» »

Разгром иудейской хазарии. Кто уничтожил хазарию? Хазарский каганат был разбит князем

16.06.2024


3 июля 964 года киевским князем Святославом Игоревичем был разгромлен хазарский каганат. В школьной программе об этом эпохальном событии упоминается очень мало и даже практически не уделяют вниманию, как и самому князю, так и о его походам и войнам. А ведь военный гений князя Святослава можно поставить в один ровень с такими именитыми полководцами древности, как Юлий Цезарь или Александр Македонский.


Особенно ценность этой добытой победы следует помнить именно сейчас - ведь олигарх Игорь Коломойский просто греется мечтой воссоздать новую Хазарию и прилагает к этому не мало усилий.
О том как это всем было расскажет небольшой , который посвящен победе русского оружия и обретения мощи и независимости государства.

Хазарский каганат был сокрушен Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы

Хаза́рский кагана́т, Хаза́рия (650-969) - средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым "вещий Олег" собирается "отмстить неразумным хазарам". В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утвержденном списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными ("Иду на вы!" и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Давайте зададимся вопросом, почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?

Но сначала проследим канву событий, изменивших не только тогдашнюю политическую карту Евразии, но, без сомнения, и весь дальнейший ход мировой истории.
Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец господству столь мощного этноса?

Держава хазар зародилась в середине VII века на обломках Тюркского каганата. Территориально новое государственное образование занимало огромное пространство: все Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Этнически население каганата составлял конгломерат тюркских народов. Правда, изначально хазары были европеоидами, но затем, примерно с конца VI века начали активно перемешиваться с тюркютами (восточные географы этого периода делили хазар на два разряда: смуглых, черноволосых и "белых, красивых, совершенных по внешнему виду").

В этот же период сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был каган, представлявший местное население. Фактически страной управлял бек еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну. Положение кагана вряд ли можно назвать завидным. Он являлся не только марионеткой иудеев, но был также своего рода жертвенным животным, которого можно было убить по требованию толпы или бека. Поводом к этому могло послужить стихийное бедствие, военное поражение, неурожай и прочее. В ущемленном положении находилось и обложенное суровыми налогами тюркское большинство Хазарии - по иудейской терминологии "гои", "недочеловеки". Религиозный фанатизм еврейской верхушки был настолько силен, что даже потомство от смешанных браков хазар с иудеями воспринималось ею как неполноценное. Эти метисы, гонимые из центральных городов государства, под именем караимов обосновались в Крыму.

Первый бек - Обадия создал для последующей еврейской иммиграции чрезвычайно благоприятные условия: построил множество синагог и учебных центров, собрал "мудрецов израильских", дал им серебро и золото, за что они "объясняли ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв". С Обадии и пошли 12 хазарских беков-иудеев. Обадия прославлялся как правитель, "возродивший древний иудейский закон". В стране начало жестко подавляться христианство.

Выгодное геополитическое положение Хазарии, наличие значительных свободных капиталов, позволило каганату оказывать мощнейшее влияние на всю мировую политику. В финансовой кабале оказались и французские Каролинги, и испанские Омейяды.

Что уж говорить о землях, населенных славянами! "Повесть временных лет" сообщает под 884 годом, что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, родимичи. В вассальной зависимости находились тиверцы и уличи, с коими воевал князь Олег. Надо подчеркнуть, что при всем своем могуществе каганат представлял собой колос на глиняных ногах, ведь иудейская верхушка не воспринимала Хазарию, как свою Родину, никак не заботилась об автохтонном большинстве, всю финансовую выгоду пускало исключительно для укрепления положения иудеев во всей Ойкумене. Наемное войско было действенно при набегах на соседей и ограбления данников, но при отражении внешней агрессии оказалось практически бесполезным…

Около 940 года бек Песах напал на Русь, "пошел на Хельгу" (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошелся первым очень дорого - в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Военная деятельность Святослава при своем небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: "Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом".

Поход против каганата был продуман безукоризненно. Протяженность похода - около 6000 км. На его осуществление потребовалось около трех лет. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, князь не решился. Русы срубили и наладили ладьи, и весной 965 года спустились по Оке и Волге к крепости Итиль, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром. Выбирая благоприятные моменты, дружинники выходили на берег, где пополняли запасы пищи.
Согласно хронисту Х века Святослав вдохновлял своих воинов следующими речами: "…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!".

