» »

Особенности заполнения европротокола и дальнейшие действия. Осаго без гибдд

12.10.2023

Статья о том, зачем и как оформлять ДТП по европротоколу - советы и рекомендации. В конце статьи - видео о том, как избежать ошибок при составлении европротокола.


Содержание статьи:

Даже незначительные автомобильные аварии вызывают у водителей стресс и поднимают десятки вопросов: "Должен ли я позвонить в полицию?", "Вправе ли я переместить свой автомобиль?", "Когда и как я должен оформить заявление?"... По данным информационных агентств и страховых компаний, более 87% автовладельцев не хотели бы прибегать к помощи автоинспекторов при мелких ДТП, но вынуждены это делать, опасаясь совершить ошибки, из-за которых страховая компания откажется платить.

Европротокол, позволяющий самостоятельно оформлять документ об аварии - хорошее решение в условиях крупных городов. Пока его не было, страдали и те, кто стоит в километровых пробках, ожидая освобождения проезда, и попавшие в аварию люди, часами высматривающие вызванных представителей закона.

Что же такое европротокол, каковы правила его оформления и какие «подводные камни» могут нас ожидать? Говоря простым языком, это документ, фиксирующий всю информацию о ДТП. Оформляют его владельцы попавших в аварию транспортных средств в основном для страховых компаний, ибо ответственность перед законом в случае небольших повреждений техники и отсутствия трупов/тяжелораненых минимальна.


Попав в такого рода неприятность, участник ДТП должен:
  • проверить себя на травмы;
  • убедиться в благополучии спутников;
  • расставить аварийные знаки;
  • оказать посильную помощь пострадавшим;
  • побеседовать со второй стороной;
  • зафиксировать все аспекты аварии.
Всего два автомобиля-участника (машина с прицепом воспринимается как одно целое), адекватность водителей (трезвых, физически и психически здоровых) и отсутствие серьёзно пострадавших людей (включая пешеходов) и/или муниципальных объектов - необходимые условия для составления европротокола. В противном случае надо вызывать «органы».

В беседе со второй стороной необходимо выяснить, что вы не имеете претензий друг к другу, кроме имущественных, адекватно (и без разногласий) оцениваете степень вины и ущерб, имеете действующие страховые полисы и прочие необходимые документы и согласны разойтись мирным путём.

Что касается «аспектов аварии», тут нужна фото- и видеосъёмка, данные регистраторов обеих сторон и свидетелей, письменные показания зевак-прохожих, паспортные данные всех, кто участвовал в происшествии и наблюдал его со стороны.


Запечатлейте всё, что может иметь отношение к ДТП: общий вид аварии с разных сторон (в том числе издалека, желательно с дорожными знаками и светофорами в кадре), тормозной путь (измерить и сфотографировать), сколы краски, разбитые зеркала и другие повреждённые детали, протекторы шин (дабы не быть обвинёнными в езде на неподходящей по сезону или изношенной резине), владельцев машин и пассажиров (желательно в полный рост во избежание впоследствии возможных претензий по поводу травм) и прочие вещи, которые вам покажутся достойными внимания.

Можете приобщить к делу интервью с прохожими. Возите с собой большой блокнот и несколько ручек - так вы сможете быстро раздать листочки окружающим, попросив написать свои Ф.И.О, дату, время и пару слов о происшествии. Хотя бы в виде "синие Жигули ожидали на светофоре, а красный Запорожец наехал на них сзади".

Чем больше материалов окажется у вас на руках, тем спокойнее вы будете себя чувствовать. Помните, что оборудование, на котором содержится запись о ДТП, должно быть представлено экспертам в натуральном виде, перезаписывать данные на иной носитель нельзя - это даёт право страховщикам оспорить их подлинность. Придётся тратить время и деньги на независимую экспертизу, но не факт, что это поможет.

Заполнение протокола


После того как вы вместе со своим оппонентом пришли к выводу, что вмешательство правоохранителей не требуется, и сделали всё вышеперечисленное, освобождайте проезжую часть и приступайте к написанию европротокола. Бланк из двух соединённых листов выдаёт страховщик при заключении договора. Инструкция прилагается. После израсходования своего заедьте в офис своей страховой компании и попросите новый.

