

За непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ - штраф в размере 10 тысяч рублей (ст. 135.1 НК РФ).

Указанные штрафы взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному НК РФ порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения.

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды :

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная , собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения .

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф 300-500 руб.

Налагается:

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями

Ст. 126 — штраф:

  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).
  • штраф от 5 000 до 20 000 руб.

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье .

  1. Неуплата налогов.
  1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения . Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

  • «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение» ;
  • «Какие особенности кассовой дисциплины для ИП?» .

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

  • при регистрации ККТ в ИФНС;
  • или при ее использовании.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации .

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;
  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. .

Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. ), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи .

Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.