Сопротивление русам возглавил не бек Иосиф, который позорно бежал вместе со своими соплеменниками, а безымянный каган. Достичь победы над полностью деморализованными тюрко-хазарами оказалось не сложно. "И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя", - лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались. Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору. Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф в Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.

Теперь становится понятным, почему подвиг Святослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днем сегодняшним напрашиваются сами собой. Остается задать последний, уже чисто риторический вопрос: появиться ли новый Святослав, который, "загонит новых хазар обратно в их дикие степи"?

Статьи по теме .

Хазарское государство располагалось на юго-восток от Киевской Руси, в низовьях Волги. Растянулось на восток вплоть до Мордовии, включая территории Крыма и Северного Афганистана. Столица Итиль располагалась в устье Волги, примерно на месте современной Астрахани. Один из хазарских городов — Тмутаракань. Город Саркел располагался в нижнем течении междуречья Волги и Дона. Семендер — на Северном Кавказе.
До захвата Хазарии персидскими иудеями (и-УД-ей – обозначает иссекающие УД, то есть обрезанные, а УД – мужской половой орган) в середине 6 века, там довольно дружно проживали белые и чёрные хазары.
Белые хазары — правящая каста профессиональных воинов Славяно-Ариев.
Чёрные хазары — тюркские племена, пришедшие из глубин Азии в низовья реки РА (Волги — Итиль), беженцы из Древнего Китая.
Генетически, чёрные хазары были представителями жёлтой расы с примесями чёрной расы. У них были чёрные волосы, чёрные глаза (за что и были названы чёрными хазарами) и смуглая (жёлтая) кожа.

Хазария была многонациональным государством, в котором мирно сожительствовали люди как белой, так и жёлтой расы. Со своими соседями Хазария также жила в мире и согласии.

Используя так называемый институт иудейских невест (специально обученные сексуальной магии еврейские женщины), отдавая их замуж за представителей высшей хазарской знати, евреи завладевали всеми ключевыми государственными постами. Как? Очень просто. Дети, рождённые от иудейки, являются исключительно иудеями. Именно по материнской линии передаётся национальный признак среди евреев. Итак, через поколение все ключевые должности в хазарском государстве были заняты детьми, рождёнными от иудейских жён и мужских представителей правящей иерархии Хазарского Каганата. Занимая высокие должности среди элиты, евреи-хазары стали всячески способствовать развитию торгового бизнеса для своих соплеменников. Получив экономику страны в свои руки, они также стали прибирать к рукам и политическое влияние.

Евреев по матери среди военной элиты было всё ещё немного, но и в их среде пришло время для восстания. Обадия, опираясь на хазарскую знать еврейского происхождения, с помощью наёмников – печенегов и гузов – развязал гражданскую войну, в результате которой хазарские тюрки были разбиты и вынуждены были покинуть Родину и осесть на территории современной Венгрии. После победы над хазарскими тюрками в гражданской войне, хазарские евреи обложили местное население тяжелейшей данью. Тех хазар, которые не покинули свою Родину, евреи превратили в самых настоящих рабов.

В очередной раз евреи старательно «отблагодарили» народ, который предоставил «беженцам» убежище на своей территории. Параллелей в недалёком прошлом можно найти много – Палестина, Персия, а современная Украина и пребывают в таком же положении, как и тысячу лет назад народ Хазарии.

Полный контроль караванных путей, проходящих через Хазарский Каганат, позволил евреям создать торговую монополию, когда они стали контролировать закупочные цены и продажные цены ввозимых и местных товаров. В результате чего на товары местного производства были установлены минимальные закупочные цены, что приводило к ограблению местных товаропроизводителей, а на продаваемые евреями товары устанавливались максимальные цены, что давало евреям сверхприбыли за счёт откровенного грабежа производителей и покупателей.

Когда же гражданская война в Китае привела к резкому снижению товарооборота, хазарские евреи двинулись на север и разгромили и подчинили Камскую (Волжскую) Булгарию, а также заняли безкрайние земли Великой Перми, где организовали свои торговые поселения – фактории. Завоёванные земли давали драгоценный мех соболей, куниц, горностаев, а кроме того, хазарские евреи организовали торговлю детьми (прямо как сейчас в России). И снова потянулись караваны с мехами и рабами уже с Севера на Юг, а деньги – в закрома хазарских иудеев.

