» »

Агротехнические требования к зерноуборочным машинам. Виды и классификация зерноуборочных комбайнов Кто придумал комбайн

03.05.2020

При раздельной уборке потери зерна за валковой жаткой допускаются не более 0,5% для прямостоячих хлебов и 1,5% для полеглых. Потери зерна при подборе валков не должны превышать 1%, чистота зерна в бункере должна быть не менее 96%.

При прямом комбайнировании чистота зерна в бункере должна быть не ниже 95%. За жаткой комбайна допускается до 1% потерь для прямостоячих хлебов и 1,5% для полеглых. Общие потери зерна из-за недомолота и с соломой должны бытьне более 1,5% при уборке зерновых и не более 2% при уборке риса. Дробление не должно превышать 1% для семенного зерна, 2% для продовольственного, 3% для зернобобовых и крупяных культур.

Назначение и общая характеристика зерноуборочного комбайна «Дон-1500»

Самоходный зерноуборочный комбайн «Дон-1500» предназначен для уборки культур прямым и раздельным комбайнированием во всех зерновых зонах страны с использованием дополнительных приспособлений для уборки зернобобовых, крупяных, мелкосемянных культур, подсолнечника, семенников трав, сои, кукурузы на зерно.

В зависимости от зоны применений и условий уборки комбайн «Дон» можно оборудовать копнителем для сбора соломы и половы или измельчителем с подачей массы в прицепные тележки или разбрасывания ее по полю.

Техническая характеристика

Ширина захвата жатки, м…………………………5; 6; 7; 8,6

Пропускная способность молотилки, кг…………………6-8

Масса с копнителем и 6 метровой жаткой, т…………….13

Ширина молотилки, мм…………………………….…..1500

Диаметр барабана, мм….…………………………….….800

Частота вращения барабана, об/мин…….…….….512-954

Вместимость бункера зерна, м3……………………….….6

Мощность двигателя, л.с.…………………….…………235

Высота комбайна, м……………………………….………..4

Длина с копнителем и делителем, м…………………….11

Устройство

Комбайн «Дон-1500» (рис. 1) состоит из следующих составных частей: жатвенной части, платформы-подборщика, молотилки, оборудования для уборки незерновой части урожая, ходовой части, двигателя, гидравлической системы, системы электрооборудования, а также дополнительного оборудования.

Жатка фронтально навешена на молотилку, соединяется с проставкой посредством сферического шарнира 46 и механизма уравновешивания, во время работы опирается на почву двумя башмаками 1, копируя неровности поля в продольном и поперечном направлениях. Внутри проставки установлен промежуточный битер 7. Проставка жестко соединена с наклонной камерой 8, которая верхней частью шарнирно связана с корпусом молотилки, а нижней опирается на два гидравлических цилиндра 45, установленных на балке моста ведущих колес. В корпусе наклонной камеры находится плавающий транспортер 9. На жатке установлены мотовило 5, режущий аппарат 2, шнек 6 и механизмы привода рабочих органов.

Молотилка состоит из следующих основных частей и механизмов: молотильного аппарата, включающего бильный барабан 11, подбарабанье 43 и отбойный битер 14; соломотряса 33 и очистки, состоящей из транспортной доски 42, верхнего 31 и нижнего 32 решет, вентилятора 39, шнеков 30, 36 и домолачивающего устройства 35. На крыше молотилки установлен бункер для зерна 17.

Оборудование для сбора незерновой части урожая - копнитель 21, который крепится к задней части молотилки. Он включает в себя камеру и механизмы соломонабивателя 19 и половонабивателя 28. В зависимости от зоны применения комбайна он может быть оборудован измельчителем соломы или капотом для укладки соломы в валок.

Ходовая часть комбайна состоит из ведущего моста с колесами 44, механизма привода, коробки диапазонов скоростей, тормозной системы; моста управляемых колес 26 с гидравлическим управлением.

