» »

Принцессу Диану могли спасти? Загадка смерти Леди Ди. Диана, принцесса Уэльская

23.10.2019
Принцесса Диана в объективе Энни Лейбовиц

«Это не несчастный случай, – во всеуслышание заявил Мохаммед Аль-Файед после того, как узнал о смерти своего сына Доди и его возлюбленной принцессы Дианы, – Все было подстроено. И это было убийство». Слова раздавленного горем родителя можно было бы списать на состояние аффекта, вот только с 31 августа 1997 египетский миллиардер в течение почти пятнадцати лет упорно стоял на своем. Ведь на его стороне были факты – странные, неудобные для официального следствия, путающие всю цепочку событий той ночи и почему-то никем не учтенные.

Отец Доди Аль-Файеда прибывает на слушания по делу смерти принцессы Дианы и его сына, 18 февраля 2008 года

Официально расследованием Дианы занимались дважды – во Франции (в 1999) и в Великобритании (в 2008). Оба они пришли к неутешительным и довольно поверхностным выводам. Суммировать их можно так: трагедия произошла из-за крайне неосторожного вождения Анри Поля (водителя «Мерседеса»), в чьей крови был обнаружен алкоголь, из-за неисправности ремней безопасности, а также ввиду безответственного поведения папарацци, из-за которых месье Полю пришлось превысить скорость.

Судья лорд Бейкер возле места преступления, 8 октября 2007 года

Расследование было возобновлено Великобританией в связи с новыми подробностями той аварии

Между тем, спустя 20 с лишним лет накопилось достаточно данных, а также разных гипотез, подтверждающих, что сценарий аварии в тоннеле моста Альма, мог быть совсем не тем, каким его представили французские и британские следователи. Все они призваны доказать, что смерть Дианы не была случайной и лежит на совести высших британских кругов (в том числе, и королевской семьи). Уж слишком много знала Леди Ди и уж слишком безответственно себя вела.

Протестующий с транспорантом "Их убили" возле Королевского судного двора, 12 декабря 2007 года

Число таких теорий уже давно перевалило за сотню, но мы отобрали самые интересные из них – от тех, что вполне имеют право на существование до абсолютно фантастических. А заодно рассказали, как их «парирует» официальное расследование.

Представитель лондонской полиции лорд Стивенс демонстрирует доклад о выводах повторного расследования смерти принцессы Уэльской. Доклад занимает более 800 страниц и дает объяснение десятку теорий заговора, выдвинутых Мохаммедом Аль-Файедом и его сторонниками, 14 декабря 2006 года

Анри Поль не был пьян и в ту ночь выполнял задание MI6

Как правило, первым, кто попадает под микроскоп при расследовании аварии, становится водитель. Так случилось и в тот раз. Анри скончался на месте, а когда французское следствие объявило о том, что уровень алкоголя в крови водителя принцессы в три раза превышал норму, заключение показалось всем настолько неправдоподобным, что многие тут же принялись гадать, что за этим заявлением стоит на самом деле.

Единственный снимок папарацци, сделанный незадолго до аварии 31 августа 1997 года

Действительно, могли ли Диана, ее телохранитель Тревор Рис-Джонс и Доди Аль-Файед на самом деле подвергнуть себя риску и сесть в машину, за рулем которой находится человек, выпивший, по оценкам британского следствия, по меньшей мере, 5 бокалов аперитива Ricard?

Так появились мысли о том, что Анри на самом деле не потреблял в ту ночь алкоголь, а официальная версия была сфабрикована только для того, чтобы скрыть факт его службы на MI6. Мол, британская разведка поручила ему подстроить аварию и убить таким образом принцессу и ее любовника, а так как самому Анри спастись не удалось, следствие и выдумало байку о том, что он был пьян.

Похороны Анри Поля, 20 сентября 1997 года

Между тем, расследование службы столичной полиции Лондона так и не выявило никаких доказательств того, что Анри Поль действительно работал на британских спецагентов. Факт единичного подкупа француза также исключался, ведь шансы пережить такую аварию для неподготовленного человека равны нулю. Более того, Metropolitan Police установила, что в ту ночь Анри Поль и вовсе не подозревал о том, что ему предстоит ночная смена у Дианы и Доди. Его рабочий день закончился в 7 вечера, и только через пару часов ему позвонила служба отеля Ritz с поручением отвезти высокопоставленных клиентов в ресторан.

Ресторан, кстати, Доди Аль-Файед поменял в самый последний момент (так как у предыдущего уже столпились папарацци). Соответственно, изменился и маршрут. Так что спланировать водителю грамотную операцию по устранению принцессы в ту ночь было уж точно невозможно – слишком мало было данных.

Похороны принцессы Уэльской, 6 сентября 1997 года

Что же до алкоголя в крови, то позднее еще несколько тестов подтвердили, что месье Поль действительно выпил в ту ночь больше, чем положено по закону, что в принципе вполне состыкуется с тем фактом, что его смена подошла к концу задолго до того, как его вызвали на сверхурочное задание. Между тем, вопрос о том, почему никто из службы Ritz или пассажиров Mercedes не учуял запаха алкоголя от водителя и доверил ему везти принцессу, остается открытым.

К слову, в работе на MI6 обвинялся и телохранитель Дианы Тревор Рис-Джонс, который как раз-таки выжил, но никаких подробностей из-за черепно-мозговой травмы не запомнил. Согласно версии, которая была представлена бывшим британским разведчиком Ричардом Томлинсоном, его физическая подготовка вполне позволяла ему пережить аварию, а «сфабрикованная» амнезия послужила отличным подспорьем для того, чтобы не рассчитывать на него, как на свидетеля.

Охранник принцессы Тревор Рис-Джонс прибывает на слушания в Высокий суд Лондона, 24 января 2008 года

Диану убила королевская семья из-за того, что она была беременна от мусульманина

Эту версию также отстаивает Мохаммед Аль-Файед. По его мнению, информация о романе бывшей невестки с мусульманином настолько разгневала королевскую семью (мол, не может мать будущего короля связать свою жизнь с представителем исламской веры), что некоторые ее представители – прежде всего, принц Филипп и сестра Дианы Леди Сара Маккоркодейл – решили вмешаться. Более того, по показаниям отца Доди и некоторой прислуги из его виллы, Диана ждала от любовника ребенка, и 1 сентября пара вместе с новостью о помолвке собиралась объявить еще и об этом.

Диана и Доди Аль-Файед на отдыхе в Сен-Тропе, июль 1997 года

Бастард, рожденный матерью будущего короля Великобриании от мусульманина - для британских royalties это было бы уже слишком

Metropolitan Police привела на обвинения Мохаммеда сразу несколько контраргументов. Во-первых, Диана к этому моменту уже владела искусством общения с прессой, и не в ее стиле было рассказывать о столь громких новостях из своей жизни без предварительной подготовки. Никакой подготовки к возможной пресс-конференции в тот период проведено не было.

Доди Аль-Файед в Канаде, 20 марта 1997 года

30 августа Доди Аль-Файед действительно посетил ювелирный бутик Alberto Rossi, однако, судя по записям с камер видеонаблюдения, вышел оттуда только (!) с каталогом. Особо дотошные подсчитали: Диана и Доди были знакомы всего семь недель, а судя по расписанию обоих, вместе они провели не более 23 дней – не самый почтенный срок для объявления помолвки. И для того, чтобы напугать королевскую семью, ведь Диана и раньше встречалась с представителем мусульманской веры.

Его звали Хаснат Хан. Он работал кардиологом в одной из лондонских больниц и встречался с принцессой в течение двух лет. Тогда Диана всерьез подумывала о том, чтобы связать с пакистанским врачом жизнь и сменить ради него вероисповедание, и, как выяснило следствие, даже принц Чарльз дал ей свое благословение на этот брак. Да и могло ли быть иначе? Ведь, несмотря на их расставание, принц Уэльский все равно никак не мог воссоединиться со своей возлюбленной Камиллой , а потенциальное счастье Дианы вполне могло бы избавить его от народной ненависти и дать ему шанс на спокойную жизнь с любимой женщиной.