Разгром Хазарии

Киевская Русь оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского Хазарского Каганата. Смертельный удар по Хазарскому Каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесён Киевским князем Светославом, сыном Игоря.

В Лето 6472 от СМЗХ (964 год н.э.), будучи 22 лет от роду, готовя поход против Хазарии, Светослав не пошёл прямо в лоб по степи через волго-донское междуречье, предприняв искусный манёвр. Всего с 20-тысячным войском он обошёл её стороной, достиг Рязани, по Оке спустился до Волги и далее двинулся на 500 ладьях с небольшим количеством войска и сразу же осадил столицу Итиль. Хазары не ожидали удара с севера, и не смогли организовать серьёзную оборону. Светослав взял её штурмом, и, как пишут летописи, не оставил в ней камня на камне. Далее Светлый Воин предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разбил опорный пункт хазар – крепость Семендер. После этого дружина Светослава двинулась к Дону, где штурмом взяла и разрушила восточную крепость хазар – Саркел.

Таким образом, Светослав, совершив беЗпрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, на Волге и на Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния Славяно-Ариев на Северном Кавказе – Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского Каганата, который прекратил своё существование на рубеже X-XI вв.

В результате походов Великого князя Светослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Хазарский Каганат рухнул и дал возможность Руси развиваться как государству. Одновременно были спасены славянские и многие другие племена, проживавшие вокруг. В результате, на много веков вперёд было определено их развитие. Положив конец хазарской кабале, Русь очистила со своего пути военный заслон, закрывающий торговые пути на Восток, что позволило возродить торговлю между Европой и Азией…

Мало кто знает это имя за пределами нашей Родины. А ещё меньше знают, что правильное имя Киевского князя Святослава Игоревича — Великого воина, человека и правителя, прозванного Храбрым, не Святослав, а Светослав, т.к. имя его происходит не от слова «свят», а от «Свет». Изменив всего одну букву, враги исказили правильное звучание имени, озбоначавшее Славящего Свет. Светослав — Светлый Князь и Светлый Воин, в противовес Александру Македонскому, которого народ называл тёмным воином.

Князь Светослав Игоревич с детства воспитывался, как воин. Воспитателями, наставниками Светослава были два варяга (варяги — высшая каста профессиональных воинов, формировавшаяся из Славяно-Ариев).

  1. Асмуд обучал Светослава держаться в седле, быть первым в бою и на охоте, плавать, управлять ладьёй, скрываться от вражеских глаз.
  2. Свенельд — главный киевский воевода, обучавший юного воспитанника, полководческому искусству.

Участие в первом сражении, было символическим, зато знаковым. В лето 6453 от СМЗХ Сотворения Мира в Звёздном Храме (по нынешнему летоисчислению — 945 год) княгиня Ольга отправилась с войском на войну с древлянами, отмстить за убитого мужа. Перед началом битвы, когда сошлись два войска, впереди киевской дружины на коне сидел маленький Светослав. Трёхлетний ребёнок дал знак к бою — бросил копьё в сторону древлян. Копьё упало рядом и ударило коня в ногу. Но древний обычай русов гласил — только князь мог начать битву, неважно, в каком возрасте. Киевские воеводы решили: «Князь начал, последуем, дружина, за князем». КЪНАЗЬ на древнерусском праязыке, обозначает «к совершенству (утончённости) земли имеющий отношение».

Светослав не был похож на мать. В отличие от Ольги, принявшей крещение греческой религии, он оставался верен ведическим традициям и знаниям предков.

Описание портрета от византийского историка Льва Диакона: «Среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами…»

Древняя летопись «Повесть временных лет» повествует о князе Святославе, как об истинном воине.

Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. Больше всего ценил оружие и боевые доспехи. В походе не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Такими же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Светослава, не обременённая обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх.

Кроме военной миссии, Светослав вёл непримиримую борьбу с ростовщичеством, навязываемым хазарами. Считал ростовщичество растлением души, порождающим пороки и денежное . За то, что давали деньги под проценты и даже брали под проценты, рубил обе руки. А хазар, промышлявших на Руси кредитованием, приковывал к плоту и сплавлял по Днепру в Чёрное море.