Гидравлическая система позволяет комбайнеру изменять режимы работы и параметры установки рабочих органов со своего рабочего места.

Силовая установка - дизельный двигатель СМД-31 А.

Кабина 12 - теплозвукоизолированная, имеет принудительную вентиляцию, может быть оборудована кондиционером. Для удобства работы механизатора сделаны две двери. В кабине сосредоточены все органы управления, приборы контроля и сигнализации.

Технологический процесс комбайна происходит следующим образом: при его движении по полю планки 4 вращающегося мотовила 5 погружаются в стеблевую массу, отделяют узкую полосу растений и подводят их к режущему аппарату 2.

Срезанные стебли мотовило перемещает дальше к шнеку жатки 6. Шнек спиралями левого и правого направлений подает стебли к центру жатки в зону пальчикового механизма, который захватывает срезанную массу и перемещает в окно жатки. Отсюда масса забирается битером 7 проставки и проталкивается в наклонную камеру 8 к плавающему транспортеру 9. Нижняя ветвь транспортера перемещает стебли в молотильный аппарат. Вращающийся молотильный барабан 11 наносит удары по хлебной массе и протаскивает ее по неподвижной деке, в результате чего зерно выделяется из колосьев. Большая часть зерна сепарируется через подбарабанье на транспортную доску 42 очистки. Оставшаяся масса (зерно и солома) с большой скоростью выбрасывается на вращающийся отбойный битер 14 отражается от его лопастей под острым углом, что приводит к снижению скорости потока, разрыхлению массы и выделению зерна. Остальной ворох направляется на переднюю часть соломотряса 33. Ступенчатые клавиши соломотряса, совершая круговое движение, интенсивно перетряхивают солому. Зерно и мелкие примеси просыпаются через отверстия клавиш и сходят по их наклонному дну на транспортную доску 42 очистки. Ступенчатые боковины клавиш перемещают солому к выходу из молотилки в зону действия соломонабивателя 19, который проталкивает солому в копнитель 21.

Зерновой ворох, выделенный молотильным барабаном и соломотрясом, попадает на совершающую колебательные движения транспортную доску 42 очистки, которая перемещает ворох на верхнее решето, соединенное с транспортной доской. Зерно просыпается между жалюзи верхнего решета 31 и попадает на нижнее решето 32 (колеблющееся навстречу верхнему). Пройдя нижнее решето, очищенное зерно попадает в зерновой шнек 36, которым оно подается в бункер 17. Решета продуваются потоком воздуха, который создается вентилятором 39. Воздушный поток выносит с решет в копнитель легкие примеси (полову).

С верхнего решета 31 примеси и необмолоченные колосья попадают на удлинитель верхнего решета 29, задача которого выделить из вороха, поступившего на него, необмолоченные колосья.

Зерноуборочный комбайн фирмы MASSEY FERGUSON «MF 36 RS»:

1 - жатка; 2 - механизм выравнивания; 3 - мотовило; 4 - шнек; 5 - транспортер; 6 - мост ведущих колес; 7 - вентилятор очистки; 8 - кабина; 9 - кондиционер; 10 - рабочие фары; 11 - молотильный барабан; 12 - роторный сепаратор; 13 - транспортная доска; 14 - решетный стан; 15 - соломотряс; 16 - шасси; 17 - мост управляемых колес; 18 - измельчитель соломы; 19 - бункер

уборка зерно культура

Удлинитель имеет поперечные и продольные жалюзи, что увеличивает выделение колосьев, а для снижения скорости перемещения вороха и увеличения времени для выделения колосьев удлинитель крепится к раме верхнего решета под небольшим углом. Необмолоченные колосья проваливаются через жалюзи удлинителя и попадают в колосовой шнек 30, который перемещает их в домолачивающее устройство 35.

Примеси, имеющие размер больше необмолоченного колоса (полова, сбоина), не проходят через жалюзи удлинителя, сходят с него и посредством половонабивателя 28 перемещаются в переднюю нижнюю часть копнителя 25.