Все данные с лицевой стороны автоматически отпечатываются (самокопируются) на втором экземпляре, потом бланк разъединяется и заполняется обратная сторона. Чей бланк пойдёт в дело (виновника или пострадавшего), не имеет значения, но убедитесь, что ваше видение события не расходится с оппонентом (иначе придётся вызывать госслужбы). В соответствующих графах указываете:

  • место происшествия (детально, вплоть до номера соседнего дома или километра на трассе);
  • дату и время;
  • количество участников ДТП (не более 2-х);
  • «нет» в графе о погибших и раненых (если таковые имеются, европротокол составлять нельзя);
  • «нет» в пункте о медицинском освидетельствовании;
  • «нет» в пункте об ущербе другим транспортным средствам;
  • данные очевидцев с Ф.И.О, адресом и номером телефона;
  • «нет» в пункте о составлении протокола сотрудниками ГИБДД (даже если они сами являются участниками аварии);
  • информацию об обеих машинах и их собственниках;
  • данные о страховой компании и действующем полисе ОСАГО (или «Зелёной карты» для иностранных гостей);
  • место первого удара указываете стрелкой;
  • список повреждений - видимых и скрытых, с указанием характера (трещина, скол, вмятина, разрыв);
  • предполагаемая степень вины обеих сторон;
  • подробности, описывающие момент ДТП;
  • детальная схема ДТП с направлением движения обоих ТС, позициями при столкновении и после него.
Заполнили? Проверьте и оба подпишите. Вторую страницу оформляете в гордом одиночестве, как и ваш сосед. Указываете:
  • собственное транспортное средство ("А" или "В" - вы обозначали его так при заполнении первой страницы протокола);
  • обстоятельства происшествия с кратким описанием столкновения и предшествующих ему событий (ещё раз укажите дату, время, адрес и т.д.);
  • данные того, кто управлял машиной в момент аварии;
  • в состоянии ли автомобиль передвигаться после происшествия своим ходом.
  • наличие относящихся к делу письменных материалов, фото и видео.
Автограф и дата завершают заполнение документа. Пишите спокойно, разборчиво, старайтесь избегать ошибок и исправлений любого рода, чтобы на их основании не получить отказ в возмещении ущерба. Ни одну графу не оставляйте пустой - заполняйте прочерком или буквой «Z». Не вместившееся в основное описание внесите в «Приложение». Подписи обеих сторон должны быть на всех важных моментах.

Справились? Жмите друг другу руки и отправляйтесь по домам. Не забудьте побыстрее отослать документ в офис страховщика (у вас есть 5 рабочих дней). Морально приготовьтесь к осмотрам автомобиля представителями страховой компании или иных экспертов. С ремонтом машины придётся ждать 15 календарных дней или просить разрешения у страховщика.


Когда пострадавший получит материальное возмещение, никаких претензий к виновнику по данному происшествию он предъявить не сможет, разве что подать иск, заявив о незаметном на момент аварии и проявившемся впоследствии вреде здоровью. Доказать это трудно, но некоторые любители потрепать нервы никогда не отказываются от удовольствия, поэтому при ДТП меняйтесь расписками об отсутствии претензий в будущем.

Кто поможет в составлении бумаг


Многие водители по-прежнему боятся самостоятельно оформлять европротокол из-за страха допустить ошибку, вследствие чего страховая компания откажется платить. Учить самостоятельной регистрации несчастных случаев начали в автошколах, а тем, кто не прошел спецподготовку, предлагаются услуги горячей линии и контакт-центров.

Операторы работают круглосуточно и помимо оформления документов могут помочь с поиском парковок и остановок общественного транспорта, а также подскажут, куда направить апелляцию, жалобу или предложение. Уточните свежие номера служб в своём регионе у любого автоинспектора или страховщика.


Люди до сих пор могут осуществлять свои гражданские права и вызывать ГИБДД на место происшествия. По крайней мере, теоретически. При отсутствии жертв и участии не более двух автомобилей им настоятельно рекомендуют разбираться самостоятельно, не прибегая к услугам автоинспекции.


С одной стороны, инновации облегчают жизнь водителей, устраняя дополнительный стресс от общения с не всегда лояльными представителями закона и сокращая время на процедуру оформления ДТП.

Но, сложив два плюс два, видим, что органы ДПС просто сняли с себя лишнее бремя, ибо кровавых аварий на дорогах значительно меньше, чем обычных столкновений. Сокращается нагрузка - можно уменьшить и штат сотрудников. Полицейских патрулей на дорогах станет намного меньше. Массу их функций возьмут на себя водители и камеры автоматической фиксации дорожного движения.


Экономия бюджетных средств - это, конечно, замечательно, но водители начнут в массовом порядке скрывать номерные знаки под слоем грязи и гонять, не опасаясь стационарных камер и чужих видеорегистраторов. Остановить их будет некому, а наказание за нечитаемый номерной знак смешное - можно нагло провоцировать аварийную ситуацию. В конечном итоге добропорядочные граждане на дорогах получат крупномасштабный «привет из 90-х».

