» »

Удержание ндфл. Кто является налоговым агентом по ндфл: его обязанности Кто может быть налоговым агентом по ндфл

14.06.2024

Компании и ИП, которые производят выплаты физлицам, признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Они должны исчислять, удерживать и перечислять налог в бюджет.

Когда нужно удерживать НДФЛ

Компании и ИП, которые производят выплаты физлицам, признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Они должны исчислять, удерживать и перечислять налог в бюджет (п. 1 ст. 24, п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).

Налог не нужно удерживать, если:

  1. в соответствии с налоговым законодательством физическое лицо должно уплатить его самостоятельно;
  2. физлицо — получатель дохода является предпринимателем (адвокатом, нотариусом), и он получил указанный доход в результате предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 226, ст. 227, п. 1 ст. 228 НК РФ).

Во всех остальных случаях НДФЛ из дохода физлица должна удержать организация (предприниматель). Причем условие о неудержании налога, которое компания включает в трудовой договор или договор гражданско-правового характера, является ничтожным (письма Минфина России от 28.12.2012 № 03-04-05/10-1452, от 25.04.2011 №03-04-05/3-292).

Резиденты и нерезиденты

Налоговый агент должен удержать налог как у резидентов РФ, так и у нерезидентов. В первом случае, под налогообложение подпадают доходы, полученные от источников в РФ и за границей. Во втором случае налог удерживается только из доходов, полученных в РФ (ст. 208, 209 НК РФ).

Добавим, что если у компании есть сотрудник — иностранный гражданин, имеющий патент на ведение трудовой деятельности в РФ, то при выплате ему дохода следует удерживать НДФЛ, учитывая налог, уплаченный при покупке патента (п. 2 ст. 226, ст. 227.1 НК РФ).

Если удержать НДФЛ нельзя

На практике организация (ИП) может столкнуться с ситуацией, когда удержать НДФЛ невозможно. Например, работник, получивший доход, уволился, или это единственный доход, полученный от компании.

В такой ситуации нужно уведомить о свершившемся налоговую инспекцию. Сообщение нужно представить не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода (п. 5 ст. 226 НК РФ, письмо ФНС России от 19.10.2015 №БС-4-11/18217).

Кроме того, организация (ИП) должна поставить в известность и само физическое лицо (п. 5 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина России от 12.03.2013 № 03-04-06/7337).

Если невозможность удержать НДФЛ связана с ценными бумагами, то срок подачи сообщения в налоговый орган может варьироваться. Так, если со дня окончания налогового периода, в котором не был удержан НДФЛ, прошел месяц, то сообщение в налоговую инспекцию следует отправить до 1 марта следующего года. Если же срок действия последнего договора, в рамках которого исчислен НДФЛ между компанией и налоговым агентом, истек, то о невозможности удержать НДФЛ налоговый орган нужно уведомить в течение месяца со дня окончания действия данного договора (п. 14 ст. 226.1 НК РФ).

Для извещения налоговой инспекции используется форма 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 30.10.2015 №ММВ-7-11/485, п. 1 Порядка, утв. приказом ФНС России от 16.09.2011 №ММВ-7-3/576).

Если после отправки в инспекцию сообщения о невозможности удержать НДФЛ у компании появится возможность удержать налог, делать этого не следует. Объясняется это тем, что после письменного извещения обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм НДФЛ прекращается (письмо Минфина России от 12.03.2013 №03-04-06/7337).

Налоговый агент по НДФЛ выполняет функции сборщика налогов с доходов физических лиц. Обязанности налоговых агентов по НДФЛ заключаются не только в расчете налога, его удержании и перечислении в казну, но и в сдаче своевременной отчетности по нему.

Кто является налоговым агентом по НДФЛ?

Суть термина «налоговые агенты по НДФЛ», согласно Налоговому кодексу, состоит в том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые выплачивают доходы физлицам, одновременно собирают и передают налог государству с этих выплат.

В данный момент по российскому законодательству к налоговым агентам по НДФЛ относятся:

  1. Российские компании.
  2. Лица, ведущие предпринимательскую деятельность, а также частнопрактикующие лица, предоставляющие адвокатские и нотариальные услуги.
  3. Иностранные юридические лица, которые через обособленные подразделения на территории России осуществляют выплаты физлицам заработка или иных облагаемых НДФЛ доходов.
  4. Субъекты предпринимательства, предоставляющие персонал в аренду на основании договоров аутстаффинга. Так как доход физлицам выплачивают именно они, то и рассчитать, удержать и отправить налог в бюджет обязаны также они.

ВНИМАНИЕ! С 2015 года экономические субъекты, перечисленные в первых двух пунктах приведенного перечня, наделены обязанностями налоговых агентов по НДФЛ в отношении иностранцев, обладающих патентом для работы на территории России.

Обязанности налогового агента по НДФЛ

Первоочередными функциями любого налогового агента являются удержание с получателей доходов НДФЛ и перечисление его в бюджет.

Кроме уже названных налоговые агенты уполномочены исполнять еще целый ряд обязанностей:

  1. Доводить до сведения налоговиков в письменной форме обо всех случаях, когда они не смогли удержать НДФЛ, и об образовавшейся недоимке по нему.
  2. Вести персонально по каждому физлицу налоговые регистры по НДФЛ для его расчета и своевременной уплаты в казну государства. Для этого по каждому получателю дохода заводится карточка учета по НДФЛ. Этот налоговый регистр разрабатывается налоговым агентом по НДФЛ самостоятельно.
  3. Представлять в налоговые органы ежегодные отчеты в виде индивидуальных справок 2-НДФЛ в следующем за налоговым периодом годом не позднее:
  • 1 марта с указанием признака «2» по тем, с кого при выдаче дохода не был собран налог частично или в полном размере;
  • 1 апреля с признаком «1» по всем физлицам, получившим доходы в предыдущий налоговый период у работодателя.
  1. С отчета за 1-й квартал 2016 года обязанностью налоговых агентов по НДФЛ стало ежеквартальное представление в орган налогового контроля новой формы отчета 6-НДФЛ.