Российские комбайны уверенно завоевывают отечественный рынок, вытесняя зарубежных производителей. Причин этому несколько: возросший уровень оснащенности машин передовыми технологиями; повышение надежности; доступные цены.

Первые комбайны для уборки зерновых были завезены в СССР из США. Первая отечественная модель — Коммунар — появилась в начале 40-х гг. прошлого века на Запорожском заводе. В 1931-м начал работать Ростсельмаш, выпустивший модель Сталинец-1, через год появились аналогичные машины из Саратова. Комбайн Сталинец 6 выпущен в 1947-м.

1936 год — появление машины СКАГ-5А, способной убирать увлажненные зерновые; 1947-й — первого самоходного агрегата С-4. С 1956-го производился комбайн СК-3, с 1962-го — СК-4, с 1969-го — СКД-5 Сибиряк. Машина Нива выпущена Ростсельмашем в 1970-м, а Колос (СК-6- II) — в то же время Таганрогским заводом.

Сталинец

Машины такой марки являлись прицепными и выпускались в 1931-1958 гг. Комбайн Сталинец 6 — последний в серии и первая послевоенная машина, участвовавшая в освоении целины. Обладала пропускной способностью 2,5 кг/с. В ней применены:

  • модернизированная молотилка агрегата Сталинец-1 с увеличенными размерами колес;
  • увеличенная до размера 4,9 м жатка комбайна Коммунар;
  • бункер емкостью 1,8 м³;
  • карбюраторный двигатель марки У-5МА мощностью 40 л. с.;
  • конвейерно-роторный соломотряс Г-образного типа.


Другие

Выпуск комбайнов в СССР и их совершенствование шли постоянно. На смену прицепным машинам в 1947 году пришли самоходные (первенец — С-4). Из последних марок — выпущенные в 1970 году:

  1. Нива. Производитель — Ростсельмаш.
  2. Колос. Производитель — Таганрогский комбайновый завод.

Одновременно с зерновыми выпускались советские . Работы по их созданию начались в 1020-1930 гг. с механизации отдельных операций. В 1948-м появилась первая самоходная машина СПГ-1. В дальнейшем производились агрегаты:

  • теребильного типа, в которых вначале выдергивалась свекла из почвы, а затем обрезалась ботва;
  • срезающие ботву, после чего происходил процесс извлечения корнеплодов из земли.

Смотрите » ТОП-5 высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов марки Торум от завода Ростсельмаш

Российские

Зерноуборочные комбайны российского производства представлены несколькими брендами:

  • Ростсельмаш, занимающий 70% рынка, предлагающий весь спектр машин для уборки зерновых;
  • продолживший традиции сибирских комбайнов Енисей холдинг Агромаш;
  • реализующая в России концепции финского комбайна Sampo компания Terrion;
  • самая молодая из производителей комбайнов — фирма Муромец.

Ростсельмаш

Это группа компаний, включающая 13 предприятий.

Выпускает продукцию под марками ROSTSELMASH и VERSATILE в 4 странах на 10 производственных площадках.

Ее агрегаты поставляются в 56 стран. Объясняется успех:

  • 85-летней историей, связанной с выпуском комбайнов;
  • большой линейкой выпускаемых моделей;
  • оптимальным соотношением качества агрегатов и их цены;
  • наличием большого количества станций техобслуживания.