Затронем и финансовую сторону. В настоящее время европротоколы дают право на возмещение потерь лишь до 50 000 рублей (в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним районах - до 400 000).

Страховщики обещают рассмотреть вопрос повышения размера выплат, а пока убеждают автовладельцев, что большинство несчастных случаев укладывается в 50 тысяч и нет никакой необходимости в большей сумме для устранения трещины в бампере и едва заметных царапин.


Да, это выход для человека на потрёпанной Ладе. Но иногда даже пустяковый несчастный случай «влетает в копеечку»: одна замена сработавших подушек безопасности может обойтись дороже, что уж говорить о повреждении дорогостоящих деталей роскошных машин. То, что не удалось покрыть страховкой, пострадавшие будут взыскивать с виновника. Через суд или бандитов.


Законодательные органы, минфин и страховщики продолжают дорабатывать правила и расчёты в рамках регистрации мелких аварий по европротоколу. Планы на ближайшее будущее содержат три важных нововведения.
  1. Действие такого протокола распространится на ДТП с участием больше двух машин.
  2. Его можно будет оформлять, даже если водители не пришли к согласию в определении виновника аварии и её обстоятельств.
  3. С 1 июля 2018 года сумма выплат в большинстве регионов Российской Федерации должна увеличиться с 50 до 100 тысяч рублей. Но это положение будет действовать при условии наличия в транспортных средствах современного оборудования и мобильных приложений, которые в некотором смысле должны заменить ГИБДД, осуществляя «привязку» к месту ДТП и сообщая страховщику об аварии в режиме реального времени.


Многих россиян беспокоит то, что всё это может спровоцировать хаос на дорогах. Автовладельцев приучают к независимости и добропорядочности, но найдётся масса желающих получить страховку «на ровном месте» и намеренно создающих аварийную ситуацию.

Маловероятно, что подобные прогрессивные инновации понравятся добропорядочным водителям. Зато сотрудники дорожной полиции в восторге - нагрузка на них снизилась в разы, что не может не радовать, особенно с учетом некоторого сокращения персонала. Они больше всех заинтересованы в продвижении и развитии новой практики, ибо с ростом автомобильного парка страны количество «мелких» дорожно-транспортных происшествий только за одно десятилетие после введения ОСАГО увеличилось в несколько раз.

Несмотря ни на что, популярность европротокола растёт. По данным РСА, если до введения поправок в правила дорожного движения (в частности, в порядок регистрации дорожно -транспортного происшествия) его использовали ежемесячно около 12 тысяч участников ДТП, то в настоящее время (по данным на конец 2017 - начало 2018 года) их количество выросло до 38 тысяч в месяц.

Доля несчастных случаев, зарегистрированных по европейскому протоколу в Москве, до июля 2017 года составляла около 6%, а уже в октябре превысила 21%. На данный момент в некоторых регионах РФ цифра достигает 46-55%, а к середине 2018-го, по прогнозам, должна дойти до 62-68%.

Видео о том, как оформить европротокол без ошибок:

Всё большее распространение получает оформление аварий без участия сотрудников ГИБДД, когда водителям приходится действовать самостоятельно.

Но к сожалению, не все автовладельцы знают, как правильно самим оформить ДТП. И зря. Потому что это очень удобная вещь, но неграмотное оформление аварии чаще всего приводит к невозможности получить возмещение по страховке.

Европротокол что это, как он работает, как проходит возмещение и какие подводные камни могут быть – всё это вы узнаете из этой статьи. Готовы? Поехали!

Европротокол – это оформление водителями документов о ДТП без вызова автоинспекторов. То есть это возможность для водителей самостоятельно для получения возмещения по . Действует на всей территории Российской Федерации.

Главный плюс европейского протокола – не надо ожидать приезда ГИБДД и заполнения бумаг. А также не придётся платить за нарушение ПДД . От этого выигрывают и другие водители, ведь попавшие в аварию могут практически сразу освободить дорогу, а значит, не будет пробки.

В каких случаях можно применять Европротокол

Оформить без участия работников ГАИ можно не всякую аварию. Должны быть соблюдены все следующие условия:

  • в аварию попало только два автомобиля , и кроме них ничего не повреждено;
  • нет пострадавших людей;
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО или «Зелёной карте»;
  • участники происшествия имеют одинаковый взгляд на обстоятельства случившегося, виновность, размер ущерба.