Доктор Хаснат Хан, начало 1997 год

Что же до беременности Дианы, то о ней Мохаммед объявил только в 2001 году, – согласитесь, слишком важная информация, чтобы утаивать ее в течение трех с половиной лет (разумеется, только если это не очередная уловка, чтобы возобновить расследование). Но, несмотря на скептицизм, следователи проверили и эту версию. Анализ крови принцессы на ХГЧ был отрицательный. К тому же, судя по показаниям ее друзей, Диана не стремилась выйти за Доди замуж и тщательно следила за контрацепцией.

С другой стороны, версия о том, что от Дианы избавились за ее излишнюю влюбчивость, продолжала крепнуть в умах. Во время судебных слушаний в 2007 году представитель Мохаммеда Аль-Файеда Майкл Мэнсфилд зачитал перед присяжными список предполагаемых любовников Дианы, основанный на показаниях личного секретаря принцессы Майкла Гиббонса. В «списке Мэнсфилда» прозвучало четыре имени, а завершало его ироничное «и так далее…», что намекало на то, что на самом деле число мужчин Леди Ди не поддается адекватному вычислению (читайте также: Любимые мужчины принцессы Дианы). В любой другой ситуации подобные сведения могли сыграть против принцессы Уэльской, но на этот раз они стали частью обвинения против королевской семьи и британских властей и представлены в качестве возможного мотива убийства леди Спенсер.

Известный британский доктор Джон Лоуджери возле здания Высокого суда, 27 апреля 2007 года

Диану убил журналист (и он тоже работал на британскую разведку)

Еще одна «мистическая» история, витающая вокруг, парижской трагедии связана со стареньким белым «Fiat Uno», чьи следы были обнаружены криминалистами на месте столкновения «Мерседеса», в котором находилась принцесса. По словам очевидцев, «Фиат» в тоннеле действительно был, однако после аварии машина мгновенно скрылась с «места преступления»… и в пределах Парижа ее уже не нашли (или плохо искали?).

Подозрение сразу же пало на французского фотографа Джеймса Андонсона, который ранее фотографировал пару на вилле Аль-Файедов в Сен-Тропе и владел точно таким же белым «Фиатом». По версии отца Доди, авария могла произойти из-за того, что машина Андонсона «подрезала» «Мерседес», в результате чего водитель не справился с управлением и врезался в стену тоннеля.

Предполагаемый виновник аварии - фотограф Джеймс Андерсон - с супругой. На заднем плане - такой же белый "Фиат", который "подрезал" автомобиль Дианы и Доди

Сам же Андонсон свою причастность к трагедии всецело отрицал. По его словам, машиной он давно не пользовался, да и не в том состоянии она была (ей шел уже девятый год), чтобы догнать и «подрезать» «Мерседес», мчавшийся на скорости в примерно 150 километров в час. И следствие с ним согласилось. Вскоре, однако, журналист поспешил срочно продать свой «Фиат», но и это не вызвало подозрений. Следов от краски «Мерседеса» на автомобиле Андонсона обнаружено все равно не было.

Между тем, Мохаммед стоял на своем. Разведка вполне могла подкупить фотографа с большим опытом слежки за людьми, чтобы тот лишь немного толкнул машину принцессы в бок. Его жизни, в отличие от того же Анри Поля, практически ничего не угрожало.

Настоящая машина так и не была найдена, у Андонсона было какое-никакое алиби (его жена подтвердила, что в ночь аварии он был с ней в Линьере в 177 милях от Парижа, но, как известно, супруги друг против друга не свидетельствуют), так что о фотографе вскоре забыли. А вспомнили лишь три года спустя – в мае 2000 года, когда его испепеленное тело было найдено в машине, припаркованной посреди леса. В его затылке следователи обнаружили след от пули и на основании показаний друзей о том, что работа Андонсона в последние недели его сильно удручала, быстро вынесли вердикт – «самоубийство».

Ворота Кенсингтонского дворца в восьмую годовщину смерти принцессы, 31 августа 2005 года

Однако родные фотографа слова друзей поспешили опровергнуть, заявив, что Андонсон, напротив, в последнее время был в прекрасном расположении духа, и потребовали провести расследование убийства. С ними согласился и Мохаммед Аль-Файед, а также поддерживающие его конспирологи, которые выдвинули версию о том, что «суицид» фотографа – дело рук MI6, убравшего неудобного им свидетеля.

Спецслужбы убили Диану сами (без чьей либо помощи)

На самом деле, конспирологи до сих пор не определились, чья именно разведка – Великобритании, Франции или США – позаботилась об устранении принцессы Уэльской. В любом случае, в том, что в гибели Дианы виноваты спецагенты, сторонники этой теории не сомневаются. По их мнению, для секретных служб устроить такую аварию ­– дело непыльное. Достаточно лишь заранее подготовить декорации и реквизит.

Автомобиль принцессы, 31 августа 1997 года

Первое, что вызвало вопросы у следствия после аварии – это внеплановая замена «Мерседеса» принцессы. Дело в том, что весь день 31 августа Диана и Доди катались на другой машине, однако вечером техслужащие внезапно нашли в автомобиле какую-то мистическую поломку и забрали его в ремонт. Вместо этого гостям Ritz предоставили другой «Мерседес», в котором, кстати, тоже были свои неисправности (машина до этого уже побывала в аварии) – например, не работали ремни безопасности, и почему-то только на задних сидениях, где как раз располагались Диана с любовником. Принцесса, к слову, как свидетельствуют ее знакомые, всегда очень щепетильно подходила к своей безопасности, так что будь ремни исправны, она бы наверняка пристегнулась и (кто знает?), быть может, даже выжила. Ведь миновала же гибель пристегнутого охранника Дианы.

Из-за того, что машина уже переживала ДТП, водителю запретили развивать скорость больше 60 километров в час, но, как назло, в эту ночь «Мерседес» принцессы настигли папарацци (кстати, по одной из тех же теорий, это были не фотографы, а нанятые киллеры, чтобы в случае неудачи плана «А» завершить миссию), а от них на такой скромной скорости не оторвешься.

Наконец, кульминация операции – въезд машины в тоннель, в котором не работает ни одна из 14 камер. Последнее объясняется тем, что наружное наблюдение в этом районе контролируется не полицией или частными владельцами, а обществом городского транспорта Парижа – организацией, которая закрывается в 11 вечера. Камеры остаются включенными, но они ничего не записывают, и единственный шанс увидеть происходящее – это сделать так, чтобы перед монитором сидел человек. В ту ночь такого человека не было.

Потерять управление водителю «помогают»: сначала его «подрезают» (что точно доказано), а затем ослепляют яркой вспышкой света (это подтвердили свидетели). Такой прием, как позднее рассказал следствию бывший сотрудник MI6 Ричард Томлинсон, – излюбленный прием спецслужб. По его словам, этот способ разведка изобрела специально для убийства югославского лидера Слободана Милошевича в 1992 году. Хотя позднее Metropolitan Police, которой разведка специально для проверки показаний своего бывшего сотрудника любезно отворила двери своих офисов, слова мистера Томлинсона опровергла. Оказалось, что никаких планов по убийству Милошевича у британцев не было (в чем бывший агент сам позже признался). Полиция тогда нашла проект убийства другого сербского политика, однако и там никаких намеков на использование вспышки не было.

Бывший сотрудник британской разведки Ричард Томлинсон дал немало компрометирующих MI6 показаний, однако позднее был сам арестован по делу Дианы в 2006 году

Между тем, очевидцы признали, что вспышка была. А вот чего не было, так это быстро приехавшей на место аварии «скорой помощи». Врачей тогда вызывали в 12:26 ночи, а вот в больницу принцессу Диану доставили только к 2:06 – слишком медленно для столь высокопоставленной пациентки. И довольно подозрительно.

В ту ночь убить хотели Доди, а не Диану

Одна из наиболее неправдоподобных теорий, но все же и ее конспирологи выдвинули на рассмотрение. Согласно этой гипотезе, в ту ночь «целью №1» была не Диана, а Мохаммед Аль-Файед. Точнее его сын, убив которого, враги египетского миллиардера могли бы свести с ним счеты. Смерть Дианы была лишь прикрытием операции, чтоб полиция даже не думала привлекать в качестве свидетелей недоброжелателей бизнесмена.