Смерть Великого Воина

Защищая интересы русского государства Киевской Руси, Великий князь Святослав не проиграл ни одного сражения. Тем более странной выглядит смерть Великого Светлого Воина. Это было весной 6480 года от СМЗХ (972 год н.э.). После заключения мира в продолжительной войне с Ромейской Империей (Византией) Светослав неизбежное поражение превратил в очередную победу. Тогда небольшая дружина князя нанесла ощутимый удар армии императора, и продолжение войны могло оставить императора вообще без армии, а окружённая дружина Светослава при оружии и своей добычей покинула вражеские земли.

На пути домой, находясь в районе днепровских порогов на острова Хортица, большая часть его дружины, подавляющая часть которой приняла крещение в греческую религию, внезапно покинула его. А ночью во время сна на спящих, оставшихся верными князю воинов, напали печенеги — славянские племена, ведшие кочевой образ жизни. Печенеги возвращались в свои поселения только на зимовки, во время которых валялись на печах и предавались неге или нежились. Отсюда и пошло их прозвище – ПЕЧеНЕГИ! В этой последней битве погибли практически все верные князю Светославу воины и сам князь. По летописи, из отрубленной головы Светослава печенежский князь Куря сделал себе чашу, оправив её в серебро и золото.

В одном из поздних летописных списков приведена любопытная подробность – чашу эту печенежские князья использовали в обряде зачатия детей. Перед тем, как лечь на ложе, князь и княгиня поочередно пили из этой чаши, твердя, словно заклятье: «Пусть дети наши будут такими, как Он».

Смерть князя Светослава была выгодна как Ромее (Византии), ибо живой князь был опасен для них, так как мог в очередном походе уничтожить их империю, так и силам, которые стояли за малолетним Владимиром, будущим крестителем Киевской Руси в греческую религию, что повлекло за собой смерть 9 млн. из 12 млн. населявших тогда эту Русь в угоду «мирного бога», оставив только малолетних детей, в головы которых уже вкладывались понятия о господе боге и рабском подчинении ему.

Также смерть Светлого Воина была ещё и актом мести за полностью разрушенную еврейскую Хазарию, со стороны правящей еврейской элиты.

Разгром Хазарии князем Светославом имел колоссальное значение. Благодаря ему, развитие земной цивилизации ушло с гибельного пути, намеченного нашими непримиримыми врагами.

Не за горами тот день, когда наш Великий предок – Светлый Воин Киевский князь Светослав по прозвищу Храбрый, будет объявлен национальным героем, как в России, так и в Украине! А дети будут брать пример не с бэтменов, суперменов и прочей нечисти, а с таких мужественных, храбрых и сильных, а самое главное настоящих героев нашей Великой Родины!..

Пусть эта заповедь предков наших станет напоминанием всем нам, о том, что только мы сами можем и должны заботиться о себе и о будущем земли нашей, которая окроплена кровью предков наших. И никакие другие народы никогда не проявят, как и не проявляли за всё наше прошлое, должного внимания или заботы о судьбе наших братских народов (Украины, Белоруси и России), ежели мы сами себя не в силах защитить!

Слава нашим предкам, сложившим светлые головы на полях брани за землю нашу Руськую!

Русь. Белая Раса.
Создатель блога , Anderstender. Рус

История Хазарского Каганата неразрывно связана с историей Руси – об этом известно каждому, кто был внимателен на школьных уроках. Несколько веков подряд две соседствующих державы находились в противостоянии.
К сожалению, свидетели тех событий оставили нам ничтожно мало достоверной информации, однако кое-какие сведения все же есть.

Каким было государство, покорившее множество племен, и вынудившее считаться с собой не только Русь, но и Византию?

Что вынуждало руссов и хазар веками воевать друг с другом и какова была цена одной из самых славных побед?

Государственное устройство Хазарии

Каганат можно смело назвать одной из наиболее развитых и прогрессивных держав своего времени. Сказывалось выгодное географическое расположение на перекрестке двух важнейших торговых путей всего материка: Шелкового и Мехового (который «из варяг в греки»), развитая торговая инфраструктура, сильная армия с прекрасным финансированием. Немалую роль в экономике государства играла работорговля.

Каганат контролировал не только невольничьи рынки Крыма, Кавказа и Каспийского побережья, но имел связи даже с рабовладельцами Западной Европы.