Утвержденный для подачи данного отчета срок - последний день месяца, наступившего вслед за отчетным периодом.

Помимо упомянутых на налоговых агентов по НДФЛ наложена еще одна немаловажная функция по хранению документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом этого налога (4 года).

КБК по НДФЛ для налоговых агентов в 2016 году

При подготовке к уплате НДФЛ налоговые агенты должны вписывать в поле 104 платежных документов корректный КБК, выделенный для зачисления НДФЛ, поступившего от агентов по налогам.

182 1 01 02010 01 1000 110 - это КБК по НДФЛ в 2016 году для налоговых агентов. На него необходимо отправлять не только удержанный налог с начисленного заработка и других выплат, но и с выплаченных физлицам дивидендов от долевого участия в собственности предприятий.

Следующие КБК также предназначены для уплаты НДФЛ:

  • 182 1 01 02020 011000 110 - если доход получен в соответствии со ст. 227 НК РФ;
  • 182 1 01 02030 011000 110 - если доход получен согласно ст. 228 НК РФ;
  • 182 1 01 02040 011000 110 - если доход получен иностранцем, ведущим деятельность на патенте (ст. 227.1 НК РФ).

Ответственность налогового агента за неуплату НДФЛ

Удержание налога осуществляется в момент выплат, производимых получателям доходов. При выдаче дохода в натуре не всегда удается произвести с него положенные законом удержания, а значит, и погасить задолженность по налогу перед бюджетом.

В подобных обстоятельствах налоговый агент по НДФЛ передает сообщения о таком факте в контролирующую его инспекцию в виде отчета-справки 2-НДФЛ.

С этого года уведомляется о факте неудержания налога не только контролирующий орган, но и непосредственно налогоплательщик. 1 марта 2017 года будет крайним сроком для подачи таких сообщений по итогам 2016 года.

Если субъект предпринимательства - агент по налогам сообщил в отведенный срок о неудержанном им налоге, то функция по сбору НДФЛ переходит от него к органу контроля.

Если срок подачи такого сообщения пропущен, то рекомендуем всё же подать его даже с опозданием для уменьшения ответственности налогового агента за неуплату НДФЛ и избежания наказания за непредставление отчетности или подачу ошибочных сведений.

В противном случае по результатам возможной выездной проверки ИФНС вправе начислить пени.

* * *

Обязанностью налоговых агентов по НДФЛ является не только корректный расчет налога на доходы, но и ведение учета и своевременная отчетность по нему. Такая обязанность считается исполненной, если удержанный налог был перечислен налоговым агентом с указанием верного КБК в платежном поручении, иначе уплата налога не будет засчитана. При невозможности осуществить уплату своевременное сообщение об этом в ИФНС снимет ответственность с агента.

Организации, которые производят выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, являются налоговыми агентами по НДФЛ. Они обязаны исчислить, удержать и уплатить налог в бюджет, а также отчитаться в налоговую инспекцию. Вопросам, связанным с составлением и представлением отчетности по НДФЛ, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса

07.04.2017

В каких документах налоговым агентам следует вести учет выплаченных физлицам доходов, а также исчисленных и удержанных сумм НДФЛ?

Налоговый учет в течение налогового периода (календарного года (ст. 216 НК РФ)) ведется в соответствующем регистре, который составляется в отношении каждого физлица.

Данный документ должен позволять идентифицировать физлицо-налогоплательщика, вид выплаченных ему доходов и предоставленных налоговых вычетов, суммы дохода, даты их выплаты, налоговый статус физлица, даты удержания и перечисления НДФЛ в бюджет, а также реквизиты платежного документа.

Налоговый агент самостоятельно разрабатывает и утверждает приказом форму регистра и порядок отражения в нем аналитических данных и данных первичных учетных документов. На практике эта форма включается в состав приложений к учетной политике для целей налогообложения.

На основе данных регистра заполняются справка 2-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@) и расчет по форме 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@).

Какие санкции предусматривает законодательство за отсутствие регистров?

В силу статьи 120 Налогового кодекса отсутствие регистров признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Оно влечет наказание в виде штрафа в размере от 10 000 рублей.

Эта же статья признает нарушением систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в регистрах хозяйственных операций.

При этом ошибочное отражение даты фактического получения физлицом дохода в виде оплаты труда как даты его выплаты не является основанием для привлечения к ответственности по статье 120 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 18.04.2014 № 03-04-06/17867).

Входят ли регистры в список отчетности по НДФЛ, которую организация представляет в налоговую инспекцию?

Собственно регистры в список представляемой налоговым агентом отчетности не входят. Однако инспекторы при необходимости могут их запросить (ст. 93 НК РФ).

Согласно Налоговому кодексу организация представляет в инспекцию по месту своего учета документы, содержащие сведения за истекший налоговый период о доходах физлиц и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет (п. 2 ст. 230 НК РФ) (форму 2-НДФЛ по каждому физлицу).

Коды видов доходов и вычетов для заполнения формы 2-НДФЛ (приказ ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@), а также порядок ее представления (приказ ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@) установлены ФНС России в отдельных приказах.

Отмечу, что с 2017 года некоторые коды доходов и вычетов исключены и введены новые (приказ ФНС России от 22.11.2016 № ММВ-7-11/633@). При этом на сайте ФНС России размещена информация о применении новых кодов и при заполнении отчетности за 2016 год (https://www.nalog.ru/rn77/news/tax_doc_news/6358196/).