А также стоит вызвать полицию, когда оппонент ведёт себя не адекватно, угрожает или . Кроме того, существует ограничение по сумме, необходимой на ремонт повреждений. Об этом читайте в подзаголовке: «Какая сумма выплаты».

Возможно оформление аварии с участием аварийного комиссара, но при этом теряется смысл Европротокола: сделать всё быстро и самостоятельно, и разъехаться.

Как выглядит документ для оформления ДТП самостоятельно

Единственным документом о ДТП для получения компенсации по «автогражданке» при Европротоколе является Извещение о ДТП, из-за чего часто сам документ называют не «Извещением», а «Европротоколом». Кстати, заполнять его необходимо и при оформлении ДТП сотрудниками полиции.

Форма его утверждена приказом МВД №155. Стандартный комплект включает в себя два соединённых бланка, с самокопирующейся стороной и инструкцию по заполнению. Как правило, синего цвета.

Лицевая сторона – самокопирующаяся, заполняется участниками ДТП совместно. Оборотная – каждым водителем по отдельности. В документе указывается сведения об участниках аварии, обстоятельства случившегося, схема ДТП, характер повреждений. Обязательны подписи участников, а при Европротоколе – и признание вины одним из них.

Где взять бланк Европротокола

Два комплекта бланков Извещения бесплатно выдаются каждому страхователю при покупке полиса ОСАГО. Если у вас почему-либо сейчас нет этих бланков, вы можете их также бесплатно получить в любом представительстве СК.

Для фиксации одного ДТП достаточно одного комплекта Извещения, причём неважно, кто из водителей его предоставит. В случае необходимости, его можно попросить у проезжающих мимо водителей или взять в ближайшем офисе СК.

Можно ли распечатать Европротокол самому

Образцы бланков находятся в свободном доступе. Их можно скачать с официального сайта РСА или . Причём самостоятельно распечатанные бланки имеют такую же силу, как и выданные СК, потому что нет никаких нормативных документов по внешнему виду и способу заполнения бланков, за исключением приказа, утвердившего форму.

То есть ДТП можно оформить и на самостоятельно распечатанных бланках. Но делать так я не советую, потому что:

  1. оригинальные бланки – самокопирующиеся , то есть писать придётся на них в два раза меньше, и отсутствует вероятность расхождения информации между двумя листами;
  2. СК может придраться к «неправильным» документам . Конечно, такие придирки незаконны, но вам ведь не нужны лишние проблемы, верно?

Какая сумма выплаты

Сейчас при самостоятельном оформлении документов по аварии страховая компания выплатит сумму, не превышающую 50 000 р. Исключение сделано для аварий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской области и Ленинградской области, когда может применяться так называемый безлимитный Европротокол.

Водители, попавшие в аварию на территории упомянутых субъектов, могут рассчитывать на возмещение до 400 000 руб., если они предоставят СК фото или видеозаписи происшествия и повреждений, а также координаты происшествия, зафиксированные с использованием системы ГЛОНАСС. Стоит отметить, что регион регистрации ТС или его владельца значения не имеет.

Примечание. С октября 2019 года безлимитный Европротокол будет действовать на таких же условиях уже по всей стране.

Чем опасен Европротокол?

Водители, зафиксировавшие аварию оформлением Европротокола, не могут требовать от страховой компании свыше указанных сумм. Ну разве что докажут в суде, что их заставили подписать Европротокол против их воли, что, поверьте, непросто. Поэтому очень важно помнить до какой суммы без ГИБДД составляется извещение. Если возмещения на восстановление авто не хватит, требования можно предъявлять только к виновнику.

Поэтому и виновнику, и потерпевшему нужно как следует подумать, покроет ли выплата в 50 тыс. руб. повреждения или нет. Если есть сомнения, пусть аварию оформят должностные лица.

Примечание. Стражи порядка вполне законно могут отказаться выехать на место происшествия, если нет пострадавших. Обычно участникам мелких аварий предлагаются два варианта:

  • оформить Европротокол ;
  • приехать на ближайший пост ГИБДД для фиксации аварии там уже с участием должностных лиц.

Исключение сделано для случаев, когда человек, получил при аварии телесные повреждения, которые проявились после оформления ДТП. В таком случае он имеет право на обращение в СК причинителя вреда для получения компенсации за .

Сроки подачи заявления и выплаты

В этом смысле Европротокол ничем не отличается от получения выплаты в обычном порядке. Те же 5 суток на направление Извещения своему страховщику, причём виновник тоже обязан сделать это, иначе ему грозит регресс.