Ассортимент зерноуборочных комбайнов включает машины:

  1. NOVA. Относится к 3-му классу. Она неприхотливая, ремонтопригодная. Обладает мотором 180 л. с., работает с жатками шириной 3-6 м. Имеет зерновую емкость 4,5 м³.
  2. Серии Vector. Модель 410 — это тот же Дон 1500, но с современным кузовом. 450 — на гусеничном ходу — единственная модель компании на таком движителе. Машины с мощностью двигателя 255 л. с. комплектуются жатками 5-9-метровой ширины, собирают зерно в бункер емкостью 6 м³.
  3. Серии Acros (5-6-й классы), представленной большим числом модификаций, рассчитанных на уборку зерновых с разных площадей. Наиболее востребованные модели — 585/550 и 595. Последняя — для больших полей со средней урожайностью.
  4. Серии Torum (7-й класс), новые модели которой (780/750, 785/770) — из самых производительных (40 т/ч) в мире машин роторного типа, способны эффективно убирать урожай с засоренных и мокрых полей. Они с комфортной кабиной, бункерами емкостью 10,5 и 12 м³, с двигателями Мерседес (425, 506 л. с.). Ведутся работы по созданию беспилотной модели Torum 760.
  5. RSM 161. Отличается универсальностью, позволяет за сезон убрать зерновые, бобовые, крупяные, масличные культуры с 2000 га полей. У машины новая кабина, обеспечивающая панорамный обзор.

Смотрите » Надежные зерноуборочные комбайны Скиф, Лаверда и Есиль с максимальной производительностью

Агромаш

Производитель комбайнов на отечественном рынке давно, но из-за плохо развитой дилерской сети не может похвастаться большими успехами. Выпускает несколько моделей, которые способны убирать зерновые, сою, крупяные культуры, подсолнечник, зернобобовые: Агромаш 3000, 4000, 5000, 5121.


Машины 3-5-го классов. Укомплектованы:

  • моторами мощностью 180-280 л. с.;
  • жатками шириной 4-8 м;
  • зерновыми накопительными бункерами — 5-8 м³.

Terrion

Локализация производства в России комбайнов такой марки незначительна, хотя постоянно расширяется. Машины Terrion сегодня — это финские комбайны Sampo, собираемые из крупных узлов на отечественном предприятии.


Линейка моделей небольшая — 3 серии, 1 из которых представляет мини зерноуборочный комбайн для селекционных участков. Остальные:

  1. Серия 2000. Включает машины 2-3-го класса, способные убирать захватку шириной — 3,1-5,1 м. Агрегаты с мощностью двигателей 100-185 л. с., зерновыми бункерами с вместимостью 3,3-5,5 м³.
  2. Серия 3000, модели которой относятся к 4-му классу. У них мощнее (210-300 л. с.) силовые агрегаты, возможна комплектация жатками шириной 5,1-7,5 м. Бункеры для накопления зерна объемом 5,2-7,6 м³.

Муромец

Комбайн с таким названием один — Муромец 1500. Модель от предприятия, вышедшего на рынок в 2014 году. Первенец, относящийся к 4-му классу, обладает доступной ценой, что объясняется.

Многие знают про древние цивилизации египтян, ацтеков и инков. Однако существовало немало и других цивилизаций, не настолько известных, хотя и оставивших после себя следы своего существования. Здесь представлены только несколько из них.

1. Мехргарх (7 000 г. до н. э.)

В 1 974 было положено начало раскопкам в Мехргархе (Пакистан), однако из-за того, что не было заинтересованности правительства, а также по причине разрушения почвы и систематического расхищения этого места Мехргарх остался относительно скрытой цивилизацией. К тому же, исследовательские работы усложнялись тянувшейся племенной враждой и слабой защищенностью землекопов.

Мехргарх считается самой древней цивилизацией. Сохранившиеся артефакты говорят о развитом обществе с налаженными отношениями в торговле с разными регионами. Предположительно, Мехргарх имел место быть около 7 000 г. до нашей эры.

Численность населения Мехргарха приблизительно была где-то 25 тысяч человек, и доказательства жизни там все еще обнаруживаются. Многие из останков похоронены в глубинах земли. Найденные останки включают в себя ряд благополучно уцелевших строений из глиняного кирпича, а также кладбище.

2. Цивилизация Винча (5 000-3 500 гг. до н. э.)