Доди Аль-Файед, март 1997 года

За несколько лет до трагедии Мохаммед действительно успел нажить себе врагов. Он с боем заполучил для себя лондонский универмаг Harrods, был уличен в нелегальном финансировании британских консерваторов, а также выступил фигурантом нескольких уголовных дел по подозрению в хищении и мошенничестве.

Мохаммед Аль-Файед в суде, 6 января 2004 года

Правосудия египетский бизнесмен всегда избегал, но, по соображениям некоторых конспирологов, его враги вполне могли отомстить ему своими силами – устроив его наследнику аварию в парижском тоннеле.

Диана инсценировала свою смерть и сейчас счастливо живет вдали от посторонних глаз

И на десерт – самая фантастическая теория гибели Дианы, которая, однако, также имеет своих последователей. По ней, принцесса Уэльская специально инсценировала собственную смерть, чтобы начать новую жизнь вдали от папарацци, королевского двора и фанатов.

На эту мысль некоторых конспирологов-фантастов натолкнули сразу несколько фактов. Во-первых, за некоторое время до трагедии Диана не раз признавалась своим приближенным в том, что ее хотят убить – и как раз посредством организации аварии. Такие свидетельства имеются, к примеру, у дворецкого принцессы Пола Барелла, которому Диана еще в 1993 году отправила письмо, в котором призналась, что предвидит свою смерть. По ее мнению, это должна была быть авария, которая откроет Чарльзу дорогу к браку… нет, не с Камиллой. Тогда Леди Ди была уверена, что муж изменяет ей с няней их детей – Тигги Легг-Брук. Но сейчас речь не об этом.

Дворецкий Дианы Пол Барелл презентует очередную книгу о жизни принцессы. В одной из своих книг он привел фотографию той самой скандальной записки 1993 года

Быть может, именно так Диана готовила почву для собственной «гибели» и именно так подставляла ненавистного ею Чарльза? Что ж, сценарий, тянущий на качественный триллер, но все же вне сценической площадки трудно исполнимый.

Во-вторых, сторонники этой теории сетуют на то, что тело принцессы широкой публике никто так и не показал. Хоронили ее тело в закрытом гробу, и лишь немногим довелось увидеть ее в последние минуты до того, как она отправилась на уединенный остров Спенсеров в Нортгемптоншире.

Да, зная взбалмошный характер принцессы Уэльской , такая идея вполне могла ее посетить. Но чтобы она стала претворять ее в жизнь? Такой сценарий подойдет только для сумасшедших теорий заговора.

Люди по всему миру до сих пор спорят, что спровоцировало аварию, унесшую жизнь леди Ди

wikimedia

20 лет назад, 31 августа 1997 года, в Париже погибла одна из самых популярных женщин во всей мировой истории – принцесса Диана . Если бы не было той трагической аварии, сейчас ей было бы 56 лет. И кто знает, чем бы сегодня занималась эта блистательная дама, какую роль играла бы на международной арене и какое влияние оказывала на наследников английского престола. Ей суждено было остаться «королевой людских сердец», женщиной-загадкой, чьи жизнь и смерть окутаны тайнами.

Виноваты папарацци?

Официальная версия гибели Дианы выглядит так: водитель превысил скорость, не справился с управлением и врезался в тринадцатую опору моста в туннеле на парижской набережной. Пассажиры не были пристегнуты. В машине помимо Дианы находилось еще три человека: водитель, телохранитель и сын египетского миллиардера Доди аль-Файед . Водитель и Доди погибли мгновенно, Диана — спустя несколько часов на операционном столе, телохранитель остался инвалидом на всю жизнь. По его словам, что именно произошло в туннеле, он не помнит.


Что спровоцировало ДТП, точно определить не удалось и едва ли когда-нибудь удастся. Камеры видеонаблюдения, установленные в туннеле, именно в ту ночь по неизвестной причине не работали.

Не так давно принц Гарри заявил, что в смерти его матери косвенно виноваты папарацци, от которых автомобиль с Дианой и скрывался на скорости около 120 километров в час. Он подчеркнул, что люди, действия которых спровоцировали аварию, не только не оказали помощь умирающей, но и фотографировали ее последние мгновения. «Она была еще жива», – заявил принц. А журналисты, снимавшие ее умиравшей, отлично заработали на этих фото и неплохо продвинулись по карьерной лестнице. Гарри признался, что с этим ему смириться труднее всего.

Папарацци отравляли жизнь Дианы многие годы. К 1997 году она уже 5 лет не жила со своим мужем Чарльзом и год, как была в официальном разводе. СМИ приписывали ей роман с Доди аль-Файедом и даже заявляли, что леди Ди от него беременна. Журналисты преследовали ее по пятам. Многие, как и принц Гарри, считают, что именно они виноваты в том ДТП.

Водитель был пьян?

Следствие по делу об аварии в парижском туннеле пришло к выводу, что водитель был пьян. Доза алкоголя, содержавшаяся в его крови, соответствовала нескольким бутылкам вина. Конечно, в таком состоянии он не мог нормально управлять автомобилем.


Но многие исследователи смерти леди Ди считают, что версия о пьянстве водителя не выдерживает никакой критики. Во-первых, он был язвенником и уже много лет не брал в рот ни капли, а во-вторых, позже выяснилось, что помимо убойной дозы алкоголя в его крови также содержался в большом количестве углекислый газ. При этом автомобиль после столкновения с опорой в туннеле не горел.

Долгое время поклонники принцессы именно водителя считали виновником ее смерти. До тех пор, пока не появилась информация о том, что французские следователи перепутали пробирки с анализами и приобщили к делу результаты не той экспертизы. В ту же ночь, когда погибла Диана, в Париже покончил с собой некий мужчина. Он напился, а затем закрылся в гараже и завел автомобиль. Отсюда и алкоголь с углекислым газом в крови.

Заговор спецслужб?

Опросы показывают, что большая часть населения Британии не верит в случайность смерти Дианы. Одна из самых популярных версий об истинных причинах ее смерти – заговор спецслужб. Якобы, это именно агенты британской разведки спровоцировали аварию в туннеле, использовав при этом подставной автомобиль, скрывшийся с места происшествия, ослепляющую водителя вспышку, или микрочип, отключающий рулевое управление и тормоза (разные эксперты приходят к различным выводам).

След спецслужб сторонники этой теории видят и в том, что Диану очень долго везли до больницы и не очень умело «спасали» на хирургическом столе. Один из британских кардиохирургов и вовсе заявил, что мать наследников престола можно было бы спасти, если бы не несколько фатальных ошибок французских медиков.

Авторы теории неслучайной смерти принцессы заявляют, что спецслужбы действовали по заказу кого-то из членов королевской семьи. Якобы Диана слишком много знала и угрожала обнародовать порочащие британских монархов сведения, если ее не оставят в покое. А таких сведений у нее могло быть предостаточно. Кроме того, ее роман с мусульманином и намерение выйти за него замуж бросали тень на наследников престола. А тут еще и информация о беременности.

Ждала на самом деле Диана третьего ребенка или нет, неизвестно. Французские медики до отправки тела в Лондон забальзамировали его, сделав невозможными дальнейшие исследования.


Только спустя 10 лет после смерти Дианы ее дворецкий неожиданно для всех обнародовал записку. В ней леди Ди пишет, что ее бывший муж хочет организовать несчастный случай с ней, «например, отказ тормозов у автомобиля».

После 31 августа

Смерть Дианы стала настоящим шоком и для ее поклонников, и для тех, кто был равнодушен к ней. Площадь перед Букингемским дворцом завалили живыми цветами и игрушками. Похороны леди Ди в прямом эфире посмотрело больше 2,5 миллиардов человек. Песни погибшей принцессе посвятили Элтон Джон , группа «Аквариум», Мадонна , Леди Гага . Фильмы и книги о самой популярной представительнице королевской семьи продолжают выходить до сих пор. Как будто мир все еще не верит в то, что ее больше нет.


Из всех теорий заговоров последних десятилетий самыми красочными являются те, что окружают смерть принцессы Дианы. Пока ничем не доказано, что ее смерть была ничем иным, как просто трагической аварией, но есть несколько интригующих аспектов, которые не могут быть просто отброшены.

А также важно помнить, что официальное расследование смерти Дианы обнаружило, что она и Доди Аль-Файед были незаконно убиты, а не стали жертвой случайной смерти, как сообщала большая часть СМИ в свое время.