Срок представления формы 2-НДФЛ - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим (п. 2 ст. 230 НК РФ). Когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, то окончанием срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В 2016 году появилась новая форма отчетности - "Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом" (форма 6-НДФЛ) (утв. приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@).

По ней обязаны отчитываться все налоговые агенты, в том числе лица, признаваемые налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами (ст. 226.1, пп. 2, 4 ст. 230 НК РФ).

Расчет содержит обобщенную информацию в целом по всем физическим лицам (п. 1 ст. 80 НК РФ), без конкретных персональных данных.

Его заполняют нарастающим итогом на отчетные даты: 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря и представляют в налоговую инспекцию не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом. За налоговый период расчет сдают не позднее 1 апреля следующего года (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Отмечу, если операция по выплате дохода начата в одном отчетном периоде, а завершается в другом, то она отражается налоговым агентом в расчете 6-НДФЛ того периода, в котором завершена (письмо ФНС России от 12.02.2016 № БС-3-11/553@).

Даже если организация не производила выплат физическому лицу, рекомендую представлять "нулевой" расчет по форме 6-НДФЛ несмотря на наличие разъяснений ФНС России с иной позицией (письмо ФНС России от 01.08.2016 № БС-4-11/13984@).

Каким образом проверяют отчетность налогового агента?

Правоприменительная практика исходит из того, что справки 2-НДФЛ декларацией (расчетом) не являются и камеральной проверке не подлежат (письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).

Форма 6-НДФЛ проходит камеральную проверку (ст. 80, 88 НК РФ). При этом инспекторы хотя и не могут истребовать документы (п. 7 ст. 88 НК РФ), но, в частности, они вправе запросить пояснения в случаях выявления ошибок, противоречий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у них. Компания должна в течение пяти рабочих дней предоставить необходимые пояснения или внести исправления.

Основная масса требований о даче пояснений по расчету 6-НДФЛ ожидается по итогам налогового периода - после представления справок по форме 2-НДФЛ, в которых содержится детальная информация о каждом физлице - получателе дохода.

При обнаружении правонарушений по итогам камеральной проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Напомню, что просрочка перечисления НДФЛ приводит не только к начислению пеней, но и к взысканию с налогового агента штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 НК РФ). Взыскание применяется к каждому факту неудержания, в том числе допущенного до истечения налогового периода.

Нужно ли организации представлять в инспекцию сведения о доходах, выплаченных индивидуальному предпринимателю в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности?

Нет, не нужно. Организация не признается налоговым агентом в отношении таких выплат (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ).

"Предпринимательский" статус дохода подтверждает гражданско-правовой договор, в который включены реквизиты свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП, или наличие копии свидетельства о такой регистрации (письмо Минфина России от 21.03.2011 № 03-04-06/3-52).

В каких случаях сведения по форме 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ могут быть представлены в инспекцию на бумажном носителе?

Форму 2-НДФЛ организация представляет на бумажном носителе (лично, через представителя либо почтовым отправлением с описью вложения), когда численность физических лиц, получивших от нее в налоговом периоде доходы, подлежащие обложению НДФЛ, составляет 24 человека и менее (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Для целей представления расчета 6-НДФЛ указанная выше численность проверяется за квартал, полугодие, девять месяцев и год.

Если данное требование не выполняется, то форма 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ представляются в электронной форме исключительно по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).

Вместе с тем несоблюдение способа представления не означает, что обязанность налогового агента подать отчетность не была исполнена.

Так, инспекция не вправе отказать в приеме 6-НДФЛ на бумажном носителе организации, у которой налогооблагаемые доходы получили более 24 человек. Однако с нее будет взыскан штраф в размере 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ) за несоблюдение порядка представления расчета.

Свидетельствует ли успешная отправка отчетности (лично или через представителя, почтовым отправлением, по ТКС) о ее приеме инспекцией?

Для каждого из перечисленных способов определена своя дата, фиксирующая момент представления.

При этом представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль (пп. 11, 17, 30 Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц, утв. приказом ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@).

В зависимости от причин, вызвавших непрохождение контроля, решается вопрос о привлечении налогового агента к ответственности.

Если отчетность представляется не лично или по почте, а по ТКС, целесообразно отправлять ее заранее.

В течение 10 рабочих дней с даты отправки инспекция должна направить налоговому агенту в электронной форме за соответствующий год реестр сведений о доходах физических лиц и протокол приема сведений о доходах физических лиц, в которых могут содержаться сведения об ошибках. Запас времени позволит организации при необходимости уточнить отчетность.

Для уточнения в инспекцию следует подать только те сведения, которые скорректированы. Так, если при отправке по ТКС в протоколе приема выявлены сведения, содержащие ошибки, то повторно направляют только скорректированные (исправленные) сведения. Повторно весь файл не представляют.

Как должны представлять отчетность организации, в состав которых входят обособленные подразделения?

Налоговый кодекс предписывает сдавать отчетность в инспекции как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений (в отношении работников обособленного подразделения, а также физлиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, заключенным с организацией в лице обособленного подразделения) (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Отчетность формируется отдельно по каждому обособленному подразделению независимо от того, что организация может состоять на учете по месту нахождения обособленных подразделений в одной инспекции.

Представление отчетности в соответствующие налоговые органы может производиться как головной организацией, так и непосредственно обособленными подразделениями.

Для целей представления сведений наличие или отсутствие у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета значения не имеет. Также не имеет значения место жительства физлица.

Возможна ситуация, когда физлицо в течение налогового периода или даже в течение месяца налогового периода работало и в обособленном подразделении, и в головной организации. В таком случае уплату НДФЛ и представление сведений производят с учетом дохода, начисленного пропорционально отработанному времени в каждом из мест (письмо Минфина России от 29.03.2010 № 03-04-06/55).

Как отчитываться при закрытии обособленного подразделения?