Направить на ремонт или выплатить деньги страховщик должен в течение 20 дней (считаются только рабочие), как и при любом страховом случае. Для договоров ОСАГО, оформленных после 28.04.2017, есть вариант возмещения, когда автовладелец по договорённости со страховщиком самостоятельно организует ремонт на станции автотехобслуживания, с которой у СК заключён договор. В таком случае выплата должна быть сделана не позже 30 дней.

Получение возмещения

Всего существует два варианта получения компенсации:

  • ремонт на автотехстанции , с которой у СК заключён договор, оплачиваемый СК;
  • выплата денежных средств.

Для полисов ОСАГО, приобретённых с 28 апреля 2017 года для легковых авто, принадлежащих гражданам, действуют новые правила получения возмещения. Теперь возмещение по умолчанию можно получить только в натуральном виде.

Ремонт по Европротоколу

Возможны два способа осуществления ремонта:

  • страховая направляет ТС на ремонт , который сама оплачивает;
  • потерпевший по согласию со страховщиком сам отправляет своё авто на ремонт , платит за него опять же страховщик.

В обоих случаях станция техобслуживания выбирается потерпевшим из списка, предложенного СК. При осуществлении урегулирования убытков по одному из этих вариантов износ ТС не учитывается, в отличие от всех остальных способов получения компенсации.

В исключительных случаях, можно получить и денежную компенсацию. По Европротоколу это могут быть такие ситуации:

  • стоимость ремонта оказалась больше лимита компенсации по Европротоколу;
  • страховщик не может организовать ремонт на СТО , соответствующей требованиям нормативных и правовых актов;
  • потерпевший является инвалидом , который имеет ТС в соответствии с медицинским показаниями;
  • по письменному соглашению со страховщиком.

Отдельного рассмотрения, на мой взгляд, является первый пункт, так как он является наиболее типичным при оформлении Европротокола.

Если ущерб больше суммы по Европротоколу

Как я уже писал, для большинства случаев максимальная выплата при самостоятельном оформлении дорожного происшествия составляет 50 000 р. И случается так, что водители неверно оценивают ущерб на месте аварии, при детальном осмотре выявляются скрытые повреждения, и сумма ущерба превышает допустимую по Европротоколу. Требовать больше установленной законом суммы со СК нельзя. Поэтому возможны два варианта:

  • ремонт на СТО от страховщика со своей доплатой (которую потом можно потребовать с виновника в гражданском порядке);
  • получение денежной компенсации . Но при этом выплата будет произведена с вычетом износа.

Какой вариант предпочесть надо смотреть отдельно по каждой ситуации.

Если виновник не направил страховщику Извещение

Эту ситуацию надо рассмотреть в двух сторон: для виновника и потерпевшего. Если причинитель вреда не выполнил свою обязанность по направлению своему страховщику принадлежащей ему части бланка извещения совсем или не вовремя принёс её, то он по пп. «ж» п. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об ОСАГО» получит регрессное требования от СК. Все деньги, затраченные ей на возмещение ущерба, должен будет заплатить ей причинитель вреда.

Для потерпевшего это не должно играть никакой роли. Если он выполняет свои законные обязанности, он вправе получить компенсацию. Он не обязан отвечать за действия второй стороны. Выяснять отношения с виновником должна СК.

Так что, если СК отказывает урегулировать убытки, потому что виновная сторона не предоставила бланк Извещения, знайте, это незаконно. И получить возмещение можно.

Что делать если виновник не едет в страховую

То же касается и непредставления автомобиля для осмотра. От действий оппонента не должен страдать потерпевший. Виновник не показал автомобиль СК по её требованию – получит регресс.

Потерпевшего это не должно касаться. Он предоставил необходимые документы – имеет право получить возмещение.

Отказ в выплате

Сначала необходимо понять, почему именно СК отказывается компенсировать ущерб. Обычно, при Европротоколе страховщики приводят один из этих доводов в качестве обоснования отказа:

  • ошибки в заполнении Извещения;
  • неисполнение виновником положенного по закону.

Если Европротокол заполнен действительно с ошибками (что достаточно часто бывает, когда водители заполняют его первый раз, волнуются), то самым простым и эффективным методом разрешения этой проблемы будет договориться с оппонентом и вместе с ним заново переписать Извещение.

Очень редко СК придираются к мелким недочётам, не влияющих на правильность оформления документа. Это уже неправомерный отказ.

А также наиболее распространена вторая упомянутая выше причина – причинитель вреда не показал свой автомобиль, не сдал Извещение и т. п. Эти обстоятельства не дают законной причины, чтобы отказать в компенсации, поэтому придётся добиваться справедливости жалобой, досудебной претензией, и, возможно, тяжбой. Но закон на вашей стороне, поэтому не сомневайтесь в победе над страховщиком в суде.