Итак, рассмотрим эти десять странных фактов о смерти «Народной Принцессы»

Замена машины в последний момент

Несмотря на то, что они использовали конкретный Mercedes в течение дня своей смерти в Париже, когда Диана и Доди вышли из отеля Ritz вскоре после полуночи утром 31 августа 1997 года, им был отправлен другой Mercedes, чтобы забрать их.

Мало того, что автомобиль был заменен в самый последний момент, но также не было никакого запасного автомобиля, как это было в течение дня, и это была стандартная практика для таких поездок в целях безопасности.

Были также споры относительно ремней безопасности и того, кто не надел их в этом последнем путешествии. Все, кто знал Диану, описывали ее как «привычного владельца ремня безопасности», и им было трудно поверить, что она не пристегнула ремень безопасности. В то же время, охранник в автомобиле Тревор Рис-Джонс, был пристегнут ремнем безопасности, хотя это необычно для охранника. Стандартная практика для них — не пристегиваться, так как это стесняет их движения.

Нет кадров видеонаблюдения по смертельному маршруту Дианы

Вместо того, чтобы выбрать кратчайший путь к квартире Доди в центре Парижа, водитель Анри Поль выбрал путь, который не только дольше, но и проходит по берегу Сены и через Понт д’Альма тоннель, где и произошла трагическая авария. Причиной тому, как говорили, было желание избежать папарацци, которые следовали за парой весь день.

Это казалось бы разумным, но учитывая, что это изменение маршрута, как говорят, было сделано в критический момент, многие люди сочли подозрительным, что все 17 камер видеонаблюдения по маршруту были либо отключены, либо вообще не работали. Следовательно, не было отснято ни одного материала об их судьбоносном путешествии — кадры, которые были бы неоценимы для определения того, что произошло в тот вечер.

Загадочный Анри Пол

Водителя Анри Пола сделали главным виновником аварии, в основном, из-за обвинений в том, что он был в состоянии алкогольного опьянения, находясь за рулем. Тем не менее, во время программы “Расследование смерти Дианы”, один медицинский эксперт за другим выразили свои серьезные сомнения как в анализах крови, которые были проведены, чтобы установить, что Пол был пьян, так и в его посмертном состоянии. По их утверждению, отчет имел более 50 основных ошибок.

Было также установлено, что Пол работал как для французской, так и для британской разведки, и тайна, окружающая его, только углубилась. Несколько крупных платежей были сделаны на его счет в месяцы, предшествовавшие тому вечеру в Париже. Ни один из этих платежей не был объяснен следствием, что привело многих к мысли, что это была плата за смерть Дианы и ее пытаются сокрыть.

Угрожающий телефонный звонок относительно запрещения наземных мин

В спорном документальном фильме «Незаконное убийство» Симона Симмондс, давний друг и соратник Дианы, рассказала о том, что она была с принцессой, когда ей позвонил “высокопоставленный государственный чиновник [Великобритании]” относительно ее продолжающейся кампании по запрещению наземных мин.

По словам Симмондс, когда Диана передала ей телефон, чтобы она могла услышать, что было сказано, она услышала, как джентльмен сказал: “Не вмешивайтесь в вещи, о которых вы ничего не знаете, потому что вы знаете, что могут произойти несчастные случаи».

Симмондс рассказала эту версию событий во время расследования смерти Дианы. Диана восприняла это как реальную угрозу и уже опасалась, что Британская разведка прослушивает ее телефонные звонки.

Кстати, спустя годы после ее смерти выяснилось, что даже у таких агентств, как АНБ, в это время были тысячи расшифровок ее телефонных звонков. Однако, они отказались обнародовать их по соображениям безопасности.

Письма, предсказавшие ее собственную смерть

В месяцы, предшествовавшие ее смерти, Диана разослала письма двум близким друзьям, ее дворецкому Полу Барреллу и ее адвокату Лорду Митчуму. В них она совершенно четко заявила, что королевская семья и ее муж “планируют ее смерть” и что это будет “автомобильная авария».


В то время как Баррелл обнародовал свое письмо и показал его в прессе, чтобы все видели, Лорд Митчем передал свое письмо начальнику полиции Лорду Кондону. Кондон скрывал письмо от общественности, как и его преемник, Лорд Стивенс, в течение нескольких лет, даже несмотря на то, что незаконно скрывать доказательства в расследованиях.

Диана оставалась в тоннеле 81 минуту

Диана не была извлечена из поврежденного автомобиля в течение почти 37 минут после аварии, несмотря на то, что на ее стороне было мало повреждений. В общей сложности она жила еще 81 минуту до прибытия скорой помощи.

Несмотря на серьезные вопросы о его поведении на месте происшествия, д-р Жан-Марк Мартино не явился на официальное расследование смерти Дианы и Доди. Это решение не только вызвало подозрение, что его действия в ту ночь были далеки от адекватных. Медицинские эксперты, давшие показания в суде, заявляют, что если бы Диана была доставлена в больницу быстрее, она вполне могла выжить.

Скорость скорой помощи

Когда скорая помощь, наконец, покинула место крушения и направилась в больницу, она двигалась с пешеходной скоростью 19 километров в час (12 миль в час). Это также было поставлено под сомнение исследователями и экспертами медицинских и аварийных служб.

Причина медлительности заключалась в том, что на борту машины скорой помощи находилось высокотехнологичное медицинское оборудование. По сути, это была мобильная операционная, позволяющая бригаде скорой помощи начать лечение, как только пациент был помещен в машину скорой помощи. Путешествие на большой скорости поставило бы эту деликатную работу под угрозу.

Печально известный белый Fiat Uno

Для некоторых таинственный Белый Fiat Uno был «дымящимся пистолетом» всего вечера. Сначала его присутствие отрицали, но на остатках Мерседеса осталась краска от Фиата, а на входе в туннель были обнаружены осколки красного стекла заднего фонаря, соответствующего Fiat Uno.

Оказалось, что произошло столкновение между Mercedes, перевозившим Диану и Доди, и белым Fiat Uno, в результате чего Анри Пол потерял контроль над автомобилем. Некоторые люди, однако, задавались вопросом, был ли Fiat Uno там специально, чтобы спровоцировать аварию.


Подозрения росли больше, когда автомобиль исчез, несмотря на общенациональный поиск. Похоже, он растворился в воздухе.Теоретики заговора указали на смерть бывшего агента MI6 Джеймса Андансона, который, по крайней мере, официально покончил жизнь самоубийством через несколько лет после смерти Дианы.

Андансон владел белым Fiat Uno, который был официально исключен как тот, что участвовал в аварии из-за того, что он был слишком старым.

Вспышка света на входе в туннель

Многие свидетели рассказывали следователям и средствам массовой информации о яркой вспышке света, которую они видели у входа в туннель за секунды, прежде чем, Mercedes врезался в 13-й столб. Многие задавались вопросом, была ли эта вспышка света преднамеренной — чтобы временно ослепить Анри Пола, чтобы он потерял контроль.

Как бы маловероятно это ни было, но… когда бывший сотрудник британской секретной службы Ричард Томлинсон раскрыл планы, которые, как он утверждал, пришли из британской разведки, чтобы убить сербского политика, метод и результат использовались такие же, как судьба, которая ждала Диану.

План говорил об использовании яркой вспышки света, чтобы ослепить водителя автомобиля, когда он вошел в туннель, и обеспечить смертельную аварию. Совпадение?

Туннель очищен и вновь открыт в течение очень быстрого времени

Трагедия произошла 31 августа 1997 года, когда автомобиль, в котором ехала принцесса Диана, при таинственных обстоятельствах врезался в 13-ю колонну туннеля под мостом Альма. Тогда всё списали на нетрезвое состояние водителя и неудачное стечение обстоятельств. Так ли это было на самом деле? Спустя несколько лет появляется перечень фактов, способных по другому взглянуть на «несчастный случай» в тот роковой день.