Налоговый кодекс не регулирует данную ситуацию. Рекомендую в течение налогового периода до момента снятия с учета представить отчетность в инспекцию по месту нахождения закрываемого обособленного подразделения за период с начала календарного года по день закрытия. Повторного направления отчетности по окончании календарного года не требуется.

Расскажите об особенностях представления налоговым агентом сведений о доходах физлиц от операций с ценными бумагами.

Брокеры, депозитарии, доверительные управляющие (ст. 226.1 НК РФ) при осуществлении операций с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, выплат по ценным бумагам российских эмитентов (купоны, дивиденды по акциям) представляют сведения о полученных физлицами доходах в приложении № 2 к декларации по налогу на прибыль организаций ("Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом, от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов" (утв. приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@)). Документ сдают только за налоговый период (за 2016 г. - не позднее 28.03.2017). Форма 2-НДФЛ по таким доходам не представляется.

При этом налоговый агент составляет отдельные справки не только в отношении каждого физического лица, но и отдельно по каждому виду дохода, который облагается по разным ставкам.

Обратите внимание, несмотря на то, что сведения подают по форме, являющейся приложением к налоговой декларации, ответственность, связанная с их непредставлением, наступает на основании статьи 126 Налогового кодекса, посвященной документу. Штраф составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сведения о выплаченных дивидендах, не относящихся к дивидендам по акциям российских организаций, представляют по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ; письмо Минфина России от 29.01.2015 № 03-04-07/3263).

Предположим, налоговый агент не смог полностью удержать сумму НДФЛ за налоговый период. Какие сведения он обязан предоставить в этом случае?

О невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент письменно сообщает физлицу и в инспекцию по месту своего учета не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина России (письмо Минфина России от 29.12.2011 № 03-04-06/6-363) сообщение о невозможности удержать налог не освобождает налогового агента от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ. Аналогичной позиции придерживается и ФНС России (письмо ФНС России от 30.03.2016 № БС-4-11/5443).

Поскольку согласно действующей редакции Налогового кодекса речь идет об исполнении двух обязанностей - сообщить о невозможности удержания и сообщить о доходах физического лица, целесообразно дважды направить в инспекцию соответствующие справки по форме 2-НДФЛ (например, представить справку за 2016 г. с признаком "2" - не позднее 01.03.2017 и справку за 2016 г. с признаком "1" - не позднее 03.04.2017).

В справке с признаком "1" указывают суммы, включающие доходы и исчисленную сумму налога, а также неудержанные суммы налога, которые ранее были отражены в справке с признаком "2" (письмо Минфина России от 27.10.2011 № 03-04-06/8-290).

Отмечу, что ответственности за непредставление справки (ст. 126 НК РФ) можно избежать, если справка с признаком "2" содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке с признаком "1" (пост. ФАС УО от 24.09.2013 № Ф09-9209/13).

Налоговый агент не удерживает сумму отраженной в справке задолженности из доходов физлица, выплачиваемых ему впоследствии.

Что касается рассмотренных в предыдущем вопросе сведений о доходах физлиц от операций с ценными бумагами, то есть некоторые особенности направления сведений, если удержание НДФЛ оказалось невозможным.

Налоговый агент о невозможности удержания НДФЛ по итогам налогового периода обязан не позднее 1 марта следующего года письменно сообщить в инспекцию (п. 14 ст. 226.1 НК РФ). При этом форма сообщения может быть произвольной.

В каком случае налоговый агент обязан предоставить физлицу справку о полученных доходах и удержанных суммах НДФЛ?

В случае предоставления физлицом соответствующего заявления налоговый агент обязан выдать справку 2-НДФЛ (п. 3 ст. 230 НК РФ; письмо Минфина России от 01.12.2014 № 03-04-06/61255). При этом Налоговый кодекс не устанавливает сроки выдачи такой справки, а также ответственность за ее невыдачу (несвоевременную выдачу).

Однако согласно Трудовому кодексу работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи письменного заявления работника выдать ему копии документов, связанных с работой (ст. 62 ТК РФ). К таким документам могут быть отнесены и справки 2-НДФЛ.

Кроме того, Закон о персональных данных (ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ) предписывает оператору, которым является и работодатель, организующий и (или) осуществляющий обработку персональных данных, в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента обращения работника либо его представителя, дать им возможность ознакомиться с персональными данными.

Таким образом, если речь идет о выдаче справки 2-НДФЛ по заявлению физического лица - исполнителя по гражданско-правовому договору, то налоговому агенту как оператору персональных данных следует исходить из того, что срок выдачи не должен превышать 30 календарных дней.

В качестве справки о доходах, полученных от операций с ценными бумагами, могут быть выданы:

  • сведения по форме 2-НДФЛ, в которой доходы от операций с ценными бумагами отражены наряду со сведениями о других доходах;
  • сведения по форме приложения № 2 к декларации по налогу на прибыль организаций при ее дополнении данными о налоговом агенте (при наличии доходов только от операций с ценными бумагами);
  • две справки: соответственно по "обычным" доходам и сведения о доходах от операций с ценными бумагами (естественно, при наличии таких доходов).

Может ли налоговый агент выдать физлицу справку по форме, отличной от 2-НДФЛ?

В принципе может. Ответственность за несоблюдение формы Налоговым кодексом не установлена. Например, можно выдавать физлицам справки по форме разработанного организацией налогового регистра, соответствующего всем требованиям законодательства (п. 1 ст. 230 НК РФ).

Однако если справка необходима физлицу для представления в налоговые органы, то во избежание сложностей в получении физлицом, например, вычетов лучше использовать форму 2-НДФЛ.

При перечислении НДФЛ в бюджет налоговые агенты должны соблюдать сроки, установленные статьей 226 Налогового кодекса РФ. Положения статей 227 и 228 Налогового кодекса РФ, согласно которым НДФЛ можно платить по окончании года, на налоговых агентов не распространяются. Такой порядок подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1051/11.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.

Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если НДФЛ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафных санкций инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Пени начислят в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым сотрудником и фактических сроков удержания НДФЛ налоговым агентом (п. 2 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). При этом перечислять в бюджет сумму неудержанного НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана в течение месяца уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога (подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ).

Важно : если при выплате доходов организация не удержала налог, взыскивать с нее пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет нельзя. Об этом сказано в письме ФНС России от 4 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13600. Позиция налоговой службы основана на том, что налоговый агент не должен платить налог за счет собственных средств. И если НДФЛ не удержан, должником бюджета является сотрудник, получивший доход, а не налоговый агент. Для объективности отметим, что в пункте 2 постановления от 30 июля 2013 г. № 57 Пленум ВАС РФ допускал возможность взыскания пени в тех случаях, когда налоговый агент должен был удержать налог, но фактически этого не сделал. По мнению ВАС РФ, в таких ситуациях пени могут быть начислены с того момента, когда налог нужно было удержать, и до наступления срока, когда обязанность по уплате должен исполнить сам налогоплательщик.

Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть не только к налоговой, но и к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Куда перечислять НДФЛ

Удержанный НДФЛ перечислите по реквизитам той налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете (абз. 1 п. 7 ст. 226 НК РФ). При этом для организаций, у которых есть обособленные подразделения , действует .

Предприниматели перечисляют налог в инспекцию по месту своего жительства. Предприниматели, которые ведут деятельность на ЕНВД или патентной системе налогообложения, перечисляют налог в инспекцию по месту учета в связи с ведением такой деятельности. Об этом сказано в абзацах и пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Пример расчетов с бюджетом по НДФЛ в организации

ООО «Торговая фирма "Гермес"» начислило зарплату за февраль в размере 300 000 руб. Других налогооблагаемых выплат в марте не было. Сумма рассчитанного НДФЛ составила 39 000 руб.

Срок выплаты зарплаты, установленный в организации, - 5-е число следующего месяца. 5 марта кассир получил в банке 261 000 руб. (300 000 руб. - 39 000 руб.) на выплату зарплаты. 6 марта организация представила в банк платежное поручение на перечисление НДФЛ в бюджет.

Указанные операции бухгалтер «Гермеса» отразил в учете так.

Дебет 44 Кредит 70
- 300 000 руб. - начислена зарплата сотрудникам;

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
- 39 000 руб. - удержан НДФЛ с зарплаты сотрудников.

Дебет 50 Кредит 51
- 261 000 руб. - получены деньги из банка на выплату зарплаты;

Дебет 70 Кредит 50
- 261 000 руб. - выплачена зарплата сотрудникам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» Кредит 51
- 39 000 руб. - перечислен в бюджет НДФЛ за февраль.

Ситуация: как предпринимателю перечислить НДФЛ из доходов сотрудников, занятых в деятельности на ЕНВД? В течение месяца его наемные сотрудники поочередно работают в разных муниципальных образованиях .

Перечисляйте налог в бюджеты каждого муниципального образования.

Предприниматель, который ведет деятельность на ЕНВД, должен перечислять НДФЛ в инспекцию по месту учета в связи с ведением такой деятельности (абз. 4 п. 7 ст. 226 НК РФ). На практике возможны ситуации, когда в качестве плательщика ЕНВД предприниматель зарегистрирован в разных муниципальных образованиях и в течение месяца его наемные сотрудники поочередно работают в каждом из них. В этих случаях НДФЛ, удержанный из доходов таких сотрудников, предприниматель должен перечислять в бюджеты каждого муниципального образования. Сумму налога следует распределять с учетом времени, которое каждый из сотрудников фактически отработал в том или ином муниципальном образовании. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 августа 2011 г. № 03-11-06/3/92. Чтобы распределить суммы НДФЛ, предпринимателю потребуется организовать раздельный учет доходов и рабочего времени по каждому сотруднику. Например, это можно сделать с помощью раздельных табелей учета рабочего времени или раздельных ведомостей на выдачу зарплаты.

Уплата НДФЛ обособленными подразделениями

Для организаций, у которых есть обособленные подразделения, действует особый порядок уплаты НДФЛ.

С доходов, которые были получены сотрудниками обособленного подразделения, НДФЛ нужно перечислить по реквизитам налоговой инспекции, в которой это подразделение зарегистрировано (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ). Этот порядок применяется как в отношении сотрудников, работающих по трудовым договорам, так и в отношении сотрудников, которые работают по гражданско-правовым договорам (письмо Минфина России от 22 ноября 2012 г. № 03-04-06/3-327).

Если сотрудник работает в головном отделении организации, а по совместительству - в ее обособленном подразделении, сумму НДФЛ перечисляйте по отдельности:

  • с доходов, полученных в головном отделении, в налоговую инспекцию по местонахождению организации;
  • с доходов, полученных в обособленном подразделении, в налоговую инспекцию по местонахождению этого подразделения.

Если в течение месяца сотрудник работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с его доходов следует перечислять по местонахождению каждого из них. Причем делать это нужно с учетом зарплаты, начисленной сотруднику за фактически отработанное время в каждом из подразделений. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 сентября 2013 г. № 03-04-06/38889. Если же сотрудник был направлен в обособленное подразделение организации в командировку, то НДФЛ с его доходов следует перечислять по местонахождению организации. Такой вывод следует из письма ФНС России от 15 мая 2014 г. № СА-4-14/9323.