Цивилизация Винча (другое ее название - цивилизация долины Дуная) отличается наличием одной из первых письменных систем в мире, включающей порядка 7-ми сотен знаков. Большая часть из них была обнаружена в керамике. Цивилизация Винча считается также одной из самых сложных из известных неолитических культур со своей развитой системой земледелия.

Берега Дуная сохранили некоторые доказательства существования этой цивилизации, предположительно существовавшей намного ранее цивилизаций Месопотамии и Египта.

В 1 908 на холме вблизи Белграда обнаружили ранние археологические подтверждения этой цивилизации. Предположительно, селения активно жили больше 1 000 лет, после чего были брошены. Каждое селение включало по нескольку тысяч человек.

Дома у поселенцев были построены из мазаной глины. Занимались они домашним животноводством и выращиванием зерновых культур. У них даже было подобие плуга для зерновых. К тому же были обнаружены доказательства медной посуды. А в Европе, к слову сказать, медную посуду стали использовать только спустя почти 1 000 лет.

Непонятно, по какой причине цивилизация Винча закончила свое существование. Ясно лишь то, что знания и инновации народа этой цивилизации, вероятно, канули в лету вместе с исчезнувшей цивилизацией.

3. Конар-Сандал (4 500-3 000 гг. до н. э.)

Конар-Сандал располагается в Джирофте (город на юге Ирана). В 2 002 был обнаружен зиккурат (террасный храмовый комплекс), являющийся одним из самых крупных и древних в своем роде во всем мире. На сегодня в Конар-Сандале исследованы 2 кургана. В ряду открытий крупное 2-хэтажное сооружение с весьма мощными стенами. А значит, эти стены, вероятно, служили как тип укрепления.

Обнаруженный зиккурат показывает цивилизацию, которая основана на ритуалах и вере. Предположительно, зиккурат датируется приблизительно 2 200 г. до нашей эры и, возможно, был построен Араттой (царство бронзового века, описанное в шумерских текстах, но его место расположения не найдено). Это место руководителем раскопок было охарактеризовано как «независимой цивилизацией бронзового века со своей архитектурой и языком.»

Местность была разграблена и подвергнута раскопкам без соответствующих разрешений. История умалчивает, как много сокровищ было утрачено. Тем не менее, говорят, что цивилизация может предоставить доказательства самого старого письменного языка в мире.

4. Цивилизация Норте Чико (3 500-1 800 гг. до н. э.)

Цивилизация Норте Чико - одна из самых загадочных. По сей день мало что известно об этом доколумбовом обществе в Перу, которое, возможно, является древнейшей из известных цивилизаций в Америке.

Были найдены свидетельства огромных сооружений, в том числе пирамид, и следы непростых оросительных систем, но мало что говорит о повседневном укладе жизни людей. На сегодня открыто 6 пирамид. Эти пирамиды не были такими сложными по сравнению с поздней архитектурой инков, но все же они были довольно сложными строениями.

Селения Норте Чико были расположены в северной части от сегодняшней Лимы. Отличительной чертой Норте Чико является тот факт, что она относилась к тем редким цивилизациям, которые не умели изготавливать керамику, поскольку в местах их поселений не было обнаружено таких артефактов. Якобы, они использовали тыквы вместо этого, которые имели ограниченное применение в приготовлении пищи.

До наших дней в их артефактах было найдено считанное количество образцов искусства и украшений, однако, по-видимому, была какая-то вера в божества, вот только неизвестно, в какой форме существовала их вера.

Селения, предположительно, забросили в 1 800 г. до нашей эры, однако не совсем понятно по какой причине. Отсутствуют доказательства, что они принимали участие в каких-либо военных действиях или конфликтах, также как и нет доказательств того, что они претерпели какое-либо стихийное бедствие. Их селения располагались вблизи 3-х главных рек, посему быть может, что длительная засуха заставила людей мигрировать на новую территорию, хотя это не доказано.