Неожиданностью для многих стало письмо самой принцессы Дианы, написанное ею за 10 месяцев до собственной смерти, которое в 2003 году опубликовала английская газета «Daily Mirror». Уже тогда, в 1996 году, принцессу беспокоило то, что жизнь её находится в «самой опасной фазе» и кто-то (имя скрыла редакция газеты) хочет устранить Диану, подстроив автомобильную аварию. Такой поворот событий открыл бы бывшему её мужу принцу Чарльзу дорогу для повторной женитьбы. По словам Дианы, в течение 15 лет её «загоняла, терроризировала и мучила в моральном плане британская система». «Я плакала все это время столько, сколько не плакал никто в мире, но моя внутренняя сила не позволила мне сдаться». Принцесса чувствовала неладное, как предчувствуют многие приближение беды, но действительно ли она знала о готовящемся покушении? Имел ли место заговор против леди Ди на самом деле?

Одним из первых такое развитие событий предположил миллиардер Мохаммед Аль-Файед, отец погибшего вместе с Дианой Доди Аль-Файеда. Впрочем, французские спецслужбы, расследовавшие обстоятельства автокатастрофы, сделали вывод, что «Мерседес» принцессы с водителем Анри Полем столкнулся в туннеле с «Фиатом» одного из папарацци при попытке обгона. Желая увернуться от столкновения, Поль направил автомобиль в сторону и врезался в злополучную 13-ю колонну. С того самого момента и начали возникать вопросы, на которые до сих пор нет внятных ответов.
По мнению Мохаммеда Аль-Файеда, в аварии действительно замешан водитель Анри Поль, но не совсем так, как говорит официальная версия. Миллиардер утверждает, что наличие большого количества алкоголя в крови шофёра — махинации врачей, также замешанных в этом деле. К тому же, если верить словам Мохаммеда, Поль был информатором британской спецслужбы М6. Странным выглядит и тот факт, что папарацци Джеймс Андансон, водитель «Фиата Уно», с которым столкнулся «Мерседес» Дианы, погиб в 2000 году при весьма странных обстоятельствах: его тело нашли в лесу в сгоревшей машине. Полиция посчитала это самоубийством, однако Аль-Файед считает по-другому.

Интересным является и тот факт, что через несколько недель после гибели фотографа на агентство, где он работал, было совершено нападение. Вооружённые люди захватили работников в заложники и скрылись лишь после того, как вынесли все фотоматериалы и оборудование. Позже стало известно, что на следующий день после аварии в туннеле остался без оборудования и материалов фотограф того же агентства Лионель Черролт. Полиция всеми способами старалась прикрыть это дело, что ей, в принципе, и удалось.

Странным выглядит и то, что камеры, круглосуточно контролирующие маршрут от гостиницы «Ритц», где проживали Диана и Доди Аль-Файед, до выезда из туннеля, во время проезда «Мерседеса» оказались почему-то выключенными.

Ричард Томлинсон, офицер британской спецслужбы М6, под присягой поделился любопытной информацией касаемо этого случая. Например, о том, что непосредственно перед гибелью принцессы в Париж прибыли два спецагента М6, а в самом отеле «Ритц» М6 имела своего информатора. Томлинсон уверен, что этим информатором был не кто иной, как водитель Анри Поль. Может быть, поэтому в кармане шофёра во время аварии находилось две тысячи фунтов стерлингов наличными и сто тысяч на банковском счёте при зарплате 23 тысячи в год.

Официальная же версия алкогольного опьянения водителя более чем шаткая, во многом опирающаяся на косвенные и неточные улики. К примеру, после катастрофы тело шофёра продолжительное время лежало на солнце в очень жаркую погоду вместо того, чтобы быть помещённым в холодильник. Кровь на жаре довольно быстро «забродила», после чего отличить выпитый алкоголь от выработанного в результате изменений в организме не представлялось возможным. Второе «неопровержимое свидетельство» алкоголизма водителя — то, что он принимал препарат тиаприд, который часто предписывается алкоголикам. Однако тиаприд используется и в качестве снотворного и успокоительного. Именно успокаивающего эффекта после разрыва с родными мог добиваться Анри Поль!

При вскрытии шофёра в его печени не было выявлено никаких признаков алкоголизма, а непосредственно перед катастрофой, Поль прошёл полное медицинское освидетельствование на предмет обновления своей лицензии пилота. Тем не менее, источники Мохаммеда Аль-Файеда утверждают, что перед аварией в крови Анри Поля обнаружили угарный газ, способный вывести человека из жизненного равновесия. Как он попал в организм водителя и, главное, кому это было выгодно? Наверняка что-то по этому вопросу знают французские спецслужбы, но пока не спешат делиться информацией.

Разыгравшейся трагедии мог помочь и яркий мигающий свет, описанный несколькими свидетелями. Об этом долгое время твердили Бренда Уиллс и Франсуаза Левистр, говоря о ярком стробоскопе в туннеле под мостом Альма. Слова двух женщин никто всерьёз не принял (или не захотел принять), несмотря на упоминие этих фактов в авторитетных периодических изданиях. Напротив, свидетельниц, в особенности француженку Левистр, советовали упрятать в психиатрическую лечебницу.

Упоминания мигающего света во время аварии поразило британского разведчика Ричарда Томлинсона, потому что он имел доступ к секретным документам службы М6, касающихся «дела Милошевича». В одном из таких документов излагался план покушения на югославского лидера: инсценировка несчастного случая в результате автокатастрофы с использованием яркого мигающего света. (О воздействии света при определённых условиях можно прочесть в статье «Меряченье».)

Почему в туннеле не функционировали видеокамеры наблюдения, хотя в самом отеле «Ритц» никаких неполадок замечено не было? Конечно же, это можно списать на случайность или недоразумение. Но что всё-таки произошло на самом деле? Может быть, полной картины событий мы так и не восстановим, хотя есть надежда на расследование французских спецслужб. Поделятся ли они информацией с простым народом?

Принцесса Диана. Последний день в Париже

Фильм о последних неделях жизни одной из самых известных женщин ХХ столетия - Дианы, принцессы Уэльской. Неожиданная и трагическая смерть Дианы в августе 1997 года, потрясла мир не меньше, чем убийство президента Кеннеди. Трагедия, случившаяся 31 августа 1997 года с самого начала была окружена множеством противоречивых слухов и самых невероятных предположений.

Кто убил принцессу Диану?

Десять лет назад произошла самая громкая автокатастрофа прошлого века. В парижском тоннеле погибла легендарная леди Ди, английская принцесса, женщина-символ (Смотрите фотогалерею «История жизни принцессы Дианы»). 27 и 28 августа на канале РЕН ТВ покажут документальный фильм «Чисто английское убийство». Авторы провели собственное расследование и попытались выяснить, была ли эта трагедия случайностью.

31 августа 1997 года, в 0 часов 27 минут автомобиль, в котором находились принцесса Диана, ее друг Доди аль-Файед, водитель Анри Поль и телохранитель Дианы Тревор Рис-Джонс врезается в 13-ю опору моста над туннелем Альма. Доди и водитель Анри Поль погибают на месте. Принцесса Диана умрет около 4 часов утра в госпитале.

Версия 1Папарацци-убийцы?

Первая версия, высказанная следствием: в аварии виноваты несколько репортеров, которые передвигались на мотороллерах. Они преследовали черный «Мерседес» Дианы, и один из них, возможно, помешал автомобилю принцессы. Водитель «Мерседеса», пытаясь уйти от столкновения, врезался в бетонную опору моста.

Но в тоннель, согласно показаниям очевидцев, они въехали спустя несколько секунд после «Мерседеса» Дианы, а значит, не могли спровоцировать аварию.

Адвокат Виржини Барде:

— На самом деле нет никаких доказательств в виновности фотографов. Судья сказал: «В действиях фотографов нет признаков непредумышленного преступления, которое привело к смерти Дианы, Доди аль-Файеда, Анри Поля и нетрудоспособности Тревора Рис-Джонса».

Версия 2Таинственный «Фиат Уно»

Следствие выдвигает новую версию: причина аварии — автомобиль, к тому времени уже находившийся в туннеле. В непосредственной близости от разбившегося «Мерседеса» сыскная полиция обнаружила осколки «Фиата Уно».

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции: «Обнаруженные нами осколки заднего фонаря и частицы краски позволили в течение 48 часов вычислить все характеристики «Фиата Уно».