Пример расчета и перечисления НДФЛ с зарплаты сотрудника, работавшего в разных обособленных подразделениях организации

В сентябре кладовщик Беспалов работал в трех подразделениях ООО «Альфа»:
- со 2 по 10 сентября - в головном отделении организации;
- с 11 по 20 сентября - в обособленном подразделении, расположенном в г. Балашиха Московской области;
- с 23 по 30 сентября - в обособленном подразделении, расположенном в г. Покров Владимирской области (предприятие «Альфа-1»).

Должностной оклад Беспалова - 45 000 руб. Права на стандартные налоговые вычеты сотрудник не имеет. Зарплату начисляет бухгалтерия головного отделения «Альфы». Сумма НДФЛ с зарплаты Беспалова за сентябрь составила 5850 руб. (45 000 руб. × 13%). Чтобы правильно перечислить налог по местонахождению каждого подразделения организации, бухгалтер «Альфы» распределил сумму НДФЛ пропорционально зарплате, начисленной Беспалову за фактически отработанное время в каждом подразделении.

В сентябре 21 рабочий день. Суммы НДФЛ, которые «Альфа» должна перечислить в бюджеты по местонахождению своих подразделений, составляют:
- головное отделение (Москва) - 1950 руб. (5850 руб. : 21 дн. × 7 дн.);
- подразделение в г. Балашихе - 2229 руб. (5850 руб. : 21 дн. × 8 дн.);
- подразделение в г. Покрове (предприятие «Альфа-1») - 1671 руб. (5850 руб. : 21 дн. × 6 дн.).

Головное отделение «Альфы» зарегистрировано в ИФНС России № 43 по г. Москве. ИНН организации - 7743123456, КПП - 774301001. ОКТМО для уплаты налогов - 45338000.

В Покрове подразделение (предприятие «Альфа-1») зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 11 по Владимирской области. По месту регистрации подразделения «Альфе» присвоен КПП 332101001. ОКТМО для уплаты налогов - 17646120. Подразделение выделено на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и полномочия на перечисление налогов от головного отделения.

В Балашихе по месту регистрации подразделения «Альфе» присвоен КПП 500101108. ОКТМО для уплаты налогов - 46704000. У подразделения нет отдельного расчетного счета и полномочий на уплату налогов от головного отделения. Следовательно, НДФЛ за сотрудников, работающих в этом подразделении, перечисляет головное отделение, указывая в качестве получателя ИФНС России по г. Балашихе.

В платежных поручениях на перечисление НДФЛ указываются следующие реквизиты плательщиков и получателей:

Плательщик

Реквизиты плательщика

Реквизиты получателя

Головное отделение (г. Москва)

ООО «Альфа», ИНН 7743123456, КПП 774301001, р/с 40702810400000001111 в отделении № 1 АКБ «Надежный», к/с 30101810400000000222, БИК 04483222

УФК по г. Москве (ИФНС России № 43 по г. Москве), ИНН 7743777777, КПП 774301001, номер счета получателя: 40101810800000010041 в Отделении 1 Москва, БИК 044583001, ОКТМО 45338000

Головное отделение (г. Москва) по местонахождению обособленного подразделения в г. Балашихе, Московская область

ООО «Альфа», ИНН 7743123456, КПП 500101108, р/с 40702810400000001111 в отделении № 1 АКБ «Надежный», к/с 30101810400000000222, БИК 04483222

УФК по Московской области (ИФНС России по г. Балашихе Московской области), ИНН 5001000789, КПП 500101001, номер счета получателя 40101810600000010102 в
Отделении 1 Москва, БИК 044583001, ОКТМО 46704000

Обособленное подразделение (г. Покров, Владимирская область)

Предприятие «Альфа-1», ИНН 7743123456, КПП 332101001, р/с 40702810400000003333 в отделении № 2 АКБ «Надежный», к/с 30101810100000000602, БИК 041708603

УФК по Владимирской области (Межрайонная ИФНС России № 11 по Владимирской области), ИНН 3316300599, КПП 331601001, номер счета получателя 40101810800000010002 в Отделении Владимир, БИК 041708001, ОКТМО 17646120

НДФЛ с доходов сотрудника-надомника нужно перечислять по местонахождению либо головного отделения организации, либо обособленного подразделения, которым может быть признано рабочее место надомника. Следует ли вставать на налоговый учет по местонахождению рабочего места надомника, определяет налоговая инспекция, исходя из условий трудового договора, заключенного между организацией и надомником. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/1/18299 и от 18 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8192, ФНС России от 18 января 2011 г. № ПА-4-6/449.

А вот НДФЛ с доходов дистанционных сотрудников нужно перечислять по местонахождению головного отделения организации. В отличие от надомников по месту работы дистанционных сотрудников обособленные подразделения возникнуть не могут. Это следует из положений статьи 312.1 Трудового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61300.

Организация, у которой несколько обособленных подразделений открыты в одном муниципальном образовании, но на территориях разных налоговых инспекций, может встать на налоговый учет по местонахождению одного из них (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). В эту налоговую инспекцию можно перечислять НДФЛ по всем обособленным подразделениям, которые расположены на территории муниципального образования. Если организация встала на учет по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, НДФЛ нужно перечислять по месту учета каждого из них.

Некоторые особенности имеет порядок перечисления НДФЛ в городах Москве и Санкт-Петербурге, имеющих в своем составе внутригородские муниципальные образования, в которых могут быть самостоятельные местные бюджеты. Организации, зарегистрированные в этих городах, тоже могут воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и встать на учет по местонахождению одного из своих обособленных подразделений. Однако перечислять НДФЛ такие организации должны в местные бюджеты по местонахождению каждого конкретного обособленного подразделения, даже если они расположены на территориях, неподведомственных налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете. То есть в платежных документах нужно указывать ОКТМО внутригородского муниципального образования по фактическому местонахождению обособленного подразделения.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. № 03-04-06/3-37, от 1 июля 2010 г. № 03-04-06/8-138, от 15 марта 2010 г. № 03-04-06/3-33 и ФНС России от 29 августа 2012 г. № ЗН-4-1/14304 и от 3 августа 2011 г. № АС-4-3/12547.