Первые упоминания о поселении хазар в Предкавказьи (на территории современного Дагестана) относятся к периоду, последовавшему за великим гуннским нашествием, а точнее, к 4му веку текущей эры. С тех пор начало формироваться государство, которое за свою историю сменило несколько столиц. Последняя из них, имеющая непосредственное отношение к описываемым событиям – это город Саркел. Окруженный протоками Дона, выстроенный на острове и защищённый стенами, город казался неприступным.
Номинально правителем страны считался Каган. Примечательно, что власть Кагана не передавалась по наследству – эта должность была выборной. Стать правителем мог любой гражданин страны. Чем не замечательный пример народовластия, просто поразительный для раннего Средневековья?

Однако о реальной власти и речи не было. Фактически она принадлежала каган-беку, неприметному «серому кардиналу», главным делом которого было не участие в показательных мероприятиях, а реальное управление государством. Каган-бек был вершителем судеб и власти. А вот этот титул был наследным. Правящая элита, а не только каган-бек, хазарами не были. Реальная власть была в руках иудеев-рахдонитов. Доходы от таможни и торговли тоже распределялись выходцами из знатных семейств, приближенных к каган-беку. Рахдониты контролировали и армию: как государственную дружину, так и частные войска. В их же руках находилась работорговля.

Но какая же роль, в таком случае, была отведена местному населению? Во-первых, в те времена существовало две «касты»: белые хазары и «черные» или кара-хазары. Кроме них Каганат населяло еще множество народностей. Но Талмуд, которым руководствовалась правящая элита, не предписывал относиться к гоям, как к полноправным гражданам, особенно к гоям-язычникам (коих в те времена было большинство). Даже «белые» хазары, принявшие иудаизм, воспринимались как люди другого сорта.

Можно представить, каким было отношение к данникам и рабам, если даже перед собственными гражданами неприступный Саркел не спешил отворять ворота, оставляя их умирать у городской стены под стрелами степняков…

Хазарская армия

Многие исследователи выделяют как наиболее интересную часть военного устройства Хазарского Каганата ал-арсиев (ал-ларисиев). Некоторые историки склонны предполагать, что эта часть войска не была наемнической (в смысле, иноземной), а набиралась из местных. Неоспоримым остается высокое жалование и отличное обеспечение подразделения, как и его внушительная численность. Подразделение представляло собой тяжелую конницу, состоящую из отрядов лучников, мечников и копейщиков.

Достоверно установлено, что, несмотря на прекрасное вооружение и подготовку, ал-арсии первыми в бой не вступали. Со свойственной Востоку поэтичностью, их называли «Закатом победы». А перед «Закатом» были еще «Утро» и «Полдень».

«Утро Собачьего лая» - таким названием именовали легковооруженные подразделения, сформированные из рабов, нищих, дешевых наемников и преступников. Они могли лишь внести сумятицу в стройные боевые порядки противника и принять на себя первый удар. За ними следовал «Полдень Помощи» - уже кое-как обученные расчеты, путь которых пролегал, что называется, по телам союзников. И лишь финальным аккордом вступали ал-арсии – настоящий спецназ своего времени. Они не только играли решающую роль в битве, но и являлись своеобразным заград-отрядом. В случае победы, их ждала награда. В случае поражения – казнь.
Вот с каким противником предстояло сразиться тому, кто вздумает поднять меч на неприступный Хазарский Каганат!

Данники

Племена, населяющие огромные территории, платили Каганату дань. Установлено, что хазары сделали своими данниками волжских булгар, несколько мерянских племен (буртасов, черемисов, эрзю, мерю), аланов, касогов, вайнахов.
Попали под ярмо и славянские народы:

Северяне;
радимичи;
вятичи;
поляне.


Какой же была плата? Свидетельств об этом сохранилось немного. К примеру, Нестор пишет об одной «беле веверице», взимаемой раз в год с дыма – то есть с одного огромного семейства. Славяне в старые времена называли веверицей или векшей лесную белку. Казалось бы, не такой уж обременительный груз, чтоб ради него ввязываться в войну с опаснейшим противником.