В дореволюционной России производства комбайнов не было. В СССР К. возникло в конце 20-х—начале 30-х гг. В 1930 на заводе «Коммунар» (г. Запорожье) начался выпуск комбайнов «Коммунар». В 1932 производство этих комбайнов было организовано в Саратове. В 1931—32 на заводе «Ростсельмаш» начался выпуск прицепных зерноуборочных комбайнов С-1. Они пропускали через молотилку 2,5 кг зерновых в секунду и убирали, кроме зерна, подсолнечник, кукурузу, просо и другие культуры. За предвоенные годы комбайновые заводы СССР (в основном «Ростсельмаш» и запорожский «Коммунар») дали сельскому хозяйству почти 200 тыс. комбайнов, что сыграло большую роль в механизации уборки урожая.

Нового мощного развития комбайностроение достигло в СССР после Великой Отечественной войны 1941—45. Была проведена более чёткая специализация заводов сельскохозяйственного машиностроения; основным предприятием советского комбайностроения стал завод «Ростсельмаш», выпускавший прицепные комбайны С-6 и РСМ-8. С 1947 до 1956 на Таганрогском, Тульском и некоторых других заводах изготовлялись самоходные комбайны С-4, а в 1956-58 - модернизированные комбайны С-4М. В 1958 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о прекращении производства прицепных зерноуборочных комбайнов и об организации выпуска более производительных самоходных комбайнов. К этому времени была создана модель самоходного комбайна СК-З и производство комбайнов началось на заводе «Ростсельмаш» и Таганрогском комбайновом заводе. С 1962 эти заводы стали производить самоходные комбайны.

Вот какие были самые массовые варианты:

1. СК-3


В свое время стал настоящим прорывом.

Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.

2. СК-4


Получил всемирное признание.

Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели - СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.

3. СКД-6 «Сибиряк»


Отличная была машина.

Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.

4. Енисей 1200


Надежный и выносливый уборщик.

Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.

5. Дон-1500


Этот комбайн помнит каждый.

Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.

6. КСГ-Ф-70


Машина для работы в тяжелых условиях.

Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.

7. СК-5 «Нива»

На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу, ведь доставался он тяжелым трудом крестьян. Поспевшую пшеницу или рожь жали чаще всего женщины с помощью серпов.

А с развитием технического прогресса им на смену пришли зерноуборочные комбайны.

История зерноуборочных комбайнов началась в Соединенных штатах Америки в начале девятнадцатого века. Еще в 1828 году в США была запатентована первая сложная комбинированная система для уборки зерновых. Машина самостоятельно срезала культуры, обмолачивала их и очищала зерно от мусора. Однако, построена эта машина так и не была.

Первым же реализованным проектом комбайна следует считать машину, которая была изобретена американцами Бриггсом и Карпентером еще в 1836 году. Машина была установлена на четырехколесной повозке и передвигалась при помощи лошадиной тяги. Привод же режущего и молотильного аппаратов осуществлялись за счет передачи от задних колес.

В том же 1836 году конструкторы Мур и Хескалл запатентовали машину, которая по основным принципам работы очень походила на конструкцию современных комбайнов.

Эта машина в 1854 году работала на полях Калифорнии и убрала около шестисот акров, что примерно равняется двести сорока гектарам.

Стоит отметить, что до 1867 года разработкой и созданием зерноуборочных комбайнов занимались преимущественно в восточных штатах.

В 1875 году, в той же Калифорнии конструктор Петерсон построил машину, которая наконец-то получила признание производителей. И уже в 1890 году сразу шесть промышленных компаний выпускали зерноуборочные комбайны для продажи. Все комбайны делались главным образом из дерева и перемещались при помощи лошадей или мулов, а привод на рабочие органы комбайна осуществлялся от колес, а с 1889 года - от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов, и их вес иногда доходил до 15 т.

Параллельно с американскими конструкторами комбайн был создан и запатентован в Австралии изобретателем МакКеем, прочитавшем в 1883 году о калифорнийских комбайнах.