При опросе очевидцев полицейские якобы выяснили, что «Фиат Уно» белого цвета через несколько секунд после произошедшей аварии зигзагами выехал из туннеля. Причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида, как будто увидел что-то, например, разбившийся автомобиль.

Сыскной полицией были определены точные характеристики машины, ее цвет и год выпуска. Но даже располагая сведениями об автомобиле и описанием внешности водителя, следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

Френсис Жиллери, автор собственного независимого расследования: «Были проверены все автомобили этой марки в стране, но ни один из них не имел следов похожего столкновения. Белый «Фиат Уно» как сквозь землю провалился! А очевидцы аварии, видевшие его, начали путаться в показаниях, из которых так и не стало ясно, был ли белый «Фиат» в злополучный момент на месте трагедии».

Интересно, что версия о белом «Фиате», ставшем якобы причиной аварии, как и информация о найденном на месте трагедии левом поворотнике, была обнародована не сразу, а только спустя две недели после произошедшего.

Версия 3Британские спецслужбы

Лишь сегодня становятся известны подробности, о которых почему-то было принято не упоминать. Как только в туннель въехал черный «Мерседес», внезапно полумрак разрезала яркая вспышка света. Она настолько сильна, что все, кто ее наблюдал, на несколько секунд ослепли. А еще через мгновение ночную тишину взрывают визг тормозов и звук страшного удара. Франсуа Лавист в это время только выезжал из туннеля и находился всего в нескольких метрах от места трагедии. Сначала следствие приняло его показания, а затем признало единственного свидетеля ненадежным.

Версия получила распространение с подачи бывшего сотрудника МИ-6 Ричарда Томплисона. Бывший агент рассказал, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, разработанный британскими спецслужбами. Югославского президента собирались ослепить в туннеле мощной вспышкой.

Полицейские неохотно заносят упоминание о вспышке света в протоколы. Очевидцы нервничают и настаивают на правдивости своих показаний. А спустя несколько месяцев британские и французские газеты напечатали сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что в туннеле Альма, возможно, было использовано новейшее лазерное оружие, которое находится на вооружении спецслужб.

Вновь «на сцене» «Фиат Уно»

Но как могли появиться на месте происшествия осколки машины, которая так и не будет найдена? Версия СМИ — осколки «Фиата» подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП. Пресса настаивает на том, что это британские спецслужбы.

Спецслужбы знали, что белый «Фиат» обязательно будет этой ночью рядом с машиной принцессы Дианы. Именно на белом «Фиате» передвигался один из самых известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон. Он не мог пропустить такой случай заработать на снимках интересующей всех звездной пары…

СМИ высказали предположение, что доказать причастность фотографа и его машины к аварии службы просто не смогли, хоть и очень надеялись. Андансон действительно был в ту ночь в тоннеле. Правда, по словам некоторых его коллег, находившихся вечером 30 августа 1997 года у отеля «Ритц», это был редкий случай, когда фотограф прибыл на работу без машины. И, возможно, поэтому разработанная кем-то версия о виновности Андансона в аварии лишилась центрального звена еще до того, как Доди и Диана вышли из отеля. С другой стороны, Андансон действительно мог быть причастен к аварии. Он неоднократно попадал в поле зрения службы безопасности семьи аль-Файеда, и для них, конечно, не было секретом, что Андерсен является не только удачливым фотографом. Доказательства того, что фотограф — агент британской спецслужбы, якобы удалось раздобыть службе безопасности аль-Файеда. Но отец Доди по каким-то причинам сейчас не считает нужным предъявлять их следствию. Джеймс Андансон был не случайной фигурой в этой трагедии.

Андансона видели в туннеле, причем там он действительно оказался одним из первых. Видели на месте трагедии и машину, очень похожую на его автомобиль, правда, с другими номерами, возможно, фальшивыми.

А вот дальше начинаются вопросы, на которые ответа нет. Почему фотограф, который ради сенсационного снимка провел несколько часов у отеля «Ритц», вдруг не дождавшись Диану с Доди аль-Файедом, ни с того не с сего покинул свой пост и отправился прямо к туннелю. После аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, когда в туннеле только стала собираться толпа, внезапно исчезает. Буквально среди ночи — в 4 часа утра — улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику.

Спустя некоторое время во Французских Пиренеях его труп найдут в сгоревшем автомобиле. В то время когда полицейские устанавливают личность погибшего, в офисе его парижского фотоагентства неизвестные похищают все бумаги, снимки и компьютерные диски, связанные с гибелью принцессы Дианы.

Если это не роковое совпадение, то Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.

В сентябре 1999-го в одном из госпиталей Парижа скончался еще один репортер, бывший в ту злополучную ночь рядом с искореженным черным «Мерседесом». Репортер Джеймс Кит готовился к легкой операции на колене, но заявил друзьям: «У меня предчувствие, что я не вернусь». После выписки из больницы репортер собирался опубликовать документы о причинах аварии на мосту Альма, но уже через несколько часов после его смерти и веб-страница Интернета с подробностями расследований, и все материалы были уничтожены.

Кто выключил камеры?

Работавшие на месте происшествия полицейские решают приобщить к делу записи дорожных камер видеонаблюдения. Именно по ним можно точно установить, как произошла авария и сколько было в туннеле автомобилей в момент столкновения. Вызванные работники дорожной службы не понимают, к чему такая спешка, и только удивляются, почему пленки нельзя отсмотреть завтра с утра. Но когда они вскрывают боксы, в которые вмонтированы видеокамеры, то удивляются еще больше. Система видеонаблюдения, исправно работающая во всех остальных точках Парижа, по странному стечению обстоятельств, именно в туннеле Альма вышла из строя. Кто или что явилось тому причиной, можно только гадать.

Версия 4Пьяный водитель

5 июля 1999 года, спустя почти два года, газеты всех стран мира печатают сенсационное заявление следствия: главная вина за случившееся в туннеле Альма лежит на водителе «Мерседеса» Анри Поле. Он был шефом службы безопасности отеля «Ритц» и также погиб в этой катастрофе. Следователи его обвиняют в том, что он сел за руль пьяным.

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Официально было объявлено, что он вел машину на скорости 180 км/час. Очень быстро. Теперь же в деле приписано мелким шрифтом: «Авария произошла на скорости 60 (!) километров в час». Не 180 км/час, а 60!»

Заявление о том, что водитель был пьян, прозвучало как гром среди ясного неба. Чтобы это доказать либо опровергнуть, необходимо всего лишь взять кровь погибшего на анализ. Однако именно эта простая операция обернется самым настоящим детективом.

Жак Мюлес, который первым из представителей следственных органов прибыл на место трагедии, заявил, что анализ крови показал истинное положение дел, а значит, Анри Поль действительно был сильно пьян.

Жак Мюлес, начальника бригады сыскной полиции: «Перед отъездом из «Ритца» принцесса Диана и Доди аль-Файед нервничали. Но главное, что указывает на несчастный случай, это наличие алкоголя — 1,78 промилле в крови шофера господина Анри Поля. Вдобавок он принимал антидепрессанты, что тоже повлияло на манеру вождения».

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Съемка доказывает, что Анри Поль адекватно вел себя в отеле в тот вечер, он разговаривает с Доди вот на таком расстоянии, говорит с Дианой. Если бы обнаружились хоть малейшие признаки опьянения, Доди, а он был очень придирчивым в этом отношении, никуда бы не поехал. Он вообще бы его уволил».

Чтобы иметь в крови столько алкоголя, Анри Поль должен был выпить примерно 10 бокалов вина. Такое опьянение не могли не заметить находящиеся у отеля фотографы, но ни один из них не указал на это в своих показаниях.

Данные экспертизы, указывающие на состояние сильного опьянения, были готовы уже через 24 часа после вскрытия. Но официально об этом было заявлено лишь спустя два года. 24 месяца следствие отрабатывало заведомо более слабую версию виновности папарацци или присутствия «Фиата Уно». А спустя два года вряд ли кто из видевших в тот вечер шефа службы безопасности отеля Анри Поля с уверенностью сможет сказать, был ли он абсолютно трезв.