Ответ на вопрос дает Радзивиловская летопись. «По беле девице» – уверяет автор, а чтобы ни у кого и сомнений не возникло, приводит и картинку: старик склонился в почтительном поклоне перед чужеземцем, а рядом несколько молодых дев, опутанных веревкой. Это уже похоже на правду. Хозяева хазар рахдониты, контролирующие работорговлю, скорее уж заинтересовались бы славянскими красавицами, нежели обычными белками.

Здесь стоит обратиться к эпосу. Народные сказания порой отражают дух эпохи лучше десятка летописцев. Откуда в древних сказах могли появиться образы чудища Кошерища и чуда-Юда, подозрительно созвучных словам «кошер» и «иудей»? А былина о битве Ильи Муромца с Жидовином? А антигерой «иудейский царь», которого в старых сказках неизменно побеждает русский богатырь? Логично предположить, что все эти сюжеты навеяла горькая правда тогдашней жизни данников Каганата.

Походы Олега и Игоря

Стихотворение Пушкина о Вещем Олеге, предавшем села и нивы неразумных хазар огню, многие помнят еще со школы. Разумеется, произведения великого классика, как и художественную литературу в целом, нельзя воспринимать, как исторический источник, но Александр Сергеевич в этом случае ничего не придумал. Олег действительно воевал с хазарами и даже переподчинил Киеву несколько славянских племен.

Однако не всегда хазары и русичи жили во вражде. Во время правления Олега в столице Руси существовало урочище Козары – что-то вроде посольства и центра диаспоры в одном лице. Между двумя народами существовали вполне мирные торговые отношения. Но не стоит забывать о том, что в те времена нарушение торговых обязательств вполне могло послужить поводом к войне. Даже причиной одного из самых разгромных походов Олега на Византию послужило выселение русских купцов с торжища под Царьградом.

Несколько походов предпринял на Каганат и Игорь. Он даже ворвался в Тмутаракань, находившуюся во владении Каганата. А пользуясь междоусобицами внутри хазарского государства и его разногласиями с Византией, русский князь совершил несколько успешных набегов и на Константинополь, в том числе и через хазарские владения.

Святослав Хоробрый

Вышло так, что человек, сыгравший решающую роль в противостоянии Хазарии и Руси, сегодня является одной из самых спорных фигур. Даже описать облик Святослава не сподобился ни один из его соотечественников-современников.
Спорны и годы жизни. Судя по «Повести Временных лет», Ольга родила Святослава в возрасте хорошо за 50, а погиб он лет в 30, успев к тому времени одержать несколько блистательных побед. Если верить этим данным, в момент разгрома Хазарского Каганата князю было всего 23 года!

Летописец упоминает, что серединой своей земли Святослав называл город Переяслав на Дунае. Но, судя по карте тех лет, это место было почти западной окраиной, а уж никак не срединой. Отсюда можно предположить, сколь амбициозными были планы молодого князя-воина. Стоит полагать, что поводом похода на Хазарию стало не только благородное желание спасти от иудейского ига молоденьких славянок, свойственное былинным героям, но и вполне рациональный расчет раздвинуть границы Руси еще и на восток.
О самом походе и его подробностях Нестор дает столь же скупые комментарии. Видимо, церковь так и не смогла простить последнего князя-язычника…

Разгром

«Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли навстречу со своим князем каганом, и сошлись биться, и одолел Святослав хазар, и град их [Итиль] и Белую Вежу [Саркел] взял» - повествует летопись.

И хотя это краткое описание оставляет немало вопросов, картина вырисовывается ясная.

Установлено, что в 965 году Святослав ударил на Хазарию с земли вятичей, усилив свою дружину их ополчением, оттуда прошел вниз по Волге, через земли булгар и буртасов, продвинулся в низовья, к самому стольному Саркелу. Где-то в тех краях он встретил и разгромил хазарское войско, с самим «князем каганом» во главе. О ком речь, доподлинно установить уже вряд ли удастся. Не то летописец так перевел двойной титул каган-бека, не то назвал так номинального правителя.

О встрече с ал-арсиями, хазарскими коммандос, на землях вассалов Каганата молодому князю можно было не переживать. Хозяева Хазарии не заботились о тех, кого называли гоями – Святославу это было прекрасно известно. Лишь на подступах к столице случились первые стычки с наемниками-профессионалами.