В начале ХХ века началось производство первых самоходных комбайнов. Первопроходцем в этом деле стала американская компания Holt, которая в 1905 году представила миру свой первый самоходный комбайн на паровой тяге, а в 1907 году и комбайн с двигателем внутреннего сгорания.

Применение в последующие годы более надежных материалов, совершенных механизмов и легких бензиновых двигателей значительно снизило вес комбайна, уменьшило стоимость и сделало их более доступными для применения в сельском хозяйстве США. Однако, эта совершенная машина, несмотря на её громадные преимущества, стала достоянием только крупных хозяйств, мелкие фермеры не могли купить комбайн.

Только с 1926 года началось относительно широкое внедрение комбайнов в сельскохозяйственном производстве США. Развитие зернового хозяйства США и высокие цены на хлеб при дороговизне рабочих рук в сельском хозяйстве влияли как на развитие производства комбайнов, так и на их внедрение.

Значительно затормозил развитие комбайностроения мировой кризис 1929-33 г.г., учитывая, что основным производителем комбайнов на тот момент были США, а по ним кризис "ударил" сильнее всего.

Новый толчок развитие комбайнов получило в 1937 году благодаря фирме Massey-Harris, которая усовершенствовала самоходные комбайны, сделала их более легкими и дешевыми и в 1940 году эти комбайны были запущены в массовое производство.

В Европе производство комбайнов развивалось гораздо медленнее. Первый самоходный комбайн европейского производства был представлен только в 1952 году фирмой Claeys.

А в 1953 году CLAAS представил комбайн "Геркулес", который стал первым коммерчески успешным европейским самоходным комбайном.

В России первые прообразы комбайнов также появились в XIX веке.
В апреле 1830 года русский изобретатель А. Вешняков представил Вольному экономическому обществу молотовеяльную машину, состоящую из молотильного аппарата, сит (решет) и вентилятора. Спустя три года крепостной крестьянин Жигалов создал так называемую "колосожатную машину", содержащую режущий аппарат. Машины не были объединены конструктивно в комбайн. Сделать это удалось 35 лет спустя агроному А. Р. Власенко, который изобрел так называемую "конную зерноуборку на корню", имеющую основные узлы и механизмы нынешнего комбайна. Работала она так. Лошади запрягались в дышло и толкали машину впереди себя. Гребенка прочесывала убираемые растения, отрывала колосья, а бильный барабан обмолачивал их. Зерновой ворох подавался затем на решето, которое отбирало зерно и отправляло его в бункер. И хотя на испытаниях, проведенных в сентябре 1868 года на полях Тверской губернии, машина показала хорошие результаты, царское правительство не сочло нужным заняться ее изготовлением - министр земледелия наложил на прошение о производстве запретительную резолюцию: "Выполнение сложной машины не под силу нашим механическим заводам! Мы же более простые жатвенные носильные машины и молотилки привозим из-за границы".


Так еще в 1869 году могла начаться, но не началась российская история применения зерноуборочных комбайнов. В 1870 году в Австро-Венгрии открылась Всемирная выставка, где демонстрировались новейшие конструкции сельскохозяйственных машин всех стран. Широко была представлена американская техника. Россия не смогла показать машину А. Р. Власенко, так как царская казна не отпустила средств на ее транспортировку.
А первый комбайн был завезён в Россию фирмой Holt в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, дал относительно хорошие показатели работы. Но применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл - в 1914 году началась Первая мировая война.
Вновь к комбайну возвращаются уже в СССР. В связи с организацией крупного товарного производства в зерновых совхозах СССР в период с 1929 по 1931 годы организуется массовый импорт комбайнов из США.Одновременно с импортом развертывается собственное производство. В начале 1930 года первенец советского комбайностроения завод "Коммунар" в Запорожье выпустил первые 10 советских комбайнов "Коммунар", к концу года общее число произведенных комбайнов достигло 347.