Спустя сутки после аварии эксперты-токсикологи Жильбер Пепен и Доминик Лекомт только что закончили анализ крови Анри Поля. Пробирки помещают сначала в бокс, а затем в холодильник. Результаты заносят в протокол. Согласно написанному, водителя можно признать не просто чуть выпившим, а просто пьяным… Но цифры, написанные в графе ниже, вызывают еще большее удивление: уровень оксида углерода равен 20,7%. Если это на самом деле так, водитель просто не смог бы стоять на ногах, не говоря уже об управлении автомобилем. Лишь человек, покончивший с собой, надышавшись газами из выхлопной трубы автомобиля, мог иметь в крови такое количество оксида углерода, которое было обнаружено в крови Поля…

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Более чем вероятно, что случайно или преднамеренно образцы крови были переставлены. Их так или иначе перепутали. В морге было много ошибок с бирками, что на сегодняшний день доказано…»

Спецслужбам Франции тоже есть что скрывать в этой истории. В связи тем, что остальные трупы все равно не найти, уже не столь важно — подменили пробирки случайно или это была специально подготовленная акция. Важно другое. Кому-то очень нужно было, чтобы следствие шло как можно дольше. Чтобы путаницы в нем было как можно больше. Пробирки с кровью Анри Поля вполне могли заменить на кровь другого человека, покончившего с собой.

В течение долгого времени органы следствия настаивали на том, что ошибки быть не может. Это действительно кровь Анри Поля. Однако съемочной группе канала РЕН ТВ в результате собственного расследования удалось доказать, что кровь, в которой обнаружили следы алкоголя и угарного газа, не принадлежит водителю принцессы Дианы.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции, признался нашей съемочной группе, что собственными руками забирал пробирки с кровью Анри Поля и действительно перепутал номера, отдав под именем водителя принцессы Дианы пробирку с кровью совсем другого человека.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции. «Это моя промашка. Дело в том, что я работал двое суток подряд, ночь не спал. Из-за усталости перепутал номера пробирок. Я сразу же известил об этом судью, но тот сказал, что это не существенно».

Несущественно в том случае, если ошибка тотчас была исправлена. А если нет? Если по простому недосмотру или — того хуже — преднамеренно результаты анализа так и остались сфальсифицированными? На этот вопрос ответа по-прежнему нет

Кто такой Анри Поль?

Анри Поль, глава службы безопасности отеля «Ритц», — единственный официальный виновник трагедии. В отчетах следствия он предстает законченным неврастеником и пьяницей. Эксперты-таксологи указывают на наличие в крови Анри Поля наряду с алкоголем еще и значительного количества антидепрессантов. Врач подтверждает, что выписала Полю препараты для лечения депрессии. И для снижения тяги к алкоголю, поскольку, со слов врача, пациент злоупотреблял спиртным.

Мы решили проверить, на самом ли деле глава службы безопасности элитного отеля был алкоголиком и наркоманом.

Кафе-ресторан «Ле гран Кольбер». Сюда Анри Поль на протяжении многих лет ходил ужинать.

Джоэль Флеури хозяина ресторана: «Я купил ресторан в 1992 году. Анри Поль был здесь уже завсегдатаем… Он бывал здесь каждую неделю. Нет, он не был алкоголиком. Выяснилось, что мы занимаемся в одном летном клубе — он летает на легких самолетах, я — на легких вертолетах».

Накануне трагедии Анри Поль, для того чтобы продлить летную лицензию, проходит строгий медицинский осмотр. Врач осматривает его и берет кровь на анализы за сутки до катастрофы.

Врачи не нашли у Анри ни следов скрытого алкоголизма, ни следов каких-либо медикаментов.

После смерти Анри Поля на его счету обнаружились очень большие суммы денег, которые, по идее, он не мог заработать. В общей сложности у него было 1,2 млн. франков.

Борис Громов, историк спецслужб: «Анри Поль, по утверждению некоторых британских разведчиков, являлся штатным агентом МИ-6. Его фамилия часто упоминалась в досье этой службы. Понятно, что здесь ничего нет случайного, и понятна его роль. Потому что в отеле «Ритц» часто останавливаются высокопоставленные государственные деятели различных стран… И служить там руководителем службы безопасности чрезвычайно выгодно для любой разведки…»

За 40 минут до трагедии принцесса Диана еще не знает, что за рулем их машины окажется не личный телохранитель Доди Кен Уингфилд, а начальник службы безопасности отеля Анри Поль.

По версии, которой располагало следствие изначально, его машина оказалась неисправной. И потому пара отправилась на автомобиле Анри Поля. Однако через восемь лет Уингфилд заявил, что его автомобиль был исправен. Просто Анри Поль, как руководитель службы безопасности отеля, приказал Уингфилду остаться и самостоятельно повез Диану и Доди на своей машине и по другому маршруту. Почему Уингфилд столько лет молчал? Чего он боялся?

Охранник Дианы Тревор Рис-Джонс, выезжая из отеля «Ритц», сел на свое обычное место — на сиденье рядом с шофером, которое называют «местом покойника». Из-за того, что во время аварии оно наиболее уязвимо. Но Рис-Джонс уцелел. А находящиеся на заднем сиденье Диана и Доди аль-Файед погибли. Сегодня единственный из выживших не может сказать ничего о том, что произошло в туннеле. Он потерял память и не помнит ничего, что пролило бы свет на события той ночи. Остается только надеяться, что со временем Рис-Джонс вылечится. Но вот успеет ли сказать все, что вспомнит, неизвестно…

Охранник Доди аль-Файеда уже давно был на операционном столе. И несмотря на более тяжелое ранение, врачи уже не сомневались: пациент будет жить. Принцессу Диану в это же время почему-то пытаются спасать в карете скорой помощи.

Машина стоит. В движении процедуры делать невозможно.

По сути, как утверждают специалисты, принцесса умерла потому, что кто-то решил, что в госпиталь ехать нет необходимости. Что это, ошибка? Нервы врачей? Ведь они тоже люди.

А может быть, кому-то было нужно, чтобы Диана обязательно умерла?

Когда все было кончено, принимается решение тело принцессы отправить специальным рейсом в Лондон.

Самолет от Парижа до Лондона летит не более часа. Казалось бы, нет никаких причин задерживаться в Париже, однако, когда тело принцессы Дианы было доставлено в британскую клинику, выяснилась невероятная вещь. Оказывается, не успел труп Дианы остыть, как его в нарушение всех правил спешно бальзамируют. И готовят к погребению. Все это происходит в Париже. Пока специальный самолет, не выключая двигателя, ждет свой печальный груз.

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «В нарушение французского законодательства это было выполнено по поручению британского посольства, которое, в свою очередь, признается, что получало поручения от некоего лица».

Имя человека, который отдал распоряжение провести бальзамирование, установить так и не удалось. Препараты, которые используют при бальзамировании, впоследствии не позволяют проводить повторные экспертизы трупа. Если британские врачи и захотели бы повторно выяснить, в каком состоянии было, скажем, самочувствие принцессы за несколько секунд до катастрофы, они не смогли бы этого сделать.

Именно поэтому существуют версии о том, что, возможно, в машине был распылен какой-то газ, который заставил Анри Поля потерять ориентацию. Сегодня ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию невозможно.

Между тем аль-Файед-старший убежден в том, что тело Дианы было забальзамировано для того, чтобы скрыть сенсационный факт. По его мнению, английская принцесса была беременна от его сына.

Виржини Барде, адвокат фотографов: «Мы никогда не узнаем, была ли Диана беременна. Все документы засекречены, обнародована только причина смерти: внутренние кровотечение».

ЭПИЛОГ

Собранных улик хватает для многочисленных романов, но недостаточно для королевской прокуратуры. Неработающие камеры дорожного видеонаблюдения на месте трагедии, погибающие один за другим свидетели аварии, так и не найденный белый «Фиат Уно», непонятно откуда взявшийся в крови водителя углекислый газ, баснословные суммы на счетах водителя, преступная медлительность французских медиков и слишком явная поспешность забальзамировавших тело патологоанатомов… Версия заказного убийства никем не опровергнута. Но и не доказана.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции: «Случилась банальная авария. Все проверялось и перепроверялось тысячу раз. А поиски заговора, высосанные из пальца подробности… Шпионские страсти — обычные плоды фантазии. В глазах Великобритании и даже всего Запада принцесса Диана была символом прекрасной мечты. Мечта не может погибнуть столь заурядным образом».