Не сложно понять, что лобовая атака на хазарскую столицу эффективной быть не могла. Саркел располагался на днище природного котлована между Северским Донцом и Доном. С севера в тыл русскому войску могли ударить вассалы Каганата – буртасы, а из-за Донца можно было ждать опасности в виде ополчения черных болгар. Наступающему на Каганат князю пришлось бы постоянно заботиться о тылах. Армия Руси понесла бы здесь слишком страшные потери. Кроме того, Святослав не мог не понимать, что сердцем Каганата была вовсе не столица, а торжище – оно и приняло один из первых ударов.
Для проникновения на земли противника русский князь выбрал территории народов, особо притесняемых хазарами.

Его войска, словно мрачные жнецы смерти, прошлись по Волге, сметая на своем пути дрожащие боевые порядки, наспех собранные или подтянутые со столицы рахдонитами.

Участь Итиля представить не сложно. Археологи до сих пор по крупицам собирают его немногочисленные останки.
Потом был поход на земли Предкавказья. По свидетельствам арабских и армянских летописцев, русы опустошили мечети, церкви и синагоги, а местное население (касогов-адыгеев и аланов) переподчинили Киеву.
И лишь после этого наступила очередь Саркела, которому уже просто неоткуда было ждать помощи. Впервые за историю города враг подошел к нему не с северо-западных степей, а с юго-востока, коренных земель хазар, врезавшись стремительным броском в спину, абсолютно не готовую к обороне.

Молодой князь просчитал всё. Его победа делалась не только кровью и солдатским потом, но и умением договариваться, искать союзников, объединять людей перед лицом общего врага.

Его расчет оказался верным: ударная сила – тридцатитысячное войско – ждала его в столице, а в землях булгар и тем более на вотчине славянского племени вятичей он не встретил сопротивления. Идея помериться силушкой с Каганатом пришлась по душе и недавним союзником его отца – печенегам.

Святослав стал достойным продолжателем дела князя Игоря и его наставника. После блистательной победы восточным рубежом Русских земель стала уже Волга, а не Дон.
Хазарский Каганат, разгромленный, разграбленный и опозоренный, прекратил свое существование. Последние упоминания о нем встречаются в летописных источниках времен князя Владимира Святославича.

Хазарский каганат просуществовал три с лишним столетия. Для державы, созданной тюркскими кочевниками, это очень большой срок. Разгром же его был на удивление быстрый.

Очевидно, хазары перекочевали в Европу в составе гуннов. Обосновались они в степях современного Дагестана. Говорили на тюркском языке. Со второй половины шестого века входили в состав Западно-тюркского каганата. В середине седьмого века образовали свой каганат. Совершали опустошительные набеги на соседей. Несколько раз в Хазарию вторгались войска Арабского халифата. Под угрозу было поставлено само существование каганата. Однако хазары отстояли свою независимость.

В период наибольшего могущества Хазарский каганат простирался от Крыма на западе до Аральского моря на востоке. Хазарам платили дань некоторые восточнославянские племена. Вятичи, например, оставались данниками каганата почти до самого его разгрома.
Часть хазар перешла к оседлому образу жизни. Возникло много городов. Столицей каганата был Итиль. При кагане Обадии была принята иудейская вера. Хазарский каганат – единственная страна в истории, не считая Иудею и Израиль, государственной религией которой был иудаизм.

Именно с принятием иудаизма началось ослабление Хазарского каганата. Провинциальная знать новую религию не признала. Не признали ее и жители каганата, исповедовавшие ислам и христианство. Недовольные восстали против центральной власти. Восставших называли кабарами. Борьба была беспощадной и изнурительной. Каган обратился за помощью к тюркоязычным кочевникам гузам и печенегам. В конце концов кабары были побеждены. Но эта кровавая междоусобица крайне ослабила Хазарию.

После принятия иудаизма ухудшилось и внешнеполитическое положение каганата, напряженнее стали отношения с христианской Византией и мусульманскими государствами. Византийцы начали натравливать на каганат алан. Эти ираноязычные племена – потомки скифов и предки осетин – были христианами.

В результате привлечения кочевников к борьбе с кабарами возросло их влияние. И если с гузами отношения чаще всего оставались союзническими, то печенеги постепенно превратились в грозных врагов. Они захватили огромную территорию, включая часть земель каганата. Хазары пытались использовать против них гузов. Гузский гарнизон стоял в крепости Саркел.