Бывают и случаи, общие для любого порядка оформления ДТП, например, когда страхователь не уведомил в срок СК. Все эти случаи также разобраны в статье, на которую дана ссылка выше.

  • пользуйтесь Европротоколом , это действительно быстро и удобно;
  • правильно оценивайте ущерб , в случае сомнений откажитесь от упрощённого оформления;
  • внимательно изучите, как правильно писать Извещение , тщательно проверяйте правильность его составления. Инструкция всегда прилагается к бланкам;
  • не забывайте о необходимости направить извещение в СК, обязательной для каждого из участников;
  • помните об обязанности предоставить авто для осмотра . Ремонтировать ТС до окончания срока в 15 дней с даты аварии (без учёта нерабочих) нельзя.

Заключение

Теперь, думаю, вы хорошо представляете, что такое Европротокол, и когда его действительно стоит применять.

А вам приходилось самостоятельно фиксировать ДТП? Или, может, у вас возникли вопросы по теме материала? И в том и другом случае для общения есть форма комментариев. Пишите смело!

Видео-бонус: 5 жёстких случаев похищения трупа .

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про самостоятельное оформление дорожно-транспортного происшествия с помощью специального приложения российского союза автостраховщиков "ДТП.Европротокол ".

Напомню, что использование мобильного приложения позволяет без участия сотрудников ГИБДД оформлять аварии, участники которых имеют разногласия или хотят получить расширенные выплаты по ОСАГО до 400 000 рублей.

В каких случаях нужно мобильное приложение?

Самостоятельное оформление ДТП без ГИБДД в 2020 году (c 1 октября 2019 года) возможно при соблюдении следующих условий (в соответствии с законом " "):

  • В ДТП участвуют 2 автомобиля.
  • Оба водителя имеют действующий страховой полис ОСАГО.
  • Вред причинен только транспортным средствам.
  • Водители не имеют разногласий по обстоятельствам ДТП и перечню повреждений.
  • Максимальная выплата составляет 100 000 рублей.

Если все перечисленные выше условия соблюдаются, то использовать приложение не нужно . Достаточно заполнить бланк извещения о ДТП.

Использование приложения при самостоятельном оформлении аварии является обязательным в следующих случаях:

Обратите внимание, условия а и б не могут комбинироваться:

Например, ущерб по ДТП составляет 300 000 рублей (условие б) и водители имеют разногласия по поводу повреждений автомобилей (условие а). В этом случае даже при наличии приложения самостоятельное оформление ДТП невозможно.

В описанной ситуации пострадавший сможет получить выплату только в пределах 100 000 рублей. Для полной компенсации ущерба необходимо вызывать ГИБДД.

Во всех прочих случаях для оформления ДТП придется обратиться в ГИБДД :

  • В ДТП участвуют 3 или более автомобилей.
  • Один из водителей не имеет ОСАГО.
  • Причинен вред жизни, здоровью, имуществу (кроме транспортных средств) и т.п.
  • Водители имеют разногласия и стоимость ремонта превышает 100 000 рублей.

Несоответствие закона "Об ОСАГО" и ПДД

Выше рассмотрены условия самостоятельного оформления ДТП с точки зрения закона "Об ОСАГО". Данные изменения начали действовать . Однако соответствующие изменения в правила дорожного движения были внесены только .

2.6 1 . Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Еще раз напомню, что закон "Об ОСАГО" позволяет с помощью приложения самостоятельно оформить ДТП в двух случаях:

а) Водители имеют разногласия по обстоятельствам ДТП и перечню повреждений.

б) Водители хотят увеличить максимальную выплату до 400 000 рублей.

Таким образом, с 8 декабря 2018 года несоответствие ПДД и закона "Об ОСАГО" устранено и водитель может использовать приложение в двух перечисленных выше случаях.

Установка приложения

Прежде чем переходить к установки приложения следует убедиться в том, что смартфон имеет следующие функции:

  • Определение собственных координат по GPS и/или ГЛОНАСС.
  • Камеру не менее 3 мегапикселей.
  • Доступ в интернет для передачи данных.

Приложение для Android

Минимальная версия Android 4.2 .

Приложение для iOS

Минимальная версия iOS 10.0 .

Регистрация в ДТП.Европротокол

Примечание. В рамках данной статьи будет рассматриваться приложение ДТП.Европротокол для Android, однако на iOS последовательность действий аналогичная.