Ситуация: может ли обособленное подразделение организации самостоятельно перечислять в бюджет НДФЛ, удержанный с работающих в нем сотрудников?

Да, может.

Для этого головное отделение организации должно возложить на обособленное подразделение обязанности налогового агента по НДФЛ. Оформить передачу таких полномочий можно доверенностью, которую обычно выдают руководителю обособленного подразделения (п. 3 ст. 55 ГК РФ). На основании этой доверенности обособленное подразделение будет рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет (по своему местонахождению) НДФЛ, удержанный с работающих в нем сотрудников. Кроме того, подразделение должно будет вести учет выплаченных доходов. Это следует из положений пунктов 4 и 7 статьи 226 и статьи 230 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 3 декабря 2008 г. № 03-04-07-01/244.

Для организаций, у которых несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании (для Москвы и Санкт-Петербурга - на территории одного города) и подведомственны разным налоговым инспекциям, действует особый порядок уплаты НДФЛ.

Пример перечисления в бюджет НДФЛ, удержанного из доходов сотрудников обособленного подразделения организации

Головное отделение ООО «Альфа» расположено в г. Москве. Организация имеет обособленное подразделение в г. Астрахани. Оно зарегистрировано в ИФНС России по Кировскому району Астрахани. Руководителю подразделения выдана доверенность на исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ.

В марте сотрудникам обособленного подразделения была начислена зарплата в сумме 200 000 руб. Сумма удержанного НДФЛ составила 26 000 руб. Зарплата выплачена 5 апреля. В этот же день НДФЛ был перечислен в бюджет Астрахани со счета обособленного подразделения организации. По итогам года справки по форме 2-НДФЛ бухгалтер подразделения представил в налоговую инспекцию по Кировскому району г. Астрахани.

Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция оштрафовать организацию по статье 123 Налогового кодекса РФ, если вся сумма НДФЛ (в т. ч. и по обособленным подразделениям) перечислена в бюджет по местонахождению головного отделения организации?

Нет, не имеет.

Пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что организация - налоговый агент, имеющая обособленные подразделения, должна перечислять суммы удержанного НДФЛ как по местонахождению головного отделения организации, так и по местонахождению каждого из ее обособленных подразделений. Однако ответственность за несоблюдение этого порядка налоговым законодательством не установлена. Поэтому если НДФЛ удержан правильно и перечислен в бюджет своевременно, то оснований для привлечения налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ у налоговой инспекции нет. Даже если вся сумма НДФЛ была перечислена в бюджет по местонахождению головного отделения организации.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом ФНС России от 2 августа 2013 г. № БС-4-11/14009 и устойчивой арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 24 марта 2009 г. № 14519/08, ФАС Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/17435-10, от 13 октября 2009 г. № КА-А40/10725-09, Центрального округа от 13 февраля 2009 г. № А64-2317/08-26, Северо-Западного округа от 4 февраля 2008 г. № А56-29822/2006).

Ситуация: вправе ли налоговая инспекция начислить пени, если вся сумма НДФЛ перечислена организацией в бюджет по местонахождению ее головного отделения? Головное отделение и обособленные подразделения находятся в разных субъектах РФ .

Нет, не вправе.

Российские организации, которые имеют обособленные подразделения, обязаны перечислять удержанные суммы НДФЛ как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). То есть налог, удержанный из доходов сотрудника обособленного подразделения, должен быть уплачен в бюджет в том регионе, где находится это подразделение.

Однако пени - это санкция, которая взимается за то, что налог уплачен с опозданием (ст. 75 НК РФ). Других оснований для применений этой санкции законодательство не предусматривает. Поэтому если налоговый агент перечислил НДФЛ в установленный срок, начислять пени неправомерно. Даже если при перечислении был нарушен порядок распределения налога между бюджетами разных регионов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 7 апреля 2015 г. № БС-4-11/5717. Свою позицию представители налоговой службы подкрепляют сложившейся арбитражной практикой. А большинство судов считают, что начисление пеней возможно только в том случае, если у налогового агента имеется фактическая задолженность перед бюджетом.

Если вся сумма удержанного НДФЛ (в т. ч. по обособленным подразделениям) перечислена по местонахождению головного отделения организации, то у организации как у налогового агента недоимки не возникает. А следовательно, основания для начисления пеней отсутствуют. Такие выводы отражены, например, в постановлениях ФАС Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/17435-10, от 8 октября 2008 г. № КА-А40/8752-08, Северо-Западного округа от 31 марта 2011 г. № А56-94715/2009, от 2 августа 2007 г. № А56-12516/2006.

Уплата НДФЛ при ликвидации организации

Если организация ликвидируется, НДФЛ перечисляйте в бюджет по мере расчетов с кредиторами второй очереди (выплаты зарплаты сотрудникам) (п. 1 ст. 64 ГК РФ). Это связано с тем, что НДФЛ фактически платят сотрудники, а не организация (ст. 207 НК РФ). Организация только перечисляет налог в бюджет в качестве налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ). Однако если задолженность по НДФЛ возникла до начала ликвидации в связи с тем, что организация не перечислила в бюджет фактически удержанный налог, она погашается в платежах третьей очереди (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

Налоговый агент по НДФЛ – лицо или организация, которая является источником выплаты доходов налогоплательщику. В обязанность налоговых агентов входит исчисление и перечисление налога. Далее подробно разберем кто конкретно исполняет роль агента и как происходит удержание.

Кто относится к понятию налогового агента по НДФЛ

Согласно 226ст. налогового кодекса Российской Федерации, агентами признаются:

  • Организации, зарегистрированные на территории РФ
  • Индивидуальные предприниматели
  • Нотариусы и адвокаты так же обязаны перечислять НДФЛ
  • Обособленные подразделения иностранных компаний

Под налоговой базой по НДФЛ стоит понимать выплаты налогоплательщикам за счет средств налогового агента.