Все сильнее становилась Русь. В 913 году русы на пятистах кораблях отправились в грабительский поход на Каспий. Они попросили у кагана разрешение подняться вверх по Дону, обещая половину будущей добычи. Хазарский правитель дал согласие. Русы перетащили корабли из Дона в Волгу, приплыли в Каспийское море и напали на прибрежные страны. Свое обещание они выполнили: возвращаясь из похода, отослали часть добычи кагану. Однако гвардия, состоявшая из мусульман, потребовала расправы над русскими ратниками за пролитую кровь правоверных. Каган повел себя двулично: разрешил своим гвардейцам напасть на русов и одновременно предупредил тех о нападении. Гвардия в трехдневном сражении разбила русов. Это предательство они не забыли.

К середине десятого столетия от былого величия Хазарского каганата не осталось и следа. Многие земли были утрачены. После того, как печенеги заняли приазовские степи, прервалась сухопутная связь с хазарскими черноморскими портами. Пришла в запустение экономика. Достаточно было одного удара для разгрома каганата. И такой удар был нанесен.

В 965 году в Хазарию вторгся киевский князь Святослав – воинственный правитель и талантливый полководец. Перед этим он победил волжских болгар – вассалов каганата. В решающей битве хазары потерпели тяжелое поражение. После разгрома хазарского войска русы захватили Итиль. Часть жителей города бежала на каспийские острова и полуостров Мангышлак. Затем Святослав взял второй по величине хазарский город Семендер. Двигаясь к Черному морю, русское войско победило касогов и алан. Святослав захватил Таматарху. Русы называли ее Тмутаракань. Поднявшись с дружиной по Дону на ладьях до Саркела и разрушив его, Святослав довершил разгром Хазарского каганата. На месте этой крепости был основан город Белая Вежа. Святослав вернулся в Киев. Хазарский каганат лежал в руинах. Арабский историк Ибн-Хаукаль, упоминая этот поход, пишет, что русы все разрушили и разграбили. Ни один город не уцелел. Прервались торговые связи. От такого разгрома хазары оправиться уже не смогли.

Одна из целей похода Святослава заключалась в том, чтобы открыть путь на Восток. Но закрепиться на завоеванных землях киевскому князю не удалось. Через два года он отправился воевать против Дунайской Болгарии. Поход оказался неудачным. А на обратном пути у днепровских порогов он погиб в стычке с печенегами. В Хазарии Русь сохранила власть лишь над Белой Вежей и Тмутараканью.
Судя по всему, в войне с хазарами Святославу помогали гузы. После ухода русской рати они стали беспрепятственно хозяйничать в беззащитной стране. Хазары попросили Хорезм спасти их от гузов. Хорезмийцы помощь оказали. Но за это потребовали принять мусульманскую веру. Так произошла исламизация хазар.

В 985 году, продолжая дело отца, поход на Хазарию совершил Владимир Святославич. Он заставил хазар платить дань. В 1079 хазары участвовали на стороне великого киевского князя Всеволода в его борьбе с князьями Тмутаракани Олегом и Романом. Хазары подкупили половцев, союзников тмутараканских князей. Половцы убили Романа и заключили мир с киевским князем. Хазары же пленили Олега и отправили византийскому императору. Но в 1083 году Олег был освобожден из византийского плена и вернулся в Тмутаракань. Очевидно, месть его была беспощадной, потому что после этого хазары нигде не упоминаются.

Уцелевшие хазары растворились среди других тюркоязычных народов. Могут считать хазар своими предками кумыки, говорящие на одном из тюркских языков и придерживающиеся ислама. Хазарская кровь течет, несомненно, в тюркоязычных караимах и крымчаках. Они исповедуют иудаизм. Согласно некоторым источникам, часть хазарской знати вошла в состав еврейских восточноевропейских групп.
Сколько было в истории могучих и грозных держав, которые бесследно исчезли! Одна из них – Хазарский каганат.

Хазарский Каганат

Разгром Хазарии переоценить просто невозможно! Не будь этой великой победы, история нашей цивилизации пошла бы совсем другим, более драматическим путём...

Для большинства руских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым «вещий Олег» собирается «отмстить неразумным хазарам». В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утверждённом списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными («Иду на вы!» и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Хазарский каганат был сокрушён Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племён. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на её окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море , Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.