Первое действие, которое следует выполнить в приложении, - это регистрация собственного аккаунта . Аккаунт понадобится водителю для того, чтобы использовать приложение для оформления ДТП. Обратите внимание, начать оформление ДТП можно и без регистрации, однако в описании приложения говорится о том, что без регистрации передача данных в РСА невозможна. То есть зарегистрироваться придется в любом случае и лучше сделать это заранее.

Для регистрации Вам потребуются:

  • свидетельство о регистрации ТС;
  • страховой полис ОСАГО.

Рассмотрим регистрацию по шагам:

1. Войдите в приложение.

3. Нажмите на кнопку "Зарегистрироваться".

Вы окажетесь в разделе, где необходимо ввести информацию для регистрации:

а) Логин - может быть любым.

б) Пароль.

Рекомендую Вам записать логин и пароль приложения на небольшой лист бумаги и положить его в автмобиль вместе с полисом ОСАГО. А еще лучше - скрепите степлером полис и лист с данными для авторизации . В случае ДТП водителю не придется искать логин и пароль приложения, т.к. они будут вместе со страховкой.

в) Данные о транспортном средстве (из свидетельства о регистрации):
- номер автомобиля в формате А123АА777;
- VIN номер.
- номер кузова (у легковых автомобилей обычно совпадает с VIN).
- номер шасси (рамы).

г) Данные полиса ОСАГО:
- серия (3 буквы);
- номер (10 цифр).

д) Способ подтверждения (телефон или email).

Нужно ввести номер телефона или адрес электронной почты, к которым у Вас есть доступ, т.к. именно на указанные данные будет выслано письмо активации.

Примечание. Если Вам когда-то придется оформлять ДТП через приложение, то на email или телефон, указанный на этом шаге, придет уведомление об успешной отправке данных. Т.е. желательно указывать те контактные данные, к которым у Вас будет доступ во время управления автомобилем.

После этого на экране приложения все желтые знаки вопроса должны смениться зелеными галочками. Это означает, что все необходимые данные введены. После этого на экране появляется кнопка "Отправить".

Остается нажать на эту кнопку и дождаться электронного письма или смс-сообщения со ссылкой для активации аккаунта.

Еще раз напоминаю, что логин и пароль для доступа следует сохранить , т.к. перед оформлением ДТП в приложении нужно будет авторизоваться.

Порядок оформления ДТП через приложение

Внимание! Данные через приложение должны быть переданы в систему обязательного страхования в течение 60 минут с момента ДТП ().

В соответствии с логикой приложения порядок оформления ДТП должен быть следующим:

1. Заполнение бумажного извещения о ДТП (Европротокола).

2. Фиксация информации через приложение (в том числе фотографирование извещения из пункта 1 и транспортных средств на месте происшествия).

3. Освобождение проезжей части.

Однако требования правил дорожного движения говорят об ином. Следует:

1. Зафиксировать расположение транспортных средств и повреждения на фото или видео.

2. Освободить проезжую часть.

3. Заполнить извещение о ДТП.

Если водитель не хочет нарушать требования правил и при этом хочет воспользоваться приложением РСА, то ему следует поступить следующим образом :

1. Через приложение РСА сделать фотографии на месте происшествия.

2. Освободить проезжую часть.

3. Оформить извещение о ДТП.

4. Вновь вернутся к приложению РСА для ввода информации, которую невозможно было ввести на шаге 1. В том числе для фотографирования извещения из пункта 3.

Инструкция по использованию приложения

Шаг 1. Подумать, требуется ли приложение для оформления?

Выше в данной статье речь шла о том, что приложение в настоящее время имеет смысл использовать только при возникновении ДТП, где величина ущерба превышает 100 000 рублей или у водителей есть разногласия.

В прочих случаях приложение не потребуется.

Также на данном шаге следует проверить, что выполняются все условия для самостоятельного оформления ДТП, а также обсудить со вторым водителем, имеют ли место разногласия по поводу обстоятельств аварии или повреждений автомобилей.

Кроме того, следует убедиться в следующем:

  • VIN номера транспортных средств доступны для фотографирования. Например, если один из автомобилей старый и VIN номер поврежден коррозией, то Вам не удастся сделать соответствующие фотографии. А они являются обязательными в приложении.
  • Смартфон находит координаты указанного места. Например, если ДТП произошло в тоннеле или в подземном паркинге, то с определением координат могут возникнуть проблемы. А они являются обязательными для оформления.
  • Убедитесь, что на месте ДТП достаточно света для проведения фотосъемки. Например, ночью качество фотографий может быть таким, что страховщики не смогут на них ничего рассмотреть. При таком раскладе лучше вызвать ГИБДД.