  • Даже если компания является посредником и нанимает сотрудников для работы в другой компании, агентов выступает именно она, поскольку непосредственно выплату заработной платы осуществляет компания исполнитель, согласно трудового договора с работниками.
  • Если физическое лицо не зарегистрировалось официально, как индивидуальный предприниматель,но платит денежные средства другим гражданам, то он не признается налоговым агентом. В этом случае получатели денежных средств должны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ

Что входит в обязанности налогового агента

Перечень обязательств, который предоставляется для исполнения налоговым агентом не велик, однако его стоит соблюдать.

1.Исчислить НДФЛ с выплат сотрудникам, вовремя и своевременно

2.удержать с них налог, а также письменно уведомить налоговый орган о невозможности исчисления налога, не позднее месяца со дня, когда стало известно о данном факте

3.перечислить 13% в бюджет

4.каждый квартал отчитываться по налогу по форме 6НДФЛ и раз в год по 2НДФЛ

Важно!! Для того, чтобы организация имела возможность удержать подоходный налог, его уплата должна происходить с выплат сотрудников и никак иначе. Запрещается Законом вносить какие-либо изменения в трудовые договора по поводу уплаты данного налога с дохода физического лица.

Налоговыми агентами являются организации и индивидуальные предприниматели, которые состоят на учете в налоговом органе на территории России и приобретают товары у иностранцев, которые, в свою очередь, не состоят на учете в налоговых органах на территории России, а также если между ними возникают посреднические отношения.

Важно! В этом случае они обязаны исполнить роль налогового агента не зависимо от того, являются ли они плательщиком НДС.

2) В случае, когда государственные органы арендуют федеральное имущество, они признаются арендаторами и тоже выступают в качестве налогового агента.

3)Когда предприятие реализует конфискованное имущество, например банк, либо имущество без хозяина, то оно так же должно вступить налоговым агентом.

Предоставление справки 2 НДФЛ- одна из обязанностей налогового агента

В обязанности налогового агента так же входит предоставление справок работникам по форме 2 НДФЛ, а также сдача отчета за год.

Как правило, данную справку работодатель выдает сотруднику при увольнении, для дальнейшей передачи на новое место трудоустройства. Если сотрудника не выдали данный документ, он вправе попросить бухгалтера об этом.

В справки 2НДФЛ полностью отражается весь полученный за год доход физического лица, с удержаниями и разбивкой по кодам, был то отпуск, либо его компенсация, а так же больничный.

Не включаются в справку следующие доходы:

  • Выходное пособие при увольнении
  • Пособия, положенные по беременности и родам
  • Компенсации, в случае причинения вреда

Отчет 2 НДФЛ на уволенного сотрудника, что обязан предоставить налоговый агент

По окончании года налоговый агент обязан предоставить в налоговую службу отчет на всех уволенных сотрудников, номер справки должен совпадать с тем же, что выдан сотруднику.

* 01.04 будущего года – по всем доходам сотрудника – статус 1;

* 01.03 будущего года – по доходам, в отношении которых удержание не производилось – статус 2.

Если данный период попадает на нерабочий день, то он сдвигается на идущий следом рабочий день

за 2017 год отчеты 2 НДФЛ подаются:

Раздел Информация
Заголовок Ставим признак, один или два,

1.Отчет о доходах и налогах

2.Если налог не взымался

Верхнее поле Указывается отчетный период, в нашем случае всегда год и код вашей ИФНС, а также ставится номер корректировки:

00- Если отчет составляется впервые

01- Если вторичный и т.д.

Раздел 1 Данные налогового агента, который удерживал НДФЛ, а именно организация, если им было обособленное подразделение, то его КПП и ОКТМО
Раздел 2 Данные физического лица, которым получен доход, его инициалы, ИНН, адрес проживания
Раздел 3 Данные о доходах, в зависимости от ставки, если на весь доход была ставка 13%, то он заполняется один, если были другие доходы под ставку например 30%, то раздел заполняется еще раз
Раздел 4 По каждому коду указываются предоставленные вычеты, например, стандартные на ребенка, имущественные или другие
Раздел 5 Указывается общая сумма дохода, налоговая база, исчисленный, удержанный, перечисленный, излишне удержанный и не удержанный налог

Важно! Когда сотруднику при увольнении выплачивается в трехкратном размере выходное пособие, его не включают в раздел доходов, потому что оно не подлежит налогообложению.

Если же на предприятии, согласно внутреннему распорядку предусмотрено более трех пособий, то необходимо показать их в третьем разделе.

Справку подписывает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. Главный бухгалтер может подписать справку, если он имеет доверенность на право подписи, выданную руководителем организации.

Пример заполнения справки 2НДФЛ налоговым агентом

Исходные данные для заполнения:

Сотрудник Агильбаева В.М. работала на предприятии ООО «Баррель» 9 месяцев из 2017г., доходы, которые облагались налогом под 13% составили:

Месяц Код дохода Сумма дохода Код вычета Сумма вычета месяц Код дохода Сумма дохода Код вычета Сумма вычета
1 2000 8100.00 6 2000 8100.00
2 2000 8100.00 7 2000 8100.00
3 2000 8100.00 8 2000 8100.00
4 2000 8100.00 9 2000 8600.00
5 2000 8100.00 9 4800 6847.59

Вычеты:

Код вычета Сумма вычета Код вычета Сумма вычета Код вычета Сумма вычета Код вычета Сумма вычета
126 14000.00

Общие суммы дохода и налога:

Из расчета видно, что у сотрудника была компенсация отпуска при увольнении, а также есть ребенок, на которого положен вычет.