КСТАТИ

31 августа, в день смерти леди Ди Первый канал покажет новый фильм «Принцесса Диана. Последний день в Париже» (21.25). А сразу по его окончании в 23.10 — оскароносный фильм «Королева» с Хелен Мирен в главной роли. О реакции на трагедию королевской семьи.

— Мы не собирались ворошить грязное белье королевской семьи. Но после убийства Джона Кеннеди гибель принцессы Дианы, пожалуй, самая громкая история. На примере расследования гибели принцессы Дианы мы хотели понять, как на Западе расследуются такие дела. Вмешивается ли власть? Оказывает ли влияние политика на такие расследования?

Нам многое удалось узнать. И я бы настоятельно рекомендовал органам обратить внимание на роль американских спецслужб в этой истории. Ведь известно, что Диана была объектом слежки и контроля с их стороны, особенно в последние месяцы. Если бы они открыли свои материалы по Диане, я уверен, мы узнали бы очень много интересного. А может, даже узнали бы имя убийцы.

История Дианы необычна. Прояви она чуть-чуть лицемерия, а если говорить проще, простой житейской мудрости, и все у нее было бы в шоколаде! Но она престолу предпочла право любить, кого она хочет.

История же принца Чарльза, на мой взгляд, еще ждет своей оценки. Ведь смотрите, наперекор всему — воле матери, государственным интересам, общественному мнению — он любит свою Камиллу вот уже много лет.

Все остальное по сравнению с этим — мелочи…

Вечером 31 августа 1997 года в прямом эфире Би-Би-Си одновременно шли две трансляции: с аэродрома королевских ВВС в Норфолке, где только что приземлился большой белый самолет с телом принцессы Дианы, и из лондонского собора Святого Павла, где шла поминальная служба. Многие связывают смерть принцессы Дианы с мистическими моментами, напоминая, что брачными обетами Диана Спенсер и Чарльз Уэльский обменивались в этом же соборе, где и проходила поминальная служба. Мировая пресса много писала о трагическом ДТП, в котором погибла Леди Ди, с ужасом думая, как весть о смерти мамы восприняли ее дети. Когда это произошло, младшему сыну Дианы принцу Гарри было всего 12 лет, а старшему Уильяму — 15. В фильме к годовщине трагедии рассказали, что с ними творилось в тот момент и как их поддержал отец.

Одна из самых сложных вещей для родителя — это рассказать ребенку, что другого его родителя больше нет в живых. Я не знаю, как это можно сделать. Наш папа в этот момент был рядом с нами и изо всех сил старался, чтобы мы были защищены. Но ему было нелегко, ведь и его это известие застигло врасплох. Он скорбел.

Несмотря на то, что сердце принца Чарльза давно принадлежало , он также был в ужасе от происходящего. В воскресенье вечером принц Чарльз, вместе с сестрами Дианы, сопровождал тело Дианы из Парижа на военный аэродром Нортолт в западной части Лондона. А к тому времени толпы скорбящих людей уже несли цветы и венки к воротам Кенсигтонского и Бэкингемского дворцов. В Сент-Джеймском дворце, где лежало тело Дианы, было выставлено пять книг для соболезнований людей. За несколько дней число таких книг выросло до сорока трех. И это не удивительно, ведь Леди Ди всегда была "королевой сердец".

Смерть принцессы Дианы в ответственный момент очень сплотила королевскую семью, и все представители семейства находились в Балморале до четверга, поддерживая друг друга и, в первую очередь, юных принцев. Вечером накануне похорон три принца, Чарльз, Уильям и Гарри, наконец появились перед Кенсингтонским дворцом. Тогда же королева Елизавета II, которая , обратилась к нации в прямом телеэфире. Она говорила о горе королевской семьи и назвала бывшую невестку "исключительным и одаренным человеком".

Она и в добрые и в трудные времена не теряла своего оптимизма и своей улыбки и никогда не уставала вдохновлять других людей своим теплом и добротой.

Трудно не согласиться с этими словами, тем более зная, как нелегко приходилось бывшей жене принца Чарльза (в интервью принцесса Диана признавалась, что и даже напрямую говорила об ). В пятницу вечером, на закате, гроб с телом Дианы был перевезен из Сейнт-Джеймского дворца в Кенсингтонский дворец, откуда на следующий день должна была начаться похоронная процессия.

Утром 6 сентября более миллиона человек выстроились вдоль маршрута следования похоронной процессии: от Кенсингтонского дворца до Вестмнистерского аббатства, где каждая минута похорон отмечалась печальным и торжественным ударом колокола. В Бэкингемском дворце королева и другие члены королевской фамилии стояли, склонив голову в молчаниии, когда гроб с телом Дианы проследовал мимо них на церемониальном пушечном лафете. В Сент-Джеймском дворце за пушечным лафетом встали принц Уильям и принц Гарри. Рядом с ними были принц Чарльз, принц Филип и граф Спенсер. Тогда же к кортежу присоединились 500 представителей тех организаций, которым Диана оказывала благотворительную помощь.

Был один момент, который до ужаса довел брата Дианы, графа Спенсера. Он позже рассказал, что британский королевский двор вынудил его племянников Уильяма и Гарри пережить ужас похоронной процессии и солгал ему, что принцы сами изъявили желание пойти за гробом матери. Он был против того, чтобы мальчики переживали эти траурные минуты потери на глазах у всего мира.

Это была самая ужасная часть похорон, вне всякого сомнения, - идти за гробом сестры бок о бок с убитыми горем мальчиками. Невозможно забыть это чувство, когда душа срывается в бездонный колодец печали, и тебя накрывает сокрушительная волна скорби. Меня до сих пор мучают кошмары.

Принцессу Диану безумно любили простые люди, те, кого она вдохновляла своими речами и благородными поступками. Проводить принцессу пришли более миллиона человек. Люди рыдали, забрасывали гроб цветами, выкрикивали признания в любви и слова поддержки.

Национальный траур и приспущение государственных флагов для некоролевской особы

В день похорон принцессы Дианы был объявлен по всей Великобритании национальный траур. Тогда же были приспущены государственные флаги. Этот беспрецедентный символический жест, ранее не имевший место, ведь Леди Ди не была королевской крови. В Гайд-парке установили два гигантских экрана для тех, кто не смог присутствовать на траурной церемонии. Известно, что английским молодым парам, у которых в тот день должно было состояться венчание, страховые компании предложили компенсацию за услуги по отмене брачной церемонии. Все это делалось во имя любви и уважения к принцессе Диане.

Пророчесто Ванги о принцессе Диане

Мы уже говорили, что много мистических моментов связывали с принцессой Дианой. Так, многие говорят про пророчество Ванги, которое сбылось в точности. 6 февраля 1981 года была объявлена помолвка Дианы Спенсер и принца Уэльского. А 29 июля того же года в соборе Св. Павла состоится свадьба. Церемонию увидело более 750 миллионов телезрителей. В это же время в Болгарии известная прорицательница Ванга поворачивается лицом к окну, света которого из-за своей слепоты не видит, и говорит: "Эта свадьба убьет девочку. Мы умрем вместе... она услышит о моей смерти, но мы умрем вместе". Так и случилось. О смерти Ванги сообщат за 20 дней до аварии в тоннеле Альма в Париже.

Диану похоронили в строгом, с длинными рукавами черном платье, которое она купила принцессой за несколько недель до трагедии, но так и не успела надеть, и с четками, подаренными ей в Калькутте матерью Терезой. Похоронили Леди Ди стал на заросшем деревьями острове на декоративном озере, называемом Овальным. Это место предпочли фамильной часовне Спенсеров, так как Диана любила его, еще когда была девчонкой. Вместе с сестрами и сыновьями она посадила там прекрасные дубы.

Похоронная литургия, которую вел Архиепископ Кентерберийский Джорж Кэри, была чрезвычайно трогательной. Сестры и брат Дианы, и премьер-министр Тони Блэр произнесли надгробные речи. исполнил свою знаменитую песню "Свеча на ветру", вызывая самые трогательные воспоминания об этой удивительной личности, навсегда вошедшей в историю мира.




  • Эта чрезвычайно милая, душевная и добрая женщина навсегда останется в памяти мира. Она не стала королевой Великобритании, но точно носит достойное звание "королевы сердец"...