Шаг 2. Проверка полиса второго водителя

Для проверки страховки на данном шаге требуется доступ к интернету.

1. Зайдите в приложении.

2. Нажмите на кнопку "Проверить полис ОСАГО".

3. В следующем окне можно выбрать проверку страховки по (такие коды размещаются на всех полисах с 1 января 2018 года), либо ввод данных вручную.

4а. Если выбран способ проверки по QR-коду, то наведите камеру телефона на угол полиса. Произойдет сканирование кода.

4б. В случае ручного ввода введите серию и номер страховки второго участника ДТП.

5. Нажмите кнопку "Проверить" и ожидайте результата.

Примечание. Если полис второго водителя не пройдет проверку, то следует вызвать ГИБДД, т.к. самостоятельное оформление документов невозможно.

Шаг 3. Фотографии места ДТП

1. Вернитесь на главный экран приложения.

2. Нажмите на кнопку "ДТП. Европротокол".

3. Введите логин и пароль и нажмите на кнопку "Войти".

Однако помните о том, что данные должны быть переданы в течение 60 минут .

4. Нажмите на раздел "Проверка условий европротокола".

5. Еще раз убедитесь, что все условия выполняются, и нажмите на кнопку "Подтверждаю".

6. Введите даты выдачи Вашего полиса и полиса второго водителя и нажмите на нижнюю кнопку "Подтверждаю".

Вы попадаете на экран, содержащий перечень фотографий, которые следует сделать.

7. Сделайте 3 фотографии для раздела "Общий план взаимного расположения". Следует обойти машины по кругу и сфотографировать их с разных сторон. При этом желательно, чтобы на фото попали дорожные знаки, разметка и прочие элементы, которые помогут выявить виновника происшествия.

8. Сделайте фотографии поврежденных деталей каждого из автомобилей.

Например, если на Вашем транспортном средстве повреждена левая фара, то следует нажать на кнопку "+" справа от пункта "Поврежденные детали вашего ТС", в открывшемся списке выбрать пункт "Фара левая". После этого появятся 2 поля для фотографий: "Общий план" и "Крупный план".

Фотографию общего плана следует сделать с нескольких метров от автомобиля, фотографию крупного плана следует сделать вблизи от машины (чтобы были видны трещины, царапины, сколы и т.п.).

Шаг 4. Заполнение извещения

После того, как все необходимые фотографии сделаны, следует освободить проезжую часть и заняться оформлением извещения о ДТП.

Обратите внимание, не следует удаляться от места происшествия, т.к. на данном этапе приложение еще не зафиксировало координаты.

Шаг 5. Фотографии в приложении

1. Сфотографируйте заполненное извещение (лицевую сторону).

2. Сфотографируйте VIN-номера транспортных средств. У многих современных автомобилей VIN размещается под лобовым стеклом, именно его и следует фотографировать.

Если таблички под стеклом нет, то можно поискать ее в прочих местах. Например, зачастую табличка размещается на центральной стойке за передней пассажирской дверью.

3. В случае необходимости сделайте фотографии транспортного средства свидетеля или иные фотографии. Они не являются обязательными.

4. Нажмите на кнопку "Продолжить".

5. На следующем этапе приложение определит координаты происшествия с помощью GPS или ГЛОНАСС. Кроме того, следует ввести адрес места ДТП в соответствующее поле.

6. Экран "Дополнительные данные" отображает информацию о дате и времени происшествия. Также там можно ввести собственный комментарий.

7. На этом оформление ДТП через приложение закончено. Остается лишь отправить информацию в базу данных РСА. Для этого следует нажать на кнопку "Отправить".

8. После того, как данные будут переданы в РСА, информация об этом отобразится в приложении. Кроме того, подтверждение будет направлено на электронную почту или на номер телефона (смс), указанные при регистрации в приложении. В сообщении должен содержаться номер события, его следует сохранить.

Обратите внимание, использование приложения не освобождает водителей от обязанности предоставить извещения в страховую компанию в течение .

Что касается информации, сохраненной через приложение, то страховщики должны получить доступ к ней самостоятельно. Дополнительные действия от водителя не требуются.

В завершение хочу отметить, что использование приложения позволяет существенно увеличить размер выплат при самостоятельно оформлении ДТП. Поэтому рекомендую установить приложение ДТП.Европротокол и изучить его функции. Однако будьте готовы к тому, что приложение удастся использовать далеко не во всех случаях, т.к. его работа зависит от многих технических факторов (сигнал GPS, наличие Интернета и т.п.). Если приложение "откажется" работать, то придется воспользоваться традиционным оформлением аварии через ГИБДД.